Трудности второго ребенка

Рубрики Процессы

Второй ребенок в семье — счастье в квадрате

Второй ребенок в семье — это удвоенная ответственность и удвоенные трудности. Но, помимо всех «против», есть самое важно «за»: два ребенка — это двойное счастье для мамы и папы. Появление в семье второго ребенка поднимает перед родителями массу вопросов. Нужен ли сейчас еще один малыш? Как подготовить к его рождению первого ребенка? Как преодолеть конкуренцию и трудности воспитания двоих детей? Обо всем этом на своих жизненных примерах расскажет наш автор — мама двух прекрасных малышей.

Говорят, когда ребенок в семье один, он эгоист. Когда в семье детей двое, они конкуренты. И только когда трое и больше – это настоящая семья. Но что если аист уже принес второго малыша, а третий пока не планируется? Как конкуренцию превратить в братскую дружбу и любовь?

Часть первая. Трудности воспитания

Сценарий первый. «А мама — моя!» — утверждает моя девятилетняя дочь Полина, обнимая меня все крепче. Годовалый Димка всем своим видом дает понять, что он с такой формулировкой категорически не согласен, плача отталкивает сестру и прижимается ко мне.

А вы уже сталкивались с подобной ситуацией? Наверное, любая семья, в которой растут двое деток, переживает что-то похожее. И чем они младше, тем проблема ощутимее. Часто с появлением в семье малыша, старший ребенок автоматически приравнивается ко взрослым со всеми вытекающими отсюда последствиями, без права на плохое настроение или детские капризы. Такое отношение родителей и провоцирует ревность. Полностью от нее избавиться вряд ли удастся, но сгладить острые углы вполне реально. Достаточно уделять старшему сыну или дочке максимум своего возможного внимания. Понятно, что его будет меньше, чем раньше, но ребенок будет чувствовать, что он все еще остается ребенком, причем любимым.

Важно выделить для старшенького индивидуальное время, когда вы будете только вдвоем. Я, в условиях цейтнота, стараюсь брать Полину с собой, когда отправляюсь куда-то по делам (если, конечно, это не совпадает с ее уроками и есть с кем оставить Диму). Мы болтаем, пока едем в транспорте, а после того как решим все вопросы, минут на пятнадцать можем зайти в кафе. Эти мгновения позволяют нам оставаться самыми близкими людьми и лучше понимать друг друга.

И, конечно, нельзя лишать ребенка ласки и нежности, оправдывая это нехваткой времени. Всегда можно найти минутку на поцелуй или объятия.

Сгладить ревность помогут и общие интересы. Вы можете организовать такие развлечения, которые понравятся обоим. Мои, например, обожают вдвоем играть в мяч, в прятки или салочки, кататься на аттракционах. В таких играх нет противостояния. Они позволяют детям сблизиться и забыть о конкуренции.

Сценарий второй. «Мам! Он отобрал у меня учебник!» — кричит Полина, в то время как Димка, смеясь, убегает от нее с книжкой в руках. С появлением в доме карапуза об отличной учебе можно забыть. Ведь ему тоже хочется учиться, он отбирает книги, ручки, тетради, причем только те, которые держит в руках старший. Я в такой ситуации стараюсь вывести Диму на улицу, чтобы его сестра могла спокойно в тишине сделать уроки. Когда он подрастет, можно будет усаживать их вместе, чтобы каждый выполнял свое задание. Главное, в этот суетный период помогать старшему ребенку, быть на его стороне, не наказывать, если не все получается на «отлично», и постепенно проблема решится сама собой.

Сценарий третий. «Мамочка, хочу поиграть в куклы, а он дергает их за волосы» ,- жалуется Полина. Малыш целиком и полностью занимает внимание всех членов семьи, в том числе и старшего ребенка. А ведь у него тоже должно быть какое-то личное пространство и личное время для собственных интересов. Хорошо, если есть своя комната или хотя бы свой уголок. И, конечно, у ребенка должно оставаться хотя бы немножко времени на себя. Например, я хотя бы два раза в неделю отправляю Полинку к бабушке. Там она может наиграться вдоволь в свои девчачьи игры.

Главное, не переборщить с предоставленной свободой. А то есть опасность, что пока вы занимаетесь малышом, старший может попасть под влияние нехорошей компании. Важно контролировать, как и с кем он проводит свободное время, отслеживать его эмоции и переживания, чтобы не допустить зарождения комплексов или других психологических проблем.

Часть вторая. Прелести воспитания

Несмотря на все трудности, двое детей в семье – это двойное счастье. И любую конкуренцию между ними можно направить в мирное и созидательное русло.

Сценарий первый. «Моя помощница» . Многие не допускают старшего сына или дочь к воспитанию малыша. А зря. Чем больше ребенок будет задействован во всех общих делах, хлопотных и радостных, тем гармоничнее и теплее будут отношения в семье, тем меньше будет ревности и больше любви.

Теперь у вас есть самый лучший и верный помощник. Моя Полина, например, может по полчаса гулять с Димкой, а я в это время могу что-то приготовить или убрать в квартире. Она лучше папы и бабушек разбирается в том, что ему надеть на прогулку, какое лекарство дать от кашля и чем накормить. Ее помощь трудно переоценить. И это еще больше сближает нашу семью.

Сценарий второй. «Ты у меня такая взрослая!» Благодаря малышу, старший ребенок становится самостоятельнее и ответственнее. Например, я спокойно могу отправить дочку в аптеку за памперсами и лекарствами, и я точно знаю, что она купит именно то, что нужно. Понимая, что ему доверяют, ребенок учится грамотно и серьезно оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

Сценарий третий. «Ты наш умничка!» В семье с двумя детками, младший, как правило, быстрее и лучше развивается. Во-первых, у него перед глазами пример такого же, как он, ребенка, но который все умеет. Хочется этому примеру соответствовать. А во-вторых, для малыша общие игры – это неиссякаемый источник знаний и катализатор развития.

Но самое главное — когда в семье детей двое, они всегда смогут любить и заботиться друг о друге. Им вместе будет легче и веселее идти по жизни!

Рождение второго ребенка: как побороть страхи мамы — советы психолога (видео)

Как научить ребенка преодолевать трудности

Часто ребенок, начав какое-то дело, вдруг отказывается доводить его до конца. Причин этому может быть две: он может, но не хочет или он хочет, но у него не получается. Прислушайтесь к рекомендациям психолога, директора тренингового центра «Школа успеха» (www.shkola-uspeha.com.ua) Дарии Шевченко, чтобы научить ребенка не пасовать перед трудностями.

К примеру, ребенку в школе задали на дом сделать небольшую поделку. Он сначала с увлечением начал делать, но, не доведя дело до конца, сказал: «Я не буду больше делать. Не хочу». Чтобы привить ребенку желание доводить дело до конца, действовать нужно по определенному алгоритму.

Определите причину. Узнайте у ребенка, почему он не хочет довести дело до конца. Причин может быть несколько:

нет контакта с учителем;

у ребенка нет нужных навыков. На уроке ребенок не успел получить достаточно информации и внимания от учителя, и теперь он не знает, как выполнять задание;

у кого-то получается лучше, а ребенок привык везде быть первым;

ребенок просто перегорел или у него нет к этому делу склонностей, поэтому ему действительно неинтересно.

Определите тип ребенка. Для одних детей сложности и препятствия являются вызовом: «Как это: я – и не могу». Такие дети будут искать способы решения и доведут дело до конца. К сожалению, таких детей не очень много. Для большинства препятствия – это проблема, и при виде проблемы первое желание – отступить. Такие дети хотят выполнить дело без сложностей и без преград, чтобы в конце быть победителями, и чтобы при этом их результат был признан.

Выберите правильную реакцию. В большинстве случаев ребенок не хочет завершать начатое, потому что у него не получается сделать все правильно. Сначала, когда показал учитель, ему понравилось дело, ему было интересно, но когда он сам начинает заниматься и сталкивается с трудностями, у него пропадает желание.

Например, ваша дочь осваивает вышивку, но у нее не получается делать ровные стежки, запутываются нитки. Кроме того, это кропотливая работа, а ребенок неусидчивый. Когда девочка по перечисленным причинам в какой-то момент говорит вам: «Я не хочу больше этим заниматься», — важно удержаться от фразы: «Хорошо, не делай этого», — и тем более не начинать делать за нее. Важно помочь справиться с поставленной задачей. Если запутываются нитки, научите ребенка распутывать их, покажите, как делать стежки, чтобы нитки не запутывались. Если ребенок не может решить задачу, постарайтесь пройти с ребенком еще раз этот материал и научите решать задачу. А при решении следующей задачи еще раз напомните ребенку материал и побудьте рядом, пока ребенок сам решает задачу.

Если вы не умеете делать чего-то из того, с чем столкнулся ребенок, или не можете его научить, найдите человека, который сможет научить вашего ребенка. Так вы дадите ребенку уверенность в том, что он всегда может к вам обратиться, если у него что-то не получается.

Не оставляйте ребенка один на один с проблемой

Часто родители, желая привить самостоятельность, говорят ребенку: «Решай сам свои проблемы» или «Учись сам справляться с этим». Для тех детей, для которых любое препятствие – это вызов, эти фразы могут послужить толчком к решению трудной задачи. Но дети, для которых препятствие – проблема и сложность, обязательно будут пасовать. Для них важна поддержка и пример родителей.

Отбивают охоту ребенка доводить дело до конца и справляться с трудностями такие фразы родителей, как «Ты должен» или «Ты обязан».

Может, но не хочет или хочет, но не получается?

Часто родители отдают ребенка в художественную или музыкальную школу, обучение в которых длится 5-7 лет. В какой-то момент ребенок может сказать: «Я не хочу этим заниматься». Если вы видите, что у ребенка есть хорошие природные способности, его хвалят учителя, но просто в какой-то момент у него перестало получаться, важно подключиться и помочь ребенку. Например, договориться с преподавателем о дополнительных занятиях. Но если ребенку, что называется, «медведь на ухо наступил», и, как бы он ни старался, у него ничего не получается, в определенный момент лучше остановиться и не принуждать ребенка делать то, что у него не идет.

Как почувствовать золотую середину? И как, не бросаясь в крайности, привить ребенку самостоятельность? Для этого лучше всего договориться с ребенком о каком-то промежуточном результате. Например, ребенку захотелось в секцию каратэ. Не заставляйте его добиваться черного пояса. Договоритесь с ним, что он получит самый начальный пояс. В этом случае, получив первый пояс, ребенок получит чувство завершенности. И вместе с этим, если он чувствует, что каратэ не его вид спорта, ему неинтересно, он может прервать занятия. Тогда вы уже можете предложить ребенку альтернативу и вместе поискать какое-то другое занятие.

Совсем неплохо, если ребенок за год меняет 3-4 вида деятельности, дополнительные к школьной программе. Это значит, что ребенок пробует себя в разных сферах и ищет то, что действительно будет ему интересно. Важно каждый раз доходить до определенного промежуточного результата. Если же заставлять ребенка дойти до конца во что бы то ни стало, он научится вам врать: говорить, что он пошел на занятия, а на самом деле не ходить. Давление родителей в этом случае блокируют ребенку самостоятельность и возможность искать то, что ближе и больше нравится.

Все перечисленные действия достаточно просты в применении, но при этом вселяют в ребенка веру в себя. Даже если ребенок чего-то не сможет, он будет знать, что родители всегда на его стороне.

Трудные радости второго брака, когда есть дети от первого: истории из жизни

Поспешный и необдуманный первый брак, развод, второй и последующие браки – сегодня не новость. Это старшее поколение считает эти явления ненормальными, а вот молодые люди с легкостью ставят штампы в свои паспорта, учитывая что в этом году оформить развод в нашей стране стало намного проще.

Нельзя, конечно, обобщать и всех равнять: у каждого своя история. И много тех, кто не разочаровался в любви и не стал бояться супружества после первого неудачного опыта, а, имея детей от первого брака, решился на новые отношения. Причины для этого разные: кто-то встречает «настоящую любовь», а кто-то – просто ищет второго родителя для своих детей.

Вступают во второй брак, как правило, молодые люди уже с большей ответственностью, осознав к этому времени, что семейная жизнь – это не только узаконенная любовь, но и быт, хлопоты, заботы и совместный кошелек. Еще с большей серьезностью ко второму браку относятся люди, у которых уже есть дети.

Алена и Алексей

Алена, выходя замуж за Алексея, и представить не могла, что его 7-летний сын от первого брака Женя станет «яблоком раздора» в их семье, ведь, пока они не узаконили свои отношения, у Алены и Жени в отношениях все складывалось довольно хорошо.

«Мне было 25 лет, Леше 29. Он не скрывал от меня, что разведен и у него есть ребенок. Мы полгода встречались, прежде чем он познакомил меня с сыном. С Женей мы подружились, я была рада, когда Леша брал сына и мы втроем проводили время, ребенок абсолютно не мешал нам. Я не претендовала на роль мамы, воспитывать Женьку не бралась – считала, что не имею на это права.

Сегодня нашей доченьке полтора годика, и наш брак на грани развода. Женька живет с нами, и я занимаюсь его воспитанием. Первая жена Леши сказала, что раз уж Леша устроил свою личную жизнь, пока она занималась ребенком, то сейчас пришла его очередь взять на себя заботы о нем, а она будет жить для себя и строить новую семью, хотя пока она не встретила свою вторую половину. Женьку она берет к себе лишь тогда, когда хочет познакомить его со своим очередным кавалером.

Я сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, воспитание и уход за Женей также на мне. Муж пропадает на работе. Женя меня не слушается, на все мои замечания он говорит, что я ему не мама и он не обязан меня слушаться. Муж на все мои слезы и просьбы поговорить с сыном отвечает в лучшем случае: «Разбирайтесь сами», а в худшем – винит меня в том, что я к Жене плохо отношусь. Наверное, если б мы сразу все обговорили и решили, то сейчас бы такой ситуации не было. Мужу, как только Женя стал жить с нами, надо было объяснить ребенку, что раз уж я буду заниматься его воспитанием, то меня нужно слушаться. Сейчас я не знаю, что спасет наш брак. «.

Светлана и Дмитрий

У Светланы ситуация случилась противоположная: она развелась с первым мужем, ребенок остался у нее: «С первым мужем наши отношения развивались стремительно: любовь вскружила голову, мы через 7 месяцев расписались и стали жить вместе. Вскоре появилась Кристинка. Но как быстро любовь пришла, так быстро она и ушла. Я смотрела на дочурку и недоумевала: как я могу так сильно любить ребенка и ни капельки не любить ее отца. Развелись мы без ссор, на дочку бывший и не претендовал. Я не искала любви, моими целями по жизни стали работа и воспитание ребенка. Я трудилась на полторы ставки на работе и перебивалась по разным подработкам, каждую свободную минутку посвящала дочери. Ждать помощи было не от кого. С Димой меня познакомила дочка: пока я выбирала что-то в магазине, она отошла от меня и взяла за руку незнакомого мужчину. До сих пор не знаю, почему она так поступила: Кристинка, как любой ребенок, могла «перепутать маму» в магазине – схватить за руку или за ногу чужую тетю, но дядю – впервые.

С Димой мы встречались два месяца, потом съехались: он переехал из своей трехкомнатной квартиры в мою двухкомнатную, потому что я на этом настояла. Я не хотела перевозить дочку к нему. Честно сказать, тогда я не верила своему счастью и очень боялась. Были и такие мысли: «А вот мы поругаемся, и он выгонит нас с дочкой! А я так не хочу! Уж лучше мы его выгоним из своей квартиры!»

Перед тем, как он перевез свои вещи, мы обсудили все нюансы, чтобы в наших отношениях была полная ясность. Договорились, что Кристинка не будет называть его папой, что он будет участвовать в воспитании дочки, но никогда не поднимет руку на мою дочь в воспитательных целях, что в отпуск мы поедем с дочкой, а наши родители не будут вмешиваться в нашу семейную жизнь. В прошлом году мы отметили пять лет со дня бракосочетания. Я счастлива: моя дочь подросла и называет Диму папой, они очень дружны. Нашему Сережке уже два месяца. И мне чертовски приятно, когда муж говорит «наши дети»!»

Наталья и Денис

Своей историей и секретом счастливого брака со вторым мужем поделилась и Наталья:

«Мужчина должен понимать, что женится не просто на женщине, а на женщине с ребенком. Мой Денис не слушал никого, когда решился на брак со мной. Друзья и родные отговаривали, говорили, мол «зачем тебе с прицепом?», «найдешь девушку без обузы». Но он полюбил не только меня, но и моих детей. Развод не всегда означает, что дети остаются без отца. После развода мой бывший муж не отказался от детей, а взял на себя определенные обязательства: помогать материально и участвовать в их воспитании. Мы договорились, что все спорные моменты будем выяснять в спокойной обстановке и не при детях.

Вообще я считаю, что сначала надо решить все вопросы с бывшим мужем. Расставить точки над i. И только потом, когда с прошлым ты навела порядок, можешь браться за строительство новой жизни и новых отношений. С Денисом я тоже решила сначала все обсудить, а не идти на поводу у любви и отключать разум. Любовь любовью, а семья – это другое. Мы договорились, что он не обязан тратить деньги на моих детей, делать подарки он может тогда, когда сам этого захочет. Денис воспринимает моих детей как данность: без отцовского трепета, но с ответственностью взрослого человека, он заботится о них. Все наставления и серьезные беседы – это дело моего первого мужа. Денис не оплачивает образование детей, опять же, это обязанность их отца. Но у нас ни разу не возникало разговора, что дети мешают нашему браку. Если у Дениса выходной, то он занимается детьми.

Я знаю, что он и покормит их, и проследит, чтобы младшая уроки выучила. Бывший и мой нынешний муж нормально относятся друг к другу: о дружбе, конечно, речи не идет, но в целом все спокойно и тихо. Я обоих просила об уважительном отношении к моему прошлому и настоящему, и, кажется, они прислушались. Сейчас, когда я вижу, как Денис относится к моим детям, я понимаю, что готова стать мамой и наших общих детей. В нем я уверена: он нас не бросит».

Елизавета и Олег

Олегу же, чтобы сохранить второй брак, пришлось не один раз проводить воспитательную беседу с дочерью от первого брака: «Студенческая пора, красавица подружка… Забеременела. Не любил я Любу, но так уж получилось, что повел под венец. Тогда и речи идти не могло о том, чтоб рожать ребенка вне брака. Ну и что ж? Пожили мы годик, да оба завыли от этой семейной жизни. Я по подработкам с утра до ночи мотался, она университет бросила, сидела дома. От девушки-красавицы не осталось и следа: она пополнела, перестала за собой следить совсем. Как-то вечером мы сели за стол переговоров. По обоюдному согласию решено было разводиться.

Позже случилась в моей жизни настоящая любовь, я встретил ту, на которой захотелось жениться – по любви! Поначалу отношения складывались хорошо: Лиза с дочкой вроде подружилась, баловала Машку подарками – то духи подарит, то украшения. И я так радовался, когда дочка спросила: «Папа, ты с Лизой счастлив? Ты ее любишь?». Я ей говорю: «Счастлив, люблю», а доча в ответ: «Ну раз ты счастлив, то я тоже счастлива!»

А потом все очень резко переменилось. За пару дней до свадьбы Машка начала устраивать концерты: пыталась на Лизу гадостей наговорить, потом заявила, что и вовсе на свадьбу не пойдет. На свадьбе дочь все же была, правда, с таким выражением лица, будто на похоронах моих, а не на свадьбе!

После свадьбы все стало еще хуже: каждый приезд дочери выливался в скандал. Она упрекала Лизу, что та плохая хозяйка, тратит слишком много денег… Лиза плакала, собирала вещи и собиралась уходить. Раз пять точно. Я же умолял остаться. Нагрубить дочери я не мог, так как всегда чувствовал за собой вину, что она росла не в полной семье, и, может, я не дал ей всю отцовскую любовь и ласку, какую был должен. Но и потерять любимого человека я тоже был не готов. Так и жили: неделю-две душа в душу с Лизой, потом приезжала дочь и в нашем доме вновь начинались крики и слезы. Я пытался говорить с дочерью, объяснял, что я и ее люблю, и свою жену.

В конце концов я решил, что раз дочь не хочет общаться с Лизой, то надо ограничить их общение. Я жил с Лизой, а с дочерью проводил время отдельно, она к нам не приезжала. Прошло 3 года, прежде чем дочь смирилась с тем, что у ее отца есть любимая женщина. Когда Лиза забеременела, то Маша сама изъявила желание приезжать к нам в гости. Сегодня Маша больше не вносит в наш с Лизой брак раздор, она искренне любит братика и с удовольствием нянчится с ним. Пусть отношения Лизы и Маши не идеальные, но все же я добился своего: Маша стала уважать мою личную жизнь, перестала ревновать меня к Лизе и больше никаких истерик и слез в моем доме!»

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в январе-феврале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество зарегистрированных браков увеличилось на 21,3%, количество разводов уменьшилось на 12,2%. В январе-феврале 2013 года на 1000 браков приходилось 535 разводов, в январе-феврале 2012 года – 739 разводов.

Дети с маленькой разницей (2-3 года). Трудности, о которых не пишут в журналах. Часть I

У моих детей разница в возрасте 2 года 2 месяца. Сейчас им 5 лет и 3 года, они освоили большинство навыков самообслуживания (самостоятельно пользуются туалетом, сами кушают, раздеваются, одеваются и т.п.) и могут по несколько часов с удовольствием играть вместе совершенно без моего участия. Но предыдущие три года были для меня, мягко говоря, довольно сложными.

Я всегда хотела двоих детей с небольшой разницей в возрасте. На погодков, правда, всё-таки не решилась, но разницу в два с лишним года считала вполне приемлемой. Будучи беременной во второй раз, я прочитала кучу книг о воспитании, множество статей в журналах и материалов в интернете о детях с небольшой разницей в возрасте. Везде, конечно, предупреждали, что с двумя малышами будет нелегко, но в подробности особо не вдавались. Поэтому я до самых родов была в полной уверенности, что со всем справлюсь, несмотря на предостережения родственников, что помогать мне они особо не смогут.

Я считала, что грудное вскармливание, слинг и обилие прочитанной информации решат 90% будущих проблем. Чтобы избежать ревности, я буду «читать книжку старшему во время кормления младшего», а также «всячески привлекать его к уходу за младенцем», как советовали во всех журнальных статьях. А чтобы наладить свою жизнь, буду «придерживаться строго режима». Но на деле всё оказалось далеко не так гладко, как обещали журналы.

За прошедшие годы многие проблемы забылись и теперь не кажутся уже такими уж серьёзными. Тем более, я вижу, что все мои старания были не напрасны — маленькая разница в возрасте и постоянная профилактика детской ревности с моей стороны помогла моим малышам стать друзьями. У них похожие интересы и общие друзья, им не скучно ни дома, ни на улице. Я ни в коем случае не жалею, что выбрала именно такую разницу в возрасте. И всё же хочу рассказать тем, кто хочет, чтобы их дети были почти ровесниками, о трудностях, с которыми они могут столкнуться, и о том, как с этими трудностями можно справиться. Два малыша в доме — это очень здорово, но требует серьёзной подготовки!

Здоровье и комфорт мамы

Планируя маленькую разницу между детьми, маме нужно трезво оценить состояние своего здоровья и удовлетворённости образом жизни «мамочки». Ведь два малыша подряд — это от 4 до 6 лет, когда вы не вправе полностью распоряжаться своим организмом, так как им пользуется ещё и ребёнок. Вынужденная беременно-грудничковая диета (если есть риск аллергии у малыша); стоматология с минимумом лекарств (готовы ли ваши зубы к тому, что никакого серьёзного лечения — коронки, мосты и т.п. — вы провести не сможете); ношение одежды для беременных и кормящих.

Обычно, когда первому ребёнку исполняется полтора года, у женщины наконец-то появляется время на себя, так как режим налажен, мама нашла свой стиль воспитания и ухода за ребёнком, многие дети в этом возрасте начинают говорить и проситься на горшок. А тут новая беременность! И как следствие токсикоз и повышение утомляемости. И вот вы уже всё своё свободное время спите, а вовсе не занимаетесь любимыми хобби. А в первые полтора года после рождения второго малыша времени на себя уж точно не предвидится: многим любую свободную минутку приходится тратить на то, чтобы поспать или хотя бы прилечь. (Ведь ночного сна, чтобы действительно отдохнуть, обычно не хватает. А постоянный недосып превращает ласковую и заботливую мамочку в измученное существо, неспособное философски (или с юмором) смотреть на многочисленные детские проказы и капризы, количество которых с рождением второго малыша удваивается.)

Некоторые выбирают маленькую разницу, чтобы «сразу всех детей родить, отсидеть с ними, а дальше уже на всякие декреты от работы не отвлекаться». Но тут важно понимать, что до трёхлетия младшего ребёнка на приличную работу устроиться будет почти нереально (а затем подоспеет и начало школьного обучения у старшего!). С точки зрения работодателя мама с двумя маленькими детьми — это в разы хуже даже матери с одним маленьким ребёнком, а с молодыми перспективными юношами вообще ни в какое сравнение не идёт. Самореализовываться дома в отсутствие постоянных помощников тоже обычно не получается — можно просто надорваться.

Грудное вскармливание

Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: «Можно ли во время беременности кормить грудью?» И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: «Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это „кормление тандемом“ и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами». Я успокоилась и настроилась на тандем.

Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: «Забыл, как сосать».

Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.

Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.

Речь и другие навыки

Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», «на» и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и «пример» неговорящего младенца — им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.

У нас разница была побольше — 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи «младенческие» словечки сестрёнки («бойсь» вместо «боюсь», «на-на» вместо «дай» и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.

Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние «почемучки» очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: «Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик». Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.

Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно «перед носом», про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам «обратиться», а кроме того, доказано, что в колясках «лицом к маме» дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.

Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним «младенческие» ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша. А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения.

Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй «трон» рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.

При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.

Ночной сон

Часто, видя в журнале фразу «вы не будете высыпаться», ожидающие второго малыша мамы как-то не проникаются её значением. Я вот в своё время не прониклась, думала: «Ха! Да и с одним ребёнком этим пугали, но совместный сон и грудное вскармливание помогали мне довольно сносно высыпаться!» Но оказалось, что с двумя — это совсем другой недосып! Не говоря уже о том, что проспать всю ночь, не просыпаясь, вам удастся лишь через 4-5 лет, когда вы, наконец, отселите обоих детей в отдельную спальню.

Первые трудности наступают сразу после рождения второго ребёнка, ведь ему надо привыкнуть к тому, что всё бодрствование (агуканье с мамой, массаж и игры) должно быть днём, а ночью желательно спать, просыпаясь только пососать. Но даже после того, как режим дня и ночи установится, возникают всякие непредвиденные ситуации: ночные колики, прорезывание зубов, отработка навыков ползания даже во сне.

Режим дневного сна у младенца каждые несколько месяцев меняется (четыре сна, три, два и, наконец, один — общий со старшим ребёнком), из-за этого постоянно скачет время укладывания на ночь, а ведь у старшего режим, как правило, уже довольно стабильный. Когда у вас был всего один ребёнок, вы могли в случае недомогания «проскакать» с ним полночи, а потом отоспаться утром. С двумя детьми спать до полудня не получится, так как старший встанет спозаранку и начнёт требовать внимания (покушать, поиграть и т.п.).

Кроме того, как раз после 2-2,5 лет дети «дорастают» до ночных страхов — и просыпаться с плачем по ночам может начать старший. Стресс, который он может испытывать из-за появления в доме младенца, способен «подтолкнуть» или усугубить ситуацию. В итоге получается: как только вы покормили-усыпили младшего, просыпается старший; как только уложили старшего, пора снова кормить (менять памперс, мокрую от срыгивания пелёнку и т.п.) младшему. И так всю ночь. А утром обоим подавай завтрак, игры и прогулку!

Конечно, особый гормональный фон помогает кормящей маме быстро засыпать после пробуждений и кормить младенца, почти не просыпаясь. Однако при «рваном» сне с двумя детьми недосып все же накапливается. Поэтому очень важно подготовить папу к тому, что без его помощи вам не обойтись. Один из вариантов решения проблемы (хотя бы на недели беспокойного сна детей) — папа спит со старшим в отдельной комнате, и ночные укладывания, а также ранний туалет и завтрак для старшего — ответственность папы. А мама просыпается только к тому времени, как папа уходит на работу. Если в течение рабочей недели это устроить невозможно — то хотя бы в выходные, силами папы или других родственников.

Если ночью нормально поспать маме никак не удаётся, можно попробовать немного отдохнуть днём. На время дневного сна младшего ребёнка вместо прогулки останьтесь дома. Включите старшему мультфильм, а сами лягте вздремнуть с малышом хотя бы на часок. Здоровая отдохнувшая мама необходима детям никак не меньше, чем свежий воздух. Нагуляетесь, когда режим у детей нормализуется.

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками

Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. Ведь детсадовская или школьная компания – это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Становясь старше, дети 3–6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни. Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

В 6(7)–9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа – сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам. Несмотря на то, что 80–90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны.

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе (8–10 лет) у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя. Правда, до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам, могущим удовлетворить их потребности. В этот период, по мнению исследователей, наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

В начале подросткового возраста (11–14 лет) другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом и кто может его сохранить, кто способен отстоять интересы одноклассников в спорах с учителями и кем интересуются сверстники противоположного пола. В этот период подросток максимально подвержен влиянию группы и ее ценностей, он панически боится утратить популярность среди сверстников. Поэтому для поддержания дружбы и девочкам, и мальчикам необходимы модные молодежные атрибуты, например компьютер или роликовые коньки. Причем дело не в самих вещах, а в возможности участия наравне с другими в общих забавах и обсуждениях.

Заметим, что реальная дружба подростков – очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое – суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг – это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Желание иметь верных друзей и их наличие в 15–18-летнем возрасте приобретает особую ценность для юношей и девушек. Друг должен быть способен давать и получать помощь, сохранять преданность и проявлять сочувствующее понимание. Благодаря дружеским взаимоотношениям, старший школьник утверждается как личность, укрепляет свои позиции во взрослом мире, участвует в своеобразных психотерапевтических сеансах и получает эмоциональную поддержку. Правда, в момент общения юноша или девушка чаще стремится поделиться собственными переживаниями, а не выслушать другого, что в свою очередь нередко ведет к напряженности во взаимоотношениях.

Типичным проявлением дружеской психотерапии является общение «с глазу на глаз» и по телефону. Занимает подобное общение около 3–4 часов по будням и до 9 часов в выходные дни. Несмотря на то, что, по мнению многих родителей, это разговор как бы «ни о чем», психологически он важнее любой содержательной беседы в данном возрасте. Однако безграничная открытость, откровенность и доверительность этих отношений нередко приносят и отрицательные последствия. В момент ссоры, чтобы сильнее уязвить другого, бывшие товарищи могут сообщать окружающим самые заветные секреты своего приятеля.

В юношеской дружбе отчетливо проявляются и гендерные различия. Девушки более эмоциональны и интимны в своих взаимоотношениях. У них меньше близких подруг, по сравнению с юношами, и они предпочитают встречаться с каждой из них по отдельности, а не со всеми сразу. Кроме того, если основным другом для юноши является сверстник одного с ним пола, то для девушки идеальный друг – это юноша старше ее по возрасту. То есть для старшеклассниц слово «дружба», употребляемое для описания отношений, часто является лишь завуалированным названием возникающей любви.

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3–4 лет, для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

• жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

• с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

• ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

• не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

• целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, – нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Зачастую каждый родитель делает при этом то, что может, ибо идеального решения нет ни у кого. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Сыну или дочери любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно – когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме оказания поддержки ребенку, попавшему в непростую ситуацию, надо пристальное внимание уделить системе взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также практикуемым способам воспитания. Большинство родителей живут сегодня слишком напряженной жизнью, и у них просто не остается сил для нормального общения с ребенком. От них требуется хорошо справляться со всеми своими многочисленными обязанностями: сюда входят и семья, и карьера, и многое другое. Поэтому у многих родителей нет энергии, терпения и желания, делать все, что требуется. И когда что-то упускается, то этим «чем-то» почти всегда оказывается жизнь семьи.

Вместе с тем главное – это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

С дошкольниками уместно вспоминать и ситуации из любимых мультипликационных фильмов. Так, Крошке-еноту помогла подружиться с «тем, кто сидел в пруду» его улыбка (мультфильм «Крошка енот» по мотивам сказки Лилиан Мур), а самым лучшим другом оказался не тот, кто больше всех, а тот, кто пришел на помощь в беде (мультфильм «Самый большой друг» по сказке Софьи Прокофьевой). Поучительными могут стать и истории В. Сутеева, например «Мешок яблок», рассказы про Крокодила Гену, Буратино и т.д.

Помочь ребенку 3–6 лет, даже не умеющему общаться, войти в компанию детей может и авторитетный взрослый. Дошкольники автоматически определяют даже завуалированную неприязнь или симпатию воспитателя к тому или иному ребенку. Поэтому, оказывая определенное расположение и благосклонность отвергаемому малышу, можно ввести его в игровой коллектив. Задача взрослых в этот период научить ребенка: а) уважать интересы других, например, просить разрешения у владельца игрушки перед тем, как ее взять; б) отказывать тому, с кем не хочется дружить; в) добиваться дружбы без «подкупа» желаемого товарища.

Каждому родителю важно знать, что негативное восприятие их сына или дочери сверстниками пытаться изменить никогда не поздно. Взрослые члены семьи могут помочь младшим школьникам и подросткам поднять свой статус в глазах сверстников, если будут:

• предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);

• выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для школьных друзей;

• делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);

• стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.

Особое мастерство требуется мамам и папам, когда проблемы с дружескими контактами возникают у их детей в юношеском возрасте. Зачастую в этой ситуации переплетаются дружеские и любовные взаимоотношения, а родители находятся «между молотом и наковальней», выполняя противоречивую роль. С одной стороны, они должны занимать позицию стороннего спокойного наблюдателя, а с другой – открытого для контакта, готового активно их слушать в любое время суток.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное – начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом.