Приказ ск рф от 11102012 72

Рубрики Вопрос юристу

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Ввести книги регистрации сообщений о преступлении:

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета по федеральным округам;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

Утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (подразделениях) системы СК РФ.

Инструкция, в частности, касается руководителей органов (подразделений), следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, при наличии соответствующего поручения — следователей-криминалистов.

Руководитель следственного органа ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение.

Лицо, принявшее заявление о преступлении, обязано предоставить заявителю талон-уведомление об этом. Он выдается под роспись в талоне-корешке.

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности.

Заполненные талоны-корешки сдаются уполномоченному должностному лицу следственного органа для отчета и организации их хранения в течение года.

Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа либо его заместителю.

В следственных органах вводятся книги регистрации сообщений о преступлении.

По общему правилу проверка сообщения должна быть завершена не позднее 3 суток со дня его поступления.

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 6 марта 2013 г. N 48

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регулируется уголовно-процессуальным законодательством, а также Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина от 11.10.2012 № 72.

Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимается во всех следственных органах Следственного комитета.

Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК являются руководители следственных органов, их заместители и следователи.

Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями.

Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ.

Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (часть четвертая статьи 144 УПК).

Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В соответствии с ч. 8 ст. 448 УПК РФ не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

В соответствии с ч 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Поступившие в следственный орган Следственного комитета анонимные сообщения о преступлении в соответствии с частью 7 статьи 141 УПК не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в соответствии с частью первой статьи 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган Следственного комитета.

По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с частью третьей статьи 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

  • 1) о возбуждении уголовного дела;
  • 2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном статьями 124 и 125 УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан

Адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 16/2, стр. 1
Телефон для справок: 8 (495) 690-65-53, 8 (495) 691-63-15
Адрес для письменных обращений: 119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 16/2, стр. 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностных лиц аппарата Главного управления, правомочных и уполномоченных в соответствии с распоряжением и.о. руководителя Главного управления от 20.11.2015 № 140/240-р принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной

В случае обращения заявителя в аппарат Главного управления с сообщением о преступлении в рабочее время его прием осуществляется руководителем отдела дежурных следователей Главного управления (Паунежевым В.В.) либо оперативным дежурным Дежурной службы Главного управления – следователем отдела дежурных следователей (Сметаниным А.В., Семеновым В.В., Манеркиным А.В., Плахутой П.Ю.), которые докладывают об этом руководителю Главного управления либо его заместителю по направлению деятельности.

При обращении заявителя в Главное управление с сообщением о преступлении в нерабочее время, выходные или праздничные дни прием заявления осуществляется дежурным следователем отдела дежурных следователей Главного управления.

Действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в порядке подчиненности в вышестоящие следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и прокуратуры Российской Федерации, а также в районные суды и Московский городской суд.

Действия (бездействие) и решения, принимаемые следователями и заместителями руководителей районных и межрайонных следственных отделов Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, могут быть обжалованы их руководителям. Действия (бездействие) и решения руководителей районных и межрайонных следственных отделов могут быть обжалованы руководителю следственного управления соответствующего округа ГСУ СК России по г. Москве.

Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя окружного следственного управления могут быть направлены в ГСУ СК России по г. Москве, где рассматриваются руководством управления процессуального контроля, заместителями руководителя и руководителем Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве. Решение, принятое руководителем ГСУ СК России по г. Москве, обжалуется в Следственный комитет Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации

Председатель СК России – Бастрыкин Александр Иванович

Технический пер., д. 2, Москва, 105005

справочная: (495) 986-77-10

Главное следственное управление Следственного комитета

Российской Федерации по городу Москве

И.о. руководителя Главного управления – Стрижов Андрей Александрович

ул. Арбат, д. 16/2, стр. 1, Москва, 119002

справочная: (495) 690-65-53, (495) 691-63-15

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральный прокурор РФ – Чайка Юрий Яковлевич

ул. Большая Дмитровка, д. 15а, Москва, 125993

справочная: (495) 987-56-56

Прокуратура города Москвы

Прокурор города Москвы – Чуриков Владимир Викторович

площадь Крестьяской заставы, д. 1, Москва, 109147

справочная: (495) 951-71-97, (495) 951-37-46

Пресненский районный суд города Москвы

В.И.О. председателя суда – Васюченко Татьяна Михайловна

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении

от 11.10.2012 № 72

об организации приема, регистрации

и проверки сообщений о преступлении в

следственных органах (следственных подразделениях)

системы Следственного комитета

1.Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее — Инструкция) устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2012, № 49, ст. 6753) (далее – УПК) единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее – Следственный комитет).

2.Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) – должностных лиц, возглавляющих соответствующие следственные органы Следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных ст.39 УПК, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей;

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей;

в) следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении;

II. Прием сообщений о преступлении

5.Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета.

66. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются: выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлении; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной; перечень должностных лиц следственного органа Следственного комитета, правомочных и уполномоченных принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной; информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем; сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа. Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа Следственного комитета.

8.Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета. Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно.

9.3аявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении. Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10. Устное заявление о преступлении на основании части 3 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части 4 статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части 5 статьи 141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК.

12. С учетом требований части второй статьи 148 УПК при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и вносится в протокол в порядке, установленном частью 3 статьи 141 УПК.

Письменное заявление о преступлении должно в обязательном порядке содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем почтовой связью.

14. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников, в том числе: средств массовой информации, обращений и жалоб граждан; обращений государственных и иных организаций; информации, переданной по телефону, телеграфу и иными средствами связи.

15. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (часть четвертая статьи 144 УПК). Таким документов является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке (приложение №1).

16. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

III. Регистрация сообщений о преступлении

18. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлении (далее — книга) (приложение № 2).

В книге отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении;

дата и время его принятия;

данные о заявителе;

данные о должностном лице, принявшем сообщение о преступлении;

регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю;

краткое содержание сообщения о преступлении;

должность, фамилия должностного лица, которому поручена проверка сообщения о преступлении, его подпись и дата;

сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия;

дата и результаты проверки процессуального решения по сообщению о преступлении руководителем следственного органа.

19. Обязанности по ведению книги и регистрации в ней сообщений о преступлении возлагаются организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа Следственного комитета на одного из подчиненных работников (сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих).

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 — 145 УПК. В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления. В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается. Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст.2060; 2010 , № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или орган прокуратуры.

28. Поступившие в следственный орган Следственного комитета анонимные сообщения о преступлении в соответствии с частью 7 статьи 141 УПК не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

IV. Проверка сообщений о преступлении

31. Принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки, о чем в книге делается соответствующая отметка.

32. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК РФ, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе: осмотр места происшествия (часть 2 статьи 176 УПК), осмотр трупа (часть 4 ст. 178 УПК), освидетельствование (часть 1 ст. 179 УПК), назначение документальных проверок, ревизий, исследование документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (часть 1 ст.144 УПК); истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию (часть 2 ст.144 УПК); получение объяснений (пункт 3 части 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

37.Проверка сообщений о преступлении должна быть завершена в соответствии с частью 1 ст. 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщений о преступлении в следственный орган Следственного комитета. По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с частью 3 ст.144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов – до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 57

Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации, работниками учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации требований к служебному поведению

В целях реализации в Следственном комитете Российской Федерации положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2011, № 29, ст. 4291, № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954, № 53, ст. 7605; 2013, № 19, ст. 2329, № 40, ст. 5031, № 52, ст. 6961), указов Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4588; 2010, № 3, ст. 274, № 27, ст. 3446, № 30, ст. 4070; 2012, № 12, ст. 1391; 2013, № 14, ст. 1670, № 49, ст. 6399; 2014, № 15, ст. 1729) и от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1670, № 23, ст. 2892, № 28, ст. 3813, № 49, ст. 6399)

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации, работниками учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации требований к служебному поведению.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации

приказом
Следственного комитета
Российской Федерации
от 27 июня 2014 г. № 57

Положение
о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации, работниками учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации требований к служебному поведению

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых, гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее – Следственный комитет) и гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом (далее – учреждения Следственного комитета), при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие Следственного комитета и работники учреждений Следственного комитета (далее – федеральные государственные служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и лицами, замещающими указанные должности;

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете и гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в учреждениях Следственного комитета (далее – граждане), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации);

в) соблюдения федеральными государственными служащими (работниками) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению).

2. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения (далее – проверка), осуществляется по решению Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления, руководителя главного следственного управления, следственного управления Следственного комитета по субъекту Российской Федерации и приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления и следственного отдела (далее – территориальный следственный орган), учреждения Следственного комитета.

3. Решение об осуществлении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или федерального государственного служащего (работника) и оформляется в письменной форме.

4. Проверка осуществляется:

4.1. В отношении федеральных государственных служащих, замещающих должности в центральном аппарате Следственного комитета (за исключением федеральных государственных служащих, замещающих должности в Главном военном следственном управлении Следственного комитета), первых заместителей и заместителей руководителей территориальных следственных органов (за исключением военных следственных органов Следственного комитета), директоров учреждений Следственного комитета и их заместителей, а также граждан, претендующих на замещение этих должностей (за исключением лиц, претендующих на замещение должностей или замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации), – подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета.

4.2. В отношении федеральных государственных служащих Главного военного следственного управления Следственного комитета, первых заместителей и заместителей руководителей военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета, приравненных к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (далее – военные следственные управления Следственного комитета окружного звена), а также граждан, претендующих на замещение этих должностей (за исключением лиц, претендующих на замещение должностей или замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации), – отделом кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета.

4.3. В отношении граждан, претендующих на замещение должностей, и федеральных государственных служащих (работников), замещающих должности в территориальных следственных органах (за исключением военных следственных органов Следственного комитета) и в учреждениях Следственного комитета, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, за исключением лиц, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Положения, – кадровым подразделением (должностным лицом, ответственным за кадровую работу) соответствующего территориального следственного органа или учреждения Следственного комитета.

4.4. В отношении граждан, претендующих на замещение должностей, и федеральных государственных служащих, замещающих должности в военных следственных управлениях Следственного комитета окружного звена и военных следственных отделах (отделениях) Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделах (отделениях) Следственного комитета, приравненных к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, за исключением лиц, указанных в подпункте 4.2 пункта 4 настоящего Положения, – кадровым подразделением (должностным лицом, ответственным за кадровую работу) соответствующего военного следственного управления Следственного комитета окружного звена.

5. По решению Председателя Следственного комитета Российской Федерации подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета может в установленном порядке осуществлять проверку в отношении федеральных государственных служащих (работников), замещающих любые должности в системе Следственного комитета и учреждениях Следственного комитета, при замещении которых федеральные государственные служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (за исключением лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации).

6. Проверку осуществлять на основании, в сроки и порядке, которые определены пунктами 10–12 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065.

7. Подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отдел кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, кадровые подразделения (должностные лица, ответственные за кадровую работу) территориальных следственных органов и учреждений Следственного комитета осуществляют проверку:

б) путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1997, № 29, ст. 3502; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2005, № 49, ст. 5128; 2007, № 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, № 18, ст. 1941, № 52, ст. 6227, ст. 6235, ст. 6248; 2011, № 1, ст. 16, № 48, ст. 6730, № 50, ст. 7366; 2012, № 29, ст. 3994, № 49, ст. 6752; 2013, № 14, ст. 1661, № 26, ст. 3207, № 44, ст. 5641, № 51, ст. 6689).

8. Проверку, предусмотренную подпунктом «б» пункта 7 настоящего Положения, осуществляют:

в интересах кадровых подразделений (должностных лиц, ответственных за кадровую работу) территориальных следственных органов (за исключением военных следственных органов Следственного комитета) и учреждений Следственного комитета – подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета;

в интересах кадровых подразделений (должностных лиц, ответственных за кадровую работу) военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена – отдел кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета.

9. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 7 настоящего Положения, подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отдел кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, кадровое подразделение (должностное лицо, ответственное за кадровую работу) территориального следственного органа и учреждения Следственного комитета вправе:

а) проводить беседу с гражданином, федеральным государственным служащим (работником);

б) изучать представленные гражданином, федеральным государственным служащим (работником) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

в) получать от гражданина, федерального государственного служащего (работника) пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее – государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, федерального государственного служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении федеральным государственным служащим (работником) требований к служебному поведению;

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином, федеральным государственным служащим (работником) в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

10. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 9 настоящего Положения, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданина, федерального государственного служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо федерального государственного служащего (работника), в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона федерального государственного служащего, подготовившего запрос;

ж) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

з) другие необходимые сведения.

11. В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 10 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

12. Запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются:

а) Председателем Следственного комитета Российской Федерации либо уполномоченным им должностным лицом – в государственные органы и организации;

б) руководителем территориального следственного органа, учреждения Следственного комитета – в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.

13. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются Председателем Следственного комитета Российской Федерации либо заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующим вопросы управления кадров, заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителем Главного военного следственного управления.

14. Руководитель управления кадров Следственного комитета, старший помощник руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета – руководитель отдела кадров, руководитель кадрового подразделения (должностное лицо, ответственное за кадровую работу) территориального следственного органа или учреждения Следственного комитета обеспечивает:

14.1. Уведомление в письменной форме федерального государственного служащего (работника) о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта 14.2 настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о начале проверки.

14.2. Проведение в случае обращения федерального государственного служащего (работника) беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке – в течение семи рабочих дней со дня обращения федерального государственного служащего (работника), а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с федеральным государственным служащим (работником).

15. По окончании проверки подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отдел кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, соответствующее кадровое подразделение (должностное лицо, ответственное за кадровую работу) территориального следственного органа и учреждения Следственного комитета обязаны ознакомить федерального государственного служащего (работника) с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

16. Федеральный государственный служащий (работник), в отношении которого проводится проверка, вправе:

давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам указанным в подпункте 14.2 настоящего Положения; по результатам проверки;

представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

обращаться в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отдел кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, соответствующее кадровое подразделение (к должностному лицу, ответственному за кадровую работу) территориального следственного органа и учреждения Следственного комитета с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте 14.2. настоящего Положения.

Указанные пояснения федерального государственного служащего (работника) приобщаются к материалам проверки.

17. На период проведения проверки федеральный государственный служащий (работник) может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения федерального государственного служащего (работника) от замещаемой должности денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

18. По результатам проверки руководителю, уполномоченному назначать гражданина на должность или назначившему федерального государственного служащего (работника) на должность, в установленном порядке руководителем управления кадров Следственного комитета, отдела кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, руководителем кадрового подразделения (должностным лицом, ответственным за кадровую работу) территориального следственного органа или учреждения Следственного комитета представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;

в) об отсутствии оснований для применения к федеральному государственному служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к федеральному государственному служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

19. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отделом кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, соответствующим кадровым подразделением (должностным лицом, ответственным за кадровую работу) территориального следственного органа и учреждения Следственного комитета с одновременным уведомлением об этом гражданина, федерального государственного служащего (работника), в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

20. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2013, регистрационный № 27314) материалы, содержащие указанные обстоятельства, представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

21. Руководитель, уполномоченный назначать гражданина на должность или назначивший федерального государственного служащего (работника) на должность, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 18 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;

в) применить к федеральному государственному служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

22. Материалы проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, хранятся в подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров Следственного комитета, отделе кадров Главного военного следственного управления Следственного комитета, кадровых подразделениях (у должностных лиц, ответственных за кадровую работу) территориальных следственных органов и учреждений Следственного комитета в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив. Доклад о результатах проверки приобщается к личным делам федеральных государственных служащих (работников).

23. В течение 10 рабочих дней с момента принятия решения соответствующим руководителем по результатам проверки, проведенной кадровым подразделением (должностным лицом, ответственным за кадровую работу) территориальных следственных органов или учреждений Следственного комитета, в управление кадров Следственного комитета представляются:

а) копия доклада о результатах проверки;

б) копия протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) – в случае, если материалы проверки выносились на ее рассмотрение;

в) копия решения (организационно-распорядительного документа), принятого соответствующим руководителем по результатам проверки.

Указанные документы направляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.