Ст 21 коап рф комментарий

Рубрики Вопрос юристу

Статья 21.6 КоАП РФ. Уклонение от медицинского обследования (действующая редакция)

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 21.6 КоАП РФ

1. В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу (см. также п. 3 комментария к ст. 21.2).

Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 696).

2. Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования.

Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления.

3. В соответствии с п. 9 Положения о воинском учете комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:

военный комиссар района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования (далее — военный комиссар) либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

К ведению указанной комиссии отнесена организация медицинского освидетельствования граждан в целях определения их годности к военной службе по состоянию здоровья.

4. Неявка гражданина без уважительной причины на заседание указанной комиссии для организации медицинского освидетельствования в срок, указанный в повестке военного комиссара, либо неявка в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Об уважительных причинах неявки см. п. 3 комментария к ст. 21.5.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются военными комиссарами (см. п. 5 комментария к ст. 21.1).

Ст 21 коап рф комментарий

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 2.1 КоАП РФ , судебная практика применения

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено ( статья 2.4 КоАП РФ ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности… См. п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ст 21 коап рф комментарий

“Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
“Об особо охраняемых природных территориях”

ДОПОЛНЕНИЕ К ПОСТАТЕЙНОМУ КОММЕНТАРИЮ

Необходимость дополнить настоящий постатейный комментарий к Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” обусловлена введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (“Российская газета”, 31.12.2001 г.) и утратой силы с того же дня ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Настоящее дополнение включает комментарии к двум статьям Федерального закона.

Статья 34. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) наделяет ряд должностных лиц (в том числе и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков) определенными правами, необходимыми для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а именно:

Осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2. КоАП РФ). То есть госинспекторы вправе доставить нарушителя в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось.

Проведение личного досмотра и досмотра вещей(ст. 27.7. КоАП РФ). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях — при наличии достаточных оснований полагать, что при нарушителе находятся оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, — личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены и без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.7. КоАП РФ.

Произведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8. КоАП РФ). Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О произведенном осмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.8. КоАП РФ.

Осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9. КоАП РФ). Досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.9. КоАП РФ.

Изъятие вещей и документов (ст. 27.10. КоАП РФ). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.10. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.7. КоАП РФ изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, а также другие носители информации.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14. КоАП РФ), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости — и пользоваться) ими. Эта мера применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.14. КоАП РФ.

Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ. Помимо этого п. 33 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:

  • о неповиновении законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ);
  • о невыполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ);
  • о непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ);
  • о непредставлении сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7. КоАП РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что дела о вышеперечисленных административных правонарушениях рассматриваются судьями (см. также п. 3 комментария к настоящей статье).

2. Ст. 23.25. КоАП РФ устанавливает право главных государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместителей рассматривать дела о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных ст. 8.39. КоАП РФ.

3. Согласно ст. 29.6. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Согласно же ст. 4.5. данного Кодекса, постановление по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения сроки давности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 23.1. КоАП РФ главные госинспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители вправе передавать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39. КоАП РФ, на рассмотрение судье. Делать это имеет смысл в случаях, когда целесообразно применение административного наказания в виде конфискации орудий или предметов правонарушения, поскольку конфискация может быть назначена только судьей. При этом передача дела должна быть оформлена определением, вынесенным в соответствии с требованиями ст. 29.4. (п. 5, ч. 1) и ст. 29.12. КоАП РФ.

5. В соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. При неуплате штрафа в этот срок копия постановления направляется соответствующим должностным лицом заповедника или национального парка:

  • в отношении физического лица — в организацию, в которой привлеченное к ответственности лицо работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
  • в отношении юридического лица — в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.

В случаях, если соответствующее физическое лицо не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его доходов невозможно, а также в случаях отсутствия денежных средств на счетах соответствующего юридического лица постановление о наложении штрафа направляется должностным лицом заповедника или национального парка, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения в установленном порядке взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу.

Статья 36. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

1. П. 1 ст. 36 признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. согласно ст. 2 Федерального закона “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” № 196-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (“Российская газета”, 31.12.2001 г.).

2. С 1 июля 2002 г. административная ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях устанавливается ст. 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой”.

Таким образом, по сравнению с п. 1 ст. 36 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”:

  • максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо — нарушителя законодательства об особо охраняемых природных территорий, уменьшен вдвое;
  • минимальный размер штрафа, налагаемого на гражданина, увеличен в пять раз, а на должностное лицо — более чем в три раза;
  • установлена административная ответственность юридических лиц.

3. Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии же с ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое (в том числе — должностное) лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

4. Согласно ст. 3.7. КоАП РФ, конфискация назначается судьей. При этом конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Согласно этой же статье, не является конфискациейизъятие из незаконного владения лица орудия или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В качестве таковых орудий и иных предметов следует рассматривать, например, изъятое оружие в отсутствие у владельцев соответствующих разрешений (лицензий) на его хранение и ношение, орудия рыбной ловли, запрещенные к использованию в данной местности действующими правилами рыболовства, незаконно добытую продукцию охоты, рыболовства или лесопользования. При этом согласно ст. 29.10. КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, если в отношении их не применено наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

5. Принятый Кодекс значительно расширил и детализировал понятие “должностное лицо”. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо не надлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В этой же статье сказано, что под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

6. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, работники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за нарушение законодательства об охране окружающей среды несут административную ответственность на общих основаниях (ранее такое правило действовало лишь в отношении нарушений правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов). При этом административный штраф не может быть наложен лишь на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

7. В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае согласно ст. 29.9. КоАП РФ, по результатам рассмотрения выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

8. Согласно ст. 2.7. КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный.

9. Согласно ст. 2.8. КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать характер и противоправность своих действий вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

10. В соответствии со ст. 31.1. постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • после истечения срока, установленного для его обжалования (если оно не было обжаловано или опротестовано);
  • после истечения срока для обжалования решения по жалобе или протесту (если оно не было обжаловано или опротестовано);
  • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе или протесту.

11. Согласно ст. 31.9. КоАП РФ, постановление о назначении административного взыскания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (ранее не подлежало исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения). При этом течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления. Истечение срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества и доходов, на которые может быть обращено административное взыскание.

12. Следует отметить, что дела о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных ст. 8.39. КоАП РФ, помимо главных государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместителей (ст. 23.25. КоАП РФ) вправе рассматривать должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29. КоАП РФ), а именно:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы и его заместители;

2) старшие государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы;

3) государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы;

4) главные государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности и их заместители;

5) старшие государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы и их заместители;

8) старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы;

9) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы;

10) главные государственные инспекторы по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспекторы по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

13. Следует отметить, что КоАП РФ по сравнению с ранее действовавшим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (с учетом требований Закона Российской Федерации “О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях”) повысил минимальный размер административного штрафа, налагаемого за нарушения правил пожарной безопасности в лесах на физических лиц в 40 (!) раз. Согласно ст.8.32. КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Дела о нарушениях, предусмотренных ст. 8.32. КоАП РФ, рассматриваются согласно ст. 23.24. КоАП РФ органами, уполномоченными в области использования, охраны и защиты лесного фонда, причем от имени этих органов данные дела рассматриваться следующими категориями государственных инспекторов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов:

  • главным государственным инспектором Российской Федерации и его заместителями;
  • главными государственными инспекторами в субъектах Российской Федерации и их заместителями;
  • старшими государственными инспекторами Российской Федерации;
  • старшими государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов (таковыми являются только директора лесхозов).

Государственные инспекторы в зоне деятельности лесхозов (главные лесничие, лесничие и др.) не вправе самостоятельно рассматривать дела о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах в силу требования ч. 3 ст. 23.24. КоАП РФ (размер штрафа, налагаемый вышеупомянутыми должностными лицами, не может превышать три минимальных размера оплаты труда (далее — МРОТ), тогда как ст.8.32. предусматривает наложение штрафа не менее 10 МРОТ. По этой же причине в отношении нарушителей правил пожарной безопасности в лесах, согласно статье 28.6. КоАП РФ, не допускается практика взимания административного штрафа на месте совершения нарушения.

Эффективность предстоящей практики наложения штрафов на граждан, нарушивших правила пожарной безопасности в лесах, размером не менее тысячи (!) рублей (причем с соблюдением всех требований КоАП РФ в части производства по делам об административных правонарушениях) не может не вызывать сомнений (в том числе в части возможности взыскания штрафных сумм). В этой связи необходимо иметь в виду, что ст. 8.39. КоАП РФ позволяет главным госинспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков при рассмотрении дел о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон налагать на нарушителей штраф все же меньшего размера — не менее 5 МРОТ, что во многих случаях будет в большей степени отвечать здравому смыслу.

14. Следует особо отметить, что вопрос о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности должен решаться в строгом соответствии с требованиями ст. 1.5. КоАП РФ:

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица”.

В частности, в связи с требованиями настоящей статьи соответствующая графа в бланке протокола об административном правонарушении не должна именоваться “Сведения о личности нарушителя” (как было ранее), а излагается в редакции: “Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении”.