Политические права граждан во франции

Рубрики Вопрос юристу

Политические права граждан во франции

1.5. Политические права

Реализация личных прав при столкновении с трудностями требует выхода за рамки повседневности. Тогда люди обращаются в муниципальные и государственные учреждения, прибегают к помощи общин, диаспор, общественных объединений, партий, международных организаций. Так личные права выходят на уровень деятельности активистов («общественности»), то есть политической жизни, разделяющей и соединяющей повседневность с государственной политикой и властью.

Понятие «политическая жизнь» объясняет, как появляются и функционируют политические права гражданина. Вспомним, как люди отстаивали возможности реализации свободы совести. Нередко религиозная тема порождала борьбу политических партий, вооруженные конфликты (католиков и протестантов во Франции, Ирландии, шиитов и суннитов на Ближнем и Среднем Востоке, православных и католиков на Украине), политические кризисы и революции (Иран, 1975; Египет, 2011–2013). Нереализованность личных прав (территориальных, естественных, духовных, агентных) выводила людей на уровень политической жизни, а через нее оказывалось влияние на государственную власть. Благодаря этому личные права становятся объектом внимания общественных объединений, политических партий, государственной власти как политические права гражданина .

Политические права сначала возникали как эпизодический выход личных прав и свобод за рамки повседневности. Это произошло еще в Древней Греции. В Новое время периодическое представление и защита личных прав, влияющих на государственную власть, потребовали формирования политико-правового института – избирательных прав гражданина. Последние помогают периодически влиять на формирование органов государственной (муниципальной) власти. На уровне политической жизни происходит становление процедур выборов, благодаря чему взаимодействуют граждане (со своими личными правами), общественность и государственная власть. Граждане, реализуя право голоса, обменивают обеспечение легитимности избираемой власти на гарантии своих личных прав. Приходя к избирательным урнам, люди реализуют права, которые не перестают быть личными. Но институт выборов закрепляет юридическую «оболочку» (легальные процедуры), регулирующую выход личных прав из повседневности в политическую жизнь, их связь с обязанностями гражданина.

Избирательные права, так же как права участия в уличных шествиях, управлении государством (городом, селом), свобода печати, выступают в качестве символа, помогающего общественности представлять личные права, объединять людей, выдвигать политические требования. Личные права получают «защитную» оболочку политических прав – индивидуальный и коллективный институт защиты. Например, политические права могут быть механизмом защиты семейных прав. Французы неоднократно, в том числе, в феврале 2014 г., проводили политические акции в защиту традиционной семьи, традиционных отношений родителей и детей, против либеральной гендерной политики правительства. Для защиты духовных личных прав русскоязычные школьники в Эстонии протестовали против сокращения программ обучения на русском языке, а сербы в Косово – против разрушения экстремистами православных храмов. Защищая агентные личные (трудовые) права, работники используют профсоюз и политические забастовки.

Во всех странах на государственном и международном уровне формируются объединения и партии, представляющие личные права и свободы через институт политических прав гражданина. Политические права могут использовать в основном граждане данного государства, например, право избираться депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, участвовать в управлении государством, занимать должности государственной службы. Иностранцы, как правило, не имеют избирательных прав. Такая участь постигла сотни тысяч русскоязычных коренных жителей в Латвии и Эстонии (им присвоили статус «неграждане»).

Ф. Люшер выводит право на демократию, связанное не только с участием в выборах в органы власти, но и с правом на сопротивление угнетению. Декларация 1789 г. во Франции провозгласила, что «сопротивление угнетению есть одно из прав человека». Угнетение может исходить от законодателя, исполнительных органов власти, а также от других людей и социальных групп. Такое право реализуется как коллективное через разные формы протеста. В конце ХХ в. и начале XXI в. право на сопротивление угнетению стало использоваться внутренними и внешними силами как элемент в механизме гуманитарных интервенций и «цветных» революций.

Гуманитарная интервенция – акция силового воздействия на правительство страны со стороны международного сообщества, которая может применяться, если власть допускает массовое нарушение прав человека. Гуманитарная интервенция предполагает политизацию гуманитарной составляющей (право на сопротивление угнетению, универсальные ценности демократии) и иностранное вооруженное вмешательство. Они бывают легитимными (с разрешения Совета Безопасности ООН) и нелегитимными. Такие акции могут применяться весьма избирательно, например, для наказания правителей, проводящих политику, неугодную США и НАТО (против С. Милошевича – в Югославии в 1999 г., М. Каддафи – в Ливии в 2011 г.). Намечалась такая интервенция и против Б. Асада в Сирии в 2013 г. Нередко подобные интервенции приводят не к защите прав человека, а к политическому кризису, общественным беспорядкам и еще большим страданиям отдельных национальных групп и всего населения (Ирак в 2003 г., сербы в Косово в 1999 г.).

«Цветные» революции получили свое название от растительного символа (роза, апельсин, тюльпан и т. д.). Цветок становится символом сопротивления угнетению, западных образцов демократии и прав человека, помогает усиливать политизацию личных прав в определенном государстве или регионе, соединять энергию недовольства. Помимо демонстрантов и пикетчиков, важными акторами в механизме «цветных» революций являются неправительственные организации (НПО), в том числе международные. Они могут быть связаны со спецслужбами иностранных государств. НПО могут пускать в ход различные приемы «раскачки» протеста, изоляции и деморализации власти. Дж. Шарп, американский политтехнолог, определил около 200 различных технологий и приемов, благодаря которым протест, несмотря на уступки властей, расширяется, политизируя лозунги прав человека. Легитимные процедуры, регулирующие представление и реализацию политизированных личных прав, не справляются с разрастанием народных требований. Для реализации возрастающего объема требований уже не хватает ни средств, ни времени.

Тогда нетерпение политизированной массы, реализующей право на сопротивление угнетению, ломает легитимные механизмы разрешения конфликтов. Инициативу перехватывают радикальные и экстремистские силы. Наступает «паралич» государственной власти, как это произошло на Украине 18–22 февраля 2014 г. Все это прикрывается лозунгами прав и свобод человека, демократии и справедливости.

Во избежание таких кризисов правительство должно внимательно следить за развитием жизненных сфер, функционированием механизмов легитимной реализации личных прав и свобод, не допускать их политизации. Необходимо отлаживать механизмы разрешения социальных конфликтов, наполнять понятие демократии не только политическим, но и социально-экономическим содержанием. Власть должна также уметь защищать общественный порядок, национальные интересы, поддерживать свою легитимность, выверяя при этом социальную политику, механизмы благополучного развития гражданина, общества и государства.

Политические права граждан во франции

§ 2. Конституционные права и свободы

Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон­ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражда­нина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе­ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право­вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции, так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра­нение во Франции в период, предшествующий Великой француз­ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час­тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко­лы физиократов относительно собственности и свободы предприни­мательства и целый ряд других. Декларация 1789 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая те позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ­ных прав и свобод.

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло­виях столкновения разных подходов и мнений и в очень корот­кий срок (на ее создание было истрачено всего 9 дней), в этом документе излагается довольно стройная доктринальная концеп­ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че­ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри­мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле­ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра­ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво­его рода общественный договор, в результате которого и возни­кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени­тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ­ления прав человека и гражданина служит существование пуб­личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь­зование всех средств для противодействия неправомерным акци­ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство сво­их представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад­лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря­мо не запрещено законом.

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж­дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра­вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен­ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес­печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож­ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва­ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран­тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак­тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион­ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, в соответствии с которой при осуществлении своих прав, при ре­шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты­вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло­вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об­щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли­берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци­ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са­мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро­вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль­ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле­нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо­жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе­ре правовой это приводит к появлению и закреплению на консти­туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946 г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес­публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, которые уточнили само понимание от­дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран­цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На­конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци­онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам­ки правомерной деятельности высших государственных органов, и прежде всего законодательного органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци­онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука­занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се­годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол­нительную власть. Соответственно функция контроля за их со­блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга­ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци­онный совет даже путем толкования может признать те или иные принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, превращая их тем самым в положения, как бы приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль­ные самому Конституционному совету.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные по­ложения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, «что всякое человеческое существо неза­висимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемле­мыми и священными правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освящен­ные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан­ные законами Республики». Как видно из приведенного положе­ния, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных тек­стах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки зрения материальной превращаются как бы в составную часть фран­цузской Конституции.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые ре­гулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Деклара­ции, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан ина­че как на основании закона и в формах, которые им предусмотре­ны. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий или ужесто­чающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит по­ложение, весьма близкое к принципу «хабеас корпус». Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопре­деляют характер соответствующего процессуального, а в опреде­ленной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответствен­ности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на осно­ве закона.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуще­ствление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судеб­ных органов и Конституционного совета, а также были в опреде­ленной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участ­ником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихт­ский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержа­щих общеобязательные правила, определяющие пользование пра­вами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защи­те прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Прав­да, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. От­мечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.

Социальные и экономические права

Они изложены, главным образом, в Преамбуле к Конститу­ции 1946 г. Создатели этого документа подчеркивают необходи­мость закрепления экономических, политических и социальных принципов, отвечающих новым условиям общественного разви­тия.

Значительное место в Преамбуле занимают положения, от­носящиеся к сфере осуществления трудовых прав. Особо важное значение имеют постановления, обязывающие государство спо­собствовать реализации трудовых прав и одновременно подтвер­ждающие право каждого человека защищать свои права и свои интересы при посредничестве профсоюзных организаций. Проф­союзные права не только гарантируются, но и получают свое развитие в результате признания права на забастовку, а также на участие трудящихся через посредство уполномоченных ими лиц в коллективном определении условий труда, выработке и зак­лючении коллективных договоров, а равно в руководстве пред­приятиями.

Преамбула предусматривает предоставление гарантий раз­витию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле гово­рится о гарантиях, которые предоставляет государство всем чле­нам общества в целях охраны здоровья, обеспечения отдыха и досуга, подчеркивается необходимость обеспечить общедоступность образования для всех членов общества. Само по себе данное поло­жение не является какой-то новеллой, оно известно законода­тельству Франции еще со времен Второй республики, однако кон­ституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционно­го принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. «Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является дол­гом государства».

Определенное уточнение вносит Преамбула к Конституции 1946 г. и в осуществление права собственности. Любое имущество или предприятие, которое имеет или приобретает характер пуб­личной службы или монополии, должно в силу самого этого фак­та быть превращено в коллективную собственность. Это положе­ние несомненно уточняет и дополняет положение, содержащееся в Декларации 1789 г. В то же время судебная практика показала, что общие принципиальные установления документа 1789 г., в частности в отношении предварительного и справедливого возме­щения, полностью сохраняют свою силу и применяются судебны­ми учреждениями Республики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что появление новых формул относительно коллективной собственности отнюдь не воспрепятствовало довольно широкой денационализации, которая была осуществлена во Фран­ции в 80-е и 90-е гг.

Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические пра­ва и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На кон­ституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа един­ственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.

Девиз Республики — «свобода, равенство и братство». Ее прин­цип — «правление народа, через народ и для народа». Нацио­нальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих пред­ставителей (косвенная демократия) или путем референдума (пря­мая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и ус­ловия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положени­ях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.

На конституционном уровне провозглашены такие важней­шие политические права и свободы, как политический плюра­лизм и свобода образования политических партий, свобода мне­ния, свобода слова и целый ряд других традиционных политичес­ких прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из прин­ципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, кото­рые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т. е. принципов консти­туционного значения.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в рав­ном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Кон­ституционные тексты особо подчеркивают действие принципа не­дискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, со­циального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограничен­ный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в каче­стве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках пра­ва, может быть подтверждена решениями органа конституционно­го контроля, который в своей практической деятельности при про­верке конституционности акта, принимаемого Парламентом, впра­ве рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот­ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органи­ческих законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значи­мость придается в этом случае только самим принципам, но от­нюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.

Юридические гарантии прав и свобод

Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 Конституции устанавливает: «Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть — хранительница личной свободы — обеспе­чивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом».

Посягательства на права и свободы человека со стороны ад­министрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправо­мерные действия администрации. Органы административной юс­тиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должно­стных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.

Защита прав и интересов человека от посягательств со сто­роны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судов по делам несовершеннолетних и др. Практика показывает, что судебная система Франции сравни­тельно эффективно справляется с осуществлением своих функ­ций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Евро­пейского Суда по правам человека показывает, что и француз­ская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что, по мнению Европейско­го Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав челове­ка и основных свобод.

Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод и на некоторые другие государственные органы. Так, Пре­зидент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, приня­тые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования чрезвычайных полномочий, предусмот­ренных статьей 16 Конституции. Кроме того, Президент Республи­ки является гарантом независимости судебной власти, а следова­тельно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить незави­симое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека.

В Конституции Франции предусмотрено и существование спе­циального уполномоченного по правам человека (медиатора). Од­нако он обладает относительно скромными полномочиями, глав­ное из которых — привлекать внимание общественности и обра­щать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельностью омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со сто­роны администрации во Франции выступает административная юстиция.

Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические права и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г . , так и в Преамбуле к Конституции 1946 г .

Девиз Республики — «свобода, равенство и братство». Ее принцип — «правление народа, через народ и для народа». Национальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и условия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положениях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.

На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнения, свобода слова и целый ряд других традиционных политических прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в равном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограниченный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в качестве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках права, может быть подтверждена решениями органа конституционного контроля, который в своей практической деятельности при проверке конституционности акта, принимаемого Парламентом, вправе рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот-ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органических законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значимость придается в этом случае только самим принципам, но отнюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.

Политика Франции в области прав человека

Для Франции права человека имеют особую историческую значимость. Французская традиция приверженности правам человека восходит еще к XVIII веку — веку Просвещения, и Франция, приняв 26 августа 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, была одним из первых государств, провозгласивших эти права. В 1948 году в Париже во дворце Шайо, где тогда проходила сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, была принята Всеобщая декларация прав человека. Одним из главных ее создателей был крупнейший французский юрист Рене Кассен, который впоследствии занимал пост председателя Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций и председателя Европейского суда по правам человека и был удостоен за свою деятельность Нобелевской премии мира. С тех пор Франция принимала участие в разработке основополагающих принципов и международных документов в области прав человека. В духе Венских договоренностей 1993 года она считает, что содействие соблюдению всех прав человека и их защите является предметом законной озабоченности международного сообщества, и в равной степени уделяет внимание как гражданским и политическим правам, так и экономическим, социальным и культурным правам.

Сегодня, будучи участницей почти всех договоров в области содействия соблюдению и защите прав человека, выработанных Организацией Объединенных Наций, Франция призывает к их всеобщей ратификации. Она принимает активное участие в разработке новых норм в области защиты прав человека. Она выступает за принятие нового международного инструмента, направленного на борьбу с насильственным исчезновением людей, Декларации о правах коренных народов, а также совместно с Германией выдвигает идею принятия Организацией Объединенных Наций Конвенции о запрещении клонирования человека в целях репродукции. Она обратилась к ЮНЕСКО с предложением принять декларацию по биоэтике, в которую впоследствии могли бы войти тематические протоколы, разработанные в связи с появлением новых технологий в медицине. С момента создания в 1947 году Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека Франция является ее неизменным членом. Она играет в ней ведущую роль не только как отдельно взятое государство, но и как член Европейского союза. Она регулярно вносит на ее рассмотрение проекты резолюций о незаконном содержании под стражей, о насильственном исчезновении людей, о крайней бедности, о биоэтике, о детях-солдатах, а также, совместно со своими европейскими партнерами, резолюции в отношении применения смертной казни, о правах детей и о ситуации в разных странах.

Опираясь на эти документы, французская дипломатия направляет свою деятельность в рамках как многосторонних организаций, так и двусторонних отношений на борьбу с нарушениями прав человека повсюду, где бы это ни происходило. Она считает, что на рассмотрение Совета Безопасности должны выноситься случаи грубого нарушения прав человека, представляющие угрозу миру и международной безопасности. Она выступает за увеличение помощи тем государствам, которые проводят политику защиты прав человека. С этой целью Франция с 2002 года проводит в некоторых странах совместные акции с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Рассматривая в качестве основной задачи борьбу с безнаказанностью в целях недопущения новых массовых репрессий, Франция поддержала учреждение Советом Безопасности международных уголовных судов, в функции которых входит расследование дел в отношении лиц, виновных в преступлениях против человечества, и инициаторов актов геноцида на территориях бывшей Югославии и Руанды, а также создание с помощью Организации Объединенных Наций специальных трибуналов в связи с постконфликтными ситуациями в некоторых странах (Сьерра-Леоне, Камбодже). Франция способствовала созданию Международного уголовного суда и была одним из первых государств, ратифицировавших его устав. Вступление этого устава в силу 1 июля 2002 года положило начало реализации одного из важнейших положений международного права: отныне могут подвергаться наказанию военные преступления, преступления против человечества и акты геноцида. Она борется за то, чтобы данный устав получил всеобщее признание.

На европейском уровне Франция была одним из десяти государств — основателей Совета Европы, который с 1949 года располагается на ее территории в Страсбурге, где также находится Европейский суд по правам человека, следящий за соблюдением положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Франция ратифицировала данную Конвенцию и включилась в работу механизма, который позволяет физическим и юридическим лицам, имеющим основания считать себя жертвами нарушений их прав, закрепленных в Конвенции или протоколах к ней, обращаться в индивидуальномпорядке в суд. Международная деятельность Франции по защите прав человека находит свое отражение также во внешней политике ЕС, который начал диалог по вопросам прав человека вначале с Китаем, а затем с Ираном. Теперь все соглашения о торговле и сотрудничестве, заключенные ЕС со странами «третьего мира», в обязательном порядке включают положения, ставящие их выполнение в зависимость от соблюдения прав человека на минимально необходимом уровне. Франция является сторонницей включения Хартии основных прав, принятой в Ницце в декабре 2000 года, в будущую европейскую Конституцию. Аналогичным образом, Франция выступает за включение подобных положений в относящиеся, в частности, к правам национальных меньшинств документы, разрабатываемые в рамках ОБСЕ.

На национальном уровне Декларация прав человека стала составной частью Конституции. Международные соглашения в области прав человека имеют при этом приоритет над внутренними законами, и в большинстве случаев частные лица могут ссылаться на них как на нормы прямого действия во всех судебных инстанциях. Всеобъемлющий характер национального законодательства в области прав человека свидетельствует также о том исключительном значении, которое Франция придает их соблюдению. Французское правительство учредило в 1947 году Национальную консультативную комиссию по правам человека, которая ежегодно представляет премьер-министру доклад о борьбе против расизма. Кроме того, она ежегодно присуждает «Премию Французской Республики в области прав человека», которой награждаются выдающиеся правозащитники из всех стран. Комиссия призывает к созданию подобных ей учреждений за рубежом, в частности на франкоязычном пространстве. Принципы, определяющие их устав и полномочия, были одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, состоявшейся в Париже в 1993 году.

Дипломатия Франции

Франция и учреждения защиты и продвижения прав человека

Поделиться

В главных заголовках

Франция приняла участие в 37 сессии совета по правам человека ООН, которая завершилась 23 марта 2018 года.
Большое внимание на сессии было уделено, в частности, положению в Сирии и особенно обсуждению ситуации в Восточной Гуте. В ходе сессии был продлен мандат независимой международной комиссии, призванной положить конец безнаказанности.
Франция вместе со своими партнерами по Европейскому Союзу поддержала также резолюцию о вызывающем озабоченность положении с правами человека в Бирме, и, в частности, о положении лиц, относящихся к меньшинству рохинджа. (…)

Содержание

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

Верховный комиссар ООН по правам человека действует в секретариате Организации и является важнейшим звеном системы продвижения и защиты прав человека. Франция активно отстаивает независимость Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, полномочия которого заключаются в предупреждении нарушений прав человека, гарантии их соблюдения, развитии международного сотрудничества в целях защиты этих прав и их осуществления в рамках всей системы ООН.

УВКПЧ выполняет также секретарские функции в Совете по правам человека и в таких его вспомогательных органах и механизмах, как консультативные комитеты, рабочие группы, специальные докладчики по тем или иным темам или по географическим регионам и Универсальный периодический обзор, а также — в комитетах конвенций.

Совет по правам человека ООН

Франция вносит активный вклад в усилия по укреплению Совета по правам человека как главного межправительственного органа, курирующего вопросы продвижения и защиты прав человека.

Франция работала в Совете два срока подряд и продолжает активно участвовать в деятельности Совета и оказывать влияние на его работу на правах страны-наблюдателя. Наша страна следит за неукоснительным применением соответствующих механизмов, предотвращает любые попытки поставить под вопрос всемирный характер прав человека так, чтобы Совет по правам человека и впредь эффективно продвигал эти права. Франция ежегодно выдвигает на рассмотрение Совета проекты резолюций либо самостоятельно, либо в соавторстве с другими государствами с тем, чтобы привлечь внимание международного сообщества к наиболее критическим ситуациям в области прав человека.

Совет по правам человека, Женева.

Универсальный периодический обзор (УПО)

Эта новаторская процедура была учреждена в 2008 году, и она позволяет государствам-членам ООН раз в четыре года на систематических началах изучать положение с правами человека в других государствах-членах Организации.

Третий комитет Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций

Третий комитет Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций курирует социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры. Существенная часть его работы сосредоточена на рассмотрении вопросов, касающихся прав человека.

Франция является соавтором трех страновых резолюций, касающихся положения прав человека в Иране, Северной Корее и Мьянме, которые ежегодно принимаются на Генассамблее ООН. Кроме того, Франция соавтор резолюции о положении с правами человека в Сирии, которая впервые была принята в 2011 году.

Генеральная ассамблея ООН, Нью-Йорк

Говоря о тематических резолюциях, следует отметить, что Франция совместно с Нидерландами каждый второй год представляет резолюцию о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин. Кроме того, наша страна активно поддерживает резолюцию, призывающую к всеобщему мораторию на применение смертной казни, резолюцию по правам человека и крайней нищете, а также представленную Европейским союзом резолюцию о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений.

Комитеты конвенций или органы договоров

Помимо органов, предусмотренных в Уставе ООН, в системе ООН имеется 9 органов, призванных следить за применением пактов и конвенций в области прав человека.

Франция является стороной 8 основных международных конвенций по защите прав человека. Согласно положениям этих конвенций, наша страна регулярно представляет в соответствующие комитеты доклады об их применении и признает компетентность этих комитетов в рассмотрении индивидуальных жалоб от лиц, считающих, что их права были нарушены.

Дополнительную информацию можно получить по нижеприведенным ссылкам:

• Комитеты конвенций или органы договоров на сайте УВКПЧ
• Порядок рассмотрения жалоб на сайте УВКПЧ
• Выводы комитетов на сайте УВКПЧ
• Доклады и рекомендации

Совет Европы

Совет Европы осуществляет серьезную нормотворческую деятельность, вырабатывая европейские конвенции по основным правам человека, о чем свидетельствует, например, недавняя Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) представляет собой консультативный орган, и один из комитетов ПАСЕ конкретно уполномочен следить за соблюдением обязательств, взятых государствами-членами в соответствие с уставом Совета, а также — их обязательств в рамках Европейской конвенции по правам человека и любых других конвенций Совета, сторонами которых они являются.

Как член Совета Европы, Франция признает правомочность Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) принимать решения по искам отдельных граждан или государств, касающимся предполагаемых случаев нарушений прав человека, которые фигурируют в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 года 12 государствами-членами Совета Европы, в том числе и Францией.

Помимо этого, Франция принимает миссии таких независимых мониторинговых механизмов Организации, как Комиссар Совета Европы по правам человека; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), в обязанности которого входит регулярное посещение тюрем в государствах-членах Совета; Европейский комитет по социальным правам (ЕКСП), оценивающий, насколько право и практика государств-членов соответствуют Европейской социальной хартии, гарантирующей целый ряд социальных и экономических прав; Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН), призванная бороться с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью в государствах-членах Совета Европы; и Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА), отслеживающей надлежащее применение одноименной конвенции.

Дополнительную информацию можно получить по следующим ссылкам: