Система права урок обществознания 7 класс

Рубрики Вопрос юристу

Презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему:
Презентация к уроку обществознания «Система права» (7 класс)

Презентация состоит из 11 слайдов. Она поможет учащимся лучше усвоить такие понятия, как: система права, норма права, отрасли права. Ученики выяснят, что регулируют новые отрасли права, выполнят небольшую самостоятельную работу с последующей проверкой.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку обществознания в 7 классе «Система права»

Проверяем знания 1 вариант Написать определения: Право Закончить предложения: За нарушение права наступает … Право не вечно… Функциями права являются… 2 вариант Написать определения: Социальные нормы Закончить предложения: Право выражено … Право принимается … Право регулирует только …

Отрасли права 1. Как устроено право? 2.Понятие нормы права. 4.Источники права

Система права Отрасль права Институт права Норма права

Структура нормы права Диспозици я Собственно правила поведения Гипотеза Перечень условий, при которых начинает действовать норма права действует Санкция Меры , наступающие в случае нарушения д испозиции, т е правил поведения

Правовая культура личности Знание и понимание права и действие в соответствии с ним

Норма права Правило поведения людей или их объединений в какой-либо правовой ситуации, которое носит общеобязательный характер. Виды норм права

Отрасль права – большая группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (трудовые, семейные и т. д.) Частное право Регулирует отношения между гражданами Публичное право Регулирует отношения между государством и гражданами

Распределить отрасли в два столбика: частное и публичное право Конституционное Гражданское Административное Уголовное Трудовое Семейное

Частное: Гражданское Трудовое Семейное Публичное: Конституционное Административное Уголовное Записать, какие нормы включены в каждую отрасль. Стр. 45-49

К какой отрасли права относятся ситуации? 1.Гражданин перешел улицу на красный сигнал светофора. 2. Гражданин написал на соседа ложный донос. 3. Гражданин совершил кражу 4. Граждане решили усыновить ребенка. 5. Гражданин заключил с директором предприятия трудовой договор

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: «Касательная к окружности».

Данная презентация является сопровождением урока истории в 11 классе по теме «СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»».

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме «Определение квадратных уравнений» Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме «Действительные числа» в 8 классе.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы «Проценты». Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип.

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: «Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?» к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова «Биология» 5 класс.

Разработка урока чтения в 5 классе по теме «Теплый снег. К.Г.Паустовский» и презентация к уроку.

Изучить новый способ записи произведения, в котором все множители равны.

Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме «Система права»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверяем знания 1 вариант Написать определения: Право Закончить предложения: За нарушение права наступает … Право не вечно… Функциями права являются… 2 вариант Написать определения: Социальные нормы Закончить предложения: Право выражено … Право принимается … Право регулирует только …

Отрасли права 1. Как устроено право? 2.Понятие нормы права. 4.Источники права

Система права Отрасль права Институт права Норма права

Структура нормы права Собственно правила поведения Перечень условий, при которых начинает действовать норма права действует Меры, наступающие в случае нарушения диспозиции, т е правил поведения

Правовая культура личности Знание и понимание права и действие в соответствии с ним

Норма права Правило поведения людей или их объединений в какой-либо правовой ситуации, которое носит общеобязательный характер. Виды норм права

Отрасль права – большая группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (трудовые, семейные и т. д.) Частное право Регулирует отношения между гражданами Публичное право Регулирует отношения между государством и гражданами

Распределить отрасли на два столбика: частное и публичное право Конституционное Гражданское Административное Уголовное Трудовое Семейное

Частное: Гражданское Трудовое Семейное Публичное: Конституционное Административное Уголовное Записать, какие нормы включены в каждую отрасль. Стр. 45-49

К какой отрасли права относятся ситуации? 1.Гражданин перешел улицу на красный сигнал светофора. 2. Гражданин написал на соседа ложный донос. 3. Гражданин совершил кражу 4. Граждане решили усыновить ребенка. 5. Гражданин заключил с директором предприятия трудовой договор

  • Афанасьева Римма Ахатовна
  • 659
  • 30.11.2015

Номер материала: ДВ-212822

  • 30.11.2015
  • 483
  • 30.11.2015
  • 323
  • 30.11.2015
  • 1329
  • 30.11.2015
  • 1163
  • 30.11.2015
  • 731
  • 30.11.2015
  • 577
  • 30.11.2015
  • 1586

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»

На уроке учащиеся знакомятся с основными правами и обязанностями и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав. Работая в группах, ученики ищут информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления; дают определения понятия: права, естественные права, неотчуждаемые права.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»»

Тема: Права и обязанности граждан

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, ле­жащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; приме­нять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социаль­ным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: фор­мирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои ре­шения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: открытия новых знаний.

Вопросы к классу

1.Объясните смысл высказывания итальянского писателя X. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».

2.На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения заданий.)

-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стра­не чудес» и ответьте на вопросы.

Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!

Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

Молчать! — крикнула Королева, багровея.

И не думаю, — ответила Алиса.

Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

-Предположите, о чем мы будем говорить.

Тема уроков: «Права и обязанности граждан».

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

1.Права и свободы человека и гражданина.

2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.

3.Права ребенка и их защита.

4.Нет прав без обязанностей.

3.Введение в новый материал

Задание: вспомните, сколько раз задень вы употребили слова

«свобода» и «права».

Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и сво­бод человека.

1. Права и свободы человека и гражданина

По своей природе и системе гарантий права и свободы гра­жданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуаль­ного выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкрет­ные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государствен­ных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

что хочу, то и ворочу;

долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи сво­бодным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свобод­ный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны под­рывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека свя­заны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .

В современной политологии выделяют три основных поко­ления прав человека (по времени их возникновения и кругу рас­пространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение социальные и экономические права — по­явились в XIX — начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Третье поколение — коллективные права, защищающие ин­тересы больших групп людей. Они возникли после Второй ми­ровой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., всту­пил в силу в 1976 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Кон­ституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы чело­века и гражданина»).

Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

— Как вы думаете, на чем основаны права человека?

Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Кон­венция о защите прав человека и основных свобод).

Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.

Человеческое достоинство — это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с тече­нием времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы зна­чимость этого качества для конкретного человека.

(Проверка выполнения задания.)

Достойное поведение человека определяется положительны­ми чертами характера, которые были привиты родителями в про­цессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храб­рость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчи­вость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).

Права человека можно классифицировать по различным при­знакам.

Задание: изучите и прокомментируйте данные таблицы.

Творческое задание. Ответьте на вопросы.

В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосно­венность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)

Кто из сказочных героев воспользовался правом на сво­бодное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)

В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)

Кто пользовался правом на свободное передвижение, ис­пользуя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Пот­тер — на метле.)

Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолет­него мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)

Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вы­растил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)

Разделившись на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдерж­ки из гл. 2 Конституции РФ. (Ученики получают раздаточный материал.)

Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нару­шил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую)’,

лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную непри­косновенность);

медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросен­ка» (нарушили право на неприкосновенность жилища),

барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались пра­вом на свободу передвижения)

Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).

звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на меди­цинскую помощь),

. три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользова­лись правами на труд и частную собственность — построили избушки и владели ими).

(Проверка выполнения задания.)

2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гра­жданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их за­щищать.

— Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены спо­собы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспе­чивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?

Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.

Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в об­ществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в спе­циальных органах, которые должны были защищать права и ин­тересы тех, кто оказался в беде.

Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па выступит в роли консультантов по вопросам защиты прав че­ловека. Результаты работы представьте графически.

Задание для первой группы: представьте способы защиты прав человека на национальном уровне (в России).

Задание для второй группы: представьте способы защиты прав человека на международном уровне.

Задание для третьей группы: представьте способы защиты прав человека в Европейском союзе (региональный уровень).

3. Права ребенка и их защита

Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы.

В каком международном документе провозглашены права детей?

Каковы основные права детей?

(Проверка выполнения задания.)

Какие права и обязанности появляются в 14-летнем возрасте?

-Давать согласие на изменение своего имени и фамилии

-Выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

-Быть заслушанным в ходе любого судебного или админи­стративного разбирательства.

Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность:

-выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

-совершать любые сделки (с согласия родителей) и само­стоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

-вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

-поступать на работу (на лёгкий труд не более четырёх часов в день) с согласия одного из родителей;

-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.

Задание: работая с материалом на с. 20 учебника, графически отобразите основные направления деятельности государства в об­ласти защиты прав человека.

(Составляется логическая схема.)

В игровой форме проверим наши знания. Игра называется «Защитим свои права».

Творческое задание. Разделитесь на две группы — «пострадав­ших» и «правозащитников». Первая группа определяет, в каких ситуациях были нарушены права ребенка. Вторая группа дает ре­комендации: куда следует обратиться в данной ситуации, чтобы защитить свои права.

хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;

учитель на уроке оскорбил ученика;

два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

неизвестные ограбили квартиру;

милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

человека не приняли на работу без объяснения причины;

соседи по дому громко включают музыку, шумят, на прось­бы уменьшить звук не реагируют;

одноклассник приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться;

подростки отняли сумочку и пригрозили, что если вы рас­скажете кому-то об этом, то они вас найдут и накажут;

в поликлинике отказались оказывать необходимую меди­цинскую помощь.

(Проверка выполнения задания.)

Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

Как происходило признание прав человека в международ­ном масштабе?

Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Рос­сийской Федерации?

Задание 1 «В классе и дома»

Представь, что тебе предложили создать законы для ново­го государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.

Право в системе социальных норм

Этот видеоурок предназначен для самостоятельного рассмотрения темы «Право в системе социальных норм». Как известно, любое общество регулируется самыми разными нормами – правовыми, моральными, религиозными и др. Именно правовые нормы считаются самыми важными из всех перечисленных выше. Поэтому это первое занятия о правовой сфере жизни общества мы посвятим изучению права в системе социальных норм.

Тема: Человек и право

Урок: Право в системе социальных норм

1. Введение

1. Определение права.

2. Основные признаки права.

3. Право и мораль.

4. Источники права.

5. Права человека.

6. Обязанности человека и гражданина.

Здравствуйте, сегодня мы приступаем к изучению правовой сферы жизни общества. Тема нашего урока – «Право в системе социальных норм».

Жизнь общества регулируется различными социальными нормами – правовыми, религиозными, моральными. Важнейшими среди них считаются правовые нормы.

Право традиционно определяется как система охраняемых государством общеобязательных норм, установленных законом или иным нормативным актом.

Из данного определения следуют основные признаки права:

1. Социальность (обеспечение общесоциальной функции).

2. Нормативность (право представляет собой систему правил поведения).

3. Обязательность (обеспеченная возможностью принуждения со стороны государства).

4. Формализм (защита права государством от произвольного изменения).

Право носит универсальный характер, то есть охватывает практически все сферы общественной жизни. Единственный вид социальных норм, который может в этом отношении соперничать с правом,- это мораль.

Взаимоотношения между правом и моралью менялись в ходе развития общества. Право возникло из системы обычаев и сначала лишь узаконивало то, что было установлено моралью (рис. 1).

Рис. 1. Право и мораль

Постепенно право распространяло свое влияние на такие сферы общественной жизни, которые ранее регулировались лишь моралью (рис. 2).

Рис. 1. Право и мораль (2)

Сегодня подавляющее большинство общественных отношений регулируются как правом, так и моралью.

В то же время отношения любви и дружбы, к примеру, регулируются только моральными нормами. Правовые нормы обязывают родителей кормить своего ребенка и предоставлять жилье до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет, но заставить любить своего ребенка право не в силах.

Есть отношения, которые регулирует право, но не мораль. Так, определенные виды сделок носят законный характер только после обязательного нотариального удостоверения; с моральной точки зрения это требование права не оценивается.

Разумеется, между правом и моралью есть много общего. И мораль, и право:

1) представляют собой разновидности социальных норм;

2) формируются в процессе жизнедеятельности человеческого общества;

3) основываются на свободе воли индивида;

4) имеют единые цели и задачи [даются пояснения]. Но есть и различия между моралью и правом. Такие различия можно провести по трем основаниям:

1) по способам установления, формирования и форме выражения (мораль формируется стихийно, через привычки и традицию; право санкционируется специальными учреждениями государства и закрепляется в юридических актах);

2) по методам обеспечения (силой государства или общественного мнения);

3) по характеру и порядку ответственности за их нарушение (юридическая ответственность и моральное осуждение).

Может ли право противоречить морали?

Мораль и право чаще всего одинаково воспринимают и оценивают общественные отношения. Поэтому принято считать, что моральные нормы были и остаются важнейшими источниками права. Какие же иные источники права мы можем назвать?

1. Законы и подзаконные акты – основной источник права, создаваемый государством.

2. Договоры – соглашения двух и более субъектов права.

3. Правовые обычаи (правила поведения, вошедшие в привычку в связи с их многократным применением) (рис. 3).

Как советский посол «отпячивался»

4. Принципы – основы, начала, на которых строится определенная система правовых норм. Пример: государственный суверенитет, права и свободы человека как высшая ценность, верховенство права.

5. Аксиомы – правовые утверждения, не требующие доказательств («Должна быть выслушана и другая сторона»; «Никто не может быть судьей в своем деле»).

6. Презумпция – предположение, гипотеза (презумпция знания права и закона, презумпция невиновности).

7. Фикция – фактически несуществующее положение, которое признается правом существующим и имеющим юридическое значение.

Особым источником права является прецедент – решение вышестоящего суда, обязательное для всех нижестоящих судов. В российском праве прецедент не является источником права, а в Англии и США именно на них построена вся система права.

Какие бывают прецеденты

И, конечно, особым источником права являются признанные международным сообществом права человека. Традиционно права человека определяются как система норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека — это ценностный ориентир, определяющий степень зрелости и развитости гражданского общества.

Главными документами, закрепляющими права и свободы человека, являются Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ. Всеобщая декларация человека (рис. 4) была принята в 1948 году всем мировым сообществом и признана практически всеми странами мира.

Рис. 4. Всеобщая декларация прав человека

В Конституции РФ правам и свободам человека посвящена вся вторая глава. В статье 56 перечислены те права и свободы, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения. Это право на жизнь и достоинство личности, право на жилище, право частной собственности и другие фундаментальные права.

Права человека можно разделить на пять групп (рис. 5). Особая группа – это личные, или гражданские права человека. К ним относятся право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища (тайна переписки и телефонных переговоров), свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, свобода вероисповедания), право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

Рис. 5. Виды прав человека

Политические права – свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством (право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, право на участие в отправлении правосудия, право создавать политические партии, иные общественно-политические организации и профсоюзы).

Экономические права – право на труд (право на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы), право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

Социальные права – право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

Культурные права – право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

Когда появляются права человека?

Соблюдение прав человека обязательно. За этим следят не только государственные органы, но и отдельные уполномоченные лица. Согласно Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека является Президент РФ. С 1996 года в России существует должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а с 2009 года – должность Уполномоченного по правам ребенка. А вообще должность омбудсмена появилась в XVIII веке в Швеции: там так называли специального чиновника, который докладывал королю, хорошо ли в его стране живут простые люди.

Раз уж мы поговорили о правах, давайте назовем и обязанности человека и гражданина. Конституция РФ содержит указание на 8 обязанностей:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ.

2. Уважение прав и свобод других лиц.

3. Защита Отечества.

4. Уплата налогов и сборов.

5. Бережное отношение к природе и окружающей среде.

6. Забота о памятниках истории и культуры.

7. Получение основного общего образования (9 классов).

8. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях [всё дается с комментариями].

Перечисленные в Конституции РФ права и свободы человека представляют собой примеры правовых норм. О том, что представляют собой правовые нормы, мы поговорим в следующей лекции. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Система права РФ

В ходе урока все желающие смогут самостоятельно изучить тему «Система права РФ». На нем мы рассмотрим, как осуществляется система права в Российской Федерации, которая относится к романо-германской (континентальной) правой системе. Такая система права подразумевает жесткую иерархию, у которой есть свои ограничения.

Тема: Человек и право

Урок: Система права РФ

1. Введение

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – «Система права РФ». Если в течение предыдущих уроков мы говорили о праве вообще, то сегодня мы рассмотрим эту информацию применительно к Российской Федерации.

В настоящее время в мире существуют две основные системы права – романо-германская, называемая также континентальной, и англосаксонская. Российское право относится к романо-германской системе, а значит, в ней существует жесткая иерархия источников права, которую возглавляет конституция. Рассмотрим иерархию источников российского права.

На первом, самом высоком, уровне находится Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой. Это означает, что ни один источник права, ни одна правовая норма не может действовать, если она противоречит Конституции РФ. Конституция сама по себе составляет целую отрасль права – конституционное право, о котором мы поговорим позже.

На втором уровне находятся вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. До момента вступления в силу они в обязательном порядке проходят проверку на соответствие положениям Конституции РФ. Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С другой стороны, любой договор должен быть ратифицирован. В российской правовой системе ратификация международного договора оформляется федеральным законом. Ратификация (лат. ratificatio от ratus – решённый, утверждённый + facere – делать) – процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Третий уровень занимают федеральные конституционные законы, или, сокращенно, ФКЗ. Они принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, 70-я статья гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Нот и текста гимна в Конституции нет, но они содержатся в принятых федеральных конституционных законах.

Другой пример. Пункт 3 статьи 128 Конституции РФ гласит: «Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ» был принят еще в 1994 году (рис. 1), а остальные федеральные конституционные законы до сих пор не рассмотрены Государственной Думой.

Рис. 1. ФКЗ о Конституционном суде

Четвертый уровень составляют федеральные законы. Они принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по вопросам, которые Конституция не рассматривает. Дело в том, что за почти 20 лет, прошедшие с момента принятия действующей Конституции РФ, в нашей жизни появились многочисленные явления, которых раньше попросту не существовало. Например, появился Интернет, а в связи с ним – новые обстоятельства заключения договоров, такие явления, как электронные торги, электронная подпись, электронные средства массовой информации и даже, к сожалению, преступления, совершаемые через электронные сети. Все это требует принятия федеральных законов.

На пятом уровне находятся указы Президента РФ, а на шестом – постановления Правительства России. Поскольку Президент является главой государства, его указы в иерархии российского права стоят выше, чем нормативные документы Правительства, так как оно возглавляет только систему исполнительной власти.

Важно отметить, что указы Президента и Постановления Правительства обязательно согласовываются со всеми федеральными законами, международными договорами и, конечно, с Конституцией РФ. Если между источниками права разных уровней обнаруживается несовпадение, прекращается действие той нормы, которая стоит ниже в иерархии права. За этим специально следит Конституционный Суд РФ. Например, в 2005 году Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента РФ закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Если бы этого не было сделано, закон был бы отменен.

Конечно, существуют и другие ступени иерархии права. Седьмыми будут приказы министров и руководителей государственных служб, ниже – решения коллегий министерств и распоряжения чиновников следующего звена. Все эти уровни объединяет с указами Президента и постановлениями Правительства то, что они должны обязательно соответствовать федеральным законам.

Таким образом, первые четыре уровня в иерархии российского права составляют законы. Они принимаются парламентом или народом (Конституция РФ была принята всенародным голосованием) и обладают высшей юридической силой. Все остальные источники права называются подзаконными актами. Они издаются президентом РФ и органами исполнительной власти в рамках их полномочий.

Законы

Подзаконные акты

Принимаются парламентом или народом и обладают высшей юридической силой

Издаются президентом РФ и органами исполнительной власти в рамках их полномочий.

Хотя законы могут приниматься и самим народом в ходе референдума, подавляющее большинство законов принимаются Государственной Думой РФ. Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Рассмотрим подробнее стадии законотворческого процесса в Российской Федерации.

Для того чтобы закон был принят, необходимо сначала написать его проект. Но направить проект закона в Государственную Думу могут не все. Пункт 1 статьи 104 Конституции РФ гласит: «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Запомнить, кто обладает правом законодательной инициативы, несложно. Это Президент РФ (как глава государства), органы, возглавляющие три ветви федеральной власти в РФ, а также региональные парламенты.

Вы можете спросить: неужели демократично, что граждане РФ сами по себе не могут выступить с проектом какого-нибудь закона? Во-первых, регламент Государственной Думы требует, чтобы все документы, официально поступающие на ее рассмотрение, публично обсуждались депутатами. В России около 145 миллионов жителей, и даже если каждый тысячный из них напишет и пошлет в нижнюю палату парламента какой-либо документ, Государственная Дума будет рассматривать их несколько лет подряд. А во-вторых, возможность заставить Государственную Думу рассмотреть ваш законопроект все-таки существует. Его нужно отправить в приемную Президента, какому-либо депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации, которому вы доверяете; если они сочтут нужным, то вынесут ваш законопроект на рассмотрение Государственной Думы от своего имени. Деньги за это, правда, не положены ни им, ни вам (рис. 2).

Рис. 2. Процедура законотворчества в РФ

После того, как закон пройдет утверждение в Совете Федерации, он поступает на подпись к Президенту РФ. Президент может подписать, а может не подписать данный закон. Во втором случае говорят, что Президент применил свое право отлагательного вето, или просто право вето. В этом случае также создается согласительная комиссия – с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителей Администрации Президента РФ.

Если же Государственная Дума и Совет Федерации не пожелают идти на уступки Президенту, отлагательное вето можно преодолеть. Обратимся к Конституции РФ. Пункт 3 статьи 107 гласит: «Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию».

Это значит, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут преодолеть президентское вето двумя третями голосов. В новейшей истории России такое было всего один раз. В 1994-1995 годах президент России Б. Н. Ельцин неоднократно предпринимал попытки вернуть так называемые трофейные произведения искусства (в международном и гражданском праве такое действие называется реституцией). Реституция (в международном праве) – форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения. В 1996 году Государственная Дума после продолжительных дебатов приняла федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», в котором запрещалось проведение реституции. Ельцин отказался подписать этот закон, однако парламенту удалось преодолеть президентское вето.

Есть некоторые различия в процедуре принятия федерального конституционного закона и федерального закона. Рассмотрим их в виде таблицы. Если для принятия и одобрения федерального закона требуется простое большинство голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то для федерального конституционного закона этого уже недостаточно. Такая разница связана с тем, что федеральные конституционные законы, как мы уже видели, занимают более высокое место в иерархии российского права.

Предпоследней стадией законотворческого процесса является опубликование закона. Конституция РФ гласит, что неопубликованные законы не действуют. Закон публикуется не в любых СМИ, а в одной из двух газет – «Российской газете» или «Парламентской газете», а также в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации». Закон вступает в силу не сразу, а только через 10 дней с момента опубликования. Этот срок необходим, чтобы все заинтересованные лица ознакомились с текстом закона; в России действует презумпция знания права, согласно которой незнание закона не освобождает от ответственности.

Итак, мы рассмотрели с вами структуру российского права и убедились, что механизм его действия детально прописан в тексте Конституции РФ. Однако Конституция содержит и другие правовые нормы, определяющие общий характер государства, механизм формирования и функционирования его важнейших органов. Этому вопросу будет посвящено наше следующее занятие. А наш урок окончен. Спасибо за внимание.

Правовые системы

Главное различие между системами заключается в принципе формирования правовых норм. В странах, где существует романо-германская правовая система, существуют писаные конституции, содержащие высшие правовые нормы. В странах англосаксонской системы писаных конституций либо нет вообще (как в Англии), либо они очень невелики по объему и описывают лишь самые общие принципы функционирования государства (как, например, в Конституции США).