Расчет страховки бонус малус

Рубрики Вопрос юристу

Проверка КБМ по базе РСА

C 1 января 2013 года постановлением правительства Российской Федерации введено обязательное правило о проверке страховой истории водителя по базе Российского союза автостраховщиков (РСА). Это было сделано для реализации скидочной программы на полисы ОСАГО. О чем речь? Если водитель не попадает в ДТП в течение страхового периода, то следующий полис он может приобрести с 5% скидкой, максимальный размер скидки за безубыточное вождение составляет 50% от стоимости полиса ОСАГО. Если вы хотите купить дешевое ОСАГО – водите аккуратно. Скидка называется: коэффициент бонус-малус, или КБМ.

Хотите проверить КБМ РСА?

На сайте компании СравниКупи вы можете проверить свой коэффициент бонус-малус(КБМ) в режиме онлайн. Проверка КБМ происходит по базе РСА, таким образом, вы можете не переживать о достоверности сведений, вы видите в результатах те же значения, которые видит страховая компания.

Таблица классов бонус-малус

В результатах работы сервиса Вы увидите свой класс бонус-малус – это не КБМ. Чтобы узнать, какой КБМ для ОСАГО соответствует вашему классу, воспользуйтесь таблицей ниже:

Если Ваш класс 6, то КБМ = 0,85 – значит, стоимость ОСАГО можно умножить на 0,85.

Как использовать?

Для того чтобы запросить информацию о своем КБМ для ОСАГО онлайн – введите свои фамилию, имя и отчество в именительном падеже. Дату рождения и серию и номер своего водительского удостоверения. Далее наш сервис сделает запрос КБМ в базу РСА и вы сможете рассчитать свою скидку на полис ОСАГО.

Учтите, если вы вписываете в полис ОСАГО нескольких человек, то для расчета окончательной стоимости страховки будет использоваться худший из возможных КБМ.

Если вы приобретаете ОСАГО без ограничений по водителям, то коэффициент бонус-малус рассчитывать не имеет смысла.

Компания СравниКупи не использует полученные данные в своих личных целях и не осуществляет передачу данных третьим лицам, указанным в сервисе проверки КБМ, данные получаются исключительно для однократного обращения к базе КБМ РСА и определения значения КБМ пользователя сервиса.

Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?

Выберите тип транспортного средства

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

Начальным является третий класс. Далее он меняется в зависимости от количества страховых случаев по полису:

  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель, если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.
  • Отзывы на профильных интернет-площадках. Нередко представители компаний реагируют на подобные обращения. Попробуйте воспользоваться нашим сервисом отзывов о страховщиках .

Подобные проблемы часто усугубляются сложностью определения причины потери скидки. Наиболее быстро решить вопрос позволяют, безусловно, «неформальные» методы. Однако официальные обращения дают больше гарантий каких-то ответных действий. Как показывает практика, в большинстве случаев страхователю приходится оформлять «автогражданку» на предложенных условиях. А уже потом оспаривать их, добиваясь возврата излишне уплаченной премии.

КБМ (коэффициент бонус-малус)

Что представляет собой коэффициент КБМ

Аббревиатура КБМ – сокращенное обозначение коэффициента бонус-малус, влияющего на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды). Максимальная скидка может достигать до 50 % от стоимости ОСАГО по истечении 10 лет безаварийного вождения.

Суть системы заключается в повышении так называемого класса водителя за каждый год безаварийной езды. Соответственно чем выше класс, тем больший коэффициент КБМ применяется по договору. Водителю, впервые приобретающему полис страхования, присваивается 3-й класс и применяется значение КБМ = 1. При продлении безубыточного договора на следующий год будет применен 4-й класс и скидка в размере 5 % (КБМ = 0,95).

Актуальная таблица КБМ в зависимости от класса водителей в 2018 году:

Система бонус-малус предполагает применение как понижающих, так и повышающих коэффициентов, если водитель допустил аварию по своей вине и потерпевшим была произведена страховая выплата. На применяемый КБМ по договору ОСАГО влияют все произошедшие ДТП по вине водителя.

Как рассчитать КБМ

Перед расчетом изучите предыдущий полис ОСАГО, в частности сведения о перечне лиц, допущенных к управлению. Если страховка заключена с ограниченным поименным списком водителей, то проверять класс следует по каждому водителю индивидуально. Для этого потребуются:

  • Ф. И. О. водителя;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения.

Скидка по договору, оформленному с неограниченным перечнем лиц, допущенных к управлению, закрепляется за собственником конкретного автомобиля, указанного в полисе ОСАГО. Рассчитать КБМ можно отправив запрос в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Произвести расчет самостоятельно довольно сложно, ведь необходимо достоверно знать, какой класс был применен по предыдущему полису.

Запрос на официальном сайте РСА представляет собой заполнение формы, происходящее в несколько этапов:

  • согласие на обработку личных данных;
  • заполнение формы в зависимости от условий предыдущего договора;
  • указание даты допуска водителя к управлению;
  • подтверждение кода безопасности.

Расчет стоимости ОСАГО при разных КБМ

Что такое КБМ и зачем он нужен? Причины, по которым у одного и того же водителя может быть различный коэффициент бонус –малус.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) представляет собой параметр, который оказывает влияние на стоимость полиса страхования гражданской ответственности. В зависимости от наличия или отсутствия ДТП, данный коэффициент может повышать или же понижать цену ОСАГО.

Для чего нужен КБМ?

По сути данный показатель направлен на повышение выгоды страховой компании. То есть если по вине водителя нее происходят ДТП, то СК не нужно кому-то возмещать ущерб. Соответственно прибыль растет.

С другой стороны, за отсутствие ДТП умелому автолюбителю полагается скидка на полис. И чем выше класс КБМ у водителя, тем дешевле будет стоить автогражданка. Если же автомобиль попал в ДТП по вине собственника, то соответственно скидка может существенно упасть или вовсе стоимость полиса может подорожать для конкретного лица.

Для того чтобы выполнить расчет, необходима специальная таблица, в которой диапазон коэффициента варьируется от 2,45 до 0,5.

  • По умолчанию, клиент обратившийся в СК получает 3 класс со значением Следовательно человек в данном случае не получает никакой скидки.
  • Если автолюбитель за один год не попал в ДТП, то класс возрастает до 4, а КБМ становиться 0,95, то есть скидка на полис 5%.
  • С каждым годом без аварии класс водителя растет, а скидка увеличивается на 5%.

Автолюбитель, попавший в ДТП по своей вине, рассчитывает бонус-малус по тому же принципу, однако, в обратном порядке. Дополнительно, если в договор ОСАГО вписано сразу несколько водителей, то в таком случае расчеты осуществляются на основании максимального коэффициента за каждого человека.

Разный КБМ у одного водителя

Иногда у автолюбителя может возникнуть ситуация, когда скидка по коэффициенту бонус-малусу меньше чем должна быть или она вовсе отсутствует. Подобное явление может возникнуть из-за таких причин, как:

  1. Неполный год езды без аварий. Важно помнить, что скидка вырастает после 12 месяцев без ДТП.
  2. Льгота работает всего один год. Если человек на следующий год решил взять перерыв в вождении, то накопленный бонус может сгореть и его придется нарабатывать заново.
  3. Уровень водителя. Максимальный класс КБМ 13, что равняется 50% скидки за ОСАГО. Следовательно, если ездить все последующие годы без аварий, то бонус уже расти не будет.
  4. Внесение в два и более полиса. Если родственники или друзья вписали человека в свой ОСАГО и при этом агент не обратил внимание на размер КБМ, то водителя по умолчанию внесут в базу с классом 3. Следовательно в реестре РСА будет определяться льгота по последним данным.
  5. Введение неправильных данных в РСА. Самой распространённой причиной, по которой бонус-малус имеет несоответствующие значения, является занесение информации в РСА с ошибками. Например, в серии удостоверения на право вождения, году рождения и т. д.
  6. Агенты СК умышленно скрывают от клиента льготу. Естественно, чем выше выплата за полис, тем лучше страховщику. Исходя из этого агенты иногда пользуются правовой безграмотностью граждан и просто не выписывают бонус, ссылаясь на некорректную работу РСА.

Выше перечисленные причины могут повлиять на то, что в данных различных компаний для лица указывается разный бонус-малус.

Безусловно, КБМ является важной составляющей договора ОСАГО. Данный показатель прежде всего зависит от отсутствия столкновений на дороге и водительского стажа. С другой же стороны, у страховщиков, по отношению к клиентам довольно часто присутствует потребительское отношение, а потому практика со скрыванием бонусов или передачей недостоверных данных в РСА имеет место быть. Именно поэтому важно всегда знать свой КБМ и не позволять СК применять лишние надбавки при определении стоимости ОСАГО.

Как рассчитывается стоимость ОСАГО

Узнайте, как получить гарантированную выплату в случае ДТП, угона или других происшествий.

Полис ОСАГО – обязательный вид страховки для собственников транспортных средств. В связи с этим, для равенства страхователей, государство устанавливает конкретные рамки расчета стоимости полиса. Тем не менее, тарифы ОСАГО отличаются у разных компаний. Ниже мы расскажем, по какой причине.

Первое, что влияет на стоимость полиса ОСАГО, это город регистрации автомобиля. Существует семь так называемых зон, которые берутся за основание при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Первая, и самая дорогая зона для страхователя – город Киев.

Далее идут «города-спутники» столицы, максимально приближены к Киеву. Это Боярка, Борисполь, Бровары, Васильков и другие.

Затем следуют города с населением больше миллиона человек. На сегодняшний день это два города: Харьков и Одесса.

Четвертая зона – города с населением от 500 тыс. жителей до 1 млн.

За ней следуют населенные пункты от 100 тыс. жителей до 500 тыс. жителей.

Предпоследняя зона – это города и села, население которых не достигает 100 тыс. жителей. И последняя зона установлена для автомобилей, которые зарегистрированы в других государствах.

Логика деления на эти зоны заключается в том, что чем меньше населенный пункт, в котором используется застрахованное транспортное средство, тем меньше вероятность наступления страхового события. Простым языком говоря, вы с большей вероятностью попадете в ДТП в Киеве, чем в любом селе Черновицкой области.

Следующее, что берется в основу расчета стоимости ОСАГО, – это тип транспортного средства. Всего таких типов 12. Два типа для мотоциклов (в зависимости от объема двигателя); пять типов для легковых автомобилей (4 в зависимости от объема двигателя и пятый, отдельный, для прицепа к легковому автомобилю); три типа для грузовиков (два в зависимости от грузоподъемности и третий, отдельный, для прицепа к грузовым автомобилям); два типа для автобусов (в зависимости от количества пассажирских мест). Стоимость полиса ОСАГО в данной градации самой высокой будет для автобусов. Немного ниже – стоимость для грузовых автомобилей, далее идут легковые автомобили, самая низкая стоимость полиса ОСАГО предусмотрена для мотоциклов.

Помимо вышеупомянутых общих условий расчета стоимости полиса ОСАГО, существуют еще специальные. Один из таких видов скидки – это 50% дисконта для инвалидов 2-й группы, участников войны, пенсионеров и чернобыльцев 1-й и 2-й категории. Эти люди имеют право купить полис за половину цены. Но необходимо помнить, что при покупке такого полиса за рулем застрахованного автомобиля имеет право ездить только этот льготник. Если за руль сядет другой водитель, полис ОСАГО действовать не будет. Учтите, что эта скидка не распространяется на автомобили с объемом двигателя больше 2500 см3.

Для участников боевых действий, инвалидов войны инвалидов 1-й группы полис ОСАГО не является обязательным. Ущерб, который причиняется такими лицами при ДТП, возмещается Моторно-транспортным страховым бюро Украины (МТСБУ). Но в случае, если за рулем застрахованного транспортного средства находились именно эти люди.

Еще один вид специальной скидки – это скидка за безубыточную езду, так называемый «бонус-малус». Даная скидка предоставляется в размере 5% за каждый год безаварийного вождения, но общая скидка не может превышать 20%. Расчет стоимости полиса ОСАГО с применением бонус-малуса – это добрая воля страховой компании. Скидка не является её обязательством, в отличие от полисов для льготников. Также необходимо понимать, что скидки льготникам и бонус-малус не суммируются. Страхователь может воспользоваться только одним вариантом скидки.

И последнее, на что не могу не обратить внимания, – это покупка полиса ОСАГО в «подозрительных» местах у «подозрительных» страховщиков. Если вам предлагают полис, стоимость которого проведена с нарушениями правил, установленным МТСБУ, высока вероятность того, что данный страховщик не намерен выплачивать страховые возмещения. Рынок ОСАГО – достаточно убыточный вид бизнеса для страховых компаний. Соответственно, если вам предлагаю полис, который значительно дешевле положенного – вряд ли этот полис будет «рабочим».