Примерный устав государственной образовательной организации

Рубрики Процессы

Примерный устав государственной образовательной организации

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица — образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений — существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства — ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» , содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ).

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

— правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан» , Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия» ;

Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

Бурятия. 18.06.2005. N 107.

— региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 «О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы» , Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 «Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» );

Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 — 73.

— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» ).

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 «Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения» , Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 «Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Устав школы (бюджетное общеобразовательное учреждение)

УСТАВ ШКОЛЫ
(бюджетное общеобразовательное учреждение)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа, осуществляющего функции
и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись расшифровка подписи

от ________ № ____

НАИМЕНОВАНИЕ

Варианты:
Общеобразовательное учреждение № 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение № 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района№ 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Дом знаний»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ___________________________________ (указать наименование) (далее — Школа) создано на основании «____________________» от «___»_____________20___ года № ___. (указать документ).

Полное наименование Школы – ________________________________________.

Сокращенное наименование Школы: __________________________________________.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип учреждения: бюджетное.

Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

1.2. Школа является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

1.3. Учредителем Школы и собственником ее имущества является «________________». (указать публично-правовое образование, например, муниципальный район или городской округ)

Функции и полномочия учредителя Школы от имени «_______________________» исполняет «_________________» (указать уполномоченный орган управления) (далее — Учредитель).

Функции и полномочия собственника имущества Школы от имени «_________________________» исполняет » _______________________» (указать уполномоченный орган управления) (далее — Собственник).

1.4. Место нахождения Школы: ______________________ (указать адрес, по которому расположен единоличный исполнительный орган — Директор).

Образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам: ________________________________________________________________________

(при наличии и желании возможно указать разные адреса мест ведения образовательной деятельности)

1.5. Школа филиалов и представительств не имеет.

Школа имеет филиал, расположенный по адресу ______________________________

Школа имеет представительство, расположенное по адресу ______________________________

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

2.1. Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.

2.2. Целями деятельности Школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 настоящего устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации, ___________________________________________ (указать иные сферы, если учреждение имеет более широкий спектр деятельности, с тем, чтобы данный пункт описывал все имеющиеся направления возможной деятельности учреждения).

2.3. Основными видами деятельности Школы является реализация:

• основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

• основных общеобразовательных программ начального общего образования;

• основных общеобразовательных программ основного общего образования;

• основных общеобразовательных программ среднего общего образования;

• дополнительных общеразвивающих программ (указать направленность);

• дополнительных предпрофессиональных программ (указать направленность);

• программ профессионального обучения (указать направленность).

(примечание: те образовательные программы, по которым Школе не выдается муниципальное задание, целесообразно перенести в пункт 2.4 Устава).

К основным видам деятельности Школы также относится

(указать все виды деятельности, по которым Школе выдается муниципальное задание, например, это могут быть услуги промежуточной аттестации для экстернов, услуги групп продленного дня, услуги по питанию обучающихся, услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и т.п.).

(Присмотр и уход за детьми должен быть обязательно указан в случае реализации программ дошкольного образования).

2.4. Школа вправе осуществлять, в том числе и за счет средств физических и юридических лиц, следующие виды деятельности, не являющиеся основными:

(указать все виды деятельности, которые ведутся Школой в качестве приносящей доход деятельности, перечень должен быть исчерпывающим и может включать в себя, например, услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, общественного питания, организацию присмотра и ухода за обучающимися, отдыха и оздоровления, консультационные услуги, услуги перевозки, различные виды работ, например, копирование документов, ремонт, а также купля-продажа различных товаров, например, канцелярских принадлежностей, аренда имущества и т.п.).

2.5. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными нормативными актами.

Локальные нормативные акты принимаются _______________________________________________________________________________

(указать, каким образом принимаются ЛНА, в частности, в качестве основного варианта можно предусмотреть утверждение приказом Директора, для конкретных ЛНА, либо для конкретных видов ЛНА, либо для ЛНА по конкретным вопросам можно предусмотреть их утверждение с учетом мнения либо по согласованию с иными коллегиальными органами управления, либо принятие их непосредственно коллегиальными органами управления. Возможно указать, что ЛНА утверждаются приказом Директора, за исключением случаев участия коллегиальных органов в таком утверждении, либо утверждения ЛНА коллегиальными органами, предусмотренных главой 3 Устава, и описать данные исключения в главе 3 при определении компетенции коллегиальных органов управления. Особый порядок принятия может быть выделен для: ЛНА, касающихся оплаты труда, ЛНА, касающихся образовательной деятельности и организации образовательного процесса, ЛНА, касающихся ведения приносящей доход деятельности, либо безвозмездных поступлений в Школу, положений о структурных подразделениях, правил ведения конкретных видов деятельности, правил внутреннего распорядка учащихся, программы развития).

2.6. Особенностями образовательной деятельности Школы являются

(при необходимости указать особенности ведения Школой образовательной деятельности, например, организацию индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации, возможно указание на особенности образовательных программ, на участие в ключевых проектах, описание миссии Школы и иные описания специфики образовательной деятельности. Указывать особенности НЕ обязательно).

(при необходимости можно более подробно описать конкретные виды деятельности Школы, например, описать функционирование летнего лагеря, групп продленного дня, школьных мастерских, театра либо иные виды деятельности. Выносить данную информацию в устав не обязательно).

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

3.1. Единоличным исполнительным органом Школы является директор, к компетенции которого относится осуществление текущего руководства ее деятельностью, в том числе:

организация осуществления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательной и иной деятельности Школы;

организация обеспечения прав участников образовательного процесса в Школе;

организация разработки и принятие локальных нормативных актов, индивидуальных распорядительных актов;

организация и контроль работы административно-управленческого аппарата;

установление штатного расписания; прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

(можно закрепить иные полномочия, например, право приостановления выполнения решений коллегиальных органов управления или наложения вето на их решения, противоречащие законодательству, уставу и иным локальным нормативным актам);

решение иных вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию коллегиальных органов управления Школой, определенную настоящим Уставом.

Директор принимает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от имени Школы без доверенности.

3.2. Директор ________________________________________________

(указать вариант, в котором занимается данная должность — назначается учредителем, либо избирается общим собранием работников Школы с последующим утверждением учредителем Школы) на срок ________________________________ (указать конкретный срок, либо указать, что срок определяется учредителем).

3.3. Органами коллегиального управления Школы являются:

общее собрание работников Школы;

(указать иные органы при необходимости).

4.6. Общее собрание работников Школы является постоянно действующим высшим органом коллегиального управления.

(указать порядок формирования органа, например, в общем собрании работников участвуют все работники, работающие в Школе по основному месту работы, либо все работники, работающие в Школе на основании трудовых договоров).

(указать срок полномочий органа, например, общее собрание работников действует бессрочно. Собрание созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Возможно указать инициаторов созыва собрания, либо точные даты созыва собрания. Общее собрание может собираться по инициативе директора школы, либо по инициативе директора школы и педагогического совета, иных органов, по инициативе не менее четверти членов Общего собрания).

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, собрание избирает председателя, который выполняет функции по организации работы собрания, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений собрания. Заседание собрания правомочно, если на нем присутствует более половины работников Школы).

4. 7. К компетенции общего собрания работников Школы относится:

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции общего собрания, в частности, по каким вопросам собрание непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами — дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются собранием, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с собранием либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых собранием, индивидуален для каждой организации, например, где-то собрание может определять приоритетные направления деятельности Школы, решать вопросы о заключении договоров сетевого взаимодействия и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме выбора пяти- или шестидневной учебной недели.

1. Вариант набора полномочий общего собрания работников.

— определяет основные направления деятельности Школы, перспективы ее развития,

— дает рекомендации по вопросам изменения Устава учреждения, ликвидации и реорганизации учреждения,

— принимает коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка Школы,

— принимает локальные акты, регулирующие трудовые отношения с работниками Школы, включая инструкции по охране труда, положение о комиссии по охране труда,

— принимает следующие локальные акты: положение о педагогическом совете, правила оказания платных образовательных услуг, положение о мерах поощрения работников и обучающихся Школы,

— дает свои рекомендации по плану финансово-хозяйственной деятельности Школы, заслушивает отчет Директора Школы о его исполнении,

— принимает положение о социальной поддержке работников Школы и решения о социальной поддержке работников Школы,

— определяет критерии и показатели эффективности деятельности работников, входящих в положение об оплате труда и стимулировании работников,

— избирает представителей работников в органы и комиссии Школы,

— рассматривает иные вопросы деятельности Школы, принятые Общим собранием к своему рассмотрению либо вынесенные на его рассмотрение Директором Школы.

2. Вариант набора полномочий общего собрания работников:

— дает рекомендации по вопросам принятия локальных актов, регулирующих трудовые отношения с работниками Школы,

— избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам Школы,

— обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Школе, дает рекомендации по ее укреплению,

— содействует созданию оптимальных условий для организации труда и профессионального совершенствования работников,

— поддерживает общественные инициативы по развитию деятельности Школы.).

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения собрания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение собрания по отдельным вопросам, например, по вопросам его исключительной компетенции, может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно, описать порядок ведения делопроизводства собрания. Возможно указать, что отдельные решения Общего собрания принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения о социальной поддержке работников, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о поощрении работников и обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4.8. Педагогический совет Школы является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

(указать порядок формирования органа, например, в педагогический совет входят все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора по основному месту работы, либо все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора, либо все лица, осуществляющие педагогическую деятельность в Школе на основании трудовых и гражданско-правовых договоров).

(указать срок полномочий органа, например, педагогический совет действует бессрочно. Совет собирается по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Возможно указать инициаторов сбора совета, либо точные даты сбора совета. Совет может собираться по инициативе Директора Школы, Общего собрания Школы. Может собираться в каждый первый вторник учебного месяца, каждый последний четверг учебной четверти.).

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, совет избирает председателя, который выполняет функции по организации работы совета, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений совета. Заседание совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов совета).

4. 9. К компетенции педагогического совета Школы относится:

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции совета, в частности, по каким вопросам совет непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами — дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются советом, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с советом либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых советом, индивидуален для каждой организации, например, где-то совет может принимать все ЛНА по вопросам организации образовательной деятельности, определять учебники и учебные пособия для использования в образовательном процессе, принимать решение о сменности обучения, комплектации классов и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме решения о допуске конкретного обучающегося к ГИА

1. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

— реализация государственной политики по вопросам образования;

— совершенствование организации образовательного процесса Школы,

— разработка и утверждение образовательных программ Школы,

— принятие решений о ведении платной образовательной деятельности по конкретным образовательным программам,

— определение основных направлений развития Школы, повышения качества и эффективности образовательного процесса,

— принятие решений о создании спецкурсов, факультативов, кружков и др.,

— определение сменности занятий по классам,

— принятие решений о требованиях к одежде обучающихся,

— принятие решения об отчислении обучающегося в соответствии с законодательством,

— принятие решений о переводе из класса в класс, о допуске к ГИА обучающихся, о награждении обучающихся,

— принятие решений о распределении стимулирующей части выплат в рамках положения об оплате труда Школы,

— вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

2. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

— дача рекомендаций Директору Школы по вопросам, связанным с ведением образовательной деятельности Школы,

— внедрение в практику работы Школы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта,

— осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам организации образовательного процесса,

— поддержка общественных инициатив по совершенствованию обучения и воспитания учащихся.).

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение совета по отдельным вопросам может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно описать порядок ведения делопроизводства совета. Возможно указать, что отдельные решения Совета принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения об отчислении обучающихся, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о награждении обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4. 10. ___________________________________________________________________

(Указать иные коллегиальные органы управления. Могут создаваться любые такие органы, например, попечительский совет, управляющий совет и т.п. Для каждого органа должно быть определено, 1) какова его структура, 2) в каком порядке он формируется, 3) какова его компетенция, 4) каков срок его полномочий, 5) каков порядок принятия им решений и выступления от имени образовательной организации.

В Школе формируется попечительский совет. Основной задачей попечительского совета является содействие материально-техническому обеспечению образовательного процесса в Школе.

С этой целью попечительский совет:

— привлекает средства пожертвований на уставную деятельность Школы,

— осуществляет контроль за целевым использованием привлеченных пожертвований,

— согласует с Директором школы основные направления своей работы,

— содействует организации деятельности Школы путем консультирования работников Школы, информационной поддержки проводимых Школой мероприятий, содействия защите прав и интересов Школы и другими способами.

Состав и число членов Попечительского совета определяются Директором Школы. Включение в состав Попечительского совета осуществляется с согласия членов Попечительского совета.

Совет действует бессрочно. Включение и исключение членов Совета осуществляется приказами Директора.

Для организации деятельности Совета на его заседании из числа членов избирается Председатель.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. Совет не выступает от имени Школы).

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Изменения в устав Школы вносятся в порядке, установленном _____________________________________________ (указать муниципальное образование).

4.2. Изменения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

4.3. Источниками формирования имущества Школы являются имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. В случае ликвидации Школы имущество, закрепленное за Школой на праве оперативного управления, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по ее обязательствам, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

Устав профессиональной образовательной организации

Здравствуйте! Нужно ли регистрировать устав профессиональной образовательной организации. Сначала опишу ситуацию, а потом сформулирую вопросы, надеюсь, на терпение и снисходительность. В юридических вопросах полный ноль (( Я и мои коллеги — психологи, представители экзистенциально-гуманистического направления психотерапии (ЭГП). Занимаемся индивидуальной практикой (консультированием) + преподаем в различных вузах. И, в частности, занимаемся обучением психологов ЭГП. Эти курсы обучения длительные, понятно, участники хотят иметь бумагу гос.образца об образовании. Поэтому сейчас мы договариваемся с вузами и они выдают свидетельство по повышении квалификации. А мы за это отстегиваем большой процент. Хочется перестать работать на вузы и иметь возможность выдавать свидетельства самим. Значит, стоит вопрос о лицензировании. Следующая тема — это желание организовать профессиональное сообщество/ассоциацию. Со своим уставом, правилами вступления, членством. Эта тема связана с необходимостью стандартизации деятельности психологов-ЭГП. И подразумевается, что в рамках этой ассоциации будут проводиться конференции, семинары и пр. Соответственно, если хочется двух вещей — иметь право выдавать свидетельства о повышении квалификации и параллельно организовать профессиональное сообщество — что нужно сделать? 1. какую некоммерческую организацию надо регистрировать? 2. если она некоммерческая, то какие есть ограничения на использование денег, полученных за обучение или участие в конференциях, семинарах, супервизиях? 3. какие требования к помещению, в котором будет проводиться обучение взрослых? 4. Какие требования к образовательным программам? 5. Есть ли какие-то требования к преподавательскому составу (начилие степеней и прочее)? и к административному персоналу? 6. Если обращаться в юридич.контору, чтобы помогли все оформить — какая будет цена вопроса (диапазон разброса цен)? 7. Что-то там вычитала про методическую базу — у нас должно быть что-то типа библиотеки? В электронном виде не подойдет? 8. На что еще стоит обратить внимание, чтобы принять решение — ввязываться в это все или затраты будут слишком велики? Буду крайне признательна за ответ.

Ответы юристов (5)

Здравствуйте, Наталья!

Учитывая специфику данной деятельности, думаю, целесообразно рассмотреть вариант о создании и регистрации учреждения как вида некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Пунктом 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212, принятым в соответствии с Законом N 7-ФЗ, утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации (Приложение N 1).

Органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, согласно п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 (в ред. Указа Президента РФ от 02.05.2006 N 450), является Федеральная регистрационная служба в лице ее территориальных органов.

Для начала Вам нужно будет разработать и утвердить устав учреждения, после чего обратиться в ИФНС по месту нахождения Вашей организации, там Вам дадут образец заявления на регистрацию организации, по заполнению которого необходимо будет приложить необходимые документы и квитанцию об оплате госпошлины.

Согласно п. 50 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, образовательное учреждение повышения квалификации, выдающее слушателям по результатам обучения документы государственного образца, проходит государственную аккредитацию в установленном порядке.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (п. 7 ст. 33 Закона N 3266-1). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 300, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется на основании Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 (далее — Положение). Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 11.1 Закона N 3266-1).

В обозначенных правовых актах не установлено запрета на ведение образовательной деятельности в период получения новой лицензии, в случае если срок действия предыдущей лицензии уже истек. Однако согласно ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, — является административным правонарушением и влечет за собой наложение в судебном порядке (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа.

В случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям Положения, лицензирующий орган в течение 5 дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. При этом Положением предусмотрен двухмесячный срок (с даты получения уведомления) для представления соискателем лицензии в лицензирующий орган необходимых (недостающих и (или) исправленных) документов. Таким образом, в случае необходимости представления соискателем лицензии недостающих и (или) исправленных документов происходит увеличение периода времени от поступления документов в лицензирующий орган до принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Лицензирование для образовательного учреждения имеет важные налоговые последствия. В соответствии с п.6 ст.33 Закона «Об образовании», изложенного в новой редакции Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ:

«Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)».

Таким образом, только после получения соответствующей лицензии образовательное учреждение может пользоваться налоговыми и иными льготами, предоставленными ему действующим законодательством.

В соответствии с пп.14 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса.

Таким образом, услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческой организацией в соответствии с лицензией на указанный вид деятельности (проведение курсов повышения квалификации), НДС не облагаются.

Также пп.14 п.2 ст.149 НК РФ предусмотрено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС.

Учитывая изложенное, реализация некоммерческими образовательными организациями методических материалов по темам обучения подлежит обложению НДС.

Оплачивать обучение могут как сами обучаемые, так и сторонние организации за своих сотрудников.

Оказание платных услуг по обучению в России регулируется гражданско — правовыми нормами, а именно нормами, содержащимися в гл.39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В п.2 ст.779 ГК РФ прямо говорится:

«Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл.37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса».

Договор возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей:

1. В договоре возмездного оказания услуг участвуют только две стороны — заказчик и исполнитель.

2. Отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается услуга как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в договоре возмездного оказания услуг не выделяются и детально не регламентируются.

3. Согласно ст.780 ГК РФ «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично», что означает отсутствие возможности передачи права и обязанности по рассматриваемому виду договора третьему лицу — другому исполнителю.

4. Согласно п.2 ст.781 ГК РФ «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

5. Риск неисполнения договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон, несет согласно п.3 ст.781 ГК РФ заказчик, поскольку он обязан компенсировать исполнителю понесенные им расходы.

6. Существует возможность одностороннего отказа от исполнения договора обеими сторонами, правда, с соблюдением ряда условий:

— при отказе со стороны заказчика он обязан на основании п.1 ст.782 ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы;

— при отказе со стороны исполнителя — последний согласно п.2 ст.782 ГК РФ компенсирует убытки заказчика.

Выручка от оказания услуг по подготовке и переподготовке

отражается в бухгалтерском учете учебных центров,

дебет счета 62 кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» — оказаны услуги по обучению;

дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму оплаты за обучение.

Думаю, начать нужно с обращения в лицензирующий орган, где должны пояснить конкертыне требования к данному виду деятельности, в том числе помещению (важны меры противопожатной безопасности), образовательному уровню работников усреждения, др.

Желаю Вам удачи!

Есть вопрос к юристу?

Дополняю:

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

В образовательном учреждении повышения квалификации могут реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.

Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.

Образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов определяется уставом этого учреждения.

Образовательное учреждение повышения квалификации, выдающее слушателям по результатам обучения документы государственного образца, проходит государственную аккредитацию в установленном порядке.

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

соответствие принятым правилам оформления программ;

соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

Учебный план отражает:

категорию обучаемых (занимаемая должность);

продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

режим занятий (количество часов в день);

перечень разделов и дисциплин;

количество часов по разделам и дисциплинам;

виды учебных занятий;

формы аттестации и контроля знаний.

Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает:

описание тем, разделов;

виды учебных занятий (лекций, практические, игровые занятия и др.);

количество часов, отводимых на различные виды занятий;

формы и виды контроля.

Учебная программа предусматривает:

реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);

наименование видов занятий по каждой теме;

методические рекомендации по реализации учебной программы;

список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.). — «Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (постатейный) (Кирилин А.В.)

Приказам Минобрнауки РФ введены требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам по дополнительной профессиональной соответствующей образовательной программе, поэтому будет не лишним написать в управление образования Москвы письмо с просьбой сообщить о существующих на данный момент требованиях к выбранной Вами программе и специалистам.

Добрый день!

1. какую некоммерческую организацию надо регистрировать?

Вам необходимо определиться, а действительно ли некоммерческую организацию Вы хотите зарегистрировать для образовательной деятельности?

Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона об образовании государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной своей цели извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В Вашем случае имеется явная цель извлечения прибыли от осуществления образовательной деятельности, образовательная деятельность может признаваться предпринимательской, если она осуществляется на платной основе.

А вот для проф. сообщества, создаваемого не для целей извлечения прибыли, как раз можно создать некоммерческую организацию. Хотя семинары, конференции, в том числе и платные, может организовывать и коммерческая организация. Правда она будет без членства, уплаты членских взносов и т.п.

Под коммерческую образовательную деятельность можно создать, например, ООО или ЗАО (лицензию могут получить кроме некоммерческих организаций, иные организации, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (п. 1 Положения).

Под проф. сообщество, на мой взгляд, подойдет некоммерческое партнерство — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

2. если она некоммерческая, то какие есть ограничения на использование денег, полученных за обучение или участие в конференциях, семинарах, супервизиях?

Коммерческая организация может расходовать имущество по своему усмотрению, если нет ограничений в уставе.

Некоммерческая организация имеет право использовать имущество (денежные средства) на уставные цели или для целей их достижения.

3. какие требования к помещению, в котором будет проводиться обучение взрослых?

Все требования к образовательным организациям указаны в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.

В пп. «а» п. 5 Положения указано, что у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности должны быть в собственности или на ином законном основании оснащенные здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности.

Требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям, используемым в образовательной деятельности, установлены рядом нормативно-правовых актов, в их числе:

— Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986);

— Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106);

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189);

— СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27);

— ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений» (утв. Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541).

4. Какие требования к образовательным программам?

Дополнительная образовательная программа включает в себя следующую методическую документацию: рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (п. 8 ст. 9 Закона об образовании).

5. Есть ли какие-то требования к преподавательскому составу (начилие степеней и прочее)? и к административному персоналу?

В пп. «в» п. 5 Положения указано, что одним из требований к лицензиату является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования.

Конкретных требований в Положении не указано (найти не смог).

6. Если обращаться в юридич.контору, чтобы помогли все оформить — какая будет цена вопроса (диапазон разброса цен)?

Стоимость услуг разных контор сильно различаются.

7. Что-то там вычитала про методическую базу — у нас должно быть что-то типа библиотеки? В электронном виде не подойдет?

В пп. «в» п. 5 Положения установлено, что у соискателя лицензии требуется наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования.

По электронным учебникам вопрос спорный, но прямого запрета нет.

8. На что еще стоит обратить внимание, чтобы принять решение — ввязываться в это все или затраты будут слишком велики?

Для выдачи документов об образовании гос. образца необходимо проходить аккредитацию соответствующих соответствующих направлений подготовки.

Затраты однозначно будут немалыми, лучше всего Вам обратиться к специалисту и составить грамотный бизнес-план перед реализацией этой задумки. Но все затраты окупятся в случае успешной реализации идеи.

лицензирование образовательной деятельности осуществляют:

— органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия РФ в области образования.

Например, такими органами являются:

— в г. Москве — Департамент образования г. Москвы (п. 4.2.1 Положения о Департаменте образования г. Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности … соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

Количество учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов может быть подтверждено утвержденными списками литературы, библиотечными реестрами, балансовыми списками и т.п. Фактическое наличие указанных ресурсов, а также их состояние целесообразно проверить путем визуального осмотра. При проверке необходимо также учитывать наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, хранящихся на электронных носителях.

( Рособрнадзора от 23.12.2011 N 05-4806 )

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

Численность и образовательный ценз педагогических работников должны соответствовать положениям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов. Образовательный ценз педагогических работников должен соответствовать квалификационным характеристикам соответствующей должности согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

( Рособрнадзора от 23.12.2011 N 05-4806 )

Например: Требования к квалификации преподавателя. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

(Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от 19.07.2012) «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»)

3. Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение повышения квалификации имеет статус юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение повышения квалификации имеет расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

(Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»)

Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона об образовании «государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций«. Следовательно, образовательную деятельность по повышению квалификации, подготовке или переподготовке кадров вправе осуществлять юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, а также это могут быть и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

(Статья: Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения (Власенкова В.) («Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 9))

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

(ст. 50, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012))

В качестве замечания и дополнения.

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» утратил силу с 14 июля 2008 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 14.07.2008 N 1079.

На сегодняшний момент регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции РФ.

А по стоимость могу сообщить следующее, в Москве только регистрация некоммерческой организации Вам обойдется минимум 25-40 т.р. (госпошлина — 6000, услуги нотариуса — от 800, разработка устава и пр. документации и услуги по регистрации в разных конторах стоит от 20 000 и выше).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.