Регистрация праворульных авто

Рубрики Процессы

Праворульные авто не поставят на учет

Автомобилисты на Дальнем Востоке будут переплачивать за машины с левым
рулем из-за Таможенного союза

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ подготовил очередную версию проекта нового техрегламента на транспортные средства.

Документ, который помимо прочего устанавливает требования для автомобилей, ввозимых в страны Таможенного союза, все-таки вводит ограничения на эксплуатацию «транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления». В случае принятия этого проекта техрегламента поставить праворульный автомобиль на учет в ГИБДД будет уже нельзя.

Предусмотрены только два исключения — это машины, предназначенные для содержания дорожного покрытия и для коммунального хозяйства. В то же время, проект техрегламента позволяет правительствам стран-участниц Таможенного союза расширять список исключений и вносить в него любые автомобили, кроме автобусов.

Как сообщил директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов, который курирует разработку документа, проект будет рассмотрен ведомствами в ближайшие полмесяца. К 4 августа планируется подготовить проект к рассмотрению совместно с белорусскими и казахстанскими коллегами.

Россия оставила себе «лазейку», позволяющую не вводить полный запрет на ввоз праворульных иномарок, несмотря на то, что их уже давно нельзя ввозить в Казахстан и Белоруссию. При этом любая из стран Таможенного союза может разрешить импорт на свою территорию праворульных машин «с обеспечением выполнения всех требований настоящего технического регламента».

Как пояснили в Минэкономразвития, под действие техрегламента подпадают производимые в странах ЕврАзЭС «в условиях серийного производства и в единичных экземплярах» автомобили, а также машины, которые ввозятся на единую таможенную территорию ЕврАзЭС на срок более шести месяцев.

С запретом правого руля согласны далеко не все. Так, Минэкономразвития считает меру избыточной, опираясь на то, что точных доказательств опасности использования правого руля при левостороннем движении нет.

Заместитель генерального директора Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ Борис Кисуленко пояснил «Гудку», что единый техрегламент вступит в силу после того, как его утвердит трёхсторонняя комиссия Таможенного союза. По его словам, документ гармонизирован с действующим белорусским законодательством. «Что касается наших казахстанских коллег, то они ещё не высказали своё мнение по поводу техрегламента», – сказал Борис Кисуленко.

По его словам, нормы Таможенного союза базируются на российском техрегламенте о безопасности колёсных транспортных средств, который вступил в силу осенью 2010 года.

По мнению председателя движения автомобилистов России Вячеслава Лысакова, запрет на выпуск в обращение праворульных машин «вызван необходимостью адаптировать российское законодательство к нормам Казахстана и Белоруссии, где правый руль был запрещен полностью несколько лет назад». Он напомнил, что при обсуждении российского техрегламента в 2009 году вопрос запрета праворульных автомобилей уже вызывал многочисленные акции протестов среди автомобилистов, в первую очередь — на Дальнем Востоке. После чего проект техрегламента был изменен и соответствующий пункт исключен из документа.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что в этой ситуации власти правы: «У праворульных машин фары смещены влево и слепят других участников движения, что небезопасно». Что касается полного запрета на праворульные автомобили, то на него российские власти не пойдут, убеждён Сергей Канаев.

Как ранее сообщал «Гудок», доля праворульных автомобилей на вторичном рынке России по итогам января 2011 года составила всего 0,3% от общего предложения. Такие данные приводят аналитики поисковой системы Smartus, подчеркивая, что год назад этот показатель был в 17 раз выше и составлял 5,1% рынка подержанных автомобилей. Для сравнения, два года назад – в январе 2009 года – почти каждый десятый (9%) продаваемый в России б/у автомобиль имел правый руль.

По мнению экспертов, основной причиной такого изменения предложения стали введенные два года назад запретительные пошлины на ввоз иномарок. Однако статистика не совсем точна, поскольку перегонщики б/у автомобилей из Японии сегодня перешли от массовых завозов к работе под конкретный заказ. В результате машины не попадают в открытую продажу и, соответственно, не учитываются в статистических данных.

Председатель приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Юрий Мутылин напомнил, что в европейской части страны уже построены заводы, выпускающие леворульные иномарки, продающиеся по приемлемым ценам. Но до Дальнего Востока бюджетный модельный ряд леворульных машин не доходит, все иномарки реализуются до Урала.

«Впрочем, даже если машины дойдут – из-за огромных расстояний и, соответственно, затрат на перевозку автомобили уже станут дорогими. В то же время вторичного рынка автомобилей с левым рулём в Приморье нет, ведь большинство машин здесь из Японии – праворульные. Так что если новые поправки в техрегламент будут утверждены, автомобилистам на Дальнем Востоке это не сулит ничего хорошего: леворульных машин практически нет, приобрести их дорого и малореально, а праворульные окажутся под запретом», – отметил он.

Россия защитила правый руль

«Праворульки» в Казахстан ввозить можно, но временно

Россия пролоббировала «правый руль». В странах Таможенного союза (ТС), в состав которого входят Россия, Казахстан и Беларусь, не будут введены ограничения на эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. По его словам, российская сторона не допустит «выдавливания праворульных машин с рынка», так как большинство таких автомобилей используется жителями Дальнего Востока. По данным экспертов, в дальневосточном регионе около 80% автолюбителей пользуются подержанными праворульными иномарками, привезенными из Японии.

«Действительно, у наших партнеров по ТС было пожелание вывести праворульные автомобили за рамки технического регулирования на всей территории Союза. Но мы понимаем, что это было бы очень болезненно для всего Дальнего Востока. Я обещаю: все, кто владеет праворульными автомобилями, могут спокойно ездить на них, если им так удобнее», — сказал Шувалов.

В июле этого года сообщалось, что в РФ может быть введен запрет на оборот вновь ввезенных на территорию страны «праворулек». Согласно регламенту ТС, такой автомобиль, ввезенный после вступления техрегламента в силу, нельзя будет поставить на учет. Данная практика уже применяется в Беларуси и Казахстане.

Как уточнил на днях инспектор комитета дорожной полиции Министерства внутренних дел (МВД) РК Мурат Иманбаев, потребители Казахстана и Беларуси не смогут ввозить праворульные автомобили в рамках ТС. «В техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» предусматривается запрет на ввоз праворульных транспортных средств по всем категориям для республик Казахстан и Беларусь. Для Российской Федерации в этом проекте техрегламента отражен допуск ввоза легковых праворульных автомобилей. Только для России и только для легковых транспортных средств эта норма остается», — подчеркнул он.

По словам председателя комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Рыскельды Сабаева, казахстанцы не смогут приобретать у россиян ввезенные ими праворульные легковые автомобили. При этом на временный ввоз «праворулек», как уточнил г-н Иманбаев, ограничения никогда не было и не будет. Так что в ТС все же остается лазейка для «праворулек». Многие казахстанцы могут ею воспользоваться, привозя в республику автомобили с правым рулем, и ездить на них, не проводя таможенной очистки и не регистрируя. По сути, закон не нарушается, так как нет ограничений по временному ввозу и использованию праворульных автомобилей.

Как видно из этого примера, Россия требует от других членов ТС тотальной унификации законодательства, навязывая те или иные требования, однако у нее самой тем временем не хватает политической воли, чтобы отказаться от праворульных автомобилей, в основном распространенных лишь в одном регионе РФ. Из-за слабости Кремля все разумные усилия Казахстана и Беларуси по отказу от «праворулек», которые, кстати, дались нелегко и проходили на фоне забастовок недовольных автовладельцев, нивелируются.

Сейчас выявляются и другие разногласия между членами Союза. Минск, например, потребовал от России перестать считать пиво алкоголем. Такие условия Беларусь выставляет в ходе переговоров по согласованию алкогольного техрегламента ТС. Опасения Минска связаны с тем, что 80% объемов пива, сваренного в Беларуси, упаковывается в полиэтиленовую тару, тогда как регламент требует разливать его в стеклянные бутылки. Это потребует инвестиций на уровне 450 млн долларов. РФ, в свою очередь, выступает категорически против идеи Минска, причем собирается настоять на том, чтобы этот вопрос вообще не обсуждался. Тогда почему бы Беларуси и Казахстану не настоять на том, чтобы Россия запретила эксплуатацию праворульных автомобилей?

Можно ли ездить в Украине с правым рулем?

Процент автомобилей с правым расположением рулевого колеса на украинских дорогах ничтожно мал, но все же они существуют. В своем большинстве – это модели, произведенные для внутреннего рынка стран с правосторонним движением: Японии, Великобритании и др. Законно ли управление таким автомобилем в Украине и можно ли его зарегистрировать или перерегистрировать на свое имя?

Законные основания

Ответы на все вопросы, касающиеся организации дорожного движения, следует искать в соответствующих профильных документах. И вопрос праворульных автомобилей – не исключение. Забегая наперед, скажем, что все зависит от возраста самого автомобиля.

  • действующий закон «О дорожном движении», который вступил в действие 16 июля 1993 года, говорит о том, что «не допускается участие в дорожном движении транспортных средств с правым расположением руля» (статья 29)
  • постановление ВР Украины №3914/ХІІ ограничивает действие 29-й статьи – все ограничения касаются только тех транспортных средств, которые купили, ввезли и зарегистрировали в Украину после 1993 года

Вот и получается, что возраст и дата ввоза автомобиля является ответом на вопрос о возможности управления – если его ввезли раньше 1993 года, владелец может без опаски ездить по украинским дорогам. Как и другие люди – покупать его и регистрировать на свое имя.

Возможно, вам приходилось встречать на дорогах новые автомобили японского или британского происхождения с новыми же номерами и правым расположением руля. Скорее всего, это старые модели после обновления кузова – ввоз новых автомобилей с правым рулем, их регистрация на данный момент запрещена.

Регистрация праворульных авто

В начале недели снова возникла тема о запрете праворульных автомобилей. Сенатор и бывший глава ГИБДД Владимир Федоров заявил в одном из интервью, что концепция запрета на регистрацию автомобилей с правым рулем готова и в ближайшее время будет принят соответствующий федеральный закон. А для начала на автомобили с правым рулем введут высокие таможенные пошлины. Подробности законопроекта сенатор озвучивать не стал, но его заявление успело наделать шумихи в прессе. На Дальнем Востоке не нервничают: местные автопродавцы уверены, что до запрета дело не дойдет.

Предпосылок для покупки автомобилей в Японии, Китае и Америке у населения, проживающего за десятки тысяч километров от Центрального округа, огромное множество.

По оценке “Агентства японских автомобилей” (г. Иркутск), доля “праворулек” на Дальнем Востоке сегодня составляет 90-95%, в Сибири – 60-80% (в зависимости от региона), на общероссийском рынке – не менее 40%. В компании “ВладСтарт” (г. Владивосток) считают, что во Владивостоке с этим бизнесом связано до 60% населения. Просто так взять и отменить образ жизни в виде торговли подержанными азиатскими автомобилями правительство не посмеет, поэтому дальше угроз дело пока не идет. И все же Autonews.ru связался с дальневосточными автодилерами, чтобы узнать, на что они собираются жить в случае введения запрета.

Автопродавцы дальневосточного региона сопротивляться правительственным инициативам привыкли настолько, что уже почти спокойно воспринимают желание очередного правительственного лобби прикрыть торговлю праворульными автомобилями. “На мой взгляд, регистрацию и эксплуатацию не запретят вовсе, – комментирует руководитель компании “ВладСтарт”. – Такой вопрос ставится каждую весну на протяжении уже нескольких лет. Мне кажется, что подобные заявления появляются время от времени с целью снизить популярность японских подержанных автомобилей. Каждый раз, как в СМИ начинают поднимать шум вокруг этой проблемы, спрос на такие автомобили существенно снижается, но проходит немного времени, страсти затихают и все возвращается на свои места”.

Тем не менее, шансы на то, что запрет все-таки однажды будет введен и законопроект принят, достаточно высоки. Возможно, это будет сделано чуть позже, для того чтобы поддержать бизнес новых российских автозаводов по сборке иномарок и производству отечественных автомобилей. В случае, если импорт “праворулек” станет противозаконным действием, продавцам придется приспосабливаться. Пока идет торговля, они просчитывают возможные сценарии развития событий.

“Если рассматривать общий автомобильный рынок, то, наверное, ничего страшного не случится, – прикидывают в “ВладСтарте”. – Освободившуюся нишу займут дешевые и некачественные отечественные автомобили или машины китайского производства. А вот дальневосточный автомобильный рынок на какое-то время прекратит существовать, как и большая часть экономической инфраструктуры. Чем все закончится, страшно даже представить. Скорее всего, закон не будет исполняться”.

Похожего сценария развития событий придерживаются и в компании “Корея Рос Импорт” (г. Владивосток). Даже если дальневосточные дилеры останутся законопослушными, они не откажутся от ввоза автомобилей из-за границы, чем еще попортят статистику официальным, “белым” автосалонам. “Как вариант, люди будут покупать подержанные автомобили с левым рулем из Южной Кореи, США”, – говорят эксперты из “Корея Рос Импорт”. “Жители Дальнего Востока будут покупать автомобили тем же способом, что и сейчас, – соглашаются в “ВладСтарте”. – Только это будут машины с левым рулем, и импортировать их будут из Америки, Кореи, с Тайваня, Филиппин и т. д.”.

Переоборудование праворуких “японок” – еще один, вполне безболезненный вариант сохранения автобизнеса в дальневосточном регионе. К счастью, дилеры обещают, что на цене автомобиля установка “левого” руля не скажется – иначе для потребителя экономить на подержанном японском автомобиле смысла нет.

“Существенного роста стоимости “японок” не произойдет, так как 2-3 тыс. долларов, которые требуются на переоборудование на левый руль, будут компенсироваться снижением цен на аукционах, – говорит зам. директора ООО «Агентство японских автомобилей» по рекламе и связям с общественностью Павел Арбузов. – Это становится понятным, если проанализировать стоимость на аукционах “проходных” (не старше семи лет) и “непроходных” автомобилей. Стоимость автомобиля, как только возраст его переваливает за семь лет, снижается иногда в 10 раз. То есть даже небольшое снижение спроса на аукционные автомобили, вследствие удорожания за счет переоборудования, приведет к ощутимому снижению цены на аукционе”.

Можно ли эксплуатировать «праворульную» машину?

На вопросы наших читателей отвечает начальник отделения профилактической работы УГАИ ГУ МВД Украины в г. Киеве полковник милиции Александр Груенко.

На авторынке мне предложили автомобиль с правосторонним расположением руля. Можно ли эксплуатировать такую машину в Украине, и смогу ли я перерегистрировать ее на свое имя?

– Это зависит от возраста автомобиля. Дело в том, что согласно ст. 29 Закона Украины «О дорожном движении» эксплуатация транспортных средств с правым расположением руля не допускается. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины № 3914/ХІІ от 2.02.1994 года данное ограничение не распространяется на машины, которые приобретены и зарегистрированы в органах Государственной автомобильной инспекции МВД Украины до 16 июля 1993 года (то есть до дня введения в действие Закона «О дорожном движении»).

Разрешена также перерегистрация транспортных средств с правым расположением руля, которые приобретены и ввезены в Украину до 16.07.1993 г.

Я владелец 25-летней ГАЗ-24. Хочу переделать двигатель для работы на газе. Нужно ли как-то оформлять в ГАИ данное переоборудование?

– Установка газобаллонного оборудования обязательно подлежит оформлению. Для начала необходимо обратиться в межрайонное регистрационно-экзаменационное подразделение (МРЭО) ГАИ по месту жительства с соответствующим заявлением и получить разрешение на выполнение работ. Производить данную процедуру следует на станции технического обслуживания или на предприятии, имеющем соответствующую лицензию. После установки газобаллонного оборудования на СТО должны выдать свидетельство о согласовании конструкции ТС и дополнение к нему, подтверждающее переоборудование, а также акт о выполненных работах.

На основании этих документов в МРЭО фиксируется факт переоборудования автомобиля. После этого необходимо перерегистрировать машину согласно ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении» и получить новый техпаспорт, где в графе «Особые отметки» делается запись о том, что на вашем автомобиле установлено газобаллонное оборудование.

Если же вы захотите сэкономить и официально не оформлять проведение работ, то стоит знать, что все равно эта переделка будет выявлена при прохождении очередного ТО. В подобном случае сотрудники ГАИ согласно ст. 37 Закона «О дорожном движении» запретят эксплуатацию ТС путем изъятия номерных знаков, а также привлекут вас к ответственности согласно ч. 1 ст. 121 КОАП Украины, предусматривающей штраф в размере от 17 до 34 грн.

Вправе ли «гаишник» нести службу на личном автомобиле?

Согласно «Наставлению по дорожно-патрульной службе Госавтоинспекции», введенному в действие Приказом № 45 МВД Украины от 3.02.1992 года, контроль за дорожным движением может быть открытым, скрытым и смешанным.

Открытый контроль осуществляется инспекторами ГАИ при пешем патрулировании, а также на транспортных средствах, имеющих специальную окраску.

При скрытом контроле работники Госавтоинспекции используют транспортные средства обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Однако при этом они должны быть в милицейской форме.

Смешанный контроль проводится одновременно на нескольких транспортных средствах со специальной и обычной окраской.

Таким образом, осуществлять свою законную деятельность на личном автотранспорте инспектору ГАИ не запрещается.

Угонщикам не поздоровится

В Уголовном кодексе Украины нет понятия «угон автомобиля». За любое незаконное завладение транспортным средством ст. 289 УК предусмотрено суровое наказание – штраф в размере от 17 тыс. до 20,4 тыс. грн. или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Взяв на «вооружение» опыт Украины, депутаты Мосгордумы также намерены добиться более сурового наказания за угоны. Госдуме предлагают отменить 166-ю статью Уголовного кодекса РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и привлекать угонщиков к ответственности согласно статье 158 – «Кража». Ведь по 166-й дают в два раза меньше, чем по 158-й, по которой можно «сесть» лет на шесть.

Депутаты аргументируют свою позицию тем, что 166-я статья – неплохая «лазейка» для попавшихся воришек. Ведь доказать, что был умысел на хищение, довольно сложно.

С 2000 года по 2003 год, по данным московских законодателей, количество неправомерных завладений транспортными средствами увеличилось в два раза – с 26106 до 52004 автомобилей.

«Европейские» номера

В связи со вступлением Эстонии в Европейское Сообщество в стране вводятся новые номерные знаки, выполненные в соответствии со стандартами ЕС. Обязательная замена номерных знаков не предусмотрена – автовладельцы получат новые номера при совершении регистрационных действий либо смогут заказать таблички в виде дубликата и без уплаты госпошлины. Такой же порядок сохраняется и в других европейских странах – процесс обмена регистрационных знаков, начатый в 1998 году, продолжается до сих пор.

Номерами дело не ограничится – осенью эстонцы смогут также обменять свои «права» на удостоверения европейского образца.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Владислава Бойко