Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Рубрики Вопрос юристу

Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 02-07-10/3362 Об учете земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом — основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков — иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57).

В соответствии с пунктом 275 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной# об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н) и пунктом 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н) в случае проведения реорганизации в форме присоединения, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации.

При реорганизации учреждений в форме присоединения, отчетным годом учреждения-правопреемника является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 3 Инструкции N 191н, пункт 3 Инструкции N 33н).

Таким образом, в бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели бухгалтерской отчетности присоединяемого учреждения (с начала года в котором проведена реорганизация путем присоединения), показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются в формируемую правопреемником отчетность на общих основаниях. При этом в период оформления государственной регистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения», списанию с балансового учета не подлежат.

Обзор документа

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком

§ 3. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

В период существования советского государства пользование было единственно возможным правом на землю как для граждан, так и для юридических лиц: земельные участки предоставлялись в постоянное (существовал термин «вечное») или во временное пользование, то и другое могло быть только бесплатным. С провозглашением в Российской Федерации права частной собственности на землю, возникновением арендных отношений содержание права пользования земельными участками существенно не изменилось, но сфера применения его существенно сузилась.

Как видно из самого названия рассматриваемого права, оно означает возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого пользования. В этом его отличие от временного безвозмездного пользования земельным участком, хотя бессрочное пользование осуществляется также безвозмездно. Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от договора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в отличие от аренды не на договорной основе.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (ст. 29 Земельного кодекса).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).

Новый Земельный кодекс внес существенные изменения в порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления Кодекса в силу не предоставляются земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям, кроме федеральных казенных предприятий, ни некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений. По нормам прежнего Земельного кодекса все они могли использовать землю на указанном праве, хотя на практике в последние годы коммерческим организациям земли в бесплатное пользование практически не предоставлялись, участки предлагалось покупать либо арендовать. Что же касается граждан, то значительная часть населения до сих пор имеет земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому ст. 20 подробно регулирует права граждан на такие земельные участки.

Закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести земельный участок в собственность, т. е. фактически переоформить право постоянного пользования на право собственности. «Однократно» в данном случае означает, что это может быть сделано в отношении только одного земельного участка.

В соответствии с упомянутым Законом о введении в действие передача в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Это означает, что реально право постоянного (бессрочного) пользования граждан земельными участками будет существовать еще довольно долго, но постепенно, в условиях отсутствия права распоряжения такими земельными участками (о чем будет сказано ниже), исчезнет.

При этом в Законе о введении в действие специально указано, что предоставленное землепользователям до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования.

В отношении юридических лиц, не указанных в п. 1 ст. 20, установлены иные правила. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для них, как и для граждан, сохраняется, но для таких юридических лиц Законом о введении в действие установлен конкретный срок переоформления этого права. Они обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность до 1 января 2004 г.

Порядок переоформления юридическим лицом права на земельный участок установлен также Законом о введении в действие Земельного кодекса. Этот порядок включает:

— подачу заявления юридическим лицом о передаче ему земельного участка на праве собственности или праве аренды;

— принятие решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка на соответствующем праве (в соответствии со ст. 29 ЗК РФ);

— государственную регистрацию права в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку до 2004 г. право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками коммерческими и некоммерческими организациями будет продолжать существовать, Законом о введении в действие установлены следующие правила. При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации) на праве бессрочного постоянного пользования, права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками подлежат переоформлению на право аренды, либо земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателя зданий, строений, сооружений.

Отныне не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в уставные (складочные) капиталы коммерческих и некоммерческих организаций.

Если землепользователь сдает предоставленный ему земельный участок в аренду, арендная плата устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. При этом ставки арендной платы за использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не могут быть выше ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, оборонной безопасности и иного специального назначения.

Еще одно нововведение Земельного кодекса в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками — запрет распоряжения этими участками. До сих пор землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование. Соответствующая норма содержится и в ст. 270 Гражданского кодекса. Однако Земельный кодекс четко придерживается иной, новой для нашего законодательства концепции — земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (см. п. 2 ст. 22 ЗК РФ).

Часто возникают ситуации, когда строения и иная недвижимость находятся на земельном участке, принадлежащем другому собственнику, и встает вопрос о праве пользования землей, находящейся под строением. Гражданский кодекс в ст. 271 установил, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество. А согласно ст. 35 (п. 1) Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Право постоянного пользования землями: между прошлым и будущим

Важность эффективного использования земель, находящихся в постоянном пользовании различных субъектов, в полной мере осознается тогда, когда есть понимание общих объемов таких земель.

Так, на сегодняшний день 3,2 млн га сельскохозяйственных угодий находится в постоянном пользовании государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, а также 1,5 млн га — в постоянном пользовании физических лиц и юридических лиц, которые приобрели это право согласно ранее действующему законодательству.

Содержание права постоянного пользования земельным участком заключается в возможности владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Еще в советском земельном законодательстве (Основах земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г., Земельном кодексе Украинской ССР 1970 г.) было закреплено бессрочное (постоянное) землепользование. Современное право постоянного пользования земельным участком является преемником права бессрочного землепользования советского периода, о чем свидетельствует анализ соответствующих правовых норм. При этом институт права постоянного пользования земельным участком был трансформирован. Так, в ныне действующем Земельном кодексе Украины возможность использования земель на основании права постоянного пользования ограничена по субъектному составу. Согласно статье 92 Земельного кодекса Украины, право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать предприятия, учреждения, организации государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов, религиозные организации, высшие учебные заведения и др. Для тех субъектов, которые не перечислены в ст. 92 Земельного кодекса Украины, но при этом имеют земельные наделы в постоянном пользовании, пунктом 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины была установлена обязанность переоформить такое право в собственность или в пользование. Но Решением Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005 данное положение было признано неконституционным, поскольку обязанность переоформить право постоянного пользования не предусматривала соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения.

Учитывая указанное, использование земель на основании права постоянного пользования имеет ряд практических недостатков.

1. Постоянные пользователи лишены возможности распоряжаться земельными участками, находящимися у них в пользовании, в отличие от собственников и арендаторов (арендаторов в части передачи в субаренду с согласия собственника). В результате этого государственные и коммунальные предприятия массово передают земельные участки в обработку третьим лицам по незаконным договорам совместной обработки, совместной деятельности, подряда и т. д. Это касается и физических лиц, которые, кроме того, не могут передать такие земельные участки в порядке наследования.

2. В постоянном пользовании физических и юридических лиц (право приобретено до 01 января 2002 года), которые на сегодняшний день, согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины, не относятся к субъектам права постоянного пользования, находится 1,5 млн га сельскохозяйственных угодий.

3. Право постоянного пользования земельным участком в значительном количестве случаев не оформлено надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства Украины. Это делает невозможным контроль за эффективным использованием соответствующих земельных участков. Поэтому важно обеспечить и способствовать оформлению права постоянного пользования земельным участком. В части государственных земель об этом указано в Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими, утвержденной Постановлением КМУ от 7 июня 2017 № 413. Согласно соответствующему положению Стратегии, Минагропрод, другие центральные органы власти, Украинская академия аграрных наук, высшие учебные заведения должны обеспечить оформление права постоянного пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые используются государственными предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими к сфере управления соответствующих органов.

4. Различные правовые режимы земельного участка и зданий, расположенных на нем. Необходимо обеспечить их унификацию и реализацию принципа единой юридической судьбы земельного участка и здания, расположенного на нем.

Право постоянного пользования земельным участком исторически характерно для большинства республик, входивших в состав Советского Союза. В таких странах, как Беларусь, Узбекистан, Армения, Туркменистан, и сегодня земельные участки выделяются в постоянное пользование довольно широкому кругу субъектов. В России и Казахстане правом постоянного пользования земельными участками наделен ограниченный круг субъектов, а для большей части других лиц предусмотрена четкая процедура переоформления данного права в собственность или в пользование. В Латвийской Республике право постоянного пользования использовалось на промежуточном этапе земельной реформы с последующим его переоформлением в право собственности на землю.

Учитывая описанное выше и объемы земель, находящихся в постоянном пользовании физических и юридических лиц в Украине, правовой режим использования земель на основании права постоянного пользования нуждается в доработке. В связи с этим решение данного вопроса стало одним из приоритетных направлений деятельности Рабочей группы по вопросам реформирования земельных отношений, которая была создана при Минагропроде. Сейчас к обсуждению вопроса привлекается большое количество экспертов и результат совместной работы будет представлен в ближайшем будущем.

Анна Федун, эксперт по вопросам реформирования земельных отношений Офиса поддержки реформ при Минагропроде

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О надлежащих правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставляемый в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 октября 2009 г. N Д23-3585

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о том, какие документы являются надлежащими правоустанавливающими документами на земельный участок, и сообщает.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок и актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества (договор купли-продажи, мены, дарения и т.п.), перейти по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в случае смерти гражданина) либо в порядке правопреемства (в случае реорганизации юридического лица).
Согласно ч. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Обязательственные права (аренда, рента и т.п.) возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ (ст. 307 ГК РФ).
При этом п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельным участком, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
С учетом изложенного анализ вышеуказанных норм гражданского и земельного законодательства позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является основанием возникновения такого права и, следовательно, такое решение является надлежащим правоустанавливающим документом.
В случае предоставления земельного участка в собственность или аренду решение о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов является исключительно основанием для заключения соответствующего договора. В указанном случае права на земельные участки возникают на основании соответствующих договоров, в связи с чем надлежащими правоустанавливающими документами в указанных случаях наряду с решениями о предоставлении земельного участка или протоколами о результатах торгов должны являться договоры отчуждения земельного участка (купля-продажа, аренда и т.п.).
Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных случаях права на земельные участки возникают с момента государственной регистрации таких прав (ст. ст. 8, 131, 164 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, когда договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
30.10.2009

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Содержание статьи:

Что такое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлено лишь определенным предприятиям и учреждениям, которые получили территорию еще во времена СССР. Порядок предоставления права указан в ст. 268 ГК РФ. Возникновение такого вида пользования землей произошло по той причине, что раньше не существовало такого понятия, как «частная собственность» и вся земля принадлежала исключительно государству.

В 2001 году вступил в действие новый земельный кодекс, и данный вид права был для граждан упразднен. Несмотря на это, те участки, которые были предоставлены в бессрочное пользование ранее, продолжают эксплуатироваться землепользователями и поныне.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Как правило, организации имеют право распоряжаться такой территорией, однако, полновластными собственниками не являются. Переоформление в собственность таких земель возможно, но при соблюдении установленного порядка и в назначенные сроки.

Право постоянного (бессрочного) пользования имеет следующие особенности:

  • земли являются собственностью государства или муниципалитета;
  • срок эксплуатирования не ограничен;
  • наделы можно использовать в качестве объектов юридически значимых сделок.

Необходимо отметить, что государство старается внести поправки в земельное законодательство таким образом, чтобы данный вид права был исключен. В качестве подобных мероприятий можно назвать ограничение круга субъектов пользования правом, и вынесение предписания в отношении смены режима землепользования.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования землей

Согласно ст. 39.9 ЗК РФ право бессрочной эксплуатации наделов предоставляется только определенному кругу пользователей. В перечень таковых включены:

  1. органы госвласти;
  2. административный аппарат;
  3. госучреждения, казенного или бюджетного типа, а также автономного использования;
  4. казенные организации;
  5. центры наследия бывших президентов государства.

Срок использования таких территорий не ограничен действующим законодательством. В отношении юридических лиц установлено правило, согласно которому земля передается в собственность или сдается в аренду. При неисполнении требований законодательства может быть наложен штраф в сумме от 20 до 100 тыс. рублей.

Что касается физических лиц, то они могут совершить переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в любое время и штрафные санкции в таком случае не предусмотрены.

Особенности использования земель по праву постоянного (бессрочного) пользования

В том случае, если за гражданином или компанией закреплено право бессрочной эксплуатации территории, он имеет право производить следующие манипуляции и процедуры:

  • проводить на участке все необходимые агротехнические процедуры, включая орошение, осушение, культивирование;
  • пользоваться недрами и водоемами, расположенными в пределах земельной площади;
  • переоформить надел в собственность в безвозмездном порядке;
  • возвести на участке жилые постройки, соорудить торговую точку или открыть производство, если это не противоречит целевому назначению территории.

Разумеется, эксплуатация надела происходит в рамках действующего законодательства и помимо прав у гражданина возникают обязательства по отношению к своему владению, а именно:

  1. пользоваться землей только согласно ее прямому назначению;
  2. соблюдать установленный режим землепользования;
  3. охранять надел от негативного воздействия окружающей среды, загрязнения и деградации.

Поскольку земля не принадлежит гражданину или компании по праву собственности, он не вправе продавать, обменивать или дарить участок. Также гражданин не может передать ее в аренду или использовать в качестве залогового имущества. Завещать территорию также запрещается.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком может произойти по желанию гражданина или в принудительном порядке.

В случае добровольного прекращения распорядитель надела обращается с заявкой в Росимущество, если данное право было официально зарегистрировано или в администрацию, в том случае, если государственной регистрации не было.

К стандартному заявлению прикладывается пакет обязательной документации, в состав которого должны входить:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • паспорт заявителя (копия);
  • кадастровый паспорт на участок;
  • постановление или иной акт, согласно которому земля была передана в пользование.

После рассмотрения обращения уполномоченное ведомство выносит решение о завершении права и с момента официальной регистрации, данный акт вступает в законную силу.

Право на бессрочное пользование территорией может быть прекращено и в принудительном порядке. Мероприятие по отчуждению проводится по решению суда или на основании постановления муниципалитета, иного ведомства, а такой акт выносится при наличии следующих оснований:

  • земля изымается для нужд государства или муниципалитета;
  • пользователь нарушил положения действующего законодательства, а именно: использовал землю нецелевым образом, не проводил все необходимые агротехнические процедуры, нарушил свои обязательства в отношении участка.

Причиной изъятия земельного участка может стать и тот факт, что гражданин или компания, не освоили территорию в течение 3-летнего срока с момента возникновения такого вида права.

В настоящее время оснований для предоставления гражданам такого права не существует, а земля может быть передана в бессрочное пользование только индивидуальным предпринимателям и предприятиям.

Приватизация земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования

Для оформления площади в собственность, необходимо, чтобы она прошла процедуру приватизации. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  1. Пользователь обращается в муниципалитет с заявкой о передаче участка в собственность.
  2. К заявке прилагаются необходимые бумаги: кадастровый паспорт на землю, государственное свидетельство или другой документ о праве заявителя на территорию, копия документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Сотрудник муниципалитета выносит решение о передаче территории в собственность гражданина.
  4. Заявитель обращается в Росреестр, где на основании решения и производится регистрация прав собственности на землю.

За регистрацию прав необходимо уплатить госпошлину, срок прохождения процедуры не менее месяца. При необходимости может потребоваться произвести межевание участка.

Пример по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Марина Т. на территории, предоставленной ей по праву бессрочного пользования, в свое время построила магазин. Женщина ухаживала за участком и развивала свою торговую точку.

Через некоторое время она получила из администрации уведомление, согласно которому, необходимо было заплатить штраф или снести магазин, поскольку право на возведение такой постройки у нее отсутствовало на участке, предоставленном в бессрочное пользование.

Женщина оплачивать штраф не стала, и обратилась к юристу, который пояснил, что Марина имела право построить на территории магазин, а в дальнейшем оформить его в собственность. Более того, в судебной практике данные требования администрации признаются неправомерными.

Марина Т. обратилась в суд с иском к администрации для аннулирования предъявленного требования. После того как судья вынес решение в ее пользу, Марина подала документы на приватизацию участка.

Заключение

В завершение написанного, можно сделать ряд выводов:

  1. Право бессрочного пользования землей позволяет использовать землю, однако, не дает право распоряжаться ею в качестве объекта юридически значимой сделки.
  2. Законодательно установлен круг граждан, которые сохраняют за собой право пользования такими площадями. Основания для получения территории в такой вид пользования отсутствуют.
  3. Гражданин может отказаться от имеющегося права добровольно или оно может быть прекращено принудительно.
  4. Признание права собственности на участок происходит только в процессе приватизации, которая осуществляется согласно установленному порядку.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Дарья. Когда-то, мои родители получили землю в бессрочное пользование, однако, теперь они бы хотели передать участок мне по наследству. Подскажите, возможно, ли такое? И что необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Дарья. В п. 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ указанно, что надел, который был передан человеку в бессрочную эксплуатацию, может быть использован по усмотрению гражданина, если это не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, поскольку территория не находится в собственности у гражданина, он не может ею распоряжаться как объектом юридически значимой сделки, а именно передавать в виде дара, продавать, менять и оформлять в порядке наследования.

Исходя из этого, единственный способ передать территорию вам по наследству является оформление ее в собственность путем приватизации. Для этого потребуется обратиться в администрацию с соответствующей заявкой и получить решение о приватизации. В дальнейшем на основании этого акта получить свидетельство о собственности в Росреестре. Уже после этого участок может быть передан вам по наследству.