Списание основных средств особо ценных

Рубрики Наша практика

Какими проводками осуществляется выбытие объекта основных средств из состава особо ценного имущества в состав иного движимого имущества и, наоборот, в связи с допущенной ошибкой в бюджетном учреждении, не используя КОСГУ 172 (оснований учитывать объект, который необходимо переместить в состав иного движимого имущества, в составе ОЦДИ у учреждения не было, а на те объекты, которые следует переместить в состав ОЦДИ, есть распоряжение)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в связи с допущенной ошибкой можно отразить с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Обоснование вывода:
В соответствии c п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ к особо ценному движимому имуществу (далее — ОЦДИ) относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Конкретный порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее — Постановление N 538). При этом перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления N 538).
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Поэтому, несмотря на то, что в бухгалтерском учете бюджетного учреждения допущена ошибка и оснований для отнесения в состав ОЦДИ объектов основных средств не было, учреждению рекомендуется уведомить учредителя о перемещении основных средств из состава особо ценного движимого имущества.
Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении отражается в учете с указанием в 24-26 разрядах номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 2.3 Приложения N 6 к приказу Минфина России от 16.11.2016 N 209н). При отражении операций по перемещению объектов основных средств между группами и (или) видами имущества счет 0 101 00 000 корреспондирует со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Однако применение счета 0 401 10 172 для учета таких операций возможно только в случае, когда перемещение обусловлено изменениями характеристик объекта согласно изменившимся условиям хозяйственной деятельности, например:
— изменение ОКОФ при переводе помещения из категории «жилое» в «нежилое» в соответствии с решением уполномоченного органа;
— выбытие объекта из состава особо ценного движимого имущества в состав иного движимого имущества в связи с изменением характера деятельности учреждения, требований по отнесению объектов в состав ОЦДИ и т.п.
Так, если учредителем был изменен порядок включения видов объектов в состав ОЦДИ, то в таком случае речь не идет об ошибке. В данной ситуации можно говорить об изменении ранее установленного порядка и критериев отнесения имущества в состав ОЦДИ. При этом в целях отражения в бухгалтерском учете перемещения объектов нефинансовых активов между группами необходимо руководствоваться прямой нормой п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), и применять следующие записи:
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 3Х 310
— отражено выбытие основного средства из состава иного движимого имущества по причине изменения критериев отнесения к ОЦДИ;
Дебет 0 104 3Х 410 Кредит 0 401 10 172
— списана начисленная амортизация на объект, учтенный в составе иного движимого имущества;
Дебет 0 101 2Х 310 Кредит 0 401 10 172
— одновременно принято на учет основное средство в составе ОЦДИ;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 104 2Х 410
— одновременно отражена сумма амортизации по данному объекту в размере ранее списанной.
В случае если перемещение между группами и (или) видами имущества обусловлено необходимостью исправления ранее допущенной ошибки, то оформлять передвижку в учете необходимо иначе. Отметим, что Инструкцией N 174н бухгалтерские записи для отражения таких операций пока не предусмотрены.
В подобных ситуациях бюджетное учреждение может использовать счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Однако предложенный порядок учета хозяйственных операций по перемещению имущества между группами и (или) видами с применением счета 0 304 06 000 следует закрепить в своей учетной политике в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
Таким образом, перемещение, основного средства из состава ОЦДИ в состав иного движимого имущества в связи с ранее допущенной ошибкой в классификации объекта можно отразить на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 0 101 2Х 310 Кредит 0 304 06 730
— способом «Красное сторно» отражено выбытие основного средства из состава ОЦДИ;
Дебет 0 104 2Х 410 Кредит 0 401 10 172
— списана ранее начисленная амортизация на объект, учитываемый в составе ОЦДИ;
Дебет 0 101 3Х 310 Кредит 0 304 06 730
— отражено принятие объекта в составе иного движимого имущества
;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 104 3Х 410
— начислена амортизация в размере списанной на основное средство, принятое в составе иного движимого имущества.
Бухгалтерские записи по перемещению объектов основных средств из состава иного движимого имущества в состав ОЦДИ в связи с допущенной ошибкой можно отражать по аналогии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Дата размещения статьи: 25.07.2015

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
— движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, — казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, — казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
— движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — указанными учреждениями самостоятельно;
— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, — указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
— непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
— выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
— утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
— невозможность установления их местонахождения;
— иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб
. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
— обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
— приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
— направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
— надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н «Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
— надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
— надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
— надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
— надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
— списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;
— в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
— в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
— акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
— об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
— об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
— о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
— о воз
можности использования составных частей и об их оценке;
— о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
— акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
— в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
— сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
— сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
— иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
— информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
— информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
— предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
— информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
— предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
— предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н «О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями» утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
— копии инвентарных карточек;
— копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
— заверенную копию паспорта транспортного средства;
— заверенную копию свидетельства о регистрации транспор
тного средства;
— заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
— заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
— сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
— копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
— копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
— копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
— выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
— актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
— письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок «в течение одного месяца». В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель — государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
— письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении о
сновных средств;
— письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
— список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
— в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
— в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
— письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке «Причина списания» указывается «Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)». Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом — актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются с
оответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
— вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
— вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
— списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

1 6 . 05.12 Учет основных средств: как избежать ошибок

В статье рассмотрен ряд нарушений норм законодательства о бухгалтерском учете, допущенных бухгалтерами в учете основных средств. Надеемся, благодаря ей вы сможете избежать ошибок в своем учете. Материал представлен в форме «вопрос – ответ».

Прежде всего хотелось бы сказать несколько слов об ответственности, которая предусмотрена за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение:

  • сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Таким образом, если действия бухгалтера не приводят к искажению строк форм бухгалтерской отчетности или сумм начисленных налогов более чем на 10%, применить положения ст. 15.11 КоАП РФ нельзя. В этом случае к бухгалтеру, допустившему нарушение, можно применить дисциплинарное взыскание.

Согласно нормам ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3. увольнение по соответствующим основаниям.

А теперь поговорим непосредственно о нарушениях.

Ошибки в формировании стоимости основного средства

Как поступить, если в ходе проверки установлено, что первоначальная стоимость основного средства была неправильно сформирована?

Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости.

Согласно нормам п. 47 Инструкции № 157н [1] в целях определения первоначальной стоимости объекта основных средств при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ в целях создания объекта основных средств по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

— таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (уступкой) имущественных прав правообладателя;

— суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

— затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;

— суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основных средств: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств.

Операции по поступлению объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если какие-то расходы не будут учтены в первоначальной стоимости основного средства, его первоначальная стоимость будет сформирована неправильно.

Учреждением в рамках приносящей доход деятельности приобретено 12 столов общей стоимостью 155 760 руб. (в том числе НДС – 23 760 руб.). По договору с транспортной организацией транспортные расходы по доставке столов составили 1 770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.). Расходы по сборке столов составили 3 540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.). Операции, совершаемые учреждением в рамках приносящей доход деятельности, освобождены от обложения НДС.

В бухгалтерском учете учреждения операции по формированию стоимости столов были отражены следующим образом:

Отражена стоимость столов согласно договору купли-продажи

Отражены транспортные расходы

Отражены расходы по сборке столов

Сформирована первоначальная стоимость основного средства

Транспортные расходы и затраты по сборке столов были ошибочно отнесены бухгалтером на общехозяйственные расходы, в результате первоначальная стоимость столов искажена на сумму 5 240 руб. (1 700 + 3 540). Исправление этой ошибки производится бухгалтером на основании бухгалтерской справки следующими бухгалтерскими записями:

Методом «красное сторно» произведены исправительные записи в части:

– сформированной стоимости основного средства

– начисления транспортных расходов

– начисления расходов по сборке столов

Отражено начисление транспортных расходов

Отражено начисление расходов по сборке столов

Сформирована первоначальная стоимость основного средства

Определение стоимости, полученных в ходе демонтажа материальных ценностей

Муниципальное бюджетное учреждение демонтировало основное средство (оно было приобретено за счет выделенных учредителем средств). В ходе проведения демонтажных работ были получены материальные ценности – запасные части. Их мы приняли к учету по условной стоимости, не подтвержденной документально. В нашей учетной политике определено, что полученные в результате демонтажа материальные запасы принимаются к учету по условной стоимости. Проверяющие утверждают, что такие материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости. В нормативных документах мы не нашли подобного требования. Правы ли проверяющие?

Инструкции № 157н, № 174н [2] , № 162н [3] не содержат информации об определении стоимости материальных ценностей, полученных в ходе демонтажа. Инструкция № 157н определяет правила установления стоимости материальных ценностей, полученных в результате дарения (п. 25 Инструкции № 157н). Конечно, имущество, полученное в результате демонтажа, нельзя приравнять к имуществу, полученному по договору дарения. Однако, по нашему мнению, его стоимость следует определять исходя из рыночной стоимости аналогичных материальных ценностей. Как видно из примера, проверяющие придерживаются такой же точки зрения.

Руководствуясь нормами п. 25 Инструкции № 157н, можно установить, что фактической стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением в ходе проведения демонтажных работ, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного в ходе демонтажа, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов на добровольных началах) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В силу того что требования об определении стоимости материальных ценностей, полученных в ходе демонтажа, по рыночной стоимости в Инструкции № 157н не содержится, проверяющие, по нашему мнению, не могут факт установления цены таких объектов по условной стоимости посчитать за нарушение норм законодательства.

В вашем случае, поскольку демонтировалось имущество, приобретенное за счет средств учредителя, стоимость материальных запасов, выявленных при демонтаже, не участвует в определении налога на прибыль. В то же время неверное определение стоимости полученных в ходе демонтажа материальных ценностей может привести к искажению налога на прибыль (если демонтируемые основные средства были приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности) и, как следствие, к штрафным санкциям.

Заметим, что в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных при демонтаже или разборке во время ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств материалов или иного имущества признаются внереализационными и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Оценка доходов в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации основных средств, в целях налогообложения прибыли может быть произведена на основании п. 5, 6 ст. 274 НК РФ исходя из их рыночной стоимости.

В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признается внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества.

Использование объекта недвижимости без свидетельства о регистрации

В нашем учреждении объекты недвижимости, на которые не выдано свидетельство о регистрации, учтены в составе основных средств, по ним начисляется амортизация. Проверяющие классифицировали данный факт как нарушение норм законодательства о бухгалтерском учете. Правы ли они?

Согласно нормам п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

На основании п. 92 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта недвижимого имущества по факту государственной регистрации прав на него, предусмотренной законодательством РФ:

  • стоимостью до 40 000 руб. включительно – амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб. – амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Таким образом, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете объекты недвижимости принимаются к бухгалтерскому учету только после регистрации в порядке, установленном законодательством (получения свидетельства о регистрации). Следовательно, амортизация начисляется на объекты недвижимости после принятия их к учету. В целях исчисления налога на имущества такие действия бухгалтера тоже не будут иметь никаких негативных последствий. Согласно нормам ст. 374 НК РФ объектами налогообложения в части исчисления налога на прибыль для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Итак, основные средства, не отражаемые на счетах бухгалтерского учета, в налогооблагаемую базу при исчислении налога на имущество не включаются.

Согласование списания особо ценного движимого имущества

В ходе проверки было выявлено, что нашим федеральным бюджетным учреждением в 2011 году со счетов бухгалтерского учета было списано имущество, которое относится к категории особо ценного движимого имущества, без согласования с учредителем. Как нам исправить данную ситуацию?

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ и ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях [4] ).

В связи с этим списание (выбытие) особо ценного движимого имущества не может осуществляться учреждением самостоятельно (без согласования операции с собственником). Правила списания федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании имущества). Оно определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, за исключением:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также документов, включенных в Архивный фонд РФ и (или) национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, находящегося за пределами РФ.

При этом решение о списании федерального движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником, приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, либо приобретенного им за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, принимается учреждением самостоятельно.

На основании Положения о списании имущества министерства и ведомства (учредители) разрабатывают для подведомственных им учреждений свои положения, регламентирующие порядок согласования списания имущества. Для бюджетных учреждений, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, учредители разрабатывают свои акты, регламентирующие согласование списания имущества, находящегося в собственности субъекта или муниципального образования.

Анализ нормативных актов, регламентирующих согласование списания имущества, числящегося на балансе бюджетного учреждения, и сам порядок списания, позволил выделить основные этапы списания имущества, которые актуальны для всех бюджетных учреждений.

1. Постоянно действующая в учреждении комиссия (ее состав утверждается приказом (распоряжением) руководителя учреждения) по подготовке и принятию решения о списании имущества, числящегося на балансе учреждения:

а) осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;

в) устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания имущества;

г) подготавливает акт о списании имущества, форма которого зависит от вида списываемого имущества.

Форма акта о списании должна соответствовать виду списываемого имущества. В части объектов движимого имущества это:

– Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) – применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря;

– Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с приложением списков исключенных объектов.

д) формирует пакет документов, который нужно приложить в качестве подтверждения необходимости (целесообразности) списания имущества. Перечень таких документов утверждается органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

2. Акт о списании объекта имущества вместе с необходимым комплектом документов представляется на согласование учредителю. Рассмотрев комплект документов, учредитель разрешает списать имущество или отказывает в этом.

3. При получении разрешения на списание имущества бухгалтер на основании акта о списании делает запись по списанию имущества со счетов бухгалтерского учета.

В вашем случае можно порекомендовать договориться с учредителем и пройти все вышеописанные пункты «задним числом», подтвердив списание имущества по всем правилам.

Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Анализ результатов проверок в отношении правильности учета объектов основных средств показал, что самые распространенные виды ошибок и нарушений, допускаемых бухгалтерами при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, связаны с ошибочным определением срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и, соответственно, искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) (если имущество было приобретено и используется в приносящей доход деятельности) и финансовых результатов.

В Постановлении Правительства РФ от 1.01.2002 № 1 для каждой амортизационной группы основных средств указаны пределы сроков: например, для первой группы – от одного года до двух лет включительно; для второй группы – от двух лет до трех включительно и т. д. Конкретный срок использования имущества учреждение устанавливает самостоятельно.

Показатель амортизации отражает стоимость основных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета). Амортизация не может составлять свыше 100% стоимости амортизируемого объекта. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

В государственных (муниципальных) учреждениях сумма амортизации рассчитывается исходя из месячной нормы. Важно не допустить ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей минимальный срок – 25 месяцев, а максимальный – 36. В результате неправильного исчисления диапазона срока полезного использования для конкретной амортизационной группы будет искажена сумма ежемесячных амортизационных отчислений, а в случае если имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – сумма налога на прибыль.

[1] Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

[2] Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

[3] Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

[4] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».