Закон о постановке на учет в наркологический диспансер

Рубрики Вопрос юристу

Постановка на учёт после мед.освидетельствования

Остановил наряд ДПС,ехал с другом он пил пиво в машине,сидел рядом на пассажирском сиденье,сотрудник предложил мне пройти мед.освед.,я согласился,потому что был уверен что я трезвый,адекватный,после мы поехали в нарко-диспансер.Тест показал присутствие канабиоедов в моче,после мне отдали документы,права и дали две бумажки о том что мне надо явиться в ГАИ за результатом анализа через 10 дней после сдачи анализа,я поехал домой,но не доехал,через 10 мин меня остановил другой экипаж и сразу не спросив документов на машину,ни права,он мне сразу сказал что я не адекватный и надо ехать сдавать анализ,я ему говорю и показываю эти бумажки,а он мне в ответ говорит,я тебя остановил и я должен тебя доставить в нарко-диспансер,или пиши отказ от мед.освед.Я согласился на отказ,он составил протокол,я подписал,копии не получил,и результат,2 суда по 2 статьям,4,5 года лишения прав и 80 тысяч штрафа,я пытался оспорить 2-ой суд по отказу,но судья понял меня и сказал что парень тебе не повезло,документы составлены,все по закону.

МОГУТ ЛИ МЕНЯ ПОСТАВИТЬ НА УЧЁТ,ЕСЛИ МНЕ НЕ СУДЬЯ НЕ ВРАЧ КОТОРЫЙ ПОДПИСЫВАЛ ЗАКЛЮЧЕНИЕ АНАЛИЗА,МЕНЯ НЕ УВЕДОМИЛИ,ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ КАК МНЕ БЫТЬ.

Ответы юристов (1)

Согласно Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановка на учет в наркологический диспансер осуществляется по собственному согласию лица (добровольный порядок), либо в принудительном порядке. Так, в пункте 9 данной статьи указано следующее: Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается:1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей правоохранительных органов и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан. Вас один раз привезли на освидетельствование и выявили наркотическое опьянение это не повод ставить на учет к наркологу. Стоит попробовать отстоять свои права в суде! Для начала получите выписку из амбулаторной карты где указано Ваше заболевание и когда вас поставили на учет.

Уточнение клиента

Я спустя пол года думал как быть,и решил съездить поинтересоваться про учет.Мед.сестра посмотрев карточки и нашла меня,сказала что я на учёте,а я спросил,почему мне не приходило уведомление,она сказала,что они не обязаны это делать,после чего врач мне дал направление на анализ,я пошёл его сдал,тест не показал,пришел с результатом к нему и он мне сказал,что мне надо ездить периодически на контроль.

МНЕ НАДО ЕЗДИТЬ НА КОНТРОЛЬ ИЛИ НЕТ И ЕСЛИ НЕТ ТО КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ.

20 Апреля 2015, 17:40

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Закон о постановке на учет в наркологический диспансер

1. Основания и порядок постановки на учет

Пример из жизни

    Здравствуйте! Ситуация такая: на улице подобрал наркоконтроль, отвезли на освидетельствование, тест показал положительно, хотя употреблял три дня назад травку, которую нашел у себя в машине при уборке. Поставили на учёт в НД. Моим показаниям не верят, хотя это правда! А сейчас предлагают, чтобы я с ними сотрудничал — ну типа шестерил, иначе будет хуже. 1

  • Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

С этим нельзя согласиться, т.к. «полуотмененным» приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего — взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. И даже на портале «КонсультантПлюс» в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

    направление на медицинское освидетельствование «граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения», на основании:

1) их выявления милицией;

2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;

3) материалов производств об административных правонарушениях;

4) информации медицинских вытрезвителей;

5) информации следственных органов;

6) информации работодателей в отношении работников;

7) информации соседей в отношении соседей;

8) информации средств массовой информации.

«В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления», о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

  • «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих — учетная карточка «списочного учета»;
  • заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет.

«Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона — для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее — Закон о психиатрии; последняя редакция — от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27).

Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По справедливому мнению Е.И.Цымбала, «наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

    — меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;
    — включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V («Психические расстройства и расстройства поведения») Международной классификации болезней 10-го пересмотра;
    — в их основе лежит нарушение психической деятельности — неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.» 2

Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия — тяжести заболевания.

Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее — ФЗ о наркотиках; последняя редакция — от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят. Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. — Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа — без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что «состоит на учете», случайно.

    .

Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

  1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.
  2. Будучи доставленным на медицинское освидетельствование 3 и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Но «добровольный наркоучет» — нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался.

Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ 4 и № 151-ФЗ 5 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

Существует и некоторое число больных совершеннолетнего возраста, добровольно обращающихся в государственные наркологические больницы для «передышки» и снижения дозы. Это — малоимущие наркоманы, не имеющие средств на коммерческую медицину, в том числе на анонимное лечение в государственных учреждениях. Постановку на учет они воспринимают как вынужденную плату за бесплатное лечение.

4 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

5 О внесении изменений в Основы законодательства об охране здоровья граждан».

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

суббота, 8 февраля 2014 г.

Судебная практика: Постановка гражданина на учет в наркологическом диспансере без получения информированного добровольного согласия признана незаконной

Получение информированного добровольного согласия пациента становится ключевым моментом при доказывании правомочности действий лечебных учреждений. На этот раз наркологический диспансер поставил пациента на учет, не получив его согласия.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда рассмотрела дело № 33-6602/12 в апреле 2012 года и признала, что постановка гражданина на учет в наркологическом диспансере без получения его информированного добровольного согласия является незаконной.

В июне-июле 2011 года гражданин находился на добровольном профилактическом лечении в «Специализированной клинической больнице № 1». Без его уведомления и согласия ему был выставлен диагноз «состояние отмены алкоголя с делирием», который затем был направлен в ГУЗ «Наркологический диспансер», где в сентябре 2011 года он был поставлен на учет. Гражданин посчитал постановку на учет незаконной, поскольку он не давал на это своего информированного согласия.

Гражданин обратился в суд с заявлением о признании постановки его на учет незаконной, о снятии с учета и об отмене решения врачебной комиссии ГУЗ «Наркологический диспансер».

Позиция Октябрьского районного суда г. Краснодара

Октябрьский районный суд г. Краснодара в феврале 2012 года установил, что гражданин находился в больнице на профилактическом лечении. По окончании лечения ему было рекомендовано наблюдение психиатра-нарколога по месту жительства, а также терапия курсами и противорецидивное лечение, что является медицинским вмешательством.

Из медицинской карты гражданина было установлено, что он не давал своего согласия на медицинское вмешательство. Постановка ГУЗ «Наркологический диспансер» граждан на учет является медицинским вмешательством, обязательным предварительным условием которого является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя. Кроме того, гражданин, в соответствии с ч. 5 ст. 19 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», имеет право на отказ от медицинского вмешательства.

Суд отметил, что данное требование при постановке гражданина на учет ГУЗ «Наркологический диспансер» соблюдено не было, поскольку он не был должным образом проинформирован об этом и не давал соответствующего согласия.

Более того, работники ГУЗ «Наркологический диспансер» при постановке гражданина на учет необоснованно применили правила Постановления Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации Закона о психической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», в разделе «Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности» которого речь идет о водителях-профессионалах, а не о водителях-любителях, не являющихся профессионалами. Поскольку гражданин не являлся водителем-профессионалом, то указанные выше правила были применены к нему необоснованно.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции удовлетворил требования, заявленные гражданином. Суд признал незаконной постановка гражданина на учет в ГУЗ «Наркологический диспансер» и обязал ГУЗ «Наркологический диспансер» снять его с учета.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в апреле 2012 года не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции и оставила апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» без удовлетворения.

Могут ли принудительно поставить на учет в наркологический диспансер,

на основании отказа от прохождения медицинской экспертизы, назначенной в рамках возбужденного уголовного дела по статье 228 часть 1?

8 ответов на вопрос от юристов 9111.ru

Согласно Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановка на учет в наркологический диспансер осуществляется по собственному согласию лица (добровольный порядок), либо в принудительном порядке.

П 9 Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В связи с чем по указанным основаниям поставить на учет не могут.

Вы уже задавали этот вопрос, принудительно заставить проходить медэкспертизу Вас не могут, без неё поставит на учет противозаконно соответственно не могут. Такое возможно только в судебном порядке. Закон «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 21 ноября 2011 годаN 323-ФЗ

Прохождение медицинской экспертизы является медицинским вмешательством. А постановка на учет без медицинского обследования невозможна.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», содержащей основные понятия,

медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (п.5),

профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; (п.6)

пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния; (п.9)

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Согласно п. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В соответствии со ст. 4 (1) Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», руководители наркологических учреждений (подразделений) обязаны осуществлять профилактическое наблюдение лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств. (пункт II)

Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, согласно Общих положений которой: диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным. Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).

В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Раздел 2 Инструкции «Сроки диспансерного учета больных и профилактического наблюдения лиц группы риска в наркологических учреждениях (подразделениях)» предусматривает, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год.

Лица группы риска в процессе профилактического наблюдения медицинскую помощь получают преимущественно в амбулаторных условиях.

Снятие с диспансерного учета производится, в том числе и по основанию: стойкая ремиссия (выздоровление), на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Таким образом, обязанность об обязательном наблюдении в наркологическом кабинете в течение определенного срока, возложена на больных наркоманией в силу вышеуказанных требований Инструкции.

Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109, который на основании приказа МВД России от 30.06.2003 года № 492, не применяется в системе органов МВД России. Согласно п. 1.3 Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией, основаниями для постановки на учет таких лиц является заключение врача психиатра-нарколога медицинского учреждения, подтверждающее диагноз «наркомания». «токсикомания» или установление факта потребления указанных в пункте 1.1 настоящей Инструкции средств без назначения врача. Согласно ст. 34 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010) оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Варианты постановки на учет и снятие с учета в наркологическом диспансере

У многих существуют неприятные ассоциации, связанные с наркологическим диспансером. Обычно с этим учреждением сталкиваются те, кто имеет алкогольную зависимость. В каких ситуациях человек также рискует попасть под пристальные взгляды соответствующий служб:

  1. Прием наркотиков;
  2. Вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Так ли плохо быть пациентом наркодиспансера ? Постановка на учет дает человеку шанс поправить свое здоровье и стать более свободным от имеющейся зависимости. Все оздоровительные мероприятия назначаются бесплатно. После достижение требуемого результата и стабилизации состояния пациента снимают с учета и он может забыть об этой странице из жизни.

Как попасть в наркологический диспансер

В наркодиспансер могут госпитализировать и в принужденном порядке

К сожалению, не все люди, пристрастившиеся к алкоголю, имеют достаточно сил, чтобы признать имеющиеся проблемы. Многим алкоголикам кажется, что им еще рано обращаться за квалифицированной помощью и они могут взять себя в руки. В таких случаях позаботиться о человеке, имеющем неравнодушное отношение к спиртному, должны близкие люди.

Принудительные меры инициируются в интересах больного. Родственники должны собрать сведения о человеке, которому требуется помощь сотрудников диспансера ( ФИО , адрес проживания, вид деятельности).

Данные организации просят предоставить удостоверение личности. Для недобросовестных документов в пакет документов для оздоровительного учреждения входит протокол сотрудника ГИБДД и документ с медицинским освидетельствованием.

Зачем регистрироваться в наркодиспансере

Учет в наркодиспансере имеет ряд положительных моментов

Данные, фиксирующие количество пациентов, нуждающихся в лечении у нарколога, важны для выведения статистики по проблемам алкоголизма и создания картины масштабов наркотической зависимости в стране.

Данные о постановке на учет – объективный инструмент для анализа ситуации наркобизнеса, они влияют на тактику разработки государственных программ, отвечающих за помощь людям, имеющим пагубную зависимость.

Не всегда целью родственников при постановке на учет является искреннее желание помочь ближнему наладить сложные отношения с алкоголем. Для многих регистрация в наркологическом диспансере – эффективная мера, позволяющая избежать государственной службы. Отдельная категория родителей обращается к специалистам с реально существующей проблемой пьянства у подростков.

Вне зависимости от индивидуальных особенностей историй, по которым человек скатывается на дно, бесплатный курс лечения может стать той соломинкой, которая позволит спастись от гнета алкоголя и начать жизнь заново.

Варианты постановки на учет

Профилактический учет — при первом случае

Если человек периодически снимает стресс при помощи алкоголя, «балуется» наркотиками, ему грозит профилактический учет. Такие меры принимаются по отношению к наркоманам, впервые попавшим в диспансер, или к водителям, совместившим распитие спиртного и езду за рулем.

Профилактическое наблюдение эффективно для той категории пациентов, у которых пока не сформирована зависимость. Эти люди должны получать помощь, чтобы научиться решать проблемы по-другому и не стать хроническими алкоголиками или заядлыми наркоманами.

Обычно года взаимодействия со специалистами диспансера хватает, чтобы человек осознал свои ошибки и встал на правильный путь. Вопрос о снятии с учета решает нарколог, он письменно закрепляет свое решение, позволяющее пациенту избавиться от дальнейших мер реабилитации – диспансерного лечения.

Первый этап — подтверждение диагноза «Зависимость»

Подтвержденный диагноз – повод для постановки на диспансерный учет. Установленные в медицинском порядке проблемы с алкоголем или наркотиками могут стать основанием для назначения такому пациенту трехлетнего срока лечения, иногда используются пятилетние реабилитационные программы.

Человек вынужден регулярно проходить осмотры нарколога и сдавать необходимые анализы. Он может находиться дома, бороться с зависимостью в стенах клиники.

Домашних пациентов посещает медицинский работник, который следит за их образом жизни. За продолжительность назначенного курса и снятие больного с учета отвечает медицинская комиссия. Иногда пациента снимают с учета по причине помещения его в тюрьму (эту меру используют, если срок наказания больше 3 лет).

Сознательным гражданам, лично обратившимся в диспансер, назначается анонимное лечение. Данные пациента находятся у лечащего врача, они не фигурируют в общей компьютерной базе. Существует ограничение для анонимных больных: они не могут сдать экзамен, позволяющим им получить водительские права. Анонимные курсы лечения платные, для снятия с учета достаточно желания пациента.

О нюансах постановки на учет у нарколога — в видеоматериале:

В чем ограничены пациенты наркологического диспансера

Алкоголизм и наркомания – серьезные состояния, снижающие качество жизни человека и накладывающие на больного некоторые профессиональные ограничения. Будучи пациентом наркодиспасера , человек не может быть трудоустроен по следующим направлениям:

  • Он не может работать на производстве взрывчатых веществ.
  • Ему запрещено быть электриком, монтажником.
  • Исключена деятельность на пожароопасных объектах.
  • Существуют запреты на ношение оружия, что сказывается на рабочих ограничениях в службе охраны.
  • Человеку не доступно обслуживание транспорта.
  • Пациент наркологического диспансера, совершивший административное правонарушение, может не мечтать о новой работе 3 года.

Любая форма учета накладывает на пациента обязанность посещать нарколога. Количество визитов к специалисту зависит от сроков лечения и эффективности выбранной тактики.

Первые полгода больные общаются с наркологами часто: ежемесячно.

Преимущества от постановки на учет

Вопрос снятия с учета в наркологическом диспансере решает комиссия

Несмотря на существенные ограничения,постановка на учет дает человеку, имеющему зависимость, определенные преимущества:

  • Возможность получить бесплатное лечение.
  • Терапевтические манипуляции у нарколога снижают наказание, предусмотренное для пьяных водителей (необходима явка нарколога на суд и справка о регистрации в наркологическом заведении).
  • Человек, стремящийся лечиться у нарколога, может взять академический отпуск в любом заведении.

Эти меры призваны уменьшить страх человека перед общественным осуждением и помочь ему решить проблемы со здоровьем.

Как происходит процедура снятия с учета

Особенности операции зависят от учреждения, где реабилитируется больной. Человеку, пойманному за управление автомобилем в состоянии опьянения, поможет консультация адвоката. Проблемы снятия с учета решает медицинская комиссия. Существуют сроки, по истечении которых больной, имеющий пагубную привычку, может сняться с учета:

  • Периодическое употребление алкоголя – год;
  • Хронические алкоголики должны участвовать в программах реабилитации 3 года.
  • Наркоманы контактируют с лечебными заведениями5 лет.

Если автовладелец нарушил закон, ему потребуются следующие документы для снятия с учета:

  1. Копия медицинской карты.
  2. Заявление, в котором фиксируется факт снятия с учета у судебных специалистов.

Сегодня многим знакомы понятия «алкогольная зависимость», в нашем мире распространены наркотики. Справиться с алкоголизмом, а тем более победить наркотики в одиночку очень трудно. От человека требуется выдержка и сила воли, чтобы обратиться за помощью. Существуют эффективные государственные программы, позволяющие с помощью квалифицированных специалистов победить пагубную тягу и стать полноценным членом здорового общества.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.