Ст 238 коап рф

Рубрики Наша практика

Почему для привлечения по ст 238 УК РФ необходимо сначала привлечь по ст 12 5 КоАП?

ЗдравствуйтеВопрос:почему для привлечения по 238 УК РФ (например, при коммерческой перевозке пассажиров с неисправностью в авто) необходимо в начале привлечь к 12.5 КоАП? но ведь в УК прямо отсутствует необходимость административной преюдицииво всех приговорах, которые я изучил в начале было привлечение к адм. ответственности (12.5 КоАП), а потом уже к 238 УК РФС уважением

Ответы юристов (1)

​Для привлечения лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, необходимо в предусмотренных законом деяниях установить факт создания непосредственной опасности для жизни и здоровья населения. И это является основным критерием отграничения составов административного правонарушения и уголовного преступления. Однако среди сотрудников правоохранительных органов существует мнение о том, что находящиеся в продаже товары и продукты с просроченным сроком реализации в таком состоянии уже сами по себе не отвечают требованиям безопасности. Такая точка зрения представляется неверной, так как названные товары и продукты могут не соответствовать таким условиям и до истечения срока реализации (например, вследствие ненадлежащего хранения), но вместе с тем они могут отвечать требованиям безопасности и по истечении срока их реализации, поскольку по заключению соответствующих служб этот срок может быть продлен.​

Аналогичные ситуации при создании обвинения по уголовной статье на основании привлечения к административной статье.

Согласно нормам УК РФ установлена презумпция не виновности в связи с чем у сотрудников полиции возникают трудности с доказываетесь вины.

Из указанного примера выше видно, что неисправность авто не обязательно должно образовывать состав уголовного преступления в связи с различием в «умысла». При этом получается нарушение принципа назначения двойного наказание за одно преступление, для упрощения — за неисправные тормоза или за нарушение требований безопасности при оказании услуг.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ст 238 коап рф

Проблемы квалификации деяний по ст. 238 УК РФ
The Problem of Qualification of Deeds under Article 238 of the Criminal

Автор: Хромов Е. В. / Author: Khromov Y. Y.

На основе уголовных дел, рассмотренных судами, в работе сделан вывод о не- однозначности подхода правоохранительных органов и судов к квалификации деяний по ст. 238 УК РФ. В целях устранения выявленных противоречий в правоприменительной практике автором определены признаки товаров (работ, услуг), не отвечающих требо- ваниям безопасности жизни и здоровья потребителей в рамках анализируемой нормы. В ходе исследования уточнены признаки субъекта преступления. В статье 238 УК РФ пред- усматривается уголовная ответственность за сбыт товаров (работ, услуг), не отвеча- ющих требованиям безопасности потребителей, а не приобретателей. В результате за рамками уголовно-правовой охраны анализируемой нормы находятся факты сбыта то- варов (работ, услуг) иным лицам, не являющимся в силу закона потребителями. Автором обоснованы критерии разграничения преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, со смежными составами (ст. 109, 118, 293 УК РФ) и административными деликтами (ст. 6.3, 14.43 КоАП РФ).

On the basis of criminal cases considered by the courts, the author makes a conclusion about the ambiguity of the approach of law-enforcement bodies and courts for the qualification of deeds under Article 238 of the Criminal Code of the RF. In order to resolve these contradictions in the law-enforcement practice, the author identifies the features of goods (works, services) that do not meet the requirements of safety of life and health of consumers, in the framework of the analyzed norms. The study refines the features of the subject of crimes. Art. 238 of the Criminal Code of the Russian Federation provides for criminal liability for the sale of goods (works, services) that do not meet the safety requirements of consumers, rather than purchasers. As a result, the framework for the criminal legal protection of the analyzed norms covers the facts of distribution of goods (works, services) to other persons who cannot be considered consumers under the law. The author justifies the criteria for differentiation of a crime under Art. 238 of the Criminal Code from adjacent structures (Arts. 109.118, 293 of the Criminal Code) and administrative delicts (Art. 6.3, 14.43 of the Administrative Offenses Code of the Russian Federation).

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1863

Проблемные вопросы, возникающие при применении ст. 238 УК РФ в случаях оказания услуг водным транспортом (Куликова О.Н.)

Дата размещения статьи: 06.07.2016

Анализ действующего законодательства, следственной и судебной практики показал, что применение мер ответственности по фактам оказания услуг водным транспортом характеризуется отсутствием четкого единообразия. В связи с этим на практике очень часто возникают вопросы о правильном применении положений ст. 238 УК РФ при оказании услуг водным транспортом.
Значительное количество приговоров, вступивших в законную силу и проанализированных нами, постановлены судами в особом порядке, при согласии подсудимых с предъявленным обвинением, что в настоящее время в полной мере не позволяет сделать окончательный вывод о сформировавшейся практике. Однако в данной статье мы попробуем отразить те проблемные моменты, с которыми сталкивается следователь при расследовании преступлений об оказании услуг водным транспортом и которые, как мы полагаем, необходимо устранять путем усовершенствования законодательства и судебной практики.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, в случае предоставления услуг по перевозке граждан, исходя из диспозиции данной статьи, может быть лицо, являющееся собственником или руководителем коммерческой организации, индивидуальным предпринимателем, достигшее возраста 16 лет, оказавшее указанные услуги.
Анализ практики рассмотрения уголовных дел судами субъектов РФ показал , что к уголовной ответственности в качестве субъектов преступления привлекались лица, обязанные принимать меры по обеспечению безопасности плавания судна (капитаны, механики — сменные капитаны), либо не обладающие правом управления судном. Данные лица с целью извлечения прибыли, без специального разрешения (лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом) оказывали платные услуги по переправе пассажиров и автомобильной техники через реки путем эксплуатации теплоходов и барж-площадок, которые не были зарегистрированы в установленном порядке.
———————————
Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ: www.cdep.ru.

Все это свидетельствует о том, что зачастую, оказывая услуги водным транспортом, судовладелец старается максимально использовать судно за время навигации с целью извлечения прибыли. Достаточно в этом случае привести пример трагедии, произошедшей в 2011 г. с теплоходом «Булгария» на Куйбышевском водохранилище, в Республике Татарстан, унесшей жизни 122 человек.
Однако в ряде регионов судебная практика складывается по-разному. Так, в Самарской области, лицо, которое может быть субъектом указанного преступления, должно обладать какими-либо организационно-правовыми формами деятельности, то есть заниматься этим профессионально либо не быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, но заниматься этим систематически с целью извлечения прибыли. В связи с этим для привлечения к уголовной ответственности лица, оказывающего услуги по перевозке, не отвечающей требованиям безопасности, оно должно быть неоднократно привлечено к административной ответственности по ст. 11.8 или ст. 11.10 КоАП РФ.
Основным вопросом при расследовании рассматриваемых преступлений является определение критерия требований безопасности жизни и здоровья потребителей. Уголовное законодательство не дает конкретного определения работ или услуг (при отсутствии последствий), не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Вместе с тем отсутствие лицензии на осуществление перевозок, непрохождение обязательного очередного технического и классификационного освидетельствования, отсутствие договоров на диспетчерское регулирование не могут являться единственными доказательствами оказания услуг, создающих опасность для жизни или здоровья потребителей.
Уровень безопасности оказанных услуг должен определяться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств дела в совокупности с отсутствием спасательных средств на судне, нарушением норм пассажировместимости и т.д. Исследование указанных вопросов должно иметь комплексный характер . В каждом конкретном случае необходимо устанавливать нарушения требований безопасности, которые влекут реальную угрозу жизни или здоровья потребителей.
———————————
Суденко В.Е. Проблемы квалификации транспортных преступлений // Транспортное право. 2012. N 3. С. 43 — 44.

Так, приговором Калининского районного суда г. Уфы от 29.11.2012 гр. Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. Управляя маломерным судном, он осуществил на возмездной основе перевозку через фарватер реки Уфа в районе переправы 15 пассажиров. При этом на судне в нарушение «Норм оснащений маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности», утвержденных ГИМС МЧС России и Правил РФ речного регистра, утвержденного Минтрансом России 31.12.2008, отсутствовали индивидуальные спасательные и противопожарные средства, а именно: спасательные жилеты по количеству пассажиров, весла, электрофонарь, черпак плавающий, якорь, якорный канат, швартовочно-буксировочный канат, медицинская аптечка, огнетушитель, что повлекло, по мнению суда, угрозу жизни и здоровью пассажиров, находившихся в указанном маломерном судне.
Также приговором Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 07.12.2012 гр. П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. П., состоящий в должности механика — сменного капитана теплохода «Волевой», в нарушение норм пассажировместимости, при отсутствии спасательных жилетов на каждого пассажира оказал услуги по паромной переправе через реку Кама 85 пассажирам, взяв при этом на судно 3 автобуса.
Аналогичные приговоры, в которых акцентировалось внимание на отсутствие спасательных средств и нарушение норм пассажировместимости, состоялись в Пермском крае и Сахалинской области.
Анализ диспозиции ст. 238 УК РФ и ст. 11.10 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что разграничение уголовной и административной ответственности, предусмотренных указанными нормами права, осуществляется в зависимости от наступивших последствий.
Состав указанного административного правонарушения является материальным. Для наступления административной ответственности по указанной статье необходимо и достаточно допустить нарушения, указанные в ст. 11.10 КоАП РФ. При этом наступления каких-либо последствий для административной ответственности не требуется. В случае же с наступлением уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, помимо нарушения норм права, регламентирующих обеспечение безопасного предоставления услуг, требуется наступление последствий в виде реальной угрозы безопасности потребителей.
Таким образом, для оптимального подхода к решению возникающих проблем в практике расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 238 УК РФ, следует принимать во внимание сложившуюся следственную и судебную практику в ряде субъектов РФ, а также необходимость внесения изменений в федеральные законы. Это позволит повысить качество жизни российских граждан, что является одним из условий обеспечения доступности высококачественных и безопасных товаров и услуг согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537.
———————————
Скрынник А.М. Проблемы и перспективы подготовки (переподготовки) кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности за обеспечением транспортной (морской) безопасности // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 21 — 24.
СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Литература

1. Суденко В.Е. Проблемы квалификации транспортных преступлений // Транспортное право. 2012. N 3. С. 43 — 44.
2. Скрынник А.М. Проблемы и перспективы подготовки (переподготовки) кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности за обеспечением транспортной (морской) безопасности // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 21 — 24.

Комментарии к СТ 14.4 КоАП РФ

Статья 14.4 КоАП РФ. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил

Комментарий к статье 14.4 КоАП РФ:

1. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются путем осуществления технического регулирования в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»), а также путем установления санитарных правил в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Введенный Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.) правовой механизм стандартизации претерпел принципиальные изменения по сравнению с ранее действовавшим порядком. Так, если ч. 2 ст. 7 утратившего силу Закона РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» предусматривала, что требования, установленные государственными стандартами, являются обязательными, то ст. ст. 2 и 12 указанного Федерального закона провозглашают принцип добровольного применения стандартов. Ныне обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами, т.е. документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а также ратифицированными международными договорами.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных законом особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственные стандарты, установленные нормативными правовыми актами Госстандарта России в соответствии с ранее действующим законодательством, продолжают действовать только в части, касающейся обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Таким образом, впредь до вступления в силу технических регламентов и приведения ч. 1 комментируемой статьи в соответствие с указанным Федеральным законом привлечение к административной ответственности возможно только с учетом положений нового Федерального закона.

3. Санитарные правила, действующие в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Нарушение указанных, а также других санитарных правил, действующих в сфере торговли, выполнения работ, а также оказания услуг, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. Кроме того, административная ответственность в соответствии с ч. 2 наступает за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата.

4. При решении вопросов об ответственности за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, следует иметь в виду положения Федерального закона «О техническом регулировании». На основании ст. 2 указанного Закона под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; под декларацией о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Из ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О техническом регулировании» следует, что декларирование соответствия и обязательная сертификация являются формами обязательного подтверждения соответствия. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (с изм. и доп.) отменена обязательная сертификация ряда продукции, в том числе пищевой.

Декларирование соответствия (ст. 24 упомянутого Закона) осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Заявителями могут быть зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителем или продавцом либо выполняющие функции иностранного изготовителя.

Законом определены реквизиты декларации, а также сертификата. Установлено, что срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации) на основании договора с заявителем.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается Росстандартом.

На основании ст. 27 упомянутого Федерального закона продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке.

Следует иметь в виду, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов система сертификации, сложившаяся в период действия Закона РФ «О сертификации», продолжает свое существование с учетом положений ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» (см. п. 2 настоящего комментария).

5. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.

6. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, следует отличать от других случаев нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (см. комментарий к ст. 19.19). Кроме того, самостоятельный состав административного правонарушения образует производство и оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (см. комментарий к ст. 6.14).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. ст. 23.13; 23.49). При этом в случае, если должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о данных административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять также должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

8. Следует отметить, что УК РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238). Отграничение административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, от таких преступлений связано с наступлением общественно опасных последствий. Необходимо также учитывать, что привлечение к уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение соответствующее юридическое лицо (см. комментарий к ч. 3 ст. 2.1).

Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна

СТ 7.18 КоАП РФ

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предметом правонарушения являются правила хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правила производства продуктов переработки зерна. Зерно — национальное достояние России, один из основных факторов устойчивости экономики, имеет важнейшее значение в удовлетворении продовольственных потребностей населения, обеспечении животноводства кормами. В государственном резерве необходимо иметь значительное количество зерна и зернопродуктов соответствующего качества. С учетом этого создаются федеральный и региональные фонды зерна.

Удовлетворение потребностей государства в продовольственном, фуражном и семенном зерне регулируется рядом федеральных нормативных правовых актов, в том числе Законом РФ от 14.05.1993 N 4973-1 «О зерне», Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1447 «Об утверждении Порядка представления декларации рационального использования зерна».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2005 N 478 «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» деятельность в указанной области (подтверждение соответствия качества перечисленной продукции установленным требованиям, включая выдачу сертификатов качества и безопасности продукции) осуществляют аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки либо правил производства продуктов переработки зерна.

Правила хранения зерна, его транспортировки, переработки состоят из соответствующих государственных стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов.

В случаях, когда нарушение вышеуказанных правил приводит к тому, что зерно или продукты его переработки становятся опасными для здоровья и жизни людей, необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». За реализацию такой продукции населению виновные лица (в зависимости от обстоятельств и последствий) должны нести административную ответственность по ст. 14.4 КоАП РФ или уголовную ответственность по ст. 238 УК РФ.

В целях обеспечения рационального использования зерна и продуктов его переработки Правительство РФ утвердило форму специальной декларации, порядок ее представления в уполномоченный орган.

Порядок закупки и поставки зерна и продуктов его переработки в соответствующие фонды определяется Правительством РФ и администрацией субъектов РФ.

Составы рассматриваемых административных правонарушений носят формальный характер, поскольку не требуют причинения реального вреда.

Если в результате нарушения правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки причинен существенный ущерб организациям или гражданам, должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за халатность по ст. 293 УК РФ.

3. С субъективной стороны правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъектами правонарушения являются граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица и приравненные к ним работники коммерческих организаций, выполняющие управленческие функции, а также юридические лица, осуществляющие закупку зерна и продуктов, их переработку, хранение и использование.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела данной категории рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15 КоАП РФ).