Порядок перевода к новому месту службы статья 15

Рубрики Вопрос юристу

Прохождение военной службы — могу ли воспользоваться ст. 15?

Я прохожу военную службу по контракту в г.Самара. Два года назад у меня умерла мать. Из родственников есть бабушка и дедушка (по материнской линии). В свою очередь у них есть сын (мой дядя). Несколько дней назад мне сообщили, что меня переводят на равнозначную должность в другой город. Я осуществляю финансовую помощь и уход, заботу о бабушке и дедушке, так как моя дядя содержать их не может (у него маленькие дети и проживают они не в городе, а в деревне). Бабушка онкологическая больная, инвалид 2 группы. Дед перенес месяц назад инфаркт и инсульт, тоже инвалид 2 группы. Могу ли я воспользоваться ст.15 Положения о прохождении военной службы и получить заключение медико-социальной экспертизы для подтверждения необходимости ухода за ними, чтобы меня не переводили в другой город. Так как в том городе нет обеспечения жильем и квартиру меня вынуждают снимать за свой счет. Заранее благодарю за ответ.

Уважаемая Мария. Подпункт «в» ч.2 ст.15 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. N 1237, звучит так.

«Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)».

В нём нет понятия более близкого родства. Поэтому вам надо иметь заключение учреждения МСЭ о необходимости постоянного ухода.

Обратите внимание на следующее. вас вынуждают снимать квартиру за свой счёт. А согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Уже это нарушение вашего статуса, а именно права на жилище, может быть основанием для отказа от перевода в другой город.

Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.

В соответствии с п.2 ст.15 Положения о прохождении военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

В соответствии с указанным Положением, Вы можете отказаться от перевода в другую часть , расположенную в другой местности, если военно-врачебная комиссия подтвердит невозможность проживания, например, Вашей жены в другой местности по состоянию здоровья.

Из приведенного выше можно говорить о том, что Вы имеете полное право отказаться от перевода. Для этого Вам нужно собирать документы, подтверждающие факт болезни родных, необходимость ухода за ними.

Желаю Вам удачи.

Если ваши бабушка и дедушка нуждаются в постоянном уходе, а их сын действительно не может обеспечить такой уход, а также помогать материально, то вы можете воспользоваться статьей 15 Положения о порядке прохождения военной службы, предоставив заключение медико-социальной экспертизы, а также иные доказательства того, что указанные родственники находятся на вашем иждивении. Но, в силу того, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, и на основании того, что у бабушки с дедушкой есть сын, вы можете получить отказ.

Доброго вам вечера! По закону-то вы могли бы отказаться от перевода. но вся проблема в том, что у бабушки и дедушки есть родной сын — и он ОБЯЗАН осуществлять уход за ними по закону, то есть он и есть первоочередное лицо, обязанное ухаживать за своими родителям, вы внук — второстепенное лицо.Поэтому вас ждет мотивированный отказ , если вы не согласитесь переводиться.Так что ст.15 на вас не распространяется в даном случае.Отдельно не могу не похвалить вас за то, что вы с уважением относитесь к своим бабушке и дедушке и старательно печетесь о их благополучии и здоровье.Всего вам самого наилучшего, а если возникнут дополнительные вопросы — обращайтесь — отвечу с радостью!.

Здравствуйте, как я понимаю вам нужно остаться служить в первоначальном городе, поэтому попробую с практической точки зрения, показать вам все возможности, все варианты при которых это возможно.
Часто обращаются с подобными вопросами контрактники.

Вот вам первый совет, посмотрите в своем контракте, есть ли там запись о возможности перевода вас в другой город или подобная этому формулировка, если она там отсутствует, то это будет первое основание вашего отказа от перевода.

Второй совет, (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), в частности ст. ст. 15-17 сославшись на эту статью вы можете требовать проведения заключение органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе, если окажется что уход им не нужен, к примеру, с практической точки зрения, вам необходимо настаивать на своей точке зрения, и утверждать что им необходима просто помощь, какая именно законом это не оговорено, главное прочно стоять на своем.

И последний совет, аппелируйте законодательством, требуйте объяснений всех действий со стороны гос органов и твердо стойте на своем, я уверен что у вас все получится!

Соглано ст.15 п.2. Положения о порядке прохождения военной службы вы можете обратиться в медико-социальную экспертизу. Учитывая, что есть более близкий родственник могут отказать.Но попробовать стоит, тем более что данная статья предусматривает и обеспечение жильем военнослужащего и его семьи.

Добрый день! По существу вашего вопроса могу сообщить и пояснить следующее, что данные правоотношения регулируются военным законодательством Российской Федерации (ссылки на нормы закона приведены коллегами выше), в соответствии с которым рекомендую следующее: Первое. Собрать все имеющиеся документы — свидетельство о смерти матери, медицинские справки об инвалидности бабушки и дедушки, так же необходимо взять справки из мед учреждения у врача который ведёт наблюдение о том, что им необходима постоянная посторонняя помощь и наблюдение, копию лицевого счёта и поквартирную карту (в управляющей компании или ЖЭУ,ЖКХ) которые подтвердят их состав семьи и с кем они проживают. Второе. Подайте письменный рапорт командиру части с приложением копий указанных выше документов, в котором сообщите детально ситуацию (про дядю писать не надо) укажите что занимаетесь их уходом, наблюдением и содержанием, так же опишите их состояние здоровья с ссылками на справки, инвалидность и п. 2 ст.15 Положения о прохождении военной службы просите не осуществлять Ваш перевод и оставить на прежней воинской должности в данной в/ч. Данный рапорт подайте в канцелярию части и на втором (Вашем) экз. пусть поставьят Вх.№ — и храните у себья. Третье. Готовьте заявление в суд на признание их недееспособными или ограниченно дееспособными и назначение Вас опекуном над ними так же с приложением копий всех справок и документов. Лучше данное заявление составлять с помощью юриста. Суд вынесит решение — которое будет серъёзным основанием и будет обязательно для всех. Четвёртое — если командование на Ваш рапорт ответит отказом — то подадите письменное заявление в гарнизонную военную прокуратуру — если не помогут то исковое заявление в суд для оспаривания приказа на перевод. С Уважением.

Порядок перевода к новому месту военной службы (комментарий к статье 15 Положения о порядке прохождения военной службы)

Главная > Документ

Порядок перевода к новому месту военной службы (комментарий к статье 15 Положения о порядке прохождения военной службы)

С.В. Корнишин, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета

Комментарий к ст. 15

1. В ст. 15 комментируемого Положения регулируется порядок перевода военнослужащих к новому месту военной службы (далее – место службы) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы) (других войск, воинских формирований или органов). Ограничение перевода к новому месту службы пределами Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований или органов), осуществление его внутри той или иной составной части военной организации государства позволяет условно назвать такой перевод внутренним в отличие от перевода, который производится в порядке ст. 17 Положения из одной составной части военной организации государства в другую.

Перевод к новому месту службы налицо в тех случаях, когда в целях его осуществления военнослужащий освобождается от воинской должности, занимаемой им в одной воинской части (если он занимал воинскую должность), исключается из списков ее личного состава и назначается на воинскую должность другой части. Причем эти воинские части могут находиться как в одной, так и в разных местностях.

По своим юридическим признакам к рассматриваемому переводу приближаются случаи, когда военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, освобождается от воинской должности, занимаемой им в одной воинской части (если он занимал воинскую должность), исключается из списков ее личного состава и в соответствии со ст. 13 комментируемого Положения зачисляется в распоряжение командира (начальника).

Новым местом службы в смысле п. 1 ст. 15 комментируемого Положения является для переведенного военнослужащего другая воинская часть, в списки личного состава которой он зачислен в связи с переводом.

Российские воинские части могут дислоцироваться как на территории своего государства, так и вне ее. Поэтому ограничение перевода к новому месту службы пределами Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований или органов) не означает ограничения его пределами территории Российской Федерации.

2. В целях регулирования порядка перевода к новому месту службы в ст. 15 комментируемого Положения установлены основания (виды) перевода и правила его осуществления, относящиеся как ко всем видам внутреннего перевода, так и к некоторым из них, определены обстоятельства, ограничивающие и исключающие перевод к новому месту службы.

3. Как отмечалось, при переводе военнослужащий освобождается от одной воинской должности (если он занимал воинскую должность) и назначается, по общему правилу, на другую воинскую должность. Поэтому нормы, регулирующие порядок перевода, тесно связаны с нормами, регулирующими порядок назначения на воинские должности и освобождения от них.

В связи с вышесказанным при осуществлении перевода подлежат учету, в частности, требования директивы Министра обороны Российской Федерации “Об упорядочении работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности в воинские части, дислоцированные в городе Москве и Московской области” 1996 г. № Д-21.

Кроме того, при рассмотрении норм, регулирующих порядок перевода к новому месту службы, целесообразно отличать перевод от назначения на воинские должности (освобождения от них) в узком смысле, когда такое назначение (освобождение) не связано с переводом.

Перевод может являться одним из обстоятельств (событий), которыми определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

4. К новому месту службы могут быть переведены военнослужащие независимо от способа зачисления на военную службу: по призыву или по контракту и всех составов. Однако эти обстоятельства (способ зачисления на военную службу и состав военнослужащих) влияют на порядок перевода. Так, от способа зачисления на военную службу зависит, подлежит ли учету согласие военнослужащего на перевод, хотя бы в некоторых случаях. Кроме того, некоторые основания перевода установлены исключительно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

5. Основания (виды) перевода, перечисленные в п. 1 ст. 15 комментируемого Положения, в зависимости от того, кто выступает его инициатором (командование или военнослужащий), могут быть объединены условно в следующие группы:

а) основания (виды) перевода по инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (далее – ВВК); по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение (далее – вуз), адъюнктуру, военную докторантуру (далее – докторантура).

В соответствии с п. 1 ст. 15 комментируемого Положения военнослужащий может быть переведен к новому месту службы. Применение при формулировании данной нормы словосочетания “может быть” указывает на то, что просьба военнослужащего о переводе не во всех случаях подлежит обязательному удовлетворению командованием;

б) основания (виды) перевода по инициативе командования (по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из вуза, адъюнктуры, докторантуры; перевод в случае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

6. Важной целью перевода является обеспечение рационального служебного использования военнослужащих.

Перевод в некоторых случаях можно рассматривать также в качестве гарантии реализации прав и законных интересов военнослужащих, членов их семей и иных лиц. В ряде случаев нормы, регулирующие перевод, предусматривают фактические (жизненные) обстоятельства, при наличии (с учетом) которых он в интересах военнослужащих, членов их семей, близких родственников военнослужащих и иных указанных в данных нормах лиц производится, либо ограничивается. Такие обстоятельства предусмотрены в пп. 2, 3, 5 и 6 ст.15 комментируемого Положения. Эти обстоятельства относятся непосредственно к военнослужащему и связаны с состоянием его здоровья, его личными законными интересами или являются семейными по своему характеру, связаны с состоянием здоровья членов семьи военнослужащего, его близких родственников и некоторых иных лиц, в благополучии которых он заинтересован, а также их правами и законными интересами.

Следует отметить, что случаи, когда перевод может осуществляться в интересах военнослужащих, не исчерпываются теми, которые прямо предусмотрены в этих целях в ст. 15 комментируемого Положения. Так, в соответствии с подп. “д” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту службы, в частности, по личной просьбе. Поэтому военнослужащий вправе обратиться с рапортом о переводе к новому месту службы по данному основанию во всех случаях, когда он в нем заинтересован. Однако при этом мотивы перевода не могут противоречить Военной присяге и обязанностям военнослужащих.

Комментарий к п. 1

7. Одним из оснований (видов) перевода к новому месту службы является перевод по состоянию здоровья в соответствии с заключением ВВК (подп. “в” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения). Данное заключение ВВК выносит в результате освидетельствования военнослужащих согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, и Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. № 315 (далее – Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы).

Освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проводится в мирное время по направлению прямых начальников от командира полка (командира корабля 1 ранга), им равных и выше (в некоторых случаях по направлению командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу). Направление на освидетельствование может быть подписано начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника) (ст.ст. 143, 194 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы). В целях получения направления на освидетельствование военнослужащий вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), то есть сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику.

С учетом норм комментируемого Положения, Положения о военно-врачебной экспертизе и Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть переведены к новому месту службы по состоянию здоровья в следующих случаях:

а) в случае невозможности по состоянию здоровья продолжения офицером военной службы на занимаемой им воинской должности, признанным ВВК ограниченно годным к военной службе, при невозможности назначения его на подходящую ему по состоянию здоровья воинскую должность в той воинской части, в которой он проходит военную службу. В этом случае военнослужащий может быть переведен в воинскую часть, находящуюся как в той же местности, в которой он проходит военную службу, так и в другой местности;

б) в случае признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в местности с неблагоприятными климатическими условиями и на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где он проходит службу. Данные местности указаны в сноске к ст.194 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и приложениях № 14 и 15 к ней. В этом случае военнослужащий подлежит переводу в воинскую часть, находящуюся в другой местности;

в) при возникновении у военнослужащего в период пребывания его в государствах с жарким климатом заболевания, при котором выезд из государства пребывания признается единственной мерой сохранения здоровья.

8. Подп. “е” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения предусмотрен перевод в связи с организационно-штатными мероприятиями. Однако какие именно мероприятия относятся к организационно-штатным в указанном подпункте не раскрыто, то есть имеется пробел в правовом регулировании порядка перевода.

В подп. “а” п. 4 ст. 34 комментируемого Положения определено, в каких случаях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, содержание этих мероприятий применительно к увольнению. Поэтому для того чтобы определить, в каких случаях военнослужащий может быть переведен к новому месту службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, следует в порядке аналогии закона обратиться к указанной норме.

Однако при этом необходимо учитывать различие между переводом и увольнением и, прежде всего, между их целями. С учетом этого не все организационно-штатные мероприятия, являющиеся основанием для увольнения, могут рассматриваться в качестве основания для перевода. Так, очевидно, нельзя признать основанием для перевода военнослужащего такое мероприятие организационно-штатного характера, как сокращение воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению (см. абз. 7 подп. “а” п. 4 ст. 34 комментируемого Положения).

Исходя из изложенного военнослужащий в связи с организационно-штатными мероприятиями может быть переведен к новому месту службы в следующих случаях:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и невозможности назначения военнослужащего на другую воинскую должность (должность) в воинской части, в которой он проходит военную службу, либо отсутствии его согласия на такое назначение;

при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и п. 2 ст. 13 комментируемого Положения (в соответствующих случаях);

при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), при невозможности назначения его на другую воинскую должность (должность) в воинской части, в которой он проходит военную службу, либо нежелании продолжать военную службу на другой воинской должности (должности) в этой части;

при признании его ВВК негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями и невозможности назначения военнослужащего на другую воинскую должность (должность) в воинской части, в которой он проходит военную службу, либо отсутствии его согласия на такое назначение.

9. Согласно подп. “з” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения военнослужащий может быть переведен к новому месту службы в связи с зачислением в вуз, адъюнктуру, докторантуру.

Военнослужащий, зачисленный в вуз, адъюнктуру, докторантуру, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя, курсанта или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в вузе, адъюнктуре, докторантуре (ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, п. 7 ст. 11 комментируемого Положения). При этом военнослужащий освобождается от одной воинской должности и назначается на другую должностными лицами, которым предоставлено такое право. Следовательно, перевод к новому месту службы в случае, предусмотренном подп. “з” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения, производится в соответствии с приказом управомоченного должностного лица о зачислении в вуз, адъюнктуру, докторантуру (о назначении на воинские должности в связи с зачислением в них).

Наряду с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и комментируемым Положением перевод военнослужащих к новому месту службы в связи с зачислением в вуз, адъюнктуру, докторантуру регулируется также соответствующими нормами правовых актов, устанавливающих порядок приема и зачисления в них.

Так, в Вооруженных Силах порядок приема и зачисления военнослужащих в вуз, адъюнктуру, докторантуру регулируется соответственно Положением об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 345 (далее – Положение об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования), Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 310 (далее – Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров), и иными нормативными правовыми актами.

Согласно Положению об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования порядок зачисления военнослужащих в данные учреждения зависит в значительной степени от того, являются ли военнослужащие, желающие поступить на учебу в них, офицерами или относятся к иным составам военнослужащих. От этого зависит, в частности, приказом какого должностного лица оформляется зачисление военнослужащих в высшие военно-учебные заведения (назначение на воинскую должность в связи с зачислением).

Из пп. 36 и 38 названного Положения следует, что офицеры зачисляются слушателями высших военно-учебных заведений приказами Министра обороны Российской Федерации (с учетом решения о направлении в вузы для получения высшего военного образования или решения о приеме на учебу в них для получения высшего военно-специального образования, вынесенных в установленном порядке в отношении кандидатов, успешно прошедших профессиональный отбор). Выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации о зачислении офицеров слушателями высших военно-учебных заведений рассылаются соответствующими кадровыми органами в недельный срок после подписания приказа с указанием срока и места прибытия офицера на учебу и других необходимых сведений (см. п. 38 Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования).

Выписки из приказов о зачислении в вузы являются основанием для исключения из списков личного состава воинских частей офицеров, зачисленных на учебу.

Порядок зачисления в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны) военнослужащих офицерского состава, отдельные положения которого приведены ранее, отличается от порядка зачисления в них военнослужащих иных составов. В частности, кандидаты, проходящие военную службу (военнослужащие) и не являющиеся офицерами, в установленном порядке зачисленные в высшие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника вуза, в который они зачислены (см. п. 100 Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования). Причем указанным пунктом конкретно определен момент, с которого производится такое назначение, – 1 августа года поступления на учебу. Рассылка выписок из приказов о назначении кандидатов курсантами осуществляется в течение 5 дней после их подписания в соответствии с п.100 названного Положения (в данном пункте упомянутые приказы именуются также приказами о зачислении военнослужащих курсантами вузов). Выписки из приказов о зачислении военнослужащих курсантами высших военно-учебных заведений являются основанием для их исключения из списков личного состава воинских частей (см. п. 100 Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования).

Таким образом, перевод к новому месту службы офицеров в связи с зачислением в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны производится во исполнение приказов Министра обороны Российской Федерации о зачислении офицеров слушателями, а перевод по тому же основанию военнослужащих иных составов – в связи с изданием начальниками соответствующих вузов приказов о зачислении военнослужащих курсантами.

В адъюнктуру офицеры зачисляются по результатам вступительных экзаменов с учетом решения приемной комиссии, а в докторантуру – с учетом решения ученого (научно-технического) совета вуза, утвержденных начальником вуза.

Зачисление офицеров в докторантуру и адъюнктуру производится приказами Министра обороны Российской Федерации, заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны по представлению начальников подчиненных вузов в установленном порядке не позднее чем за один месяц до начала подготовки (пп. 14, 43 и 80 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров).

Кроме указанных нормативных правовых актов одним из нормативных актов, устанавливающих порядок приема в вузы, является Инструкция об условиях и порядке приема граждан Российской Федерации и военнослужащих других государств в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, утвержденная приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации 1999 г. № 718 (далее – Инструкция) (см.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – № 25. – С. 6 – 38). Некоторые нормы Инструкции направлены на регулирование перевода военнослужащих к новому месту службы в связи с зачислением в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации. К числу таких норм относятся, в частности, пп. 39 и 40 Инструкции, согласно которым зачисление офицеров слушателями Академии ФПС России производится приказом ФПС России. Выписки из приказа ФПС России о зачислении офицеров слушателями названной Академии рассылаются Управлением кадров ФПС России в органы и войска ФПС России в недельный срок после издания приказа.

Зачисление кандидатов на учебу курсантами в военные институты ФПС России производится приказом начальника военного института, в который они зачислены. Зачисление кандидатов на учебу курсантами в военные институты ФПС России так же, как и назначение на воинские должности курсантов, зачисленных в вузы Министерства обороны, осуществляется с конкретно определенного момента – 1 августа года поступления на учебу. Выписки из приказа по военному институту не позднее чем через 5 дней после зачисления курсантов высылаются в кадровые аппараты воинских частей, направивших кандидатов. Эти выписки являются основанием для исключения военнослужащих, зачисленных на учебу, из списков личного состава воинских частей (см. п. 132 Инструкции).

10. Военнослужащий может быть переведен к новому месту службы также в случае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными (подп. “к” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения).

Как следует из подп. “к” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения, переведен к новому месту службы может быть лишь военнослужащий, занимающий должность, связанную с руководством подчиненными.

Из подп. “к” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения следует также, что в порядке предусмотренного им перевода военнослужащий назначается на должность, не связанную с руководством подчиненными.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными (ст. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), то есть различаются начальники по служебному положению (по должности) и по воинскому званию. Указание в подп. “к” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения на признаки определенной должности (связана с руководством подчиненными) позволяет сделать вывод, что в нем речь идет о начальниках по служебному положению (по должности). Военнослужащих следует считать занимающими должность, связанную с руководством подчиненными в тех случаях, когда руководство подчиненными входит в должностные обязанности этих военнослужащих.

К числу общих обязанностей командиров (начальников) относится обязанность постоянно воспитывать подчиненных, активно используя в этих целях личный пример воспитанности и ревностного отношения к службе (ст. 75 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). Поэтому личный пример, авторитет командиров (начальников) следует рассматривать в качестве факторов, влияющих на исполнение ими служебных обязанностей.

Командир (начальник) должен постоянно служить подчиненным образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты и честности (см. ст. 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). От того, насколько соответствует командир (начальник) этим требованиям, во многом зависит состояние воинской дисциплины его подчиненных.

Придавая большое значение личным качествам командиров (начальников), государство принимает меры, в том числе по недопущению отрицательного влияния их на подчиненных. Некоторые из этих мер предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством. Его нормами определено, что если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части представляется в установленном порядке к перемещению на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность (ч. 2 ст. 145 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 14 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 302).

Порядок, который был упомянут выше, установлен в настоящее время комментируемым Положением, а именно его нормами, регулирующими порядок назначения на воинские должности и освобождения от них, перевода к новому месту службы. Так, норма, аналогичная по своему содержанию приведенным нормам уголовно-исполнительного законодательства, сформулирована в п. 23 ст. 11 комментируемого Положения. С учетом предмета правового регулирования ст. 15 комментируемого Положения в подп. “к” п. 1 этой статьи регламентирован порядок перевода осужденного военнослужащего к новому месту службы.

Как следует из ч. 2 ст. 145 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 23 ст. 11 комментируемого Положения и п. 14 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, при их применении подлежат учету характер совершенного преступления и иные обстоятельства. Согласно подп. “к” п. 1 ст. 15 комментируемого Положения при ее применении достаточно учесть характер совершенного преступления.

Правомерен ли перевод к новому месту службы

Здравствуйте ! Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. В конце мая ( а точнее 24) вызвал НОК на беседу по поводу перевода на равнозначную должность ,провел со мной беседу , я на перевод отказался ( прохожу службу в районах Крайнего севера в данной должности чуть более 3 лет, этот перевод не первый за почти не полных 5 лет получается четвертый, из предыдущей части перевелся с понижением в должности с моего согласия и не желанием переезжать супруги к новому месту службы ). На следующий день записался на прием к командиру части , сообщил ему что у ребенка проблемы с почками и место куда вы меня переводите является не желательным для проживания ребенка. Написал рапорт на прохождение ВВК , в госпиталь меня, и членов моей семьи и определения прохождения военной службы военнослужащими , проходящими военную службу по контракту , и проживания членов их семей в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. . От КЧ получил ответ «что направление на ВВК Ваших членов семьи будет осуществлено при предоставлении вами заключения клинико — экспертной комисии ГОБУЗ ( такой-то) ЦГБ на каждого члена семьи отдельно» , затем предоставил 17 июня справки с заключением врачебной комисии на всех членов семьи и , что дочь старшая :состоит на диспансерном учете у педиатра ( диагноз . ) группа здоровья №3. Предоставленные мной справки КЧ отписал нач.меду. По сегодняшний день ответа нач.меда и КЧ на мои справки и рапорт не предоставлено, меня и членов моей семьи на ВВК в госпиталь не отправили. Сегодня 3 июля довели приказ о переводе меня на равнозначную должность в другую часть ( местность с неблагоприятными климатическими условиями).

Прошу прояснить ситуацию :1. Могут ли меня перевести с таким-то диагнозом . у старшей дочери и разрешено ли ей проживать в данной местности ?

2. Должен ли был КЧ отправить меня и членов моей семьи на прохождение ВВК , в соответствии с написанным мной рапортом и предоставленными справками ?

3. Нарушен ли в отношение меня порядок перевода к новому месту?

4. Можно ли мне обратиться в суд или прокуратуру в связи с бездействием КЧ , если мне положено прохождение ВВК в соответствии с написанным мной рапортом?

5. Сколько могут переводить к новому месту службы за неполных 5 лет?

6. Можно ли мне обратиться в суд или прокуратуру » предвзятое отношение к военнослужащему» в соответствии со Ст.34 ОВУ ВС РФ (в связи с частыми переводами).

Ответы юристов (5)

Да, должен был направить на ВВК до перевода.

Диагноз не является препятствием для перевода, только заключение ВВК.

Положение о порядке прохождения военной службы

(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 15. Порядок перевода к новому месту военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Вы вправе подать административный иск в суд, в котором оспорить бездействие командования и ВВК по проведению обследования а также оспорить приказ о переводе, заявить ходатайство о его приостановлении до вступления в силу решения суда по делу.

Суд военный гарнизонный по месту жительства или прохождения службы.

Госпошлина 300 рублей.

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

Также Вы вправе обратиться с письменной жалобой в военную прокуратуру.

С уважением! Г.А. Кураев

Есть вопрос к юристу?

Алексей, какой срок военной службы установлен в местности, в которой вы сейчас проходите военную службу, и в местности, в которую осуществляется перевод? Если срок равный, то перевод может быть осуществлен без вашего согласия, если меньше или больше, то должно быть получено согласие.

Пункт 5 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы.

5. Военнослужащий с его согласия может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.

Кроме того, если срок службы в данной местности истек, то вас могут только оставить с вашего желания проходить службу в данной местности, так как в силу пункта 4 указанной выше статьи:

4. Военнослужащий может продолжить военную службу в местности, где установлен срок военной службы, по служебной необходимости и при наличии его согласия. При этом дополнительный срок прохождения военной службы должен устанавливаться по согласованию с военнослужащим и составлять не менее одного года.

Соответственно вас могут только оставить проходить службу, но перевести в другую местность, в которой установлен срок прохождения службы, не могут, так как в соответствии с пунктом 7 ст. 16 Положения:

7. Без согласия военнослужащих их повторное направление в местности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три года не допускается.

Относительно ненаправления на ВВК вы вправе обжаловать бездействие командира в суд или прокуратуру.

Если сроки прохождения службы в местностях равные, то вас могут перевести по служебной необходимости без согласия. Так как в данном случае производится перевод, а не направление в местность со сроком службы.

Похоже ваш рапорт где то потерялся. У вас осталось подтверждение что вы писали рапорт и обращались к командиру части по этому вопросу? Если такое подтверждение есть обращайтесь в прокуратуру, так как в данном случае ваших членов семьи действительно должны были направить на ВВК, а уже потом решать вопрос по переводу.

Положение о порядке прохождения военной службы(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями и дополнениями)

IV. Порядок перевода военнослужащих и приостановления им военной службы

Статья 15. Порядок перевода к новому месту военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

5. Сколько могут переводить к новому месту службы за неполных 5 лет? 6. Можно ли мне обратиться в суд или прокуратуру » предвзятое отношение к военнослужащему» в соответствии со Ст.34 ОВУ ВС РФ (в связи с частыми переводами).

Количество переводов законодательством не ограничено по сути, по служебной необходимости могут переводить.

Ограничения есть по срокам прохождения службы и соответственно переводом из них к ним в местностях с неблагоприятным климатом.

о порядке прохождения военной службы

(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 16. Перевод в порядке плановой замены

1. Плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации (далее именуются — местности, где установлен срок военной службы).

См. Порядок организации и проведения плановой замены военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, утвержденный приказом Министерства обороны РФ от 22 сентября 2014 г. N 696

2. Порядок организации и проведения плановой замены военнослужащих устанавливается руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

3. Замена военнослужащих, проходящих военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанных местностях.

Указанным военнослужащим право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. По решению соответствующего должностного лица военнослужащий может быть назначен на равную или высшую воинскую должность.

4. Военнослужащий может продолжить военную службу в местности, где установлен срок военной службы, по служебной необходимости и при наличии его согласия. При этом дополнительный срок прохождения военной службы должен устанавливаться по согласованию с военнослужащим и составлять не менее одного года.

5. Военнослужащий с его согласия может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.

6. Перевод военнослужащих в порядке плановой замены в местности, где установлен срок военной службы, производится: на высшие воинские должности — с их согласия, на равные воинские должности — без их согласия, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 15 настоящего Положения.

Указанный перевод военнослужащих производится не менее чем за один год до истечения срока их военной службы (срока контракта), а также (без их согласия) не менее чем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

7. Без согласия военнослужащих их повторное направление в местности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три года не допускается.

Предвзятость сложно доказать. Можете подать жалобу прокурору на нарушение статьи 34 Устава внутренней службы.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации(утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495)

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения.

Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.