Введенская ла риторика для юристов учебное пособие для вузов

Рубрики Вопрос юристу

Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

12-е изд., стер. — М.: 2012. — 538 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги — «Культура и искусство речи. Современная риторика».

Содержание
К читателю 3
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
Глава 1. Общение и его слагаемые 5
Глава 2. Бытовое общение 7
§ 1. Условия эффективности разговора 7
§ 2. Народные раздумья о собеседовании 12
Глава 3. Деловое общение 16
§ 1. Особенности делового общения 17
§ 2. Виды делового общения 30
Глава 4. Невербальные средства общения 44
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
Глава 1. Что такое культура речи? 64
Глава 2. Основные качества речи 72
§ 1. Богатство русского языка 72
§ 2. Точность — необходимое качество речи 78
§ 3. Чистота речи 81
Глава 3. Ясность, понятность — существенные признаки культуры речи 86
§ 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
§ 2. Что такое иллюзия понятности 90
§ 3. Приемы объяснения терминов 94
§ 4. Особое внимание иностранным словам 99
Глава 4. Правильность — важнейший признак культуры речи 103
§ 1. Нормативность речи 103
§ 2. Орфоэпические нормы 109
§ 3. Акцентологические нормы 114
§ 4. Грамматические нормы 120
§ 5. Лексические нормы 124
Глава 5. Выразительность речи 127
§ 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
§ 2. «Мысль выигрывает в силе. » 138
§ 3. Монолог становится диалогом 142
§ 4. Использование чужой речи 145
§ 5. Пословица недаром молвится 148
§ 6. Неиссякаемый источник — фразеология 153
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
§ 1. 0 предмете риторики 194
§ 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
§ 3. Ораторское искусство и политика 200
§ 4. Ораторское искусство — явление историческое 204
§ 5. Виды ораторского искусства 205
Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
§ 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
§ 2. Развитие риторических традиций в России 217
Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
§ 1. О слове оратор 233
§ 2. Риторические навыки и умения 234
§ 3. Индивидуальные особенности оратора 236
§ 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
§ 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
§ 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
§ 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
§ 4. Виды подготовки 258
Глава 5. Как построить свою речь 267
§ 1. Что такое композиция речи 268
§ 2. План — основа композиции 269
§ 3. Составные элементы композиции 272
§ 4. Главная часть 279
§ 5. Недостатки композиции 284
Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
§ 1. Что такое контакт с аудиторией 288
§ 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
§ 3. Учет особенностей аудитории 291
§ 4. Форма преподнесения материала 295
§ 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
Глава 1. Речевой аппарат 326
Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
Глава 4. Дикция 351
Глава 5. Интонация 360
§ 1. Акустические компоненты интонации 360
§ 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
Глава 6. Пауза 377
Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
§ 1. Спор. Что это такое? 400
§ 2. Классификация споров 403
Глава 2. Из истории искусства спора 408
Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
Глава 4. Как убедить оппонента 448
§ 1. Основные формально-логические законы 448
§ 2. Доказательство 457
§ 3. Логические ошибки 461
§ 4. Доказывание и убеждение 465
§ 5. Доводы в споре 467
Глава 5. Полемические приемы 474
Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
§ 1. Классификация вопросов 486
§ 2. Виды ответов 491
§ 3. Нечестные приемы 494
Глава 7. Уловки в споре 496
Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
§ 1. Занятие-дискуссия 510
§ 2. Деловая игра «Политбой» 515
§ 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
§ 4. Тренинг «Диалог» 518

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Введенская, Павлова: Деловая риторика. Учебное пособие

Аннотация к книге «Деловая риторика. Учебное пособие»

В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты делового общения, культуры речи, ораторского мастерства, искусства спора.
Характеризуются такие виды делового общения, как беседа, переговоры, презентация, разговор по телефону Особое внимание уделяется технологии эффективной речевой коммуникации, национальным особенностям деловых людей, нравственным установкам общающихся. Содержится материал по риторическому самообразованию.
Предназначено для студентов вузов. Может быть использовано на курсах повышения квалификации деловых людей, при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга читателей, желающих самостоятельно овладеть искусством устного слова.
5-е издание, дополненное и переработанное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Введенская, Павлова: Риторика для юристов: Учебное пособие

Аннотация к книге «Риторика для юристов: Учебное пособие»

Пособие посвящено рассмотрению теоретических и практических аспектов коммуникации в юридической практике. В нем описываются различные виды делового общения; излагаются основы ораторского искусства и полемического мастерства; говорится о вербальных и невербальных средствах общения. Особое внимание в работе уделяется коммуникативной стороне судебных прений, искусству доказывания в состязательном судебном процессе, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката, а также реплики и напутственного слова председательствующего.
Предназначено для студентов юридических вузов и факультетов, юристов различного профиля. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов. Представляет интерес для широкого круга читателей.
9-е издание.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Введенская ла риторика для юристов учебное пособие для вузов

«Чтобы достойно и профессионально осуществлять функцию обвинения или защиты на суде, надо уметь говорить», — так начинает П. Сергеич свою книгу «Искусство речи на суде» . Тема ораторского искусства – одна из сложнейших в деятельности правозащитников. Казалось бы, не является мудростью уметь говорить. Но, уметь говорить, и уметь говорить в суде – это далеко не одно и то же. Будущий юрист должен хорошо осознать, что умение говорить в суде является реальным и необходимым фактором судопроизводства. Владение искусством пользоваться словом органично востребовано системой судопроизводства, особенно когда суд действительно настроен на поиск истины, а судья искренне надеется услышать от адвоката нечто такое, что поможет ему в этом поиске. Слова, сказанные П. Сергеичем, прозвучали в начале XX века в царской России, то есть в период расцвета судов присяжных, когда выступление адвоката было действительно эффективным инструментом влияния на суд через представителей народа – присяжных. Именно с появлением таких судов на территории европейских государств, а затем и в Российской империи судебное ораторское искусство достигло своего апогея. Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Если в XI-XV вв. речи адвокатов были пересыпаны цитатами из церковных книг, то постепенно они освобождаются от этого и приобретают светский характер. С введением во Франции суда присяжных заседателей 16 сентября 1791 года идеи «Свободы, равенства и братства!» стали внедряться в общественное сознание. Наибольшего расцвета судебное красноречие во Франции достигло в XIX веке. Знаменитые адвокаты и прокуроры Берье, Дюпен. Фавр. Лабори, Деманж, Кремье, Лашо. Морнар. Шэ д’Эст Анж стали символами красноречия Европы и Америки. Благородная память потомков о великих мастерах защиты Истины и Закона в мировом и отечественном правосудии тем и ценна, что они умели опуститься до осознания конкретного факта, касающегося судьбы отдельного человека, и затем возвысить значимость этого события до степени проблемы, заставляющей волноваться все общество. Профессионально отточенная методика позволяла им успешно двигаться от единичного ко всеобщему, от сложного к простому, от неясного к очевидному. Русский адвокат К.К. Арсеньев, изучавший красноречие французских юристов, писал, что «весь материал, как бы обширен он ни был, тщательно сгруппирован и разделен на части, тесно связанные между собой, естественно вытекающие одна из другой. Ни скачков, ни возвращений назад, ни повторений, кроме тех, которые необходимы для лучшего освещения фактов» . Целью настоящей работы является исследование особенностей французского судебного красноречия XIX века на примере деятельности выдающиеся судебных ораторов Франции того времени.

В XIX веке Франция дала целый ряд замечательных судебных ораторов, многие из которых были в то же время и политическими деятелями: в первой половине столетия – Беррье, эд ’Эст Анж, братья Дюпен, во второй – Жюль Фавр, Гамбетта, Лашо, Бетмон, Лиувиль и др., каждый из которых оригинален своим авторским стилем, своей манерой. Для речей выдающихся ораторов французской юриспруденции характерно: 1) изящество формы, четкий и ясный стиль, простота и лаконичность; 2) отсутствие в их речах отступлений от существа дела; речи их отличаются исключительной целеустремленностью, последовательностью, непосредственной связью с существом дела; 3) исключительная эрудиция, глубина анализа и большая культура. Они никогда не делали враждебных выпадов, никагда не опускались до грубости, но всегда оставались в рамках корективности и уважения к своим оппонентам. В целом, речи данных французских юристов отличает ясность изложения, изящество формы. Речи легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз. Эти качества в одинаковой мере свойственны большинству речей названных ораторов.