По вбелову дом прочно стоял на земле

Рубрики Вопрос юристу

По вбелову дом прочно стоял на земле

Спишите текст ,вставляя пропешенные знаки препинания.

Дом прочно стоял на земле больше ста лет и время его безжалостно скособчило. Ночью смакуя отрадное одиночество я настороженно слушаю как по древним бокам сосновой хоромины резко бьют полотнища влажного мартовского ветра. Соседский кот-полуночник постоянно ходит в темноте чердака и я хочу непременно разгадать тайну этих шагов.

А дом будто тихо сопит от тяжелых шагов кота. Изредка тяжело бухают сползающие ветки крыши снежные грибы и в напряженных от многотонной тяжести стропилах рождается облегчение. Я фигослойные глыбы прошлого.

А по чердаку ходит и ходит бессонный кот и по-сверчиному тикают ходики. Память неспешно тасует мою биографию.

По вбелову дом прочно стоял на земле

2. «Человек не царь, а сын природы»,- утверждал В.Астафьев.

3. «Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют», — писал М.Горький о Пришвине.

4. «Управлять природой можно лишь , подчиняясь ей»,- анг.философ ФБэкон.

5.»Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья»,- К.Г.Паустовский.

6. «Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом»,- писал М.Канн.

7. «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенность сказать, что кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»,- АШопенгауэр.

8. «Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты»,- В.Солоухин

9. «Надо быть глухим и слепым, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»,- писал ВБелов.

10. «Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать»,-В.Л.Гинзбург.

11. «Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас»,- В.Гжешик.

КНИГА: 1. «Книга – это только дорога», — ВШкловский.

2. «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество», — Гельвеций.

3. «Время живет в книгах»,-Д.Лиходеев.

4. «Библиотеки – это кладбища книг»,-писал А.Шлейфер,- книги оживают, когда попадают к читателям.

5. «Книги как люди. Их нужно понимать, принимать или остерегаться»,-Д.Лиходеев.

6. «Всем хорошим во мне я обязан книгам»- М.Горький.

7.Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать, те, что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо.

8. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» ,- писал Л.Леонов, писатель 20 в.»

9. «К книгам относишься так же, как и к друзьям»,- писал Чингиз Айтматов

10. В.Белинский полагал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

11. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»,- И.С.Тургенев.

12. «Чтение – вот лучшее учение» — А.С.Пушкин.

13. «Нам дан во владение самый богатый , меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,- К.Паустовский.

14. «Язык наш беспределен и может обогащаться ежеминутно»,- Н.Гоголь.

15. «Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой»,- Гораций.

16. «Никогда не употребляйте иностранных слов»,- И.Тургенев.

17. «Раз речь не ясна, она не достигнет цели»,- Аристотель.

18. «Будь осторожен, выбирая слово- им осчастливить можно и убить!»,- поэт Н.Грибачев.
СКАЗКА:1. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — А.С.Пушкин

2. «Что за прелесть эти сказки!» — А.С.Пушкин.

3. «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том: и днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»,- А.С.Пушкин.
.МУЗЫКА, ИСКУССТВО:1. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» — М. Глинка .

2. «Музыка- это язык души»,- А.Н.Серов.

3. «Талант – искра божия, которой обычно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь других»- историк В.Ключевский.

4. «Красота душу лечит» — писатель С.Никитин.

5. «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись , которую слышат» — Леонардо да Винчи.

6. «К ленивым вдохновение не приходит, умей заставить себя работать и тогда, когда нет охоты работать» — П.И.Чайковский.

7. «Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта!» — В.Белов.
О РОДИНЕ : 1. «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством» — В.Распутин.

2. «Где прошло детство, там и начинается родина»,- утверждал белорусский поэт К.Чорный.

3. «Патриот= это тот, который любит своих, националист – это, тот, кто не любит чужих» — В.Быков.

4. «Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось»- А.Пушкин.

5. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский,- сильно, пламенно и нежно!» — так писал М.Ю.Лермонтов, который родился и вырос в Москве.

6. «Война – жесточе нету слова»- А.Твардовский. и «Вы думаете, павшие молчат… Они кричат…особенно ночами, когда стоит бессонница у глаз и прошлое толпится за плечами»- С.Исаев.(Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»,М.Шолохов «Судьба человека»- гл.герой Андрей Соколов , Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие».)

7. «Самое лучшее и дорогое — Родина»,- писал поэт Р.Рождественский.

8. «Где прошло детство, там и начинается Родина» — К.Чорный.

9. «Россия! Какое хорошее слово…и роса, и сила, и синее что-то»- С.Есенин.

10. «Что может быть милей бесценного родного края?»- Н.Языков.

11. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лунных» — С.Есенин.
О МАТЕРИ : 1. «Берегите матерей, как они берегут нас» -А.Алексин.

2. «Самая большая цель в жизни- это увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро – это прежде всего счастье всех людей»- Д.Лихачев.

3. «Благодарить – значит дарить добро, творить благо»- В.Сухомлинский.

4. «Любить – значит жить жизнью того, кого ты любишь», — писал Л.Н.Толстой.

5. «Не тогда человек ревнив, когда любит, а тогда, когда хочет быть любимым»,- гласит русская пословица.

6. «В одном сердце две любви не держатся»,- слова еще одной пословицы. (Вспомним произведения о любви – конечно же, это «Темные аллеи» И. Бунина и «Гранатовый браслет» А. Куприна)

ВСТУПЛЕНИЕ : 1. в виде лирического размышления – Как прекрасна наша планета! Исчезни Земля и потеряет Вселенная самый яркий свой бриллиант . Какая-то неведомая космическая сила бережет ее от столкновений с кометами. А как мы сами храним ее? 2.Ряда риторических вопросов по теме – Кто из живущих ныне людей может себе представить , что он будет питаться отравленной рыбой? Пить ядовитую воду? Кто захочет поехать в лес, а вместо него найти лишь безобразные пни? 3. Ряда назывных предложений по теме – Черная , обугленная земля. Мертвая тишина. Одиночество. Все это ждет нас, если мы будем продолжать так относиться к нашей природе. 4. в виде цитаты : «Война- жесточе нету слова»,- так писал поэт А.Твардовский. 5. дать заглавие тексту и объяснить

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 1. в виде вывода – Итак, грязные реки и озера, опустевшие леса, воздух, который порой вызывает страшные заболевания – вот тот мир, к которому может придти человечество. 2. цитаты – отношение к природе точно выразил Е.Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды… берегите всех зверей внутри природы! 3. Примера – О человеке, который , плывя по морю, ковыряет дырку в лодке, каждый из нас скажет, что он безумец . А чем разумнее его мы, живущие на Земле, считающие себя друзьями природы, но бездумно обрываем те ниточки, которые связывают нас с жизнью? 4. Яркого сравнения – мы уже давно твердим, что природа – наш дом. Почему же наш дом давно полуразрушен? 5. рассуждения – наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек применит его против нее. Но вряд ли, кто станет отрицать, что в природе все взаимосвязано.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕКСТА. Они могут быть: 1.- нравственными, экологическими, социальными, психологическими, философскими и др. 2.- общественно значимой, политической, межнациональной, злободневной, животрепещущей, актуальной, насущной, острой, важной, серьезной, спорной, основной, глубокой, назревшей, первоочередной, принципиальной, сложной.

ПРОБЛЕМА МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЧИТАТЕЛЯ: глубоко задуматься, серьезно размышлять, рассуждать вместе с автором, серьезнее относиться к …, по- другому посмотреть на…, критичнее относиться к …, обратиться к примерам из собственной жизни (литературы), с горечью понять, что.. и др.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ: автор может посвящать свою статью…, заострять проблему, эмоционально воздействовать на читателей, образно воссоздавать картину происходящего или изображаемого, выделять ключевые проблемы, слова ,мысли.. раскрывать сущность поставленных проблем, заставляет задуматься над проблемой, пытается найти причины изображаемых явлений, подчеркивает глубину и актуальность проблем, убеждает нас в правоте своей позиции, пытается понять, почему… утверждать, что.. приводит в качестве примера цитату … приглашает к разговору о непростых проблемах в нашей жизни, говорит с тревогой о наболевших проблемах, призывает нас… старается объяснить, почему…авторская позиция проявляется в положительном, осуждающем, небезразличном или неоднозначном отношении к изображаемому… авторская позиция может быть выражена в названии текста, в риторических вопросах и т.д.
Для подготовки к ЕГЭ – задания типа А-1

СЛОВАРЬ: августовский, алкоголь, анатом, апостроф, аристократия , асимметрия, афера, баловать, баловник, бармен, благовест, бочковый, валовой, верба, взбешенный, водопровод, гастрономия, генезис, грушевый, диспансер, догмат, договор, досуг, дремота, духовник, желоб, завидно, заговор, загнутый, задолго, заем, закупорить, занятой, занятый, заржаветь, зимовщик, знамение, зубчатый, иконопись, информировать, искра, каталог, катарсис, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, клеенный, клееный, коклюш, коллеж, колосс, крапива, красивее, кремень, кухонный, ломота, ломоть, лоскут, лососевый, лубочный, медикаменты, мельком, мизерный, мытарство, надолго, намерение, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, озлобленный, опериться, оптовый, осведомить, осужденный, отбеленный, откупорить, паралич, партер, пахота, плесневеть, похороны, преминуть, премировать, привнесенный, приданое, принудить, прирученный, прозорливый, простыня, пуловер, ревень, ремень, силос, сирота, сосредоточение, стенография, столяр, танцовщица, теплиться, торты, туфля, украинский, факсимиле, фетиш, филистер, форзац, формировать, ходатайствовать, холенный, холеный, христианин, христопродавец, цемент, цепочка, цыган, черпать, шасси, шарфа, шприцы, щавель, щебень, щегольской, экскурс, эксперт,

КРАСОТА СЕВЕРА. «Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать»,- писал В.Астафьев. И это верно. В.Белов, описывая пейзажи Севера, бесконечно меняющиеся картины мира, восхищается неповторимостью красоты природы тех мест.

Писатель использует разнообразные средства выразительности: здесь и контекстные синонимы (неброской, неяркой, скромной), эпитеты (ярких, выразительных) и ряды однородных членов. Все это подчеркивает эмоциональное настроение автора текста, который поднимает проблему понимания красоты, проблему духовной «глухоты» и «слепоты» человека. Он считает, что красоту природы Севера надо уметь видеть и слышать, она неброская, неяркая, скромная. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально и каждому из нас надо учиться замечать эти изменения природы. «Надо быть слепым и глухим , чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»,- писал он. И только духовно «зрячий» человек может чувствовать, видеть красоту окружающего нас мира.

И такие люди есть, они , в основном, это иностранцы, платят большие деньги и отправляются на экскурсии на крайний Север России, искренне восхищаясь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, яркими, очень выразительными, контрастными и многозвучными красками пейзажа. «Прекрасное вне времени»,- писал М.Алексеев. Но, к сожалению, большинство из нас не замечают красоты окружающего мира, объясняя это то ли постоянной занятостью, то ли привыканием к тому, что нас окружает. А ведь природа на самом деле не дает человеку одичать. Природа – источник духовных сил человека.

ТАЛАНТ. «Талант – искра божия, которой обычно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь других»,- писал историк В.Ключевский . И писатель В.Вересаев рассуждает о писательстве – трудном и запутанном деле, поднимая проблему истинности литературного таланта, проблему творчества и денег, размышляя, можно ли творить ради денег.

Автор считает, что одной из главных причин появления художественного произведения должна стать потребность что-то сказать людям. «Начинающий писатель , если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой »,- подчеркивал он. Иначе росток таланта зачахнет так, как произошло в повести «Портрет » Н.В.Гоголя с молодым талантливым художником Чартковым.

В основе владения любой профессией лежит творческое начало. И нужно обладать духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность, врожденную талантливость. Каждый из нас должен стараться развивать дар природы, найти себя в каком-либо творческом и интересном деле. Талант не может развиваться сам по себе, человек должен прилагать большие усилия для этого, постоянно трудиться и совершенствоваться. Всем известно, что Пастернак был талантлив во всем, он мог бы стать или прекрасным художником, или великим музыкантом, увлекался также философией и литературой, а стал известным писателем и поэтом.

Всем известно, что не бывает абсолютно бездарных людей. «Каждый рождается с печатью какого-либо таланта »,- утверждает другой писатель В.Белов. Все по-своему талантливы и своеобразны. Но если человек не будет трудиться и развиваться, он так и не узнает, чем наградила его природа.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. «Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ней экспериментировать»,- писал В.Гинзбург. А человек продолжает это делать. И автор текста В.Солоухин, говоря о взаимоотношениях человека и природы, сомневается, сумеет ли человечество понять, что разрушает дом, в котором живет?

Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека. «Судьба человечества в руках человека. Вот в чем ужас»,- утверждал В.Гжешик. Да и писатель В.Солоухин человечество сравнивает с своеобразной болезнью планеты, « люди снуют, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки о океаны, саму атмосферу Земли». Риторический вопрос в конце текста придает всему рассуждению печальный финал.

Примеров этому можно привести много. У В.Распутина в повести «Прощание с Матерой» непродуманные действия чиновников наносят непоправимый вред природе, заболачивается река. Астафьев в повести «Царь-рыба» показывает, какой вред наносят природе браконьеры. Выходит, что жизнедеятельность человека, его поведение представляет реальную угрозу нашей планете. А сейчас то, что происходит в Мексиканском заливе, называют американским Чернобылем, огромное нефтяное пятно заливает водное пространство, из неисправной скважины нефть беспрерывно попадает в воду .

Таким образом, нам необходимо задуматься всерьез над тем, что состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.

ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ. «Самая большая цель в жизни- это увеличивать добро в окружающем нас мире»,- писал Д.Лиходеев. По- моему мнению, добро- это счастье всех людей. Писатель Даниил Гранин в своем тексте поднимает проблему сложности человеческой жизни. Он размышляет, как прожить жизнь, как сохранить себя, свои нравственные ценности? А на самом деле –можно ли прожить жизнь без ошибок?

Мне кажется, не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное, чтобы человек осознал свои ошибки и попытался исправить их или хотя бы больше не допускать их. Автор данного текста рассуждает о роли детства в жизни каждого человека. Детство — «сердцевина» человеческой жизни, где проявляется суть человека. Развернутая метафора «кольца моей жизни – рассказ о прошлом» помогает ему передать основной смысл текста , он сравнивает свою жизнь с жизнью дерева, но жизнь дерева, конечно. отличается от жизни человека.

Ему кажется, что чем дольше человек живет, тем больше он делает ошибок. Наверное, это неизбежно. Как и то, что за это же время человек успеет сделать много добрых дел. Вспоминаются строчки из стихов поэта Асеева: «Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих делах». Вот это соучастье в простых добрых человеческих делах и будет помогать каждому из нас жить и радоваться жизни. Ведь «… добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится»,- писал Ч.Айтматов.

ЧЕСТЬ. Если мы слышим фразы о чести, благородстве, в нашей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Береги честь смолоду – эпиграф, пословица, слова, которыми напутствовал отец Петра Гринева, отправляя его на службу. Поведение героя полностью соответствовало этим словам. Петр Андреевич выступает в произведении образцом порядочности. Вспомним, что он отказался служить Пугачеву. А разве не о том же свидетельствует его отношение к Маше, Гринев не побоялся рисковать жизнью ради ее спасения из рук Швабрина, порочащего честь девушки.

Проблема защиты чести и достоинства была актуальна во все времена. Пушкин и Дантес, Лермонтов и Мартынов. Персонажи их произведений – Печорин и Грушницкий, Петр Гринев и Швабрин. Положительные герои защищали честь своих близких, а также нравственные принципы. И человеческое достоинство. Мне кажется, князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» — человек чести. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Он был честен не только перед окружающими, но и перед собой.

Нравственными идеалами для Пушкина являются гордость, верность слову, честь дворянина, умение быть великодушным, умение прощать. Мы испытываем искреннее уважение к личности писателя.

В наше время проблема толкования понятия чести сильно изменилась, дуэли запрещены давно, но каждый нормальный человек осознает, что честь – понятие общечеловеческое и неизменное. Оно включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать. Конечно, никто не предлагает вернуть дуэли, но защищать честь необходимо.

ДОБРОТА. «Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие?». Эти риторические вопросы в конце данного текста заставляют нас задуматься над проблемой, поднятой автором, которая в современном мире является одной из важных. Автор в своей статье сопоставляет два таких понятия, как доброта и красота, считает, что они синонимичны. И, наверное, с ним нельзя не согласиться.

Вспомним хотя бы героиню рассказа В.Распутина «Уроки французского» Лидию Михайловну, которая стала приглашать подростка к себе в дом на дополнительные уроки, а после них играть с ним в «пристенок» на деньги , чтобы мальчик мог себе купить молоко, хлеб, так как постоянно голодал. «Это преступление, растление, совращение», — задыхаясь от гнева, кричал директор. Он в приступе ярости не видел, что происходящее в доме учительницы — не просто уроки, а уроки милосердия, уроки веры в добро.

Великую нравственную силу добра изображает и М.А.Молохов в рассказе «Судьба человека». Андрей Соколов, пройдя через самые тяжелые испытания, выпавшие на его долю, — войну, плен, ранение, потерю дома, любви, счастья, семьи – не озлобился, не ожесточился, не сломался, он не замкнулся в своем горе. Всю сохранившуюся в сердце теплоту и доброту отдает сироте Ванюшке, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому, что сам стал понемногу возвращаться к жизни.

А сколько доброты и жизнелюбия у Матрены из произведения Солженицина «Матренин двор». И хотя и у нее непростая трагическая судьба: несчастная молодость, беспокойная старость – она не держит зла на судьбу и на людей. «У нее было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего, за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям, колхозу. При этом окружающие постоянно и охотно пользуются ее добротой. Для Матрены добро – неспособность к злу, любовь и сострадание, она старается держать в чистоте свою совесть.

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» несло в себе главную идею. Но и «Матренин двор» заключает в себе глубокий смысл. Матрена – единственная в деревне живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой, терпением. Мудрая и рассудительная, «сведущая», она умеет ценить добро и красоту.

Н.Самвелян, автор текста, предупреждает нас, мы не должны стать людьми, «родства не помнящими». В доме Матрены собрались все родные и знакомые в последний раз, говорили уже не о ней. Рушится мир, некому защитить Матренин двор… Сейчас таких бескорыстных людей , как Матрена, мне кажется, уже нет. И только великие мастера слова напоминают нам об этом и пытаются вернуть вечным нравственным понятиям — доброте, милосердию, душевной красоте – их истинное значение.
ДОБРОТА. В этом тексте автор поднимает важную нравственную проблему – доброты, душевной красоты человека. В наше время люди стали более расчетливыми, стараются все проблемы решать при помощи денег, больше внимания уделяют материальному достатку, а не духовному развитию. А ведь всем известно, что именно красота человеческой души – главный стержень в каждом из нас. «Добрый человек – тот, кто умеет делать хорошо, полезно и приятно», — считает Н.Самвелян. Трудно не согласиться с таким утверждением автора.

Сейчас, в 21 веке, мы все чаще задумываемся, что в нас победит — сверхпрактичность, жестокость или доброта, милосердие, готовность делать добро окружающим. Эти жизненно важные нравственные, насущные проблемы затрагивали многие писатели: А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Распутин, В.М. Шукшин, Железников, Б.Екимов и многие другие.

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие. совестливость, доброта», — эти слова принадлежат В.М. Шукшину. «Что такое творится с людьми?» — спрашивает главный герой его рассказа «Обида» Сашка Ермолаев. Далее автор размышляет о природе хамства и равнодушия, за простыми будничными фактами кроется осмысление жизни, ставятся вопросы о сути человеческой жизни, о добре и зле, о душевной красоте.

В повести «Чучело» В.Железникова есть странная нескладная девочка Лена, которая становится жертвой преследования своих одноклассников. Откуда в их юных еще сердцах такая звериная злоба, откуда страсть к мучительству ближнего? На эти вопросы трудно найти вразумительные ответы. Девочке пришлось уехать из города, ее отъезд похож на бегство от жестокости и бездушия людей. Но вместе с Леной исчезли из класса доброта, доверчивость, сострадание и любовь к ближним.

О воскрешении доброты и милосердия говорит и Б.Екимов, описывая в своих рассказах случаи безразличного отношения к пожилым. Однако находятся люди, творящие добро. Они возвращают старикам необходимое им тепло, внимание, заботу, исцеляют их добротой.

В заключение хотелось бы напомнить ключевые слова, которые наполнены глубоким смыслом – нельзя становится людьми, родства не помнящими. Я думаю, что произведения великих русских писателей научат делать добро так, чтобы оно стало обыкновенным, привычным делом. «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится»,- утверждал киргизский писатель Ч.Айтматов. И это действительно так.

ЧИНОПОЧИТАНИЕ. Автор поднимает проблему чинопочитания и угодливости, он считает, что чинопочитание сочетается с презрительным отношением к тем, что ниже по служебному положению или достатку.

Для примера обратимся к литературе, вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», где все уездные чиновники старались угодить Хлестакову, принимая его по ошибке за ревизора. Точно такое же подобострастное отношение наблюдаем мы у провинциальных помещиков к Чичикову в «Мертвых душах», которые считали его лицом значительным. Да и сам Чичиков раньше вел себя так же, стараясь выслужиться и продвинуться. А ведь человек не может быть человеком, по мнению академика Д.С.Лихачева, если не будет дорожить такими качествами, как честь, порядочность, совесть, которые никак не сочетаются с подобострастием, чинопочитанием и угодливостью.

Идет время, но мало, что меняется во взаимоотношениях людей. Они так же подобострастны, в большинстве своем, к тем, кто богаче и выше по служебному положению. Те, кто нажили богатство, они кичатся им, проводят свое время праздно, не понимают как могут люди жить достойно на одну зарплату.

Мне кажется, что чувство собственного достоинства несовместимо ни с чинопочитанием, ни с угодливостью по отношению к состоятельным людям, ни с пренебрежительным отношениям к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку. Лучше относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

КНИГИ. «Чтение – вот лучшее учение»,- писал А.С.Пушкин. И это, действительно , так. Автор поднимает проблему роли книг, литературы в жизни человека. Он размышляет, зачем нужны хорошие книги, как читают и перечитывают любимые книги.

Он считает, что любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда улавливаешь главное. Они заставляют нас думать, пробуждают чувства, мы учимся патриотизму и мужеству на образе Андрея Болконского из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», храбрости- на образе Пети Ростова, рассудительности – у Пьера Безухова, бескорыстности – у любимой героини автора- Наташи Ростовой. Герои произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»учат нас понимать истоки добра и зла, истину и борьбу за нее.

У каждого из нас есть любимые книги, которые мы читаем и перечитываем. И читаем не тогда, когда задают, а когда особое настроение. Для меня любимые книги – это те, которые хочется повторно прочитать, и ,читая медленно, находишь и открываешь в любимых героях что-то новое, неповторимое. «Хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро»,- писал Ф.А.Абрамов.

Существуют книги, которые недостаточно прочитать один раз. Это – «Мастер и Маргарита». Когда читаешь первый раз, ничего не понимаешь. И только через время, прочитав второй раз медленно и вдумчиво, хотя, конечно же, катастрофически не хватает времени ни на что, открываешь для себя истоки истины в этом произведении, но до конца так и не поймешь. И это замечательно. Значит, есть повод и возможность перечитать этот роман еще раз.

УНИКАЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В данном тексте автор затрагивает важную проблему – уникальности русской литературы. Издавна славилась Россия «мастерами слова», которые воспевали свою Родину и свой народ. Их имена известны не только у нас, но и в других странах. Они внесли бесценный вклад в мировую сокровищницу культуры.

Достаточно вспомнить имена. Пушкин, Лермонтов, Толстой…Читая их произведения, можно воспитать в себе человека. Их творения учат нас любить свое Отечество, знать историю страны, ответственно относиться к своим поступкам.

«Поэт в России — больше , чем поэт»,- писал Е.Евтушенко. и это действительно так. И нам, молодым, еще предстоит много читать, открывать для себя новое, восхищаться прекрасными, уникальными творениями писателей и поэтов, художников и скульпторов. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие»,- утверждал писатель 20 века Л.Леонов.

ОБРАЗОВАНИЕ. Автор рассматривает проблему отличия вузовского образования от школьного. Он считает, что принуждение к обучению сейчас остается только в стенах школы. Действительно, мне кажется, что в высших учебных заведениях – все складывается по-другому. Там нет классных руководителей и родителей рядом, которые контролируют посещаемость и успеваемость. Мы становимся более самостоятельными. И как показывает опыт, не все готовы к этому. Некоторых отчисляют после первой сессии.

«К ленивым вдохновение не приходит, умей заставить себя работать и тогда, когда нет охоты работать»,- писал П.И.Чайковский. Уже будучи студентом, можно по сути определить, каким будет молодой специалист: ответственным, знающим, старательным или горе-специалистом. Ведь в вузах люди учатся знаниям, памяти, совести, то есть, по-моему, жизни.

ВОЙНА. «Война – жесточе нету слова»,- слова Твардовского заставляют нас задуматься над трагическими событиями в жизни людей. На протяжении многих веков на планете происходят те или иные военные действия. Русско-японская война, революция тысяча девятьсот пятого года, февральская революция, великий Октябрь… Несметное количество людей гибнет, защищая чьи-то интересы, сотни, тысячи семей теряют своих родных и близких.

Война – противоестественное, губительное состояние для каждого человека. Это трагедия всех, искалеченных и израненных этими ужасами. Война наполняет жизнь людей болезнями, страданиями, муками физическими и духовными. Проблема безнравственной сущности войны является главной в этом тексте.

Оправдать войну ничем нельзя, невозможно, так как она направлена против человеческой жизни, а это безнравственно и отвратительно. Об этом говорит и Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Перед Бородинским сражением Андрей Болконский гневно отвечает Пьеру Безухову, что война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни. «Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство… разорение жителей», — возмущается князь Балконский.

«Вы думаете, павшие молчат…Они кричат…особенно ночами, когда стоит бессонница у глаз и прошлое толпится за плечами»,- пишет поэт С.Исаев. И прав автор статьи, который утверждает, что————. Каждый из нас согласиться с тем, что война – это безумие. Это бесчеловечно – убивать друг друга. Это бессмысленно – уничтожать себе подобных ради достижения определенных целей. Это ужасно и страшно, когда , например, в романе М.Шолохова «Тихий Дон» Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова. Война перечеркивает и жизнь Соколова в «Судьбе человека».

Проходят годы, десятилетия, а люди продолжают вести те или иные военные действия. События в «горячих точках» заставляют сжиматься сердца всех россиян. Нужно делать все, чтобы войны, как жестокого и бесчеловечного деяния, никогда не было.

ПОДВИГ.Автор данного текста поднимает проблему готовности человека к подвигу и самопожертвованию. Различны формы проявления подвига, который может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Не каждый может совершить подвиг, подобный А.Матросову, но в годы Великой Отечественной войны каждый истинный патриот совершал то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх. Любовь к Родине, верность долгу — вот основные черты, присущие героям в литературе о войне.

«Да , каждый был ранен, контужен, и каждый четвертый убит»,- писал поэт Б.Слуцкий. Был молод и В.Багрицкий, ему не было и двадцати, когда он погиб на фронте. Пошел на фронт добровольцем, ничего не пожалел для Отечества и для победы. Безгранично любя жизнь, они, молодые, тогда шли самоотверженно на подвиг, на смерть, чтобы приблизить победу.

«Война – жесточе нету слова»,- это определение А.Твардовского кажется мне самым точным, и только истинные патриоты своей страны не щадили свои жизни ради победы.

РУССКИЙ ЯЗЫК. «Нам дан во владение самый богатый , меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,- восхищался писатель К.Паустовский. И наша задача — не только сохранить его богатство , но и приумножить.

Автор текста… поднимает проблему развития и сохранения русского языка, коммерциализации культуры. Давайте задумаемся, а обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Каждый знает, что «слепое» использование таких слов приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка и даже – к утрате культурных традиций.

Наверное, обилие дешевых рекламных трюков привлекает внимание потенциальных потребителей? Но в то же время и свидетельствует об упадке общей культуры, поэтому, мне кажется, надо бороться за чистоту нашего языка, бережно и уважительно относиться к нему. Только мы сами можем привить себе уважительное отношение к языку, читая как можно больше произведения наших классиков

«Никогда не употребляйте иностранных слов»,- писал еще И.С.Тургенев. Яркими примерами речевого мастерства служат произведения выдающихся русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя.

АРХЕОЛОГИЯ. В самом начале текста автор задается вопросом о необходимости археологических изысканий. Казалось бы, зачем заглядывать в прошлое, которое ушло безвозвратно ? Тем более, что в настоящем очень много нерешенных проблем. Но мне кажется, что без знаний прошлого нет настоящего и не будет будущего. Автор поднимает очень важную проблему — значимость археологии в современной жизни. И это очень важно.

Эта наука помогает понять прошлое, оценить настоящее и предположить, каким может быть будущее . Благодаря таким знаниям каждый современный человек ощущает себя не как представителя того или иного народа, а как часть человечества. Нельзя замыкаться в своей культуре, надо знать и восхищаться гениальными творениями искусства разных народов, чтобы развиваться духовно, самосовершенствоваться.

Археология по сути открывает нам двери в прошлое, помогая понять себя сейчас и поставить задачи на будущее. А некоторые несведущие в этой науке люди считают ее незначительной. Вспомним, сведения из жизни Николая Ивановича Вавилова. Над генетиками смеялись, потому что они изучали «каких-то мушек, вместо того чтобы заниматься серьезным делом». А сейчас каждый из нас понимает необходимость и важность генетики.

В конце текста автор пишет слово человечество с большой буквы, чтобы показать величие всех людей вместе , только так, без ссор и распрей, мы можем построить нашу жизнь светлой и счастливой, чтобы человечество не стало, по мнению В.Солоухина, своеобразной болезнью планеты.

ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ. Автор статьи затрагивает важную проблему – особенности поведения человека в толпе. Человек- существо социальное, он живет в обществе и так или иначе вступает в контакты со знакомыми и незнакомыми.

Все мы немного эгоисты, не всегда внимательны к другим, больше обеспокоены собственной персоной, пройти, успеть, втиснуться, сесть, проявляя небрежность к окружающим. «Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим»,- так считает З.Паперный. Наверное, с этим мнением не поспоришь. Человек должен быть внимательным, предупредительным, терпеливым. Нас раздражают люди эгоистичные, расчетливые, думающие только о своем благополучии и покое.

Но в наше быстротечное время, когда все заняты собой, не остается времени на проявление особой чуткости и внимания по отношению к другим. И мы замечаем , что часто люди придерживаются одной позиции: каждый сам за себя. Но все-таки лучше бы , если бы мы придерживались хотя бы элементарных норм поведения людей в обществе, мы сосуществуем вместе и должны выполнять золотое правило – поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Умение видеть красоту природы делает человека богаче и гармоничнее. Человек и природа. Эти два понятия прочно вошли в жизнь каждого человека. Окружающая среда одним из факторов жизни человека. Что может быть лучше отдыха на природе?

В повседневной жизни мы просто не замечаем всей той красоты, которая нас окружает. Весной, когда начинают появляться первые почки на деревьях и распускаются , на первый взгляд, невзрачные цветочки, на душе становится как-то радостнее и теплее. Но человек не всегда бережно и ответственно относится к окружающему его миру. Что стоят одни пожары в прошлом году и уже и в этом, после посещений людей лесных массивов. Да и непродуманные вырубки лесов, не расчищенные до сих пор горевшие леса в прошедшее жаркое лето. Получается, природу надо беречь от человека, от его безответственных действий. Автор текста рассуждает с болью и сожалением о том, что пройдет время, а будущие поколения могут и не увидеть обыкновенную полевую ромашку, душистый ландыш, я не говорю уже о первоцветах. Мне кажется, над этим необходимо всерьез задуматься всем.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Эту проблему поднимает в рассказе-притче писатель Ю.Нагибин. Вопрос очень важный, актуальный, особенно в наше время, время, когда люди многие свои проблемы пытаются решать за счет денег, и нужно сказать, почти всегда решают.

Безымянный мальчик из рассказа автора мне напоминает Маленького принца из одноименного произведения. «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»,- это изречение из философской повести-сказки писателя 20 века Сент-Экзюпери «Маленький принц» известно многим, как и другое: «Значит, это кому-нибудь нужно».

Мальчик у Юрия Нагибина также ответственен за тех, кто нуждается в спасении, помощи и поддержке, об этом – в предложении № 30-32. Герои Сент-Экзюпери чувствуют особую ответственность перед всей Вселенной, учатся любить, помогать и защищать тех, кто им дорог. Это очень важно.

ВВЕДЕНИЕ.
Известный литературовед и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих избранных работах «Заметки о русском» утверждал, что доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек, по его мнению, уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Академик Д.С. Лихачев поднимает проблему глубоко нравственную, посвященную духовной жизни человека, взаимоотношениям людей в современном обществе, он предлагает нам задуматься, какими должны быть мы все. В центре внимания литературоведа — проблема духовного совершенствования человека, служение его великим целям.

Симпатии автора на стороне тех, кто живет, чтобы приносить пользу и добро окружающим. Истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы делать мир лучше. Ценность человека определяется его добрыми делами. Доброта и милосердие делают человека Человеком. Подтверждение этой мысли можно найти и в художественной литературе.

Писатель не случайно обращается к этой важной проблеме, особенно актуальной и в наши дни, так как, к сожалению, в бешеном ритме современной жизни многие стали более эгоцентричными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие созидающие чувства, как доброта, милосердие и сострадание, утратили былую значимость, «заглохли» в наших душах. Даже воспринимаются сейчас они по-другому.

Позиция автора однозначна. Он считает, что проявление доброты, милосердия, сострадания, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека.

Трудно не согласиться с такой позицией. Я тоже считаю, что доброта и милосердие являются главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стало должны сохранить их в наших сердцах.

Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество.
Содержание
Введение

  1. Биография Д.С.Лихачёва, его вклад в культуру
  2. «Русская культура»
  3. Семантика слова.
  4. Ключевые слова и выражения
  5. Тема милосердия в литературе
  6. Размышляя о доброте и милосердии
  7. Каким быть человеку?

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) — крупнейший знаток древнерусской литературы, истории искусства, поэтики, текстологии, почетный член многих зарубежных академий. Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав «девять заповедей гуманизма», во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями.

В них он призывает культурную элиту:

  1. не прибегать к убийству и не начинать войн;
  2. не считать свой народ врагом других народов;
  3. не красть и не присваивать себе плодов труда своего ближнего;
  4. стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения; уважать идеи и чувства других людей;
  5. уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие;
  6. бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице;
  7. стремиться к тому, чтобы твой труд и идеи были плодом свободного человека, а не раба;
  8. преклоняться перед жизнью во всех ее проявлениях и стремиться осуществить все воображаемое; быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными;
  9. не создавать себе ни кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным/

Как культуролог Д.С. Лихачев выступает последовательным противником всякого рода культурной исключительности. Оригинальным вкладом ученого стала разработка основ новой научной дисциплины — экологии культуры.

Биография Д.С.Лихачёва, его вклад в культуру

Д.С. Лихачев родился в Петербурге 15 (28) ноября 1906 г. Учился в лучшей классической гимназии Петербурга – гимназии К.И. Мая, в 1928 г. окончил Ленинградский университет одновременно по романо-германскому и славяно-русскому отделениям и написал две дипломные работы: «Шекспир в России в XVIII веке» и «Повести о патриархе Никоне». Там он прошел солидную школу у профессоров В.Е. Евгеньева-Максимова, приобщившего его к работе с рукописями, Д.И. Абрамовича, В.М. Жирмунского, В.Ф. Шишмарева, слушал лекции Б.М. Эйхенбаума, В.Л. Комаровича.

Занимаясь в пушкинском семинаре профессора Л.В. Щербы, освоил методику «медленного чтения», из которой впоследствии выросли его идеи «конкретного литературоведения».

Талантливый студент, получивший превосходное образование, отнюдь не сразу смог обратиться к изучению той области русской литературы и культуры, которой он посвятил всю свою жизнь. Его первые научные опыты появились в печати особого рода, в журнале, издававшемся в Соловецком лагере особого назначения, куда 22-летний Лихачев был определен как «контрреволюционер» на пятилетний срок, там русский интеллигент прошел суровую до жестокости школу жизни советского образца.

Изучая мир особой жизни, порожденной той экстремальной ситуацией, в которой оказались люди, Дмитрий Сергеевич собрал интересные наблюдения о воровском жаргоне. Прирожденные качества русского интеллигента и лагерный опыт позволили ему противостоять обстоятельствам: «Человеческого достоинства стремился не ронять и перед начальством (лагерным, институтским и пр.) на брюхе не ползал» [8,c48].

Свой путь в Академии наук Д.С. Лихачев начал в 1934 г. с должности «ученого корректора» Издательства АН СССР. В этом качестве он значится в академическом юбилейном собрании сочинений Пушкина, которое вышло в 1937 г. Работа Д.С. Лихачева над подготовкой к печати курса лекций по древнерусской литературе академика А.С. Орлова в значительной мере определила его дальнейшую судьбу. Участие президента Академии наук А.П. Карпинского помогло снять судимость и остаться в Ленинграде. Научную работу Д.С. Лихачев начал в Отделе древнерусской литературы Пушкинского Дома в 1938 г., когда во главе его стояли А.С. Орлов и В.П. Адрианова-Перетц, с которой у Д.С. установились тесные научные и дружеские отношения.

Как отмечал ученый, первые свои статьи по вопросам русской культуры стал печатать в блокированном Ленинграде в «Звезде». Будучи еще литературным редактором, он принял участие в подготовке к печати посмертного издания труда академика А.А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов» (1937). Эта работа сыграла важную роль в формировании научных интересов Д.С. Лихачева, введя его в круг изучения летописания как одной из главнейших и труднейших комплексных проблем исследования древнерусской истории, литературы, культуры. И через десять лет он подготовил докторскую диссертацию по истории русского летописания.Уже в ранних работах Д.С. Лихачева раскрылось его научное дарование , уже тогда он поразил специалистов своей необычной трактовкой древнерусской литературы, и поэтому крупнейшие ученые отзывались о его работах как о чрезвычайно свежих по мысли. Нетрадиционность и новизна исследовательских подходов ученого к древнерусской литературе состояли в том, что он рассматривал древнерусскую литературу прежде всего как явление художественное, эстетическое, как органическую часть культуры в целом.

Появилась серия его монографий: «Культура Руси эпохи образования русского национального государства» (1946); «Культура русского народа X–XVII вв.» (1961); «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962).

Едва ли можно найти в мире другого такого литературоведа, который за свою жизнь выдвинул и разработал бы больше новых идей, чем Д.С. Лихачев. Поражаешься их неисчерпаемости и богатству его творческого мира. Ученый всегда изучал ключевые проблемы развития древнерусской литературы: ее возникновение , жанровая структура, место среди других славянских литератур, связь с литературой Византии.

Три капитальных труда Д.С. Лихачева: «Человек в литературе Древней Руси (1958; 2-изд. 1970), «Текстология. На материале русской литературы X–XVII вв.» (1962; 2-е изд. 1983), «Поэтика древнерусской литературы» (1967; 2-е изд. 1971; и др. изд.), – вышедшие в пределах одного десятилетия, тесно между собой связаны.

Внимание к человеку, его деятельности и изображению в литературе и искусстве органически свойственно научным интересам Д.С. Лихачева. Его монография «Человек в литературе Древней Руси» представляет собой совершенно новый тип исследования. В ней впервые изучено художественное видение человека в древнерусской литературе, а также описаны художественные методы и стили изображения, изменявшиеся в зависимости от исторической эпохи и жанра..

Д.С. Лихачев сделал важное научное открытие: он обнаружил, что перелом в изображении человека наступил вместе с кризисом средневекового способа описания человека, наступившего в начале XVII в. Литература впервые открывала для себя образ и тему «маленького человека».

Ученый стал инициатором и участником такого замечательного во многих отношениях проекта, как пятитомная «Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» (1995), где, кстати, непредвзято освещена и история скептического взгляда на «Слово о полку Игореве».

Принципиальная черта научного облика Д.С. Лихачева — современность его работ в самом широком смысле. Он один из тех немногих ученых, которые спасли престижность изучения древнерусской литературы и культуры Древней Руси. Его труды показали, как этот предмет не только анализируется в свете современной научной теории, но становится близким, полезным и понятным для нашего общества.

Д.С. всегда интересовался историей русского искусства, вопросами охраны и реставрации памятников культуры (одно время он как член Ученого совета принимал участие в работе Русского музея).Культурология, разрабатываемая Лихачевым в историческом и теоретических аспектах, основана на видении им русской литературы и культуры в тысячелетней истории, в которой он жил вместе с богатым наследием русского прошлого.

Жизнь и творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева – целая эпоха в истории нашей науки, многие десятилетия он был ее лидером и патриархом. Ученый, известный филологам всего мира, труды которого имеются во всех научных библиотеках, Д.С. Лихачев являлся иностранным членом многих академий: Академий наук Австрии, Болгарии, Британской Королевской академии, Венгрии, Гёттингена (Германия), Итальянской, Сербской Академии наук и искусств, США, Матицы Сербской; почетным доктором университетов Софии, Оксфорда и Эдинбурга, Будапешта, Сиены, Торуни, Бордо, Карлова университета в Праге, Цюриха и др.

Блестящие достижения в науке, широкая международная известность, признание научных заслуг академиями и университетами многих стран мира – все это может создать представление о легкой и безоблачной судьбе ученого, о том, что жизненный и научный путь, пройденный им с момента поступления в Отдел древнерусской литературы в 1938 г. от младшего научного сотрудника до академика, был исключительно благополучным, беспрепятственным восхождением к вершинам научного Олимпа.

2. Сборник работ Д.С.Лихачёва «Русская культура»

Научное и литературное наследие Д.С. Лихачева велико. Большинство его трудов было опубликовано при его жизни. Но есть книги и сборники его статей, которые вышли в свет после его кончины, одной из таких книг является сборник «Русская культура», в который вошло 26 статей академика Д.С. Лихачева и интервью с ним от 12 февраля 1999 года о творчестве А.С. Пушкина. Книга «Русская культура» снабжена примечаниями к отдельным работам, именным указателем и более чем 150-ю иллюстрациями. Большинство иллюстраций отражают православную культуру России — это русские иконы, соборы, храмы, монастыри. „Русская культура“, — по мнению ее издателей, — является итогом подвижнического пути ученого, отдавшего жизнь исследованию России». Это прощальный дар академика Лихачева всему народу России.

Открывается книга статьей «Культура и совесть». Эта работа занимает всего одну страницу и набрана курсивом. Учитывая это, ее можно считать пространным эпиграфом ко всей книге «Русская культура». Вот три отрывка из этой статьи.

«Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно, Нет, конечно. И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. Последние же не совместимы со свободным принятием решения».

«Страж свободы человека — его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных побуждений. Корысть и эгоизм внешне по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный по совести, — свободный поступок». «Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает „пространство совести“».

«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Следующая статья называется «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт». Здесь ученый продолжает свои наблюдения над русской и европейской историей. Рассматривая положительные стороны культурного развития народов Европы и России, он в то же время замечает и отрицательные тенденции: «Зло, по моему убеждению, — это прежде всего отрицание добра, его отражение со знаком минус. Зло выполняет свою негативную миссию, атакуя наиболее характерные черты культуры, связанные с ее миссией, с ее идеей».

Это был не большой перечень самых известных работ Дмитрия Сергеевича. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Научное наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева обширно и весьма многообразно. Непреходящая значимость Д.С. Лихачева для русской культуры связана с его личностью, соединившей высокую образованность, остроту, яркость и глубину исследовательского мышления с мощным общественным темпераментом, направленным на духовное преображение России. Как осветить существеннейшие черты этого выдающегося ученого, создателя огромного мира идей, крупного организатора науки и неутомимого деятеля во благо Отечества, чьи заслуги на этом поприще отмечены многими наградами, а в конце жизни первым в стране удостоившегося присвоения вновь возрожденного Ордена святого Андрея Первозванного?

1. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л., 1985.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.

3. Лихачев Д С. Изображение людей в летописи XII–XIII веков // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1954. Т. 10.

4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

6. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени Л.,1985.

7.Лихачёв Д.С. «Раздумья», М., 1991.

8. Лихачёв Д.С. «Воспоминания». СПб., 1995.

И РАЗЛИЧИЯ СЛОВ
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», — такое определение слова «доброта» дается в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. А вот слово «добрый» имеет гораздо больше толкований.

«Добрый – 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий добро, благо , благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший, нравственный. Добрые дела. 4. Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой добрый знакомый. 5. Хороший, отличный. В добром здоровье кто-н. (вполне здоров). Добрый конь, добрый товар, добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время(о прошлом; ирон.). Оставить по себе добрую память. 6. Безукоризненный, честный. Доброе имя. 7. Действительно такой большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным (разг.). Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля дано немного иное понятие этих слов «доброта» — добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Доброта без разума пуста. Не ищи красоты, ищи доброты (досужества).

«Добрый – благонамеренный, честный, благородный, рачительный, попечительный, исправный в должности. На него можно положиться – он человек добрый. (Словарь церковно-славянского и русского языка – СПб., 1847); добрый, о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный. Это добрый кузнец…Он добрый служака. (Словарь В.И.Даля).

Мне кажется, что добрый – это тот, кто расположен к людям, отзывчив, исполнен доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. О добром человеке говорят: «Он воды не замутит», «Он и курицу не обидит», «Взять под опеку», «Прийти на помощь». Доброго человека называют: «Душа – человек», «Большое сердце», «Доброе сердце».

Когда человек делает очередной добрый поступок, люди говорят: «Мир не без добрых людей», «В миру не без добрых людей». Говорят, что – «Доброму Бог помогает», « Злому и щи не впрок, а доброму и сухарь помогает».

Доброта ценится у всех людей и у всех профессий – «Добрый повар стоит доктора», «Добрый повар сначала душу в котёл кладёт, а потом мясо», «Добрый командир сначала солдат накормит, а потом сам поест», «Добрый пастух не о себе печётся, а о стаде». При виде чужого горя у доброго человека – «Сердце кровью обливается». Ведь – «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

Интересен взгляд на доброго гостя у русских людей: «Добрый гость долго не засиживается». Они отмечают, что – «Пьяный не любит трезвого, а злой — доброго», «Злой не верит, что есть добрые люди». В большой семье добрая бабушка заботится о детях и внуках и о других членах семьи. Доброта её безгранична. А ей за доброту иногда могут – «Ответить чёрной неблагодарностью». Это об ней говорят: «Бабушка Софья про всех сохнет, только о ней никто не вздохнет».

Часто к доброте какого-либо человека люди привыкают и даже принимают её как должное. Чуть что не так, могут даже обидеться на доброго: «Доброта не остаётся безнаказанной», «Не вспоив, не вскормив, врага не наживёшь», «Доброта без разума пуста».

В словаре-тезаурусе русских пословиц, поговорок и метких выражений дано огромное количество выражений с родственными словами нашему: « Добрая слава до порога, а худая за порог», «Добрая слава дороже богатства», «Добрая совесть не боится клеветы», «Добрая шутка дружбы не рушит», «Добро ищут, а худо само приходит», «Добро наживай, а худо изживай», «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело делай смело», «Доброму Бог помогает», «Добрый плачет от радости, злой – от зависти», «Добрый сын – отцу радость, плохой – печаль», «Доброе молчание – чем не ответ?».

Доброта, добросердечие , добросердечность, дружелюбие, душевность, мягкосердечность, мягкосердие, мягкость, сердечность, книжн. благость – все эти слова даны в большом толковом словаре синонимов русской речи как близкие по значению, но при этом отличающиеся друг от друга.

Доброта. Большие карие глаза Рубина, которые многим запоминались в искрах гнева, теплились добротой и застенчивостью. (Солженицын).

Человек богатырского сложения, великан, Жук в то же время отличался необыкновенной добротой и детской мягкостью характера. (Трифонов).

Добросердечие. То же, что доброта. И тогда казалось – только идеи добросердечия, новый общественный договор , обогащённый завоеваниями физики, химии, техники, протянет эти дары всему человечеству. (А.Н. Толстой). Но и таких нельзя было подбирать (ещё ходили агенты и следили, кто выказал добросердечие). (Солженицын).

Как говорил Бондарев Юрий Васильевич, русский писатель, общественный деятель, дважды лауреат Государственной премии СССР за романы «Берег» и «Выбор»: «Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а не разъединяя людей», «Добро, человечность, искусство нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести», «Доброта – это и любовь, и гнев, и борьба, и движение к цели, и отношение к существующему миру… Доброта – понятие сугубо нравственное, а только нравственное делает в конце концов человека человеком».

«Язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры – культуры нации и её воплощения в разных слоях населения вплоть до отдельной личности. Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите. Алгебраическим выражением всей культуры нации», — писал Д.С. Лихачёв.

История бытования одного слова в языке, особенно если это слово относится к так называемым «ключевым» словам языка, может много сказать об изменении системы ценностей народа. Проиллюстрируем это на примере анализа значений слов доброта и добрый.

На первый взгляд , значения этих слов остаются неизменными на протяжении всей истории русского языка. Если сравнить словарные статьи, включающие слово доброта, в словарях древнерусского языка, русского языка XVIII – XIX вв. и в словарях современного русского языка, мы увидим, что у этого времени выделяются два основных значения: абстрактное, философское «всё положительное, хорошее, противоположность зло» и конкретное, вещественное «имущество, вещи, пожитки».

В настоящее время основным значением слова доброта и добрый стало значение морально – этическое, которое относится к духовно – нравственной сфере человека.

В современном русском языке сфера употребления слова добро, доброе в значении «имущество» ограничивается разговорной речью и просторечием. В настоящее время невозможно представить себе слово добро, доброе в тексте Уголовного кодекса или правительственного документа.

Доброе – использовался в «вещественном» значении в целом ряде русских диалектов: Всё моё доброе пригорело; Всё доброе утащили воры, вот беда. И хотя набор значений слова остаётся прежним, структура значения меняется. В современном русском литературном языке добром называют имущество скорее в тех случаях, когда говорящий хочет показать несколько пренебрежительное или ироническое отношение к «накопительству» и «стяжательству» [исключение, однако оставляет оборот народное добро в конструкциях типа расхитители народного добра].

Теперь посмотрим, какие изменения претерпевает структура значения имени прилагательного добрый в истории языка. В современном русском языке у слова добрый выделяются два основных значения: «делающий добро, склонный к добру (о нравственных качествах)» и «хороший». Эти же значения выделялись у слова добрый и в древнерусских памятниках, и в русском языке XVIII-XIX вв. Но у слова добрый было ещё одно значение, соотносимое со значением слова добро «имущество»: добрые люди – люди, обладающие имуществом, люди «знатные, почтенные». В древнерусских и старорусских памятниках добрые люди – это некое сословие, не бояре, но те, кого мы сейчас назвали бы «средний класс».

Вот что пишет в этой связи Л.Я.Боровой: «“Добрые люди„ были долгое время юридическим термином. Так назывались заслуживающие доверия люди, которые только и могли быть полномочными свидетелями. “Добрые люди„ означало непременно богатые, “житые„ и прочее, потому что только такие слова, не безответственны. По позднейшей терминологии это цензовики». Хотя связь значений прилагательного добрый и существительного добро («имущество») к XIX в., по-видимому, уже была утрачена, сохранялось (исконно связанное с владением имуществом) значение «тот, кто честно выполняет свои обязанности» или, как мы сейчас сказали бы, «социально ответственный» человек.

В настоящее время основным значением слова добрый ( о человеке) стало значение «склонный к добру, творящий добро». А мысль о том, что добрый как-то может соотноситься с имуществом, богатством, кажется нам странной. Словосочетания добрый богач, добрый миллионер используются почти всегда отрицательно и иронически. Даже реальные добрые поступки богатых людей могут вызвать недоверие и негативную оценку.

Подобное отношение к добрым богатым опирается на одну из ключевых идей русской языковой картины мира: «плохо, когда человек действует из соображений практической выгоды (расчётливый, мелочный)». Тогда как доброта предполагает бескорыстие : добрые дела делаются без расчёта.

При написании этой работы я пользовался различными словарями, и один из них- это словарь А.С.Спирина, в котором более двадцати тысяч пословиц, поговорок, устойчивых словосочетаний на самые разные темы. Алексей Семенович был русским человеком до глубины души, страстно любил русский народ и бесконечно доверял ему.

Большинство пословиц и поговорок, а также словосочетаний имеют отношение к человеку как носителю разнообразных положительных и отрицательных качеств. И среди них важное место занимают изречения на тему, связанную с таким понятием, как добрый человек.
«Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки…»

Лихачев.Д.С., Заметки о русском.