Неиспользуемое недвижимое имущество

Рубрики Наша практика

Проблемы с размещением бизнеса

Опыт постсоциалистических стран свидетельствует, что динамика развития малого бизнеса в транзитивной экономике и отраслевая ориентация деятельности его субъектов во многом определяются условиями их имущественного обеспечения. Это же, в свою очередь, зависит от проводимой политики в области реформирования государственной собственности.

Действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрен целый ряд мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе возможность получения объектов государственной собственности в безвозмездное пользование; применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы; выкуп арендуемого имущества в рассрочку, либо за одну базовую величину, а также возможность безвозмездного получения в собственность для реализации инвестиционных проектов.

В то же время практика свидетельствует, что сложившиеся организационно-экономические условия реализации процессов отчуждения объектов государственной собственности не в должной мере стимулируют ее перераспределение в направлении более эффективного использования. Имеет место незаинтересованность, а зачастую и противодействие со стороны руководства государственных предприятий в продаже или сдаче в аренду неиспользуемого имущества.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. №294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» облисполкомы и Минский горисполком уполномочены на принятие решений по распоряжению неиспользуемым и неэффективно используемым имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь в целях вовлечения его в хозяйственный оборот, в том числе решений по отчуждению такого имущества на возмездной основе, включая продажу на аукционе с установлением начальной цены, равной одной базовой величине, а также решений по безвозмездной передаче в частную собственность для реализации инвестиционных проектов.

Однако, по итогам коллегии Комитета государственного контроля, состоявшейся в декабре 2016 г., были сделаны выводы, что «не обеспечивается выполнение в полном объеме поручений Главы государства по вовлечению в хозяйственный оборот всех неиспользуемых объектов госсобственности. По рекомендациям Госкомимущества с 2015 г. значительная часть неиспользуемого госимущества не включается в календарные графики по вовлечению в хозяйственный оборот, а в случае его невовлечения – исключается из них. В результате вместо снижения площади неиспользуемых объектов наблюдается ее рост с 2,4 миллионов кв.м на 01.01.2014 до 2,7 миллионов кв.м на 01.10.2016».

В 2017 г. план по вовлечению в оборот неиспользуемого имущества выполнен на 60%. В результате на конец прошлого года в Беларуси не использовалось более 2,3 млнкв.м площадей — это 1,9% от всего недвижимого государственного имущества[1].

Было также подчеркнуто, что созданная и размещенная в сети Интернет единая информационная база данных неиспользуемого госимущества своевременно не актуализируется. Негативно сказывалась на продаже неиспользуемого госимущества нерасторопность его собственников, которые неоправданно долго занимались подготовкой необходимых для его продажи документов.[2]

Действующая процедура отчуждения бюрократически сложна и не всегда прозрачна. Подготовка необходимого пакета документов занимает 8- 10 месяцев. При этом получение согласований государственных органов не гарантирует совершение сделки.

По данным Комитета государственного контроля (КГК) «даже при наличии потенциальных покупателей процедуры отчуждения неиспользуемых объектов растягивались, или покупатели получали формальные отказы в их приобретении.

На Могилевщине индивидуальный предприниматель хотела приобрести пустующую базу отдыха. Вот только из кабинета в кабинет человека отправляли 9 месяцев, а потом еще три месяца заключался договор купли–продажи. Ситуация разрешилась только с обращением в КГК. В Мозырском районе другой ИП присмотрел два неиспользованных здания, но ему отказали: мол, нужно самим, что–то там храним. На деле же вокруг строений росли сорняки в рост человека».[3]

Кроме того, безвозмездная передача имущества в собственность, а также продажа за одну базовую величину осуществляется, в основном, на определенных, довольно жестких условиях, что налагает существенные ограничения на будущую деятельность инвесторов.

Так, согласно нормам Указа №294, субъекты, приобретшие находившиеся в собственности Республики Беларусь неиспользуемые или неэффективно используемые здания, сооружения, помещения, незавершенные строения за одну базовую величину или безвозмездно, обязаны использовать данное имущество в соответствии с договором купли-продажи либо договором о безвозмездной передаче, в том числе в соответствии с установленными этими договорами сроками.

В договоре купли-продажи либо безвозмездной передачи указанного имущества в обязательном порядке предусматривается ответственность покупателя (приобретателя) за нарушение сроков его вовлечения в хозяйственный оборот в виде уплаты в республиканский бюджет разницы между оценочной стоимостью приобретенного имущества, определенной в соответствии с законодательством и действующей на дату принятия решения о его продаже (передаче), увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой его приобретения.

Если негосударственное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо не использует безвозмездно полученное имущество в соответствии с договором о его передаче, оно подлежит возврату в собственность Республики Беларусь по требованию передавшей стороны без возмещения стоимости произведенных неотделимых улучшений.

Поскольку для безвозмездной передачи или на продажу за одну базовую величину обычно выставляются объекты, длительное время не используемые, а, следовательно, требующие значительных капитальных вложений, вовлечение такого имущества в хозяйственный оборот сопровождается существенными временными и финансовыми затратами. В этих условиях покупателями зачастую допускается нарушение установленных договорами сроков, что чревато для них дополнительными издержками и даже потерями.

В результате затраты на освоение бесплатно полученного имущества оборачивается для предпринимателей суммами, зачастую превышающими стоимость нового строительства. Все это существенно снижает интерес субъектов бизнеса к приобретению в собственность неиспользуемого государственного имущества и нивелированию данной меры государственной поддержки МСП.

По данным Госкомимущество, на 1 июля 2017 г. не использовалось 2,27 млн. кв.м. (1,9 %) государственного недвижимого имущества, в том числе:

0,40 млн. кв.м. (1,0 %) – в республиканской собственности;

1,87 млн. кв.м. (2,4 %) – в коммунальной собственности.

По республиканской собственности наибольшее количество неиспользуемых площадей имеется у организаций:

Управления делами Президента Республики Беларусь –
0,10 млн. кв.м. (25,0
% от всего неиспользуемого недвижимого имущества республиканской собственности);

Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства связи и информатизации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия – по 0,04 млн. кв.м. (10,0 %).

Наибольшее количество неиспользуемых площадей коммунальной собственности имелось:

в Витебской области – 0,45 млн. кв.м. (4,6 % от всего недвижимого имущества коммунальной собственности области);

в Минской области – 0,32 млн. кв.м. (2,5 %);

в Брестской области – 0,26 млн. кв.м. (2,7 %).

В силу выше изложенных причин основная масса субъектов МСП вынуждена арендовать помещения, в том числе, у государственных организаций для размещения своего бизнеса.

На 1 июля 2017 г. 3,99 млн. кв.м. (3,3 %) государственного недвижимого имущества сдано в аренду, в том числе:

1,38 млн. кв.м. (3,4 %) – в республиканской собственности;

2,61 млн. кв.м. (3,3 %) – в коммунальной собственности.

В основном недвижимое имущество республиканской собственности сдается в аренду в г. Минске (55,1% от сдаваемого в аренду имущества республиканской собственности) и областных центрах.

Ключевыми «болевыми точками» действующего в республике механизма реализации арендных отношений являются:

— высокой уровень арендной платы, особенно для производственных предприятий (согласно опросу ИПМ 2016 года, 45,5% респондентов отметили это в числе наиболее актуальных проблемам для развития бизнеса в Беларуси);

— отсутствие стабильности во взаимоотношениях с арендодателем, возможность установления им коэффициента от 0,5 до 3 включительно, в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества;

— перманентное увеличение размера платежей, в том числе в связи с ежегодным увеличением базовой арендной величины с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему; возможности включения в состава эксплуатационных расходов арендодателя, подлежащих возмещению арендатором, расходов на содержание административно-управленческого персонала (АУП) и иных расходов арендодателя, непосредственно не связанных с оказанием услуг по эксплуатации объекта аренды;

В результате издержки на аренду помещения стали одной из самых ощутимых статей затрат даже в таких трудоемких производствах, как швейные ателье, ремонт бытовой техники и радиоаппаратуры, медицинские услуги, парикмахерские и др. Доля арендной платы в издержках малых предприятий, даже с учетом предоставляемых льгот, колеблется от 8 до 20 процентов.

В связи с этим в последнее время наблюдается снижение заинтересованности субъектов бизнеса в аренде государственных площадей. Так, с 1 января 2015 г. по 1 июля 2017 г. количество сдаваемых в аренду площадей государственной собственности сократилось на 680 тыс. кв.м. (с 4,67 млн. кв.м. до 3,99 млн. кв.м.), в том числе произошло сокращение по республиканской собственности на 220 тыс. кв.м. (с 1,60 млн. кв.м. до 1,38 млн. кв.м.) и по коммунальнойсобственности на 460 тыс. кв.м. (с 3,07 млн. кв.м. до 2,61 млн. кв.м.).

Это свидетельствует о недостаточной эффективности предусмотренных действующим законодательством мер имущественной поддержки в виде применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы для определенных видов деятельности или места осуществления бизнеса.

Более того, сложившаяся практика «волевого» повышения ставок арендной платы, особенно по мере улучшения потребительских качеств сдаваемого в аренду имущества, не стимулирует арендаторов к инвестированию средств в арендуемые объекты, создания на их базе перспективных предприятий. Очевидно, что подобные условия приемлемы лишь для бизнеса, не требующего фундаментальных вложений, способного без больших потерь изменять свое месторасположение.

Поэтому для превращения малого и среднего предпринимательства в реальный фактор поступательного социально-экономического развития страны требуется совершенствование системы управления и приватизации государственной собственности в направлении упрощения процедуры вовлечения ее объектов в инвестиционные проекты частного бизнеса, создания фундаментальной основы для развития малого производственного предпринимательства.

Материал подготовлен из исследования, проведенного Советом по развитию предпринимательства в рамках проекта ПРООН «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь», которое включает анализ количественной динамики сектора малого и среднего предпринимательства Беларуси за период с 2011 по 2016 гг., изменений в его отраслевой и территориальной структуре, участия в формировании результатов социально-экономического развития страны.

Неиспользуемое недвижимое имущество

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» предлагает к аренде:

№ п/п

Инв. № ЕГРНИ

Наименование имущества

Цель и условия аренды

Обязательные условия

Срок аренды

Телефон

Часть здания общежития, расположенное по адресу :

Гомельская обл., г. Речица, ул. Молодежная, 2

Любые цели, не противоречащие действующему законодательству

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» предлагает к аренде:

№ п/п

Инв. № ЕГРНИ

Наименование имущества

Цель и условия аренды

Обязательные условия

Срок аренды

Телефон

Здание навеса для хранения техники, расположенное по адресу:

Минская область, Логойский район, Логойский с/с, 11/1

Арендуемая площадь: 737,7 кв.м.

В целях хранения техники

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Часть «Мехмастерская с АБК и котельной», расположенное по адресу:

Минская область, Логойская район, Логойский с/с, 11/3

Арендуемая площадь: 11547,7 кв.м.

В целях оказания услуг по ремонту техники

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Здание «Склад запчастей и КПП», расположенное по адресу:

Минская область, Логойский район, Логойский с/с, 11

Арендуемая площадь: 140,7 кв.м.

В целях хранения материальных ценностей

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Здание навеса для хранения техники, расположенное по адресу:

Минская область, Логойский р-он, Логойский с/с, 11/2

Арендуемая площадь: 401,1 кв.м.

В целях хранения техники

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Здание мойки с/х техники, расположенное по адресу:

Минская область, Логойский р-он, Логойский с/с, 11/5

Арендуемая площадь: 7,1 кв.м.

В целях оказания услуг мойки техники

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Здание гаража для автомашин, расположенное по адресу:

Минская область, Логойский р-он, Логойский с/с, 11/6

Арендуемая площадь: 105,2 кв.м.

В целях размещения автомашин

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

Часть офисного здания, расположенного по адресу:

Минская область, Минский район, Новодворский с/с, 78 район 13-го км МКАД

Арендуемая площадь: 97,9 кв.м. (6 кабинетов)

В целях организации офиса

Проведение аукциона не требуется

Договор аренды будет заключаться на срок не менее трех лет.

В случае заинтересованности, Вы можете отправить заявку. Недвижимое имущество может быть приобретено или арендовано как физическими, так и юридическими лицами.

Цена формируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 6, июнь 2007

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Ю.П. МАЛЯВКО, консультант Министерства экономики Республики Беларусь

Представляемые государственными предприятиями и организациями в форме статистической отчетности данные об использовании имеющихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении площадей свидетельствуют о том, что в республике имеется довольно значительное количество неиспользуемых площадей, расположенных в производственных, общественных и административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности.

Наличие у государственных предприятий и организаций неиспользуемых зданий, сооружений и нежилых помещений не только не приносит дохода этим предприятиям и организациям, но и требует от них определенных расходов на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии, уплаты налога на недвижимость, платы за землю.

Основная масса неиспользуемых площадей располагается не в крупных городах, а в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, районных центрах.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (далее — Указ № 108).

Предусматриваемое Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот касается закрепленного за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления неиспользуемого государственного имущества, под которым понимаются здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60 %.

Одним из обязательных условий отнесения вышеназванного государственного имущества к категории неиспользуемого является невостребованность этого имущества республиканскими и коммунальными юридическими лицами.

Для вовлечения в соответствии с Указом № 108 в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, это имущество должно быть включено в специальный перечень неиспользуемого имущества, который ежегодно утверждается Советом Министров Республики Беларусь до 1 мая.

Согласно Указу № 108 неиспользуемое государственное имущество, находящееся в республиканской собственности, предусматривается вовлекать в хозяйственный оборот следующим образом:

  • продажа на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством;
  • передача в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
  • безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.

Для каждого из указанных путей вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества предусмотрены определенные условия.

В частности, при продаже неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, обязательными условиями такого аукциона являются:

  • осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;
  • запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

Следует отметить, что аукцион с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, должен быть открытым. К участию в аукционе допускаются негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели, представившие документы на участие в аукционе в соответствии с законодательством и внесшие задаток в сумме, равной одной базовой величине, определенной законодательством.

Передача неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц осуществляется только под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации, а также в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования. В связи с этим данными субъектами хозяйствования должны быть представлены инвестиционные проекты, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов.

Отражаемые в договоре условия передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества устанавливаются комиссией по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, создаваемой в соответствии с Положением о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденным Указом № 108.

Безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, может осуществляться после истечения срока безвозмездного пользования этим имуществом и при выполнении пользователем условий, предусмотренных в договоре безвозмездного пользования.

При безвозмездной передаче неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц обороты по безвозмездной передаче этого имущества не подлежат налогообложению налогами, сборами, взимаемыми в республиканский бюджет.

Таким образом, установленное Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, тесно связано с обязательным осуществлением предпринимательской деятельности на данном объекте и предусматривает использование этого имущества для ведения производства, предполагающего организацию выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг и как следствие — создание рабочих мест.

Следует отметить, что действие Указа № 108 не распространяется на отчуждение:

  • имущества, изъятого, арестованного, конфискованного, обращенного в доход государства иным способом, которое осуществляется в порядке исполнения судебных постановлений;
  • имущества ликвидируемого республиканского юридического лица в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • государственного имущества в процессе приватизации, по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • имущества военного назначения, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил Республики Беларусь.

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, указанными путями по существу является распоряжением данным имуществом. Поэтому решение о продаже неиспользуемого имущества на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, о передаче его в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц, а также о безвозмездной передаче в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимаются должностными лицами, государственными органами и иными государственными организациями, уполномоченными согласно законодательным актам на принятие решения по распоряжению соответствующим имуществом, на основании заключений комиссий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (48), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Новое в вопросах вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. N 238 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом» (далее — Указ N 238) внесены изменения и дополнения в ряд указов Президента Республики Беларусь, регулирующих вопросы распоряжения государственным имуществом, а именно в:
— Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. N 498 «О некоторых вопросах аренды государственного имущества»;
— Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом»;
— Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2007 г. N 77 «О некоторых вопросах понижения начальной цены продажи имущества, находящегося в республиканской собственности»;
— Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. N 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (далее — Указ N 108).
Цель данной статьи — рассмотреть изменения и дополнения, внесенные Указом N 238 в нормы и положения, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, предусмотренные Указом N 108.
Напомним, что Указ N 108 был принят с целью повышения эффективности использования государственного имущества, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий, сооружений, изолированных помещений (за исключением жилых домов и жилых помещений), находящихся в государственной собственности.
Согласно Указу N 108 для неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, предусматриваются следующие пути вовлечения в хозяйственный оборот:
— продажа на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством;
— передача в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
— безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.
Принятие Указа N 108 явилось существенным подспорьем в практике вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (зданий, сооружений, нежилых помещений), положительно сказалось на эффективности его использования.
В условиях экономического кризиса наличие неиспользуемых объектов недвижимости ухудшает и без того сложное экономическое положение предприятий и организаций, негативно сказывается на их хозяйственной деятельности.
Наличие у государственных предприятий и организаций неиспользуемых зданий, сооружений и нежилых помещений не приносит дохода этим предприятиям и организациям, однако требует с их стороны определенных расходов на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии, уплаты налога на недвижимость, платы за землю.
Учитывая необходимость более активного вовлечения в хозяйственный оборот зданий, сооружений, нежилых помещений, устранения причин, препятствующих этому процессу, упрощения процедур по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, в Указ N 108 внесены определенные дополнения и изменения.
1. Расширилась и стала более понятной область применения Указа N 108.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 108 его действие распространялось на неиспользуемое государственное имущество, находящееся в республиканской собственности, расположенное на территории сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящими вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.
Такая формулировка давала возможность вовлекать в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 неиспользуемые здания, сооружения, нежилые помещения, расположенные в основном в сельской местности. В результате под действие Указа N 108 не подпадал ряд развитых индустриальных центров, например таких, как г. Жодино, в которых имеется существенное количество неиспользуемых производственных площадей.
Указом N 238 внесено изменение в подпункт 1.1 пункта 1 Указа N 108, вследствие которого действие Указа N 108 будет распространяться на вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного во всех населенных пунктах республики, за исключением Минска, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева.
2. Несколько скорректировано понятие неиспользуемого государственного имущества, на которое распространяется действие Указа N 108.
Ранее к неиспользуемому государственному имуществу, на которое распространялось действие Указа N 108, относилось имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60%, которое не востребовано республиканскими и коммунальными юридическими лицами.
Указом N 238 внесено изменение в понятие «неиспользуемое государственное имущество», применявшееся для целей Указа N 108.
Теперь под неиспользуемым государственным имуществом понимается имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданное в соответствии с законодательством в безвозмездное пользование негосударственных юридических лиц, республиканских государственно-общественных объединений: капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незавершенные законсервированные и незаконсервированные капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства более чем на два года, которое не востребовано республиканскими и коммунальными юридическими лицами.
Как видим, наряду с неиспользуемым имуществом, закрепленным за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, вовлекать в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 стало возможно неиспользуемое государственное имущество, переданное по договорам безвозмездного пользования акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственной собственности, и республиканским государственно-общественным объединениям.
Кроме того, вовлечению в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 подлежат как незаконсервированные, так и законсервированные не завершенные строительством капитальные строения. При этом в отличие от ранее действовавшего положения степень их готовности не играет роли.
3. Указ N 108 дополнен пунктом 3-1, содержащим важное положение.
В ряде случаев вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости путем продажи на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, сдерживалось по причине отсутствия правоустанавливающих документов на это имущество (технических паспортов, регистрационных удостоверений).
Действующее законодательство обязывает произвести государственную регистрацию самого недвижимого имущества как объекта, а также прав и ограничений (обременений) прав на него, сделок с ним. Государственная регистрация недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», с изменениями и дополнениями. Данная деятельность осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Совершение регистрационных действий по объектам недвижимости предполагает наличие и представление определенных документов, которые порой отсутствуют, что не дает возможности произвести государственную регистрацию недвижимого имущества.
Отсутствие в силу различных причин этих документов не позволяло осуществить продажу неиспользуемых объектов недвижимости.
В целях урегулирования таких ситуаций и устранения препятствий для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества в Указ N 108, как отмечалось ранее, внесен дополнительный пункт 3-1.
Согласно этому пункту решение о продаже неиспользуемого государственного имущества на аукционе по продаже объекта может быть принято без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на данное имущество. Отчуждение такого имущества производится на основании договора купли-продажи, соответствующего решения о его продаже, документов, отражающих состав этого имущества (инвентарная карточка учета объекта основных средств, заверенная руководителем соответствующего государственного органа или организации, акт инвентаризации), а также акта его приема-передачи.
В этом случае государственная регистрация создания указанного имущества и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на это имущество осуществляется в установленном порядке после его приобретения по заявлению покупателя на основании вышеперечисленных документов.
Таким образом, создана реальная возможность продажи на аукционе, т.е. вовлечения в хозяйственной оборот, неиспользуемых объектов недвижимости, по которым отсутствуют правоустанавливающие документы. При этом данные документы будут оформлены территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним уже на нового владельца этого имущества на основании заявления и документов, удостоверяющих его покупку.
4. Упрощено требование к передаче неиспользуемого недвижимого имущества в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.
Согласно Указу N 108 одним из способов вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, является передача такого имущества в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц. Вместе с тем пунктом 9 Положения о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденного Указом N 108, было установлено, что передача в безвозмездное пользование неиспользуемого имущества индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам осуществляется только под конкретные инвестиционные проекты, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов.
Разработать, согласовать и осуществить такой проект не просто и не всем по силам. Данное обстоятельство сдерживало предоставление в безвозмездное пользование неиспользуемых производственных площадей.
В связи с этим Указом N 238 в пункт 9 вышеназванного Положения внесены изменения, направленные на упрощение данной нормы.
Теперь вместо инвестиционного проекта, который в установленном законодательством порядке должен проходить государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов, индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам для получения в безвозмездное пользование неиспользуемых зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в республиканской собственности, необходимо представить инвестиционный проект, прошедший экспертизу бизнес-планов инвестиционных проектов в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, других государственных органах и иных государственных организациях, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, в подчинении (составе) которых находятся республиканские юридические лица, за которыми неиспользуемое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, с участием облисполкомов и Минского горисполкома (по месту реализации инвестиционного проекта).

«Налоги Беларуси», 2009, N 22
Ю.П.МАЛЯВКО, экономист

ОДО «Витебский бизнес-центр» проконсультирует и подготовит все документы для получения имущества на самых льготных условиях.
Республика Беларусь, 210602, г. Витебск, ул. Пушкина, д. 6, каб. 214, 215
Тел: (0212)36-00-96, тел/факс: (0212) 36-05-08, моб. (029) 713-83-94

Новости района

Неиспользуемое государственное недвижимое имущество и информирование потенциальных инвесторов

”Витебским областным исполнительным комитетом 14.02.2013 утверждены ”Перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Витебской области и ее административно-территориальных единиц“ и ”Календарный график вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в собственности Витебской области, на 2013 год“.

В перечень внесены объекты недвижимости государственной формы собственности, подлежащие вовлечению в хозяйственный оборот в 2013 году путём продажи на аукционах, передачи в аренду и безвозмездное пользование.

Перечень сформирован по следующему принципу: вначале произведена группировка имущества в зависимости от места его нахождения (город, район), затем объекты распределены в зависимости от способа их вовлечения, а в последующем осуществлена сортировка объектов, входящих в одну группу в зависимости от способа их вовлечения, по убыванию в зависимости от площади. Объекты, предполагаемые к вовлечению различными способами, отнесены к соответствующим группам в порядке очередности способов (продажа, аренда, передача в безвозмездное пользование, безвозмездная передача в частную собственность, безвозмездная передача в республиканскую собственность и безвозмездная передача в пределах коммунальной собственности).