Неисполнение законодательства о противодействии легализации

Рубрики Вопрос юристу

Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Данная статья введена КоАП Законом N 130. Объектом анализируемого административного правонарушения является установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем. При этом виновный нарушает Закон о легализации доходов и принятые в соответствии с ним иные правовые акты.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный:

1) не исполняет предусмотренные ст. 7 Закона о легализации обязанности (например, не представляет в уполномоченный орган сведения перечисленные в последней);

2) не принимает мер и не обеспечивает (в отношении информации подлежащей контролю, определяемой в соответствии со ст. 6, 7 Закона о легализации):

а) фиксацию (в т.ч. путем ее документирования, введения в память ЭВМ и т.п.);

б) хранение (в т.ч. на бумажных и магнитных носителях);

в) представление ее в органы Комитета по финансовому мониторингу (в соответствии со ст. 8, 9 Закона о легализации);

3) не организует внутренний контроль, как за проведение перечисленных выше действий, так и за проведением операций перечисленных в ст. 6 Закона о легализации.

Данное правонарушение совершается в форме бездействия. Оконченным оно считается с момента не совершения указанных выше действий.

2. Субъективная сторона административного правонарушения предусмотренного ст. 15.27 может характеризоваться как умыслом, так и неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

Субъектами данного правонарушения являются только:

1) должностные лица (за исключением индивидуальных предпринимателей: вывод основан на систематическом толковании ст. 2, 5, 7 Закона о легализации и ст. 15.27, а также ст. 2.4 КоАП, см. коммент. к ней);

2) организации, но не любые, а перечисленные в ст. 5 Закона о легализации и осуществляющие операции с денежной наличностью или иным имуществом (например, банки, страховые и лизинговые компании и др.).

3. Анализ мер административной ответственности предусмотренных в ст. 15.27, показывает, что:

1) виновному ранее назначался только административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5). Однако с 18.08.05 (после вступления в силу Закона N 45) судья может назначить и такой вид наказания как административное приостановление деятельности ЮЛ на срок до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12).

2) оба вида наказания назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 15.27 КОАП РФ

1. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп.).

2. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под их легализацией понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами или имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ.

Содержание понятия «терроризм» раскрыто в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Финансирование терроризма также рассматривается как проявление терроризма.

3. Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ, вступивший в силу в январе 2011 г., предусмотрел новую редакцию данной статьи, определив конкретные составы правонарушений в рассматриваемой сфере в ее пяти частях. Установлена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц по следующим составам административных правонарушений:

1) нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля в уполномоченный орган;

2) неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля;

3) действия (бездействие), ответственность за которые предусмотрена ч. 2 данной статьи, повлекшие непредставление в установленные сроки в уполномоченный орган соответствующих сведений;

4) непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю;

5) неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований рассматриваемого законодательства, если этот факт установлен вступившим в силу приговором суда о легализации доходов, полученных преступным путем. При этом административная ответственность применяется, если соответствующее деяние не содержит признаков преступления.

Таким образом, определены достаточно четко составы административных правонарушений в рассматриваемой сфере, что будет способствовать обеспечению законности и объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях.

4. Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма включает в себя осуществление целого ряда мер, в том числе обязательный контроль и внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом (см. ст. ст. 3 и 6 Закона о противодействии легализации).

В соответствии со ст. 6 упомянутого Закона обязательному контролю подлежат операции, сумма которых равна или превышает 600000 руб. либо эквивалентна такой сумме в иностранной валюте. Определен и перечень видов таких операций.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с указанным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Сведения о таких операциях документально фиксируются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, в уполномоченный орган.

Статья 7 Закона определяет содержание и порядок составления и таких сведений.

Неисполнение обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений, а также хранению соответствующих документов образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи.

5. Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Закона о противодействии легализации). Указанные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию таких правил и программ, предпринимать иные внутренние организационные меры; документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации программ внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер (ответственность за ее разглашение наступает по ст. 13.14 КоАП РФ). Неисполнение требований законодательства об организации и осуществлении указанного внутреннего контроля составляет объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи.

Часть 1 данной статьи предусматривает в качестве объективной стороны административного правонарушения нарушение сроков направления правил внутреннего контроля в надзорный орган, каким является Росфинмониторинг.

При возникновении на основании реализации программ внутреннего контроля подозрений о том, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая соответствующие операции, обязана направлять сведения о них независимо от того, подлежат ли они обязательному контролю.

Документируемому фиксированию, хранению и представлению в уполномоченный орган при этом подлежат те же сведения, что и при осуществлении обязательного контроля. Документы, подтверждающие необходимые сведения, а также копии документов, необходимых для идентификации совершающих операции лиц, подлежат хранению не менее пяти лет.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за действия (бездействие), нарушившие требования об осуществлении внутреннего контроля и повлекшие в этой связи непредставление в надзорный орган соответствующих сведений.

6. Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ к таким организациям относит кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения совершаются умышленно.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 4 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 23.62), а также органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере страховой деятельности (в пределах своих полномочий) (ст. 23.72). При необходимости применения в соответствии с ч. ч. 3 и 4 данной статьи к должностному лицу дисквалификации, а к юридическому лицу административного приостановления деятельности дело передается на рассмотрение в соответствующий суд (ч. 2 ст. 23.1). Дела о правонарушениях по ч. 5 комментируемой статьи рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 4 данной статьи составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3). Дела по ч. 5 комментируемой статьи возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПОД/ФТ

В результате совершения преступлений у лиц, занимающихся незаконной деятельностью, накапливаются денежные средства или иное имущество, легальное использование которых способствует криминализации экономических отношений, а также росту коррупции.

Общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, достаточно высока, так как использование криминального капитала может быть направлено на финансирование терроризма, захват организаций, враждебные поглощения, промышленный шпионаж и т.д.

Соответственно, улиц, владеющих «незаконными» деньгами, возникает необходимость в открытом использовании доходов, полученных преступным путем.

Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленный на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, закреплен в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нарушение которого влечет наложение различных видов ответственности. Вопрос ответственности за нарушение законодательства в области ПОД/ФТ будет подробно рассмотрен в данной главе.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, лица, виновные в его нарушении, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает также возможность отзыва (аннулирования) соответствующих лицензий у организаций, виновных в неисполнении обязанностей, связанных с осуществлением обязательного и внутреннего контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом.

Уголовная ответственность регулируется ст. 174 и 174.1 УК РФ. В соответствии со ст. 174 УК РФ, совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается штрафом в размере до 125 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

То же деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

В соответствии со ст. 174.1 УК РФ финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Кроме того, к нарушителям законодательства о ПОД/ФТ применяются меры административной ответственности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ установлены ст. 15.27 КоАП РФ.

Основаниями для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о ПОД/ФТ, служит, в частности, неисполнение организацией требований ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно идентификации лица, находящегося на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей, систематического обновления информации о клиентах и выгодоприобретателях, документального фиксирования и представления в уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом и пр.

Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание: Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

За административные правонарушения сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

В соответствии с письмом Банка России от 13.06.2005 г. № 98-Т «О методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”», основными нарушениями правил организации и программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ является:

• отсутствие (неназначение) в кредитной организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ТФ и реализацию программ его осуществления (далее по тексту — ответственный сотрудник);

• назначение в кредитной организации на должность ответственного сотрудника лица, не отвечающего квалификационным требованиям, установленным Банком России;

• совмещение ответственным сотрудником кредитной организации своих функций с функциями службы внутреннего контроля;

• отсутствие утвержденных правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в том числе изменений и дополнений к ним) или их несоответствие российскому законодательству в области ПОД/ФТ;

• нарушение срока утверждения руководителем кредитной организации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в том числе изменений и дополнений к ним);

• непредставление на согласование в территориальное учреждение Банка России правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в том числе изменений и дополнений к ним);

• нарушение срока представления на согласование в территориальное учреждение Банка России правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в том числе изменений и дополнений к ним);

• несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях.

К нарушениям порядка работы кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с письмом Банка России от 13.06.2005 г. № 98-Т «О методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 г. № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”», относятся:

• информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в том числе о представлении информации в уполномоченный орган);

• несоблюдение требования об идентификации лица, находящегося на обслуживании в кредитной организации, в пределах, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

• непринятие кредитной организацией обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

• несоблюдение кредитной организацией требования Федерального закона о систематическом обновлении информации о клиентах, выгодоприобретателях;

• несоблюдение требований по документальному фиксированию сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю;

• несоблюдение требований по документальному фиксированию информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в случаях, указанных в пятом-восьмом абзацах п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

• несоблюдение требований по документальному фиксированию сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе, от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций;

• непредставление в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю (за исключением операций, хотя бы одной из сторон по которым является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с российским законодательством порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

• нарушение срока представления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю (за исключением операций с участием террористов);

• непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях с участием террористов;

• нарушение срока представления в уполномоченный орган сведений об операциях с участием террористов;

• непредставление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе, от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций;

• представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций с нарушением срока, установленного Федеральным законом № 115-ФЗ;

• несоблюдение требования по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом;

• ненаправление в уполномоченный орган сведений об операции, в отношении которой у работников кредитной организации на основании реализации программ внутреннего контроля возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

• направление в уполномоченный орган сведений об операции, в отношении которой у работников кредитной организации на основании реализации программ внутреннего контроля возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

• нарушение порядка формирования и направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю;

• нарушение порядка обеспечения информационной безопасности при передаче-приеме отчетов в виде электронных сообщений (далее по тексту — ОЭС) и извещений в виде электронных сообщений (далее по тексту — ИЭС);

• нарушение порядка хранения документов, подтверждающих сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также ОЭС, направленных кредитной организацией в уполномоченный орган, ИЭС о принятии их территориальным учреждением, а также ИЭС уполномоченного органа о получении ОЭС кредитной организации и программных и программно-аппаратных средств криптографической защиты информации и справочников ключей кода аутентификации;

• открытие кредитной организацией счета (вклада) на анонимного владельца, т.е. без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

• открытие кредитной организацией счета (вклада) физическому лицу без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

• установление и поддержание кредитной организацией отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

• несоблюдение кредитной организацией обязанности по принятию мер, направленных на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

• непредставление в уполномоченный орган информации по его письменному запросу, направленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

• нарушение срока представления в уполномоченный орган информации по его письменному запросу, направленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Совершение всех вышеуказанных нарушений правил организации

и программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также порядка работы кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма влечет наложение различных мер ответственности в зависимости от вида нарушений.

Согласно ст. 23.62 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ рассматривает Росфинмониторинг.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 24 января 2011 г., редакция данной статьи была изменена. Согласно новой редакции ст. 23.62 Росфинмониторинг рассматривает дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ, за исключением

ч. 5 ст. 15.27: «Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния».

В соответствии с Федеральным законом №176-ФЗ, в КоАП РФ были также введены ст. 23.72, 23.73 и 23.74, которые уполномочили, соответственно, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и орган банковского надзора в пределах своих полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, предусмотренных ч. 1-4 изложенной в новой редакции ст. 15.27 КоАП РФ. Указанным Федеральным законом Пробирная палата России, Федеральная служба по финансовым рынкам и Роскомнадзор также наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении по ч.1—4 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении поднадзорных организаций.

Порядок применения мер воздействия к кредитным организациям установлен Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 с учетом особенностей, рекомендованных в письме Банка России от 13 июля 2005 г. № 98-Т «О методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с учетом письма Банка России от 23 декабря 2005 г. № 157-Т «О порядке применения письма Банка России от 13 июля 2005 г. № 98-Т»).

При наличии оснований, указанных в ч. 1 п. 6 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ) Банк России может инициировать отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Анализ указанных нормативных актов, регулирующих основания и порядок применения к кредитным организациям мер ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации, показывает, что отзыв лицензии рассматривается как крайняя мера надзорного реагирования. Тем не менее, регулярные сообщения об отзыве лицензий у банков за нарушение закона подрывают доверие к банковской системе России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите виды ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ. Какие меры наказания применяются к нарушителям?

2. Что является основанием для привлечения к ответственности лиц, нарушивших законодательство о ПОД/ФТ?

3. Назовите основные виды нарушений законодательства о ПОД/ФТ.

4. Какие меры административной ответственности предусмотрены КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ?

5. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях по вопросу ПОД/ФТ? Какими полномочиями наделены должностные лица соответствующих органов?

6. Охарактеризуйте процесс обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

7. В какой срок может быть обжаловано постановление по делам об административных правонарушениях? Какие действия предусмотрены в случае несоблюдения данного срока?

Тест к главе 7.