Субъектом российской федерации принят гражданский кодекс субъекта данный акт

Рубрики Вопрос юристу

Статья 3 ГК РФ. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 3 ГК РФ

1. Положения п. 1 статьи основаны на п. «о» ст. 71 Конституции, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Однако по ранее действовавшему законодательству такие акты субъектами Российской Федерации издавались, и согласно п. 3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК.

2. В силу п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам возможно принятие субъектами Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету данных законодательных сфер.

3. Положение п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина «гражданское законодательство» в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права.

В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п. 1 ст. 3, а также во многих последующих статьях ГК (ст. ст. 4, 6, 7, 8, 127 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо.

В некоторых статьях ГК при характеристике законодательства используются и другие термины: законодательство (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 5) и нормативные акты (п. 3 ст. 125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

4. Основные подлежащие изданию федеральные законы гражданского права названы в последующих статьях ГК (ст. ст. 47, 51, 65, 87, 96, 107, 113, 116, 127, 131, 141, 143, 217, 291, 334, 358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970). Этот перечень не является исчерпывающим, федеральные законы могут издаваться и по другим вопросам, требующим урегулирования на таком уровне.

5. ГК не устанавливает каких-либо особых юридико-технических требований для федеральных законов в области гражданского права. В своей структуре и форме они могут иметь некоторые различия, например, содержать или нет преамбулу, перечень основных используемых понятий и т.д.

Однако в абз. 2 п. 2 статьи закрепляется и подчеркивается определяющее значение ГК в системе иных законов гражданского права, которые должны соответствовать нормам ГК как в своем содержании, так и в редакции. Такое соответствие обеспечивает единство и согласованность действующей в Российской Федерации системы гражданских законов, число которых значительно.

6. В п. п. 3 и 4 статьи проводится принцип иерархии в отношении указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам гражданского права, а акты Правительства РФ — также указам Президента РФ. В силу п. 5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

7. Имеющиеся в п. 4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например, СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 472).

8. Указание п. 6 о том, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, надо считать неполным и неточным. Ввиду общего характера норм гл. 1 ГК ее действие должно быть отнесено ко всем вообще актам гражданского законодательства, а некоторые практически важные вопросы применения норм гражданского права предусмотрены не только в гл. 1, но и в других главах ГК, в частности в гл. 2.

9. В п. 7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам и актам Президента РФ и Правительства РФ.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако на практике используются и иные формы, например письма Центрального банка РФ.

10. О порядке вступления актов гражданского законодательства в силу см. коммент. к ст. 4 ГК.

11. О действии на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР см. ст. 4 Вводного закона и коммент. к ней.

12. О принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части гражданского законодательства Российской Федерации см. коммент. к ст. 7 ГК.

13. Практика применения судами Российской Федерации гражданского законодательства публикуется в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Статья 3 ГК РФ. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Новая редакция Ст. 3 ГК РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Понятие. Гражданское законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, действующих в Российской Федерации. Кроме законов и подзаконных актов к источникам гражданского права также относятся:

— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

— обычаи делового оборота.

В буквальном смысле, в соответствии с комментируемой статьей, гражданское законодательство включает в себя лишь:

а) Гражданский кодекс;

б) принятые в соответствии с ним федеральные законы.

2. Основной принцип. По Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными правовыми актами.

3. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ. Кодекс подготовлен и принят в середине 1990-х — начале 2000-х гг. в трех частях и охватывает основное содержание гражданского права (кроме интеллектуальной собственности), соответствующее современным мировым стандартам. В связи с содержанием ГК РФ и местом, занимаемым им во всей системе источников гражданского права, все иные нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с ГК РФ.

4. Правовые акты в соответствии с комментируемой статьей можно представить в виде следующей схемы (по убыванию юридической силы):

│(Конституция, Гражданский кодекс,│

│ Подзаконные нормативные акты │

│ Указы Президента ││Постановления Правительства│

│ Ведомственные нормативные акты │

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом, как противоречащий нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

По вопросам гражданского законодательства в нашей стране есть и проблемы, требующие дальнейшей разработки и решения. Один из таких вопросов — это судебные прецеденты. Высококвалифицированная работа юристов — это деятельность, строго основанная на законе и в то же время учитывающая опыт (практику) применения законодательства. Принято считать, что этот опыт выражается в правоположениях, закрепляемых, как правило, в актах высших судебных инстанций (в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ). Вместе с тем, возможно, есть основания в соответствии с мировым опытом для признания в качестве источника гражданского права также и судебных прецедентов как таковых — образцов правового решения своеобразных случаев жизни, которые берутся за основу решения аналогичных жизненных случаев другими судами.

Другой проблемный вопрос — это договоры. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений — п. 2 ст. 422).

Другой комментарий к Ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства, регулирующего отношения, указанные в ст. 2 ГК, устанавливает четкую иерархию входящих в него нормативных правовых актов. Само гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

2. В сфере гражданско-правового регулирования ГК является актом высшей юридической силы.

Федеральные законы должны соответствовать ГК, и в случае коллизий между законами и ГК преимущество должно отдаваться нормам ГК.

Указы Президента РФ, которыми также могут регулироваться гражданско-правовые отношения, не должны противоречить ГК и федеральным законам.

Акты Правительства РФ, в которых могут устанавливаться нормы гражданского права, могут иметь исключительно форму постановлений, принятых на основании и во исполнение ГК, федеральных законов и указов Президента РФ. По собственной инициативе Правительство РФ издавать такие акты не вправе.

Наиболее ограничена компетенция федеральных органов исполнительной власти, структура которых определяется указами Президента РФ. Они вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных иными правовыми актами из числа упомянутых в п. п. 2 — 6 ст. 3 ГК.

Введение в гражданское право. Автор: Свистунова Т.В., редактор: Александрова Л.И.

Нормативные акты являются основными источниками гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации внес достаточную ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. В качестве исходно важного положения следует отметить, что ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права). Подтверждением тому является само название статьи 3 ГК РФ. Это позволяет утверждать, что в современный период не перешло «по наследству» понимание законодательства в узком смысле (собственно законы) и в широком смысле (законы в совокупности с необъятным количеством подзаконных актов разного уровня). Нельзя согласиться с мнением о том, что термин «гражданское законодательство» в действующем праве по-преж­нему применяется в двух смыслах. Такое мнение обосновывается ссылкой на ст. 71 Конституции Российской Федерации [17] . Однако такая ссылка несостоятельна, так как ст. 51 Конституции не дает для такого утверждения никаких оснований. Следует также учесть и то, что понимание гражданского законодательства в широком смысле слова привело в советское время к последствиям, которые никак не совместимы с идеей правового государства и принципом верховенства закона. Такое понимание гражданского законодательства как бы прикрывало ведомственный нормотворческий произвол. Например, в отношениях по поставке существовали два Положения, принятые Советом Министров Союза ССР, масса Особых условий поставок различных видов товаров народного потребления и продукции прозводственно-технического назначения, которые принимались различными ведомствами. Производственное объединение «Дальрыба» принимало даже собственный нормативный акт о поставке рыбной продукции. Суды руковод­ствовались не Гражданским кодексом, а ведомственными нормативными актами.

Гражданское законодательство. Определив гражданское законодательство как совокупность законов, следует выделить его существенные характеристики:

1) в соответствии с Конституцией и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;

2) в состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (ч. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ);

3) входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Такая система гражданского законодательства сложилась в настоящее время и это результат активной законотворческой и кодификационной работы предшествующих лет.

На первом этапе экономические преобразования в России столкнулись с отсутствием соответствующего правового обеспечения. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не соответствовал новым рыночным отношениям; Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года так и не вступили в силу в связи с развалом Советского Союза. Стали приниматься отдельные законы Российской Федерации. К первым из них относятся такие законы об интеллектуальной собственности, как Закон «Об авторских и смежных правах», Патентный закон, Закон «О собственности», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» – эти новые законы и стали ядром системы гражданского законодательства до принятия Гражданского кодекса РФ. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенные в действие на территории Российской Федерации, применялись лишь в части, не противоречащей новым российским законам. По мере принятия отдельных частей Гражданского кодекса РФ (приняты уже три части) прежние законы утрачивали свою силу, либо допускалось их применение в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Кодификация гражданского законодательства еще не завершена, предстоит принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. По завершении кодификации термины «часть первая», « часть вторая» и т.д. утратят свое значение, будет действовать единый кодекс со своими внутренними структурными подразделениям: разделы, главы, параграфы, статьи, абзацы.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:

1. Указы Президента Российской Федерации, которые:

– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае противоречия применяется Гражданский кодекс;

– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

2. Постановления Правительства, которые:

– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;

– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

Ведомственные нормативные акты. Ранее было отмечено, что в советское время ведомственные нормативные акты в сфере регулирования экономических отношений заняли ведущее место, оттеснив законы. Таких нормативных актов было великое множество и «выпускались» они самыми различными министерствами, ведомствами, комитетами, число которых было так­же велико. В итоге деятельность хозяйствующих субъектов была «заурегулирована» сверху и сводилась, по существу, к испол­нению нормативных и распорядительных актов государственных органов управления, степень самостоятельности предприятий была ничтожно малой. Этому есть и теоретическое объяснение. В любой системе управления, в том числе и в управлении экономикой, есть две подсистемы: управляющая и управляемая. Правовое обеспечение управления экономикой основывается на двух типах правового регулирования: общедозволительном (мо­жно все, что не запрещено законом) и разрешительном (можно только то, что разрешено). В системе управления экономикой каждая из подсистем может функционировать лишь на одном из двух указанных типов правового регулирования. Поэтому, если управляющая подсистема основана на общедозволительном начале, то управляемая подсистема будет основана на разрешительном. В советское время в период командной экономики так оно и было, что позволяло органам управления заниматься нормотворчеством, по существу, без всяких ограничений, а хозяйствующие субъекты (предприятия) могли делать лишь то, что им было разрешено, при этом даже не законом, а правовыми ак­тами органов управления. Для того чтобы какая-либо хозяйственная инициатива со стороны предприятий, которая не вписывалась в систему существующих разрешений, была реализована, необходимо было обращаться за разрешением в соответствующий орган управления. При этом иногда дело доходило до абсурда и инициатива предприятий терпела крах. Можно привести такой пример. В свое время отходы от производственной деятельности предприятий уничтожались, пропадали под дождем, накапливались в виде производственных свалок, потому что в разрешенной предприятию деятельности они не могли быть использованы. Производить же из таких производственных отходов другие виды товаров или продавать их не разрешалось. Ряд предприятий выступили с инициативой использовать производственные отходы для изготовления других видов товаров и оставлять доходы, полученные от их реализации, у предприятий. Министерство, куда обратились эти предприятия, долго рассматривало данный вопрос и выдало разрешение на производство таких товаров, которые из отходов производства этих предприятий изготовить было невозможно.

В свете современных представлений о принципах гражданского права, воплощенных в Гражданском кодексе РФ, о правовом статусе хозяйствующих субъектов, о предпринимательстве и его экономическом и социальном значении следует признать, что типы правового регулирования должны были поменять свою ориентацию: для управляющей подсистемы – разрешительный тип регулирования, для управляемой – общедозволительный. В общем виде это нашло отражение в ст. 3 ГК РФ.

В п. 7 указанной статьи предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами. В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового ре­гулирования.

В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах. Гражданский кодекс не уточняет ни виды этих правовых актов, ни уровень их принятия. Можно лишь сделать логический вывод, что такие правовые акты будут приниматься также на федеральном уровне.

В завершение анализа данной группы источников гражданского права нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. В п. 7 ст. 3 ГК РФ нет указания на то, что акты органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить постановлениям Правительства, указам Президента и Гражданскому кодексу, а в случае противоречия должны применяться соответственно постановление Правительства, указ Президента или Гражданский кодекс. Это довольно странно, особенно с учетом того, что в отношении самих постановлений Правительства и указов Президента законодатель счел необходимым это четко прописать. Конечно, можно сказать, что это само собой разумеется, логически предопределено, но такие суждения, не нашедшие своего юридического закрепления, будут слабым аргументом в случае возникновения противоречий между указанным нормативными актами, а это создает благоприятную базу для беспредела ведомственного нормотворчества, что мы уже в прошлом имели и признали непригодным для рыночных условий хозяйствования.

Прежде чем перейти к вопросам применения гражданского законодательства следует изложить основные положения о порядке вступления в силу гражданских законов, так как применение закона может иметь место лишь в том случае, если закон вступил в силу.

На территории Российской Федерации применяются лишь те законы, которые опубликованы в официальных изданиях. Официальными изданиями является «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат опубликованию в официальных изданиях в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ. Эти законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Яркой иллюстрацией «иного порядка» является вступление в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 года. Во-первых, особенности вступления в силу первой части ГК РФ были определены отдельным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-вторых, основная часть разделов и глав ГК была введена в действие с 1 ян­варя 1995 года. В-третьих, для других разделов и даже глав был установлен различный порядок вступления в силу: глава 4 кодекса «Юридические лица» была введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК; вступление в силу главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» определялось днем введения в действие Земельного кодекса (который был принят лишь в 2001 году и при этом внес существенные новеллы в вещные права на землю по сравнению с Гражданским кодексом, в который в связи с этим были внесены изменения ).

Указы Президента и постановления Правительства РФ также подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) по общему правилу в течение 10 дней после дня их подписания. Источником их официального опубликования также являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации. Вступают в силу эти акты по общему правилу по истечении 7 дней со дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных исполнительных органов подлежат официальному опубликованию в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение 10 дней после их регистрации в Минюсте РФ. Как правило, они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Среди вопросов применения гражданского законодательства коснемся следующих:

Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по лицам.

Вопрос о действии гражданских законов во времени обычно связывают с их обратной силой. В Гражданском кодексе РФ вопрос об обратной силе его норм решен отрицательно. По общему правилу действие его норм не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, к таким отношениям после принятия нового ГК должны были применяться правила прежнего гражданского законодательства, в частности ГК 1964 г. Общее правило применено и к длящимся правоотношениям, т.е. к таким, которые возникли до принятия нового гражданского закона и продолжаются после вступления его в силу. Положения нового закона распространяются лишь на права и обязанности, возникшие после вступления в силу нового закона. Однако из этого правила ГК РФ предусматривает исключения, которых немного:

– обратная сила признается для оснований и последствий признания сделок недействительными;

– новые сроки исковой давности применяются и к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действующим законодательством, не истекли до введения в действие ГК РФ.

Для сравнения следует отметить, что ГК РФ 1994 года к вопросам обратной силы подошел более жестко, нежели это было раньше. ГК РСФСР 1964 также в качестве общего правила указывал, что обратная сила не применяется. Однако он делал более значительные исключения из него. Он допускал обратную силу гражданского закона (и иного нормативного акта), когда новый нормативный акт значительно расширял права лиц, устранял имевшиеся ранее ограничения, вследствие чего было бы несправедливым в изменившихся условиях применять к субъектам прежние правила.

Действие гражданских законов в пространстве , по существу, означает определение пределов территории действия закона. Следует отметить, что в связи с развалом Союза ССР, приобретением Российской Федерацией статуса самостоятельного суверенного федеративного государства, становлением и развитием рыночных отношений, формированием единого национального рын­ка правила, определяющие действие гражданских законов в пространстве, не могли быть прежними.

Общее правило о действии гражданских законов в пространстве состоит в том, что они применяются на территории всей Российской Федерации. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только в самом законе. Сказанное в полной мере относится и к подзаконным нормативным актам.

В части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право» установлены правила определения права, подлежащего применению к гражданско-право­вым отношениям с участием иностранного элемента. В ст. 1186 указано, что «право, подлежащее применению к гражданско-пра­вовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего кодекса, других законов (п. 2 ст. 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации». В тех случаях, когда сталкиваются две разные нормы разных государств, т.е. возникает коллизия, вопрос о том, право какого государства необходимо применить (российского или иностранного), решается на основании коллизионных норм, которые формируются в виде абстрактных правил, указывая не на право конкретного государства, а на принцип (признак), которым определяется применение права.

Такими признаками могут быть:

– личный закон участников отношений;

– закон места нахождения имущества;

– закон места совершения акта (правомерного – при сделках, неправомерного – при деликтах);

– закон места осуществления деятельности;

– закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;

– закон места заключения брака и др.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц. Общее правило по этому вопросу состоит в том, что гражданское законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданский закон. Если в законе нет исключений по территории его действия, то такой закон применяется ко всем лицам, проживающим на территории Российской Федерации; если такие исключения есть, то к лицам, проживающим на территории, исключенной из общей сферы действия закона, последний не применяется.

Исключения из сферы действия закона для граждан или юридических лиц могут быть сформулированы по-разному. В одних случаях в законе прямо указано, что он «не применяется» к определенным субъектам гражданского права. Например, в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что он не применяется к государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Такая формулировка характерна для случаев, когда закон к указанным в нем лицам не применяется полностью. Когда же к отдельным лицам или группам лиц не применяется часть закона, отдельные нормы, закрепленные в нем, то такое исключение формулируется, как правило, в форме запрета.

Аналогия закона и аналогия права. Гражданские правоотношения являются формой реальных социальных отношений. Разнообразие таких форм предусмотрено в гражданском законодательстве. Однако при разрешении споров возникают отношения, которые по своим признакам относятся к предмету гражданского права, но непосредственно в законодательстве не предусмотрены. Такие отношения должны быть урегулированы даже при отсутствии в законодательстве нормы, непосредственно к ним относящейся.

Для восполнения таких пробелов в гражданско-правовом регулировании применяется аналогия. В зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различается аналогия гражданского закона и аналогия гражданского права.

Для применения аналогии закона характерно следующее (ст. 6 ГК РФ):

1) наличие пробела в законодательстве;

2) неурегулированность данного отношения соглашением сторон;

3) отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота;

4) наличие нормы закона, регулирующей сходные отношения и не противоречащей природе данного отношения, которая и будет правовой основой принятия решения.

Аналогия гражданского права:

1. Применяется также при наличии условий, указанных в пп. 1–3, но при этом в законодательстве отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, в силу чего невозможно применение аналогии закона.

2. Правовой основой вынесения решения при применении аналогии права являются общие начала (принципы) и смысл гражданского права и законодательства.

3. Дополнительным условием применения в решении по конкретному делу аналогии права является необходимость учета требований добросовестности, разумности и справедливости.

Решение, вынесенное судом на основе аналогии права или закона, является актом применения права. Оно не обладает качествами нормативного акта или другого источника гражданского права. Принятие подобных решений такими авторитетными органами, как Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом РФ, создает ориентиры для решения аналогичных вопросов в будущем. Однако даже решения, принятые этими органами, не являются по своей сути актами создания новой нормы гражданского права.

Статья 76 Конституции РФ

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Комментарий к Статье 76 Конституции РФ

1. Комментируемая статья определяет соотношение законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в России по предметам ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, пределы собственного правового регулирования субъектов РФ, а также иерархию нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные нормативные правовые акты, в ч. 1 ст. 76 названы федеральные конституционные и федеральные законы. Это означает, что вопросы, перечисленные в ст. 7 Конституции России, не могут быть регламентированы актами субъектов РФ — их регулирование осуществляется только на федеральном уровне. Хотя в ч. 1 данной статьи говорится только о законах, не исключаются конкретизация и развитие их положений в подзаконных нормативных актах федерального уровня (актах Президента, Правительства и др.). Однако такое дополнительное регулирование должно осуществляться в рамках компетенции соответствующих федеральных органов, изменять законы они не вправе. В частности, как постановил Конституционный Суд, Президент своими нормативными правовыми актами может только временно устранить законодательные пробелы, но не вправе каким-либо образом изменять федеральные законы (Постановление от 11.11.1999 N 15-П*(931)).

Прямое действие федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также иных федеральных нормативных правовых актов означает, что они не нуждаются в подтверждении со стороны субъектов РФ, как это бывает в конфедерациях. Они действуют непосредственно на всей территории РФ.

Статья 76 называет два вида федеральных законов, регулирующих предметы исключительного ведения Федерации, — конституционные и «обыкновенные», однако ни в данном случае, ни в ст. 105-108 не разграничиваются предметы регулирования того и другого. Такое разграничение осуществлено в различных статьях Конституции, когда указывается, какой закон должен быть принят по конкретному вопросу. Рассматривая понятие «федеральный конституционный закон», Конституционный Суд в Постановлении от 31.10.1995 N 12-П*(932) установил следующие важнейшие свойства такого закона: 1) он по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции, не может изменять ее положения; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Такая формулировка предполагает принятие федеральных конституционных законов только в случаях прямого указания Конституцией. Конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов, в частности, по следующим вопросам: о порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации (ст. 65); о порядке изменения статуса субъекта РФ (ст. 66); о государственном флаге, гербе и гимне РФ (ст. 70); о референдуме РФ (ст. 84); о режиме военного положения (ст. 87) и др. Почти все предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы приняты. Исключение составляет федеральный конституционный закон о порядке созыва Конституционного Собрания.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу об иерархии среди федеральных законов в случае регулирования их нормами одних и тех же правоотношений. В Постановлении от 29.06.2004 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом депутатов Государственной Думы»*(933) Суд указал, что ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой, но кодексы законов могут иметь приоритет перед другими «обыкновенными» федеральными законами, хотя такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Суд также указал, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы исходными правилами являются следующие: приоритет последующего закона; специального закона, закона устанавливающего дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом. Правильный выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относятся к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Данная позиция была неоднократно подтверждена Конституционным Судом в ряде решений, в том числе в Определениях от 08.11.2005 N 439-О, от 16.11.2006 N 454-О *(934).

2. Часть 2 ст. 76 Конституции определяет «двухуровневое» нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов: федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Конституция вводит важнейшую правовую формулу такого «двухуровнего» регулирования: субъекты РФ принимают собственные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения в соответствии с федеральными законами. Это обусловлено принципом верховенства федерального права. Вопросы совместного ведения перечислены в ст. 72 Конституции.

Регулируя эти вопросы, субъект РФ может принимать «опережающее законодательство», если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом. Однако содержание понятия «совместное ведение» и анализ круга вопросов, охватываемых данным понятием, подразумевает необходимость обеспечения соблюдения при этом как интересов субъектов Федерации, так и федеральных интересов. Кроме того, принцип иерархичного построения системы законодательных актов подразумевает непротиворечивость законодательных актов субъектов РФ федеральным законам. Отсюда следует вывод Суда о том, что даже в случае принятия субъектами РФ законов (иных нормативных правовых актов), по своему содержанию опережающих федерального законодателя, законодательные органы субъектов Федерации обязаны основываться на базовых принципах, определенных Конституцией РФ и иным федеральным законодательством. Исходя из этого Конституционный Суд в Постановлениях от 30.11.1995 N 16-П, от 01.02.1996 N 3-П и от 30.04.1997 N 7-П *(935) указал, что после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним. Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливает трехмесячный срок для приведения актов субъектов Федерации в соответствие федеральному законодательству.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает иерархию федеральных конституционных и федеральных законов. Первые в силу своей особой правовой природы (регулирование вопросов, прямо указанных в Конституции, усложненный порядок принятия, неприменимость вето Президента РФ и др.) имеют большую юридическую силу по отношению к «обыкновенным» федеральным законам. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Часть 4 ст. 76 определяет круг самостоятельного нормативного правового регулирования субъектов Федерации: своими законами и иными нормативными правовыми актами они вправе осуществлять самостоятельную регламентацию тех вопросов, которые вынесены за пределы исключительного ведения РФ, а также за пределы предметов совместного ведения. Такое регулирование осуществляется субъектами РФ по принципу собственного усмотрения, исходя из сложившихся традиций и обычаев, условий жизнедеятельности того или иного субъекта РФ. Однако собственное нормативное правовое регулирование субъектов РФ должно отвечать установленным федеральной Конституцией нормам и принципам, соответствовать федеральным законам.

Конституционный Суд, интерпретируя конституционные нормы, в Постановлении от 03.11.1997 N 15-П*(936) отметил, что если субъект Федерации не принял закона по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем, то федеральный законодатель в случае необходимости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере. В таком случае регулирование посредством федерального закона будет осуществлено в целях реализации соответствующих конституционных положении и в соответствии с закрепленным Конституцией принципом о ее высшей юридической силе, прямом действии и применении на всей территории РФ. Названная позиция Суда направлена на недопущение возникновения законодательных пробелов по вопросам, относящимся к предметам ведения субъектов Федерации, но не решенным ими самостоятельно путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Рассматривая вопросы нормотворчества субъектов РФ, Конституционный Суд высказал позицию о юридической сущности устава, а равно и конституции субъекта РФ. По мнению Суда, эти акты занимают особое, а именно высшее место в иерархии нормативных правовых актов, принимаемых законодательным органом субъекта РФ (Постановление от 01.02.1996 N 3-П*(937)).

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает принцип соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. При противоречии между указанными нормативными правовыми актами действует федеральный закон. Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в ч. 3 ст. 3 предусматривает принципиальнейшее правило, что даже в случае оспаривания органом государственной власти субъекта РФ конституционности федерального закона, иного нормативного правового акта федерального уровня в части разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, до вступления в силу соответствующего решения суда, не допускается принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, противоречащих оспариваемым положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального уровня.

Названный Закон предусматривает меры ответственности, принимаемые по отношению к государственным органам и должностным лицам субъектов Федерации в случае принятия ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, если такие органы или должностные лица не отменят неправомерный нормативный правовой акт в установленный срок: роспуск законодательного собрания субъекта РФ, отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ. Механизм привлечения к ответственности по рассматриваемому основанию включает разнообразные процедуры. Так, в отношении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, принявшего такой акт, устанавливается шестимесячный срок для отмены акта, признанного в судебном порядке противоречащим Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам. В случае неисполнения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации судебного решения и если при этом судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия соответствующих мер были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ (в форме указа). В случае непринятия необходимых мер со стороны предупрежденного органа в трехмесячный срок Президент вправе распустить данный орган государственной власти субъекта РФ. При этом такое решение Президента может быть принято не позже, чем в течение одного года со дня вступления в силу решения суда.

Конституционный Суд, анализируя положения Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающие возможность роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ, отметил следующее. Необходимость адекватных мер федерального воздействия в целях защиты Конституции, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов на всей территории РФ (что требует от органов государственной власти субъектов Федерации соблюдения федеральной Конституции и федеральных законов) вытекает, в частности, из конституционных положений об основах конституционного строя России, необходимости защиты конституционных ценностей, таких как суверенитет и государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого федеральным законодателем должен быть установлен такой контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами власти субъектов Федерации их конституционной обязанности соблюдать Конституцию и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных нормативных актов. В случае невыполнения субъектами РФ указанной конституционной обязанности предполагаются негативные правовые последствия, включая применение к субъектам РФ мер федерального воздействия. Вместе с тем Суд указал, что меры федерального воздействия не могут быть реализованы в связи с формальным противоречием нормативного правового акта субъекта РФ федеральному регулированию, поскольку применение соответствующих мер обусловлено обязательностью подтверждения в судебном порядке наступления конституционно значимых тяжких последствий, вызванных неправомерным нормативным актом и его несвоевременным устранением из правовой системы РФ (Постановление КС РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея»*(938)).

В случае принятия высшим должностным лицом субъекта РФ актов, противоречащих Конституции, федеральным законам (а равно федеральным конституционным законам), законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить ему недоверие*(939). При этом должны быть соблюдены следующие условия: такие противоречия установлены соответствующим судом; они не были устранены высшим должностным лицом субъекта РФ в месячный срок со дня вступления в силу судебного решения. Решение о недоверии направляется на рассмотрение Президенту для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Федерации от должности, который принимает окончательное решение.

Конституционность норм указанного Закона в отношении правомочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ выносить решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ, была подтверждена Конституционным Судом, указавшим, что предусмотренная федеральным законодателем система сдержек и противовесов, включающая, в частности, и названное правомочие, основывается на учете сбалансированности полномочий законодательной и исполнительной властей (Постановление от 18.01.1996 N 2-П*(940)).

6. Наличие собственной компетенции субъектов РФ вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов, в рамках которой субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции), обусловливает установление приоритета собственного законодательства субъекта РФ над федеральными законами в этой части. В данной сфере отношений при противоречии между федеральным законом и законом субъекта РФ действует последний. Вместе с тем, исходя из норм ст. 15 Конституции, следует констатировать, что даже принятые по предметам собственного ведения субъектов нормативные правовые акты последних в силу верховенства норм Конституции не могут противоречить ее положениям. Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ определяет, что в случае принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих Конституции, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность, предусмотренную законодательством. Эти нормы федерального закона в равной степени относятся к законам и иным правовым актам субъектов Федерации, изданным в сфере собственных полномочий субъекта РФ.