Суд как орган судебной власти и виды судопроизводства

Рубрики Вопрос юристу

§ 2. Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти, как показано выше, за­ключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полно­мочий, о которых говорилось в предыдущем параграфе данной гла­вы, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который, в конечном счете, вершит то, что называется судебной властью.

Ниже (см. гл. XII учебника) еще будет детально освещен порядок комплектования судов кадрами. Здесь достаточно отметить, что в настоящее время суды всех видов и уровней формируются с со­блюдением специально установленной законом процедуры. Ее реа­лизация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассмат­ривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, сис­тема особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно «очищать» этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи.

Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций – правосудия либо конституционного контроля . Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влия­ния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или «своего»— судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений, избирателей и т.д.).

Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой — законодательной и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения между ними, поскольку все они — органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей.

Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически полностью зависеть от исполнительных органов.

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура ). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, коллегиальности (с некоторыми исключениями), обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений, о которых речь будет ниже (см., например, § 2—15 гл. IV учебника). Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для рассмотрения и разрешения дел в судах.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов проце­дур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся:

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам. Изучению названных видов судопроизводства, законов и актов посвящены специальные учебные дисциплины, преподаваемые на старших курсах юридических вузов.

Суд как орган судебной власти и виды судопроизводства

Суд как орган судебной власти

Суд как орган судебной власти

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков.

1. Суд – это исключительно государственный орган. Согласно Конституции РФ к судам относятся следующие органы: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Судьи федеральных судов назначаются указом президента РФ пожизненно. К ним предъявляются специальные требования: высшее юридическое образование, стаж юридической практики и возраст дифференцированы в зависимости от звена суда. Сдача квалификационного экзамена и обладание высокими морально-де ловыми качествами.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Законодательно предусмотренная ответственность в том числе и уголовная за давление на суд; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбит ражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется соответствующим процессуальным кодексом – УПК РФ, ГКП РФ, КоАП РФ, АПК РФ. Конституционное судопроизводство регламентируется ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т.е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

3.2 Суд как орган судебной власти

Поэтому здесь еще раз обратим внимание лишь на то, что суд, как орган судебной власти, это не здание суда и не одноименное учреждение, которое в нем расположилось. Под судом как органом судебной власти понимается определенный состав суда, рассматривающий уголовное, гражданское дело, дело об административном правонарушении, либо дело, подсудное Конституционному Суду РФ.

В предусмотренных законом случаях от имени суда выступает судья, рассматривающий дело единолично. При рассмотрении уголовного дела судом присяжных судья не решает вопросы о том, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. Данные вопросы ставятся для обсуждения присяжным заседателям. В свою очередь присяжные заседатели не разрешают те вопросы, на которые ответ дает судья. Однако органом судебной власти является и судья, рассматривающий дело единолично, и состоящий из судьи и присяжных заседателей суд присяжных.

Органом судебной власти состав суда признается вне зависимости от того, по какой инстанции (по первой, в кассационном или надзорном порядке и т.п.) дело было рассмотрено, разрешено дело по существу или нет, определена ли виновность и назначено ли наказание. Судебная власть может быть реализована и тогда, когда правосудия как такового не было.

9. Суд как орган судебной власти

9. Суд как орган судебной власти

Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти : Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Похожие главы из других книг

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством Деятельность Минсельхоза регулируется положением «О Министерстве сельского хозяйства» от 24 марта 2006 г. Министерство

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению

17.1. Конституционные основы судебной власти

17.1. Конституционные основы судебной власти

8. Понятие судебной власти

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось Уже говорилось о том, что передача Крыма Украине произошла в директивном, закрытом порядке высшим партийным органом, причем мимоходом, одиннадцатым

Конституционные основы судебной власти в РФ

Конституционные основы судебной власти в РФ Конституционные принципы судопроизводства в РФ провозглашаются в гл. 7 Конституции и развиваются в соответствующих законах. Эти принципы следующие:? правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;? судебная

36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки Цели расширения сферы транспарентности судебной деятельности в развивающемся миреПризнание транспарентности необходимым условием деятельности судебной системы является одной из наиболее последовательных

Глава 5. Влияние судебной власти на состояние законности и обеспечение судебной защиты

Глава 5. Влияние судебной власти на состояние законности и обеспечение судебной

Суд как орган судебной власти

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе; ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей).

Суд – специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел, а также реализующий другие полномочия, принадлежащие судебной власти, в порядке, установленном законом.

Никакие другие органы и организации, в названии которых имеется термин «суд» (третейские, товарищеские суды, суды чести), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, не обладают и не вправе осуществлять правосудие.

Суды как органы судебной власти создаются и упраздняются только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Закона о судебной системе). Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17 указанного Закона).

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

– дисциплинарное судебное присутствие (ч. 3 ст. 4 Закона о судебной системе).

К судам субъектов РФ относятся:

– конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

– мировые судьи (ч. 4 ст. 4 Закона о судебной системе).

Суд состоит из судей и работников аппарата, обеспечивающих работу суда. В зависимости от судебной нагрузки число судей в судах разнос – от одного-двух до нескольких десятков. Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-Φ3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на 2011 г. в судах общей юрисдикции должно быть судей (без мировых судей) в количестве 24 032 единиц, в том числе 860 единиц для введения с 1 января 2012 г. апелляционных инстанций по гражданским делам, и 65 269 работников аппарата, судей Верховного Суда РФ (включая судей Военной коллегии) в количестве 125 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 982 единиц, судей Высшего Арбитражного Суда РФ в количестве 90 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 418 единиц, а судей системы арбитражных судов РФ в количестве 3993 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 11 137 единиц (ст. 8).

Судьями являются лица, наделенные в установленном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе, п. 3 ст. 1 Закона о статусе судей).

Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть. Суды всех уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры, которая призвана обеспечить, чтобы судейские должности занимали лица, способные профессионально и грамотно, объективно и справедливо рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Правосудие по конкретным делам осуществляется судьями единолично или коллегиально. В установленных законом случаях некоторые дела рассматриваются с привлечением представителей народа: в судах общей юрисдикции – с присяжными заседателями, а в арбитражных судах – с арбитражными заседателями.

Независимо от того, в каком составе рассматривалось дело судом, его решения выносятся от имени государства и они обязательны для исполнения на всей территории России.

Правила судопроизводства по рассмотрению дел для судов определены законом и они для них обязательны. Разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, предусмотренных законом (дела, связанные с государственной тайной, в отношении несовершеннолетних и некоторые другие). Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (истца и ответчика, обвинения и защиты). Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и принятых в развитие ее норм федеральных законов (ГПК, АПК, УПК РФ, КоАП РФ) и Закона о Конституционном Суде в Российской Федерации. Как отмечалось ранее, предусмотрены следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, установленной законом. Районный суд рассматривает по существу гражданские и уголовные дела, а областной суд по жалобам участников процесса проверяет законность и обоснованность решений районного суда. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, а также иные дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Суды общей юрисдикции не могут рассматривать дела, подведомственные арбитражным судам, а арбитражные суды не вправе принимать дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Юрисдикция суда (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется на определенную территорию (участок, район, город, субъект РФ, Российскую Федерацию) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (военный гарнизон, округ, флот).

Как правило, юрисдикция судов отражена в их названии, например, Гагаринский районный суд, Химкинский городской суд, Орловский областной суд, Арбитражный суд Псковской области, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Юрисдикция мировых судей определяется территорией участков, на которые делится район в соответствии с законом субъекта РФ. Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, в состав которого входят несколько субъектов РФ (от двух и более). Так, Закон об арбитражных судах предусмотрел необходимость создания 10 федеральных арбитражных судов округов (ч. 2 ст. 24) и 20 арбитражных апелляционных судов, действующих на территории этих округов (по два суда на территории округа) (ч. 2 ст. 33.1). Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет в апелляционном порядке проверку решений, принятых арбитражными судами Москвы и Московской области. В то же время в Московском судебном округе действуют Девятый и Десятый арбитражные апелляционные суды (апелляционные суды имеют цифровое наименование – от первого до двадцатого). Девятый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку в апелляционном порядке судебных актов, принятых Арбитражным судом г. Москвы, а Десятый – актов, принятых Арбитражным судом Московской области.

В отдельных, предусмотренных законом случаях судебная юрисдикция распространяется не на территорию, а на определенных лиц или социальную группу. Так, верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.