Тк альтернативная гражданская служба

Рубрики Вопрос юристу

Альтернативная гражданская служба и отпуск

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 9

Вопрос: В нашей организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Предоставляется ли ему ежегодный оплачиваемый отпуск?

Ответ: Согласно п. 51 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 (в ред. от 17.02.2007), гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска предоставляются в порядке, установленном ТК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006) и Положением. То есть при предоставлении отпуска гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, необходимо руководствоваться гл. 19 ТК РФ: гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней в соответствии с графиком отпусков. Право на использование отпуска за первый год службы возникает по истечении 6 месяцев службы в данной организации, но по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до их истечения. Отпуск за второй и последующий годы службы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у работодателя.

При этом следует учитывать, что согласно п. 52 Положения продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. В форме N Т-6 «Приказ о предоставлении отпуска», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», предусмотрены графы для указания продолжительности основного, дополнительного отпусков, а также их общей продолжительности. Поэтому во избежание путаницы рекомендуем дополнительно ввести графу «Количество дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно».

В отличие от других работников, рассматриваемой категории граждан при убытии в отпуск выдается отпускной билет, форма которого утверждена Приложением 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.04.2005 N 261 «Об утверждении формы отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и формы предписания на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы». По прибытии из отпуска служащий сдает отпускной билет и проездные документы работодателю в установленный в отпускном билете срок.

Пунктом 53 Положения на работодателя возложена обязанность обеспечить проезд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, к месту их жительства и обратно при использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска. В частности, работодатель приобретает и выдает документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в соответствии с Правилами компенсации расходов, связанных с реализацией права на бесплатный проезд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 N 518 (в ред. от 17.02.2007).

В случаях, установленных ст. 124 ТК РФ, и при представлении работодателю соответствующих документов ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен.

Альтернатива армии: где и как проходят службу на гражданке

1 апреля в России стартует весенний призыв. В соответствии с указом президента РФ в Вооруженные силы будут направлены 142 тысячи человек.

Но есть в нашей стране такие граждане, которые не могут служить в армии, например по религиозным убеждениям. Для них предусмотрена альтернативная гражданская служба (АГС). Такой труд призван удовлетворять интересы не только государства, но и общества в целом. И он вправе заменить службу в Вооруженных силах РФ по призыву. На АГС также могут претендовать призывники, относящиеся к коренным малочисленным народам.

Та граждане, которые решили заменить военную службу, практически ничем не отличаются от простых работников. Им так же начисляется заработная плата, они имеют право воспользоваться положенным по Трудовому кодексу РФ ежегодным отпуском.

Актуальный перечень работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу, принят приказом Минтруда России от 15 февраля 2016 года. В этом списке:

  • 59 рабочих профессий (водитель автомобиля, грузчик, дворник, маляр, официант, повар, кухонный рабочий, гардеробщик и другие);
  • 62 должности служащих (артист балета, воспитатель, врачи разных специальностей, зоотехник, экономист, юрисконсульт, почтальон и некоторые другие).

Срок прохождения АГС зависит от того, где гражданин ее проходит. Для большего числа организаций — 21 месяц, а 18 месяцев — для службы в силовых структурах, таких как МЧС или МВД.

По данным Минобороны России, число желающих пройти АГС снизилось с 2004 года на треть и в ходе осеннего призыва 2016 года составило менее 1,2 тысячи человек. В 2015 году количество граждан, подавших заявление, равнялось 1309, в 2016-м — 1167.

По данным Роструда, по состоянию на 1 февраля 2017 года, численность «альтернативщиков» составила 1042 человека. Осенью 2016 года на АГС было направлено 354 человека — 0,6% от числа граждан, направленных для прохождения военной.

Мнениями о том, как служится на гражданке и с какими сложностями приходится сталкиваться, с ТАСС поделились сами «служащие».

АНДРЕЙ ДУНАЕВ

  • Проходит АГС с 2016 года на почте в Подмосковье​.
  • Выбрал альтернативную службу, потому что военная противоречит его убеждениям.
  • Узнал об АГС случайно, из разговора с однокурсником.

По словам Андрея, право на АГС отстоять было несложно, но трудно было с «бумажной волокитой и блужданием по госконторам».

Дунаев стал первым «альтернативщиком» в своем районе, а сотрудники военкомата не совсем понимали, что нужно делать с Андреем. Его попросили еще раз пройти медосмотр и долго разбирались в его личных данных.

Сейчас Андрей служит в местном отделении почты: разносит корреспонденцию. Рабочий день у него короткий (с 11 часов утра до 3 часов дня). Дунаев доволен своим коллективом и отмечает, что не было никакого осуждения того, что он — «альтернативщик».

Работает Андрей в двух остановках на электричке от своего дома. График — шесть дней в неделю на 1,6 ставки, зарплата — порядка 23 тысяч, не включая премии.

АНДРЕЙ ЦИРК

  • АГС проходит с 2015 года на почте в Красноярске​.
  • Выбрал альтернативную службу, потому что считает себя пацифистом.
  • Узнал об АГС из интернета.

Андрей написал заявление в военкомат, но его там поначалу принимать не хотели. Цирк родом из Дудинки (небольшой город на правом берегу Енисея, примерно в 100 км от Норильска. — Прим. ТАСС), и он стал первым, кого отправили с Таймыра.

С 2012 года Андрей судился с военкоматом за право на АГС. В результате чего на службу пришел в 2015 году, когда ему было 23 года.

Работает он оператором почтовой связи первого класса. «Он самый высший, так как у меня уже был опыт работы на почте,» — пояснил Андрей. Оказывает он весь спектр почтовых услуг: выдача и прием посылок, денежные переводы, пенсии.

Цирк встает в шесть утра и работает с 7.30 до 20.30, включая обеденное время. Таких смен у него, как правило, 13–14 в месяц. Получает Андрей среднюю зарплату по району — около 17 тысяч рублей. Кроме того, в его срок службы на АГС входит отпуск. Два раза он успел съездить домой.

У Андрея неоконченное высшее образование, проходит обучение по специальности «организатор ресторанного бизнеса» в Сибирском федеральном университете.

Тк альтернативная гражданская служба

ФЗ «О прохождении альтернативной гражданской службы»

Конституция Российской Федерации провозглашает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59). Вместе с тем ч. 4 ст. 59 Конституции РФ устанавливает право гражданина РФ на альтернативную гражданскую службу в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Но в Российской Федерации длительное время не было специального закона, регламентирующего прохождение альтернативной гражданской службы. Хотя, как отмечают, именно Россия была первым в мире государством, которое более ста лет назад на законодательном уровне решило эту сложную морально-этическую проблему в пользу права на замену военной службы альтернативной вневойсковой. Наконец, 25 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ (далее — ФЗ № 113 от 25.07.02), который вступил в силу 1 января 2004 г.

Федеральный закон придал альтернативной гражданской службе статус особого вида трудовой деятельности в интересах общества и государства. В названном законе в главе первой дано понятие альтернативной гражданской службы, определены основания для замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, установлены состав лиц, направляемых для прохождения альтернативной гражданской службы, места прохождения альтернативной гражданской службы, сроки прохождения, момент начала и момент окончания такой службы, условия и порядок организации прохождения альтернативной гражданской службы, ответственность должностных лиц за правонарушения, допущенные при направлении граждан на такую службу и во время ее прохождения, источники финансирования мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы.

Во второй главе перечислены этапы направления гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы и порядок разрешения споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу. В третьей главе определяется порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Четвертая глава посвящена правам, обязанностям и ответственности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.

В пятой главе устанавливаются основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы. Ст. 10 ФЗ №113 от 25.07.02 определяет четыре этапа направления гражданина на альтернативную гражданскую службу:

первый — подача заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

второй — рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

третий — явка гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

четвертый — явка гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Заявление подается в военный комиссариат, где граждане стоят на воинском учете, в сроки, установленные законом: до 1 апреля — граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре-декабре текущего года; до 1 октября — граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле-июне следующего года. В случае несоблюдения сроков подачи гражданину может быть отказано в удовлетворении заявления без рассмотрения его по существу. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки, действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, вправе подать заявления в течение 10 дней со дня утраты основания для освобождения от призыва на военную службу или истечения срока предоставленной отсрочки от призыва на военную службу.

Гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы альтернативной. Он должен доказать наличие у него определенного вполне конкретного убеждения или вероисповедания, а также то, что имеющимся у него убеждениям или вероисповеданию противоречит несение службы. Названные обстоятельства должны подтверждаться необходимыми документами, сведениями, данными, иной информацией. Гражданин может ссылаться на лиц, которые с достоверностью могут подтвердить его утверждения о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Если гражданин не представит необходимые доказательства в обоснование своих требований, то ему может быть отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную.

Призывная комиссия рассматривает заявление гражданина в его присутствии. Заочное рассмотрение заявления не допускается, т.к. именно на заседании призывной комиссии заслушиваются устное выступление гражданина, подавшего заявление, а также лиц, на которых он сослался в своем заявлении, рассматриваются сообщенные ими лично доводы о том, что несение военной службы противоречит убеждениям гражданина или его вероисповеданию, задаются вопросы. Членами призывной комиссии изучаются автобиография, характеристика с места работы и (или) учебы, иные документы, представленные гражданином, затем анализируются дополнительные материалы, полученные призывной комиссией самостоятельно. И только после проведения тщательного анализа представленных членам комиссии документов, материалов, доводов гражданина, на основании сложившегося мнения (внутреннего убеждения) членов комиссии выносится заключение (решение) о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо об отказе в такой замене.

Решение принимается большинством голосов. Решение считается принятым в том случае, если в заседании принимало участие не менее двух третей членов призывной комиссии.

Организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом РФ от 28.03. 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для лиц, подлежащих призыву на военную службу, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 .02. 2003 г.№1234 , и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 г. №2005 .

Под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе по призыву либо альтернативной гражданской службе и исключения случаев направления на альтернативную гражданскую службу граждан, не подлежащих призыву на военную службу по состоянию здоровья. На основании вынесенного врачами-специалистами заключения о годности гражданина к военной службе призывная комиссия в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой принимает решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

Все последующие мероприятия по направлению гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы проводятся военным комиссариатом. Гражданину вручается повестка о явке его в военный комиссариат для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. По прибытии в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, гражданин получает под расписку предписание. В нем должны быть указаны организация, в которой гражданину предстоит проходить альтернативную гражданскую службу, адрес органов управления этой организации, срок прохождения альтернативной гражданской службы, время прибытия к месту службы, вид работы, профессия, должность, на которой будет занят гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу.

Квалификация трудовой деятельности гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

Можно ли, в связи с вышеуказанным, квалифицировать трудовую деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, как принудительный труд? Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная 4 ноября 1950 г., не признает «принудительным или обязательным трудом» любую службу, назначенную вместо обязательной военной службы (ст. 4).

Международным Пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. устанавливается, что термином «принудительный или обязательный труд» не охватывается служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам (ст. 8).

Статья 4 ТК РФ, перечисляя виды работ, которые не считаются принудительным трудом, называет работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Однако особенность, своеобразие и новизна такого вида трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба, вызывают необходимость специальной правовой регламентации отношений, связанных с ней.

Правовое регулирование труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется как нормами общего действия, так и нормами специального назначения. Трудовой кодекс, в отличие от КЗоТ, включает ст. 349, содержащую специальную норму, направленную на регулирование труда работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу. Эта статья носит отсылочный характер.

Работник, проходящий альтернативную гражданскую службу

В соответствии с ФЗ № 113 от 25.07.02, работником, проходящим альтернативную гражданскую службу, является гражданин, имеющий право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и реализовавший это право. В отличие от большинства других категорий работников прием на работу гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, имеет существенные особенности, заключающиеся в том, что трудовые отношения этих граждан возникают в силу сложного фактического состава. Фактический состав — это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Нормы законодательства об альтернативной гражданской службе связывают возникновение трудовых правоотношений граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, не с одним фактом, а с несколькими, т.е. с фактическим составом.

Заключение трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы

Заключению трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, предшествует проведение мероприятий по направлению гражданина на альтернативную гражданскую службу. Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, является фактический состав из двух обязательных фактов:

1) направление гражданина на альтернативную гражданскую службу;

2) заключение трудового договора.

Прохождение процедуры направления на альтернативную гражданскую службу еще не порождает трудового правоотношения. Но этот факт открывает возможность для активности граждан, направляемых для прохождения альтернативной гражданской службы, дает им возможность требовать от организации-работодателя заключения трудового договора, т.е. создаются некоторые (промежуточные) правовые последствия. Трудовые же правоотношения возникают на основе совокупности двух фактов: направления на альтернативную гражданскую службу и заключения трудового договора.

Органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации, представляют в Министерство здравоохранения и социального развития РФ сведения о видах работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу; перечни организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы; сведения о количестве граждан, которые могут быть приняты в организации для прохождения альтернативной гражданской службы, с указанием специальностей, квалификации или должности, а также характеристики условий труда и режима труда и отдыха в этих организациях; сведения об условиях размещения и бытового обслуживания граждан по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

В соответствии с критериями и приоритетами, определенными с участием Министерства обороны РФ, исходя из интересов общества и государства, Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает ежегодно перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.03.2005 №2318 утвержден перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Перечень содержит два раздела: профессии рабочих и должности служащих. Профессии рабочих и должности служащих классифицированы по кодам согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР).

Большинство из 204-х профессий рабочих и 108-ми должностей служащих, включенных в перечень, социально значимы (врач, педагог, социальный работник, инженер, медицинская сестра, воспитатель), востребованы на рынке труда, но не обеспечены рабочей силой (водитель, слесарь, столяр, газосварщик, каменщик, кровельщик, маляр, машинист, монтажник, токарь, няня, санитарка-мойщица, овощевод, приготовитель кормов, повар, рабочий по благоустройству населенных пунктов, дворник). Но непонятно, исходя из каких «критериев и приоритетов» с учетом «интересов общества и государства», в перечень профессий рабочих и должностей служащих были включены: официант, парикмахер, артист балета, артист оркестра, артист хора, массажист, музейный смотритель.

Учитывая, что перечень профессий рабочих и должностей служащих утверждается ежегодно, хочется надеяться, что в него будут внесены изменения, и гражданам, решившим воспользоваться правом на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не придется проходить ее, исполняя обязанности буфетчика или официанта.

Тем же приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2005 г. №231 утвержден перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Перечень состоит из двух разделов. В первый раздел включены организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, во второй — организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ.

ФЗ №113 от 25.07.02 установлен экстерриториальный принцип прохождения службы. Но законодательством предусмотрено, что при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределами территорий субъектов РФ их постоянного проживания они могут проходить службу на территории субъекта проживания. Перечень исключений из общего правила не установлен. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, принимающий такое решение, не определен. Поэтому для реализации этой нормы закона необходимо дополнительно принять соответствующие нормативные правовые акты. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ №113 от 25.07.02, прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом. Но именно там имеются большие, длительное время не решаемые проблемы подбора кадров для выполнения непрестижных, тяжелых, вредных, опасных работ. В этой связи представляется, что принятие федерального закона о прохождении альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, является острой необходимостью.

Перечень документов для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы могут быть затребованы дополнительные документы. Но обязанность предъявления при поступлении на работу дополнительных документов может устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Как справедливо отмечает В.И.Миронов, получение дополнительных документов от работника при поступлении на работу возможно при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств: 1) наличия специальных условий трудовой деятельности, требующих представления дополнительных документов; 2) наличия прямого указания на необходимость их предъявления в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ.

Гражданин, прибывший для прохождения альтернативной гражданской службы, кроме документов, предусмотренных ч. 1 ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить дополнительно: предписание, удостоверение, учетную карту, проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Эта обязанность на него возложена п. 39 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 25612 , которым было утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Работодатель обязан заключить с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, срочный трудовой договор на период прохождения службы.

Срок действия трудового договора

Трудовым кодексом РФ установлены общие правила заключения срочного трудового договора (ст. 58). Законодатель ввел новшество: в ст. 59 ТК РФ перечислены специальные основания заключения срочного трудового договора. В научной литературе имеются различные точки зрения по поводу их классификации.

Представляется, что заключение срочного трудового договора с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, обусловлено особенностью правового статуса гражданина, который находится одновременно и в административно-правовых, и в трудовых отношениях, причем первые обуславливают срочный характер вторых.

Анализируя проблемы, связанные с применением ст. 59 ТК РФ, указываем, что с рядом перечисленных в данной статье работников можно установить только срочные отношения (с педагогическими работниками учреждений высшего профессионального образования, с работниками, направляемыми на работу в представительство Российской Федерации за границей). Действительно, формулировка абзаца 1 ст. 59 ТК РФ («срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника») позволяет сделать неверный вывод о том, что во всех перечисленных случаях сторонам принадлежит право выбирать вид договора — на определенный или неопределенный срок. С лицом, поступающим на работу в порядке альтернативной гражданской службы, заключается только срочный трудовой договор, причем его срок определяется не соглашением сторон, а ФЗ №113 от 25.07.02.

Следует отметить, что срок прохождения альтернативной гражданской службы и срок заключенного в связи с этим трудового договора не совпадают. Срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц.

Если альтернативная гражданская служба будет проходить в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, срок службы будет составлять 36 и 18 месяцев соответственно. Началом альтернативной гражданской службы является день убытия к месту ее прохождения (п. 3 ст. 5 ФЗ № 113 от 25.07.02), а трудовой договор заключается по прибытию гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, к работодателю.

День окончания альтернативной гражданской службы совпадает с последним днем работы, т.е. днем расторжения срочного трудового договора.

Таким образом, периоды существования связанных с прохождением гражданином альтернативной гражданской службы административных правоотношений и трудовых правоотношений не совпадают.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение трудовых правоотношений гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от общих правил, предусмотренных трудовым законодательством:

Вместе с тем, при заключении трудового договора с гражданином, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, должны быть соблюдены следующие правила, предусмотренные ТК РФ: договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67); прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, который объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68); работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором

Что будет, если прогуливать или просто ничего не делать на альтернативной гражданской службе?

Итак, открываем Конституцию РФ (часть 3 статьи 59), Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ и Трудовой кодекс РФ (ст. 349).

Альтернативная гражданская служба регулируется как трудовым законодательством, так и специальным военным. Например, призывник, проходящий альтернативную гражданскую службу, по большей части, не может сам выбирать себе место работы. При определении вида работы может только учитываться образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах, согласно п.5 ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», однако гарантий, что Вы по-прежнему будете работать, к примеру, зубным техником, Вам никто не даст. С гражданином, который прибыл на альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор, при этом Вы не имеете права отказаться от его заключения. Соответственно, Вы вступаете в специфические трудовые правоотношения, которые особо регулируются федеральным законодательством.

Срок трудового договора не является фиксированным и определяется по правилам абз. 10 ст. 59 ТК РФ (выполнение заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение не может быть определено конкретной датой). А согласно ст. 21 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором.

С тем, чтобы обеспечить действительное прохождение службы, Закон «Об альтернативной гражданской службе» в ст. 5 устанавливает перечень случаев, когда те или иные периоды не засчитываются в срок прохождения альтернативной гражданской службы.

К таковым относятся:

а) прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

в) время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

г) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Таким образом, при прогулах или недобросовестном выполнении трудовых обязанностей проведённые на работе время не засчитают Вам в срок прохождения альтернативной гражданской службы. Обычно работодатель оформляет увольнение через Роструд и Областную призывную комиссию, которые затем должны направить Вас на новое место работы на оставшийся срок. Вы, конечно, можете попытаться оспорить приказ о расторжении с Вами трудового договора в суде, но нужно ли Вам это — думайте сами.

Тк альтернативная гражданская служба

Если указанные граждане до направления их на альтернативную гражданскую службу работали в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов, они могут в соответствии с решением Федеральной службы по труду и занятости направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в эти организации.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256.

Согласно п. 8 указанного Положения граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются Минздравсоцразвития России.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву, установленный Законом о воинской обязанности и военной службе, и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г., 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает срок военной службы по призыву, установленный Законом о воинской обязанности и военной службе, и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г., 18 месяцев.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Законом о воинской обязанности и военной службе для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется Законом об альтернативной гражданской службе, другими федеральными законами, положением о прохождении альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту прохождения службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата.

По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

б) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

в) удостоверение и учетную карту;

г) проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

д) трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;

е) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

ж) документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);

з) документы воинского учета.

Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, военный комиссариат по месту прохождения альтернативной гражданской службы, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, в трехдневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Федеральную службу по труду и занятости.

Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом об альтернативной гражданской службе и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Основаниями для перевода являются:

o ликвидация организации;

o сокращение штатной численности организации;

o производственная необходимость;

o наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

o наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

o иные случаи (по решению Минздравсоцразвития России).

Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта РФ.

Федеральная служба по труду и занятости доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, которым подведомственны эти организации.

На основании указанного решения федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, из подведомственной организации которого переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, издает приказ о переводе гражданина.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, в которую переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, уведомляет эту организацию о принятом Федеральной службой по труду и занятости решении.

Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, военный комиссариат по новому месту прохождения альтернативной гражданской службы и Федеральную службу по труду и занятости — о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.

Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Минздравсоцразвития России.

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан прибыть в организацию, в которую он переводится, в срок, указанный в предписании. Если в установленный срок гражданин не прибыл в организацию, ее руководитель немедленно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна эта организация, а также в Федеральную службу по труду и занятости.

По прибытии в организацию для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен предъявить работодателю документы, перечисленные в п. 39 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в трехдневный срок уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и военный комиссариат по месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, в трехдневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Федеральную службу по труду и занятости.

Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом об альтернативной гражданской службе и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории РФ.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

o отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

o занимать руководящие должности;

o совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

o прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе.

Глава 5 Закона об альтернативной гражданской службе посвящена увольнению с альтернативной гражданской службы.

В соответствии со ст. 23 этого Закона гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

o по истечении срока альтернативной гражданской службы;

o в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

o в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

o в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Законом об альтернативной гражданской службе и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Согласно Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением и оформляется приказом.

Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем.

В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.

К представлению к увольнению прилагаются:

а) служебная характеристика;

б) копия учетной карты;

в) копия трудовой книжки;

г) документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы, — для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы;

д) документы, подтверждающие периоды альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов);

е) заключение военно-врачебной комиссии -для гражданина, подлежащего увольнению в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

ж) заверенная в установленном порядке копия решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об избрании (назначении) гражданина членом Совета Федерации -для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием (назначением) его членом Совета Федерации;

з) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом Государственной Думы-для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом Государственной Думы;

и) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) — для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

к) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования — для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

л) заверенная в установленном порядке копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы — для гражданина, подлежащего увольнению в связи с вступлением в законную силу указанного приговора;

м) заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, — для гражданина, имеющего право на досрочное увольнение по такому основанию в соответствии с Законом.

Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока.

Дата увольнения гражданина по этому основанию указывается в приказе должностного лица.

Представление к увольнению в связи с признанием гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе направляется работодателем должностному лицу в трехдневный срок со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

Представление к увольнению в связи с избранием (назначением) гражданина членом Совета Федерации, а также избранием депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования направляется работодателем должностному лицу незамедлительно.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня его избрания (назначения) на соответствующую должность.

Представление к увольнению в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, наказания в виде лишения свободы направляется работодателем должностному лицу в трехдневный срок со дня получения уведомления об этом.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

Представление к увольнению в связи с возникшим правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законом направляется работодателем должностному лицу в трехдневный срок со дня подачи гражданином заявления о досрочном увольнении с подтверждающими это право документами.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня подачи им заявления.

В случае смерти гражданина в период прохождения альтернативной гражданской службы эта служба прекращается в день, следующий за днем смерти, а в случаях признания гражданина в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим, — в день, следующий за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта РФ является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

Приказ должностного лица об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с приказом должностного лица в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

Проездные документы для проезда гражданина, уволенного с альтернативной гражданской службы, к месту жительства приобретаются организацией, из которой он увольняется.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в трехдневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Федеральную службу по труду и занятости.

Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную гражданскую службу, и сдать удостоверение и учетную карту.