Охрана труда статья 15

Рубрики Вопрос юристу

Оглавление:

Об охране труда
Статья 15. Служба охраны труда на предприятии

На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны труда.

На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку.

На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться сторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Специалисты службы охраны труда в случае выявления нарушений охраны труда имеют право:

выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требований нормативно-правовых актов по охране труда;

останавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;

направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.

Предписание специалиста по охране труда может отменить только работодатель.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

Об оплате труда
Статья 15. Организация оплаты труда на предприятиях

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством , генеральным, отраслевым (межотраслевым) и территориальными соглашениями. В случае, когда коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются с учетом требований, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Оплата труда работников предприятия осуществляется в первоочередном порядке. Все остальные платежи осуществляются предприятием после выполнения обязательств по оплате труда.

Закон РБ Об охране труда
Статья 15. Охрана труда женщин

Запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается привлечение женщин к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами.

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Закон Украины «Об охране труда»

Закон Украины «Об охране труда» — данный Закон определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Содержание Закона об охране труда в Украине по разделам и статьям:

Раздел I. Общие положения

  • Статья 1. Определение понятий и терминов.
  • Статья 2. Сфера действия Закона.
  • Статья 3. Законодательство об охране труда.
  • Статья 4. Государственная политика в области охраны труда.

Раздел II. Гарантии прав на охрану труда

  • Статья 5. Права на охрану труда при заключении трудового договора.
  • Статья 6. Права работников на охрану труда во время работы.
  • Статья 7. Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда.
  • Статья 8. Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами.
  • Статья 9. Возмещение вреда в случае повреждения здоровья работников или в случае их смерти.
  • Статья 10. Охрана труда женщин.Статья 11. Охрана труда несовершеннолетних.
  • Статья 12. Охрана труда инвалидов.

Раздел III. Организация охраны труда

  • Статья 13. Управления охраной труда и обязанности работодателя.
  • Статья 14. Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов по охране труда.
  • Статья 15. Служба охраны труда на предприятии.
  • Статья 16. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия.
  • Статья 17. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий.
  • Статья 18. Обучение по вопросам охраны труда.
  • Статья 19. Финансирование охраны труда.
  • Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении.
  • Статья 21. Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовление) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства.
  • Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.
  • Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда.
  • Статья 24. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда.

Раздел IV. Стимулирование охраны труда

  • Статья 25. Экономическое стимулирование охраны труда.
  • Статья 26. Возмещение юридическим, физическим лицам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда.

Раздел V. Нормативно-правовые акты по охране труда

  • Статья 27. Документы, относящиеся к нормативно-правовых актов по охране труда.
  • Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.
  • Статья 29. Временное прекращение действия нормативно-правовых актов по охране труда.
  • Статья 30. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения.

Раздел VI. Государственное управление охраной труда

  • Статья 31. Органы государственного управления охраной труда.
  • Статья 32. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда.
  • Статья 33. Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда.
  • Статья 34. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций и местных государственных администраций в области охраны труда.
  • Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда.
  • Статья 36. Полномочия объединений предприятий в области охраны труда.
  • Статья 37. Организация научных исследований по проблемам охраны труда.

Раздел VII. Государственный надзор и общественный контроль

  • Статья 38. Органы государственного надзора за охраной труда.
  • Статья 39. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
  • Статья 40. Социальная защита должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
  • Статья 41. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
  • Статья 42. Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

  • Статья 43. Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, использующим в соответствии с законодательством наемный труд, должностным лицам и работникам.
  • Статья 44. Ответственность за нарушение требований об охране труда.

Полную версию ЗУ об охране труда со всеми изменениями можно почитать здесь .

Комментарии юристов к закону по таким тематикам:

Организация охраны труда — Закон Украины «Об охране труда»

Раздел 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Раздел 4, Статья 1 Управление охраной труда и обязанности работодателя

Статья 13. Управление охраной труда и обязанности работодателя

Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, а именно: создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за исполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение; разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда; обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т. п.; обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и оснащения, мониторинг за их техническим состоянием; обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин; организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования и оснащения, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам об охране труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов; разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты об охране труда, действующие в пределах предприятия (далее — акты предприятия) и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами об охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия об охране труда; осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями об охране труда; организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда; принимает срочные меры для помощи потерпевшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев. Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Раздел 4, Статья 2 Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов об охране труда

Статья 14. Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов об охране труда

Работник обязан: заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения каких-либо работ либо во время нахождения на территории предприятия; знать и исполнять требования нормативно-правовых актов об охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры. Работник несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Раздел 4, Статья 3 Служба охраны труда на предприятии

Статья 15. Служба охраны труда на предприятии

На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда. На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Специалисты службы охраны труда при выявлении нарушений охраны труда имеют право: выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренные законодательством медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не исполняющих требования нормативно-правовых актов об охране труда; приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих; направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

Раздел 4, Статья 4 Комиссия по вопросам охраны труда предприятия

Статья 16. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении каких-либо вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда. Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Решения комиссии имеют рекомендательный характер.

Раздел 4, Статья 5 Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий

Статья 17. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий

Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными либо опасными условиями труда или таких, где необходим профессиональный отбор, ежегодный обязательный медицинский осмотр лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы. Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников: по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда; по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности. За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Раздел 4, Статья 6 Обучение по вопросам охраны труда

Статья 18. Обучение по вопросам охраны труда

Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев и правилам поведения при возникновении аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов об охране труда. Перечень работ с повышенной опасностью утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически) один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюзов. Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда. В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний. Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованным со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Раздел 4, Статья 7 Финансирование охраны труда

Статья 19. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнению общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой. Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента суммы реализованной продукции. (Дію частини четвертої статті 19 зупинено на 2004 рік згідно із Законом № 1344-IV від 27.11.2003) На підприємствах, що утримуються за рахунок бюджету, витрати на охорону праці передбачаються в державному або місцевих бюджетах і станов- лять не менше 0,2 відсотка від фонду оплати праці. Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мер и средств по охране труда, который утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел 4, Статья 8 Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

Cтатья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Раздел 4, Статья 9 Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства

Статья 21. Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства

Производственные здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие после строительства (изготовления) или реконструкции, капитального ремонта и т. п., и технологические процессы должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов об охране труда. Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих должны производиться с учетом требований по охране труда. Не допускается строительство, реконструкция, техническое переоснащение и т. п. производственных объектов, инженерных инфраструктур объектов социально-культурного назначения, изготовление и внедрение новых для данного предприятия технологий и указанных средств без предварительной экспертизы рабочего проекта или рабочей документации на их соответствие нормативно-правовым актам об охране труда. Финансирование этих работ может производиться лишь после получения положительных результатов экспертизы. Работодатель обязан получить разрешение на начало работы и виды работ предприятия, деятельность которого связана с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Перечень видов работ, объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности определяется Кабинетом Министров Украины. Экспертиза проектов, регистрация, осмотры, испытания и т. п. производственных объектов, инженерных инфраструктур объектов социально-культурного назначения, приемка их в эксплуатацию производятся в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. В случае когда работодатель не получил указанного разрешения, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, принимает меры к отмене государственной регистрации этого предприятия в установленном законом порядке при условии, если в течение месяца со времени выявления указанных недостатков работодатель не провел надлежащих мероприятий по их устранению. Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, химические вещества и их соединения и другая опасная продукция, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию (к применению) лишь при условии проведения экспертизы на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, действующим на территории Украины. Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов производится с участием представителей профессиональных союзов. Не допускается применение в производстве вредных веществ при отсутствии их гигиенической регламентации и государственной регистрации.

Раздел 4, Статья 10 Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий

Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий

Работодатель должен организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию с всеукраинскими объединениями профсоюзов. По итогам расследования несчастного случая, профессионального заболевания или аварии работодатель составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать потерпевшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания расследования. В случае отказа работодателя составить акт о несчастном случае или несогласия потерпевшего с его содержанием вопросы решаются должностным лицом органа государственного надзора за охраной труда, решения которого обязательны для работодателя. Решение должностного лица органа государственного надзора за охраной труда может быть обжаловано в судебном порядке.

Раздел 4, Статья 11 Информация и отчетность о состоянии охраны труда

Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда

Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов об охране труда, и Фонд социального страхования от несчастных случаев о состояний охраны труда, причине аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований. Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, которые содержат результаты аттестации рабочих мест, запланированные работодателем профилактические мероприятия, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также к уведомлениям, представлениям и предписаниям органов государственного управления и государственного надзора за охраной труда. Органы государственного управления охраной труда в установленном порядке информируют население Украины, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников. На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда, форма которой согласовывается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда, профессиональными союзами и фондом социального страхования от несчастных случаев.

Раздел 4, Статья 12 Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

Статья 24. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

С целью объединения усилий наемных работников, ученых, специалистов по охране труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законом.