Система принципов нотариального права

Рубрики Наша практика

ПРИНЦИПЫ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА.

Принципы нотариального права – это основные начала данной отрасли права, которые определяют содержание ее норм, а также ее роль и место в системе права, регулируют организацию нотариата и осуществление нотариальной деятельности, отражая особенности данной отрасли права и характеризуют содержание право реализационной деятельности нотариуса.

По своему нормативному закреплению принципы могут быть непосредственно сформулированы в виде конкретных нормативных предписаний, т.е. в виде норм принципов. Например, принцип независимости нотариуса, либо ни могут выводится из содержания ряда норм нотариального права. Например, принцип диспозитивности.

Значение принципов:

С одной стороны они являются ориентиром нормотворческой деятельности при совершенствовании нотариального законодательства. А с другой стороны они обеспечивают нотариусу и другим субъектам правильное понимание нотариального законодательства.

С одной сторон принципы отражают организацию нотариата (статический аспект), а с другой стороны – содержание нотариального производства (динамический аспект).

Принципы организации нотариата:

· Принцип законности – нотариусы и обратившиеся за их помощью лица при совершении нотариальных действий обязан соблюдать действующее материальное законодательство, а также правила нотариального производства. Адресатом принципа законности является не только сам нотариус, но и все участники нотариального производства, которые обязаны исходить из действующего законодательства. Контроль за соблюдением законодательства иными участниками нотариального производства осуществляется нотариусом

· Принцип независимости – нотариусы совершают нотариальные действия без влияния каких-либо других органов и руководствуется только действующими НА. Существует несколько аспектов независимости нотариуса: 1) независимость нотариуса от различных властных органов и ДЛ; 2) независимость нотариуса от органов управления нотариатом, т.е. нотариальных палат. С другой стороны, нотариус обязан соблюдать правила и законные требования, установленные органами нотариального сообщества (нотариальными палатами), членство в которых является для него является обязательным. 3) Независимость нотариуса от других участников производства.

Существует организационные, экономические и правовые гарантии принципа независимости. Организационные гарантии: ограничение на занятие иными видами деятельности. Экономические: самофинансирование нотариальной палаты, которое обеспечивается социально обоснованными нотариальными тарифами. Юридические – особый порядок наделения нотариуса полномочиями и освобождение его от должности.

· Принцип самофинансирования – нотариальная деятельность обеспечивается самим нотариусом за счет нотариальных тарифов установленных государством. В системе латинского нотариата нотариус самостоятельно несет бремя расходов по обеспечению своей деятельности и имущественной ответственности перед лицами в отношении которых осуществлялись нотариальные действий. Единственным источником доходов нотариуса являются установленные государством тарифы за совершение нотариальных действий, так же существуют случаи когда размер вознаграждения нотариуса за его услуги определяется по соглашению нотариуса и клиента. НК РФ. Размер тарифа должен определятся на основании принципа социального равновесия в соответствии с которым нотариальные действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью, либо освобожденные государством от уплаты тарифа компенсируется за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.

· Принцип национального языка нотариального производства – нотариальное производство ведется на языке предусмотренном законодательством РФ и республик в составе РФ, а лицам не владеющим языком обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых нотариальных действий.

Принципы нотариальной деятельности:

· Принцип диспозитивности – заинтересованных в ходе дела лица вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими ими субъективными материальными правами и средствами их защиты в рамках нотариального производства. Возбуждение нотариального производства – 1 элемент, 2 элемент – определение содержание будущего нотариального действия, 3 элемент – распоряжение материальными правами в рамках удостоверяемой нотариусом сделки. 4 элемент – возможность отказа от совершения нотариального действия на любой стадии нотариального производства до подписания нотариального акта.

· Принцип активной помощи нотариуса в осуществлении прав – нотариус обязан оказывать содействие своим клиентам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Прежде всего, нотариус должен выяснить соответствует ли волеизъявление стороны на совершение нотариального действия ее истинному желанию. У нотариуса функции советника. Невыполнение нотариусом обязанностей по даче надлежащего совета, причинившее ущерб гражданам и организациям являющимися участниками нотариального производства может повлечь привлечение нотариуса к личной гражданской ответственности. После выполнения нотариусом своих обязанности и после этого нотариус ожжет составить проект нотариального акта, либо исследует и выносит свои исправления в проект акта, представленный сторонами.

· Принцип беспристрастности нотариуса – нотариус при совершении нотариальных действий обязан в равной мере защищать права и охраняя законные интересы всех сторон и заинтересованных лиц. Принцип отражает необходимость обеспечения личной заинтересованности нотариуса в результатах нотариального действия. Кроме того беспристрастность нотариуса заключается в равном отношении к каждой стороне в удостоверяемой сделке, однако объективность нотариуса выражается в достижении правового, а не экономического равновесия между сторонами. Например, отвод нотариуса.

· Принцип обеспечения тайны совершения нотариальных действий – сведения и документы, а также устная информация, которые используются в нотариальном производстве в связи с осуществлением профессиональной деятельности, либо появляются как результат совершения нотариальных действий являются нотариальной тайной и охраняются законом. Обязанность хранить тайну распространяется не только на нотариуса, но и на лиц, работающих в нотариальной конторе, стажеров и помощников нотариуса, а также на ДЛ и работников нотариальной палаты, которым стали известны сведения являющиеся нотариальной тайной в связи с проводимой проверкой работой нотариуса. Справки о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Вместе с тем нотариус не наделен свидетельским иммунитетом. В связи с чем он может быть вызван в суд и допрошен в качестве свидетеля по совершенным им нотариальным действиям.

· Принцип предупреждения правонарушений и споров – нотариус должен стремится к примирению сторон и достижению согласия участникам производства. В случае когда противоречие между сторонами нотариусу не удалось разрешить, то он должен воздержаться от совершению нотариального действия не смотря на его экономическую выгодность для нотариуса.

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 1765 . Нарушение авторских прав

Система принципов нотариального права

§ 3. Принципы нотариальной деятельности

Принципы нотариальной деятельности – это основополагающие начала, на которых строится деятельность нотариальных органов. На основании принципов функционирует все законодательство, регулирующее деятельность нотариата, они регламентируют правовой статус нотариусов и уполномоченных должностных лиц.

Закон о нотариате в ст. 5 установил, что нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия.

Принцип законности (ст. 6 Закона о нотариате)является общеотраслевым принципом, присущим всем сферам деятельности. Содержание данного принципа обозначает, что нотариусы, уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом о нотариате и другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Совершая нотариальные действия, нотариусы, уполномоченные должностные лица способствуют укреплению законности и правопорядка. Они обязаны проверять соответствие документов, представляемых гражданами и организациями, требованиям законодательства. Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, нотариус вправе направить этот документ на экспертизу.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны отказать гражданам и юридическим лицам в совершении нотариального действия в случаях, предусмотренных законом.

Нотариус, обнаружив при совершении нотариального действия нарушение законодательства Республики Беларусь, сообщает об этом для принятия необходимых мер соответствующим государственным органам, прокурору.

Если нотариус обнаружит, что совершенное нотариальное действие противоречит законодательству Республики Беларусь, он обязан довести об этом до сведения прокурора для принятия в установленном порядке мер к отмене указанного нотариального действия.

Принцип беспристрастности при осуществлении нотариальной деятельности, закрепленный в ст. 7 Закона о нотариате, состоит из двух частей. Первая часть содержит положение, касающееся общего требования беспристрастности, в частности, нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вторая часть содержит положения, касающиеся специфической сферы нотариальной деятельности. Согласно данным положениям нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или местного исполнительного и распорядительного органа.

Уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

В данных случаях нотариальные действия совершаются государственным нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа.

Должностные лица, наделенные правом удостоверения завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным (например, главврачи, начальники экспедиций, капитаны судов и т.д.), также не вправе удостоверять завещания и доверенности на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер).

В случае, если согласно законодательству Республики Беларусь нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом (например, в силу необходимости соблюдения правил территориальной компетенции – по месту нахождения объекта недвижимости), место совершения нотариального действия определяется главным управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Данный принцип исключает возможность личной и иной заинтересованности лиц, совершающих нотариальные действия. Нотариусы, уполномоченные должностные лица не должны допускать влияния на свою профессиональную деятельность должностных лиц, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых.

Принцип независимостиприсущ многим сферам правоохранительной деятельности (независимость судей, адвокатов и т.д.) и является неотъемлемым элементом обеспечения эффективной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций, государства. Данный принцип находится в тесной взаимосвязи с принципом законности и беспристрастности. Независимость при осуществлении нотариальной деятельности (ст. 8 Закона о нотариате)означает, что в своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь.

Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается и влечет за собой установленную законодательными актами Республики Беларусь ответственность.

Для нотариуса не являются обязательными указания, не соответствующие закону. Если совершается незаконное вмешательство в нотариальную деятельность, то государственный нотариус должен ставить в известность главное управление, управление (отдел) юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета, а частный нотариус – соответствующее главное управление, управление (отдел) юстиции, Белорусскую нотариальную палату.

Специфическим принципом является принцип соблюдения тайны совершаемого нотариального действия(ст. 9 Закона о нотариате). Это правило, укрепляющее доверие граждан к нотариату, означает, что факт обращения гражданина к нотариусу и содержание самого нотариального действия должны быть известны только заинтересованному лицу. Никто из посторонних не должен присутствовать при выполнении нотариальной процедуры.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия. Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются только гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие.

Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на работников архива, которым о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Исключение из общего правила составляют сведения (документы) по совершенному нотариальному действию, которые могут быть выданы по письменному требованию:

– судей общих судов по имеющимся в их производстве уголовным или гражданским делам;

– судей хозяйственных судов по имеющимся в их производстве делам, связанным с рассмотрением хозяйственных (экономических) споров;

– прокуроров и заместителей прокуроров;

– органов уголовного преследования по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам. Документы по совершенному нотариальному действию выдаются органам уголовного преследования по находящимся в их производстве уголовным делам в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 г.[1] (ст. 209, 210, 212, 213 УПК) для проведения выемки документов;

– органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

– таможенных органов по имеющимся в их производстве делам об административных таможенных правонарушениях;

– налоговых органов по проводимым ими налоговым проверкам;

– других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

– государственных страховых организаций, Белорусского бюро по транспортному страхованию и (или) страховых организаций, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, для решения вопроса о назначении страховой выплаты;

– адвокатов в связи с необходимостью составления документов правового характера при подготовке к судебному разбирательству при предъявлении удостоверения адвоката и доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, или ордера;

– регистраторов республиканской или территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также для внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»[2], за исключением документов, которые в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь представляются только заинтересованными лицами.

Сведения о завещании при жизни завещателя выдаются завещателю, а после его смерти – лицам от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено завещание, вышеуказанным государственным органам, а также супругу, родителям, детям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам завещателя.

Сведения, полученные при принятии мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них во вкладах, на счетах или переданных им на хранение деньгах (валюте), валютных и иных ценностях, принадлежащих наследодателю, нотариус может сообщить только исполнителю завещания и наследникам.

Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лицо, которому о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет установленную законодательными актами Республики Беларусь ответственность. В частности, согласно ст. 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З[3] (далее – КоАП) умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

В литературе указывается, что систему принципов нотариальной деятельности нельзя ограничить вышеназванными принципами, закрепленными в ст. 5 Закона о нотариате. Ряд принципов, не сформулированных в виде отдельных норм, может быть выведен в результате анализа всей их совокупности, так как они отражают закономерности построения, функционирования и развития такого правового явления как нотариат. В частности, наряду с вышеуказанными принципами выделяют: обоснованность нотариальных действий, содействие в осуществлении прав и защите законных интересов, государственный язык нотариального производства, диспозитивность[4].

Принцип обоснованности нотариальных действий называют также принципом объективной истины. Суть его заключается в том, что выполняемые нотариальные действия должны основываться на действительных обстоятельствах, подтвержденных необходимыми документами, которые нотариус оценивает с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в необходимых случаях направляет документы на экспертизу[5].

В соответствии со ст. 54 Закона о нотариате нотариальное действие совершается при наличии сведений и (или) документов, необходимых для совершения такого действия, в том числе подтверждающих оплату государственной пошлины и других необходимых платежей.

Из принципа содействия в осуществлении прав и защите законных интересов лиц вытекают задачи функционирования нотариата, ведь система нотариальных органов создана для обеспечения интересов обратившихся лиц, государства, а также лиц, чьи интересы затрагиваются совершением нотариального действия. Для реализации этого принципа необходимо разъяснять участникам нотариального производства их права и обязанности. Пункт 2 ст. 40 Закона о нотариате гласит, что нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия. Это позволит устранить неопределенность в правоотношениях сторон, предупредит их неосведомленность о возможных последствиях совершаемого нотариального действия. Так, согласно п. 5 ст. 1045 ГК при удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание ст. 1064 ГК, то есть то, что несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также его нетрудоспособные супруг и родители наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

Содержание принципа государственного языка нотариального производства закреплено в ст. 20 Закона о нотариате, в которой указано, что нотариальное делопроизводство ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь. Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки. В п. 4 ст. 20 Закона о нотариате указано, что если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему нотариусом, если нотариус владеет соответствующим языком, либо переводчиком, известным нотариусу или уполномоченному должностному лицу, совершающим нотариальное действие.

В литературе высказана точка зрения о том, что к принципам нотариальной деятельности относится и принцип диспозитивности, который является одним из отраслевых принципов гражданского судопроизводства. Отмечается, что данный принцип придает распорядительный характер обращению за совершением нотариального действия и обеспечивает свободное распоряжение принадлежащими участникам нотариального действия материальными правами вплоть до отказа от его совершения, который возможен на любой стадии нотариального производства до момента оформления нотариально удостоверенного документа. Данный принцип препятствует совершению нотариального действия по инициативе нотариуса (уполномоченного должностного лица), за исключением принятия мер по охране наследства и управлению им, которые могут быть приняты по инициативе нотариуса (п. 2 ст. 1066 ГК) [6].

Следует согласиться с автором, что диспозитивное начало в процессе осуществления нотариальной деятельности присутствует, но объем правомочий участников нотариального производства, в отличие от участников гражданского судопроизводства, значительно у́же.

Совокупность принципов нотариальной деятельности образует определенную систему, в рамках которой все принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняемы.

Контрольные вопросы

1. Понятие, функции и основные черты нотариата в Республике Беларусь. Место нотариата в системе юрисдикционных органов государства.

2. Основные задачи нотариата в Республике Беларусь.

3. Характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нотариата в Республике Беларусь.

4. Система и содержание принципов нотариальной деятельности, их значение.

[1] НРПА. – 2000. – № 77-78. – 2/71.

[2] НРПА. – 2002. – №87. – 2/882.

[3] НРПА. – 2003. – № 63. – 2/946.

[4] Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Беларусь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 28.

[5] Нотариат в СССР: учебник / под ред. Л.Ф. Лесницкой. – М.: Юрид. лит., 1985. – С. 9.

[6] Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Беларусь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 32.

Принципы нотариальной деятельности

1. Принципы нотариальной деятельности представляют собой основополагающие положения, закрепленные в правовых нормах, которые выражают наиболее существенные черты нотариата.

Все принципы нотариальной деятельности важны и обязательны. Они органически связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и составляют в совокупности единую систему.

К ним относятся следующие принципы: законности;

беспристрастности нотариальной деятельности; независимости лица, совершающего нотариальные действия; соблюдения тайны нотариального действия.

2. Принцип законности — один из основных принципов деятельности нотариата, который пронизывает все нотариальное делопроизводство. Согласно ст. 6 Закона о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, нотариусы и уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности должны руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, принятыми в соответствии с ней актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Любое нотариальное действие должно быть основано на действующем законодательстве. Нотариусы не могут удостоверять сделки, противоречащие закону. Они обязаны принимать меры к предупреждению нарушений законности.

Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, нотариус вправе направить этот документ на экспертизу.

Лицо, которое считает неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия, вправе подать жалобу соответственно в общий суд (ст. 351 ГПК) либо в хозяйственный суд (ст. 27 ХПК).

3. С принципом законности тесно связан принцип беспристрастности нотариальной деятельности.

В соответствии со ст. 7 Закона о нотариате нотариальная деятельность должна осуществляться на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Нотариус не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для него имущественный или иной личный интерес, а также совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, близких родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер).

Должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не вправе совершать нотариальные действия на имя и от имени данного органа

В указанных случаях нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа,

4. В соответствии с принципом независимости нотариусы самостоятельны в решении всех вопросов, возникающих в процессе совершения нотариальных действий. В своей деятельности они подчиняются только требованиям законодательства (ст. 8 Закона о нотариате).

Противоправное воздействие на лиц, совершающих нотариальные действия, не допускается.

5. Специфическим принципом нотариальной деятельности является принцип соблюдения тайны нотариально действия (ст. 9 Закона о нотариате).

В отличие от судов, рассматривающих гражданские дела в открытом судебном заседании, нотариусы обязаны хранить тайну совершаемых нотариальных действий. В силу этого справки о совершенных нотариальных действиях и соответствующие документы могут выдаваться только гражданам и юридическим лицам, по поручению или в отношении которых были совершены нотариальные действия. Сведения о завещании выдаются завещателю, а другим лицам — лишь после смерти завещателя по предъявлении свидетельства о его смерти.

Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются и на лиц, которым о совершении того или иного нотариального действия стало известно в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей (консультанты, секретари, машинистки и иные сотрудники государственных нотариальных контор, местных исполнительных и распорядительных органов, консульских учреждений и т. д.).

В порядке исключения указанного рода справки и документы могут быть выданы по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Лица, виновные в нарушении тайны совершаемых нотариальных действий, несут ответственность в установленном законом порядке.

6. Нотариусы обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и зашиты законных интересов

Нотариусы обязаны разъяснять заинтересованным лицам их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях нотариусы могут по просьбе граждан и юридических лиц составлять проекты сделок, заявлений и других документов, давать консультации по совершаемым нотариальным действиям, оказывать некоторые иные правовые услуги.

7. Нотариальное делопроизводство ведется на белорусском или русском языке.

Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не знает языка, на котором ведется делопроизводство в нотариате, тексты оформляемых документов должны быть переведены на известный ему язык.

Принципы нотариального права.

понятие, значение, классификация принципов.

Принципы организации нотариата.

Принципы нотариальной деятельности

Понятие, значение принципов и их классификация.

Принципы нотариального права– закреплённые в законодательстве о нотариате основополагающие начала, отражающие наиболее существенные черты данной отрасли права и определяющие перспективы её дальнейшего развития.

Значение принциповпроявляется по нескольким направлениям, а именно:

1) принципы нотариального права воздействуют на правовое регулирование в сфере нотариата, позволяют совершенствовать законодательство о нотариате, сохраняя всё лучшее, что было достигнуто в предшествующие периоды. Обеспечивается преемственность в развитии. Принципы помогают законодателю определить дальнейшие шаги по совершенствованию норм нотариального права, какой из принципов требует усиления, а какой – отмены.

2) принципы нотариального права оказывают влияние на формирование нотариальной практики.

3) они помогают преодолевать пробелы в законодательстве о нотариате

4) принципы индивидуализируют нотариальное право как самостоятельную отрасль российского права наряду с предметом и методом.

5) они влияют на формирование общественного мнения относительно эффективности и доступности нотариальной формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, т.е. воздействуют на правосознание.

Классификация принципов проводится по нескольким основаниям.

(1) по источнику закрепления– в Конституции и в отраслевом законодательстве. Но нет такого принципа, который бы напрямую был закреплён в КРФ, об этом можно говорить только опосредованно – законность и федерализм. Поэтому эта классификация не очень подходит нотариальному праву.

(2) по сфере действия. Нотариат – неотъемлемая часть гражданской юрисдикции, поэтому выделяют

Принципы, присущие всей системе гражданской юрисдикции – законность, сочетание устного и письменного производства – действуют в рамках судебного, исполнительного, регистрационного и в том числе нотариального производства.

Принципы, отражающие специфику нотариального производства и присущие только ему – принцип тайны нотариального действия, принцип непрерывности осуществления полномочий нотариуса, принцип полного самофинансирования нотариальной деятельности, принцип полной имущественной ответственности нотариуса за совершённые действия.

(3) по объекту регулирующего воздействия. Предмет нотариального права двуедин – организация нотариальной деятельности и нотариальное производство. Поэтому выделяются

Принципы организации нотариата – принцип федерализма, самоуправления в рамках внебюджетного нотариата, принцип независимости и беспристрастности.

Принципы нотариальной деятельности – диспозитивность, государственный язык, принцип содействия нотариуса в ограждении прав и интересов обратившихся лиц от каких-либо нарушений.

(4) по кругу субъектов, на которых распространяются принципы– формальная классификация, но пока сохраняет значение, т.к. ещё существует дуализм нотариата :

Принципы, которые распространяются на всех нотариусов

Принципы, которые распространяются только на нотариусов, которые занимаются частной практикой – самофинансирование, самоуправление, полная имущественная ответственность.

§ 4. Принципы нотариального права

Особенности и специфика того или иного элемента правовой системы — отрасли или подотрасли права — наиболее наглядно выражается в его принципах. Термин «принцип» происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Принципы нотариального права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования нотариального права. Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты нотариального права, его общие положения.

Нотариальное право имеет ряд принципов, образующих в совокупности взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Важно отметить, что система принципов нотариального права носит объективный характер. Виды и содержание принципов определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет нотариального права. Однако несмотря на объективный характер системы принципов, они не могут формироваться, существовать и действовать вне политики и правотворческой деятельности государства и не учитывать развитие научных представлений в сфере юридической доктрины. Данные субъективные моменты приводят к тому, что при признании объективного характера системы принципов нотариального права, абсолютного единства мнений относительно количества принципов нотариального права и наименования отдельных принципов не достигнуто.

Классифицировать принципы нотариального права можно по различным основаниям, выбирая в качестве классификационного критерия разные признаки.

Прежде всего традиционно в качестве критерия классификации принципов права в науке используется ха-

рактер нормативного источника, в котором закреплен конкретный принцип. С учетом этого критерия можно выделить конституционные принципы нотариального права и принципы нотариального права, закрепленные иными, помимо Конституции, законодательными актами. В рамках данной классификации, выделяя конституционные принципы нотариального права, не следует недооценивать значение иных, прямо не сформулированных Конституцией Российской Федерации, принципов. Все принципы нотариального права без исключения в равной степени важны и обязательны для учета и применения как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности.

Подразделение принципов нотариального права на виды возможно и в зависимости от того, в одной или нескольких отраслях права действуют соответствующие принципы. С учетом этого классификационного критерия принципы нотариального права можно разделить на межотраслевые (действующие в нескольких отраслях права) и специфические принципы нотариального права, характерные только для него. Большинство принципов нотариального права следует отнести к межотраслевым, поскольку они одновременно действуют и в других отраслях права: конституционном, гражданском материальном, гражданском процессуальном.

Классификация принципов нотариального права возможна и по объекту правового регулирования. В соответствии с данным критерием принципы нотариального права делятся на две группы: организационные — принципы организации нотариата и функциональные — принципы, определяющие осуществление нотариальной деятельности. Данная классификация, как и любая иная классификация, носит условный характер, например, межотраслевой принцип законности распространяется и на организацию, и на деятельность нотариата.

К организационным принципам нотариального права относятся: право граждан и юридических лиц на юридическую помощь; публичность системы нотариата; осуществление нотариальной деятельности только специально уполномоченными лицами; независимость и беспристрастность нотариуса или иного лица, выполняющего нотариальную деятельность; право на обжалование нотариальных действий.

К функциональным принципам нотариального права следует отнести: законность; процессуальный характер нотариальной деятельности; равенство всех граждан и юридических лиц при осуществлении нотариальной деятельности; национальный язык нотариального делопроизводства.

Все принципы нотариального права взаимосвязаны и взаимообусловлены, полное и целостное представление о каждом из них можно получить лишь при системном анализе всех принципов в совокупности.

Организационные принципы нотариального права

1. Право граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи

Статья 48 Конституции Российской Федерации закрепляет одну из центральных по значимости норм для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц — о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, выполняющих отдельные полномочия по реализации публично-правовой функции государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц. При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса. При этом правовая по-

мощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как при возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение.

2. Публичность системы нотариата

Нотариат является институтом гражданского общества, на который в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства о нотариате возложено выполнение отдельных полномочий государства по осуществлению одной из важнейших его функций — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Публичность в организации нотариата проявляется в разных аспектах.

Нотариат формируется по воле государства: правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок взаимоотношений с другими органами и организациями.

Государство в лице уполномоченных органов участвует в учреждении и ликвидации должности нотариуса (совместно с нотариальной палатой); открывает либо упраздняет государственные нотариальные конторы, определяет порядок и выдает лицензии на право нотариальной деятельности, определяет порядок назначения на должность государственного нотариуса и назначает его на должность или наделяет полномочиями частнопрактикующего нотариуса. Публичный характер нотариата проявляется в том, что нотариусы выполняют нотариальные действия от имени государства — Российской Федерации. Нотариально засвидетельствованные факты и документы приобретают официальный, общепризнаваемый характер.

Публичная по характеру нотариальная деятельность осуществляется в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуаль-

ных правил нотариального действия влечет его недействительность.

Государство материально и технически обеспечивает выполнение государственными нотариальными конторами своих полномочий, в том числе возмещает ущерб, причиненный нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, тем самым беря на себя ответственность за его действия.

Кроме того, государство контролирует деятельность нотариусов: судебный контроль за нотариальными действиями и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами государственных нотариальных контор.

Таким образом, принцип публичности, базирующийся на факте делегирования государством полномочий по осуществлению своих функций нотариальным органам, широко отражен в организации нотариата.

3. Осуществление нотариальной деятельности только специально уполномоченными лицами

Нотариальная деятельность в Российской Федерации осуществляется: нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; нотариусами, занимающимися частной практикой; должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение нотариальных действий; должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации на территории других государств.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

4. Независимость и беспристрастность нотариуса или иного лица, осуществляющего нотариальную деятельность

Нотариус или иное лицо, осуществляющее нотариальную деятельность, беспристрастен и независим в этой деятельности и руководствуется Конституцией

Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Принцип независимости нотариуса не подразумевает произвольность и бесконтрольность усмотрения нотариуса при осуществлении нотариального действия. Нотариус не подчинен посторонним влияниям, но свободен исключительно в рамках действующего законодательства.

Беспристрастность нотариуса означает отсутствие у него предпочтения интересов той или иной стороны, справедливость по отношению ко всем участникам нотариального действия. Принцип беспристрастности нотариуса требует от него всесторонне, объективно и основательно разъяснить сторонам, совершающим нотариальные действия, их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия, чтобы юридическая безграмотность и неосведомленность не стала причиной нарушения и ущемления прав какой-либо из сторон нотариального действия.

Нотариус не может при совершении нотариального действия преследовать личную выгоду или собственные интересы, а также интересы близких родственников. По этим причинам нотариусу запрещается совершать нотариальные действия в отношении себя или близких родственников.

Положительно следует оценить стремление законодателя не только провозгласить принцип независимости нотариуса, но и закрепить определенные гарантии этого принципа. Первым шагом к этому стало бы закрепление в законе положения, в соответствии с которым лица, виновные в оказании незаконного воздействия на нотариуса, а также в ином незаконном вмешательстве в его профессиональную деятельность, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Следующим логичным шагом мог бы стать федеральный закон, закрепляющий меры этой ответственности и порядок их применения.

5. Право на судебную защиту

Статья 46 Конституции Российской Федерации закрепляет один из важнейших принципов правового государства: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Принцип права на судебную защиту в нотариальном праве реализуется, в частности, в соответствии со ст. 33 Основ, по которой отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Данный принцип имеет огромное значение для обеспечения прав граждан и юридических лиц при производстве нотариальных действий, поскольку служит защитой от возможных злоупотреблений нотариусов.

Однако не только граждане и юридические лица в сфере осуществления нотариальной деятельности имеют право на судебную защиту. Судебной защитой своих прав пользуются и нотариусы. Например, в соответствии со ст. 3 Основ законодательства о нотариате отказ в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции об отказе в выдаче лицензии.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Функциональные принципы нотариального права f

1. Принцип законности

Процесс построения правового государства в России предполагает утверждение верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни, что возможно лишь при условии последовательного проведения в жизнь принципа законности. Это тем более относится к нотариальной деятельности как регулируемой

законом деятельности по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом.

Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Применительно к нотариальному праву принцип законности в общем виде выражен в ст. 1 Основ законодательства о нотариате: в Российской Федерации защита нотариатом прав и законных интересов граждан и юридических лиц обеспечивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате. Гарантиями принципа законности выступают многие положения Основ законодательства о нотариате: принцип независимости нотариусов при осуществлении ими нотариальной деятельности (ст. 5); судебный контроль за совершением нотариальных действий (ст. 33); обязанность нотариуса отказать в совершении нотариального действия, если, в частности, оно противоречит закону, сделка не соответствует требованиям закона, документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (ст. 48) и др.

Принцип законности в нотариальном праве заключает в себе требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми субъектами нотариального права.

Принцип законности обязывает нотариусов неукоснительно следовать установленному порядку нотариальных действий, совершать нотариальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах, основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права.

Действие принципа законности распространяется не только на нотариусов, но и на всех субъектов нотариального права, которые также должны неукоснительно соблюдать требования закона.

Принцип законности — универсальный, всеохватывающий принцип, который лишь условно отнесен нами

к группе функциональных принципов нотариального права. Законность находит отражение во всех принципах и нормах нотариального права, а также всех сторонах нотариального производства и поэтому не может рассматриваться как принцип, равный по объему и значимости другим принципам нотариального права. Законность занимает особое место среди всех принципов нотариального права, она соотносится с ними как общее с особенным.

2. Принцип равенства перед законом при осуществлении нотариальной деятельности

Межотраслевой принцип равенства всех перед законом и судом закреплен ст. 19 Конституции Российской Федерации и действует во всех сферах государственной и общественной жизни.

В нотариальном праве он проявляется в том, что ни имущественное и должностное положение, ни пол, расовая и национальная принадлежность, ни образование, язык, отношение к религии, ни место жительства, убеждения и принадлежность к общественным объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, обращающемуся к нотариусу за совершением нотариального действия.

Все субъекты нотариального права, занимающие в нотариальном производстве одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и обладают равными возможностями пользоваться предусмотренными законом правами и исполнять возложенные на них обязанности.

Принцип равенства перед законом не исключает возможности закрепления в законе некоторых дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан, которые в этом нуждаются, например, льгот по оплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

В свете принципа равенства перед законом особо следует сказать о равенстве статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Государственный и частнопрактикующий нотариат в Российской Федерации не отличаются друг от друга по характеру задач и функций. Действие Основ равным образом распространяется на обе категории нотариусов,

закрепляются единые требования к кандидату на должность нотариуса и единый порядок назначения его на должность. Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют по общему правилу равные права, т.е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают нотариальные действия в едином, закрепленном законодательством, порядке.

Оформленные государственными и частнопрактикующими нотариусами документы имеют равную юридическую силу, т.е. принимаются всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно Основам нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, и занимающиеся частной практикой, совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации.

Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов, как мы уже говорили, есть только два исключения. Во-первых, в соответствии со ст. 36 Основ, только государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Лишь при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы указанные нотариальные действия поручаются одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Решение об этом принимается совместно органом юстиции и нотариальной палатой. Во-вторых, в соответствии со ст. 17 Основ ответственность за действия государственных нотариусов несет государство, полностью финансирующее деятельность государственных нотариальных контор, а нотариус, занимающийся частной практикой, осуществляет деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий.

Подобная дифференциация в статусе государственных и частнопрактикующих нотариусов не должна рассматриваться как отступление от принципа равенства,

она вызвана причинами, объективно существующими на этапе реформирования системы нотариата в направлении наибольшего соответствия принципам свободного нотариата латинского типа.

Вопрос о равенстве статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой, ставится нами в рамках принципа равенства перед законом. Учитывая содержание действующего законодательства о нотариате, на данный момент это совершенно оправданно. На сегодня нотариальное право закрепляет существование двух категорий нотариусов, имеющих различия в отдельных элементах своего статуса. Но выделение данного положения в отдельный принцип нотариального права (организационный) не представляется необходимым, поскольку с разницей в статусе нотариусов законодатель не связывает сколько-нибудь значимых последствий, определяющих основные положения нотариального права как самостоятельного элемента правовой системы России. Напротив, подчеркиваются равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов, одинаковый порядок совершения ими нотариальных действий, равная юридическая сила удостоверенных ими фактов и документов, что позволяет выделить равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов как составного элемента принципа равенства перед законом при нотариальной деятельности.

Дифференциация статуса нотариусов практически не имеет правовых последствий в процессе нотариальных действий, и это совершенно оправданно. Граждане и юридические лица, обращающиеся за совершением нотариального действия, не всегда принимают во внимание категорию нотариуса, кроме того, они не всегда имеют возможность выбора, например, при наличии в нотариальном округе только одного нотариуса. В данных случаях значительные различия при осуществлении нотариальной деятельности нотариусами разных категорий привели бы к тому, что правовая неосведомленность или обстоятельства объективного характера могли бы стать причиной нарушения общеправового конституционного принципа равенства всех перед законом.

В отдельных случаях нотариусы различных категорий «взаимозаменяемы», как, например, при возложении на

одного из частнопрактикующих нотариусов функции ведения наследственных дел при отсутствии в населенном пункте нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

Как нами уже отмечалось, деление нотариусов на работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, во многом определяется законодательными положениями, традиционными для государства, сохраняющего пережитки авторитаризма, не признающего существования гражданского общества и принципа разделения властей, либо вызвано трудностями организационного и материально-технического характера переходного периода реформирования российского нотариата.

Таким образом, уже на сегодняшний день сущность нотариального права предопределяет необходимость выделения его нового организационного принципа — принципа единства организации нотариата, который органически дополнит принцип равенства нотариусов перед законом при осуществлении нотариальной деятельности. Принцип единства организации нотариата выразится в том, что нотариальная деятельность будет осуществляться нотариусами, обладающими абсолютно одинаковым статусом, а именно, занимающимися частной практикой. Положение, в соответствии с которым весь нотариат будет перестроен по модели нотариата, действующего в форме свободной профессии («латинского нотариата»), должно найти законодательное закрепление. Утверждение данного принципа нотариального права будет способствовать эффективности и экономичности нотариальной деятельности и станет гарантией реальной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, базирующейся на принципе равенства всех перед законом.

3. Принцип процессуалъности нотариальной деятельности

На нотариат в соответствии с законодательством возложено выполнение отдельных полномочий государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Указанные полномочия реализуются в строго определенном порядке, что еще раз подчеркивает публичность, государственный характер нотариальной деятельности.

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами законодательства о нотариате и другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

4. Принцип национального языка нотариальной деятельности

Данный принцип нотариального права является развитием и реализацией в сфере нотариальной деятельности закрепленного в ст. 26 Конституции Российской Федерации права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества.

В соответствии со ст. 10 Основ нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.