В любом мрэо можно поставить машину на учет

Рубрики Вопрос юристу

Можно ли поставить автомобиль на учёт в другом регионе (городе)?

Постановка автомобиля на учёт в другом регионе

Постановка автомобиля на учёт часто сопряжена с рядом нюансов, пожалуй, главный из которых — это исправное техническое состояние машины с пробегом. Но есть ещё ряд нюансов. Что если мы покупаем автомобиль в другом городе? Или просто желаем получить номера другого региона. Ответ на вопрос в нашем случае положительный: в 2018 году мы можем поставить автомобиль на учёт в любом регионе России, независимо от региона нашего проживания.

Если машина покупается в другом регионе, то её не обязательно ставить на учёт там же. По закону нам даётся 10 дней после покупки на оформление ОСАГО (от даты, зафиксированной в договоре купли-продажи) и эти же 10 дней — на постановку на учёт. Но если мы решили избежать возможных проблем с ГИБДД, то правильное решение здесь — поставить машину на учёт в регионе её покупки.

Что касается номеров, то тут тоже проблем нет — захотели номера с регионом 777? Можно поставить автомобиль на учёт в Москве.

Вообще, правильно называть не «поставить автомобиль на учёт», а «зарегистрировать автомобиль».

Административный регламент МВД предусматривает возможность регистрации автомобиля в другом регионе с конца 2013 года. Сегодня, в 2018 году для этого достаточно обратиться в любое МРЭО данного города с оплаченными госпошлинами (2000 рублей на новые номера — если это требуется, и автомобиль не остаётся на старых номерах) и 500 рублей на выдачу нового свидетельства о регистрации (розовой пластиковой карточки, которую иногда ошибочно называют техпаспортом). Кстати, при подаче заявления на постановку на учёт через портал Госуслуг предоставляется скидка 30% на оплату госпошлины, если оплата производится безналичным расчётом (картой любого банка, через телефон или электронные деньги).

Личный опыт: как я переоформляла автомобиль в Харькове без посредников

Многие харьковчане мечтают стать владельцами новенького автомобиля и забыть о мытарствах в переполненных маршрутках и ежедневном спуске в харьковское метро. К сожалению, новое транспортное средство, особенно иномарку, в связи с ростом курса доллара, могут позволить себе все меньшее количество граждан, поэтому остается единственный выход – покупка б/у автомобиля. Когда с выбором марки и модели машины определились и нашли продавца, пора задуматься о постановке личного транспорта на учет.

Можно, конечно, воспользоваться услугами нотариуса, сделать доверенность, чтобы иметь на случай непредвиденных обстоятельств хоть какое-то письменное доказательством того, что вы являетесь новым собственником. Но такой процедуры будет недостаточно в случае, если авто окажется в конфискате, кредитным, с перебитыми номерами, врезанным номером кузова или будет иметь другие проблемы, которые затруднят свободное передвижение на нем или приведут к его изъятию у нового владельца. Чтобы проверить автомобиль и подлинность документов на него – лучше ставить его на учет, переоформлять технический паспорт на себя. Ведь даже проверка по VIN-коду не дает полной информации.

Машины стояли в хаотичном порядке, мужчины в форме с надписью «эксперт» расхаживали с очень важным видом, подходили только к «избранным». С каждым из них было трудно даже завязать диалог, не то чтобы он нужную бумагу подписал. Главная из отговорок была: «Я занят. У меня еще шесть машин». Так продолжалось в течение часа. Владельцев авто, которые занимались регистрацией самостоятельно, без посредников, можно было узнать сразу – они долго и безрезультатно скитались от одного эксперта к другому, но шесть машин никогда не заканчивались.

На данный момент сделать это можно в любом отделении МРЕО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения) в городе или области, независимо от того, где проводилась первая или последующая регистрация автомобиля. Кроме того, каждый автомобилист может самостоятельно осуществить данную процедуру в Харькове, не обращаясь за помощью к посредникам, «бегункам» и ходатаям. Это реально! Да, придется потратить немного больше времени, но зато можно существенно сэкономить от 1500 до 2500 грн.

Ничто так не развивает лидерские качества, как поездка утром в маршрутке

Этапы процедуры

Раньше для регистрации автомобиля я сама обращалась за помощью к так называемым помощникам, у которых есть связи в МРЕО. Связано это было, прежде всего, с тем, что отсутствовали конкретные знания, как правильно все сделать, появлялись опасения, не обманет ли никто, хотелось сделать все правильно и быстро уехать домой. В этом году я продавала свой второй подержанный автомобиль с таким же настроением: «Быстрей бы все разрешилось, и у моей покупательницы были нужные знакомые». Но девушка отказалась платить посреднику 3000 грн. за постановку на учет, и решительно заявила о своем желании сделать это самостоятельно. Все получилось, поэтому делюсь с вами новыми навыками общения с экспертами смотровой стоянки и знаниями насчет данной незамысловатой процедуры.

Договор купли-продажи

В первую очередь необходимо подписать договор купли-продажи автомобиля. Сделать это можно двумя способами – оформить комиссионный договор или пройти оценку авто непосредственно в МРЕО. В первом случае в комиссионном магазине, который находится там же, в госинспекции, стоимость автомобиля оглашает владелец, авто сдается в комиссионку, а уже оттуда его приобретает новый собственник. Такой способ является более дорогостоящим, да и сама виртуальная процедура сдачи авто в магазин вызывает сомнения — за нее придется оплатить 400 гривен мимо кассы.

Следующий этап – в кассе взимается плата за прямую перерегистрацию (номерные знаки остаются те же) и последующий осмотр автомобиля — 570 гривен. Если обойти стороной комиссионный магазин, то придется проходить оценку на площадке, возвращаться для заключения договора, а затем снова ехать на осмотр к экспертам. Экономия составит приблизительно 200 гривен – мы делали через комиссию, и стоимость услуги может варьироваться в зависимости от марки и технических характеристик автомобиля (так мне сказали уже позже по телефону информаторы).

Осмотр авто

После того, как у вас на руках окажется договор купли-продажи, акт осмотра реализованного транспортного средства (по результатам оценки на стоянке или из комиссионного, где его делают без присутствия авто), и оплаченные квитанции, можно направляться к экспертам. Затраченное время до получения этих бумаг – 30 минут.

Казалось, сейчас мы быстро справимся со всем и отправимся домой, но на смотровой площадке все самое интересное только начиналось. Машины стояли в хаотичном порядке, мужчины в форме с надписью «эксперт» расхаживали с очень важным видом, подходили только к «избранным». С каждым из них было трудно даже завязать диалог, не то чтобы он нужную бумагу подписал. Главная из отговорок была: «Я занят. У меня еще шесть машин». Так продолжалось в течение часа. Владельцев авто, которые занимались регистрацией самостоятельно, без посредников, можно было узнать сразу – они долго и безрезультатно скитались от одного эксперта к другому, но шесть машин никогда не заканчивались. Желание побыстрее уехать домой быстро сменилось на желание навести здесь порядки.

Справа от подъемника на площадке есть отдельный вход, где я познакомилась с человеком, который курирует экспертов. Пожаловалась ему на пренебрежительное отношение со стороны сотрудников, и выяснила, что они обязаны собирать заявки на подпись, независимо от объема работы. «Скажите мне фамилию того человека, который не хочет брать заявку, и я разберусь», — подытожил он. Когда я вернулась и сообщила ему данные, он заулыбался, видимо, не ожидал, что я снова подойду.

Через 10 минут нам предоставили «лучшего» эксперта Алексея (по словам того же куратора), а через 15 – мы вернулись в здание ГАИ для получения техпаспорта. Сдаем договоры комиссии и купли-продажи, акт осмотра, заявку осмотра и квитанции в окно регистрации. Технический паспорт выдают безвозмездно после проверки автомобиля в Интерполе, не наложен ли на него арест и т.д. По словам сотрудника МРЕО, такая проверка должна занимать около двадцати минут, но так как был субботний день, нам тактично предложили подъехать на следующей неделе. На часах было уже почти 16.00, на получение паспорта бывший владелец уже был не нужен, так что мы распрощались.

Получение техпаспорта

На следующей неделе во вторник новой владелицы транспортного средства предложили подождать три часа для проверки автомобиля по базам. Сколько времени на самом деле занимает эта процедура, так и не стало известно. Возможно, тем, кто не дает заработать дополнительные деньги госслужащим, таким образом, просто мстят. И это не коррупция, ведь напрямую деньги никто не требует, но делают так, чтобы ваши вопросы решались немного дольше обычного. В итоге, за техпаспортом подъехали вечером.

«Скажите мне фамилию того человека, который не хочет брать заявку, и я разберусь», — подытожил он. Когда я вернулась и сообщила ему данные, он заулыбался, видимо, не ожидал, что я снова подойду. Через 10 минут нам предоставили «лучшего» эксперта Алексея (по словам того же куратора), а через 15 – мы вернулись в здание ГАИ для получения техпаспорта.

Затраченное время – от 2-х часов до двух дней;

Документы:

  • Техпаспорт на автомобиль
  • Паспорт и ИНН владельца и покупателя

Стоимость – от 800 до 1000 грн.( переоформлялся автомобиль Ford KA 1998 года, 1,3);

Где оформлялись: Региональный сервисный центр МВД Украины, адрес: Харьков, ул. Шевченко, 26

В общем, МРЕО – это, безусловно, один из многих рассадников коррупции в нашем городе. Однако, по-моему мнению, изменения к лучшему должны начинаться с каждого из нас. Если каждый харьковчанин перестанет платить посредникам, то их бизнес скоро рухнет. Требуйте в МРЕО достойного обслуживания и уважения, не бойтесь отстаивать свои права!

Ищем авторов статей про Харьков. Если у вас есть идея для новой статьи, напишите ее нам: [email protected]!

Нажмите и читайте в Facebook и подписывайтесь на наш Телеграм!

Как поставить авто на учет: новые правила и личный опыт

Изменений в законодательстве накопилось за последнее время действительно очень много. В данном материале мы решили обратить внимание на наиболее существенные из них.

Правительство неоднократно кормило нас завтраками, обещая сделать жизнь нынешних и будущих автомобилистов немного легче. И вот наконец-то лед тронулся. При этом в Украине сложилась весьма забавная картина: поставить машину на учет или переоформить ее на нового владельца стало действительно гораздо проще, а вот купить, из-за поднятия пошлин и утилизационного сбора — сложней. Но не будем о грустном и обратимся к вопросам оформления.

Сбор в ПФ — заплатил и забыл

Если раньше сбор в Пенсионный фонд оплачивался при каждом новом оформлении, то сейчас он берется исключительно при первичной регистрации автомобиля в Украине. Другими словами, при покупке и оформлении любой машины, ранее зарегистрированной на нашей территории, платить сбор в ПФ уже не нужно.

Размер сбора в Пенсионный фонд зависит от суммы, указанной в справке-счете (выдается дилером или комиссионным магазином — размер сбора рассчитывается от цены без НДС) или договоре купли-продажи (актуально для сделок с подержанными автомобилями, заверяется нотариально):

3% для машин стоимостью до или ровно165 прожиточных минимумов для работоспособных лиц. Согласно закону о бюджете на 2013 год этот минимум составляет 1 147 гривен (с 1 декабря 2013 его размер увеличивается до 1 218 гривен). Таким образом, умножаем 165*1 147 грн = 189 225 грн;

4% для автомобилей стоимостью свыше 165 и до 290 прожиточных минимумов (свыше 189 225 и до 332 630 грн);

5% для транспортных средств, стоимость которых превышает 290 прожиточных минимумов (свыше 332 630 грн).

Что с налогом на доход?

Этот вопрос актуален в первую очередь для продавцов и покупателей б/у автомобилей. Для лиц, реализующих не более одного транспортного средства за год, налог попросту отменили. Тем не менее, если проданных машин за отчетный год будет не одна, а две и более, то за второй и каждый следующий автомобиль в казну придется отдать 1% (если автомобиль переходит к родственнику) или 5% от стоимости автомобиля (если автомобиль продается другому лицу), указанной в справке-счете или договоре купли-продажи.

Обратите внимание, что договор купли-продажи должен быть заверен нотариально. В случае с родственниками госпошлина за нотариальное заверение составит 17 гривен (один необлагаемый минимум доходов), а в случае с другими лицами — 85 гривен (пять необлагаемых минимумов). Родственниками в данном случае выступают только родители, дети и супруги. Дедушки, бабушки, дяди, тети и племянники будут считаться «другими лицами».

Еще несколько приятных изменений — отмена обязательных оценки стоимости и экспертно-криминалистической экспертизы автомобиля. Если в случае с новыми транспортными средствами эти отмены можно трактовать однозначно, то с подержанными машинами есть нюансы. Так, не будут у вас требовать оценочного заключения только лишь в том случае, если указанная цена в справке-счете от комиссионного магазина или нотариально заверенном договоре купли-продажи будет не ниже среднерыночной стоимости конкретной модели, которую ежеквартально определяет Минэкономразвития (ссылка на «калькулятор »министерства). В противном случае при оформлении сделки все-таки придется заручиться заключением сертифицированного оценщика.

В случае с экспертно-криминалистической экспертизой ситуация следующая: в постановлении о Порядке госрегистрации транспортных средств фигурируют два понятия — «осмотр» (огляд) и «экспертиза» (дослідження). Так вот осмотр до сих пор остался обязательным, а экспертиза таковой быть перестала. Тем не менее в случае с б/у автомобилями сотрудники МРЭО рекомендуют не ограничиваться только лишь осмотром и заказывать «экспертизу», написав соответствующее заявление.

Это можно сделать в МРЭО или перепоручить ее любому другому эксперту, внесенному в Реестр государственных судебных экспертов. В результате проверки подлинности номерных агрегатов и документов выводы эксперта обязательно вкладываются в дело. Именно эти выводы и являются основным отличием экспертизы от осмотра. Таким образом, экспертиза как бы и необязательна, но в случае с б/у автомобилями и возможными вопросами к ним со стороны гаишников в будущем — лучше перестраховаться.

Если раньше оформлять машину нужно было по месту прописки в паспорте, то сейчас все существенно упростилось. Ехать за сотни километров вовсе необязательно. Регистрировать машину можно в любом МРЭО. К слову, если продавец и покупатель зарегистрированы в одном регионе (Киев, Севастополь, АР Крым, область), то машину можно переоформить с сохранением номерных знаков — так будет гораздо быстрее и немного дешевле.

Кроме этого, до недавнего времени сам процесс переоформления машины, по сути, состоял из двух процедур — снятие с учета и затем новая регистрация. Наконец-то эту нелепость устранили. Снимать с учета автомобиль перед его переоформлением отныне не нужно.

Тем не менее, если продавец и покупатель прописаны в разных регионах, сотрудники МРЭО сперва подадут запрос в предыдущее место регистрации автомобиля. Поэтому несмотря на то, что бумажной волокиты стало меньше, процедура может затянуться, поскольку ответить сотрудники другого отделения могут не сразу, а в течение отведенных на это 10 дней.

Еще нескольких важных положений на заметку
Если у автомобиля будет не один владелец, то в письменном заявлении владелец вместе с совладельцем транспортного средства должны запросить, чтобы в графе «Особые отметки» в Свидетельстве о регистрации о ТС указали и совладельца: «ФИО имеет право управлять (эксплуатировать) и является совладельцем».

Также в графе «Особые отметки» можно указать двух родственников (родители, тесть, теща, свекор, свекруха, муж, жена, зять, невестка, дети, родные брат и сестра, внуки, дедушки, бабушки), которым владелец позволит управлять. В таком случае туда вносится формулировка «имеет право использования ФИО». Можно передать право использования более, чем двум родственникам, но в таком случае им придется получать временные Свидетельства о регистрации ТС. Кстати, не забудьте захватить с собой оригиналы документов, подтверждающие родство (например, свидетельство о браке, рождении), а также копии паспортов счастливых родственников.

Для индивидуально переоборудованных ТС и переоборудованных для работы на газовом топливе, при регистрации понадобится акт технической экспертизы или сертификат соответствия, выданный испытательной лабораторией, имеющей аттестат аккредитации соответствующей отрасли и полномочия по проведению проверки технического состояния транспортных средств, или органом по оценке соответствия, или предприятием, имеющим сертификат соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО.

Регистрировать автомобили отныне могут и должники, имеющие непогашенные штрафы за нарушение ПДД.

Если автомобиль ранее был зарегистрирован в другом государстве, то отметка о снятии с учета в документах, выданных другой страной, теперь необязательна.

Какие документы нужны для постановки машины на учет?

Итак, разобравшись в общем и целом с теорией, переходим к практике. Сразу хочется отметить, что летом 2013 сам регистрировал автомобиль, поэтому увидел сей процесс изнутри. Оформление проходил в киевском МРЭО №1 (отныне именуется Центром №1 оказания услуг, связанных с оформлением автотранспортных средств).

От себя скажу, что действительно был приятно удивлен компетентностью сотрудников и оперативностью их работы. Пожалуй, тогда я впервые увидел собственными глазами то самое «покращення» — процедуры регистрации и перерегистрации ускорились и центры сейчас способны обслуживать гораздо больше людей, чем прежде.

К слову, при подготовке этого материала приходилось не один раз звонить и в справку МРЭО №1 (044 443 41 40) — трубку поднимают, на вопросы отвечают. При этом для того чтобы разговорить сотрудника, даже не приходилось представляться. Таким образом, соединение между «пересічним» гражданином и госчиновником, вроде как, «пингуется».

Теперь обо всем по порядку. С момента получения транзитных (красных) номеров на регистрацию дается 10 дней. Первое, что нужно сделать перед поездкой в МРЭО — это собрать документы.

Сертификат производителя или справка, подтверждающая признание зарубежного сертификата

Справка о стоимости (в ней должна быть указана стоимость автомобиля с НДС и без него)

Справка об оплате утилизационного сбора (выдает дилер)

Таможенная декларация (для импортируемых ТС)

Договор дилера с поставщиком

Паспорт владельца ТС и его копия

Идентификационный код владельца

Копии паспортов тех лиц, которые будут вписываться в графу «Особые отметки». В случае с родственниками — документы, подтверждающие родство

Транзитные (красные) номера

В случае с новыми автомобилями волноваться владельцу не за что, поскольку документы с 1 по 7 пункт выдаются в салоне — остается лишь складировать их в папку и не забыть перед походом в МРЭО. Транзитные номера также предоставляет дилер.

Пакет документов для регистрации б/у автомобиля:

Счет-фактура или заверенный договор купли-продажи

Старое украинское Свидетельство о регистрации и выписка о снятии ТС с учета, если таковое проводилось

Документы, подтверждающие растаможивание и оплату утилизационного сбора (в случае с машинами, завезенными из-за рубежа)

Паспорт + копия и идентификационный номер

Если автомобиль уже был снят с учета, то помимо транзитных номеров, у вас также должен быть или разрезанный техпаспорт старого образца (ламинированный) с отметкой о снятии на самом документе, или техпаспорт нового образца (пластиковый) с надрезанным уголком, к которому должна прилагаться соответствующая справка с печатью МРЭО, которое снимало ТС с учета.

Разберитесь, как снимаются номера, поскольку после осмотра ТС «транзиты» нужно будет сдать. Возьмите тряпку или салфетки, чтобы протереть номера агрегатов перед их осмотром экспертом.

Для экономии времени заранее напишите Заявку на регистрацию (перерегистрацию) и заполните основную часть пунктов Акта технического осмотра. В принципе последний вы имеете право и не заполнять, но заполнив — отыграете еще немного времени на «круге». Найти их можно в дополнениях к Инструкции о порядке осуществления подразделениями ГАИ МВД государственной регистрации.

Обязательно возьмите с собой брошюрку по вашей модели — в ней вы найдете полную массу, объем двигателя в кубических сантиметрах и прочие паспортные данные.

Поход в МРЭО и оплата

Зачастую поставить машину на учет предлагают сами дилеры, тем не менее регистрация автомобиля, особенно с учетом новых правил — и в теории, и на практике не такая уж и сложная задача. Тем более, что благодаря всем нововведениям процедура существенно упростилась и проводится довольно быстро. Конечно, придется потратить несколько часов, но экономия порядка 800-1000 гривен, наверное, должна оказаться неплохим мотиватором.

Итак, если людей в МРЭО много, то занимаем очередь в окошко (не забудьте уточнить в какое) и идем оплачивать сборы и налоги в кассах. Для удобства кассы зачастую расположены в помещениях МРЭО. Примечательно, что заполняют квитанции сами кассиры, вам лишь нужно показать документы, объяснить, что нужно оплатить и перепроверить, чтобы в квитанциях все было указано корректно.

Оплата регистрации в ГАИ нового автомобиля:

1. Сбор в Пенсионный фонд (от 3 до 5% в зависимости от стоимости автомобиля).

2. Сбор за первичную регистрацию в ГАИ — ставка зависит от объема двигателя.

3. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

4. Комиссия банка.

Для примера рассчитаем стоимость регистрации нового отечественного автомобиля стоимостью 100 тысяч гривен (без НДС) с рабочим объемом двигателя 1,6 литра: 3 000 грн (сбор в ПФ) + 131,52 (сбор за первичную регистрацию) + 485,63 грн (услуги МРЭО) = 3 617,15 грн + комиссия банка при оплате в кассах.

Оплата регистрации в ГАИ б/у автомобиля, ввезенного из-за рубежа:

1. Сбор в Пенсионный фонд (от 3 до 5% в зависимости от стоимости автомобиля).

2. Сбор за первичную регистрацию в ГАИ. В случае с б/у машинами ставка умножается на коэффициент и зависит от срока службы машины.

3. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

4. Необязательная, но рекомендуемая экспертиза — около 80 грн + распечатка результатов на бланке (около 50 грн).

5. Комиссия банка.

Оплата регистрации б/у автомобиля, ранее зарегистрированного в Украине:

1. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

2. Необязательная, но рекомендуемая экспертиза — около 80 грн + распечатка результатов на бланке (около 50 грн).

Как уже упоминалось, если старый и новый владелец живут в одном регионе, то при перерегистрации на номерах можно сэкономить — их стоимость составляет 135 грн. Таким образом, при сохранении предыдущих номеров перерегистрация б/у автомобиля с последующей выдачей техпаспорта обойдется в 350,63 (для ТС отечественного производства) или 388,15 грн (для ТС иностранного производства) соответственно.

Отдав часть денег государству, направляемся с заявкой на регистрацию/перерегистрацию в окошко к эксперту. Договариваемся с ним об осмотре либо же экспертизе. После осмотра сдаем в окошко документы и ставим при необходимости подписи на некоторых бланках. По собственному опыту скажу, что само оформление бумаг займет около получаса. Все остальное будет зависеть от очереди, оперативности осмотра ТС и выпуска пластикового Свидетельства о регистрации. У меня, например, на все про все ушло 2,5 часа, а у одного из друзей — около четырех часов. Другими словами, миссия вполне выполнима и причин избегать похода в МРЭО сейчас уже попросту нет.

Как теперь поставить автомобиль на учет в Украине

Эксперты разобрались, где и как регистрируют транспортные средства

В конце ноября Кабинет министров Украины принял постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам регистрации транспортных средств», призванное существенно упростить и удешевить эту процедуру. Парламент по инициативе МВД упразднил использование справок-счетов, которые юридически подтверждали изменение права собственности на владение транспортом. Именно с их помощью раньше осуществлялась львиная доля постановки техники на учет, пишут «Факты».

По заявлению главы правоохранительного ведомства Арсена Авакова, справка-счет являлась «королевой коррупции ГАИ» — так как ведомство заказывало бланки справок-счетов и распределяло их, неофициально получая прибыль от реализации. Коррупционеры в погонах массово наживались на отечественных автомобилистах, совершенно необоснованно получая сверхприбыли от теневой деятельности. Благодаря ликвидации этого документа постановка на учет должна была стать дешевле. Однако, как почему-то часто происходит у нас в стране, реализация благого намерения, наоборот, усложнила жизнь отечественным автомобилистам. «ФАКТЫ» выясняли, как теперь можно поставить транспорт на учет и с какими проблемами приходится сталкиваться украинским автовладельцам.

В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно

Упразднение справок-счетов глава МВД представил как очередной успешный шаг по реформированию и борьбе с коррупцией в стране и в правоохранительном ведомстве. «Я думаю, нет в стране автовладельца, который бы хоть раз не заплатил в ГАИ, кроме обязательных платежей (около 500 гривен), еще дополнительную одну тысячу гривен шустрому человечку (не в форме). Человечек смотрел документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя, и выдавал при этом заветную справку на номерном бланке установленного образца и изготовленного на государственном полиграфкомбинате. Частный человечек продавал номерную государственную справку-счет по рыночной цене, не указанной ни в одном нормативном документе. Но без нее ГАИ автомобиль не регистрировало!» — напомнил недавнее прошлое Арсен Аваков.

При этом, по его утверждению, частники брали эти номерные бланки строгой отчетности в ГАИ, которая официально заказывала их у ГП «Полиграфкомбинат «Украина» и по себестоимости (до недавнего времени — 29 гривен 4 копейки, а теперь и вовсе 12 гривен) продавала эти документы частным фирмам. Разница в стоимости шла в прибыль компании. А в эти компании входило и ГАИ по всей вертикали, поскольку бланки бесперебойно и в нужном количестве получали только те фирмы, которые хорошо делились.

«Стоимость оформления справок-счетов — от 600 до 2 тысяч гривен. Время оформления — от 10 минут до получаса. Итого в среднем 1—1,5 тысячи гривен с каждого бланка! При этом, разумеется, не все фирмы получали разрешение ГАИ на занятие этим захватывающим бизнесом, а только «правильные». Мы сажали в тюрьму, увольняли целыми составами МРЭО — не помогало. Необходимы были только системные изменения в порядке. И вот сегодня праздник — все готово! Коррупционная возможность обдирать автолюбителей через справки-счета — уничтожена как класс!» — воодушевленно хвалился заслугами команды реформаторов Арсен Аваков.

Напомним, что справка-счет не единственный документ, который согласно действующему законодательству подтверждает право собственности на транспортное средство. Таковыми также являются: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, копия решения суда об определении права собственности, справка органа социальной защиты населения о выделении транспорта, таможенная декларация, договор лизинга, а также другие заверенные и оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие приобретение, переход и прекращение права собственности на транспортное средство.

Впрочем, по прогнозам экспертов, ввиду ликвидации справки-счета на сегодняшний день отечественные автомобилисты при регистрации или перерегистрации транспорта (как нового, так и бэушного) чаще всего будут использовать именно договор купли-продажи.

Напомним, что ранее эти документы оформлялись только у нотариусов. Сейчас стоимость такой услуги в среднем составляет 800—1,5 тысячи гривен. Правда, продавцу придется заплатить еще и налоги: госпошлину (пять процентов стоимости транспортного средства, указанной в договоре, а если покупатель близкий родственник — один процент) для государственных нотариусов или соизмеримую плату за услугу — для частных, а также подоходный налог с продажи (один процент стоимости автомобиля). При этом подоходный налог составляет один процент оценочной суммы, если транспортное средство — легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, впервые продаваемый владельцем в календарном году. Если же это иной вид транспортного средства или вторая и более продажа в течение календарного года, подоходный налог составит пять процентов от стоимости транспорта.

Усложняет процесс оформления и необходимость предоставления дополнительных документов. Кроме гражданского паспорта, требуется также оригинал и заверенная у нотариуса копия свидетельства о заключении брака (этот документ нужен, если автомобиль приобретался в браке), а также согласие одного из супругов на его приобретение либо отчуждение (при покупке либо продаже в браке). Таким образом, заключение договора купли-продажи у нотариуса обходится сложно и, главное, недешево.

В соответствии с нововведениями, внесенными в «Порядок регистрации транспортных средств», договоры купли-продажи или дарения транспортного средства можно оформить непосредственно в Сервисном центре МВД, предоставляющем услуги, связанные с использованием транспорта (бывшие МРЭО). В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно. Для этого продавцу авто или мототехники и покупателю нужно предоставить только документы, удостоверяющие их личности, свидетельство о регистрации транспортного средства (ТС) и идентификационный код. В остальном придется внести лишь обязательные платежи при регистрации или перерегистрации автомобиля.

В сервисных центрах МВД не хватает бланков техпаспортов

Для постановки на учет новой машины также потребуется предоставление договора купли-продажи, который выдается в автосалонах.

Впрочем, в реальности благое намерение упростить и удешевить процедуру регистрации и перерегистрации транспорта обернулось очередными сложностями для автомобилистов. На сегодня многие сервисные центры МВД по всей стране не оформляют договоры купли-продажи, ссылаясь на отсутствие в их штатной структуре должности администратора, предусмотренного «Порядком регистрации транспортных средств», а также бланков таких договоров. Сотрудники центров повсеместно отправляют автомобилистов оформлять документ к нотариусам, у которых, как мы уже говорили, провести подобную процедуру намного сложнее и ощутимо дороже. При этом более доступного варианта в виде справки-счета уже не существует.

— Если сотрудники сервисных центров отказываются оформлять договор купли-продажи, автомобилисты должны взять у них официальный лист отказа от проведения этой процедуры и обратиться в Главный сервисный центр МВД Украины, подтвердив свою жалобу документом, — прокомментировал ситуацию глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — После вступления в силу нововведений руководство Главного сервисного центра разослало на места соответствующие разъяснения о том, как следует проводить регистрации и перерегистрации ТС в соответствии с новыми правилами, а также пообещало обеспечить центры необходимым количеством бланков договоров купли-продажи. Поскольку справки-счета были ликвидированы еще 18 ноября, то на сегодня уже все центры должны иметь в наличии договоры купли-продажи и обязаны оказывать услуги автомобилистам в соответствии с новыми требованиями.

Однако наши читатели сообщают, что в некоторых украинских сервисных центрах до сих пор не хватает бланков техпаспортов и, даже оформив непосредственно в центре договор купли-продажи по-новому, автовладельцы не могут поставить транспорт на учет. Справедливости ради отметим, что случаи эти не массовые и такого глобального дефицита бланков спецпродукции МВД, который наблюдался в сентябре-октябре текущего года, в Украине нет.

Олег Назаренко советует: если в каком-либо из центров не смогут оказать услугу по оформлению договора купли-продажи или ссылаются на отсутствие бланков спецпродукции, можно обратиться в другой сервисный центр — ведь сейчас поставить на учет автомобиль можно независимо от места проживания и регистрации ТС.

Кстати, Олег Назаренко говорит, что, помимо высокой стоимости оформления договоров купли-продажи у нотариусов, есть еще один существенный минус проведения у них такой операции. Дело в том, что нотариус не проверяет транспортное средство на предмет угона и подлинности номеров агрегатов. Поэтому, оформив у нотариуса договор купли-продажи и передав деньги продавцу транспорта, новый владелец при дальнейшей постановке на учет авто в сервисном центре может столкнуться с серьезными неприятностями, если при проведении обязательных проверок по имеющимся в МВД базам выяснится, что этот автомобиль проблемный, — например, с перебитым номером кузова, находится в розыске и так далее. Таким образом, по словам главы ВААИД, покупателю, не желающему иметь подобные проблемы перед оформлением договора купли-продажи у нотариуса лучше предварительно проверить понравившуюся машину в сервисном центре. Хотя еще лучше и правильнее было бы заключать там и договор купли-продажи.

Оформление генеральной доверенности может обернуться серьезными проблемами

У нас широко практикуется еще один способ продажи транспортных средств — путем оформления у нотариусов генеральной доверенности, предоставляющей право на управление и распоряжение ТС. Однако покупать таким способом машину глава ВААИД Олег Назаренко не советует. Поскольку в подобных случаях опять-таки не проводится проверка подлинности номеров агрегатов и документов на авто, а также относительно его нахождения в розыске. Шансы того, что покупатель окажется владельцем проблемного транспорта, достаточно высоки.

Важно также знать, что при оформлении генеральной доверенности де-юре законным владельцем остается продавец. Он вправе отозвать ее в любой момент (это предусмотрено статьей 249 Гражданского кодекса Украины), потребовав вернуть автомобиль. Более того, в случае смерти человека, выдавшего эту генеральную доверенность, она теряет законную силу, и транспорт переходит в собственность наследников.

Напомним также, что, когда в Украине заработает автофиксация нарушений Правил дорожного движения, продавать автомобиль путем оформления генеральной доверенности станет опасно еще и потому, что согласно действующему законодательству при автоматической фиксации нарушений ответственность несет юридический владелец ТС. Именно ему будут приходить уведомления о штрафе. То есть фактически нарушать правила будет покупатель, эксплуатирующий транспорт по генеральной доверенности, а штрафы будут выписываться его хозяину, на которого де-юре оно зарегистрировано. В итоге на ни в чем не повинного владельца могут навесить кругленькую сумму взысканий, опротестовывать которые придется в суде.

Поэтому во избежание проблем юридическим владельцам транспорта нужно обратиться к людям, которым они выдали генеральную доверенность, с просьбой перерегистрировать его. Кстати, чтобы освежить память таким хозяевам, законодательно на Кабмин возложили обязательство в течение месяца проинформировать украинских автовладельцев обо всех зарегистрированных на них транспортных средствах. Как мы видим, правительство это требование саботирует — автовладельцы до сих пор не стали получать данные о числящихся на них ТС.

Регистрация автомобиля в ГИБДД в 2017 году: в Госавтоинспекции разъяснили подробности

Любые машины после их покупки в 10-дневный срок нужно по-прежнему в обязательном порядке поставить на учет в Госавтоинспекции . За опоздание выпишут штраф в полторы тысячи рублей (и он не делится пополам в течение 20 дней, учтите это). А прежний владелец, если машина была куплена с рук, может снять машину с учета по истечении 10 дней, тогда у покупателя маеты будет еще больше. Так что необходимость регистрировать авто никто не отменял, но сама процедура с 10 июля 2017 года стала проще.

ГОСУСЛУГИ РУЛЯТ

Во-первых, при записи на регистрацию авто через портал госуслуг (сайт ПГУ — www.gosuslugi.ru) вы приедете прямо без живой очереди. И обратитесь сначала не в окошко для заполнения документов, вас направят сразу на площадку для осмотра машины. Нужно прийти заблаговременно, чтобы в окошко для подачи документов в установленное время вы зашли после осмотра автомобиля.

Но для этого во время предварительной записи на портале вам придется заполнить заявление и оплатить госпошлину, а само заявление и квитанцию об оплате распечатать. Кстати, оплатить можно с 30-процентной скидкой, так что оформление через ПГУ не только удобнее, но и дешевле.

— Мы упростили процедуру, исключив необходимость сначала обращаться в окно или в кабинет для приема документов, после чего заявитель обращается на площадку осмотра, а потом опять возвращается к сотруднику для завершения процедуры регистрации.

При подаче заявления через портал вы можете сначала самостоятельно распечатать заявление на компьютере, потом минуя первичную подачу документов пройти идентификацию автомобиля, где инспектор его осмотрит. И в то время, которое вы бронировали при обращении на портал, сдать документы в окошко, — объяснил замначальника управления надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Роман Мишуров.

Так будет быстрее. После осмотра придется немного подождать оформления бумаг и уже получить в окошке все необходимое, включая новые номера, если вы хотели их поменять. Занимает это по нынешним временам даже не час, а меньше. Кстати, положительная оценка регистрационных действий пользователями госуслуг — выше 90%. Повторяем, удобнее не идти без записи в любое время, а именно записаться на портале.

ОСАГО УШЛО В ИНТЕРНЕТ

Полис ОСАГО при регистрации машины теперь показывать не нужно. Потому что с начала этого года многие оформляют страховку через интернет.

— С учетом изменившегося законодательства о страховании гражданской ответственности собственника транспортного средства, из перечня документов, обязательных для предъявления, исключен полис ОСАГО, получение сведений о нем предусмотрено в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, — объясняют в ГИБДД .

То есть страховаться по «автогражданке» перед оформлением машины у гаишников все равно нужно. Инспектор сам проверит наличие страховки по компьютерной базе данных, бумажный полис он требовать не будет. Но если вы не застрахуетесь, то и машину не зарегистрируют, необходимость страховать гражданскую ответственность никто не отменял.

ХОТЬ НА САХАЛИН

Снятые с регистрационного учета машины теперь можно вновь зарегистрировать в любом регистрационном подразделении ГИБДД страны. Например, владелец поменял руль и кресла, то есть незаконно внес изменения в конструкцию машину, не оформив эти изменения. Его поймали гаишники, потребовали устранить несоответствия в 10-дневный срок, но он отказался. Тогда полицейские прекращают регистрацию машины, она формально превращается просто в железку. Устранив нарушения после прекращения регистрации, владелец машины раньше мог обратиться для новой постановки на учет этого авто только в то же подразделение ГИБДД. Сейчас это можно сделать в любом из регистрационных подразделений страны, база данных это позволяет. При этом свидетельство о регистрации выдадут новое, но номерные знаки можно будет сохранить прежние.

РЖАВЧИНА — НЕ ПРИГОВОР

Заржавевший и плохо читаемый номер на деталях машин теперь не проблема. Раньше из-за такого пустяка у покупателя забирали документы, авто ставили на «прикол» возле здания полиции, и расследование могло вестись годами. Особенно страдали владельцы внедорожников, у них часто ржавеют номера на рамах . В то же время похищенные машины, которые нашли с уже перебитыми номерами, людям возвращали, после 2013 года такой механизм действует.

Теперь если индивидуальный номер кузова машины (17-значный VIN-номер) читается, а номер шасси или рамы — нет, то машину зарегистрируют по VIN-номеру. Но не сразу — сначала отправят на исследование криминалистам, которые определят, что дело не в попытках изменить номер, а просто в коррозии или последствиях ремонта. Даже если VIN не читается в одном месте, он дублируется на табличке или в «окошке» под лобовым стеклом, в документах на конкретную модель автомобиля отображается, где искать номера. А номера двигателей, как вы помните, уже давно не сверяют.

ВОПРОС РЕБРОМ

А не будет ли это на руку угонщикам?

Если номер со следами ржавчины или после ремонта не будет препятствием для постановки на учет, не станет ли это возможностью для злоумышленников регистрировать авто с перебитыми номерами?

— Процедура принятия решений в случае коррозии или последствий ремонтных работ абсолютно идентична процедуре принятия решений в случае возврата транспортного средства после угона. Проводится исследование уполномоченным должностным лицом — экспертом-криминалистом МВД или других органов. Выносится процессуальное решение должностного лица об отказе от возбуждения дела, поскольку признаков состава преступления нет. Если дело будет возбуждено, то данное транспортное средство как вещественное доказательство будет приобщено к материалам дела, с ним ничего будет сделать нельзя. Поэтому здесь после системы многократных проверок и соответствующих заключений риски того, что эти автомобили окажутся угнанными, исключаются, — заверил подполковник полиции Роман Мишуров.

Примерный срок подобной проверки — около месяца на все. Само исследование длится неделю, но эксперты могут быть перегружены работой, потому придется подождать. Но по опыту срок ожидания завершения этой процедуры составляет три-четыре недели.