Внесение изменений в закон об акционерных обществах 2018

Рубрики Процессы

Оглавление:

С 2018 года заработали законодательные изменения для акционерных обществ

С 01.01.2018 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» от 16.11.2017 г. № 2210-VIII. Однако отдельные его положения будут действовать с 01.05.2018, 01.07.2018 и 01.01.2019.

Согласно «Заключительным и переходным положениям» данного Закона:

1. До 01.07.2019 размещение акций частным акционерным обществом, зарегистрированным до дня вступления в силу настоящего Закона, может осуществляться путем непосредственного письменного предложения акций такого акционерного общества заранее определенному кругу лиц, количество неквалифицированных инвесторов среди которых не может составлять или превышать 150 лиц, а также среди акционеров этого общества.

2. Базовые проспекты эмиссии ценных бумаг, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Закона, являются недействительными со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Все эмитенты (кроме институтов совместного инвестирования), которые осуществляли публичное размещение ценных бумаг до дня вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые не осуществляли публичное предложение ценных бумаг, кроме эмитентов, обнародовавших уведомление о том, что они считаются такими, которые осуществляли публичное предложение ценных бумаг, в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Эмитенты, ценные бумаги которых находятся в листинге на день вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые осуществили публичное предложение ценных бумаг.

5. К акционерным обществам, считающимся такими, которые не осуществляли публичное предложение акций, применяются требования Закона Украины «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности частных акционерных обществ.

В случае если после дня вступления в силу этого Закона такими акционерными обществами принято решение об изменении размера уставного капитала, деноминации акций, эмиссии других ценных бумаг, нежели акции, получении новых лицензий и других разрешительных документов и/или получении документов, подтверждающих права общества на имущество, такие общества обязаны привести устав и другие внутренние документы в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах».

6. Акционерные общества не обязаны вносить изменения в свое наименование в связи с внесением данным Законом изменений в ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об акционерных обществах».

7. Положения ст. 68 Закона Украины «Об акционерных обществах» не применяются к публичным акционерным обществам в случае принятия ими решения об изменении типа общества, при условии, если:

  1. 1) уставом этого общества предусмотрено функционирование и создан наблюдательный совет и его комитеты;
  2. 2) уставом этого общества предусмотрен и сформирован наблюдательный совет путем кумулятивного голосования;
  3. 3) уставом этого общества предусмотрен и наблюдательный совет такого общества состоит не менее чем на одну треть из независимых директоров, при этом количество независимых директоров составляет не менее двух лиц.

В случае принятия публичным акционерным обществом решения об изменении типа общества к такому акционерному обществу требования относительно раскрытия информации, предусмотренные абз. 1 ч. 8 ст. 40 и абз. 1 ч. 4 ст. 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», применяются с даты принятия им решения об изменении типа общества.

8. Уставы и внутренние положения подлежат приведению в соответствие с данным Законом:

  • для публичных акционерных обществ и банков — до 01 января 2019 года;
  • для всех остальных акционерных обществ — до 01 января 2020 года.

9. Изменения, внесенные этим Законом в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» относительно сведений, которые дополнительно должны быть обнародованы в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, применяются к сведениям, которые возникнут после дня вступления в силу данного Закона.

Ревизионные комиссии станут необязательными, а внутренний аудит – обязательным для публичных акционерных обществ

Автор: Алексей Михайлович Сонин, директор Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов»,
член Комиссии РСПП по аудиторской деятельности,
член Экспертного совета по корпоративному управлению при Банке России

19 июля 2018 года принят Федеральный закон №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в корпоративное законодательство вводится ряд важнейших для корпоративного управления в целом и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью в частности новаций.

Прежде всего, отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. Несмотря на развитие систем контроля и совершенствование контрольной деятельности в российских акционерных обществах, положение об обязательном наличии ревизионной комиссии оставалось незыблемым на протяжении более чем 20 лет, начиная с первой версии Закона «Об акционерных обществах» 1995 года. Следует заметить, что дискуссии об эффективности механизма обеспечения прав акционеров посредством деятельности ревизионной комиссии и соответственно обоснованности требования о ее обязательности велись давно. Равно как и обсуждение вопроса, о том, какая структура органов контроля в акционерном обществе в наилучшей степени позволяет защитить интересы акционеров с точки зрения соотношения выгод-затрат на осуществление контроля. Но если раньше акционерные общества были всё же несколько ограничены в вопросе выбора, с принятием поправок в Закон «Об акционерных обществах» у акционерных обществ появилось больше возможностей для выбора наиболее эффективной структуры органов контроля. Касается это нововведение как публичных, так и непубличных акционерных обществ.

Второе важнейшее изменение – введение в акционерное законодательство понятия внутреннего аудита. Внутренний аудит как инструмент защиты прав акционеров и повышения эффективности деятельности развивается в российских акционерных обществах с начала 2000 годов, о внутреннем аудите сказано в Кодексе корпоративного управления, в правилах листинга фондовых бирж, внутренний аудит регулируется специальным законодательством в отдельных сферах деятельности, но на уровне акционерного законодательства это понятие введено только сейчас. Более того, осуществление внутреннего аудита становится обязательным для публичных акционерных обществ (норма вступает в действие с 1 июля 2020 года). Также закон предусматривает, что совет директоров утверждает документы, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита и принимает решение о назначении или прекращении полномочий руководителя подразделения внутреннего аудита и утверждает условия трудового договора с ним, включая размер вознаграждения. Тем самым предполагается повысить степень независимости внутреннего аудита от менеджмента компаний. Для непубличных акционерных обществ в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Третье – вводится требование наличия в публичном акционерном обществе системы управления рисками и внутреннего контроля. При этом совет директоров общества утверждает документы, определяющие политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля. Данные изменения в акционерном законодательстве являются логическим продолжением осознания важности наличия в акционерном обществе систем внутреннего контроля и управления рисками с точки зрения эффективности достижения обществом поставленных целей и ответственности, лежащей на совете директоров в этом вопросе.

И наконец, четвертое – закон вводит в акционерное законодательство понятие комитета совета директоров. В соответствии с ФЗ, комитеты формируются советом директоров для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции, с целью последующего вынесения на совет директоров. При этом формирование комитетов советами директоров уже давно вошло в практику открытых акционерных обществ в России. Что касается формирования конкретных комитетов, вводится обязательное требование только в отношении комитета по аудиту, который создается для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем над финансово-хозяйственной деятельностью общества. В практике публичных акционерных обществ именно с комитетом по аудиту тесно взаимодействует подразделение внутреннего аудита.

Следует отметить, что рекомендации построения системы управления рисками и внутреннего контроля, осуществления внутреннего аудита, формирования комитетов совета директоров в акционерном обществе содержатся в Кодексе корпоративного управления, одобренном Правительством Российской Федерации и Банком России в 2014 году.

Масштабные изменения в законе об акционерных обществах

Что произошло?

Закон вступил в силу 19 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В чём суть нового закона?

Для чего внесены поправки?

В какой срок теперь нужно сообщить об общем собрании акционеров?

Что изменилось в порядке проведения общего собрания акционеров?

— предоставляются проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению собранием;

— заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в её состав предоставляются, только если наличие комиссии обязательно по уставу общества;

— участникам общего собрания публичного акционерного общества нужно будет представить заключение внутреннего аудита. Норма об обязательности такого аудита заработает с 1 июля 2020 года.

Кроме того, в перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом собрании акционеров, включён вопрос о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчётного года.

Как обновлены правила деятельности ревизоров?

Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных АО ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если её наличие предусмотрено уставом. Уставом же непубличного АО можно предусмотреть отсутствие ревизионной комиссии либо её создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества. Аналогичное положение было включено в ГК РФ еще в сентябре 2014 года. Указанные положения можно внести в устав непубличного АО по единогласному решению всех акционеров на общем собрании.

Коснулись ли поправки сделок с заинтересованностью?

Аналогичные параметры (сумма сделки, цена или балансовая стоимость имущества) установлены для сделок с заинтересованностью, которые должно одобрить общее собрание большинством голосов всех незаинтересованных акционеров — владельцев голосующих акций.

При этом введено новое правило, согласно которому общее собрание акционеров считается правомочным независимо от числа принимающих в нём участие незаинтересованных акционеров.

Какие изменения предусмотрены для владельцев привилегированных акций?

Кроме того, акционерам — владельцам привилегированных акций определённого типа предоставлено право голоса на общем собрании при внесении в устав АО положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определённого уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по таким акциям.

Что изменилось для совета директоров (наблюдательного совета)?

Установлено положение о том, что годовой отчёт общества, уставом которого вопрос о его утверждении отнесён к компетенции совета директоров, подлежит утверждению советом директоров не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Ранее срок законом не оговаривался.

Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.

Как будет контролироваться деятельность АО?

Для непубличных АО в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Утверждены изменения в закон «Об акционерных обществах» в части определения кворума. ВИДЕО

Президент Петр Порошенко подписал Закон «О внесении изменений в статью 41 Закона Украины «Об акционерных обществах» относительно кворума общих собраний акционерных обществ с мажоритарным корпоративными правами государства». Об этом сообщает пресс-служба Президента Украины.

Этот закон определяет кворум общего собрания акционерного общества, в уставном капитале которого есть корпоративные права государства и в котором государство является собственником 50% и более простых акций общества, при условии регистрации для участия в них акционеров, которые совокупно являются владельцами более 50% голосующих акций.

С 2018 года заработали законодательные изменения для акционерных обществ

Согласно «Заключительным и переходным положениям» данного Закона:

1. До 01.07.2019 размещение акций частным акционерным обществом, зарегистрированным до дня вступления в силу настоящего Закона, может осуществляться путем непосредственного письменного предложения акций такого акционерного общества заранее определенному кругу лиц, количество неквалифицированных инвесторов среди которых не может составлять или превышать 150 лиц, а также среди акционеров этого общества.

2. Базовые проспекты эмиссии ценных бумаг, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Закона, являются недействительными со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Все эмитенты (кроме институтов совместного инвестирования), которые осуществляли публичное размещение ценных бумаг до дня вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые не осуществляли публичное предложение ценных бумаг, кроме эмитентов, обнародовавших уведомление о том, что они считаются такими, которые осуществляли публичное предложение ценных бумаг, в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Эмитенты, ценные бумаги которых находятся в листинге на день вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые осуществили публичное предложение ценных бумаг.

5. К акционерным обществам, считающимся такими, которые не осуществляли публичное предложение акций, применяются требования Закона Украины «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности частных акционерных обществ.

В случае если после дня вступления в силу этого Закона такими акционерными обществами принято решение об изменении размера уставного капитала, деноминации акций, эмиссии других ценных бумаг, нежели акции, получении новых лицензий и других разрешительных документов и/или получении документов, подтверждающих права общества на имущество, такие общества обязаны привести устав и другие внутренние документы в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах».

6. Акционерные общества не обязаны вносить изменения в свое наименование в связи с внесением данным Законом изменений в ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об акционерных обществах».

7. Положения ст. 68 Закона Украины «Об акционерных обществах» не применяются к публичным акционерным обществам в случае принятия ими решения об изменении типа общества, при условии, если:

1) уставом этого общества предусмотрено функционирование и создан наблюдательный совет и его комитеты;

2) уставом этого общества предусмотрен и сформирован наблюдательный совет путем кумулятивного голосования;

3) уставом этого общества предусмотрен и наблюдательный совет такого общества состоит не менее чем на одну треть из независимых директоров, при этом количество независимых директоров составляет не менее двух лиц.

В случае принятия публичным акционерным обществом решения об изменении типа общества к такому акционерному обществу требования относительно раскрытия информации, предусмотренные абз. 1 ч. 8 ст. 40 и абз. 1 ч. 4 ст. 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», применяются с даты принятия им решения об изменении типа общества.

8. Уставы и внутренние положения подлежат приведению в соответствие с данным Законом:

• для публичных акционерных обществ и банков — до 01 января 2019 года;

• для всех остальных акционерных обществ — до 01 января 2020 года.

9. Изменения, внесенные этим Законом в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» относительно сведений, которые дополнительно должны быть обнародованы в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, применяются к сведениям, которые возникнут после дня вступления в силу данного Закона.