Наука уголовного права ее предмет метод и задачи

Рубрики Наша практика

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Уголовное право

1 См.: Вщомост! Верхов. Ради Укра’ши. 1991. № 10. Ст. 137.

Понятие и система уголовного права. Наука уголовного прада 13

ва как систему уголовпо-правовых взглядов, идей, представлений и понятий следует отличать от уголовного права как системы (совокупности) юридических норм, как отрасли права. Уголовное право как отрасль права выступает для науки в качестве предмета ее изучения. Именно наука уголовного права, изучая уголовное законодательство, выясняя его социальное назначение, характер всех его институтов, их эффективность, выявляет практическое значение каждой нормы, пробелы в правовом регулировании, изучает проблемы совершенствования уголовно-правовых норм. Предметом науки уголовного права являются такие социальные явления, как преступление и наказание. Она раскрывает их социальное содержание, их юридические признаки, выясняет основания уголовной ответственности, изучает проблемы состава преступления, обстоятельств, исключающих преступность деяния, разрабатывает теоретические основы ответственности за предварительную преступную деятельность, соучастие в преступлении, дает понятие и классификацию видов множественности преступлений, в частности понятие рецидива преступлений. Наука уголовного права исследует понятие наказания, определяет содержание его целей, анализирует отдельные виды наказаний, основания и порядок их назначения.

Серьезное внимание в науке уголовного права уделяется изучению проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предметом изучения науки уголовного права является не только уголовное законодательство, но и практика его применения. Критерием правильности научных положений в области уголовного права является не только правотворческая, но и правоприменительная деятельность. Наука уголовного права не может плодотворно развиваться без глубокого изучения практики. В то же время она существенно влияет на практику путем научной разработки вопросов правильного применения уголовных законов. Связь науки уголовного права с практикой проявляется во многих направлениях. Это и участие в комиссиях по подготовке проектов законодательных актов, изучение и обобщение практики по различным вопросам уголовного законодательства, участие в различных совещаниях, конференциях и советах (например, Консультативный совет при Верховном Суде Украины), где совместно с практическими работниками решаются многие вопросы, возникающие в правоприменительной деятельности.

Уголовное законодательство и практика его применения изучаются наукой в их историческом развитии и изменении. Поэтому предметом науки уголовного права являются история развития уголовного права Украины, тенденции совершенствования уголовных законов и практики их применения.

Понятие и система уголовного права, пиуьи уг

Наука уголовного права включает в круг изучаемых ею проблем уголовное законодательство, практику его применения, а также теорию уголовного права других государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

2. Методы науки — это те способы, приемы, при помощи которых познаются явления объективной действительности, составляющие предмет данной науки. Существуют разнообразные методы, которыми пользуется наука уголовного права. Среди них можно выделить основные и вспомогательные. Однако все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.

К основным методам науки уголовного права (как, по-видимому, и всей юриспруденции) относятся: философский, или диалектический, метод познания; юридический, или догматический, метод; социологический метод; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения, или компаративистский метод, и, наконец, исторический, или генетический, метод исследования.

В качестве вспемогатель н ы х методов наука уголовного права использует методы математического моделирования, экстраполяции, психологического анализа, экспертных оценок и др.

Остановимся кратко на основных методах познания, используемых в науке уголовного права.

Философский, или диалектический, метод как всеобщий метод познания применяется в науке уголовного права для объяснения целого ряда явлений. Диалектический закон о всеобщей, универсальной связи явлений дает возможность рассматривать уголовное право не как самодавлеюшее, не связанное ни с чем явление, а проследить те многочисленные его связи с социальными процессами, сущностью государства, соотношением с другими отраслями права и т.д.

Далее, например, диалектический закон отрицания отрицания дает возможность видеть в снятом явлении элементы как нового, так и старого, оставшегося в нем и выступающего в новом качестве (например, новые кодификации содержат не только новые положения, но и прежде действующие нормы права, конечно, в каком-то ином качестве).

Такие категории диалектики, как причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, содержание и форма, используются в науке уголовного права при рассмотрении вопросов причинной связи, трактовки вины и ее форм, стадий совершения преступления и др.

Юридический, или догматический, метод основан на использовании правил формальной логики для познания права. Он заключается в формулировании и раскрытии юридических понятий, построении юридических конструкций, выяснении действительного смысла законов путем их толкования. Критический анализ норм уголовного права с помощью выработанных приемов толкования составляет сердцевину данного метода. С ого помощью комментируются уголовные

законы, что чрезвычайно важно для их единообразного применения. Благодаря этому методу разработаны исходные понятия уголовного права, например, понятие состава преступления и ряд других. Теория квалификаций преступлений, предполагающая анализ элементов состава конкретного преступления, базируется в основном на данном методе. В советский период этот метод считался антинаучным и подвергался критике, хотя практически все исследователи продолжали им широко пользоваться. Материя права не может быть познана без использования догматического метода, ибо формализованные понятия права не могут быть по настоящему раскрыты без их логико-юридического анализа. Юридический анализ норм права, как отмечал еще Иеринг — это «алфавит права», без которого ни один юрист не может ни мыслить, ни действовать.

Социологический метод предполагает исследование преступления и наказания как явлений социальных. Например, вопрос о социальных факторах, влияющих на криминализацию или, напротив, дек-риминализацию определенного деяния1, имеет решающее значение для законодателя. Изучая эти социальные факторы — экономические, политические, нравственные и др., наука делает выводы о необходимости уголовно-правового запрета, или его преждевременности, или даже ненужности вообще. Так, развитие рыночных отношений, признание равенства всех форм собственности и другие факторы требуют кри-минализации ряда деяний, посягающих на нормальное развитие рыночной экономики (например, занятие предпринимательской деятельностью без соответствующего разрешения, уклонение от платежа налогов, финансовые злоупотребления и др.). Социологический метод использует конкретно-социологические исследования (анкетирование, анализ статистических данных, интервьюирование и др.) для выявления социального содержания конкретных преступлений, их видов, социальной характеристики субъектов различных преступлений. Социологический метод дает возможность судить об эффективности уголовных законов, оказывает существенную помощь в процессе правотворчества.

Метод системного анализа предполагает изучение уголовного права и его институтов как целостной системы, состоящей из ряда подсистем, структурные элементы которых находятся между собой в тесном единстве и интеграции. Так, нормы уголовного права изучаются по определенной системе: вначале нормы общей части, где сформулированы все основные положения, касающиеся преступления и наказания, затем нормы части особенной, определяющие ответственность за отдельные виды преступлений. Метод системного анализа

Кримшшлизация — это признание того или иного деяния исходя из его общественной опасности преступлением и установление за него уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Цекримшшлизация — это исключение из Уголовного кодекса ответственности за определенное деяние вследствие утраты им общественной опасности, свойственной преступлению.

требует, чтобы нормы общей части рассматривались на основе норм части особенной. В то же время нормы особенной части не могут быть усвоены без положений части общей. Например, понять норму, заключенную в ст. 94 УК, об умышленном убийстве невозможно без ст. 8 УК, описывающей виды умысла, а если такое убийство совершено несколькими лицами, — без учета ст. 19 УК, где обрисованы фор-мы соучастия, описаны виды соучастников и др. Метод системного анализа применяется при раскрытии такого ключевого понятия уголовного права, как состав.преступления, итегративно включающий в себя соответствующие элементы и признаки. Данный метод позволяет выявить противоречия и пробелы в законодательстве и на этой основе сформулировать предложения по его изменениям или дополнениям.

Метод сравнительного правоведения, или компаративистский метод (метод компаративизма), состоит в изучении норм уголовного права государств как дальнего, так и ближнего зарубежья в целях сопоставления, сравнения с нормами уголовного права Украины. Этот метод дает возможность оценить те или иные нормы уголовного права стран зарубежья на предмет их использования в нашем законодательстве. Конечно, речь не идет о полном перенесении иностранного права на нашу почву, что было бы совершенно недопустимо, но отдельные его положения могут быть восприняты.

Исторический, или генетический, метод предполагает изучение норм уголовного права в историческом развитии. Так, уяснить генезис понятия преступления можно лишь в процессе изучения как законодательства, определяющего это понятие (например, соответствующие статьи УК УССР 1922,1927 и 1960 гг., так и трактовки его в науке уголовного права. Генетический метод призван выяснять проблемы преемственности в уголовном праве. Ведь уголовное право — это развивающаяся в истории система, которая в каждый момент содержит не только элементы настоящего, но и сохраняет черты прошлого, намечает контуры будущего. Например, УК содержит многие нормы, сохраняющиеся с прошлого времени (понятие умысла, ответственность за отдельные виды убийств и др.), и во многом определяет контуры будущего УК Украины (например, необходимость большей регламентации институтов Общей части, новой системы Особенной части и др.).

Наука уголовного права имеет давнюю историю. Различные направления научной мысли (так называемые школы уголовного права) внесли значительный вклад в развитие этой науки. Так, классическая школа уголовного права развивала юридический (догматический) метод исследования и добилась в этом существенных успехов. Социо-

Понятие и система уголовного права. Наука уголовного права 17

логическая школа уголовного права внесла в науку социологические методы. Ученые достаточно использовали и методы сравнительного правоведения, и исторический метод. В советский период наука уголовного права была чрезвычайно идеологизирована, скована постулатами коммунистических идей. Однако, несмотря на эти идеологические рамки, ставившие науку под жесткий контроль коммунистической партии, в области юридического учения о преступлении и наказании были сделаны серьезные исследования, положения и выводы которых могут быть использованы и.в постсоветский период.

Непосредственно в Украине работали видные ученые, внесшие существенный вклад в развитие науки уголовного права. В конце XIX

— начале XX в. это были А. Ф. Кистяковский, Л. С. Белогриц-Кот-ляревский (Киев), Л. Е. Владимиров, М. П. Чубинский, А. Д. Киселев (Харьков), Э. Я. Немировский (Одесса). В советский период украинскую науку достойно представляли Я. М. Брайнин, С. И. Тихенко (Киев), Г. И. Волков, В. С. Трахтеров, М. М. Гродзинский (Харьков). В настоящее время научные исследования по уголовному праву осуществляются на кафедрах ведущих высших юридических учебных заведений, в подразделениях Национальной академии наук Украины и Академии правовых наук Украины.

3. Наука уголовного права — это фундаментальная наука. Она является научным фундаментом для других наук криминального цикла

— криминологии, судебной психологии, судебной психиатрии, судебной медицины, статистики, криминалистики и др. В то же время она использует данные этих прикладных наук. Так, криминология — это юридическая наука, изучающая причины преступности, личность преступника и разрабатывающая специальные меры по предупреждению преступлений. Понятия, разработанные в науке уголовного права (понятие преступления, формы вины, возраст ответственности за отдельные виды преступлений), широко используются в криминологии. В то же время криминологические данные о динамике, структуре, состоянии, коэффициентах преступности и других факторах заимствуются уголовным правом.

Наука уголовного права широко использует данные такой науки, как судебная статистика. При изучении проблем вменяемости применяются данные судебной психиатрии, вины и ее форм — данные психологии, а при исследовании возрастных особенностей несовершеннолетних, совершивших преступление, — данные педагогики. При решении вопросов, связанных с установлением причинной связи между совершенным деянием и наступившим последствием, используются данные судебной медицины, а в отношении невменяемости — судебной психиатрии. В последние годы наблюдается проникновение в науку уголовного права данных математических исследований, положений таких наук, как кибернетика, наука yi равленМ И др.-

4. Основными задачами науки уголовного права являются:

а) разработка уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью, укреплению правопорядка и законности;

б) разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения;

в) дальнейшее изучение всех институтов уголовного права с целью выявления их эффективности;

г) укрепление тесных связей с правотворческими и практическими органами;

д) дальнейшее совершенствование всей научно-педагогической деятельности с целью подготовки высококвалифицированных специалистов-правоведов;

е) изучение уголовного законодательства и практики его применения в странах ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время основной задачей науки уголовного права является подготовка совместно с практическими ведомствами нового Уголовного кодекса Украины. Проект такого кодекса уже составлен и представлен в Верховную Раду.

Наука уголовного права

Уголовное право как наука

Специфика и содержание уголовного права обуславливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права, а это прежде всего охрана общественных отношений и в первую очередь личности, ее прав и свобод, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка от преступных посягательств.

Уголовный закон, как правоохранительная отрасль, исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ, определяет и закрепляет те общественные ценности, которые нуждаются в защите, и устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них. К таким ценностям относятся: жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, благоприятная окружающая среда и экологическая безопасность, конституционный строй.

Международно-правовое значение нового уголовного законодательства подчеркивается признанием задачи обеспечения мира и безопасности человечества как одного из ведущих направлений реализации охранительной функции современного российского уголовного права. Включение в особенную часть УК РФ раздела «Преступления против мира и безопасности человечества», безусловно, служит в том числе борьбе с преступностью в международном масштабе и направлено против посягательства на мир, безопасность всего человечества.

Важной особенностью нового уголовного законодательства является включение в перечень решаемых им задач предупреждения преступлений. Методами реализации этой общепревентивной функции уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза неотвратимости применения уголовного наказания. Сущность предупреждения преступлений заключается в воздержании лиц от совершения преступлений под страхом наказания. Вместе с тем уголовное законодательство содержит ряд поощрительных норм, стимулирующих граждан к участию в пресечении преступлений, к защите своих прав и законных интересов собственными силами. В этих целях в уголовное законодательство внесены существенные изменения, направленные на пресечение преступных посягательств и позволяющие избегать уголовной ответственности при причинении вреда посягающему.

Посредством уголовно-правовых норм осуществляется борьба с преступностью. Механизм реализации этих норм и является механизмом уголовно-правового регулирования. Решение вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае относится применительно к преступному деянию, заслуживающему наказания.

Уголовное право изучает и юридически оформляет преступное деяние, чтобы определить:

  • его функциональную способность выступить в роли правового основания уголовной ответственности;
  • его вредоносные для субъектов общественных отношений свойства;
  • меру карательного воздействия на причинителя (преступника), которая необходима для восстановления попранной им справедливости.

Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя тот процесс, который присущ применению уголовно-правовых норм. Он начинается с момента совершения лицом преступления и заканчивается с применением к этому лицу наказания либо с освобождением этого лица от уголовной ответственности. Этот процесс четко регламентирован уголовно-процессуальными нормами.

Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя и процесс определения преступности деяния, установления его юридических признаков и закрепления их в уголовно-правовой норме. В этом заключается превентивная (предупредительная) роль уголовно-правового регулирования.

Причем чем выше общественная опасность совершенного преступления и степень общественной опасности лица, совершившего преступление, тем строже наказание, предусмотренное за него. Это обстоятельство выступает дополнительной характеристикой механизма уголовно-правового регулирования.

Уголовное право как наука существенно отличается от уголовного права как отрасли права. Это отличие проявляется в задачах, стоящих перед ними, предмете и методе.

Задачами уголовного права как науки являются: изучение всей совокупности социальных, экономических явлений и их взаимосвязей с развитием уголовного права; выявление основных закономерностей, сущности и тенденций в совершенствовании уголовного законодательства; формирование общетеоретических положений, призванных способствовать глубокому усвоению и правильному применению уголовно-правовых норм.

Предметом науки уголовного права является изучение уголовного законодательства, правотворческой и правоприменительной практики; оснований и принципов уголовной ответственности; концепций уголовного права в прошлом и настоящем; связей с уголовным правом и взаимовлияния теоретических положений философии, общей теории государства и права, социологии; зарубежного уголовного законодательства и соответствующей доктрины. Таким образом, предмет науки уголовного права выходит за пределы исследования только уголовного законодательства.

Уголовное право как наука представляет собой систему взглядов, теоретических представлений о сущности и особенностях уголовного закона, его социальной направленности, закономерностях и тенденциях развития.

Наука уголовного права тесно связана с другими юридическими науками и учебными правовыми дисциплинами. Уголовное право как наука находится во взаимодействии с общей теорией государства и права, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью, а также со многими другими отраслями права и науки (конституционное, административное, гражданское, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, экологическое, международное и др.). Уголовное право как наука дополняет и прямо влияет на развитие других отраслей права и науки.

Предмет, метод и задачи уголовного права как отрасли научного знания

Освещение вопроса об уголовном праве как отрасли научного знания является своеобразным связующим звеном между собственно юридическим содержанием данной отрасли и его научным осмыслением на уровне теоретических взглядов, концепций, идей, представлений о том, насколько это юридическое (и прежде всего нормативное правовое) содержание совершенно с точки зрения юридической техники, в какой степени оно адекватно отражает современную действительность и способно «работать» в перспективе и в конечном счете насколько эффективно оно, будучи практически реализованным, способно достигать целей и задач, которые стоят перед уголовным правом.

При характеристике уголовного права как отрасли научного знания (науки уголовного права) принято использовать те же самые параметры, которые используются при характеристике уголовного права как отрасли права. Это обстоятельство порой приводит к тому, что при освещении вопроса о науке уголовного права иногда допускаются штампы, например: «предмет науки уголовного права шире («значительно шире») по своему объему и содержанию предмета уголовного права как отрасли». Между тем это хотя и взаимосвязанные и в какой-то степени взаимозависимые, но разнородные понятия. Предмет отрасли права составляет то, что регулируется данной отраслью права (т. е. общественные отношения), предметом отрасли научного знания является то, что познается, исследуется в рамках изучения данной отрасли права (т. е. уголовный закон, преступление и наказание). Подобным качественным своеобразием отличаются и другие из числа приведенных параметры — метод, задачи.

Уголовное право как отрасль научного знания — наука уголовного права — это система теоретических взглядов, идей, представлений и понятий о таких фундаментальных социально обусловленных уголовно-правовых явлениях, как закон, преступление, наказание, а также о других мерах воздействия уголовно-правового характера на лицо, совершившее преступление, в их историческом развитии.

Наука уголовного права (или, как порой ее называют, «уголовно-правовая наука») — это, во-первых, не просто часть («составная часть») юридической науки — правоведения, а часть, взаимодействующая с другими частями юридической науки, отраслевыми науками (обшей теорией права, гражданским, административным, уголовно-процессуальным, уголовно- исполнительным правом как отраслями научного знания); во-вторых, система теоретических взглядов, базирующаяся на положениях других нсюридических наук: социальных (криминологии, философии, социологии, психологии) и естественных (логики, математики, статистики).

О значении теоретических исследований в области уголовного права очень точно сказал известный русский профессор

И. Я. Фойницкий: «. именно в области уголовного права и процесса лежат границы для вторжения государства в область личной свободы граждан, и поэтому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права». Однако при всей важности таких разработок первая научная работа по уголовному праву появилась лишь в конце XIII столетия и была посвяшена вопросам Особенной части (А. Ган- дин). Это объясняется тем, что изначально теоретические исследования в области уголовного права в основном сводились к изучению отдельных видов преступлений и личности преступника. Эпоха более или менее систематизированного изложения Общей части уголовного права начинается с выхода в свет учебника А. Фейербаха (немецкого криминалиста, отца известного философа Л. Фейербаха) в 1847 г. и учебника австрийского юриста Ф. фон Листа. По сведениям В. П. Малкова, первым учебником по российскому уголовному праву является работа О. Горегляда «Опыт начертания российского уголовного права. Часть 1. О преступлениях и наказаниях вообще», изданная в 1815 г. в Санкт-Петербурге. И, как писал И. Я. Фойницкий в 1912 г. в Курсе уголовного права, «появление Обшей части есть продукт сравнительно недавних обобщений, связанных с естественной школой, под влиянием которой появляется понятие общего или философского уголовного права в противоположность положительному праву». И далее: «. прочное здание Общей части как обобщение составов отдельных преступлений может быть основано только на фундаменте части Особенной, и в этом лежит ее огромное научное значение». Следует, однако, заметить, что и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., и Уголовное уложение 1903 г., которые анализировались И. Я. Фойницким в данном Курсе, открывались разделами «О преступных деяниях и наказаниях вообще» — разделами, которые по своему содержанию выступали прототипами Общей части уголовного закона.

Начало преподавания уголовного права было положено в Болонском университете Италии в конце XII в. Комментировалось при этом римское и каноническое право и лишь отчасти — национальное уголовное право. Начиная с XVII в. в университетах Западной Европы появляются отдельные курсы по данной дисциплине. В XVIII в. уголовное право трудами Ч. Беккариа и Ш. Л. ле Монтескьё преобразуется в действительно научную систему знаний, адептами которой выступают немецкие юристы. В противовес влиянию итальянской и голландской школ уголовного права на развитие теоретической мысли в период революций XVIII в. возникает новое направление — классическая школа уголовного права. Родоначальниками классической школы уголовного права были англичане — философ Дж. Локк и юрист У. Блэкстон. Положение Дж. Локка о том, что закон может быть мерилом хорошего и дурного, впоследствии стало основой уголовно-правового принципа законности: «Нет преступления и наказания без указания на то в законе». Во второй половине XIX в. наряду с классическим направлением в уголовном праве формируются антропологическая (Ч. Ломброзо) и социологическая (Ф. Лист) школы.

При всей развитости и достаточном совершенстве российского уголовного законодательства дореволюционного периода формирование отечественной науки уголовного права происходило под ощутимым влиянием зарубежных и особенно немецких источников уголовно-правовой мысли. По словам А. Н. Трайнина, они для русской читающей публики представляли «своего рода окно в Европу». И, как отмечает Н. И. Загородников, только с отменой крепостного права, проведением судебной реформы 60-х гг. XIX столетия и некоторой либерализацией общественной жизни были созданы условия для появления действительно самобытных, самостоятельных исследований в области отечественного уголовного права. Труды Л. С. Белогриц-Котляревского, А. Ф. Кистяковского, Г. Е. Ко- локолова, А. А. Пионтковского, Н. Д. Сергиевского, В. Д. Спа- совича, Н. С. Таганцева, И. Я. Фойницкого и других ученых не только знакомили российскую юридическую общественность с зарубежным законодательством, состоянием западноевропейской науки уголовного права, но и содержали в себе конструктивную их критику, анализ отечественного законодательства и практики его применения. И для своего времени, и для современной науки уголовного права работы дореволюционных российских ученых — это прочный общетеоретический фундамент, на котором базировались и базируются многочисленные исследования проблем Общей и Особенной частей уголовного права.

Изучающий и применяющий современное уголовное право не может игнорировать и достижения отечественной науки уголовного права советского периода, нашедшие отражение в трудах Я. М. Брайнина, М. Н. Гсрнста, А. А. Гсрцснзона, Н. Д. Дурманова, Б. С. Никифорова, А. А. Пионтковского (сына), Н. А. Стручкова, Б. С. Утевского, М. Д. Шаргородского и др. С корректировкой на идеологию советского периода в жизни нашего государства многие положения, сформулированные названными учеными, сохранили свое научно-практическое значение и в наши дни.

Цвет современной уголовно-правовой мысли, в немалой степени способствовавшей коренной реформе уголовного законодательства в период 1987-1996 гг., — это Г. 3. Анашкин, Н. А. Беляев, С. В. Бородин, Б. В. Волженкин, П. С. Дагель, Н. И. Заго- родников, Б. В. Здравомыслов, И. И. Карпец, М. И. Ковалев, Г. А. Кригср, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Б. А. Куринов, Ю. И.Ляпунов, Г. М. Миньковский, А. В. Наумов, И. С. Ной, В. С. Прохоров, А. Л. Рсменсон, А. Б. Сахаров, Ю. М. Ткачсвский и др.

В предмет современной науки уголовного права входит изучение уголовного закона, преступления как одного из наиболее общественно опасных деяний, мер уголовно-правового характера, включая наказание, применяемых клипам, совершившим преступления.

Содержание предмета науки уголовного права исторически изменчиво, что отчасти объясняется взаимным влиянием теоретических исследований на состояние и развитие уголовного законодательства и наоборот. Так, немало законодательных новелл УК РФ 1996 г. стали результатом многочисленных научных разработок в области принципов права, категорий преступления, уголовного наказания и т. д. В свою очередь, новые законодательные решения нередко инициируют и новые направления в научных исследованиях. Примером может служить введение в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. термина «ответственность», что повлекло многолетнюю дискуссию среди теоретиков о соотношении нового понятия с традиционным понятием уголовного наказания. И если до этого момента внимание ученых фокусировалось на преступлении и наказании, то с введением в уголовное законодательство понятия ответственности содержание предмета науки уголовного права значительно расширилось. Подобные изменения в характере научных исследований происходят и в связи с введением в УК РФ 1996 г., например, понятий мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2), коммерческого подкупа (ст. 204), регламентацией в нем преступлений, связанных с банкротством (ст. 195-197).

Вопрос о методах науки уголовного права по-разному трактуется в теории уголовного права. Наиболее оптимальным, адекватно отражающим реалии уголовно-правовых исследований представляется решение этого вопроса А. В. Наумовым, по мнению которого к числу основных методов науки уголовного права относятся: догматический (формально-логический), социологический, сравнительно-правовой, историко-правовой и диалектический. Учитывая, что названные методы исследования находят применение в большинстве других отраслей научного знания в сфере правоведения, особого внимания заслуживает лишь один из них — социологический.

Термин «социология» впервые введен в научный оборот в середине XIX в. французским ученым О. Контом и означает учение о человеческом обществе в статике и динамике. Когда же говорится о социологическом методе познания в рамках отдельных отраслей научного знания об обществе, в том числе в науке уголовного права, речь идет о конкретной, или специальной, социологии, т. е. отрасли научного знания, изучающей частные социальные процессы.

Социология уголовного права как неотъемлемый элемент науки уголовного права представляет собой совокупность научных взглядов и представлений об институтах и понятиях уголовного права на основе конкретно-социологического исследования их содержания, выяснения их социальной обусловленности, анализа результатов применения уголовного закона и взаимосвязи уголовно-правовых и смежных с ними понятий и институтов.

Предмет социологических исследований в уголовном праве составляют: социальная обусловленность и эффективность уголовного закона в целом, отдельных уголовно-правовых институтов (например, соучастия, деятельного раскаяния, условного осуждения), отдельных норм Общей и Особенной части, системы наказаний в целом и отдельных се элементов и видов. К задачам науки уголовного права относятся:

  • изучение истории уголовного права, отечественного и зарубежного уголовного законодательства;
  • изучение вопросов эффективности уголовного закона, его отдельных норм и институтов, мер, применяемых к лицам, совершившим преступления;
  • комментирование уголовного закона, разработка рекомендаций но его применению и совершенствованию.

В конечном счете задачей науки уголовного права является повышение эффективности данной отрасли права в регулировании общественных отношений.

Наука уголовного права, ее предмет, методы и задачи.

Наука УП – это совокупность теоретических взглядов на преступление и наказание и их историческое развитие.

Предмет науки УП:

  • Уголовно-правовые нормы, сама отрасль УП
  • Практика применения уголовно-правовых норм
  • История развития уголовного законодательства
  • Уголовное право зарубежных стран

Методы науки УП:

  • Философский метод диалектики
  • Метод исторического анализа
  • Метод сравнительного правоведения
  • Метод статистики
  • Метод конкретно-социологических исследований

Задачи науки УП:

  • Подсказать законодателю, какие деяния следует криминализировать, а какие декриминализировать
  • Разрабатывать пути совершенствования уголовно-правовых норм, пути повышения эффективности их применения
  • Помочь правоприменителю в выяснении сложных вопросов, квалификации преступления, назначения наказания и т.п.

Понятие уголовного права

Понятие уголовного права

Происхождение и первоначальное значение понятия «уголовное право» специалисты объясняют по- разному. Согласие достигнуто лишь в том, что оно производив от сложившихся в древнерусском праве понятий: преступления («годовщина» — убийство, «головник» — убийца) или наказания («головничество» — возмещение ущерба семье убитого, «плата за голову»).

Современное понятие «уголовное право» многозначно: это и отрасль права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная дисциплина.

В собственном, наиболее точном своем значении уголовное право — это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно-право- вых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК 1 .

Как отрасль юридической науки уголовное право — это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.

Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право».

Социальное назначение и задачи уголовного права

Уголовное право возникло и существует для того, чтобы присущими ему специфическими средствами осуществлять защиту наиболее значимых общественных отношений (важнейших интересов личности, общества и государства) от преступных посягательств. Это социальное назначение уголовного права обусловливает соответствующие его задачи: охранительную и регулятивную, а через них и одноименные уголовно-правовые функции.

Первая из указанных задач — охранительная — является основной и «традиционной» задачей уголовного права. Она заключается в том, чтобы не допустить причинение существенного вреда упомянутым важнейшим общественным отношениям, и решается эта задача путем установления запрета на совершение общественно опасных деяний (преступлений), способных причинить такой вред (метод уголовно-правового запрета) и путем оказания удерживающего воздействия на лиц, способных такой вред причинить (метод предупреждения преступлений).

Данная задача получила отражение в ч. 1 ст. 2 УК, согласно которой задачами Уголовного кодекса (и, соответственно, содержащихся в нем уголовно-правовых норм, российского уголовного права в целом) являются: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». Такая законодательная конструкция обоснованно критикуется в уголовно-правовой литературе как не вполне удачная.

Во-первых, упоминаемые в законе охрана общественных отношений и предупреждение преступлений предполагают по сути одно и то же — не допустить причинения вреда охраняемым законом отношениям, силой закона удержать от совершения преступления, предотвратить его. Охрана общественных отношений предполагает удержание от совершения преступлений, и она невозможна без их предупреждения, а предупреждение преступлений направлено на охрану общественных отношений, служит их охране. Разными словами здесь говорится об одном и том же. Уголовный закон устанавливает запрет на совершение общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и угрозой наказания за их совершение охраняет от них установленный правопорядок. Кроме того, закон содержит специальные нормы (о добровольном отказе; об обстоятельствах, исключающих преступность деяния; об освобождении от уголовной ответственности и от наказания; нормы с двойной предупредительной направленностью — ст. 223, 292, 316, 326 УК и др.), оказывающие удерживающее воздействие на сознание лиц, которые могли бы совершить преступление, и этим также способствует охране общественных отношений.

Во-вторых, вряд ли правильно рассматривать в качестве самостоятельной задачи уголовного права «обеспечение мира и безопасности человечества» уже потому, что решение такой задачи ему не под силу; мир и безопасность человечества — это скорее один из объектов уголовно-правовой охраны.

В-третьих, к недостаткам приведенной выше формулировки следует отнести и то, что упомянутые в ней задачи не вполне согласованы между собой и не скоординированы с целями и задачами конкретных уголовно-правовых институтов; а также то, что они фактически «тонут» в перечне объектов, между тем как оба этих вопроса (о задачах уголовного права и об объектах уголовно-правовой охраны) в силу их важности достойны отдельного и более четкого правового регулирования.

Наконец, к числу недостатков анализируемой нормы относится отсутствие в ней упоминания о другой задаче уголовного права — регулятивной, которая с неизбежностью вытекает из существа уголовно-правовых норм, имеющих своим назначением не только охрану важнейших позитивных общественных отношений, но и регулирование новых, специфических уголовно-правовых отношений, возникающих вследствие виновного нарушения уголовно-правового запрета либо вследствие непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.

Регулятивная задача Уголовного кодекса (и, соответственно, уголовного права) РФ с неизбежностью встает перед уголовным правом в тех (довольно многочисленных) случаях, когда и в связи с тем, что произошло нарушение уголовно-правового запрета, означающее, что совершено преступление и первая из задач — охранительная — оказалась нерешенной. Предупредительные возможности уголовно-правовых норм значительны, но все же ограничены, и предупредить совершение преступлений удается далеко не всегда.

В таких случаях между государством и совершившим преступление липом возникает специфическое уголовно-правовое отношение, сущность которого — конфликт, нуждающийся в урегулировании. Разрешение такого конфликта предполагает определение взаимно корреспондирующих прав и обязанностей его сторон: основания и пределов уголовной ответственности виновных лиц, условий и порядка применения к ним мер уголовно-правового воздействия, гарантий от необоснованного или несправедливого привлечения к ответственности и т.д. Необходимость в урегулировании возникает также в случаях непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям — при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, при добровольном отказе от преступления и в иных подобных случаях, когда возникают новые, специфические уголовно-правовые отношения, которые также нуждаются в правовом регулировании.

Таким образом, в соответствии со своим назначением нормы уголовного права охраняют естественным образом складывающиеся в обществе позитивные общественные отношения и регулируют новые общественные отношения, возникающие вследствие совершения преступления или вследствие непреступного причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Охранительная и регулятивная задачи уголовного права тесно взаимосвязаны: устанавливая в целях охраны общественных отношений запреты, уголовно-правовые нормы тем самым также регулируют поведение людей (указывая, как не следует поступать), и наоборот, регулируя общественные отношения, они тем самым одновременно и охраняют их от причинения вреда. Каждая норма является одновременно и регулятивной, и охранительной, участвуя в решении обеих задач. Поэтому точнее было бы именовать первую из указанных задач охранительно-регулятивной, а вторую — регулятивно-охранительной.

Важное значение имеют указания законодателя на пути и средства решения уголовно-правовых задач: согласно ч. 2 ст. 2 УК для их осуществления «Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».

Таким образом, уголовный закон не только формулирует стоящие перед уголовным правом задачи, но и определяет: а) перечень объектов уголовно-правовой охраны; б) «армию неприятеля» — признаки деяний, признаваемых преступлениями, и их исчерпывающий перечень; в) основание и принципы уголовной ответственности; г) средства борьбы с указанным «неприятелем» — виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Регулирование последнего вопроса имеет ключевое значение для определения форм уголовно-правового реагирования на нарушение уголовного закона. Однако если наказание регламентировано действующим УК достаточно полно и обстоятельно (см. гл. 9 и 10 УК), то что такое «иные меры уголовно-правового характера» остается неясным до сих пор. Законодатель, к сожалению, не довел регламентацию данного уголовно-правового института до логического завершения, се следует признать непоследовательной, противоречивой и неполной.

Несколько иначе формулируются задачи уголовного права как науки и как учебной дисциплины. Задачами отечественной науки уголовного права являются: исследование обоснованности и эффективности уголовно-правовых норм и правоприменительной практики, разработка научных рекомендаций по их совершенствованию; изучение исторического опыта российского государства в сфере противодействия преступности и положительного опыта нормотворчсской и правоприменительной деятельности других государств, подготовка рекомендаций по его внедрению в отечественную законотворческую и правоприменительную практику; прогнозирование путей развития отечественного уголовного права, разработка концептуальных основ уголовного законодательства правового демократического государства.

Задачи учебной дисциплины «Уголовное право» — изучение студентами-юристами предусмотренных требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствующей учебной программой учебных и научных материалов с целью усвоения ими совокупности знаний, необходимых и достаточных для присвоения соответствующей профессиональной квалификации.

Социальное назначение уголовного нрава и стоящие перед ним задачи определяют основные направления (функции) и формы реа,1изации задач, характер необходимых для этого средств и иных ресурсов и оказывают определяющее влияние на предмет и методы уголовного права.

Предмет уголовного права

Объективно существующие особенности отдельных видов общественных отношений, лежащие в основе деления системы права на отрасли, а также социальное назначение уголовного права и стоящие перед ним задачи определяют особенности его предмета и методов как самостоятельной отрасли российского права. Предмет в уголовном праве — это то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами — будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя: предмет уголовно-правовой охраны и предмет уголовно-правового регулирования.

Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения — наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

  • отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;
  • отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции. В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Методы уголовного права

Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы. Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.

Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права. Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательства представляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:

  • правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);
  • правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).

Методы уголовно-правовой охраны — это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.

Методы уголовно-правового регулирования — это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном праве реализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.

Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.

Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, анализ материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.

Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы).