Практическая работа по обж правила и безопасность дорожного движения

Рубрики Вопрос юристу

Безопасность дорожного движения

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек, и естественным способом – своим примером.

В настоящее время проблема дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков – одна из главных. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование среди кадет навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы Корпуса. В условиях современного скоростного уличного движения необходимо постоянно быть начеку, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.

Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Наша задача — воспитывать культуру поведения на дорогах с детства. С этой целью в ГКОУ КШИ №1 «Первый Московский кадетский корпус» ведется систематическая профилактическая работа по пропаганде правил дорожного движения для кадет (воспитанников) и их родителей как в урочное время на уроках ОБЖ, так и во время дополнительного образования. На уроках ОБЖ и классных часах преподаватели рассказывают о правилах поведения на дороге, проводят игры и викторины, сотрудники правоохранительных органов систематически проводят лекции и беседы.

В соответствии с планом работы в целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма, повышения интереса кадет и воспитанников к ПДД, дальнейшего развития познавательных интересов, творческих способностей проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий и по ПДД.

Каждую учебную четверть сотрудниками отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по САО города Москвы в преддверии очередных каникул проводятся профилактические беседы в рамках совместного Плана мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также профилактики правонарушений и несчастных случаев на железнодорожном транспорте.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших кадет имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши кадеты не привыкли идти к пешеходному переходу, обходя транспортное средство или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части.

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии тротуара кадеты имеют привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у кадет являются составной частью всех современных комплексных программ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главная цель работы педагогов и воспитателей по профилактике детского дорожного травматизма в школе – формирование у кадет навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем усвоения кадетами первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, развития у них способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице:

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы: Знать следующие правила дорожного движения: переходить улицу только на зеленый сигнал светофора, не играть на дороге или около проезжей части, переходить улицу только по пешеходному переходу, при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо, знать устройство проезжей части, знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей, знать правила поведения в транспорте, знать и соблюдать правила поведения во дворе.

Несколько советов родителям. По дороге в Корпус или из него, проводите беседы с кадетами о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере. Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле!

РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

Безопасность дорожного движения и профилактика травматизма в СП №3 «Петровский кадетский корпус»

Проект по ОБЖ (средняя, старшая группа) на тему:
Проект: «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»

Разработанный и реализованный краткосрочный проект по ПДД в среденей группе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект: « Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!» Проект составлен воспитателем Плюшкиной Е.В.

Тема. Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения! Вид проекта. Ознакомительно-ориентировочный (информационный) Продолжительность проекта. Краткосрочный ( 1 неделя) Место проведения. МБДОУ № 9 Участники проекта. Воспитатели группы, дети средней группы, родители. Цель проекта. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Задачи проекта. 1.Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице. 2.Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; 3.Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. 4. Сплочение детского коллектива через совместную деятельность. Задачи по работе с родителями. Повышение компетенции родителей в области безопасной жизнедеятельности. Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Актуальность. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Проблема ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. От воспитателя требуется не только обучение дошкольников ПДД, но и формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Предполагаемый результат. 1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей; 2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; 3.Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ; 4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации; 5.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

1 этап – подготовительный. Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в дошкольном образовательном учреждении. Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно – развивающей среды) Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма.

Содержание деятельности. Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д. Коллективная работа «Улицы городка» (из песка). Проведение занятий по ПДД. Проведение подвижных и дидактических игр. Решение игровых и проблемных ситуаций,. Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых » . 2 этап – основной. Цель. Систематизация знаний детей по ПДД, Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово Закрепление детьми и родителями знаний ПДД, Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД.

Содержание деятельности . Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д. Коллективная работа «Улицы городка» (из песка). Проведение занятий по ПДД. Проведение подвижных и дидактических игр. Решение игровых и проблемных ситуаций,. Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых» . 3 этап – заключительный. Цель. Проведение развлечения по теме проекта «Безопасное поведение детей на дорогах». Создание картотек по ПДД.

Результаты реализации проекта . Дети познакомились со значением слов автодорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир. Закрепили у детей названия различного вида транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ПДД «Правила дорожного движения нужно знать всем, без исключения!» Содержание: паспорт проекта, пояснительная записка, теоретический анализ, практическая работа по реализации .

Педагогический проект, направленный на создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

Педагогический проект расчитан на один учебный год.Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социа.

Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, а также построения конструктивного взаимодействия воспитателей, родителей и детей в воспитании и развитии ребенка.

Цель проекта: познакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически применять знания.

Содержание Паспорт проекта ………………………………………………………………………3 Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения навыкам безопасного .

Буду рада, если мои работы кому-то помогут.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (старшая группа) на тему:
Индивидуальная работа с детьми по теме: «Правила дорожного движения»

обучение детей ПДД

Предварительный просмотр:

Выявлять у детей знания о транспорте, правил поведения пешеходов, пассажиров, дор.знаков

Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.145

Правила поведения пешеходов

Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов.

Знакомить детей с дор.знаками

2 красных флажка

Закреплять у детей знания о дор.знаках

Дор.знаки, бумага, цв.карандаши

Закреплять у детей знания сигналов светофора и их назначении

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.187

Школа пешеходных наук

Знакомить детей с пешеходным светофором.

2 макета светофора

Три чудесных цвета

Закреплять у детей знания о сигналах светофора

Макет светофора, круги: красный, желтый, зеленый

Закреплять правила поведения на улице

Мы идем через дорогу. Это должны знать дети

Закреплять у детей ПДД

Закреплять у детей знания о дор.знаке «Станция тех. Обслуживания»

Дид. Игра «Сложи машину»

Машины специального назначения

Давать детям представление о машинах спец.назначения

Угадай дорожный знак

Закреплять у детей знания о дор.знаках, их назначении

Машины на нашей улице

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте, воспитывать культуру поведения в обществ. транспорте

Мы идем через дорогу

Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу

Водители, на старт!

развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук

Машинка на шнуре

Развивать мелкую моторику рук

Расширять знания о воздушном, наземном, водном транспорте.

Настольная игра «Транспорт»

Расширять у детей знания о труде водителя. Воспитывать уважение к труду взрослых

Воспитывать умение использовать считалку в игре

Развивать внимание детей

Закреплять знание машин спец.назначения

«Служебные машины» М.Дружинина

Улица большого города

Расширять знания детей об улице, ее особенностях, назначении тротуара

Развивать умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика

Бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисточки, салфетки

Набери правильный номер

Закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб

Закреплять у детей знания ПДД.

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.128

Знакомить детей с пословицами.

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.186

Домино. Дорожные знаки. Учим дор.знаки

Развивать умение находить дор.знак к дорожной ситуации

Наст. игры: домино, ПДД, лото «Транспорт»

Развивать воображение, фантазию, умение делать постройки

Строительный материал, игр. машины, макеты дор. знаков

Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим

Воспитывать в детях грамотного пешехода

В. Лебедев-Кумач «Умные зверюшки»

Кто больше знает

Развивать у детей сообразительность, мышление

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.172

Обучать детей соблюдать ПДД

Путешествие в страну дор.знаков

Вызвать желание знать и соблюдать ПДД

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.110

Развивать слуховое внимание

Мы-пешеходы. Мы -водители

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре

Макеты дор. знаков, игрушечные рули

Уточнить объем знаний и навыков,полученных за год обучения

«Программа «Светофор»» Т.И.Данилова стр.145

1.Углублять представления детей о ПДД.

2.Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров.

3.Продолжать знакомство с назначением дор. знаков и их начертаниями.

4.Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.

5.Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

1.Т.И.Данилова. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большинство методических книг, наглядных пособий и стихов устарели, и их использование может привести к серьезным ошибкам. Например.

Конспект развлечения по изучению детьми старшего дошкольного возраста правил дорожного движения.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из .

основной акцент доклада — роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта.

основной акцент доклада — роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта.

Сентябрь1. “1 сентября – единый день безопасности”.2. Рассматривание фотографий “Улицы родного города”.3. Чтение А.Северного “Св.

Методические указания для проведения практических работ по дисциплине ОП 14 Правила и безопасность дорожного движения для специальности Лесное и лесопарковое хозяйство

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

по выполнению практических работ по дисциплине

ОП.14 «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

(общепрофессиональных дисциплин) Протокол №__ от « » _________ 201 г.

преподаватель Р.В. Гурин

р.п. Красные Баки

4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….

Методические указания по модулю «Правила дорожного движения» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, изучению пдд и правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Объем учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения» по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», входящей в состав укрупненной группы специальностей 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» в соответствии с рабочей программой составляет:

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к разделам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), подготовка к практическим занятиям, решение комплексных задач, подготовка к зачетам.

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;

— соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);

— управлять своим эмоциональным состоянием;

— конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

— выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);

— устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);

— обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

— выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

— информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;

— использовать зеркала заднего вида при маневрировании;

— прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);

— своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

— выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

-совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

— правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— основы безопасного управления транспортными средствами;

— цели и задачи управления системами «водитель — автомобиль — дорога» и «водитель — автомобиль»;

— особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

— способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

— порядок вызова аварийных и спасательных служб;6

— основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

— основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

— проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;

— правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;

— современные рекомендации по оказанию первой помощи;

— методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;

— состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности проведения практических работ, определении их содержания, установления требований к оформлению и результатам практических работы.

Интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения

Авторским коллективом АО «Издательство «Просвещение» в рамках обязательств по проекту «Разработка интегрированного методического пособия по тематике безопасности дорожного движения» создано интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает детский дорожно-транспортный травматизм.

В рамках данного пособия впервые предпринята попытка интеграции изучения Правил дорожного движения (ПДД) и формирования культуры поведения на дороге в предметы общеобразовательного цикла.

Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно сократить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

При этом статистика показывает, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только обладая умением прогнозирования, предвидения опасности на дороге и действий в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться безопасного поведения на дороге.

Также необходимо понимать, что при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, важно говорить о формировании у учащихся культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Особую роль в данном вопросе играет ответственное отношение взрослых к формированию безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к поведению на дороге, а соблюдение Правил дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.

Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.

В соответствии с изложенным выше предлагаемое интегрированное методическое пособие призвано расширить возможности преемственности и непрерывности обучения правильным действиям на дорогах, начиная с младшего школьного возраста.

При интеграции знаний и навыков по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в целом и безопасного поведения на дороге в частности в предметы базисного учебного плана начальной и основной школы важно помнить, что если знание школьных предметов, их практическая необходимость и жизненная значимость имеют своё персональное значение для учащегося, то знание и выполнение ПДД имеют непосредственное актуально-практическое значение для его жизни и здоровья.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения для формирования личностнозамотивированного отношения к соблюдению ПДД и культуры безопасного поведения на дороге;
  • взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
  • учёт возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
  • интеграция в содержание школьных предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности на дороге (географию, физику, историю, биологию, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и т. п.);
  • закрепление получаемых знаний путём формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Цель и задачи обучения, решаемые интегрированным пособием

Образовательные:
  • разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • повысить у учащихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • сформировать мотивационно-поведенческую культуру учащихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
  • научить школьников ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • сформировать у учащихся такие умения, как:
    • правопослушность;
    • быстрота реакции;
    • внимательность и осторожность;
    • предвидение ситуации;
    • бдительность и сосредоточенность;
    • наблюдательность;
    • слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
    • логическое и гибкое мышление;
    • чувство опасности;
    • самообладание, находчивость.
Воспитательные:
  • сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
  • выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
  • воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
  • сформировать у учащихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Логика построения содержания интегрированного пособия

В соответствии с целями и задачами курса строится содержание интегрированного пособия.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются непростым, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим применения определённых дидактических приёмов, которыми должны владеть педагоги.

Основное содержание пособия предваряет раздел «Планируемые результаты освоения учащимися метапредметного курса «Безопасность дорожного движения». В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в разделе описаны планируемые результаты, достижение которых обеспечивается в ходе преподавания предмета. Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты для уровней начального и основного образования.

Раздел «Организация учебного процесса. Методические рекомендации» включает два блока. В первом, ориентированном на преподавателей и родителей, дано описание особенностей содержания курса, форм организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется контролю знаний и умений учащихся.

В связи с тем что содержание представленного курса не может быть реализовано без участия родителей, в пособие включён раздел «Взаимодействие школы и родителей в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Описаны направления совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, приводится модель плана работы с родителями на учебный год.

Содержательную основу данного пособия составляют два раздела:

  • «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы»;
  • «Темы уроков».

В первом дано общее описание тематики курсов начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы. Приводятся темы учебных предметов, которые учителя могут использовать в ходе преподавания курса.

Раздел «Темы уроков» непосредственно посвящён решению поставленных задач. Наряду с методическими рекомендациями учителя найдут здесь систему контроля знаний.

В разделах «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы» и «Темы уроков» говорится о том, как преподаватель может конструировать урок, какие темы использовать для рассмотрения, на какие материалы ориентироваться.

Завершают интегрированное пособие Приложения, в которых приводится дополнительные материалы в помощь учителю, отражающие безопасное поведение обучающихся как участников уличного движения. Учитель может использовать эти материалы при подготовке к урокам. Материалы иллюстрированы и содержат пояснения и определения используемых понятий.

Дополняют интегрированное пособие практико-ориентированные рабочие тетради для начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы, которые содержат вариативные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся.

В рабочей тетради для основной школы содержатся задания на повторение материала, изученного в 1–4 классах.

Задания в рабочих тетрадях построены с учётом принципов системно-деятельностного подхода – методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов. Теоретический материал в заданиях сопровождается разнообразными практическими заданиями, которые носят преимущественно проблемный характер, а значит, предполагают не механическое запоминание полученных знаний, а выполнение учебных действий, ориентированных на усвоение учебного материала. Для удобства работы учителя тексты заданий для учащихся включены в данное методическое пособие.

Практико-ориентированные задания направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, методическое пособие ориентировано на различные предметы учебного плана: окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физику, географию, обществознание, историю и пр. При этом учитель не ограничен предлагаемыми в данном пособии темами и перечнем предметов, в которые может быть интегрирован данный курс. На основе представленной методики учитель может сам конструировать уроки. В связи с этим можно говорить о том, что содержание раздела «Темы уроков» носит рекомендательный, а не предписывающий характер.

Уроки по безопасности дорожного движения, а также занятия в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить в форме беседы со школьниками, в ходе которой после изложения учителем теоретического материала учащиеся переходили бы к обсуждению обозначенной темы, приводили бы аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрировали бы вовлечённость в учебный процесс.

Занятия по тематике безопасности дорожного движения могут вести учителя начальных классов, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, скорой помощи, МЧС России.