Закон о гражданстве 2014 год

Рубрики Вопрос юристу

Сегодня вступает в силу закон об обязанности россиян сообщать о наличии у них иностранного гражданства

Сегодня вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий уголовную ответственность за сокрытие гражданами РФ двойного гражданства.

Согласно документу, граждане РФ обязаны подать в территориальный орган ФМС России письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Такая обязанность должна быть реализована в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Аналогичная обязанность установлена для гражданина РФ или законного представителя несовершеннолетнего гражданина РФ, имеющих на день вступления в силу закона гражданство (подданство) иностранного государства, либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Исключение установлено для граждан, постоянно проживающих за пределами России. Кроме того, от обязанности письменного уведомления о наличии иного гражданства до 31 декабря 2015 года освобождены граждане РФ, приобретшие гражданство РФ в соответствии с Договором между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

За неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства иностранного государства установлена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до 400 часов. Также предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии гражданства (подданства) государства, либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве. Указанное деяние наказывается штрафом в сумме от 500 руб. до 1 тыс. руб.

Власть и право

«Это не совсем демократичная мера»

С 17 августа гражданам, имеющим два гражданства, нужно будет ставить в известность ФМС

C 17 августа российские граждане, имеющие два гражданства, должны сообщать о них ФМС — в случае неуведомления, им может грозить уголовная и административная ответственность. Правозащитники называют «закон о двух гражданствах» избыточным, поскольку россияне и так при получении загранпаспорта ставят государство в известность о своем втором гражданстве.

Почему решения последнего времени все чаще дорабатывают не до, а после их принятия

Закон, обязывающий россиян сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вступил в силу 4 августа. Однако именно с 17 августа вступает в действие порядок подачи уведомлений о двух гражданствах.

Теперь россияне обязаны письменно уведомлять территориальные органы ФМС России о наличии у них гражданства (подданства) другого государства или вида на жительство, или любого другого документа, который дает право постоянного проживания в другом государстве.

Граждане обязаны сообщить о своем двойном гражданстве в течение 60 дней, начиная с 4 августа 2014 года, если оно у них уже есть.

Также 60 дней будет даваться тем, кто в будущем получит второе гражданство или вид на жительство.

Не нужно уведомлять ФМС о двух гражданствах, если человек постоянно живет за пределами России и у него есть вид на жительство или другой документ, который выдан в подтверждение разрешения на постоянное проживание в иностранном государстве, и который снят с постоянного регистрационного учета в РФ.

Россияне, которые постоянно или временно зарегистрированы в России, не входят в понятие «постоянно проживающие за рубежом». Им как раз и необходимо подавать уведомление по месту прописки в органы ФМС.

Подавать уведомление можно либо лично, либо при помощи почтового отправления. При этом рекомендуется самостоятельно контролировать доставку уведомления до органов ФМС, поэтому желательно направлять сообщение о двух гражданствах заказным письмом с уведомлением о вручении письма. Кроме того, позже нужно лично проверить, что весь пакет документов получен сотрудниками ФМС.

Россия вводит новый вид визы для претендующих на гражданство носителей русского языка

К примеру, генконсульство РФ в Южной Корее сообщило россиянам, живущим на территории этой страны, что ведомство не должно заниматься пересылкой документов в органы ФМС.

Но генконсульство может выполнять нотариальные функции — заверить уведомления и копии паспортов.

«Все начнется только 17 августа, до тех пор не стоит волноваться понапрасну, — говорит сотрудник «Газеты.Ru» с двойным гражданством. – Предвкушаю волокиту, с которой придется столкнуться. Хотя, существует опция уведомления по почте, которая должна сэкономить достаточно времени и нервов. Поэтому собираюсь воспользоваться именно этой возможностью».

В уведомление о двух гражданствах нужно будет вписать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, место пребывания или место фактического нахождения, серию и номер паспорта гражданина РФ, а также наименование другого гражданства, серию и номер паспорта иностранного государства.

Также россияне обязаны будут уведомить даты и основание приобретения иного гражданства, сведения о продлении срока действия документов на право проживания в другом государстве. Кроме того, россияне с двойным гражданством должны будут приложить копию российского паспорта и паспорта иностранного государства.

При этом порядок уведомления и бланк, который нужно будет заполнить гражданам с двойным гражданством, появились уже после того, как закон вступил в силу. Сам порядок подачи формы уведомлений вступает в силу с 17 августа.

Обязательно нужно уведомлять органы ФМС, если дети имеют два гражданства.

В Крыму этот закон вступит в силу с 1 января 2016 года.

Грядущий месяц обещает быть богатым на общественно-политические события

Так что до конца 2015 года граждане, которые приобрели российское гражданство после вхождения Крыма в состав России, от уведомления освобождены. Интересно, что это правило не касается жителей Севастополя.

В случае если россиянин не подаст уведомление о двух гражданствах или нарушит срок в 60 дней, его ждет как уголовная, так и административная ответственность.

Так, ст. 330.2 УК РФ говорит о том, что лицо, которое не уведомило органы о втором гражданстве, наказывается штрафом от 200 тыс. руб. или в размере заработной платы осужденного за период от одного года, либо обязательными работами на срок до 400 часов. Ст. 19.8.3 КоАП накладывает административную ответственность за неподачу уведомлений или за несвоевременно поданные уведомления от 500 до 1000 руб.

Правозащитница Светлана Ганнушкина считает закон о двух гражданствах «избыточным». «Любой человек в России, заполняющий документы на загранпаспорт, отвечает на вопрос, есть ли у него второе гражданство или нет. Кроме того, граждане сообщают о двух гражданствах, пересекая границу. В этом случае россияне ставят в известность пограничников о том, что у них есть гражданство другой страны, в которую они могут ехать без визы», — говорит Ганнушкина. По словам правозащитницы,

есть люди, которые просто могут не знать о своем втором гражданстве.

«У меня есть знакомая, которая родилась в 1920 году в США. Соответственно, по американским законам она автоматически является гражданкой США. Но родители увезли ее оттуда, когда ей было пять лет. На этом ее отношения с Америкой были прекращены. Вот что ей в этом случае делать? Идти в ФМС? Есть люди, которые могут в таком случае просто не знать о втором гражданстве в силу разных обстоятельств», — говорит Ганнушкина.

«Единственный смысл этого закона — желание унизить человека, заставить человека идти и сообщать о себе сведения, которые государство и так знает. А также чтобы настроить отрицательно население, которое будет считать людей, имеющих несколько гражданств, подозрительными на нелояльность к России», — отмечает Ганнушкина.

С 17 августа гражданам, имеющим два гражданства, нужно будет ставить в известность ФМС

Президент фонда «Миграция-XXI век» Вячеслав Поставнин (бывший заместитель директора Федеральной миграционной службы) сообщил «Газете.Ru», что, по их оценкам, два гражданства, разрешение на временное проживание в другой стране и другие подобные документы имеют как минимум 10 млн россиян. Он согласен со Светланой Ганнушкиной, что это излишняя мера.

«Это не совсем демократичная мера, немного унижает наших граждан. У нас есть вся законодательная база, в которой все прописано.

Человек, имеющий второе гражданство, не имеет права занимать госпосты — в случае если мы хотим от этого защититься. Система налогообложения тоже определена. Это все попахивает дискриминационными вещами — «давайте составим список благонадежных и неблагонадежных граждан». В наше время пересечь границу не составляет труда, это обычная ситуация при развитии транспортных средств и интернета. Так что это шаг назад», — считает Поставнин.

«Если у вас есть сомнения в каком-то человеке, занимайтесь им. Как всегда, у нас государство интересует узкий круг людей, но зачем тогда напрягать столько простых людей? А так напрягли 10 млн человек, при этом многие из них — граждане Узбекистана, Казахстана, которые получили российское гражданство 10 лет назад. Или женщины, которые давным-давно вышли замуж за иностранцев. Теперь они выясняют, нужно ли им подавать документы. Да и в принципе сама постановка вопроса об уведомлении о втором гражданстве архаичная, унизительная и непроработанная в юридическом плане», — говорит глава фонда «Миграция-XXI век».

Внесены изменения в закон о гражданстве

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка.

Указанные лица приобретают гражданство Российской Федерации без соблюдения требований, касающихся срока проживания на территории Российской Федерации, определения уровня знаний ими русского языка и представления вида на жительство при условии отказа иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу независящих от лица причин.

Федеральным законом устанавливается порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предусматривающий собеседование, которое проводится с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Комиссии образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Указанные лица могут быть признаны носителями русского языка, то есть теми, кто владеет русским языком и повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах, если эти лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для приобретения указанными лицами гражданства Российской Федерации в отношении их устанавливаются льготные условия въезда в Российскую Федерацию, основания продления срока временного пребывания в Российской Федерации и упрощённый порядок получения вида на жительство.

Двойное гражданство – цена молчания

За двойное гражданство государство пока не накажет, но контролировать российских граждан с иностранными паспортами будет

По мнению государственных органов, гражданин РФ, не представивший сведения о гражданстве другого государства либо праве на постоянное проживание на территории иностранного государства, создает высокую общественную опасность. Однако правовых обоснований, которые позволили бы ввести уголовную ответственность, юристы не видят

Совет Федерации РФ 28 мая 2014 года одобрил закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон обязует граждан Российской Федерации (за исключением российских граждан, постоянно проживающих за пределами нашей страны) уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За неисполнение этой обязанности предполагается уголовная ответственность, за нарушение установленного порядка уведомления – административная ответственность.

Надо отметить, что закон принят в рекордные сроки: с момента поступления законопроекта №485228-6 в Госдуму 31 марта до его принятия депутатами в третьем чтении 23 мая прошло менее двух месяцев.

А вот одновременно поступивший в Госдуму законопроект №485143-6, запрещающий высокопоставленным чиновникам и членам их семей иметь гражданство иного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, пока не прошел даже первое чтение.

Ответственность

После подписания президентом РФ и вступления в силу изменений в закон о гражданстве Уголовный кодекс Российской Федерации пополнится статьей 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», предусматривающей наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательных работ на срок до 400 часов.

Несоблюдение установленного порядка уведомления (нарушение сроков уведомления, неполнота либо недостоверность предоставленных сведений) влекут административную ответственность по ст. 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 0,5-1 тыс. рублей.

Несоответствия

Действующее с 31 мая 2002 года законодательство о гражданстве РФ допускает наличие двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Если российский гражданин приобретает гражданство другой страны, это не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ст. 6 №62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 20.04.2014)). Действовавший ранее федеральный закон №1948-1 от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» также не содержал запрета на приобретение гражданином РФ иного гражданства или каких-либо изъятий в правах при наличии иного гражданства.

В соответствии с действующим законодательством одним из признаков преступного деяния является его общественная опасность (ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ). Согласно позиции Конституционного суда РФ, законодатель обязан устанавливать меры уголовной ответственности, адекватные общественной опасности преступления (постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»).

Уголовная ответственность за деяния, не обладающие общественной опасностью, представляет собой нарушение указанной позиции Конституционного суда РФ и неконституционность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Применяя выявленные общие принципы к положениям рассматриваемого закона, следует констатировать неадекватность предлагаемого правового регулирования, так как общественная опасность такого деяния, как неуведомление всяким гражданином государственного органа о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, – без учета его отношения к государственной или военной службе и других подобных особенностей – как минимум неочевидна.

Из пояснительной записки к законопроекту №485228-6 следует, что наличие гражданства иностранного государства снижает для гражданина РФ значение российского гражданства как политико-юридического выражения ценности связи с отечеством и его волеизъявление может обусловливаться не только интересами РФ и ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Однако остается неясно, каким образом волеизъявление гражданина РФ может контролироваться либо влиять на его статус на территории РФ в отношениях с Российской Федерацией. Какие негативные последствия наступят и какие общественно значимые интересы будут нарушены, если гражданин РФ не уведомит уполномоченные органы о наличии гражданства иного государства либо права на постоянное проживание на территории иного государства?

Оценивая новый документ, надо признать, что отсутствие какой-либо очевидной общественно значимой цели введения подобных мер влечет признание их неконституционными. С учетом действующего российского законодательства, рассматривающего гражданина РФ, даже имеющего иное гражданство, только как гражданина РФ, сведения о наличии другого гражданства или права на проживание в иностранном государстве представляют собой сведения, составляющие тайну частной жизни, а обязанность уведомлять об этом государство есть вмешательство в право на неприкосновенность частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Последствия

Безусловно, новые правила не окажут непосредственного влияния на оборот зарубежной недвижимости, на интенсивность заграничных поездок россиян. Однако введение такой обязанности в совокупности с мерами уголовной ответственности за ее несоблюдение повлечет усиление государственного контроля над гражданами РФ.

Стоит отметить неопределенность формулировок вводимой в Уголовный кодекс РФ статьи 330.2. Например, «соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти». Исходя из буквального толкования (как наиболее предпочтительного в области уголовного права) данной нормы, если уведомление направить, например, по месту пребывания, а не по месту жительства (при наличии такового), можно попасть под уголовно-правовые санкции, предусмотренные ст.330.2 Уголовного кодекса РФ.

Также неясным остается исключение для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами нашей страны. Предполагается, что их волеизъявление, выраженное в момент пребывания на территории РФ (либо на территории посольства, консульства РФ на территории иностранного государства), не обусловливается интересами народа, на территории которого они постоянно проживают? Чем, кроме территориального расположения, будут отличаться граждане РФ, находящиеся в пределах России и уже имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и граждане РФ, проживающие на территории иностранного государства и получающие (или имеющие) иностранное гражданство либо вид на жительство? Установление различных правил для лиц, находящихся в равных условиях, представляет собой дискриминацию и нарушает положения ст. 19 Конституции РФ, что вновь подтверждает неадекватность вводимого регулирования.

Непонятно, как граждане РФ, имеющие также гражданство другого государства, но временно проживающие в третьей стране, должны уведомить госорганы: законодательные новеллы устанавливают, что уведомление надо направить в государственный орган по месту жительства (места пребывания или места фактического нахождения) в пределах территории России.

Гипотетическая возможность обусловленности волеизъявления данной категории граждан интересами иного народа либо конституционными требованиями иного государства не может стать основанием для обязанности уведомлять российское государство об отношениях с другими государствами для всех граждан РФ, без учета их отношения к государственной либо военной службе или степени активности их политической деятельности. Последствия сбора такой информации и способы ее дальнейшего использования уполномоченными органами РФ также остались за рамками одобренного Советом Федерации закона.

Подобные нововведения выражают развивающуюся в российской политико-правовой сфере тенденцию к сужению прав и свобод, усилению контроля государства над частной жизнью граждан.

В Украине двойное гражданство прямо не запрещено — юристы

Россия активно предлагает жителям Крыма получать российское гражданство. Delo.UA обратилось к юристам с просьбой разъяснить, нужно ли будет тем, кто получит российское гражданство, отказываться от паспорта Украины и что будет, если они этого не сделают?

Ввиду событий, происходящих в Украине, в Москве заявили о готовности упростить выдачу российских паспортов русскоязычным жителям Крыма и всем другим желающим украинцам. Так, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественникам Илья Дроздов (фракция ЛДПР) предлагает внести поправки в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которыми в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке в течение шести месяцев граждане Украины русской национальности и члены их семей, являющиеся соотечественниками в случае, если они представят документы или иные доказательства, подтверждающие их этническую принадлежность к русским.

В тоже время согласно положениям ст. 4 Конституции Украины в Украине действует лишь одно гражданство. Основания прекращения и получения гражданства определяются законом Украины «О гражданстве» от 18 января 2001 года. Данный закон, так же как и Конституция Украины, основывается на принципе признания только единственного гражданства лица.

«Можно говорить о том, что закон не запрещает двойного гражданства, он его просто не признает. Об этом четко говорит положение, п.1 ч.1. ст. 2 закона «О гражданстве»: если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины», — поясняет юрист «ЮКК Де-Юре» Ирина Кравченко.

Однако нормы закона порождают коллизию. Так, ст. 19 предусматривает основания для потери гражданства Украины, одним из которых является добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения лицо достигло 18 лет. Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком приобретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено. То есть, пример с приобретением гражданства Российской Федерации по упрощенной процедуре — это именно тот случай добровольного приобретения гражданства, который подпадает под данную норму закона.

«Но согласно положениям ч.12 ст.18 закона «О гражданстве» выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины. Получается очень двусмысленно: одна норма говорит, что второе гражданство — это прямое основание для потери гражданства Украины, а вторая оставляет альтернативный вариант развития событий, как бы на усмотрение самого лица или государственного органа, который принимает указанные решения», — отмечает Ирина Кравченко.

Таким образом, на сегодняшний день, законодательство Украины не устанавливает обязательства гражданина Украины об уведомлении приобретения гражданства иностранного государства, а лишь предоставляет ему право для дальнейшего выхода из гражданства Украины.

«То есть, для того чтобы прекратить лицу гражданство Украины, необходимо установить факт получения таким лицом гражданства иностранного государства. На сегодняшний день доказать факт наличия двойного гражданства практически невозможно, а многие страны, такие как Израиль, Румыния, Венгрия не выдают справок о двойном гражданстве. Таким образом, ни одним нормативно-правовым актом Украины не предусматривается ответственность за два и более паспорта. Иначе говоря, к ответственности за второе гражданство гражданина привлечь нельзя», — отмечает глава адвокатского объединения «Гарантия» Евгений Огарков.

Стоит отметить, что 8 февраля 2014 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за несообщение гражданином Украины о вступлении иностранного гражданства». Он предусматривает дополнение Уголовного кодекса статьей 111-1 «Нарушение обязанности гражданина Украины относительно сообщения о получении иностранного гражданства (подданства)» и предусматривает штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок от трех до десяти лет.

Что касается европейского опыта регулирования вопросов гражданства, следует отметить, что некоторые страны Европы разрешают двойное гражданство законодательно, например, Турция, Швейцария, Ирландия, Словакия, Кипр, Румыния, Болгария, Италия, Франция и Венгрия. Однако некоторые европейские страны категорически запрещают двойное гражданство, например, Эстония, Хорватия, Монако, Польша, Мальта, Андорра и Литва.