Образец внесения изменений в устав некоммерческой организации

Рубрики Наша практика

Оглавление:

Некоммерческие организации. Внесение изменений, связанных и не связанных с изменением учредительных документов

Внесение изменений в устав некоммерческой организации является частным случаем внесения изменений. Чаще всего изменения в устав образец документа которого вы можете найти в специальном разделе нашего сайта вносятся при изменении: адреса, по которому зарегистрирована данная некоммерческая организация; наименования данной некоммерческой организации; состава и/или компетенций руководящих органов НКО; видов деятельности; положений устава.

Процедура внесения изменений в устав определяется положениями действующего законодательства.

Внесение изменений в устав некоммерческой организации и регистрация этих изменений производится в следующих случаях: изменение юридического адреса (места нахождения организации); изменение состава участников (членов, учредителей); изменение наименования организации; изменения, связанные с ошибками, которые были допущены во время регистрации данной организации; другие изменения или дополнения, вносимые в учредительные документы.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ, не связанное с внесением изменений в устав некоммерческой организации производится при смене руководителя (председателя, президента, директора или генерального директора), изменении или добавлении кодов ОКВЭД, паспортных данных участника или руководителя организации.

В отличие от компаний, осуществляющих коммерческую деятельность, общественным организациям и прочим некоммерческим предприятиям не нужно регистрировать изменения, связанные с входом и выходом учредителей (членов, участников). Подобные изменения фиксируются только во внутренних документах.

Внесение изменений в устав общественной организации и других некоммерческих предприятий. Необходимые документы: заявление по форме РН0003 (форма заявления о внесении изменений в устав есть в специальном разделе нашего сайта); решение уполномоченного органа или уполномоченного лица организации; квитанция об уплате госпошлины; учредительные документы в новой редакции. В случае, если документы оформляются самостоятельно, рекомендуем ознакомиться с тем, каков порядок регистрации изменений в устав.

Внесение изменений, не связанное с изменением устава. Необходимые документы: заявление по форме РН0004 и решение уполномоченного органа или уполномоченного лица НКО.

Изменения учредительных документов некоммерческих организаций, подлежащие регистрации в регистрирующем органе

Изменения учредительных документов некоммерческих организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подлежат регистрации. Для этого существуют общие правила государственной регистрации изменений учредительных документов некоммерческих организаций, за исключением религиозных организаций. Ситуацию комментирует и.о. начальника по делам некоммерческих организаций Боташев Заур Сапарович.

Что необходимо сделать некоммерческой организации для внесения изменений в свои учредительные документы?

Первое, это принять решение о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Данное полномочие относится к компетенции органов управления юридического лица. Исключение составляет изменение устава фонда, которое возможно только в том случае, когда уставом соответствующего фонда предусмотрена возможность изменения устава в таком порядке.

Изменения учредительных документов некоммерческой организации подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:

— заявление о государственной регистрации;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

— документ об уплате государственной пошлины.

Каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» различает государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляются в регистрирующий орган в течение 3 дней со дня наступления таких изменений. Для регистрации необходимо представить:

— заявление (форма N РН0004) — в 2 экземплярах;

— решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством России случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц, — в 2 экземплярах.

К таким изменениям, например, относятся: сведения об адресе места нахождения некоммерческой организации, сведения об изменении руководящих органов юридического лица, изменение паспортных данных лица, действующего без доверенности, изменение его места жительства и т.д.

Уплачивается ли государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы некоммерческой организации?

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, взимается государственная пошлина в размере — 20 процентов размера государственной пошлины, установленной для регистрации юридического лица, что составляет для некоммерческих организаций — 800 рублей.

За государственную регистрацию сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, государственная пошлина не взимается.

juradres-shop.ru

Дополнительные услуги

Внесение изменений в Устав некоммерческих организаций

Для некоммерческой организации (НКО) Устав является самым главным документом, который регламентирует ее деятельность. Конечно, Устав является не единственным важным документом для НКО. Так, члены и учредители НКО дополнительно могут заключить и учредительный договор, однако Устав имеет первостепенное значение.

В ходе осуществления деятельности НКО возникают ситуации, когда требуется внесение изменений в Устав некоммерческих организаций, которые также вносятся и в ЕГРЮП. Изменения в Уста потребуются при смене учредительского состава, видов деятельности, юридического адреса. Любые вносимые изменения подлежат гос регистрации, осуществляемой на основании заявления ответственного лица в налоговой. Любые изменения в Устав НКО должны осуществляться в соответствии с законом, регулирующим деятельность НКО.

Для внесения изменений в устав необходимо предоставить образец вносимых изменений, копии паспортов членов организации и руководителя, протокол заседания, на котором рассматривались вносимые изменения. Важным моментом является именно протокол заседания, так как Устав НКО не может быть изменен без решения ее участников. Типовая форма Устава некоммерческой организации предусматривает включение в него видов деятельности, которым создаваемая некоммерческая организация будет заниматься. Однако данное положение вовсе не означает, что такая деятельность должна носить некоммерческий характер. Так, Устав образовательной некоммерческой организации включает в себя положения о том, что ее деятельность направлена на образовательную деятельность на безвозмездной основе.

Для того, чтобы внести изменения в Устав НКО, следует предоставить в регистрирующий орган необходимый пакет документов, в частности, новую редакцию Устава и подтверждающий документ о регистрации в ЕГРЮЛ. Кроме этого следует написать по установленному образцу заявление и предоставить квитанцию об уплате пошлины за гос регистрацию.

Внесение изменений в учредительные документы некоммерческой организации происходит в том же порядке и в те же дни, как при регистрации. Когда изменения внесены, руководителю выдается гос регистрация, в которой отражены поправки к Уставу. Следует знать, что новые изменения приобретают юридическую силу только с момента их госрегистрации.

Внесение изменений в Устав сопряжено со многими юридическими тонкостями. Обратившись в нашу консалтинговую компанию, мы всегда поможем вам с оформлением необходимых документов, компетентно и юридически грамотно подготовим необходимые изменения. Преимущества нашей компании заключается в том, что у нас работает исключительно квалифицированные сотрудники, минимальный срок подготовки всех необходимых документов и невысокая стоимость наших услуг. Если у вас нет желания томиться в коридоре регистрирующего органа, то мы готовы взять это на себя. Богатый опыт работы и знание своего дела – вот отличительная черта нашей консалтинговой компании!

Устав некоммерческой организации — образец 2017-2018 года

Устав некоммерческой организации 2017-2018 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей некоммерческой организации (далее — НКО) ряд положений, в отношении которых они самостоятельно принимают решение об отражении в уставе.

Образец Устава НКО — АНО.docx

Как подготовить устав НКО

П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.

Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.

После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:

  • местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
  • порядок управления (органы и их полномочия);
  • цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
  • сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
  • описание символики организации;
  • процедуры по изменению документов.

Модельный устав Минюста РФ

Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2017–2018 годов можно отметить:

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2017 году.

Образец устава некоммерческой организации 2017-2018 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2017-2018 — образец.

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Внесение изменений в устав НКО

Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

  • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
  • протокол об их принятии;
  • заявление по форме Р13001;
  • сведения об учредителях;
  • данные об оплате пошлины.

Смена юридического адреса НКО

Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:

  • наименование улицы;
  • индекс;
  • номер помещения.

Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.

Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.

При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.

Внесение изменений в устав НКО, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Особенности положений уставов различных организационно-правовых форм НКО.

Изменения в уставе некоммерческой организации регистрируются по разным процедурам. Это зависит от организационно-правовой формы НКО. Необходимо разделить все НКО на некоммерческие организации, регулируемые положениями ФЗ «О некоммерческих организациях» и те, на которые положения этого федерального закона не распространяются.

Итак, под действие ФЗ «О некоммерческих организациях» подпадают:

  • общественные и религиозные организации;
  • общины коренных малочисленных народов и казачьи общества;
  • фонды;
  • государственные корпорации и компании;
  • некоммерческие партнерства;
  • частные, государственные, муниципальные, бюджетные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • ассоциации и союзы.

Потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, хотя и являются некоммерческими, но на них не распространяются положения ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 3 ст. 1) и, как следствие, порядок внесения изменений в их учредительные документы иной.

Условно назовем организации, регламентируемые ФЗ «О некоммерческих организациях» первой группой, а прочие второй.

Итак, для организаций первой группы регистрирующим органом является Министерство юстиции. Документы, как правило, подаются в Территориальные управления по месту нахождения некоммерческой организации. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации представляются:

  • заявление по форме РН0003;
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере 800 рублей (на реквизиты Территориального управления МинЮста);
  • устав с дополнениями и изменениями;
  • решение высшего органа некоммерческой организации о внесении изменений.

Для организаций второй группы регистрирующим органом являются Инспекции Федеральной налоговой службы. Документы подаются в ИФНС по месту нахождения. Для государственной регистрации представляются:

  • заявление по форме Р13001 (утвержденная);
  • документ об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей;
  • устав в новой редакции или в форме изменений;
  • решение о внесении изменений в устав.

Выше приведены общие правила для регистрации изменений в устав, а теперь попробуем определить наиболее важные особенности процедуры в зависимости от организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Внесение изменений в устав ТСЖ

осуществляется путем проведения общего собрания товарищества собственников жилья многоквартирного дома большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Протокол должен содержать сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Внесение изменений в устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов некоммерческого объединения, что является его исключительной компетенцией (п. 1 ст. 21 66-ФЗ). Изменения в устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут вносится в том числе в части положений о порядке внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственности членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; об ответственности членов по долгам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; о формировании специального фонда, являющего собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Изменения в устав учреждения

по процедуре зависят от типа учреждения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» устав является учредительным документом для частного или бюджетного учреждения, а вот для казенного учреждения учредительным документом может быть как устав, так и положение. Устав или положение утверждаются соответствующим органом, учредившим учреждение.

Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

  1. Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
  3. местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Внесение изменений в устав образовательного учреждения осуществляется с учетом специфики учреждения — рода его деятельности. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций) (п. 3 ст. 12 Закона от 10.07.1992г. № 3266-I). Утверждаются изменения учредителем образовательного учреждения.
Внесение изменений в устав школы, как образовательного учреждения, возможно, кроме прочего и в части целей образовательного процесса, типов и видов реализуемых образовательных программ, основных характеристик образовательного процесса, языка, на котором ведется обучение и воспитание, правила приема и отчисление обучающихся и прочих специальных положений.

Нам уже, кстати, приходилось несколько раз заниматься внесением изменений в уставы ГОУ: школы, лицея и колледжа. Нужно сказать, что задачи были не из легких. От нас потребовалась работа не только с нормативной базой о юридических лицах и их регистрации, но и Закона «Об образовании», подзаконных ведомственных актов, образовательных программ этих учреждений. С первого же такого опыта уставы образовательных учреждений завоевали наше уважение. А сейчас в работе находится устав образовательного учреждения религиозной организации – с нашим участием создается церковная приходская школа.

Внесение изменений в устав общественной организации

осуществляется с учетом того, что для общественного объединения обязательно указывать в уставе территорию, в пределах которой объединение действует. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (ст. 14 82-ФЗ). Регистрационным органом для международной или общероссийской общественной организации является Центральное Управление Министерства Юстиции. Для межрегиональной – территориальный орган по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа. Для региональной или местной — территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Внесение изменений в устав АНО

осуществляется на основании решения учредителя. Надзор учредителем за деятельностью автономной некоммерческой организации является особенностью этой организационно-правовой формы НКО (п. 3 ст. 10 7-ФЗ). Таким образом, для учредителей АНО законодатель не предусматривает возможности оставления этой деятельности (кроме ликвидации) – передачи её другим лицам.

Изменения в устав некоммерческой организации

как видно из этого беглого среза по организационно-правовым формам, требует апелляции большими знаниями и большей законодательной базой, чем для изменений в коммерческих организациях. Но, к счастью, общественная жизнь не ограничивается только бизнесом, имеет разные грани. И многие из этих граней структурированы и законодательно закреплены. Наша задача – добиваться высоких (и не очень) целей в рамках предоставленного правового поля и пусть для этого нам приходится вникать в дополнительные законодательные акты, но зато мы приобретаем неповторимый профессиональный опыт.