Задать свой вопрос по решению задачи

Рубрики Процессы

​Решение задач и получение ответов на вопросы во сне и при медитации

Существуют эффективные и результативные техники решения сложных задач в определенных трансграничных состояниях, таких как сон, дрема или медитация.

Причем, для такого решения подходят задачи с одной стороны связанные с креативом, творчеством, изобретательством, с другой — анализом или синтезом. Также, хорошо решаются проблемы выбора одного варианта из нескольких.

Техника задачи вопросов самому себе простая и достаточно схожая как для сна, так и для медитации.

Перед сном или медитацией нужно сделать несколько простых вещей:

  1. Сформулировать сам вопрос, как можно конкретнее и понятнее для самого себя. Но в одно предложение.
  2. Задать вопрос самому себе вслух, прислушаться к звукам (включаем звуковой образ).
  3. Записать этот вопрос, лучше всего на бумаге (включаем моторику).
  4. Внимательно рассмотреть его, буквы, слова (включаем визуальный образ). Еще лучше будет, если вы подберете к вопросу тематическую картинку и рассмотрите ее, мысленно произнеся этот вопрос.
  5. Далее вы можете положить бумажку перед собой, держать в руках (в случае медитации) или под подушку (в случае сна). Этот простой ритуал даст вам возможность еще больше настроиться на вопрос и решение проблемы.
  6. Перед сном или медитацией (точнее процессом созерцания) три раза повторить вопрос уже мысленно.

Собственно, на этом все. Далее доверяем работу своему внутреннему Гуру :).

Теперь о том, когда и как приходят ответы. Они могут приходить сразу (в первую ночь или первую медитацию), но могут и через определенное время. У меня самый большой срок был 7 дней. Если вы начинаете делать такие процедуры достаточно часто, ответы начинают приходить все быстрее.

В случае сна, чаще всего источником ответа может быть собственно сам сон, причем достаточно яркий, запоминающийся после пробуждения. В процессе этого сна вы или решите эту проблему и увидите, как это сделали, или получите знание и понимание, как это сделать/решить. Причем такое, что все сомнения в правильности решения отпадут сами собой. Вы уже внутренне приняли это решение и более того внутренне уже все решили 🙂

В случае медитации у кого-то это бывает тоже видение, похожее на сон. Но у меня чаще приходит что-то типа озарения. То есть опять же ты внутренне осознаешь ответ или возможно получаешь решение. Часто, пришедшее решение может оказаться удивительно простым и изящным, но, тем не менее, не видимым сразу. Хотя это и не удивительно, на самом деле. Все наиболее эффективные ответы и решения (а также техники, методики и пр.) являются простыми.

Возможна ситуация, что вы получите не полноценные ответ и понимание, а ценную подсказку. Например, «куда далее копать». Теперь вы сможете уже или решить проблему во время бодрствования, или запишите новый уточненный вопрос для сна/медитации.

В любом случае, при первой неудачи попробуйте эту технику еще раз, а потом еще. Конечные результаты вас точно не разочаруют!

Главы, мысли и цитаты из книги «Код Феникса-3. Планирование. Делание. Продуктивность» (выход — сентябрь 2016 года).

На фото обложки — моя дочка Вероника.


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии «Код Феникса. Технологии изменения жизни». ПОСМОТРЕТЬ.

Задать репетитору по математике вопрос по предмету

В ам нужен виртуальный репетитор по математике для отдельных он-лайн консультаций? Возникают затруднения в решении задач школьного курса? Предлагаю свою помощь по различным разделам школьной и высшей математики. На этой странице Вы можете задать любой интересующий Вас вопрос по предмету и через какое-то время прочесть указания, подсказки или посмотреть решение задачи полностью.Ваш запрос будет обработан в течение одного — двух дней. Пока вопросы можно задавать только одному репетитору по математике — мне лично. По мере сил и имеющихся временных возможностей я постараюсь помочь Вам справиться с проблемой и опубликую на данной странице свой ответ как можно быстрее. Если решение окажется не слишком длинным, я покажу его полностью.

Заполните специальную форму, приведенную ниже. Желательно указать Ваш возраст, школу и класс (математический или обычный) и учебники, по которым вы учитесь. В таком случае услуга «он-лайн репетитор по математике» будет оказана в соответствии с содержанием школьной или ВУЗовской программы. Пожалуйста, постарайтесь максимально точно формулировать тексты вопросов и условия задач. Непонятные, неполные или некорректные формы рассматриваться не будут. Например, если Вы хотите узнать о том, как построить график функции или как сократить дробь — указывайте соответствующее аналитическое выражение (лучше всего через прикрепленный к вопросу сканер задания).

Реально оценивайте возможности репетитора. Например, бесполезно спрашивать доказательство великой теоремы Ферма. Автор сайта — всего лишь репетитор по математике, а не специалист по решению сложнейших научных проблем. Помните об этом.Возможно, в будущем на сайте появится страница вопросов посетителей другим преподавателям (отдельно репетиторам по школьной математике и отдельно по высшей), прошедшим регистрацию на портале. Прикрепляйте фотографии или сканеры заданий, уравнений и неравенств, любых математических объектов, с которыми у вас возникли затруднения. Желательно, чтобы фотографии не были слишком большими.

Репетитор по математике он-лайн. Решения ваших задач.

Внимание! Короткие ответы на вопросы и решения элементарных номеров публикуются здесь.

Подготовка к ЕГЭ по математике:

Если Вам понравилась страница — будьте так добры нажать на кнопку +1 в верхней части странички. Это поможет найти мои материалы в интернете другим ученикам и репетиторам.

Вопрос от Анны: Здравствуйте! Помогите пожалуйста, для функции найти область определения, точки экстремума и т.д. У меня получается, что точки экстремума — комплексные числа. По графику интервалы возрастания и убывания можно определить, а если рассматривать поведение производной, то на всем промежутке она больше нуля, т.е. функция возрастает. Никогда не сталкивалась с таким. Заранее спасибо.

Репетитор по математике о построении графика. Внимательнее находите первую производную: Нули вовсе не комплексные, а самые самые обычные действительные . Расставляя знаки производной методом интервалов получим следующую картину поведения функции:Вторая производная получилась такой: . Ее нули (точки перегиба) . Асимптоты: вертикальных нет (так как функция непрерывна на всей оси), для нахождения наклонных асимптот вида y=kx+b определяем коэффициенты k и b: , Делаем вывод, что y=0x+0 — горизонтальная асимптота (ось Ox). Пользуясь этой информацией уже можно строить график.

Вопрос репетитору от Михаила: Нужно найти V (t) в момент времени секунд, если точка движется по закону Если можно, подробно. Заранее, большое спасибо!

Репетитор по математике. Помощь ученику 10 класса. Подробно не получится, потому что задача решается в две строчки 🙂 Насколько я понял — нужно определить скорость точки при t=5, а число k-произвольный параметр .Тогда ответ можно выразить через k. Для этого воспользуемся законом, связывающим зависимость между скоростью V (t) и пройденным расстоянием S (t). Как известно, , поэтому вам необходимо найти производную от функции расстояния и подставить в нее временной момент t=5. Этим и займемся. Считаем производную . Подставляя в нее t=5, получим: . Подробнее некуда 🙂

Вопрос от Марии:Здравствуйте! Помогите пожалуйста решить задачу С2 c ЕГЭ:дан цилиндр с радиусом основания 6 и высотой 10. Отрезки AB и CD -диаметры одного из оснований, а отрезок — образующая цилиндра. Найдите тангенс угла между прямыми и , если .

Репетитор по математике. Решение задачи.Углом между прямыми называется угол между любыми пересекающимися прямыми, параллельными исходным. Так как (по первому признаку), то и поэтому .Следовательно . Из прямоугольного треугольника CAD по теореме Пифагора находим . Так как образующая перпендикулярна основанию цилиндра, то она перпендикулярна и любой прямой в нем лежащей и поэтому . Находим

Вопрос от Веры:Как решить тригонометрическое уравнение ?

Репетитор по математике. Решение задачи.Можно воспользоваться формулами, выражающими котангенс угла 2х через синус и косинус того же угла, затем привести дроби к общему знаменателю и применить формулы, преобразующие произведение тригонометрических функций в сумму. После этого уничтожить в числители два слагаемых и разложить оставшееся на множители. Вот решение: Обратите внимание на то, что углы вида необходимо удалить из ответа. Для этого нужно изобразить нули числителя ( и )изобразить на тригонометрическом круге. В первой серии ни одного запрещенного угла нет, а из второй серии углов выбрасываются верхняя и нижняя точка круга. От нее остается множество вида .

Вопрос репетитору от Веры:Подскажите, пожалуйста, как решить такое уравнения, как 7cos3x-3cosx=0

Решение репетитора: так углы под знаками тригонометрических функций отличаются в 3 раза, то лучше всего применить формулу тройного угла . Получим . Далее можно сделать замену и решить полученное кубическое уравнение элементарным разложением его левой части на множители. Вниманию учеников! Пожалуйста присылайте отдельные (штучные) вопросы. За год существования сайта на мой e-mail пришло более 10 писем с целыми списками номеров по математике из всевозможных контрольных. Трижды я получал комплекты экзаменационных билетов переводных текущих экзаменов и зачетов. Я не занимаюсь помощью в масштабном решении задач. Я не являюсь полноценным он-лайн репетитором, чтобы сидеть целыми днями и решать объемные задания. Свободного времени не так много. Помогаю по мере сил. Оформление вопроса на сайте занимает от 20 до 50 минут. Умножьте на количество задач. Интересны задания, с которыми вы сами пытались биться, но у вас не получилось. Поймите, я помогаю, но отнюдь не заменяю вас полностью. Пробуйте решить сначала самостоятельно и присылайте вопросы в случае затруднений.

Александр Николаевич, репетитор по математике в Москве.Для просмотра перейдите на следующую страницу

Умение задавать вопросы

Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

Каков вопрос — таков и ответ. (Народная мудрость)

Загашев Игорь, психолог, преподаватель психологии, заместитель директора Педагогического колледжа № 1 им. Н. А. Некрасова, Санкт-Петербург.

Содержание

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Если кто-то сомневается, что умение задавать вопросы требует дополнительного развития, задайте ему задачку про Джона и Билла. Когда я предлагаю её своим студентам, посещающим курс «Развитие интеллекта», быстрее всего с ней справляются те, кто лучше всех умеет задавать вопросы.

Попросите собеседника записать условие задачки дословно: Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл? Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Ведущий отвечает на них честно, но не развернуто. Кто-то из учащихся начнет гадать, кто-то станет вспоминать схожие ситуации из фильмов. Но победит тот, кто лучше всех умеет задавать вопросы! (Для тех, кто не знает ответа — содержание первого абзаца статьи содержит подсказку. Тем, кому подсказка не помогла, наверное, поможет содержание статьи. Нетерпеливые могут сразу заглянуть в конец).

Меня нисколько не удивил следующий факт. В педагогическом колледже, где я работаю, преподаватели решили целенаправленно развивать у студентов исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное и т.д.). На одном из семинаров обсуждалось, какие из указанных умений необходимо развивать в первую очередь. Перед коллегами стояла задача ранжирования более чем двадцати различных умений, навыков и прочих характеристик. Подавляющим числом голосов приоритет был отдан умению задавать вопросы. Преподаватели аргументировали свое мнение: «Вопросы студентов зачастую односложны и связаны только с фактической стороной материала», «Они привыкли к вопросам на воспроизведение». Результаты психолого-педагогического исследования подтвердили — педагоги не удовлетворены уровнем, на котором студенты формулируют вопросы. А нужно ли это умение вообще?

Зачем нужны вопросы?

Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» (Снетков В.М., 1999, с. 92). Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад. (Снетков В.М., 1999, с. 93).

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «Вопрос же, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс» (Веккер Л.М., 1998, с. 6). Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.

Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы» (King, 1994, p. 18). Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (цит. по Халперн Д., 2000, с. 139).

Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы

К сожалению, нельзя не согласится с Розмари Смид, которая писала, что «обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и (…) если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти» (Смид Р., 1999, с. 149). Именно поэтому ситуация, когда учащийся, студент не может ответить на вопрос (даже если этот вопрос он сформулировал сам), является неприятной, вызывает желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений. Поэтому мы предлагаем начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.

Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный. «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать».

Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.

Р. Смид рекомендует чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому (Смид Р., 1999, с. 149). Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие — это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым», так как «инсценировки» редко дают ожидаемый результат.

Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.

У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики, студенты могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.

Уже несколько лет мои профессиональные интересы тесно связаны с развитием мышления учащихся всех возрастов. Ниже описаны некоторые стратегии и приемы, которые помогли многим преподавателям развить у своих учеников умение задавать вопросы.

Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы

1. Стратегия «Вопросительные слова»

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, получится несколько списков самых разных вопросов. К примеру:

Курс: «Педагогическая психология».

Аудитория: студенты 5 курса педагогического колледжа.

Тема: «Педагогический конфликт».

Цели: (1) Самостоятельное определение студентами тех сторон педагогического конфликта, которые требуют изучения в первую очередь. Поскольку в образовании (как и в других сферах) конфликт является обычным явлением, для последующей работы необходимо определить, какие вопросы для данной аудитории являются наиболее актуальными. (2) Развитие умения задавать вопросы.

1. Учащимся было дано домашнее задание вспомнить и записать одну-две ситуации педагогического конфликта, причины которых не ясны.

2. После обсуждения таких ситуаций в группах (10 мин.), студенты выписывают основные термины и понятия, которыми они пользовались, в правую часть таблицы.

Как задавать правильные вопросы

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).

Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.

Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5–6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.

Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3–4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.

Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого – вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.

Исследователи выделяют 5 типов вопросов.

1. Фактические вопросы (или вопросы на знание)

Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.

Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:

  • кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.)
  • когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться…)
  • где (как далеко это находится от…, как туда добраться…)
  • как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать…)

Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».

Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 – чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.

2. Конвергентные вопросы

Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем…», «Каковы причины…», «Почему…» (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).

Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».

Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?

3. Дивергентные вопросы

Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если. ». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.

Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».

Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии…», «Когда это может произойти, если…», «Где это могло бы происходить… » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.

4. Вопрос–оценка (вопрос на суждение и сравнение)

Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.

Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса «Гамлет» отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.

Вопросы на оценку и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.

5. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)

На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.

Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.

Справка > Как публиковать ответы

Можно ли ответить на свой вопрос?

Конечно! Более того, мы призываем участников отвечать на свои вопросы. Если у вас есть вопрос, на который вы заранее знаете отличный ответ, и вы хотите поделиться своими знаниями с сообществом, то есть чтобы ваши коллеги, да и вы сами, в будущем при возникновении аналогичной либо схожей проблемы смогли быстро найти решение, — пожалуйста, задайте такой вопрос и опубликуйте ответ.

Для публикации ответа на свой вопрос необходимо иметь 15 баллов репутации.

Чтобы опубликовать вопрос одновременно с собственным ответом:

  1. нажмите на «Задать вопрос»;
  2. заполните необходимые поля;
  3. под полем для ввода текста вопроса отметьте галкой пункт «Ответить на собственный вопрос»;
  4. в появившееся поле ввода добавьте текст ответа;
  5. опубликуйте вопрос вместе с ответом.

Вы также можете в любой момент вернуться в вопрос и опубликовать решение:

  • если вы нашли решение быстрее, чем сообщество;
  • если вы нашли лучшее решение, чем уже предложенные;
  • если ответы только подтолкнули вас к идеи реализации, а полное решение вы нашли сами.

Вы сможете отметить ваш ответ верным, через 48 часов после его публикации. Это стоит сделать, если вы нашли решение самостоятельно либо сразу опубликовали ответ. Если же один из предложенных ответов составил существенную часть итогового решения, то более правильно будет отметить этот ответ.

Пожалуйста, учтите, что принятие своего ответа не приносит репутацию и не изменяет сортировку ответов. Помните, что сообщество, возможно, сможет найти ещё более оптимальное решение вашей задачи!

Не стесняйтесь задавать вопросы, на которые знаете ответы, дополняя их решениями. Это поможет создать свободную базу прикладных решений.