Содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Рубрики Процессы

Умственное воспитание дошкольников

В содержание воспитательного процесса детей до­школьного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умствен­ного воспитания, необходимо глубоко знать закономер­ности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают психологи, педагоги, физиологи. Изучение возрастных возможностей умственного разви­тия детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познаватель­ных интересов, формирования наглядно-образного мыш­ления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяются со­держание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Основой умственного развития и воспитания ребен­ка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и

называть цвета, формируют у них представление об от­тенках, развивают способность при рассмотрении кар­тины видеть, как с помощью цвета достигается художе­ственная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удоволь­ствие от слушания музыки, рассматривания произведе­ний искусства. Сенсорное воспитание предполагает раз­витие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей зву­ковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощуще­ния, понимание эмоциональной ситуации при изложе­нии и пересказе событий из жизни и жизни литератур­ных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте устанавливаются простран­ственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстни­ками, особенно в разговорной речи.

Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности – умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холод­ный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспита­ния – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Для определения свойств и качеств предмета де­тей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направ­ленное на определение детьми формы, величины пред­мета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлага­ется внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шари­ки, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает воз­можность различать предметы по форме, цвету, каче­ствам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или назва­ния предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружаю­щей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспи­татель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализиру­ют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям млад­шей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств свя­зано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблю­дении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают воп­росы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья деревьев весной?», «Ка­кого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученным знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составную часть ум­ственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении ре­шаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формирование грамма­тического строя речи, развитие связной монологичес­кой и диалогической речи.

Речь является важнейшей формой общения детей со взрослыми и сверстниками, формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определен­ные просьбы, дает указания и т. п. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает форми­роваться диалогическая речь. Наиболее сложным ви­дом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе опре­деленное связное содержание.

В последние годы в дошкольных учреждениях осо­бое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впо-

следствии положительное влияние на грамотность ре­бенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при условии развития у детей слухового внимания, фоне­матического и речевого слуха. Для решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различ­ные игры как на специальных занятиях, так и в сво­бодной игровой деятельности. Это прежде всего зву­коподражание животным, потешки, скороговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогащается словарь воспитанников, идет его закреп­ление, уточнение, систематизация. Для этого использу­ются описания погоды, пересказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продол­жению сказки, придумывания ее окончания.

Работа по обогащению словаря связана с форми­рованием грамматического строя речи. Дети учатся правильно изменять слова по падежам, четко произно­сить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осуществляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать раз­личные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и формированию грамматического строя речи подготав­ливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правиль­ной. Учитывая особенности и сложности русского язы­ка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают специальные упражнения, включают в занятия с детьми дидактичес­кие игры, учат творческому пересказу сказки, расска­за. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был кра­сивым и правильным.

Особого внимания заслуживает работа в подгото­вительной группе детского сада, где ребята учатся членить предложения на слова, слова на слоги, на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложения из разрезной азбуки.

В связи с неравномерностью развития речи у каж­дого ребенка, работа воспитателя должна быть инди­видуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивиду­альные особенности ребенка – темп его речи, грам­матический строй, умение описывать в рассказе окру­жающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе общей де­ятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представ­лений и конструирование. Математическая подготов­ка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представлений, обу­чение решению и составлению простых математиче­ских задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в до­школьном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «толще». Все это понятия не просто способствуют развитию математического мыш­ления, но и формируют элементы логического мышле­ния, что очень важно для умственного развития и вос­питания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные мо­менты работы группы ребята учатся определять рас­положение предметов, направление, длину.

Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное вос­питание и развитие обязательно предполагает освое­ние математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специаль­ных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекоменду­ется сделать с детьми солнечные часы, а при знаком­стве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различ­ные геометрические головоломки, работу с конструк­торами.

В целом можно определить, что для умственного раз­вития используются самые разнообразные средства, ко­торые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его индивидуальной интеллектуальной деятельности.

Содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

1 сенсорное воспитание (развитие);

2 развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

3 становление речи.

4 воспитание любознательности, познавательных интересов.

5 формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

1Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

2Решая задачу развития мыслительных операций необходимо учить детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предложений. Важно развивать у детей творческое воображение, нужно побуждать ребёнка к поиску решения задачи, учить фантазировать.

3На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи.

4Решая задачу воспитания любознательности и познавательных интересов нужно знакомить детей со свойствами и качествами предметов, явлений действительности, учить находить между ними связи и отношения. Основа познавательного интересы – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребёнка отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деят-ти.

5Основу умственного воспитания составляет ознакомление с окружающим. Знания должны соответствовать принципам энциклопедичности и носить воспитывающий характер. Знания дети усваивают на занятиях и в повседневной жизни. Знания, которые дети приобретают самостоятельно должны уточнятся, систематизироваться и обобщаться. Усвоение систематизированных знаний развивает у ребёнка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создаёт важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе.

Умственное воспитание

Умственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия родителей или же просто взрослых на развитие умственных способностей детей, целью которого является передача знаний, способствующих разностороннему развитию и адаптации к жизни.

Умственное воспитание и в целом развитие детей дошкольного возраста имеют тесную взаимосвязь. Воспитание в большинстве случаев определяет и развитие, способствуя ему.

Особенно высокий темп умственного воспитания наблюдается у дошкольников. Поэтому необходимо обратить внимание на развитие детей в раннем возрасте. В результате длительных исследований, учёные установили, что именно в первые 2 года жизни дети живут так насыщенно, что у них наблюдается внушительный объём познавательной деятельности. В результате головной мозг увеличивается значительно, и его масса уже в 3 года составляет до 80% массы органа взрослого человека.

Особенности умственного воспитания детей

Умственное воспитание детей школьного возраста характеризуется своими особенностями. В виду того, что детский мозг страдает от недостатка получаемой информации, необходимо стараться восполнить ее объём. Однако, при этом очень важно не переусердствовать.

Многие родители довольно часто во время обучения своего отпрыска перегружают его чрезмерного объёма знаниями, пытаясь таким способом развить у него способности. При постоянной интенсивной нагрузке ребёнок обязательно достигнет высоких результатов, но при этом физические и психические затраты будут неизбежны. Поэтому стоит помнить одно простое правило: нельзя перегружать мозг ребёнка! Основной же функцией всего процесса умственного воспитания в младшем возрасте является формирование основы для познавательной деятельности, которая только поспособствует дальнейшему познанию окружающего мира.

Главной же особенностью умственного развития дошкольников является познание через образные формы: воображение, образное мышление и восприятие.

Дефекты, которые могут быть допущены в процессе умственного воспитания в школьном возрасте, довольно тяжело устранимы у детей старшего возраста. Зачастую, они оказывают негативное влияние на дальнейшее развитие личности. К примеру, если не уделять игре ребёнка с конструктором должного времени, то в результате он может иметь проблемы с пространственным воображением. В итоге ребёнок будет постоянно испытывать трудности при изучении геометрии, черчения.

Задачи умственного воспитания

Основными же задачами умственного воспитания ребёнка в первые годы его жизни являются:

Первое понятие предполагает развитие у детей образного мышления путём задействования тактильных ощущений. Как известно, любой малыш познает мир через прикосновения. Как только он увидит что-либо ему интересное, — сразу же тянет руки.

Мыслительная же деятельность является результатом познавательной. После того, как кроха познакомится с окружающими его вещами, он постепенно начинает узнавать тот или иной предмет путём ассоциации его образа со своими тактильными ощущениями. К примеру, при виде мягкой плюшевой игрушки на лице ребёнка сразу появляется радость, потому как он знает, что она приятная на ощупь.

Методы и средства умственного воспитания

Принято выделять методы и средства умственного воспитания. К средствам относятся:

  • игра;
  • конструктивная деятельность;
  • обучение;
  • труд;
  • изобразительная деятельность.

Методы довольно разнообразны и полностью зависят от возраста малыша и поставленных на данном этапе задач. Большинство из методик умственного воспитания детей предполагает подачу материала в игровой форме.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста стремительно формирует свою речь, накапливает определенный опыт и получает необходимые знания. Все это целенаправленное воздействие взрослого человека на малыша с целью вооружения его знаниями для развития и полной социальной адаптации в обществе. Умственное воспитание начинается практически с самого рождения, к трем годам мозг ребенка это 80% веса взрослого мозга. Именно это говорит о том, что дошкольный возраст самое время для воспитания умственных способностей малыша.

Но, воспитание ума заключается не только в получение ребенком максимального количества нужной информации о мире. Не менее важно выработать познавательную деятельность, включающую в себя умение обобщать, анализировать, оценивать и сравнивать.

Особенности умственного воспитания детей

Прогрессивный педагог считает оптимальным периодом воспитания умственных способностей возраст от 1 года и до 5 лет. Это говорят и многочисленные исследования. Особенность этого возраста в том, что в это время сознание ребенка работает определяющим образом. Восприятие, воображение, образное мышление, любознательность, стремление к познанию выполняет функцию умственного воспитания.

Задачи умственного развития и воспитания

Основная задача умственного воспитания и общего развития, это создание условий перехода к абстрактно-логическим формам мышления малыша с наглядных. Самым действенным способом считается предметно-практическая деятельность. Эта форма умственного воспитания основывается на осознание каждого отдельного предмета как вида. Например, дуб это не просто дерево, дуб это все то, что изготавливается из него. Ребенок должен построить ту линию, на которой будет переселяться все то, что может быть применимо к дубу. Как понятно в этом играют не последнюю роль родители, ведь от объяснения взрослых зависит, сможет ли малыш построить логическую цепочку.

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами умственного развития и воспитания называют способы достижения поставленной цели. Существует три способа — метода игровая, словесная и наглядная.

Наглядный метод. Это форма воспитания с помощью различных картинок, предметов и всего того что видит ребенок. Не случайно некоторые игровые наборы в виде кубиков имеют на себе наглядную информацию иногда совсем не подходящую для развития ребенка по возрасту, например кубики с английскими буквами для детей от 2 лет. Но такие кубики составят хорошую службу в задачи умственного развития и воспитания.

Как правило, для такой формы рекомендуется использовать материалы, которые ребенку не знакомы, например картинки с бегемотом, малыш получит нужную информацию, и когда он увидит бегемота живым в зоопарке, его мозг сработает, восстанавливая уже известную информацию о животном.

Словесные методы. Эта форма развития умственных способностей ребенка всегда применяется только с наглядной формой. Задача родителей объяснять каждую картинку, каждый предмет ребенку, причем объяснение должно быть полным включающим в себя мелкие подробности. Например, показывая машинку на картинке, нужно объяснить из чего состоит автомобиль. Конечно, необходимости в сложных словах нет, но о том, что машина имеет двери, капот, двигатель рассказать стоит. Так малыш получает максимальную информацию, и уже потом безошибочно сможет сказать, что двигатель автомобиля находится под капотом и показать где именно.

Педагоги настаивают на том, что на данный момент это самый действенный способ умственного воспитания дошкольника. Как вариант во время использования данного метода можно использовать различные настольные игры, которые не только помогут развить умственные способности, но и научат ребенка думать, умственный труд относится к самой важной по своей сути форме развития ума.

Практический метод. Данная форма воспитания ума, это формирование его знаний. Обычно практический метод используется перед поступлением ребенка в школу либо на первом году обучения. Эта форма воспитания основывается на понятиях малышом основных моментов всего того что его окружает. Так, например растения, он должен узнать, что с ними происходит зимой, весной — летом и осенью. Все это объясняется словесно без наглядных пособий.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя оценивать и рассматривать от психического развития малыша и его состояния в целом. От того, что интересно малышу, чем он увлечен от того что ребенку близко и следует отталкиваться подходя к этому вопросу. Цель воспитания и развития умственных способностей не только основы того что малыш видит, главное, чтобы ребенок научился анализировать свои действия, сравнивать необходимое, оценивать, обобщать.

Стоит также учитывать факт того, что упущенное время родителей в умственном развитие и воспитании может быть впоследствии невосполнимо. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, помогут ему впоследствии с легкостью проходить этапы обучения в школе.

Для дошкольников

  • Главная
  • Обучение
  • Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста — Страница 3

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста: понятие, задачи, содержание, условия и средства.

А) ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

В содержание воспитательного процесса детей до­школьного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умствен­ного воспитания, необходимо глубоко знать закономер­ности умственного развития ребенка.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

В СОДЕРЖАНИЕ умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:

— формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;

— развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

— развитие любознательности и умственных способностей;

— развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны.

Ребенок думает, что «облако — это вата», а «звезды — электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) , о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.) . В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.

Развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи — важной задача умственного воспитания.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими.

Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.) , а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитие любознательности и умственных способностей

Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.

Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции) , критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.) , пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа) , вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.) , в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Умственное развитие и воспитание — Дошкольная педагогика — Учебные материалы для студентов

Умственное развитие и воспитание

Умственное развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Рис. 21.Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены в виде схемы (рис. 21) .

Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности (скоростные, вариативные и эргические показатели) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания.

Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников представлены на рис. 22.

Рис. 22.Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.) .

Па второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

– первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;

– вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;

– третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;

– четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.

У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:

– первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;

– второй тип – умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;

– третий тип – построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. Фоли и др.) :

– существования и несуществования;

– части и целого, целого и части;

– родо-видовые отношения, отношения координации;

– субъекта и действия, действия и субъекта;

– уменьшительности, количества и качества;

– противоположности и контраста; последовательности, а также пространства и времени;

– причинно-следственные отношения и т.д.

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словеснологическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.

Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.

Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду) :

– фигуральный тип – информация представлена в виде образов;

– символический тип – информация дается в форме условных знаков;

– семантический тип – информация дается словами;

– поведенческий тип – невербальная информация по взаимодействию людей.

Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Сериация – упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа) ; строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий но классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:

– культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;

– культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов – в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.

Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.

Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.

Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания) , решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Умственное воспитание детей – методы, особенности

Дети дошкольного возраста достаточно быстро формируют свою речь, накапливают необходимые знания и опыт, овладевают способами умственной деятельности. Однако умственное воспитание детей заключается не только в предоставлении ребенку максимального количества информации об окружающем его мире, а также огромную роль играют выработка и закрепление способов познавательной деятельности, среди которых умение оценивать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Особенности умственного воспитания детей

Все прогрессивные педагоги считают оптимальным периодом для умственного воспитания и развития дошкольный период. Это подтверждается множеством проведенных исследований, согласно которым, данное время необходимо максимально использовать для разностороннего развития и адаптации к окружающей жизни.

Основной особенностью этого периода является преобладание в сознании ребенка образных форм, а именно:

  • Восприятия;
  • Образного мышления;
  • Воображения.

Дети дошкольного возраста характеризуются пытливостью, любознательностью, стремлением к познанию неизвестного и пополнению имеющихся знаний. Поэтому очень важно, основываясь на знаниях современной психологии, подготовить ребенка к обучению в школе.

Задачи умственного воспитания и развития детей

К основным задачам умственного воспитания и развития детей относится создание необходимых условий для перехода с наглядных к абстрактно-логическим формам мышления. Для этого сначала необходимо активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, чему способствует предметно-практическая деятельность. Умение решать умственные задачи с помощью экспериментирования в процессе предметно-практической деятельности является основной характеристикой наглядно-действенного мышления.

В задачи умственного воспитания детей входит не только овладение способностями к мыслительной деятельности и системой знаний, но и формирование личностных качеств. Это происходит в результате игровой предметной деятельности, направленной на ознакомление с окружающей действительностью, формирование речевой деятельности и математических понятий.

Кроме того, в задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста входит не только научить ребенка понимать поставленное перед ним задание, но и выбирать методы и средства для его решения с последующей проверкой результата.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

  • Развитие мыслительной деятельности;
  • Сенсорное воспитание;
  • Становление речи.

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя.

В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора.

Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки.

В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:Добавить комментарийЗнаете ли вы, что:

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Так называется целенаправленное воздействие взрослых на ребёнка с целью вооружения знаниями, нужными для развития, социальной адаптации. Умственное воспитание должно начинаться с самого рождения, максимум информации дитя усваивает в дошкольном возрасте.

Ведь к трем годам детский мозг достигает 80% веса взрослого. Поэтому и нужно насыщать его знаниями, информацией, умениями. Узнаем о том, как это делать.

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Это, например, наблюдение как форма словесного метода. Оно дает возможность координировать восприятие, мышление, речь ребенка. Наблюдением взрослый учит ребенка выделять в предметах их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Например, изображение слона на картинке дает возможность малышу понять, что это крупный зверь, рассмотреть его хобот, уши. Затем, когда ребенок увидит зверя в зоопарке, сработает прием узнавания, то есть воссоздания знакомой информации.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания.

Объяснение взрослого дает возможность уточнять наглядное восприятие. Рассказ как форма словесного метода представляет собой эмоциональное и образное изложение событий, которое базируется на фактическом материале.

Например, в дошкольном возрасте рассказ о войне должен быть доступным, без трагических подробностей. Часто рассказ воспитателя прерывается вопросами детей. И тогда эта форма подачи информации переходит в объяснение.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Их формами бывают упражнения, игры, эксперименты. Например, последний используют для понимания ребенком необходимых условий для роста и развития растений. Эксперимент заключается в том, что двум одинаковым растениям создают разные условия.

Одно стоит на окне и ежедневно поливается, другое помещают в шкаф и на некоторое время оставляют без воды. В результате дети наглядно видят, что второе растение погибает. Они объясняют это словесно.

Обучение в детском саду

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями.

Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка.

Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

  1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия) .
  2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей) .
  3. Становление речи.
  4. Воспитание любознательности.
  5. Формирование системы знаний об окружающей среде.

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой

Наблюдая за живой природой, ребенок приобретает много новых знаний. Развитие растений, повадки птиц, поведение животных в зоопарке дает возможность усваивать знания о сезонных явлениях в природе, биоритмах, временах года.

Детские познания в процессе наблюдений уточняет воспитатель. Он, например, конкретизирует, что жуки, как и птицы, умеют летать. Но последние поедают первых, и это свидетельство взаимосвязи всего живого в природе.

Детям интересно наблюдать за птицами, прилетающими на сооруженную ими кормушку. Так они изучают строение их тела, знакомятся с клювом — специфическим органом добывания и усвоения пищи.

Они различают щебет воробья и синицы, учатся бережно и заботливо относиться к братьям нашим меньшим. В процессе регулярных наблюдений за природой у девочек и мальчиков развивается такое качество как наблюдательность — способность замечать изменения в окружающей среде. В процессе ознакомления с причинными связями развивается мышление ребенка.

Сенсорное развитие детей педагоги осуществляют при наблюдениях за многообразием красок неживой природы, восприятия звуков животных. Приучение к наблюдениям за живыми объектами — это и развитие внимания детей, которое является основой мыслительных процессов.

Детям очень дорого то, что выращено своими руками. Поэтому их приобщение к труду в природе (на грядке, огороде) — это не только вооружение ребенка трудовыми навыками, получение радости от своей востребованности, а и нравственное воспитание.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Для таких детей умственное воспитание осуществляется в более ограниченном объеме знаний. Для развития зрительного внимания малышей с нарушением интеллекта имеют значение игры с перемещением в пространстве различных предметов. Что изменилось?

Чего не хватает? Такие вопросы задает детям воспитатель в процессе изменения их места положения.

Зрительное внимание у таких детей активизируется в играх, где они запоминают местонахождение игрушек. Сначала это делают в ограниченном пространстве, позже — в пределах комнаты.

Необходимо регулярно менять предметы, с которыми дети действуют. Это помогает переходить от тактильных восприятий предмета к усвоению его свойств.

Детей с нарушениями интеллекта учат складывать разрезные картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Сначала такая картинка состоит из двух частей, затем их количество нужно увеличивать. Но делать это после того, как предыдущая задача усвоена полностью.

Важную роль в формировании целостности образов играет изобразительная деятельность дошкольника. Это лепка, аппликация, рисование.

В дошкольном возрасте мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта надо знакомить с изменчивостью как важным законом действительности. И лучше всего это делать в живой природе посредством наблюдений.

Конечно же, специфика обучения в этом случае заключается в многочисленных повторениях. Например, если здоровые, нормально развивающиеся дети дифференцируют пение двух птиц с первого-второго повторения, то этой категории воспитанников понадобится для этого гораздо больше занятий.

Знания о социальных явлениях и умение вести себя в обществе начинается с формирования у таких детей представлений о себе. Педагоги и родители должны учить их называть свое имя и части тела, узнавать себя на фотографии. Далее круг познаний расширяется на семью ребенка.

Мальчик или девочка должны уметь коротко рассказать о папе и маме, знать об их профессии, вкусах. Сформированные знания о социальных явлениях — это основа психологической готовности такого ребенка к обучению в школе.

Специально дляnashidetki.netДиана Руденко

Добавить комментарий

Другие статьи по теме:

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

Основные этапы развития детей дошкольного возраста

Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категори.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат — бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт.

Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин.

Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у.

Специфика обучения в дошкольном возрасте. (Конспект по статье Выготского Л. С.«Обучение и развитие в дошкольном возрасте») С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Выготский выде.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание.

Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет.

20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов Шпоры по дошкольной педагогике Цель. — это осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Ц.

Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вку.