Статья 105 кзота

Рубрики Вопрос юристу

Статья 105 кзота

Статья 105. Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

1. Условие о совмещение профессий (должностей) может быть дополнительным условием трудового договора (контракта), устанавливаемым по соглашению сторон. Включение в трудовой договор данного условия означает, что работник берет на себя дополнительную обязанность по выполнению наряду со своей основной работой работы по другой профессии рабочего либо по другой должности служащего.

Совмещение профессий (должностей) следует отличать от выполнения работником дополнительно объема выполняемых работ по своей основной профессии (должности). В данном случае речь может идти о расширении зон обслуживания, об увеличении объема выполняемых работ. Однако порядок установления работнику дополнительных функций и обязанностей, определение условий и размера доплат в связи с этим в том и другом случае одинаковы.

2. Статьей 105 КЗоТ Украины предусмотрены доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнен обязанностей отсутствующего работника. Однако комментируемая статья прямо и не указывает на доплату за расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, поэтому целиком допустимо сделать вывод, что статья распространяется и на эти доплаты. Законодательного определения совмещения профессий в Украине не существует Поэтому необходимо руководствоваться положениями постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.1981 г. и Инструкцией Госкомтруда, Минфина CССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)».

Названная инструкция определяет совмещение профессий (должностей) как выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии, (должности) в пределах рабочего времени по основной работе.

Совмещение профессий (должностей) предусматривает, что совмещенная должность (рабочее место по соответствующей профессии) есть в штатном расписании, но не заполнена и остается вакантной. При отсутствии вакансии установить доплату невозможно.

3. Вышеперечисленные нормативные акты СССР не действуют в Украине также относительно доплат за совмещение профессий (должностей), в том числе в бюджетных организациях, поскольку статья, которая комментируется, относит к компетенции сторон коллективного договора определение размера доплат за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

4. Поручение дополнительной работы в порядке сов- . мещения профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемой работы и выполнения обязанностей отсутствующего работника, предполагает, что размер доплаты должен согласовываться с работником. Собственник или уполномоченный им орган в пределах своих прав, предоставленных Уставом (Положением) предприятия, может увеличивать размер доплаты по сравнению с тем, который установлен на основе тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы. При этом размер тарифной ставки не может быть ниже того разряда, который присвоен работнику по основной работе.

При выполнении рабочим-повременщиком работ различных по своей квалификации, когда фактически затраченное на их выполнение время учесть невозможно, оплата производится за всю выполненную работу по тарифной ставке, установленной для оплаты наиболее сложной и высокооплачиваемой работы.

Служащие, выполняющие работы различной сложности, имеют право в силу статьи 104 КЗоТ Украины на вознаграждение исходя из размера должностного оклада, установленного по вышеоплачиваемой должности.

5. Труд работников-сдельщиков оплачивается соответственно разряду, установленному для выполняемой работы. Это правило части 2 статьи 104 КЗоТ Украины исходит из положения статьи 94 КЗоТ Украины, которая предписывает при оплате труда прежде всего учитывать сложность работы, а потом — профессионально-деловые качества работника.

6. Рабочим-сдельщикам, выполняющим работы, которые тарифицированы по более высокому разряду, чем присвоенный работнику, оплата производится по разряду выполненной работы. Это значит, что при определении сдельной расценки во внимание принимается тарифная ставка, соответствующая разряду выполняемой работы.

7. Право на получение межразрядной разницы предоставлено рабочим, труд которых оплачивается по сдельной системе, связанные с этим затраты предприятия относятся на его валовые расходы.

Статья 105 кзота

Працівникам, які виконують на тому ж підприємстві, в установі, організації поряд з своєю основною роботою, обумовленою трудовим договором, додаткову роботу за іншою професією (посадою) або обов’язки тимчасово відсутнього працівника без звільнення від своєї основної роботи, провадиться доплата за суміщення професій (посад) або виконання обов’язків тимчасово відсутнього працівника.

Розміри доплат за суміщення професій (посад) або виконання обов’язків тимчасово відсутнього працівника встановлюються на умовах, передбачених у колективному договорі.

1. Статтею 105 КЗпП передбачені доплати за суміщення професій (посад) і виконання обов’язків відсутнього працівника. Хоча стаття, що коментується, прямо і не зазначає на доплату за розширення зони обслуговування, збільшення обсягу виконуваної роботи, цілком допустимо зробити висновок, що вона поширюється і на ці доплати. Законодавчого визначення суміщення професій в законодавстві України не існує. Отже, у цій частині необхідно керуватися положеннями постанови Ради Міністрів СРСР «Про порядок і умови суміщення професій (посад)» та Інструкцією Держкомпраці, Мінфіну СРСР і ВЦРПС «Про порядок і умови суміщення професій (посад)».

2. Названа Інструкція визначає суміщення професій (посад) як виконання працівником поряд з своєю основною роботою, обумовленою трудовим договором, додаткової роботи за іншою професією, посадою (у межах робочого часу за основною роботою). Це визначення виходить із того, що відповідно до трудового договору працівник виконує роботу за спеціальністю (кваліфікацією) або посадою, що визначена тарифно-кваліфікаційними характеристиками. В порядку суміщення працівникові доручається виконання роботи, яка виходить за межі тарифно-кваліфікаційних характеристик роботи відповідної спеціальності (кваліфікації) або посади. Слід, однак, враховувати, що чинна редакція частини першої ст. 21 КЗпП (від 20 березня 1991 р.) не обмежує права сторін трудового договору на визначення змісту трудової функції працівника. Вони можуть домовитись, наприклад, про те, що завідувач магазину буде виконувати, крім своєї власної трудової функції, обов’язки товарознавця (перевірка якості отриманих товарів відповідно до Інструкції про порядок приймання продукції виробничо-технічного призначення і товарів народного споживання за якістю), вантажника, прибиральниці, двірника. Всі ці обов’язки можуть виконуватись в межах трудового договору без доплати. Але сторони можуть домовитись і про те, що всі обов’язки, які виходять за межі трудової функції, як вона визначена тарифно-кваліфікаційними характеристиками, виконуються в порядку суміщення професій (посад) і підлягають оплаті відповідно до ст. 105 КЗпП.

3. Правова конструкція суміщення професій (посад) виходить із того, що суміщувана посада (робоче місце за відповідною професією) є в штатному розписі, але не заповнена, залишається вакантною. При відсутності вакансії встановити доплату за суміщення професій (посад) неможливо. З урахуванням цього Генеральна угода на 2004 — 2005 роки допускає можливість встановлення працівникам зазначених доплат при наявності економії за тарифними ставками та окладами суміщуваних робочих місць, посад. Отже, такі робочі місця, посади мають бути як штатні одиниці. Відсутність таких одиниць означає, що немає ні відповідних тарифних ставок і окладів, ні економії, розрахованої за цими ставками.

4. Розширення зони обслуговування і збільшення обсягу виконуваної роботи визначається як виконання поряд із своєю основною роботою, обумовленою трудовим договором, додаткового обсягу робіт за однією і тією ж професією або посадою.

5. Виконання обов’язку тимчасово відсутнього працівника без звільнення працівника від своєї основної роботи — це заміна працівника, відсутнього у зв’язку з хворобою, відпусткою, відрядженням та з інших причин, коли відповідно до чинного законодавства за ним зберігається місце роботи (посада), без звільнення від основних трудових обов’язків.

6. Водночас названі союзні акти втратили в Україні чинність в частині обмежень на суміщення професій (посад), порядку запровадження суміщення та оплати праці, яка виконується в порядку суміщення. Правила про обмеження суміщення і порядку його запровадження втратили чинність, оскільки частина перша ст. 21 КЗпП залишає на розсуд сторін трудового договору вирішення питання про те, яку роботу буде виконувати працівник, не містить будь-яких винятків щодо домовленості сторін про суміщення професій.

7. Зазначення в названих союзних актах на необхідність видання наказу про доручення працівникові додаткових обов’язків у порядку суміщення професій, розширення зони обслуговування, збільшення обсягу виконуваної роботи, виконання обов’язків відсутнього працівника зберігає чинність. Якщо такий наказ не видано, здійснення доплати є неможливим через відсутність формальної підстави. Невидання зазначеного наказу створює ситуацію правової невизначеності в частині дотримання правил з охорони праці (якщо необхідний інструктаж з питань охорони праці при виконанні роботи, передбаченої угодою про суміщення професій, посад). Однак усна домовленість про виконання працівником додаткових трудових обов’язків в порядку суміщення професій, розширення зони обслуговування, збільшення обсягу виконуваної роботи, про виконання обов’язків відсутнього працівника за відсутності наказу про це не виключає задоволення вимоги працівника про відповідну доплату до заробітної плати. У випадку спору працівник повинен довести факт виконання додаткових обов’язків. Правило про погодження наказу про введення суміщення та інших подібних форм організації праці з виборним органом первинної профспілкової організації втратило чинність, оскільки відповідно до частини першої ст. 21 КЗпП це питання має вирішуватись сторонами трудового договору.

8. Скасування суміщення професій (посад), скасування доручення додаткових обов’язків у порядку розширення зони обслуговування, збільшення обсягу виконуваної роботи можливе за домовленістю сторін трудового договору, а також в порядку, встановленому частиною третьою ст. 32 КЗпП. Водночас таке скасування можливе і без попередження працівника, якщо в наказі про запровадження суміщення професій та інших подібних форм інтенсифікації праці міститься вказівка на строк, на який працівникові доручаються додаткові обов’язки або на умови, за наявності яких припиняється обов’язок працівника виконувати додаткову роботу.

9. Зазначені акти Союзу РСР не діють в Україні також у частині розміру доплат за суміщення професій, у тому числі в бюджетних організаціях, оскільки стаття, що коментується, відносить до компетенції сторін колективного договору визначення розміру доплат за суміщення професій (посад), виконання обов’язків тимчасово відсутнього працівника. Але щодо бюджетних організацій законодавством України встановлені обмеження розмірів доплат, що розглядаються. Однак в межах бюджетних асигнувань колективними договорами ці розміри можуть підвищуватись.

10. Доручення додаткової роботи в порядку суміщення професій (посад), розширення зони обслуговування, збільшення обсягу виконуваної роботи і виконання обов’язків відсутнього працівника можливе за погодженням власника з працівником або власником шляхом прийняття одностороннього рішення про це. За погодженням між сторонами трудового договору суміщення професій (посад) та інші названі форми інтенсифікації праці можуть запроваджуватися в будь-який час. Без погодження з працівником суміщення професій (посад) та інші подібні форми інтенсифікації праці можуть запроваджуватися в порядку, встановленому частиною третьою ст. 32 КЗпП. Спочатку приймається рішення про зміни в організації виробництва і праці. Ці зміни можуть носити широкий характер, а можуть, на нашу думку, стосуватися лише доручення додаткових обов’язків за конкретним робочим місцем (посадою). Обґрунтування такого розуміння змін в організації виробництва і праці знаходиться в п. 1 частини першої ст. 40 КЗпП, яка дозволяє кваліфікувати як зміни в організації виробництва і праці скасування однієї-єдиної штатної одиниці. Рішення власника про запровадження змін в організації виробництва і праці (тобто про запровадження суміщення професій (посад) чи інших подібних форм організації праці) оформляється наказом. Наказом відповідні працівники попереджаються про те, що через два місяці (можна більше, але не менше) за їх робочими місцями (посадами) запроваджується суміщення професій або інші подібні форми інтенсифікації праці. Після закінчення двох місяців (іншого встановленого наказом строку) видається новий наказ, у якому при наявності згоди працівника на суміщення професій (посад) йому ставиться в обов’язки виконання відповідної додаткової роботи і встановлюється розмір доплати. У силу такого наказу працівник зобов’язаний виконувати обов’язки не лише за своєю спеціальністю (посадою), але й додаткові обов’язки в порядку суміщення професій (посад) тощо. Якщо працівник написав заяву про відмову виконувати додаткові обов’язки або відмовляється виконувати їх фактично, він підлягає звільненню з роботи за п. 6 ст. 36 КЗпП (відмова від продовження роботи у зв’язку із зміною істотних умов праці).

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Выполнением обязанностей временно отсутствующего работника в соответствии со ст. 105 КЗоТ и п. 2 постановления Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление № 1145) является выполнение наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором, обязанностей другого, временно отсутствующего работника.

Несмотря на «древность» этого документа, он до сих пор применяется в Украине. Согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. № 1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» (далее — Постановление № 1545) до принятия соответствующих законодательных актов Украины на ее территории применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. Поэтому Постановление № 1145 продолжает действовать в Украине в части определения совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания и увеличения объема выполняемых работ, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, а также перечня руководящих работников предприятий, которым доплаты не могут производиться. Такой же позиции придерживается и Минтруда в письмах от 13.06.2003 г. № 18-403, от 29.04.2013 г. № 61/06/186-13, от 28.03.2013 г. № 2-1/06/187-13 (см. также газету «Праця і зарплата» № 8 (972), февраль 2016 года, стр. 10).

Как правило, такой способ выполнения дополнительных обязанностей применяют в случае, если необходимо заменить работника, который находится в отпуске, болеет, находится в командировке или по другим причинам, но за ним сохраняется место работы (должность) (см. также письмо Минтруда от 19.04.2011 г. № 126/06/186-11).

При этом в период выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, заменяющий его работник не освобождается от выполнения своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется заменяющим работником только при его согласии (п. 2 Постановления № 1145) и, как правило, по его заявлению.

Возложение на работника обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом руководителя предприятия, в котором также указывается размер доплаты. С таким приказом работника необходимо ознакомить «под роспись».

Кроме того, следует обратить внимание на то, что поручать выполнение обязанностей по другой должности (профессии) можно работнику, у которого есть соответствующее образование, квалификация, профессиональные навыки.

При этом характерными особенностями данного способа выполнения дополнительных обязанностей является следующее:

  • в период выполнения обязанностей временно отсутствующего работника работник, заменяющий его, не освобождается от выполнения своей основной работы, предусмотренной трудовым договором;
  • выполнение дополнительных обязанностей осуществляется в рамках одного трудового договора и в течение рабочего дня (смены), с учетом нормальной продолжительности рабочего времени, установленной КЗоТ;
  • выполнение дополнительных обязанностей допускает замену работника, временно отсутствующего из-за болезни, отпуска, командировки и по другим причинам, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Кроме того, для замещения временно отсутствующего работника может быть принято решение работодателем о приеме на работу другого работника по срочному трудовому договору на основании ст. 23 КЗоТ с оплатой на условиях, определенных для временно отсутствующего работника (см. также письмо Минтруда от 26.01.2008 г. № 30/13/84-08). Подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Срочный трудовой договор.

Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, в соответствии со ст. 105 КЗоТ осуществляется соответствующая доплата.

Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника предприятие устанавливает в коллективном договоре с соблюдением норм, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Приложением 3 к Генеральному соглашению о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016 — 2017 годы за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника предусмотрена доплата в размере до 100 % тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника.

При этом следует обратить внимание, что выполнять положения Генерального соглашения обязаны только те предприятия, представители сторон которых через уполномоченных лиц принимали участие в его подписании. Остальные предприятия устанавливают условия и размеры оплаты труда в коллективном договоре с соблюдением минимальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. В то же время действующее законодательство не запрещает субъектам хозяйствования при заключении коллективных договоров использовать нормы Генерального соглашения (см. письмо Минсоцполитики от 21.11.2016 г. № 415/0/15-16/18).

Конкретный размер доплаты определяет руководитель предприятия в приказе (распоряжении) по предприятию о возложении на работника обязанностей временно отсутствующего работника.

Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в органах власти и государственной службы регулируется п. 4 ч. 2 ст. 50 Закона Украины от 10.12.2015 г. № 889-VIII «О государственной службе» и др.

В каких случаях доплата не производится

Не имеют права на доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в соответствии с п. 15 Постановления № 1145 следующие работники:

  • руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместители;
  • научные, инженерно-технические работники и другие специалисты и служащие научно-исследовательских учреждений, за исключением инженерно-технических работников и других специалистов и служащих, занятых в опытных (экспериментальных) производствах, цехах, мастерских, на участках и установках, в геологических, изыскательских, поисково-разведочных экспедициях и партиях указанных учреждений.

Табель учета рабочего времени, запись в трудовой книжке

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в табеле учета использования рабочего времени не отражается, поскольку осуществляется в течение рабочего времени наряду с выполнением обязанностей по основной должности.

Записи об выполнении таких обязанностей в трудовую книжку работника и личную карточку по форме № П-2 также не вносятся.

Отдельный приказ о прекращении выполнения обязанностей в день выхода на работу работника, обязанности которого выполнялись, не издается.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Статья 105. Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополни­тельную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно от­сутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обя­занностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

  1. Статьей 105 КЗоТ предусмотрены доплаты за совмещение профессий (должно­стей) и исполнение обязанностей отсутствующего работника. Хотя комментируемая статья прямо и не указывает на доплату за расширение зоны обслуживания, увели­чение объема выполняемой работы, вполне допустимо сделать вывод, что она распро­страняется и на эти доплаты. Законодательного определения совмещения профессий в законодательстве Украины не существует. Следовательно, в этой части необходимо руководствоваться положениями постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» [581] и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (долж­ностей)» [612].
  2. Названная Инструкция [611] определяет совмещение профессий (должностей) как выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии, должности (в пределах рабо­чего времени по основной работе). Это определение исходит из того, что в соответствии с трудовым договором работник выполняет работу по специальности (квалификации) или должности, определенной тарифно-квалификационными характеристиками. В по­рядке совмещения работнику поручается выполнение работы, выходящей за пределы тарифно-квалификационных характеристик работы соответствующей специальности (квалификации) или должности. Следует, однако, учитывать, что действующая ре­дакция части первой ст. 21 КЗоТ (от 20 марта 1991 г. [102]) не ограничивает права сторон трудового договора на определение содержания трудовой функции работника. Они могут договориться, например, о том, что заведующий магазином будет выпол­нять, кроме своей собственной трудовой функции, обязанности товароведа (проверка качества полученных товаров в соответствии с Инструкцией о порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству), грузчика, уборщика, дворника. Все эти обязанности могут выполняться в пределах трудового договора без доплаты. Но стороны могут договориться и о том, что все обязанности, выходящие за пределы трудовой функции, как она определена тарифно-квалификационными характеристиками, выполняются в порядке совмещения профессий (должностей) и подлежат оплате в соответствии со ст. 105 КЗоТ.
  3. Правовая конструкция совмещения профессий (должностей) исходит из того, что совмещаемая должность (рабочее место по соответствующей профессии) имеется в штатном расписании, но не заполнена, остается вакантной. При отсутствии вакансии установить доплату за совмещение профессий (должностей) невозможно. С учетом этого Генеральное соглашение на 2008-2009 годы допускает возможность установления работникам указанных доплат при наличии экономии по тарифным ставкам и окла­дам совмещаемых рабочих мест, должностей. Следовательно, такие рабочие места, должности должны быть как штатные единицы. Отсутствие таких единиц означает, что нет ни соответствующих тарифных ставок и окладов, ни экономии, рассчитанной по этим ставкам.
  4. Расширение зоны обслуживания и увеличения объема выполняемой работы определяется как выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной тру­довым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
  5. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от своей основной работы — это замена отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам работника, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется место работы (должность), без освобождения от основных трудовых обязанностей.
  6. В то же время названные союзные акты утратили силу в Украине в части ограни­чений на совмещение профессий (должностей), порядка введения совмещения и оплаты работы, выполняемой в порядке совмещения. Правила об ограничении совмещения и порядка его введения утратили силу, поскольку часть первая ст. 21 КЗоТ оставляет на усмотрение сторон трудового договора решение вопроса о том, какую работу будет выполнять работник, не содержит никаких исключений по поводу договоренности сторон о совмещении профессий.
  7. Указание в названных союзных актах [528; 612] на необходимость издания при­каза о поручении работнику дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий, расширения зоны обслуживания, увеличения объема выполняемой рабо­ты, выполнения обязанностей отсутствующего работника сохраняет силу. Если такой приказ не издан, осуществление доплаты является невозможным из-за отсутствия формального основания. Неиздание указанного приказа создает ситуацию правовой неопределенности в части соблюдения правил по охране труда (если необходим ин­структаж по вопросам охраны труда при выполнении работы, предусмотренной согла­шением о совмещении профессий, должностей). Однако устная договоренность о вы­полнении работником дополнительных трудовых обязанностей в порядке совмещения профессий, расширения зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, об исполнении обязанностей отсутствующего работника при отсутствии приказа об этом не исключает удовлетворения требования работника о соответствующей доплате к заработной плате. В случае спора работник обязан доказать факт исполнения до­полнительных обязанностей. Правило о согласовании приказа о введении совмещения и других подобных форм организации труда с профкомом утратило силу, поскольку в соответствии с частью первой ст. 21 КЗоТ этот вопрос должен решаться сторонами трудового договора.
  8. Отмена совмещения профессий (должностей), отмена поручения дополнитель­ных обязанностей в порядке расширения зоны обслуживания, увеличения объема вы­полняемой работы возможно по договоренности сторон трудового договора, а также в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. В то же время такая отмена возможна и без предупреждения работника, если в приказе о введении совмещения профессий и других подобных форм интенсификации труда содержится указание на срок, на который работнику поручаются дополнительные обязанности, или усло­вия, при появлении которых прекращается обязанность работника выполнять допол­нительную работу.
  9. Указанные акты Союза ССР [581; 612] не действуют в Украине также в части размера доплат за совмещение профессий, в том числе в бюджетных организациях, поскольку комментируемая статья относит к компетенции сторон коллективного до­говора определение размера доплат за совмещение профессий (должностей), выпол­нение обязанностей временно отсутствующего работника. Но в отношении бюджетных организаций законодательством Украины установлены ограничения размеров рас­сматриваемых доплат. Однако в пределах бюджетных ассигнований коллективными договорами эти размеры могут повышаться.
  10. Поручение дополнительной работы в порядке совмещения профессий (долж­ностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемой работы и выполнение обязанностей отсутствующего работника возможно по соглашению соб­ственника с работником или собственником путем принятия одностороннего решения об этом. По соглашению между сторонами трудового договора совмещение профессий (должностей) и другие названные формы интенсификации труда могут вводиться в любое время. Без согласования с работником совмещение профессий (должностей) и другие подобные формы интенсификации труда могут вводиться в порядке, уста­новленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. Сначала принимается решение об изменениях в организации производства и труда. Эти изменения могут носить широкий характер, а могут, на наш взгляд, касаться только поручения дополнительных обязанностей по конкретному рабочему месту (должности). Обоснование такого понимания измене­ний в организации производства и труда находится в п. 1 части первой ст. 40 КЗоТ, разрешающей квалифицировать как изменения в организации производства и труда отмену одной-единственной штатной единицы. Решение собственника о введении из­менений в организацию производства и труда (т. е. о введении совмещения профессий (должностей) или других подобных форм организации труда) оформляется приказом. Приказом соответствующие работники предупреждаются о том, что через два месяца (можно больше, но не меньше) на их рабочих местах (должностях) вводится совме­щение профессий или другие подобные формы интенсификации труда. После истече­ния двух месяцев (другого установленного приказом срока) издается новый приказ, в котором при наличии согласия работника на совмещение профессий (должностей) ему вменяется в обязанность выполнение соответствующей дополнительной работы и устанавливается размер доплаты. В силу такого приказа работник обязан выполнять обязанности не только по своей специальности (должности), но и дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей) и т. п. Если работник написал заявление об отказе выполнять дополнительные обязанности или отказывает­ся выполнять их фактически, он подлежит увольнению с работы по п. 6 ст. 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).

О некоторых особенностях совмещения профессий (должностей) или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника

Управление Гоструда в Хмельницкой области в пределах предоставленных полномочий предоставляет разъяснение относительно совмещения профессий (должностей) или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Согласно ст. 105 КЗоТ работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Законодательство о труде Украины не в полной мере регулирует вопросы работы по совмещению профессий (должностей).

Вопрос относительно совмещения профессий (должностей) регулируется постановлением Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление № 1145) и Инструкцией по применению постановления Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства финансов СССР и ВЦСПС от 14.05.82 г. № 53-ВЛ, являющегося действующим согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 12.12.91 г. № 1545-ХІІ «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства ССCP», и применяются в части определения понятия «совмещение профессий (должностей)».

Предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно решают вопрос о возложении на работников выполнения наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ и установления доплат за совмещение профессий.

Постановлением № 1145 предусмотрено, что совмещение профессий (должностей) допускается с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически выгодно и не приводит к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

Совмещение профессий (должностей) может устанавливаться работодателем, если для выполнения работы законодательством предусмотрены требования к уровню образования и состоянию здоровья работника.

Поручение выполнения работы на условиях совмещения оформляется приказом (распоряжением) работодателя, которым определяются совмещенная должность, условия выполнения работы и размер вознаграждения, в виде доплаты к должностному окладу (тарифной ставке). Поручение выполнения работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) считается изменением действующего трудового договора, которое связано с установлением дополнительных прав и обязанностей работнику.

Не оформление приказом (распоряжением) работодателя выполнения работником работы на условиях совмещения профессий (должностей) не может рассматриваться, как отсутствие изменений в трудовых отношениях, если поведение сторон трудового договора фактически показало их волю к наступлению соответствующих правовых последствий и, что такие правовые последствия наступили.

Если работодатель поручил выполнять работнику работу на условиях совмещения профессий (должностей), а работник с ведома и/или распоряжения работодателя, которое документально не было оформлено, приступил и выполнял наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), что подтверждается надлежащими доказательствами, такие отношения будут считаться трудовыми отношениями на условиях совмещения профессий (должностей).

Согласно требованиям ст. 21 Закона Украины «Об оплате труда» работник имеет право на оплату своей работы согласно актам законодательства и коллективного договора на основании заключенного трудового договора. Работодатель как субъект организации оплаты труда не имеет права в одностороннем порядке принимать решение по вопросам оплаты труда, ухудшающее условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами (ст. 22 Закона Украины «Об оплате труда»).

Размер доплаты за выполнение работы по совмещению профессий (должностей) на предприятиях хозрасчетной сферы законодательством не ограничивается, и устанавливается, как правило, в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладу совмещаемой должности работника.

В бюджетной сфере доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки).

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. № 13 «О практике применения судами законодательства об оплате труда» в том случае, когда условия и размеры доплат за выполнение работником наряду с основной работой дополнительной работы по другой профессии или должности (совмещение профессий, должностей) или обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы не были определены в соответствии со ст. 105 КЗоТ в коллективном договоре или согласованные иначе при отсутствии последнего, размер доплаты за такую работу, выполненную по распоряжению владельца или с его ведома, определяется судом с учетом ее сложности, характера, объема, а также степени использования рабочего времени и тарифной ставки работника.

Согласно ч. 5 ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств. Право на защиту лицо осуществляет на свое усмотрение. Работники имеют право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством (ст. 2 КЗоТ).