Закон о лицензировании анализ

Рубрики Вопрос юристу

Сфера применения закона «О лицензировании»

1. Объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона «О лицензировании», а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие данного Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.

Для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано прежде всего с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

Анализ истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим количеством разноуровневых нормативных актов. Так, принятый в декабре 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предоставил свободу субъектам предпринимательства, в том числе и в выборе сфер деятельности. Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь небольшого перечня видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий. Перечень лицензионных видов деятельности и порядок получения лицензии определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами. Последующие корректировки законодательства, уравнявшие в правах субъекты РФ, распространили названные права на исполнительные органы власти краев, областей и городов федерального значения. В тот период в лицензионном нормотворчестве принимали участие и Верховный Совет СССР, и Президент, и Правительство Российской Федерации. Большую активность во внедрении системы лицензирования проявили отраслевые министерства. Таким образом, к началу 1993 г. были изданы более ста документов по вопросу лицензирования. В результате сложилась ситуация, при которой лицензированию подлежали почти все виды деятельности. Бессистемное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий привело к тому, что арбитражные суды начали рассматривать иски об отмене актов, вводящих лицензирование, участились случаи обращения в суд предприятий, которым было отказано в выдаче лицензий.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

2. В законе «О лицензировании» строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это прежде всего органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

В научной литературе встречаются точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в области лицензирования. Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные акты в сфере лицензирования, рассматриваются судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия в лицензионных отношениях, на которые распространяется действие комментируемого Закона, они не принимают, поскольку названный нормативный акт четко определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного осуществления соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. Так, для фирмы, обладающей значительными конкурентными преимуществами, лицензия — это справедливое вознаграждение за ее предыдущие заслуги, позволившие добиться такого преимущества, в виде ограничения конкуренции, а значит, увеличения доходов и спокойной жизни; для других фирм и индивидуальных предпринимателей — это планка качественного роста организации работы.

От имени всех вышеназванных органов власти и юридических лиц действуют их должностные лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица.

3. Поскольку по своей природе лицензирование — это форма государственного регулирования предпринимательства, выражающаяся в юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения, то возникающие в этой сфере правоотношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются «вертикальными», поскольку складываются при осуществлении особого вида публичной деятельности — лицензионной. «Вертикальные» правоотношения — это отношения власти-подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те, в свою очередь, обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

4. Пункт 2 статьи 1 закона «О лицензировании» дает исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые не распространяется действие Закона. Данное положение обусловлено рядом особенностей перечисленных видов деятельности, их специфическим характером, сроками действия, особым характером ответственности за нарушение условий лицензии, специальными нормативными актами, регулирующими особый порядок лицензирования.

Кратко остановимся на особенностях лицензирования этих видов деятельности, позволяющих вывести их из-под сферы действия Закона «О лицензировании».

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 08.04.2008), лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается Центральным банком Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) после ее государственной регистрации. Такие лицензии выдаются без ограничения сроков ее действия. Закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает особый вид ответственности для кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без соответствующей лицензии: ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. ст. 12 — 13 Закона).

Учитывая специфику такого предмета лицензирования, как деятельность, связанная с защитой государственной тайны, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. 01.12.2007) устанавливает, что для получения допуска предприятиями, учреждениями и организациями к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, необходимо наличие лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Более того, в указанном Законе установлен ряд обязательных условий, при выполнении которых предприятию, учреждению, организации может быть выдана лицензия (ст. 27 Закона).

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые четко перечислены в ст. 18. В названном Законе определен порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом (п. 5 ст. 19). Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным лицензионным требованиям. В ст. 20 указанного нормативного акта предусмотрены особый порядок и условия приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.

Особенности лицензирования деятельности в области связи установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29.04.2008). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Лицензии выдаются либо по результатам рассмотрения заявлений, либо в определенных случаях по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (п. 3 ст. 29, ст. 31 Закона). Лицензии на деятельность в области связи могут быть выданы на срок от трех до двадцати пяти лет, но могут выдаваться и на срок менее чем три года по заявлению соискателя лицензии (п. п. 1, 2 ст. 33 Закона). Отличительной особенностью является и тот факт, что лицензиат может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений в лицензию, в том числе в лицензионные условия.

Лицензирование биржевой деятельности регулируется Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. 15.04.2006) и Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.1994 N 152) (в ред. 26.11.2007). Согласно вышеназванным актам, биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, при этом биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее 50% его объявленной суммы. Специфика лицензирования биржевой деятельности заключается и в обязанности представления товарными биржами ежегодных отчетов о своей деятельности, неисполнение которой влечет направление материалов в арбитражный суд для решения вопроса об аннулировании лицензии (п. п. 15 — 17 Положения).

Ранее действовавшее таможенное законодательство предусматривало лицензирование деятельности субъектов таможенных правоотношений. В связи с вступлением в силу с 01.01.2004 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (в ред. 26.06.2008) (далее — ТК РФ), данные правила существенно изменились. Теперь для того, чтобы осуществлять вышеперечисленные виды деятельности соответствующие юридические лица должны зарегистрироваться в реестре лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Однако ст. 439 ТК РФ устанавливает, что лицензии, выданные до 01.01.2004 на применение таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (вывоза) сохраняются до истечения срока действия таких лицензий. Также и ранее выданные лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и таможенного перевозчика, на учреждение склада временного хранения, таможенного склада сохраняют свое действие до истечения срока их действия. Однако лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика сохраняют свое действие только в случае, если таможенный перевозчик уплачивает таможенные платежи в размере не менее 20 миллионов рублей и у него имеется договор страхования риска своей гражданской ответственности (п. п. 1 — 3 письма ГТК РФ от 27.11.2003 N 01-06/46663 «О продолжении деятельности в качестве таможенного перевозчика по лицензиям, срок действия которых не истекает на 01.01.2004»).

Согласно письму ГТК РФ от 26.11.2003 N 01-06/46329 «О переходе таможенных брокеров к условиям деятельности в соответствии с новым Таможенным кодексом Российской Федерации», организациям, имеющим лицензии таможенного брокера и предполагающим осуществлять указанный вид деятельности, в дальнейшем необходимо представить в ГТК России (в настоящее время — Федеральная таможенная служба в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (в ред. от 06.09.2008) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») заявление о намерении осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера (представителя), при этом регионы действия лицензии и копий лицензии, а также ограничения по видам транспорта и группам товаров в соответствии с ТН ВЭД России сохраняются. В случае если таможенный брокер планирует изменить регион действия ранее выданной лицензии и ее копий либо перечень указанных в лицензии ограничений (по видам транспорта и группам товаров в соответствии с ТН ВЭД России), то ему необходимо представить в ГТК России заявление о включении организации в реестр. В этом случае лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера прекращает свое действие с момента выдачи свидетельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (в ред. от 18.10.2007), нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право заниматься этой деятельностью. Федеральная регистрационная служба организует выдачу, а ее территориальные органы выдают лицензии на право нотариальной деятельности. Специфика лицензирования нотариальной деятельности заключается не только в особом субъектном составе, но и специальных требованиях, предъявляемых к соискателям таких лицензий: российское гражданство, высшее юридическое образование, прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, успешная сдача квалификационного экзамена (Приказ Минюста России от 16.07.2007 N 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности»). Важно также отметить, что гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2007) регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела, определяя специальный субъектный состав (орган страхового надзора, страховщики, страховые брокеры), исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, а также их дополнительных видов, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 06.12.2006), все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи. При лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг к соискателям предъявляются особые лицензионные требования. Так, например, для получения лицензии необходимо:

— наличие у лицензиата не менее одного контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;

— наличие у единоличного исполнительного органа соискателя лицензии опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения соответствующей организации, в должностные обязанности которого входит принятие (подготовка) решений по вопросам в области финансового рынка не менее одного года;

— отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности и (или) преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролера лицензиата и др. (см. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.03.2007 N 07-21/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (в ред. от 20.09.2007)).

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

(в ред. Федерального закона от 26.11.98г. N 178-ФЗ)

Государственной Думой
16 сентября 1998 года

25 сентября 1998 года N 158-ФЗ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 26.11.98N 178-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

» лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

» лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами;

» лицензирование — мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

» лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

» лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

» лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

» соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

» реестр лицензий — совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов;

» надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

» общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — перечень видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

» защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

» обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

» утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

» гласность и открытость лицензирования;

» соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 5. Осуществление полномочий Российской Федерации при осуществлении лицензирования

В целях обеспечения в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовых основ единого рынка Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с их полномочиями осуществляют:

» определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории Российской Федерации;

» определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг;

» утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности;

» отнесение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти.

Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

» лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами;

» надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

» приостановление действия лицензий;

» возобновление действия лицензий;

» переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

» формирование и ведение реестра лицензий.

2. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

3. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Глава II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

1. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

Положения статьи 7 в части распространения действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2005 года (ст. 19 данного Закона).

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Статья 9. Лицензионные требования и условия

1. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 10. Принятие решения о выдаче лицензии

1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

заявление о выдаче лицензии с указанием:

» наименования и организационно — правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке -для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя;

» лицензируемого вида деятельности, который юридическое лиц или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

» копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридических лиц;

» копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;

» справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

» документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

3. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

4. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

5. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оп латы определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения лицензиат — юридическое лицо или его правопреемник — обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя лицензиат — индивидуальный предприниматель — обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

2. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

3. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Суммы указанной платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

I. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

» проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

» запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

» составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

» выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

» выносить предупреждение лицензиату;

» осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

2. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Статья 13. Приостановление действия и аннулирование лицензии

1. Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

» выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

» невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

2. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

» обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

» неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

» незаконность решения о выдаче лицензии.

4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 14. Формирование и ведение реестров лицензий

1. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестрах лицензий должны быть указаны:

» сведения о лицензиатах;

» сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;

» виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;

» даты выдачи и номера лицензий;

» сроки действия лицензий;

» сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;

» основания и даты аннулирования лицензий;

» иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Такие лица вправе получить за плату в лицензирующих органах информацию из реестров лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах. Плата за предоставление указанной информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку такой выписки. Порядок и размер платы за предоставление указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.

Лицензирующие органы обязаны безвозмездно предоставлять информацию из реестров лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Срок предоставления информации из реестров лицензий не может превышать три дня с даты подачи соответствующего заявления.

3. Порядок формирования и ведения реестра лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Глава III. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

» вещание дополнительной информации;

» деятельность по распространению шифровальных средств;

» деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств;

» предоставление услуг в области шифрования информации;

» деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

» деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

» деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации;

» деятельность центров обязательной сертификации;

» деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации;

» производство систем вооружения;

» ремонт систем вооружения;

» распространение систем вооружения;

» производство военной техники;

» производство специальных средств самообороны;

» утилизация систем вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасов;

» проектирование взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» проектирование горных производств и объектов;

» проектирование магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» проектирование подъемных сооружений;

» проектирование котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

» строительство взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» строительство горных производств и объектов;

» строительство магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» строительство подъемных сооружений;

» производство котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

» эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

эксплуатация горных производств и объектов;

эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» эксплуатация подъемных сооружений;

эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» ремонт взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» ремонт горных производств и объектов;

» ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» ремонт подъемных сооружений;

» производство химического оборудования;

» производство бурового оборудования;

» производство нефтегазопромыслового оборудования;

» производство геологоразведочного оборудования;

» производство горно-шахтного оборудования;

» производство взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» производство аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» монтаж химического оборудования;

» монтаж бурового оборудования;

» монтаж нефтегазопромыслового оборудования;

» монтаж геологоразведочного оборудования;

» монтаж горно-шахтного оборудования;

» монтаж взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» монтаж аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» монтаж подъемных сооружений;

» монтаж котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» эксплуатация бурового оборудования;

» эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования;

» эксплуатация геологоразведочного оборудования;

» эксплуатация горно-шахтного оборудования;

» эксплуатация взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» эксплуатация аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» ремонт бурового оборудования;

» ремонт нефтегазопромыслового оборудования;

» ремонт геологоразведочного оборудования;

» ремонт горно-шахтного оборудования;

» ремонт взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» ремонт аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» ремонт подъемных сооружений;

» ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» производство взрывчатых материалов промышленного назначения:

» производство оборудования и приборов взрывного дела;

» испытание взрывчатых материалов промышленного назначения;

» испытание оборудования и приборов взрывного дела;

» хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» хранение оборудования и приборов взрывного дела;

» распространение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» распространение оборудования и приборов взрывного дела;

» применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» применение оборудования и приборов взрывного дела;

» производство пиротехнических изделий;

» распространение пиротехнических изделий;

» производство подводных работ специального назначения;

» производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

» оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

» обработка и рекуперация драгоценных камней;

» заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;

» заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;

» деятельность по проведению геолого-съемочных работ;

» деятельность по производству электрической и тепловой энергии;

» деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей;

» деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии;

» деятельность по получению (покупке) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности);

» переработка нефти и транспортировка по магистральным нефтепроводам и продуктопроводам нефти и продуктов ее переработки;

» хранение нефти и продуктов ее переработки;

» переработка газа и транспортировка по магистральным газопроводам газа и продуктов его переработки;

» хранение газа и продуктов его переработки;

» осуществление инженерных изысканий для строительства;

» гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;

» деятельность по проектированию зданий и сооружений;

» деятельность по строительству зданий и сооружений;

» производство строительных конструкций и материалов;

» погрузочно-разгрузочная деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей на федеральном железнодорожном транспорте;

» деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте;

» деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;

» деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;

» деятельность по закупке зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по переработке зерна для государственных нужд;

» деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

» производство лекарственных средств;

» производство изделий медицинского назначения;

» хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

» распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

» производство медицинской техники;

» распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники;

» техническое обслуживание медицинской техники;

» культивирование растений, указанных в статье 9 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» разработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» разработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» производство наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» производство психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» изготовление наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» изготовление психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» переработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» переработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» хранение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» хранение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» перевозка и пересылка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» перевозка и пересылка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» отпуск и реализация наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» отпуск и реализация психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» распределение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» распределение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» приобретение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» приобретение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» использование наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» использование психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» уничтожение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» уничтожение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:

» деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

» перевозки грузов морским транспортом;

» перевозки пассажиров морским транспортом;

» деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;

» буксировка судов и иных плавучих средств;

» агентское обслуживание морских судов в морских портах;

» сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

» шипчандлерское обслуживание морских судов в морских портах;

» техническое обслуживание морских судов в морских портах;

» навигационное обслуживание морских судов в морских портах;

» водолазные работы по обслуживанию морских судов в морских портах;

» проводка морских судов лоцманами и береговыми службами управления движением морских судов;

» деятельность по осуществлению швартования морских судов в морских портах;

» сбор судовых лояльных вод и нефтепродуктов на акваториях морских портов и их очистка;

» транспортно — экспедиционное обслуживание грузов для перевозки на морских судах;

» погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

» складские операции в морских портах;

» обслуживание пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов;

» перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» транспортно — экспедиционная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» агентская деятельность на внутреннем водном транспорте;

» лоцманская проводка судов на внутреннем водном транспорте:

» деятельность по проведению океанографических работ;

» деятельность по проведению гелиогеофизических работ;

» производство маркшейдерских работ;

» деятельность по проведению работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

» деятельность по проведению геофизических работ в области изучения недр;

» деятельность по бурению скважин на воду;

» деятельность по бурению геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые;

» деятельность по утилизации отходов производства и потребления;

» реализация предметов антиквариата;

» описание, консервация, реставрация архивных документов;

» деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по проведению проектно — изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по реставрации музейных предметов;

» организация и проведение лотерей;

» распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;

» деятельность по использованию радиоактивных материалов;

» эксплуатация автозаправочных станций;

» производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

» деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;

» эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов;

» публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;

» распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

» воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

» распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей;

» воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;

» организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

» деятельность по негосударственному пенсионному обслуживанию;

» деятельность инвестиционных фондов; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98 N 178-ФЗ)

» деятельность по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98 N 178-ФЗ)

» деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98N 178-ФЗ)

» деятельность по производству и разливу минеральной и природной питьевой воды;

» перевозочная и транспортно — эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта;

» финансовая аренда (лизинг);

» проектирование централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» строительство централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;

» деятельность по изготовлению и нумерации официальных бланков органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения);

» деятельность по изготовлению всех видов бланков, форма которых утверждена решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

» оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды, а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

Статья 18. Введение лицензирования иных видов деятельности

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Виды деятельности, не включенные в статью 17 настоящего Федерального закона, осуществляются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Установленный в настоящем Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

4. Положения статьи 7 настоящего Федерального закона в части распространения действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2005 года. Впредь до введения в действие указанных положений применяется установленный Правительством Российской Федерации порядок регистрации лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации.

5. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.