Права и свобода человека и гражданина обществознание 7 класс

Рубрики Наша практика

Оглавление:

Права и свободы человека и гражданина в понимании учащихся (Презентация к уроку «Подросток как гражданин»). Обществознание, 7 класс. Автор: преподаватель. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.teacherjournal.ru

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Права и свободы человека и гражданина в понимании учащихся (Презентация к уроку «Подросток как гражданин»). Обществознание, 7 класс. Автор: преподаватель.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Права и свободы человека и гражданина в понимании учащихся (Презентация к уроку «Подросток как гражданин»). Обществознание, 7 класс. Автор: преподаватель МБОУ лицей 3 г.Иркутска Синявская Светлана Степановна

2 Цель: способствовать формированию интереса учащихся к изучению Конституции РФ, развитию творческих способностей учащихся. Учащимся было предложено ознакомиться с главой 2 Конституции РФ и проиллюстрировать содержание ее отдельных статей.

3 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства(ст.2)

4 Конституционное закрепление основных прав, свобод и обязанностей граждан РФ Классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина Гражданские(личные) права и свободы Политические права и свободы Экологические права граждан, права и свободы граждан в области культуры Социально- экономические права и свободы

5 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст.21)

6 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность(ст.22п.1)

7 Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст.22 п.2).

8 Жилище неприкосновенно (ст. 25)

9 Каждому человеку гарантируется свобода совести и вероисповедания(ст.28)

10 Каждому гарантируется свобода мысли и слова(ст.29 п.1)

11 Принудительный труд запрещен (ст.37п.2)

12 Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38)

13 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.42)

14 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам(ст.58)

15 Данная творческая деятельность способствовала эффективному усвоению материала по теме урока и может быть использована в дальнейшем при изучении курса «Обществознание».

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:
Технологическая карта урока «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантия»

Обществознание 7 класс

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантия

Изучение нового материала

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

• Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2015.

• Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов.

• Презентация на тему «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантия»

• Конституция Российской Федерации.

• Всеобщая Декларация прав человека.

1. Права человека.

2. Кто и как обеспечивает твои права.

3. Где проходит граница твоих прав.

4. Нет права без обязанностей

Формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, о том, что права человека принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах

Формы и методы
обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Основные понятия
и термины

Права человека, гражданские права, политические права, экономические и социальные права, культурные права, декларация, конституция

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе».

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Умеют: обосновывать суждения,
приводить доказательства

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу
по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Работа
в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «Права и обязанности граждан»

Организует диалог
с учащимися
по вопросам:

– Какие права человека и гражданина
ты знаешь?

Отвечают
на вопросы

общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск нужной информации из практического опыта

III. Изучение
нового материала

1. Презентация «Права и свободы человека и гражданина».

1. Показывает и поясняет слайды презентации.

1.Просматривают презентацию, делают записи
в тетради.

общеучебные – умение структурировать знания;

1. Записи в тетради.

2. Работа с материалами учебника:

а) рубрика «Путешествие в прошлое», с. 17-18;

2. Поясняет задания для учащихся,
организует беседу
по вопросам:

– Почему события
Великой Отечественной войны повлекли за собой создание ООН?

– Что означает неотчуждаемые и неделимые права человека?

– Кто и как обеспечивает права человека?

2. Выполняют задания, составляют план-конспект

2. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

общеучебные – поиск нужной информации в учебнике;

логические – пользование алгоритмом в работе.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу

2. Проверка выполнения
заданий

осмысление
и закрепление

Выполнение заданий в учебнике,
с. 21 (рубрика
«В классе
и дома»)

Поясняет задания,
выполняемые
учащимися

Выполняют задания
в учебнике

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование
цели;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти).

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных
точек зрения

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу
по вопросам:

– Как права человека связаны с его потребностями?

– Что определяет
границу прав каждого человека?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и при-
нимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

§ 2 стр. 16-19. Вопросы после параграфа № 2,5 разобрать раздел «Проверь себя»

Записывают домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся.

Урок в 9 классе по обществознанию на тему «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна.

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы).

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр.

Презентация для учеников старших классов.

Методическая разработка внеклассного занятия в рамках Парламентского урока по теме: «Гражданин. Общество. Государство»для 8 класса.

В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей.

Права и обязанности граждан

Права человека

Человек с самого рождения имеет права. Все они делятся на большие группы:

  • гражданские (личные): на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство;
  • политические: право на участие в выборах, быть избранным, участвовать в управлении страной;
  • экономические и социальные: право иметь собственность, право на труд, жилище, медицинскую помощь;
  • культурные: право на творчество, на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни.

В истории нашей страны были случаи грубого нарушения прав человека. Во время Великой Отечественной войны фашисты не раз нарушали право человека на жизнь.

В марте 1943 года они уничтожили жителей деревни Хатынь в Белоруссии. Много людей были ими убиты в специальных концентрационных лагерях. Самым известным среди них был лагерь Освенцим, где погибло более 4 миллионов человек.

Такое жестокое отношение немцев, преступления против жизни людей не осталось безнаказанным. В 1945-1946 годах был организован Нюрнбергский процесс, на котором участники этих преступлений были осуждены и наказаны.

Защита прав человека

Такое жестокое нарушение прав людей подтолкнуло мировое сообщество объединиться и установить правила и принципы, которые защищают всех людей. Появилась Организация Объединенных Наций (ООН).

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая закрепила защиту прав человека на международном уровне.

Признаки прав человека:

Все люди имеют одинаковые права, независимо от их пола, расы, религиозных и политических взглядов.

Человек получает права с момента своего рождения, и никто не может их отнять.

У каждого человека есть целый набор прав. Он не может пользоваться частью прав, а остальных лишиться.

Как осуществляется защита прав человека?

Права человека и гражданина записаны в документах:

  • международных;
  • законах государств.

Права ребенка

В нашей стране особое внимание уделяется защите детей от несправедливости и насилия.

  • права ребенка записаны в Конституции РФ, Семейном кодексе, других законах.
  • существует должность Уполномоченного по правам ребенка, который контролирует их соблюдение.

Обязанности

Чтобы права человека не нарушались, необходимо обязать других людей их соблюдать. Обязанности – это то, что должны исполнять все граждане. Например:

  • родители обязаны заботиться о своих детях;
  • все люди обязаны соблюдать правила дорожного движения.

Что мы узнали?

Таким образом, все люди обладают правами и обязанностями, которые гарантируются мировым сообществом и государствами. Соблюдение прав и обязанностей граждан – необходимое условие порядка и развития общества.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс

Урок- презентация «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии» ориентирована на 7 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 7. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс»

Обществознание, 7 класс

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии

(Права и обязанности граждан)

Д.З.: § 6, ?? (с.76), задания (с.76-77), текст Конституции РФ

© ред. А.И. Колмаков

  • Познакомить учащихся с правами и свободами человека и гражданина; формировать основы правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации.
  • Показать учащимся путь России к Конституции.
  • Познакомить с процессом создания ныне действующей Конституции.
  • Сформировать понятия: конституция, разделение властей.
  • Расширять правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной деятельности.
  • Развивать навыки работы с текстовым материалом, компьютерными технологиями
  • Воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к Основному закону страны.
  • Воспитывать патриотизм, ответственность, внимание

  • Знать:
  • основные положения урока;
  • термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
  • Уметь:
  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
  • находить в СМИ информацию по заданной теме;
  • приводить примеры правовых отношений

  • права человека;
  • гражданские права;
  • политические права;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные права;
  • документы о правах человека;
  • характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
  • обязанности человека;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка

  • Какие правила людей существуют?
  • Что такое привычка? Приведи примеры групповых и индивидуальных привычек.
  • Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Приведи примеры.
  • Зачем в обществе существуют правила этикета?
  • Как себя вести в социальных сетях?

Изучение нового материала

  • Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
  • Конституционные обязанности гражданина.
  • Права ребёнка и их защита.
  • Особенности правового статуса несовершеннолетних.
  • Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

  • О каких правах человека и гражданина вы знаете?
  • Какие права ребёнка тебе известны?
  • Какие права и свободы являются основными?
  • Почему они названы неотчуждаемыми?
  • Зачем нужно говорить об этом в Основном законе страны?

Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.,

Международные пакты о правах человека, 1966 г.:

  • неделимый характер прав человека

— закрепление прав на своей территории ,

придача им обязательной силы

Право — это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность — это то, что граждане гарантируют дать своему государству

Конспект урока + презентация по обществознанию на тему: «Права и обязанности граждан» (7 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Выбранный для просмотра документ Права и обязанности граждан.docx

Тема урока: Права и обязанности граждан.

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины : конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности.

Постановка проблемного вопроса, темы урока

1) Дайте определения: права; обязанность; ценность.

2) Чем права отличаются от обязанностей? Приведите примеры.

3) Приведите примеры прав и свобод граждан.

4) Во Всемирной истории, как и в истории России, существует много примеров борьбы за получение своих прав и свобод. Приведите их.

5) Как называется документ, в котором закреплены права и свобода граждан?

6) Когда впервые конституция появилась в России?

Изучение нового материала.

Сегодня мы с Вами будем знакомиться с текстом основного закона нашей страны — Конституцией. Работая с текстом, мы заполним таблицу и определим к каким группам прав относится, та или иная статья.

См. Приложение 1. Фрагмент Конституции. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Работа в паре с таблицей.

Гражданские (личные) права

Экономические и социальные

Примеры прав и свобод из Конституции РФ:

гражданские или личные (право на жизнь; на охрану достоинства; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и др.);

политические (право на объединение; право участвовать в управлении делами государства; право обращаться в государственные органы и органы МСУ и др.);

экономические (право частной собственности; на предпринимательскую деятельность; на труд и др.);

социальные (право на безопасность труда; на вознаграждение за труд; на отдых; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на социальное обеспечение и др.);

культурные (свобода литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.).

— Как вы считаете права человека и гражданина одинаковые?

— А чем они отличаются?

— А что выше Конституция или указ президента?

Найдите в тексте конституции статьи, которые подтверждают ваши слова.

А теперь узнаем какие обязанности существуют у граждан РФ. Работа с Конституцией.

См. Приложение 2. Фрагмент Конституции. Конституционные обязанности граждан РФ:

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

А сейчас мы с вами вспомним сказки и найдем в них нарушение прав человека. Кроме прав существуют и обязанности, которые мы, как граждане РФ, должны выполнять. Найдите их в тексте. ( Ст. № 15, 57, 58, 59, 44, 43).

Итак, если человек является гражданином РФ, то он имеет определённые права и обязанности. В Конституции записаны все важные правила совместной жизни людей. Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения безопасной жизни людей в обществе. Мы все свободны и имеем равные права.

Написать эссе-рассуждение на выбранную цитату:

1) «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия» (Фелисите де Ламеннэ)

2) «Желание с излишеством пользоваться своим правом есть средство их потерять» (Станислав Лещинский).

3) «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Приложение 1. Фрагмент Конституции. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Приложение 2. Фрагмент Конституции. Конституционные обязанности граждан РФ:

Статья 15 часть 2.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 17 часть 3.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 38 часть 2 и 3.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43 часть 4.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.