Предмет и система финансового права лекции

Рубрики Процессы

Конспект лекции 4 Предмет финансового права

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ

ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА:

В зависимости от функций финансовой деятельности это

в ходе мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

в ходе распределения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

в ходе использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

в ходе контроля за движением финансовых ресурсов го-сударства и муниципальных образований;

в связи с денежной эмиссией.

В зависимости от субъектного состава это отношения <схема №14):

с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципаль-ных образований, а с другой — между организациями и физическими лицами;

между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

В зависимости от деления на финансово-правовые ин-ституты это отношения <схема №15):

возникающие при формировании и исполнении бюджетов и внебюджетных фондов;

возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;

по государственному долгу;

по сметно-бюджетному финансированию;

по государственному внебюджетному финансированию;

по бюджетным кредитам; по государственному страхованию; по денежному обращению;

по государственному и муниципальному финансовому контролю.

Могут быть и иные основания классификации финансово- правовых отношений (схема №16).

В целях отграничения многообразных с точки зрения отраслевой принадлежности отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, необходимо иметь в виду, что предмет финансового права составляют только те отношения, которые урегу-лированы с помощью метода властных предписаний.

Схема № 12. Предмет финансового права

Схема № 13. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности

Схема № 14. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава

Схема № 15. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в завасимосшотделениянафинансово-правовыеинституты

Схема №16. Классификация финансово-правовых отношений по различным основаниям

Финансовое право

Понятие и сущность российского финансового права

Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство — Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Понятие, предмет и метод финансового права

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы — финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской

Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления), т. е. фактически не отрицают принадлежность упомянутых категорий к отрасли финансового права.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т. п.), поскольку эти органы не относятся к системе органов государственной власти.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. е. органов местного самоуправления.

Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
  • между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере;
  • между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов (на электроэнергию, газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений. В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования, который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с указанными органами и подчинены им лишь по линии функции финансовой деятельности. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования — рекомендации, согласования, договоры и т. п. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т. д. Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т. д. При этом защита названных прав нуждается в усилении.

Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач.

В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц (например, при неуплате налогов). Данное направление также нуждается в усовершенствовании.

В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона (развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов).

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой политики в стране.

Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений.

В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Уточнение компетенции государственных органов (включая финансовые), их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)’.

Отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления. Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, защите чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

Лекция 3. Понятие, предмет, источники финансового права. Финансовые правоотношения.

Дата добавления: 2014-07-28 ; просмотров: 885 ; Нарушение авторских прав

1. Понятие, методы и предмет финансового права.

2. Классификация норм финансового права и система финансового права.

3. Понятие и содержание финансовых правоотношений. Их классификация.

4. Источники финансового права.

5. Понятие науки финансового права.

1. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Общественные отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства. Это является главной особенностью общественных отношении, являющихся предметом финансового права.

Другая их особенность заключается в том, что они представляют собой разновидность имущественных отношений как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных ере

Одной из сторон в финансовых отношениях всегда выступает госу­дарство или его уполномоченные органы.

Основным методом правового регулирования финансового пра­ва является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и под­чинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вер­тикали». Властные предписания. В большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие уча­стники финансовых отношений не находятся в административной за­висимости.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирова­ния и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому фи­нансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представ­ляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и исполь­зования государством определенных фондов денежных средств, необ­ходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации.

Нормы финансового права носят императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть заменено по соглашению уча­стников общественного отношения.

2. Нормы финансового права под­разделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномо­чивающие.

Обязывающие нормы, устанавливая определенные права и обя­занности участников финансовых отношений, требуют от них совер­шения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение какого-либо действия.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязыва­ющих характер.

Нормы финансового права в зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются в различ­ные структурные подразделения.

Наиболее крупными подразделениями финансового права являются общая и особенная части.

Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие ос­новные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления; устанавливающие компетенцию субъектов управле­ния финансами, порядок осуществления финансового контроля.

Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений.

Нормы, ре­гулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют фи­нансово-правовые институты, объединяющиеся в особенную часть финансового права.

Систему отрасли финансового права нельзя смешивать с системой курса финансового права.

Система отрасли финансового права — это единство, взаимосвязь, объединение определенных финансово-правовых норм в зависимости от характера и содержания регулируемых финансовых отношений.

Система курса финансового права — это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм позволяющая более эффективно раскрыть их сущность назначение.

3. Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовое правовое отношение возникает в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельности государства, т. е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Субъектами финансовых правовых отношений могут быть физические лица, юридические лица, государственные образования и муниципальные образования. Одним из субъектов финансовых правоотношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти.

Финансовое правоотношение возникает, изменяется и прекращается в ходе осуществления финансовой деятельности государства через специально уполномоченные органы исполнительной власти по собиранию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для реализации функций государства.

В основе возникновения финансовых правоотношений лежат как юридические факты (чаще это принятие нормативных актов), так и события.

Содержание финансовых правоотношений составляют основания возникновения, субъекты, объекты, субъективные права и обязанности. Финансовые правоотношения в сфере правового регулирования финансового права принято классифицировать в зависимости от раздела, института финансового права. Они подразделяются на:

— отношения в сфере кредитного регулирования

— регулирование денежного обращения

— сметно-бюджетное финансирование и т. д.

В зависимости от юридических фактов, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения финансовых отношений они классифицируются на:

— отношения в области осуществления финансового контроля;

— финансовые правоотношения в области государственного кредита;

— финансовые правоотношения в области страхования;

— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

— финансовые правоотношения в области банковской деятель­ности;

— финансовые правоотношения, возникающие в области денеж­ного обращения и расчетов;

Финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные, поскольку наука финансового права обосновывает деление норм финансового права на материальные и процессуальные.

4. Источниками финансового права являются различные норма­тивные акты.

Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных зако­нов принято для регулирования налоговых отношений.

Одними из основных источников являются Бюджетный и Налоговый Кодексы Российской Федерации.

В основном правовое регулирование осуществляется с помощью Федеральных законов, в которых устанавливаются отношения по отдельным направлениям финансовой деятельности. Например, ФЗ «О государственном внутреннем долге»; «О банках и банковской деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле».

В этом сложность изучения финансового права. Нет единого нормативного акта, который урегулировал бы все финансовые отношения в целом.

Нормы фи­нансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и рас­поряжениях Правительства РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финан­сового права, принято определяется как финансовое законодательство.

Система источников состоит из:

— подзаконные нормативные акты;

— специальные акты министерств и ведомств;

— международные нормы и правила.

5. Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему финансового права, анализирующими практику применения финан­сово-правовых норм.

Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с юридическими науками, но и наукой о финан­сах, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений — финансовых отношений являющихся предметом правового регулирования финансового права.

Конспект лекции 7 Система финансового права

Элементы системы финансового права:

подотрасли финансового права;

разделы финансового права;

части финансового права.

Норма финансового права — это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Субинститут финансового права — совокупность норм, ре-гулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений.

Институт финансового права — взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм, обеспечивающая цельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании.

Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат три признака <схема №26):

юридическое единство правовых норм и субинститутов, которое характеризуется общими положениями, принципами, совокупностью используемых понятий, единством правового режима;

полнота регулирования определенной группы общественных отношений, которая характеризуется включением в правовой институт различных видов правовых норм (дефинитивных, управомочивающих, обязывающих, запрещающих), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы отношений;

обособление норм права и субинститутов, образующих правовой институт, в разделах, частях и иных структурных единицах нормативно-правовых актов.

Подотрасль финансового права — это совокупность инсти-тутов, субинститутов и норм, представляющая собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений (имеющих относительно самостоятельный характер) в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.

Финансовое право включает две подотрасли: бюджетное право; ¦ налоговое право.

Раздел финансового права — это более крупное по сравнению с подотраслью структурное подразделение отрасли финансового права. Например, раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов» включает подотрасль «Налоговое право» и институт «Неналоговые доходы».

Части финансового права — наиболее крупные подразделения отрасли, обусловленные наличием в финансовом праве, во-первых, норм, закрепляющих общие для всей отрасли принципы, идеи и положения, во- вторых, норм, институтов, регулирующих отдельные виды или группы отношений, составляющих предмет финансового права.

Финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной (схема №27).

В общую часть финансового права входят нормы, которые закрепляют основные общие принципы, формы и методы фи-нансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, правовое положение других участников финансовой деятельности, общие положения, касающиеся финансового контроля, а также финансовой ответственности.

В особенную часть финансового права входят разделы, институты и субинституты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

финансов предприятий и организаций;

государственного и муниципального кредита;

государственных и муниципальных доходов;

государственных и муниципальных расходов;

денежной эмиссии и денежного обращения;

Финансовое право — отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, правовых идей и принципов, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функ-ций государства и муниципальных образований методом властных предписаний.

СООТНОШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

И ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Финансовое законодательство — это совокупность специальных финансово-правовых законодательных актов и отдельных норм, содержащихся в иных законодательных актах, регулирующих общественные отношения в области финансовой деятельности. Финансовое право — это совокупность не только законодательных актов и норм, но и правовых идей и принципов, которые прямо не прописаны в законах, но пронизывают все финансово-правовые акты, обеспечивая связи между финансовым правом в целом и его отдельными структурными компонентами, а также между финансовым правом и другими общественными системами.

Схема№ 26. Критерии обособления совокупности норм права в правовой институт