П 7 ст 66 гк рф

Рубрики Вопрос юристу

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества

1. Общие положения

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Ст. 66 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах.

25 марта 2014

20 января 2012

26 ноября 2010

13 ноября 2010

18 октября 2010

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Об НДФЛ с доходов участников АО, получаемых при уменьшении уставного капитала.

Могу ли я завещать накопительную часть пенсии своему мужу? И каким образом он её получит: единовременно, или её просто добавят ему в его накопительную часть пенсии?

Вопрос относится к городу Свердловская область

Товарищество на вере осуществляет вид деятельности, соответствующий перечню, установленному законодательством. В его состав входят один ИП и один вкладчик. Вправе ли товарищество на вере применять патентную систему налогообложения?

Возможно ли применение организацией (ООО) УСН при условии, что более 25% уставного капитала ООО будет принадлежать паевому инвестиционному фонду, который в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» не является юридическим лицом?

Вправе ли муниципальное унитарное предприятие применять УСН, если учредителем является департамент муниципального имущества администрации города? Закрепленное за унитарным предприятием имущество находится на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Единственный учредитель ООО, применяющий УСН, планирует передать более 50% доли в уставном капитале данной организации в закрытый паевой инвестиционный фонд. Не утратит ли ООО в этом случае право применять УСН?

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Комментарий к Ст. 66 ГК РФ

1. Как уже отмечалось, в ГК РФ предлагается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом хозяйственные общества и товарищества среди коммерческих организаций занимают доминирующее положение.

Пять из семи видов коммерческих организаций представляют собой хозяйственные общества и товарищества, в том числе полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Безусловно, участники гражданско-правового оборота при регистрации приоритет отдают обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам. По данным Федеральной налоговой службы , на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано 195892 акционерных общества, 3242594 общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью. По сравнению с данными на 1 января 2008 г. число зарегистрированных обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью увеличилось более чем на 20% (на 1 января 2008 г. это число составляло 2615804).

Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:

— разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);

— общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;

— хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;

— полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;

— участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению некоторых специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК);

— общие виды прав и обязанностей участников;

— некоторые особенности порядка управления и др.

Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:

— хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, и личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;

— для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;

— участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;

— учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом;

— для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.

2. В п. п. 2, 3 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК), поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается.

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и участниками хозяйственных обществ.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в его создании и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.

О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ, и определяется ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации госимущества).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Особое внимание уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» , финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя либо участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Исключение из общего правила о получении разрешения собственника предусмотрено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» , которым внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Закона об унитарных предприятиях).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.

4. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает виды имущества, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал.

Вкладом в уставный капитал могут быть и имущественные права, которые в соответствии со ст. 128 ГК РФ входят в понятие имущества. В некоторых случаях оборот имущественных прав ограничен. Например, некоторые виды прав на результаты интеллектуальной деятельности не могут быть вкладом в уставный капитал, несмотря на их связи с материальным носителем объекта, например право следования, право доступа. Так, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не допускает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

5. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества подлежит независимой экспертной оценке в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Проведение такой оценки предусмотрено как при создании хозяйственного общества вновь, так и при реорганизации, в ходе приватизации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Проведение денежной оценки предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 34, ст. 77 Закона об акционерных обществах, ст. 12 Закона о приватизации госимущества, п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно последнему, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Закона об оценочной деятельности требует проведения оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, при внесении их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, которая проведена независимым оценщиком.

При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» разъяснено, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

При создании хозяйственного общества бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Комментарий к статье 66 Гражданского Кодекса РФ

1. Правила ст. ст. 66 — 68 ГК содержат общие положения о хозяйственных товариществах и обществах (далее — товарищества, общества) и являются для этих ЮЛ «общей частью». Обособление данных правил возможно ввиду наличия у товариществ и обществ родовых признаков, а также во избежание дублирования однотипного материала применительно к каждому товариществу (обществу) в целях экономии объема и оптимизации внутреннего устройства ГК.

Единство правового регулирования обеспечивают четыре присущие товариществам и обществам родовых признака — данные ЮЛ: а) являются коммерческими организациями; б) имеют корпоративное (основанное на членстве) устройство и в) разделенный на доли (вклады) уставный (складочный) капитал; г) являются собственниками имущества, переданного их учредителями (участниками) и произведенного (приобретенного) в процессе деятельности (абз. 1 п. 1 ст. 66).

Присущие товариществам и обществам родовые признаки (некоторые из которых являются продолжением более общих правил — см., например, абз. 2 п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК) обеспечивают необходимый контраст между ними и всеми прочими организациями — унитарными предприятиями (§ 4 гл. 4 ГК), а также организациями некоммерческими (§ 5 гл. 4 ГК) и неправосубъектными (п. 2 ст. 23, ст. 257, гл. 55 ГК). Максимальные черты сходства товарищества и общества имеют с производственными кооперативами (артелями), которые также являются коммерческими организациями, имеют корпоративное устройство, разделенный на паи (членов) паевой фонд и являются ЮЛ-собственниками.

В то же время товарищества (общества) и артели регулируются раздельно (ср. § 2 и 3 гл. 4 ГК): общие положения о первых, не имея прямого действия в отношении вторых, могут применяться к ним только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК). Существующее между товариществами (обществами) и артелями противопоставление можно объяснить тем, что артель — симбиоз формы коммерческой организации и формы организации коллективного (совместного) труда, оригинальная модель, обеспечивающая синтез прибыли и зарплаты, которые лицо получает как участник коммерческой организации и как ее работник, оптимальная форма ЮЛ, управляемого трудовым коллективом.

2. Правила п. п. 2 и 3 ст. 66 конкретизируют более общие правила абз. 2 п. 2 ст. 48 и п. 2 ст. 50 ГК, содержащие упоминания о товариществах и обществах. Товарищества объединяют две формы (товарищество полное и товарищество на вере, или коммандитное товарищество), а общества — три (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Учитывая, что перечень форм коммерческих организаций исчерпывается ГК (п. 2 ст. 50 ГК), а также исчерпывающий перечень форм товариществ и обществ, названных в п. п. 2 и 3 ст. 66, исключено создание и существование иных (непоименованных) форм товариществ и обществ, в том числе комбинирующих элементы форм, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 66.

Товарищества и общества могут создавать (учреждать) другие товарищества и общества, а также участвовать в существующих товариществах и обществах путем приобретения доли участия в них. Случаи, когда учреждение одними товариществами (обществами) других товариществ (обществ) или когда участие одних товариществ (обществ) в других товариществах (обществах) невозможно, предусматривают ГК и другие законы (п. 5 ст. 66). Примерами таких запретов являются, в частности, правила п. 2 ст. 88 и абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК.

3. Единство гражданско-правового регулирования товариществ и обществ, обусловленное присущими им родовыми признаками, сопряжено с наличием у этих организаций важных различий, обеспечивающих их сущностную и формальную дифференциацию. Товарищества и общества различаются по организационному и имущественному устройству. Товарищества — подлинно корпоративные организации, которые не могут создаваться одним лицом и состоять из одного лица, общества, напротив, могут создаваться одним лицом (которое в этом случае становится единственным их участником), а значит, быть одночленными (абз. 2 п. 1 ст. 66) с учетом установленных законом ограничений (п. 2 ст. 88, абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК). В этом случае уставный капитал общества не делится на доли (вклады) и отличается единством, однако в любое время в результате изменения состава участников и вступления в данное общество одного (нескольких) нового участника такое общество становится корпоративной организацией, а его уставный капитал утрачивает единство и получает соответствующее разделение на доли (вклады). Не случайно товарищества — организации договорные (ст. ст. 70, 83 ГК), а общества — уставные (п. 3 ст. 89, в том числе в связи с п. 3 ст. 95, п. 3 ст. 98 ГК); разделенный на доли (вклады) учредителей (участников) капитал товариществ называется складочным, а обществ — уставным (абз. 1 п. 1 ст. 66), при этом требования закона к формированию того и другого неодинаковы (см. абз. 2 п. 6 ст. 66; п. 2 ст. 73, в том числе в связи с п. 5 ст. 82; ст. 90, в том числе в связи с п. 3 ст. 95; ст. 99 ГК).

Закон предъявляет к участникам товариществ особые требования. Так, участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только граждане-предприниматели и (или) коммерческие организации (ст. ст. 23, 50 ГК), напротив, участниками обществ и вкладчиками в товариществах на вере — граждане и ЮЛ (ср. абз. 1 и 2 п. 4 ст. 66). Поэтому товарищества существуют для объединения коммерсантов в целях осуществления последними от имени товарищества предпринимательской деятельности, следовательно, решающим в конструкции товарищества является фактор членства (участия), а не юридическая личность самого товарищества, напротив, в обществах приоритетны само ЮЛ и его капитал как результат обособления имущества одного или нескольких участников (ср. п. 1 ст. 69 и п. 1 ст. 82 с п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 96 ГК).

Традиционное противопоставление между товариществами (Personengesellschaften) и обществами (Kapitalgesellschaften) предрешает особенность формы всякого товарищества, в которую в обязательном порядке должно включаться имя (наименование) хотя бы одного полного товарища (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82 ГК; ср. с п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96 ГК), а также важнейший и имманентный для всех товариществ признак субсидиарной ответственности полных товарищей по обязательствам товарищества, которую они несут солидарно и которая распространяется на все их имущество (п. 1 ст. 69, ст. 75, п. 2 ст. 82 ГК).

Между товариществами и обществами есть целый ряд других различий, обусловленных именно доминирующей ролью в первом случае фактора членства, во втором — фактора капитала. Так, существенность связи между товариществом и его участниками проявляется в том, что последние вправе управлять делами товарищества и одновременно обязаны участвовать в его деятельности (абз. 1 п. 1 ст. 67, п. 1 ст. 73 ГК); управление деятельностью товарищества обычно осуществляется по общему согласию всех участников, при этом каждый участник имеет один голос (п. п. 1, 2 ст. 71 ГК). При выходе или смерти участника, признании его безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, несостоятельным (банкротом), его реорганизации по решению суда, ликвидации или обращения взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале, товарищество подлежит ликвидации и может продолжить свою деятельность, только если это предусмотрено учредительным договором или соглашением остающихся участников (п. 1 ст. 76, ч. 2 ст. 81, абз. 2 п. 1 ст. 86 ГК). В случае смерти участника его наследник может вступить в товарищество лишь с согласия других участников по общему правилу; это касается и правопреемника реорганизованного ЮЛ, участвовавшего в товариществе (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 78 ГК). Для большей наглядности ср. ст. ст. 71, 72, 84 со ст. ст. 91, 103; ст. 79 со ст. ст. 93, 97, ст. ст. 81, 86 со ст. ст. 92, 104 ГК.

Противопоставляя таким образом товарищества как форму объединения лиц и общества как форму обособления капитала, закон, однако, не ограничивается особыми требованиями лишь к полным товарищам (абз. 1 п. 4 ст. 66). Самостоятельные требования закон предъявляет к участникам обществ и к вкладчикам в товариществах на вере. Так, госорганы и органы местного самоуправления не вправе выступать в данном качестве, если иное не установлено законом (абз. 3 п. 4 ст. 66), а для учреждений (ст. 120 ГК) такая возможность существует только с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз. 4 п. 4 ст. 66).

Так, по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении или увеличении уставных капиталов в порядке оплаты размещаемых ими дополнительных акций, причем доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности этих субъектов и приобретаемых ими в общем количестве обыкновенных акций данного акционерного общества, не может быть менее чем 25% + 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ (п. п. 1, 2 ст. 25 Закона о приватизации).

В свою очередь, буквальное толкование правила абз. 4 п. 4 ст. 66 и вовсе может быть двояким в зависимости от того, к чему отнести оговорку «если иное не установлено законом». Так, можно предположить, что: а) отдельным учреждениям закон запрещает участвовать в хозяйственных обществах и быть вкладчиками в товариществах на вере вообще (если отнести эту оговорку к словам «могут быть»); б) отдельным учреждениям закон разрешает выступать в данном качестве независимо от воли собственника (если отнести эту оговорку к словам «с разрешения собственника»). Учитывая, однако, особенности статуса учреждений (некоммерческих организаций, имеющих специальную правоспособность и не являющихся собственниками), едва ли есть сомнения в том, что закон имел в виду первое, а не второе.

Таким образом, в контексте правила абз. 4 п. 4 ст. 66 все учреждения могут быть разделены на две группы: а) учреждения, которые могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника; б) учреждения, участие которых в данном качестве абсолютно исключается. Закон может устанавливать запреты и ограничения на участие в товариществах и обществах и для отдельных категорий граждан главным образом исходя из особенностей их профессиональной (служебной) деятельности. А поскольку исключение при этом составляют только открытые акционерные общества, участвовать в которых могут любые граждане, открытые акционерные общества — форма ЮЛ с минимальной релевантностью членства (участия) и одновременно максимальной релевантностью капитала (абз. 5 п. 4 ст. 66).

4. Учредители (участники) товариществ и обществ аккумулируют свои вклады, формируя тем самым складочный (уставный) капитал товариществ (обществ), т.е. первоначальное автономное имущество данного ЮЛ. Вкладом в имущество товарищества (общества) может быть любое — телесное и бестелесное — имущество, которое имеет стоимость (подлежит денежной оценке) и потенциально способно к реализации в целях удовлетворения имущественных интересов кредиторов товарищества (общества). Вкладом могут быть: а) деньги; б) ценные бумаги; в) движимые и недвижимые вещи; г) имущественные права (права требования, исключительные права); д) иные права, имеющие денежную оценку. Приоритетное упоминание в абз. 1 п. 6 ст. 66 о деньгах, являющихся оборотными средствами, не случайно, так как неденежные вклады закон иногда регулирует особо (см., например, ч. 4 ст. 11 Закона о банках; подробнее см. Инструкцию ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Вестник Банка России. 2004. N 15)).

Учредители (участники) передают свои вклады в собственность товарищества (общества), сохраняя при этом в отношении последнего обязательственные права (абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК); имущество, произведенное или приобретенное товариществом (обществом) в процессе его деятельности, также принадлежит ему на праве собственности (абз. 1 п. 1 ст. 66). Закон, таким образом, отказался от известного в прошлом правила законодательства переходного периода, согласно которому имущество товарищества (общества) принадлежало его участникам на праве общей собственности, в результате чего была достигнута раздельность имущества участников и созданного ими ЮЛ.

Неисчерпывающий перечень обязательственных прав, а также обязанностей учредителей (участников) товариществ (обществ) устанавливает ст. 67 ГК. Учредители (участники) могут передать в складочный (уставный) капитал товарищества (общества) имущественное или иное имеющее денежную оценку право, в частности право требования к третьему лицу — должнику (например, цедировать право требования заказчика к подрядчику — § 1 гл. 24 ГК), право пользования собственной или арендованной вещью (п. 2 ст. 615 ГК), исключительное право (ст. 1234 ГК). Во всех этих случаях само товарищество (общество) становится не собственником, а иным правообладателем (например, кредитором по соответствующему требованию или приобретателем исключительного права).

Вкладом в имущество товарищества (общества) не могут быть нематериальные блага ввиду их неотчуждаемости и непередаваемости иным образом (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 150 ГК), а также иные ценности, распоряжение которыми (в том числе посредством передачи в капитал товариществ или обществ) запрещает закон (например, исключительное право на фирму — п. 2 ст. 1229, п. 2 ст. 1474 ГК). В товариществах стоимость вкладов оценивается по соглашению между полными товарищами, в обществах — по соглашению между учредителями (участниками) и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (абз. 2 п. 6 ст. 66). Последнее доказывает значение в обществе уставного капитала, который в интересах кредиторов общества должен быть объективным и обоснованным.

Обязательная независимая оценка необходима в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах, а также при передаче в качестве вклада в складочный (уставный) капитал товарищества (общества) имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям (см. ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

5. Право выпуска акции — исключительная прерогатива акционерных обществ — закрытых и открытых (п. 1 ст. 96, ст. 97 ГК), поэтому хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью лишены этого права (п. 7 ст. 66).