Ст 261 нк рф с комментариями

Рубрики Вопрос юристу

Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 — 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Комментарий к Ст. 261 ТК РФ

Гарантии при увольнении с работы лиц, указанных в настоящей статье, установлены для трех категорий работников: а) беременных женщин; б) женщин, имеющих детей; в) лиц, воспитывающих детей без матери. Причем льготы, предоставляемые женщинам, имеющим детей, распространены также на лиц, воспитывающих детей без матери (о круге таких лиц см. комментарий к ст. 264 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 261 Трудового кодекса

1. Статья 261 ТК РФ в основном сохраняет ранее существовавшую гарантию при увольнении по ст. 170 КЗоТа о запрете увольнения беременных женщин и женщин-матерей по инициативе работодателя с некоторыми ее изменениями.

2. Часть 1 этой статьи запрещает увольнять по инициативе работодателя беременных женщин, кроме случая ликвидации организации на производствах всех форм собственности либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

3. Увольнение по инициативе работодателя беременных женщин запрещено по всем как общим, так и дополнительным основаниям (ст. 81 ТК РФ). Закон делает исключение только при ликвидации организации, но не требует при таком увольнении беременной обязательного трудоустройства, как это предусматривалось в ст. 170 КЗоТа РФ.

За уволенными беременными женщинами в связи с ликвидацией организации сохраняется при последующем их нетрудоустройстве непрерывный трудовой стаж до достижения ребенком возраста трех лет.

4. Часть 2 ст. 261 ТК РФ предусмотрела дополнительную гарантию права на труд для беременных женщин по окончании их срочного трудового договора, указав, что если срок трудового договора истекает в период беременности, то работодатель обязан по письменному заявлению женщины продлить срок ее трудового договора до окончания беременности. Эта норма направлена на то, чтобы не лишать беременную женщину оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Данное продление срочного трудового договора не преобразует его в договор с неопределенным сроком.

Однако работодатель, продляя срок договора до окончания беременности, вправе потребовать, а женщина-работница обязана представить медицинскую справку о состоянии беременности. Такая справка представляется по запросу работодателя не чаще чем один раз в три месяца.

Часть 2 ст. 261 предусматривает также право работодателя в определенных случаях расторгнуть продленный трудовой договор: когда он узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

5. Часть 3 ст. 261 ТК РФ сохраняет запрет увольнения по инициативе работодателя (ст. 170 КЗоТа) и для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, ребенка-инвалида до восемнадцати лет, других работников, воспитывающих детей в этом возрасте (опекунов, попечителей). Исключение из этого запрета сделано для увольнения: по п. 1 ч. 1 ст. 81 Кодекса, т.е. в случае ликвидации организации, по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, т.е. по несоответствию вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также по виновным основаниям, т.е. увольнение их возможно по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, п. 6 — за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по всем его пяти подпунктам, пп. 7 — 8 и 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей и п. 11 ч. 1 ст. 81 — за представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на работу (см. ч. 1 ст. 81 и комментарий к ней).

Таким образом, в отличие от запрета по ст. 170 КЗоТа по всем основаниям по инициативе работодателя, ст. 261 ТК РФ запрещает увольнения женщин-матерей и лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя лишь по основаниям, в которых нет вины работника, а по виновным основаниям (а таких в ст. 81 ТК РФ абсолютное большинство) работодатель может их уволить, соблюдая правила увольнения по каждому из предусмотренных оснований.

Часть 3 этой статьи в ее новой редакции предусматривает возможность увольнения женщины в связи с истечением срока трудового договора в случаях, когда трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторжение трудового договора допускается в этом случае, если невозможно перевести беременную женщину (с ее письменного согласия) на другую имеющуюся у работодателя работу, которую она может выполнять с учетом состояния ее здоровья. Однако в этом случае работодатель должен соблюдать правила, указанные в этой же части ст. 261.

6. По данным Минтруда России, среди безработных большинство составляют женщины, и в ближайшие два года улучшения положения женщин в этой области не произойдет. Наиболее слабозащищенные категории женщин — имеющие малолетних детей или детей-инвалидов, одинокие матери, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, проживающие в военных городках. Они оказываются в наиболее сложном положении в связи с низкой конкурентоспособностью. Увеличивается также продолжительность периода безработицы женщин.

Безработица затронула в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин — специалистов и служащих. В составе безработных число женщин с высшим образованием составляет 69%, а со средним специальным образованием — 74%. Почти 40% всех безработных женщин — это специалисты и служащие. Среди безработных одиноких родителей женщины составляют 90%, а среди многодетных родителей — 77% (Проблемы женской безработицы в России. Материал Федеральной службы занятости. С. 2, 3). В этих условиях безработная мать будет согласна на любую работу вплоть до запрещенных для женщин. Поэтому необходимо усиление контроля за правильным трудоустройством женщин и за тем, на каких работах применяется женский труд, а также за соблюдением установленных гарантий для женщин-матерей при их увольнении.

Следует отметить, что неучастие ныне профсоюзного органа в решении вопросов увольнения женщин, имеющих маленьких детей и детей-инвалидов, по инициативе работодателя по основаниям, в которых есть вина работника, и снятие запрета на такое увольнение женщины-матери ставит ее и ее ребенка в положение полной незащищенности. Ведь и вина такой женщины часто бывает связана с ребенком, особенно когда в семье ей больше некому помочь. Поэтому профсоюзы должны энергичнее добиваться установления больших гарантий женщине-матери по коллективным договорам, соглашениям.

Статья 261 НК РФ. Расходы на освоение природных ресурсов

1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:

расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;

расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.

2. Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие настоящей главы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи, в следующем порядке:

расходы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, а также расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

3. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения, предусмотренный настоящей статьей, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях углеводородного сырья, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине. Расходы по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи.

Решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит. При этом налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее установленного настоящей главой предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

5. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

6. Расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

7. Расходы на освоение природных ресурсов, понесенные налогоплательщиком, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, на участке недр при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, в котором налогоплательщиком принято решение об отнесении всей суммы указанных расходов либо любой ее части к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, расположенном в границах соответствующего участка недр.

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 28.12.2016 N 463-ФЗ.

Если на участке недр выделено более одного нового морского месторождения углеводородного сырья, налогоплательщик вправе по своему выбору отнести указанные расходы либо любую их часть к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой на любом новом морском месторождении углеводородного сырья, выделенном на этом участке недр.

В целях настоящего Кодекса новое морское месторождение углеводородного сырья признается выделенным на участке недр с даты первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки соответствующего месторождения.

8. В случае, если налогоплательщиком принято решение о прекращении работ на участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам, налогоплательщик вправе отнести всю сумму понесенных расходов на освоение природных ресурсов либо любую их часть к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой на этом участке недр.

Налогоплательщик вправе отнести часть или всю сумму понесенных расходов на освоение природных ресурсов к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой на ином участке (иных участках) недр.

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 28.12.2016 N 463-ФЗ.

Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, ежегодно не позднее установленного настоящей главой предельного срока для представления налоговой декларации за налоговый период информируют налоговый орган по месту нахождения (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

о сумме понесенных в истекшем налоговом периоде расходов на освоение природных ресурсов по каждому участку недр, на котором осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

о новых морских месторождениях углеводородного сырья, выделенных в истекшем налоговом периоде на участках недр, на которых осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

о каждом принятом в истекшем налоговом периоде решении об отнесении расходов на освоение природных ресурсов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, по каждому новому месторождению углеводородного сырья (с указанием сумм таких расходов);

о принятых в истекшем налоговом периоде решениях о прекращении работ на указанном участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

9. Расходы налогоплательщика, осуществляющего в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями на пользование недрами деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья, на поиски и оценку таких месторождений углеводородного сырья признаются для целей налогообложения в порядке, установленном настоящей статьей, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Комментарии к ст. 261 НК РФ

Минфин России в письме от 16.02.2005 N 03-03-01-04/1/68 указал, что проведение сейсмологических работ, осуществляемых в соответствии с технологической схемой опытно-промышленной разработки месторождения, следует отнести к разведке полезных ископаемых:

— расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

— расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.

Минфин России в письме от 11.05.2005 N 03-03-01-04/1/239 разъяснил, что налогоплательщик должен отразить в учетной политике то, с какого момента указанные выше расходы будут включаться в состав прочих расходов: либо с момента полного завершения работы, либо с момента завершения этапа работ.

По мнению Минфина России, исходя из общего понимания слова «этап», под этапом работ следует понимать отдельную стадию производственного процесса, ознаменованную какими-либо качественными изменениями.

В случае поэтапного признания расходов на освоение природных ресурсов (при осуществлении таких работ налогоплательщиком самостоятельно) налогоплательщику целесообразно отразить в учетной политике то, какие промежутки работ по освоению природных ресурсов являются в его налоговом учете этапами.

Минфин России в письме от 28.03.2008 N 03-03-06/1/208, рассмотрев вопрос о правомерности применения при исчислении налога на прибыль положений пункта 4 статьи 261 и пункта 5 статьи 325 НК РФ в отношении расходов на бурение и последующую ликвидацию параметрической скважины, ликвидированной вследствие выполнения задач, предусмотренных проектом ее строительства, а также поисковой скважины, ликвидированной вследствие недостижения проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному, разъяснил, что для целей налогообложения прибыли положения пункта 4 статьи 261 и пункта 5 статьи 325 НК РФ могут быть применены только к разведочным скважинам, ликвидированным как выполнившие свое назначение (непродуктивные).

Данные выводы подтверждаются и судебной практикой.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.05.2006 N Ф04-2339/2006(22057-А75-25), рассматривая несколько иную ситуацию, тем не менее пришел к выводу, что нормы пункта 4 статьи 261 НК РФ касаются расходов на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождении нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, и применение данных норм в случае, если ликвидированная скважина не является разведочной (а является параметрической), недопустимо.

Аналогичные выводы сделаны ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 21.08.2007 N А29-7286/2006А в ситуации, когда налогоплательщик неправомерно применил положения пункта 4 статьи 261 НК РФ в отношении поисковой скважины, т.е. также не являющейся разведочной.

Порядок проведения работ, связанных с поиском, оценкой и разработкой полезных ископаемых, геологоразведочных работ регламентируется Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным Приказом Минприроды России от 07.02.2001 N 126 (далее — Положение).

В соответствии с данным Положением все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.

Порядок ликвидации скважин определен Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22 (далее — Инструкция).

Указанная Инструкция определяет порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.03.2009 N 03-03-06/1/170, из сопоставления норм статьи 261 НК РФ и Положения следует, что расходы налогоплательщика на освоение природных ресурсов, учитываемые в соответствии со ст. 261 НК РФ, включают в себя расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ на нефть и газ в соответствии с указанным Положением (включая поисково-оценочные и разведочные скважины), ликвидируемых в соответствии с Инструкцией.

На это указал Минфин России в письме от 14.09.2009 N 03-03-06/1/581.

Пунктом 4 статьи 261 НК РФ установлен порядок признания в составе расходов на освоение природных ресурсов расходов на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине. Расходы по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.

Согласно пункту 2.1.2 Инструкции к скважинам, подлежащим ликвидации, в частности, относятся скважины или часть их ствола, ликвидируемые по геологическим причинам.

Учитывая изложенное, поскольку отраслевой Инструкцией установлен порядок ликвидации части ствола разведочной скважины и данные расходы соответствуют условиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, налогоплательщик может учитывать расходы на частичную ликвидацию ствола разведочной скважины на основании пункта 4 статьи 261 НК РФ. Такие расходы должны учитываться равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором часть ствола скважины была ликвидирована. Об этом разъяснил Минфин России в письме от 02.06.2009 N 03-03-06/1/364.

Затраты налогоплательщика по безрезультатным работам по освоению природных ресурсов и по ведению строительных работ могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации (пункт 3 статьи 261 НК РФ).

Статья 261 ТК РФ. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора

Текущая редакция ст. 261 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Комментарий к статье 261 ТК РФ

1. Согласно комментируемой статье беременной женщине представляются следующие гарантии:
— не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем);
— гарантия сохранения срока действия срочного трудового договора с беременной женщиной: если срок трудового договора истечет, но при этом беременной женщиной будет предъявлена медицинская справка, подтверждающая состояние беременности, то работодатель обязан продлить срок трудового договора до окончания беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности (например, при надомной работе), то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Исключение из общего запрета на расторжение с беременной женщиной срочного трудового договора состоит в том, что оно допускается, если такой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Иными словами, срочный трудовой договор расторгается, если временно отсутствующий работник вновь приступает к работе в период беременности женщины.

Однако в этом случае законодатель устанавливает важное условие, исходя из которого расторжение срочного трудового договора с беременной женщиной допустимо, только если при этом ее невозможно перевести до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую она может выполнять с учетом ее состояния здоровья. Имеется в виду как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации женщины, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность работодателя предлагать беременной женщине все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а также в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

2. Норма, предусмотренная ч.4 комментируемой статьи, о запрете на расторжение трудового договора, распространяется на:
— женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет;
— одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка (ребенка в возрасте до четырнадцати лет);
— других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;
— родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Относительно последнего пункта отметим, что данное положение было введено в комментируемую статью после признания КС РФ положения ч.4 ст. 261 ТК РФ в предыдущей редакции не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключало возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

С вышеуказанными лицами расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением следующих случаев:
— ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
— неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
— однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;
— совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
— непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о доходах, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;
— совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
— однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
— представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;
— достижения предельного возраста для замещения соответствующей должности.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 года N 1 отмечается, что при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренной ч.4 комментируемой статьи, судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях. Указанная гарантия распространяется в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.

Другой комментарий к ст. 261 ТК РФ

1. Гарантии беременным женщинам при расторжении трудового договора заключаются в запрете их увольнения по инициативе работодателя и в специальном порядке увольнения в случае истечения срочного трудового договора. Как указано в Постановлении КС РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П, такого рода повышенная защита предоставляется беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, она обусловлена необходимостью предотвращения возможных дискриминационных действий недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем предоставления установленных законодательством в связи с материнством гарантий и льгот, а также трудностями поиска работы, с которыми сталкивается беременная женщина.

2. Часть 1 комментируемой статьи запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя. Запрет на увольнение беременных женщин распространяется на все основания увольнения по инициативе работодателя, как указанные в ст. 81 ТК, так и содержащиеся в иных статьях ТК или других федеральных законах (см. комментарий к ст. 81 ТК). Например, в силу ТК невозможно увольнение беременной женщины в связи с неудовлетворительными результатами испытания (ст. 71), по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества (ст. 278), при приеме на работу работника, для которого эта работа будет основной (ст. 288), по основаниям, связанным с инициативой работодателя, установленным для педагогических работников (ст. 336) и для работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (ст. 341), по дополнительным основаниям, связанным с инициативой работодателя и указанным в трудовом договоре с работодателем — физическим лицом (ст. 307), при надомной работе (ст. 312) и работе в религиозной организации (ст. 347).

По сложившейся практике увольнение беременной женщин по инициативе работодателя невозможно независимо от того, было ли работодателю известно о факте беременности. Восстановлению на работе подлежит также и женщина, бывшая беременной в момент увольнения, если к моменту рассмотрения спора о восстановлении на работе беременность не сохранилась.

Увольнение беременной женщины по инициативе работодателя возможно только при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными, имеют право на пособие по беременности и родам (см. ст. 256 ТК и комментарий к ней).

Увольнение беременной женщины по иным основаниям, не связанным с инициативой работодателя, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора (ст. 83 ТК), и при нарушении правил приема на работу (ст. 84 ТК) производится в общем порядке.

3. При истечении срочного трудового договора в период беременности по письменному заявлению женщины срок действия трудового договора должен быть продлен до окончания беременности.

Продленный таким образом трудовой договор в силу прямого указания закона не перестает быть срочным. Женщине при этом предоставляются все те льготы, на которые она имеет право в связи с беременностью, в том числе и право на перевод на другую работу и на освобождение от работы с сохранением среднего заработка при невозможности такого перевода (см. ст. 254 ТК и комментарий к ней).

При подаче письменного заявления о продлении срока действия трудового договора женщина должна представить медицинскую справку, подтверждающую ее беременность. В дальнейшем подобная справка должна предоставляться по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца. Форма справки не установлена и может быть произвольной.

В случае если женщина после окончания беременности продолжает работать, работодатель имеет право расторгнуть с ней трудовой договор в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. Основанием прекращения трудового договора в этом случае будет п. 2 ст. 77 ТК. Следует признать, что этот порядок отличается от общего порядка прекращения срочного трудового договора, установленного п. 2 ст. 77 ТК, в соответствии с которым трудовой договор в связи с истечением его срока не может быть прекращен в том случае, если трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Прекращение срочного трудового договора в связи с этим правилом должно было иметь место в момент истечения срока его действия. В данном же случае срок действия трудового договора истек с прекращением беременности. Вместе с тем норму ч. 2 ст. 261 ТК следует считать правомерной, рассматривая ее как частный случай прекращения срочного трудового договора.

Продление срочного трудового договора с беременной женщиной по ее заявлению оформляется приказом. При отсутствии заявления срочный трудовой договор не продлевается, однако целесообразно разъяснить беременной женщине ее права.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило о возможности увольнения беременной женщины в связи с истечением срока трудового договора, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно перевести женщину с ее согласия на другую работу, которую она может выполнять с учетом состояния ее здоровья.

Порядок увольнения в этом случае связан с соблюдением следующих правил:
а) женщине должна предлагаться не только работа или вакантная должность, соответствующая ее квалификации, но и нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа;
б) должны быть предложены все имеющиеся вакансии, отвечающие требованиям состояния здоровья;
в) должны быть предложены вакансии и работы, имеющиеся у работодателя в данной местности; вакансии и работы, имеющиеся в другой местности, должны быть предложены в тех случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, соглашениями или трудовым договором.

5. Часть 4 комментируемой статьи была существенно расширена на основании Постановления КС РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П, признавшего, что при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, отцам в многодетных семьях, воспитывающих малолетних детей, также должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости выполнять уход за детьми и их воспитание и единственным кормильцем является отец.

В силу этого Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 188-ФЗ в ч. 4 ст. 261 ТК внесены изменения, распространившие гарантии при расторжении трудового договора:
а) на женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
б) одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет;
в) одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
г) других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;
д) родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
е) родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающих трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

6. Использование законодателем различных формулировок («имеющим ребенка» и «воспитывающим ребенка») означает, что указанными гарантиями пользуются все женщины, имеющие (т.е. родившие или усыновившие) ребенка в возрасте до трех лет, либо только те женщины и иные лица, которые воспитывают, т.е. осуществляют постоянный уход и содержание ребенка в возрасте до 14 (18) лет.

Следовательно, если ребенок в возрасте до трех лет проживает отдельно от матери, но мать не лишена родительских прав, она будет пользоваться гарантиями при увольнении. Если же ребенку больше трех лет, то гарантии будут предоставлены только при условии фактического воспитания ребенка.

Одинокой матерью является женщина, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери.

Органы записи актов гражданского состояния выдают в этом случае справку об основаниях внесения записи об отце ребенка, которая является основанием для предоставления всех льгот, связанных с одиноким материнством.
О понятии ребенка-инвалида см. ст. 262 ТК и комментарий к ней.
Иные лица, воспитывающие ребенка без матери, — это отцы, другие родственники, одинокие усыновители, а также опекуны и попечители.

7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи, как правило, не допускается. Возможно лишь увольнение по основаниям, связанным с виновным поведением работника либо исключающим продолжение работы. При этом увольнение по иным основаниям, не связанным с инициативой работодателя, возможно (см. также Определение ВС РФ от 15 марта 2013 г. N 46-КГ12-21).
При увольнении по всем указанным основаниям должны быть соблюдены правила процедуры увольнения (см. ст. ст. 81, 82, 178, 180 ТК и комментарий к ним).

8. Увольнение с работы беременной женщины по мотивам беременности или женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по мотивам, связанным с наличием ребенка, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 145 УК.

9. Лицам, воспитывающим детей, помимо указанных в комментируемой статье, при расторжении трудового договора предоставляются и иные гарантии.
Так, в соответствии со ст. 179 ТК при сокращении численности или штата работников организации при равной производительности труда и квалификации преимущественное право оставления на работе предоставляется семейным работникам при наличии двух и более иждивенцев и единственным кормильцам в семье. Как правило, в качестве иждивенцев таких лиц выступают именно их несовершеннолетние дети.

Консультации и комментарии юристов по закондательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.