Закон рм о лицензировании отдельных видов деятельности

Рубрики Наша практика

Закон рм о лицензировании отдельных видов деятельности

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 30 июля 2001 года №451-XV

О регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования

(В редакции Законов Республики Молдова от 08.05.2002 г. №1044-XV, 28.06.2002 г. №1179-XV, 19.07.2002 г. №1265-XV, 13.12.2002 г. №1542-XV, 27.03.2003 г. №149-XV, 15.05.2003 г. №203-XV, 19.06.2003 г. №250-XV, 24.07.2003 г. №333-XV, 31.10.2003 г. №430-XV, 14.11.2003 г. №454-XV, 04.12.2003 г. №482-XV, 25.03.2004 г. №87-XV, 03.06.2004 г. №176-XV, 24.06.2004 г. №214-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 27.10.2005 г. №262-XVI, 24.02.2006 г. №34-XVI, 06.10.2006 г. №291-XVI, 16.03.2007 г. №63-XVI, 07.06.2007 г. №130-XVI, 26.07.2007 г. №202-XVI, 15.11.2007 г. №241-XVI, 14.12.2007 г. №281-XVI, 22.05.2008 г. №115-XVI, 10.07.2008 г. №181-XVI, 26.12.2008 г. №313-XVI, 03.02.2009 г. №9-XVI, 17.12.2009 г. №108, 04.06.2010 г. №109, 15.07.2010 г. №176, 17.03.2011 г. №42, 23.12.2011 г. №267, 08.06.2012 г. №127 (вступ. в силу 24.08.2012 г.), 05.07.2012 г. №158, 16.11.2012 г. №262, 13.03.2014 г. №26, 27.03.2014 г. №43, 19.06.2014 г. №109 (вступил в силу 25.01.2015 г.), 11.07.2014 г. №129, 18.07.2014 г. №158, 19.03.2015 г. №37, 14.04.2016 г. №70, 27.05.2016 г. №109 (вступил в силу 12.07.2016 г.), 09.06.2016 г. №127 (вступил в силу 07.07.2016 г.), 17.06.2016 г. №138, 22.07.2016 г. №181, 23.09.2016 г. №230, 16.12.2016 г. №292, 22.12.2016 г. №296, 17.03.2017 г. №34, 05.05.2017 г. №80, 21.07.2017 г. №178)

По всему тексту документа слова «Лицензионная палата» и «Палата» заменены словами «Агентство государственных услуг» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 05.05.2017 г. №80

Парламент принимает настоящий органический закон.

Статья 1. Назначение и сфера применения настоящего закона

(1) Настоящий закон определяет правовые, организационные и экономические основы регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования, устанавливает виды деятельности, подлежащие регулированию путем лицензирования, и направлен на обеспечение соблюдения условий, установленных законом для осуществления видов деятельности, подлежащих регулированию путем лицензирования.

(2) Порядок выдачи, продления действия, переоформления, приостановления и возобновления действия и аннулирования лицензий, выдачи их копий и дубликатов, ведения лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и применение соответствующих мер и санкций в отношении видов деятельности на банковском и небанковском финансовом рынке предусматриваются законами, специально регулирующими эти виды деятельности.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона применяются следующие понятия:

лицензия — административный документ разрешительного характера, выданный лицензирующим органом в процессе регулирования предпринимательской деятельности, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида деятельности (в полном объеме или частично) в течение определенного срока при обязательном соблюдении лицензионных условий;

заявитель — юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в Республике Молдова в качестве предприятия или организации независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также физическое лицо, которое может осуществлять отдельные лицензируемые виды деятельности на основании иных законодательных актов, представившее в лицензирующий орган декларацию и документы, необходимые для получения лицензии;

лицензиат — юридическое или физическое лицо, получившее лицензию;

лицензионные условия — совокупность требований и условий, установленных законами, специально регулирующими лицензируемые виды деятельности, выполнение которых заявителем и лицензиатом обязательно при осуществлении соответствующего вида деятельности;

лицензирование — совокупность процедур регулирования предпринимательской деятельности, связанных с выдачей, продлением, переоформлением, приостановлением и возобновлением действия и аннулированием лицензий, выдачей копий и дубликатов лицензий, ведением лицензионных дел и лицензионных реестров, контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдачей предписаний об устранении нарушений лицензионных условий;

одобрение по умолчанию — деяние, вследствие которого лицензия считается выданной, переоформленной, если лицензирующий орган не ответил заявителю на декларацию для получения, заявление о переоформлении лицензии в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим законом или законами, специально регулирующими лицензируемые виды деятельности;

лицензионный реестр — совокупность сведений о выданных, продленных, переоформленных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензиях;

единое окно — процедура, посредством которой лицензирующий орган в сотрудничестве с другими органами публичной власти или учреждениями, наделенными законом функциями регулирования и контроля, проверяет достоверность информации, представленной заявителем/лицензиатом, и/или передает полученные документы отраслевым органам на утверждение, если законодательством предусмотрено их утверждение, в режиме on-line через электронные сети, к которым лицензирующий орган имеет доступ, или иным установленным этими органами способом без вовлечения в этот процесс заявителя/лицензиата;

e-лицензирование — электронная услуга, предоставляющая посредством веб-интерфейса возможность заявителям или лицензиатам отправлять в режиме онлайн декларации для получения/продления лицензии или заявления о переоформлении лицензии и получать электронное подтверждение одобрения или отклонения деклараций/заявлений, имеющая юридическую силу, равнозначную процедуре, предусмотренной настоящим законом;

приостановление действия лицензии — лишение лицензиата на установленный срок права на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с предусмотренной законом процедурой;

аннулирование лицензии — лишение лицензиата права на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 13.03.2014 г. №26)

Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

a) обеспечение равенства прав и законных интересов всех предприятий, организаций, физических лиц;

b) прозрачность актов, необходимых для инициирования и/или ведения дела;

c) установление единого порядка лицензирования на территории Республики Молдова;

d) прозрачность принятия решений в сфере лицензирования;

e) прогнозируемость процесса лицензирования;

f) материальное и процедурное регулирование посредством законодательных актов условий и процедур лицензирования;

g) декларирование заявителем своей ответственности за подлинность документов, представленных лицензирующему органу, и за соблюдение лицензионных условий при осуществлении вида деятельности, на который испрашивается лицензия;

h) невовлечение лицензирующим органом заявителя/лицензиата в процесс проверки, утверждения документов, установленных законом к приему, проверке или утверждению согласно принципу единого окна;

i) одобрение по умолчанию в случае превышения лицензирующим органом срока, установленного для выдачи, продления действия, переоформления лицензии, и при отсутствии его письменного извещения, с изъятиями, предусмотренными настоящим законом или законами, специально регулирующими лицензируемые виды деятельности;

j) соблюдение баланса (соразмерность) интересов общества и прав предпринимателей при осуществлении контроля за соблюдением лицензионных условий, а также при приостановлении действия/аннулировании лицензий.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 13.03.2014 г. №26)

Статья 4. Критерии определения видов деятельности, подлежащих регулированию путем лицензирования

К видам деятельности, подлежащим регулированию путем лицензирования, относятся виды деятельности, отвечающие одному или обоим критериям, указанным в пунктах a) и b), вкупе с критерием, установленным в пункте c), а именно:

a) необходимость использования ограниченных ресурсов государства;

b) необходимость установления специальных условий и требований к деятельности, а также проверки их соблюдения в ходе осуществления деятельности в целях исключения нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства;

c) лицензирование не дублирует других регулирующих процедур, установленных законом для выделения ограниченных ресурсов государства и/или для обеспечения соблюдения специальных условий и требований в целях исключения нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства.

Статья 5. Государственная политика в области регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования

(1) Государственная политика в области регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования осуществляется Министерством экономики.

(2) В целях осуществления деятельности, отнесенной согласно настоящему закону к компетенции Министерства экономики, оно выполняет следующие функции:

a) осуществляет мониторинг за порядком исполнения настоящего закона лицензирующими органами и представляет ежеквартальные доклады об этом Парламенту и Правительству;

b) обобщает опыт в области регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования в соответствии с принципами, установленными Законом об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности №235-XVI от 20 июля 2006 года;

c) проверяет доклады об анализе регулирующих последствий проектов нормативных актов, касающихся регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования, и дает заключения на них при обязательном консультировании с частным сектором.

(3) Установленные настоящим законом лицензирующие органы участвуют в реализации государственной политики и выполняют соответствующие функции в области регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования в пределах положений настоящего закона, а также законов, специально регулирующих лицензируемые виды деятельности.

Закон рм о лицензировании отдельных видов деятельности

ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Деятельность в области защиты информации была признана важной для обеспечения государственности страны и потому стала подвергаться лицензированию. Так, 26 марта 1999 года Парламент Республики Молдова принял закон за номером 332-XIV о лицензировании отдельных видов деятельности, среди которых в разделе 14 (в части, касающейся Министерства Национальной Безопасности, преобразованного в Агентство безопасности и информации) присутствует и деятельность в области защиты информации.

Цель настоящей статьи -попытка оценки эффективности и возможности применения на практике статей Закона предприятиями и организациями, работающими с информацией и выполняющими работы по ее защите, поскольку проблема защиты сертификации во много раз сложнее, чем она представлена.

В рассматриваемом Законе лицензия на занятие определенными видами деятельности определяется как документ, удостоверяющий способность и право его обладателя осуществлять определенный вид деятельности при условиях, обеспечивающих высокое качество товаров и услуг.

Закон о лицензировании определяет также сферы действия, сроки, на которые выдаются лицензии (5 лет для деятельности в области защиты информации), документы, необходимые для получения лицензии и требования к ним, органы, уполномоченные выдавать лицензии, состав и порядок работы ведомственных лицензионных комиссий и многие другие аспекты процесса лицензирования.

В разделе 14 приложения 2 Закона определен перечень видов деятельности, которые попадают под его действие и касаются деятельности в области защиты информации и которые лицензируются Агентством по безопасности и информации. Выделяются следующие виды деятельности:

    1. разработка, производство, приобретение и реализация шифровальной техники, техническая помощь и профилактика шифровальных и других специальных средств хранения, обработки, передачи, снятия и записи информации для обеспечения ее достоверности и предоставление услуг по шифрованию;
    2. криптографическая и инженерно-техническая защита информации, крипто-алгоритмов и криптографического анализа;
    3. специальные обследования технических средств и сооружений в целях защиты от утечки информации по техническим каналам;
    4. разработка шифров;
    5. подготовка кадров в области криптографии.

Приведенный перечень достаточно внушительный и, на первый взгляд, покрывает стратегические направления в области защиты информации. Но при более подробном рассмотрении появляются вопросы, на которые не совсем просто ответить. К ним можно отнести следующие:

    1. Распространяются ли слова «разработка, производство, приобретение и реализация» пункта «а» на все последующие виды деятельности в области защиты информации, изложенные в пунктах Ь, с, d, е)? Если да, то некоторые из последующих теряют свой смысл, а если нет, то попадает ли под лицензирование научная деятельность, связанная с исследованиями в области криптографии?
    2. В перечне определены все виды работ, которые покрывают разработку шифров, криптографическую и инженерно-техническую защиту информации, криптографический анализ и прочие, но никак не покрывают деятельность, связанную с продажей криптографических средств. Как должна быть организована продажа криптографических средств?
    3. На кого и каким образом распространяется лицензирование Криптографической информации? В соответствии с законом для того, чтобы использовать криптографические Средства государственные и коммерческие структуры должны получить лицензию. Относится ли это положение к гражданам РМ, использующим (или предполагающим использовать в будущем) средства криптографии для защиты персональной информации?
    4. Разработка криптографических средств защиты информации также остается за рамками указанного закона, что заставляет задуматься о его функциональности. Какие стандарты должны использоваться при разработке криптографических средств?

Перечень проблемных вопросов может быть расширен, но по-нашему мнению, получение четких и однозначных ответов позволит разрешить основные проблемы, решение которых позволит исключить другие.

Оставляя первый вопрос о том, попадает ли под лицензирование научная деятельность, связанная с исследованиями в области криптографии, без ответа (во всяком случае, авторы не смогли получить у компетентных органов исчерпывающий ответ на него), ограничимся далее рассмотрением следующих и попытаемся их проанализировать.

В отношении второго вопроса, касающегося продажи криптографических средств, целесообразно рассмотреть следующие возможные ситуации:

1. Продажа криптографических средств в чистом виде. На сегодняшний день в Республике Молдова формируются основы рынка средств защиты информации, большинство продуктов импортируется (авторам известен только один криптографический продукт, разработанный в РМ). В большинстве случаев указанные продукты предлагаются местными фирмами, которые не обладают соответствующей лицензией. Ситуация такова, что если фирма импортирует «железную» криптографию (т.е. аппаратную реализацию), то в этом случае возможен контроль за импортом, продажей и использованием. В том случае, если это программная реализация, то она может выступать и реализовываться в качестве средства контроля доступа к информационным ресурсам, что в конечном итоге делает невозможным управление процессом распространения и использования.

2. Продажа криптографических средств, встроенных в функциональные продукты, такие, как операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ и другие. Важной проблемой, которая не решена в рамках Закона о лицензировании, является продажа криптографических средств в составе функциональных продуктов информационных технологий. На сегодняшний день большинство программных продуктов поставляются разработчиками со встроенными средствами криптографии. В зависимости от того, из какой страны они импортируются, определяется минимальная длина ключа (например, в США -стандартная длина ключа до недавнего времени равнялась 40 бит, но в декабре 1999 года это ограничение было снято и длина ключа без специального разрешения была увеличена до 56 бит). Кроме того, с помощью сети Интернет пользователи могут получить бесплатные расширения для использования средств криптографии, встроенных в стандартные продукты с длиной ключа до 128 бит. Следует отметить, что в большинстве функциональных продуктов обязательно присутствуют средства криптографической защиты.

3. Бесплатное распространение криптографических продуктов. Огромное количество продуктов, в том числе криптографических, можно получить бесплатно или условно-бесплатно. Это относится как к готовым продуктам (таким, как ранние версии PGP), так и криптографическим библиотекам, которые встраиваются в информационные системы (особенно распространены для операционной системы Windows 9x/NT, Linux). В данном случае процесс распространения происходит стихийно и не поддается контролю и, естественно, лицензированию.

Возвращаясь к закону РМ о лицензировании, следует отметить, что он предусматривает лицензирование деятельности, связанной с защитой информации от утечки по техническим каналам связи. Данный вид деятельности означает исследование зданий и сооружений на возможность утечки информации с помощью побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН). Естественно, что для государственных учреждений этот вопрос является принципиальным и должны быть предприняты все возможные меры для уменьшения риска потери информации. В то же время существует коммерческая деятельность, которая формально направлена на защиту информации от утечки по различным каналам связи, но фактически является промышленным шпионажем. В рекламных проспектах он формулируется следующим образом: «удаленное обследование и тестирование защищенности информационной системы заказчика». Для этого разработано и используется множество продуктов, как коммерческих, так и бесплатных, которые можно найти в сети Интернет. Если проводить параллель, то этот вид деятельности на много опаснее зафиксированного в законе, тем не менее он остается вне правового пространства.

Естественно, что в этих условиях, когда во многих случаях затруднен контроль или не поддается контролю продажи или распространения криптографических средств и продуктов, возникает вопрос о возможности управления процессами в области защиты информации, в общем, и разработки, распространения и использования криптографических средств, в частности.

Предпримем попытку рассмотрения цепочки условий и связей, обеспечивающих управляемость и высокое качество продуктов и услуг в области защиты информации. В рамках «классической» рыночной схемы существуют две взаимодействующие стороны: продавец (производитель) товаров и услуг и покупатель (потребитель).

Схема работает следующим образом. Производитель (продавец) предлагает продукты и услуги. Покупатель (потребитель) осуществляет выбор необходимых ему продуктов и услуг. Спрос рождает предложение, но потребитель остро нуждается в гарантиях, подтверждающих высокое качество. В силу специфики рынка продуктов и услуг по защите информации третьим активным участником обязательно должно стать государство в силу следующих обстоятельств. Во-первых, государство и государственные структуры являются основными потребителями этих продуктов и услуг в соответствии с положениями Закона «О государственной тайне». Во-вторых, государство берет на себя обязанности по лицензированию данной сферы деятельности. В-третьих, в соответствии с основной целью рассматриваемого Закона -государство обеспечивает высокое качество продуктов и услуг в области защиты информации посредством сертификации, аттестации, разработки соответствующих стандартов, нормативно-методического обеспечения и экспертизы.

В условиях становления рынка средств защиты информации действенные гарантии должно представлять только государство посредством формирования высоких требований к качеству продуктов и услуг с помощью системы государственных стандартов и сертификатов. Покупатель (потребитель) обязан признавать лицензию и сертификат в качестве гарантии. Приведенная схема достаточно проста, эффективна и функционирует без сбоев при условии тщательной проработки законодательного обеспечения.

При анализе статей рассматриваемого закона, а также складывающихся отношений в области защиты информации, возникает множество нестыковок, которые исключают эффективную работу схемы контроля качества. Во-первых, отсутствуют стандарты, которые определяют требования к продуктам защиты информации. Во-вторых, отсутствует система сертификации продуктов и услуг в этой области. В-третьих, не определен перечень продуктов по защите информации, которые необходимо сертифицировать.

Но самый главный недостаток нашей правовой системы — это отсутствие фундаментального Закона об информации и ее защите. Таким образом, на сегодняшний день складывается следующая ситуация: ничего не надо защищать (даже с учетом законов о защите государственной и коммерческой тайны); далее, соответственно, нечем защищать; и как следствие -отсутствуют требования к качеству?

Множество проблем, которые появляются в связи с использованием информационных технологий, не позволяют долго размышлять о том, что необходимо предпринять и в какой последовательности. Сегодня необходимо конструктивное их решение с учетом накопленного опыта и знаний.

Представленное видение проблем в рамках данной статьи является больше техногенным, чем юридическим (ввиду особенностей деятельности авторов), но, по-нашему мнению, в основе любого закона должны лежать предпосылки предметной области, основным принципом любого закона является адекватность соответствующей предметной области. Только в этом случае закон будет работать.

Обобщая сказанное выше, представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда любой субъект страны может продавать и распространять криптографические продукты.
  2. Все лица (как физические, так и юридические), а также органы государственной власти попадают под действие п. «б» приложения 2 Закона о лицензировании.
  3. Для обеспечения качества продуктов и услуг в области защиты информации необходимо разработать, определить и принять стандарты, в том числе криптографические, использование которых ориентировано, в первую очередь, на государственные информационные системы.
  4. Необходимо определение требований по защите информационных ресурсов и выделение основных, при защите которых в обязательном порядке должна быть использована криптография.
  5. Необходимо разработка системы действенных механизмов контроля за использованием криптографических средств. Опыт работы по обеспечению информационной безопасности показывает, что директивные ограничения, как правило, малоэффективны. Качество продуктов и услуг должно контролироваться с помощью системы обязательной сертификации.
  6. Целесообразно определение условий, при выполнении которых использование криптографических средств попадает под государственное регулирование.

Настоящая статья не претендует на всесторонний анализ всего пространства правового регулирования процессов информации и наверняка оставила без внимания многие вопросы, которые напрямую связаны с лицензированием и сертификацией деятельности в данной области. В этой связи лицензирование деятельности в области защиты информации должно обеспечить ее должный уровень, гарантирующий сохранение и укрепление политической и социальной стабильности общества, защиту прав и свобод граждан, функционирование рыночной экономики и кредитно-финансовой системы, сохранение национальных традиций и ценностей, исключение распространения недостоверной и ложной информации. По нашему мнению, необходимо привлечь внимание государственных организаций, коммерческих структур, научных и практических работников, средств массовой информации к проблеме безопасности информации.

Республика Молдова

Закон Республики Молдова № 1350 от 02.11.2000 г. «Об архитектурной деятельности» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом Республики Молдовы № 111 от 17.05.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты»)

Закон Республики Молдовы № 1350 от 2 ноября 2000 года �Об архитектурной деятельности�

ЗАКОН Nr . 1350
от 02.11.2000

об архитектурной деятельности

Парламент принимает настоящий ординарный закон.

(1) Основной целью настоящего закона является эффективное развитие национальной архитектуры, сохранение ее традиционного колорита и определение роли архитектора-автора как доминантного лица в процессе архитектурной деятельности.

(2) Закон регулирует отношения в рамках архитектурной деятельности, определяет формы поддержки архитектурной деятельности государством и компетенцию органов центрального и местного публичного управления в области архитектуры и градостроительства, подтверждает авторское право архитектора, устанавливает основные задачи, права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в архитектурной деятельности.

(3) Закон распространяется на все формы архитектурной деятельности, в процессе которой создается архитектурное произведение, а также на все стадии проектирования и строительства, в которых используется результат интеллектуальной деятельности архитектора.

(4) Требования закона являются обязательными для всех физических и юридических лиц, имеющих отношение к созданию и использованию архитектурного произведения.

Основные термины и понятия, применяемые в настоящем законе, означают следующее:

архитектор — физическое лицо, реализующее свою профессию в области архитектуры и градостроительства независимо от специализации и занимаемой должности с применением в своей деятельности знаний, полученных в специальном высшем учебном заведении, диплом которого признается действительным в Республике Молдова;

архитектурная деятельность — деятельность по созданию архитектурных объектов, включающая творческий процесс поиска архитектурного решения и его воплощения, координацию разработки всех разделов и стадий проектов по градостроительству и строительству (новому строительству, реконструкции, реставрации, восстановлению, обновлению, капитальному ремонту), авторский надзор над объектами, находящимися в стадии реализации, осуществление научных исследований, преподавательской работы, а также исполнение функций государственного управления в данной области;

субъекты архитектурной деятельности — физические и юридические лица, непосредственно занимающиеся архитектурной деятельностью, — авторы архитектурных произведений, а также лица, работающие под их непосредственным руководством: проектировщики, заказчики, инвесторы, подрядчики, собственники объектов архитектуры;

архитектурное решение — творческий замысел автора архитектурного произведения в отношении внешнего и внутреннего вида, пространственной, планировочной и функциональной организации, материализованный в архитектурной части проекта и в законченном архитектурном объекте;

архитектурный объект — градостроительный объект, здание, комплекс сооружений, объект благоустройства или садово-паркового искусства, реализованные на основе проекта и рабочей документации;

архитектурное произведение — произведение архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, являющееся результатом архитектурной деятельности, осуществляемой под непосредственным руководством архитектора-автора;

проект — проектная документация для реализации архитектурных объектов, содержащая комплекс социальных, экономических, функциональных, технологических, технических, благоустроительных и противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований в объеме, необходимом для разработки рабочей документации.

Государство обеспечивает создание соответствующих условий для осуществления архитектурной деятельности путем:

а) поддержки научных исследований в области архитектуры и градостроительства;

b ) привлечения инвестиций в проектирование и строительство архитектурных объектов;

с) подготовки и повышения квалификации кадров в области архитектуры и градостроительства;

d ) защиты авторских прав и обеспечения свободы творчества архитекторов;

е) проведения конкурсов, включая международные, для создания объектов особого градостроительного и архитектурного значения;

f ) поддержки деятельности общественных профессионально-творческих организаций архитекторов;

g ) поощрения архитекторов за особые заслуги в области архитектуры и градостроительства;

h ) осуществления других мер по развитию национальной архитектуры.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1) Создание архитектурного объекта предусматривает выполнение комплекса работ, включающего предпроектные работы, обоснование инвестиций, поиск архитектурного решения, разработку, согласование и утверждение проекта и рабочей документации, реализацию и приемку объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

(2) Разработка проекта осуществляется в соответствии со стандартами, нормами и правилами, установленными органом центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства.
[Ст.4 ч.(2) изменена ЗП280- XVI от 14.12.07, МО94-96/30.05,08 ст.349; в силу с 30.05.08]
(3) Согласование и утверждение проекта осуществляются в соответствии с установленными законом нормами.
[Ст.4 ч.(3) введена ЗП280- XVI от 14.12.07, МО94-96/30.05,08 ст.349; в силу с 30.05.08]

Статья 5. Архитектурные и градостроительные
конкурсы

(1) С целью выбора лучшего архитектурного решения разработка проектной документации может осуществляться на основе архитектурных и градостроительных конкурсов.

(2) Архитектурные и градостроительные конкурсы организуются и проводятся заказчиком или инвестором.

(3) Архитектурные и градостроительные конкурсы проводятся в обязательном порядке в случаях:

а) размещения и проектирования объектов национального, районного, муниципального значения, а также объектов, расположенных в зонах, примыкающих к национальным дорогам, финансируемых как из публичных средств, так и из других источников;

b ) реконструкции, восстановления, обновления, переоборудования или осуществления других работ, предполагающих изменение объемно-пространственных решений памятников архитектуры, истории и культуры национального значения независимо от их формы собственности.

(4) Порядок организации и условия проведения архитектурных и градостроительных конкурсов определяются положением, утверждаемым органом центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства.

(1) Для коллегиального обсуждения архитектурных, градостроительных и технических решений по архитектурным объектам местного значения при местных органах архитектуры и градостроительства могут создаваться архитектурно-градостроительные советы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми органом местного публичного управления по согласованию с органом центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства.

(2) Заключение архитектурно-градостроительного совета обязательно при размещении и определении пространственно-планировочного решения всех объектов социального и публичного назначения в населенных пунктах, не располагающих градостроительной документацией, и объектов, для которых градостроительным сертификатом предусмотрена разработка детального градостроительного плана, а также объектов, расположенных в административных зонах населенных пунктов, парках, скверах, зеленых курдонерах и пр.

(3) Фундаментальные научно-исследовательские работы в области архитектуры и градостроительства, проекты особого значения для страны и районов рассматриваются Республиканским архитектурно-градостроительным советом, созданным при органе центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства и осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о нем, утверждаемым этим органом.

(1) Правом на занятие архитектурной деятельностью пользуются физические и юридические лица Республики Молдова, а также лица без гражданства, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление этого вида деятельности.

(2) Процесс творчества архитектора — автора архитектурного произведения является свободным, независимым и не подлежит лицензированию.

(3) Лицензирование проектной деятельности (выполнение всех разделов проекта, включая архитектурный), строительства, реконструкции и других видов деятельности, связанных с реализацией архитектурных объектов, осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности № 451- XV от 30 июля 2001 года.

[Ст.7 ч.(3) изменена ZPC 333/ 24.07.03, MO 200/1909.03 ст.773]

(4) Архитекторы, работающие в структурах публичного управления, а также осуществляющие педагогическую или научную деятельность в данной области, вправе участвовать в архитектурной деятельности.

(1) Архитектор может заниматься архитектурной деятельностью в следующих формах:

а) в проектных организациях или на предприятиях любой организационно-правовой формы, зарегистрированных и получивших лицензии в установленном порядке;

(2) Архитекторы имеют право осуществлять творческую и проектную деятельность в одной или в обеих формах архитектурной деятельности.

и лиц без гражданства

Иностранные физические и юридические лица и лица без гражданства при осуществлении архитектурной деятельности пользуются теми же правами и несут ту же ответственность, что и физические и юридические лица Республики Молдова.

Физические и юридические лица Республики Молдова имеют право осуществлять архитектурную деятельность на территории других государств согласно международным договорам в этой области, одной из сторон которых является Республика Молдова, соблюдая законодательство страны пребывания.

В прямо предусмотренных законом случаях архитектурная деятельность может быть приостановлена или запрещена с последующим обращением органа, распорядившегося о приостановлении или запрещении архитектурной деятельности, в судебную инстанцию. Обращение в судебную инстанцию должно быть совершено в течение трех рабочих дней. В случае несоблюдения этого срока решение о приостановлении или запрещении архитектурной деятельности аннулируется.

[Ст.11 в редации ЗП280- XVI от 14.12.07, МО94-96/30.05,08 ст.349; в силу с 30.05.08]

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 12. Правовые основы создания
архитектурного объекта

(1) Физические и юридические лица, имеющие право на осуществление архитектурной деятельности, обязаны соблюдать:

а) законодательство Республики Молдова;

b ) национальные стандарты и нормативы в области проектирования и строительства.

(2) Заказчик проектирования и реализации архитектурного объекта имеет право выбора архитектора — автора проекта и других специалистов — исполнителей проектных и строительных работ из числа физических и юридических лиц, получивших лицензии в установленном порядке.

(3) Взаимоотношения между непосредственными участниками проектного процесса (заказчиком, архитектором, подрядчиком) регулируются соответствующими договорами, в том числе (в обязательном порядке) договором на ведение авторского надзора.

(4) Разработанный, согласованный и утвержденный в установленном порядке проект становится обязательным для всех лиц, прямо или косвенно участвующих в процессе архитектурной деятельности, независимо от их формы собственности и организации и от занимаемой должности.

(1) Автором архитектурного произведения признается физическое лицо, творческим трудом которого оно создано. Если архитектурное произведение создано несколькими физическими лицами, каждое из них является соавтором и авторское право на него принадлежит каждому из этих лиц.

(2) Порядок использования авторских прав на архитектурное произведение устанавливается в соглашении, заключаемом между соавторами. При отсутствии такого соглашения каждый соавтор имеет право разрешать использование произведения по своему усмотрению, возбуждать иск за нарушение исключительного права против любого лица, использующего произведение без разрешения соавторов, но не вправе без их согласия заключать лицензионный договор и осуществлять любое действие по уступке прав на архитектурное произведение, а также отказаться от авторского права без уведомления соавторов.

(3) Архитектор — автор архитектурного произведения имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих органов исходные данные и документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и реализации архитектурного объекта;

b ) привлекать на договорной основе к разработке проектов и рабочей документации специалистов, консультантов и других технических работников, беря на себя ответственность за объем и качество выполняемых работ;

— архитектурное решение при рассмотрении его на заседании архитектурно-градостроительного совета или при консультировании с населением;

— проектные решения в процессе их проверки, экспертизы, согласования и утверждения;

d ) осуществлять на договорной основе авторский надзор за реализацией архитектурного объекта;

е) принимать участие с правом подписи в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию независимо от его формы собственности.

[Ст.13 изменена ЗП205- XVI от 28.07.05, МО126-128/23.09.05 ст.613]

(1) Архитектор — автор архитектурного произведения обязан:

а) соблюдать законодательство, действующие нормативы и стандарты, документацию по градостроительству и обустройству территории, требования градостроительного сертификата в процессе разработки, согласования и утверждения архитектурного решения, проекта и рабочей документации;

b ) сохранять коммерческую тайну заказчика.

(2) Архитектор, имеющий право на согласование проекта или аттестованный как эксперт, не имеет права давать заключения на свои проекты.

(1) Изменение архитектурного решения при разработке проекта для строительства или реконструкции архитектурного объекта может осуществляться в случае необходимости с согласия автора либо с его участием.

(2) В случае, если в процессе реализации архитектурного объекта выявляются отклонения от утвержденного проекта, автор имеет право приостановить дальнейшее проведение работ, известив об этом органы, наделенные контрольными функциями.

(1) Вмешательство в существующий архитектурный объект, ведущее к изменению архитектурного решения, осуществляется в установленном порядке и только с согласия автора. В случае отсутствия автора требуется согласие его правопреемников и согласование с соответствующим архитектурно-градостроительным советом.

(2) Автор архитектурного решения либо его правопреемники пользуются преимущественным правом на проектирование в случае внесения изменений в существующий архитектурный объект (пристройка, реконструкция, перепланировка, восстановление).

(3) Изменение архитектурных объектов, удостоенных государственных или иных премий в области архитектуры и градостроительства, осуществляется с разрешения органа центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства и автора проекта или объекта либо его правопреемника.

(4) Работы по реконструкции, реставрации или ремонту памятников архитектуры, истории и культуры, а также работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов, расположенных в охранных зонах памятников, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства по охране памятников.

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА АРХИТЕКТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ

[Ст.17 ч.(1) утратила силу согласно ЗП111 от 17.05.12, MO 130/26.06.12 ст.426]

(2) Отношения, возникающие в ходе создания или использования архитектурного произведения, защита авторского права архитектора, включая оплату его труда как автора архитектурного произведения, регулируются согласно действующему законодательству об авторском праве и смежных правах.
[Ст.17 ч.(2) изменена ЗП111 от 17.05.12, MO 130/26.06.12 ст.426]

(3) Лица, оказывающие автору архитектурного проекта техническую или консультативную помощь, управляющие процессами проектирования и строительства или исполняющие иллюстративные и графические материалы, не могут быть признаны соавторами.

(4) Автору архитектурного произведения принадлежат следующие исключительные права на его проект:

а) разрешать использование архитектурного проекта, принадлежащего ему на основе исключительного права, в том числе повторное, за исключением архитектурных произведений, выполненных по заказу, право на использование которых принадлежит заказчику;

b ) осуществлять, разрешать или запрещать воспроизведение в коммерческих целях принадлежащего ему на основе исключительного права архитектурного проекта полностью или в значительной степени, а также использовать отдельные его элементы в других проектах, если они по существу составляют отдельный объект дизайна;

с) фотографировать и производить киносъемку в коммерческих целях реализованного архитектурного объекта — как всего, так и его значительной части (по которой можно идентифицировать объект), за исключением архитектурных объектов, возведенных в общественных местах.
[Ст.17 ч.(4) пкт.с) изменен ЗП111 от 17.05.12, MO 130/26.06.12 ст.426]

[Ст.17 ч.(4) в редакции ЗП205- XVI от 28.07.05, МО126-128/23.09.05 ст.613]

Статья 18 . Моральные права архитектора
Моральные права архитектора охраняются в соответствии с действующим законодательством об авторском праве и смежных правах.
[Ст.18 в редакции ЗП111 от 17.05.12, MO 130/26.06.12 ст.426]

ОРГАНЫ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТОРОВ

(1) На национальном уровне органом по делам архитектуры и градостроительства является орган центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства.

(2) Местные органы архитектуры и градостроительства представлены департаментами, главными управлениями, управлениями, отделами и службами, входящими в структуру соответствующих органов местного публичного управления. Основные принципы деятельности этих органов устанавливаются положением, разрабатываемым органом центрального публичного управления в данной области и утверждаемым Правительством. На основе этого положения каждый местный орган архитектуры и градостроительства разрабатывает свое положение, утверждаемое соответствующим органом местного публичного управления по согласованию с органом центрального публичного управления в данной области.

(3) Руководители местных органов архитектуры и градостроительства — главные архитекторы районов, муниципиев, городов назначаются на должность соответствующими органами местного публичного управления на основе конкурса, организованного органами местного публичного управления и органом центрального публичного управления в области архитектуры и градостроительства.

(4) Право на участие в конкурсе на занятие должности главного архитектора района, муниципия, города определяется положением об организации конкурса на занятие вакантной должности в органах публичного управления.

(1) В области архитектуры и градостроительства действует Союз архитекторов Республики Молдова. В соответствии со своим уставом Союз архитекторов выполняет функции по защите профессиональных интересов архитекторов на национальном и международном уровнях, способствует повышению их профессионального уровня и престижа профессии архитектора.

(2) В соответствии с законодательством могут создаваться и другие общественные профессионально-творческие организации архитекторов, деятельность которых должна осуществляться в соответствии с их уставами, зарегистрированными в установленном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нарушение законодательства об архитектурной деятельности влечет за собой административную, гражданскую и уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 22. Разрешение споров, возникающих при

осуществлении архитектурной деятельности

Споры, возникающие при осуществлении архитектурной деятельности, разрешаются путем переговоров или судебными инстанциями общей юрисдикции в установленном порядке.

Правительству в трехмесячный срок:

представить Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

разработать необходимые нормативные акты по регулированию деятельности в области архитектуры и градостроительства.

Кишинэу, 2 ноября 2000 г.
№ 1350-XIV.