Налогообложение это система законодательства

Рубрики Вопрос юристу

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Система налогообложения

Система налогообложения (tax law) — совокупность законодательных и других нормативных актов, регулирующих процесс взимания налоговых платежей с юридических и физических лиц.

Эффективность системы налогообложения обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения системы налогообложения устанавливают основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества системы налогообложения:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества системы налогообложения подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Критерии оценки системы налогообложения:

  1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали. Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог. Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).
  2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов. Большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале система налогообложения должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
  3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др. Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
  4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла. Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
  5. Прозрачность — предполагает возможность контроля системы налогообложения со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Система налогового права. Налоговое право в системе российского права.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. Система налогового права обусловлена:

  • структурой законодательства о налогах и сборах,
  • потребностями практики развития налогообложения.

Система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Системе налогового права свойственны: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, определяется:

  • единством выраженной в них государственной воли;
  • единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства;
  • единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по: характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся:

  • нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы РФ;
  • принципы формирования налогового законодательства;
  • правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;
  • основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

  • нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;
  • круг плательщиков по каждому налогу;
  • объекты налогообложения;
  • налоговую базу;
  • порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы РФ и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики.

3. Определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная, должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля, не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Налоговая система Украины — Податки та Оподаткування, Державний бюджет

Форумы на FINANCE.UA — Финансовое коммьюнити №1 Украины. Мы знаем о финансах все

Налоговая система Украины

Сер 27 жов, 2010 15:51

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин).

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Основные понятия элементов налоговой системы:

* Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.
* Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог.
* Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.).
* Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
* Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины «О системе налогообложения».

Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украинеосуществляется Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ)

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплатыналога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других платежей. В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другогообязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей). Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом.

Отдельные виды общегосударственных налогов

1. НДС;
2. акцизный сбор;
3. налог на прибыль;
4. налог на доходы физических лиц;
5. пошлина;
6. государственная пошлина;
7. налог на недвижимое имущество (пока не введен);
8. плата за землю;
9. рентные платежи;
10. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
11. налог на промысел, а также другие сборы

Сер 27 жов, 2010 15:56

Действующая система налогообложения Украины определяется Законом Украинской ССР «О системе налогообложения», принятым в 1991 г., его новой редакцией от 2 февраля 1994 г., а также Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.). Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются: общегосудар-ственные налоги и сборы (обязательные платежи); местные налоги и сборы (обязательные плате-жи).

В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.) Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины” (N 2642-IV от 03.06.2005 г.), в настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов и сборов обязательных платежей):

1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизный сбор.
3. Налог на прибыль предприятий.
4. Налог на доходы физических лиц.
5. Таможенная пошлина.
6. Государственная пошлина.
7. Налог на недвижимое имущество (недвижимость).
8. Плата (налог) за землю.
9. Рентные платежи.
10. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
11. Налог на промысел.
12. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.
13. Сбор за специальное использование природных ресурсов.
14. Сбор за загрязнение окружающей природной среды.
15. Сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыль-ской катастрофы и социальной защите населения.
16. Сбор на обязательное социальное страхование.
17. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
18. Сбор в Государственный инновационный фонд.
19. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории Украины и зачисляются в соответствующие бюд-жеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины.
Налог на недвижимость, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окру-жающей природной среды на территории Автономной Республики Крым устанавливается Верховной Радой Автономной Республики Крым. При этом ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются в рамках размеров предельных ставок, установленных законами Украины.

Согласно вышеуказанному закону к местным налогам относятся:
1. Налог с рекламы.
2. Коммунальный налог.
А к местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1. Гостиничный сбор.
2. Сбор за парковку автотранспорта.
3. Рыночный сбор.
4. Сбор за выдачу ордера на квартиру.
5. Курортный сбор.
6. Сбор за участие в бегах на ипподроме.
7. Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме.
8. Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме.
9. Сбор за право использования местной символики.
10. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.
11. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.
12. Сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляюще-гося за границу.
13. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.
14. Сбор с владельцев собак.

Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который уста-навливается областными советами.
При этом коммунальный налог, сбор за парковку автотранспорта, рыночный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за разрешение на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор с владельцев собак являются обязательными для установления при наличии объектов налого-обложения или условий, связанных с введением этих налогов и сборов.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусматривается законами Украины.

Система налогов в Украине включает три подсистемы:
1. Подсистема налогообложения юридических лиц (предприятий, организаций).
2. Подсистема налогообложения физических лиц.
3. Сборы в государственные целевые фонды.

Подходы к созданию налоговой системы Украины.
Каждое государство для обеспечения выполнения своих функций обязано иметь соответст-вующие средства, которые концентрируются в бюджете. Источниками формирования этих средств могут выступать: во-первых, собственные доходы государств а, которые оно получает от производственной и других форм деятельности или в виде поступлений платежей за ресурсы, которые, согласно действующему законодательству, принадлежат государству; во-вторых, налоги, которые выплачивают юридические и физические лица из своих доходов.

Соотношение между указанными источниками определяется уровнем развития государст-венной и частной собственности. В условиях, когда доминирующей в обществе была государст-венная собственность, основу формирования доходов составляли доходы государственного секто-ра. Проблема состояла только в том, что необходимо было установить более или менее приемле-мые пропорции между их централизацией и децентрализацией. Все же преобладала централизация доходов — 3/4 созданного национального дохода концентрировалось государством в бюджете. Такое распределение никакими законодательными актами не регламентировалось. Государство как собственник решало все проблемы самостоятельно.

Переход к рыночным отношениям, прежде всего, предусматривает смену форм собственно-сти и отношения собственности. Развиваются частная и коллективная формы, что означает потерю государством значительной части собственных доходов. Поскольку непосредственно залезть в карман собственника государство уже не может, оно должно законодательно регламентировать процесс формирования доходов бюджета. Основным методом формирования доходов государства, при главенствующей роли частной и коллективной форм собственности являются налоги. Это и определяет их место в рыночной экономике. То есть налоги—это не только метод формирования бюджета, это еще и инструмент влияния на различные стороны деятельности их плательщиков.
Создание налоговой системы и налоговая политика ведутся не спонтанно. Есть основные положения, которые отражают подход государства к этой сфере своей деятельности. Для того чтобы эта деятельность давала позитивные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системы.

Научный подход к созданию налоговой системы предполагает, во-первых, формирование правовой основы, во-вторых, системность и, в-третьих, установление изначальной базы этой сис-темы. В данное время в Украине используется вариант, который обозначается как метод «проб и ошибок». Но это долгий путь. Кроме того, экспериментировать можно только тогда, когда эконо-мическая ситуация более или менее стабильна, если экономика и общество охвачены кризисом, то права на это ни правительство, ни законодательная власть не имеют.

Налоговая система—это совокупность установленных в стране налогов. Требование систем-ности состоит в том, что эти налоги должны быть связаны между собой, органично дополнять Друг друга, не находиться в противоречии с системой в целом и другими ее элементами. Систем-ный подход означает, что должны реализовываться все функции налогов. С фискальной позиции налоговая система должна обеспечить гарантированное и стабильное поступление доходов в бюджет. С позиций регулирующей — обеспечить государству возможность влияния на все сторо-ны социально-экономического развития общества. При этом следует исходить из того, что фис-кальная функция будет реализовываться во всех налогах, даже если они создавались, прежде все-го, как соответствующие финансовые инструменты.

Регулирующая функция при определенных условиях может проявляться, а может и нет. Хотя она объективно присуща налогам, ее идея не всегда очевидна, не всегда на практике направлена так, как предполагалось при создании того или иного налога.
Фискальная и регулирующая функции налогов действуют взаимосвязано, их нельзя проти-вопоставлять одна другой. Нельзя разделять налоги на чисто фискальные и регулирующие. Это просто надуманный подход, потому что без фискальной функции не может быть регулирующей. Однако при создании налогов нужно помнить, что их первоосновой есть именно фискальное на-значение. Хорошо, когда эти функции соединяются в полной мере, но вряд ли это можно отнести ко всем налогам. Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов с раз-личной целенаправленностью. Поскольку практически невозможно, чтобы одновременно в одном налоге полностью реализовывались все функции.

Система доходов бюджета, прежде всего, должна включать такие налоги, которые бы обеспечивали устойчивую финансовую базу государства. Без них государство не может бесперебойно финансировать свои расходы. Наилучшими для исполнения этой задачи являются непрямые налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с населения. Таких налогов в системе доходов бюджета должно быть в среднем до пяти видов. Это необходимо, во-первых, потому, что в каком-либо году может случиться срыв в выполнении плана мобилизации одного из них. Во-вторых, в разных регионах неодинаковые условия, что отражается на суммах поступлений. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной целенаправленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отражает ее функциональное назначение.

Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, на которые ложится в большинстве стимулирующая и социальная функции, тоже должно быть достаточно значительным. Это объясняется очень просто: невозможно с помощью одного или нескольких налогов влиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий, на все сферы общественно-экономической жизни. Система доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Налогов должно быть определенное количество. Плательщиков налогов интересует не столько количество выплачиваемых налогов, сколько общая сумма налогов и их часть в полученном доходе.
Определяющей базой создания налоговой системы является объем бюджетных расходов. С позиций организации финансовой деятельности государства налоги вторичны относительно рас-ходов. Сбалансирование доходов бюджета с объемом государственных расходов является целью финансовой политики государства.

Принципы построения налоговой системы государства:
1) формирование доходов бюджета только в процессе перераспределения созданного в об-ществе валового национального продукта;
2) установление равноценных прав и обязательств перед бюджетом для всех форм собствен-ности;
3) использование финансовых регуляторов с целью установления оптимального соотноше-ния между доходами собственников предприятий и их работников, между средствами, направляе-мыми на потребление и накопление.
При построении налоговой системы необходимо принимать во внимание, что:
1) универсальный налог на потребление не влияет на выбор товаров, а акцизы влияют;
2) подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим потреблением, а универсальный не оказывает такого воздействия на потребление;
3) высокий налог на доходы капиталов нарушает инвестиционный процесс;
4) при росте налоговых ставок эффект налоговой системы сначала повышается и достигает максимального уровня, а затем начинает снижаться;
5) расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно выше пропорцио-нального.
Существенные изменения, которые произошли в системе налогообложения предприятий, организаций и граждан за последние годы коренным образом трансформировали структуру налоговых поступлений в государственный бюджет Украины. Был отменен налог с оборота, который исчерпал свой временной ресурс, а также курьезный, не имеющий аналогов в мировой практике, налог с неженатых. Вместо них были введены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор.

Налогообложение и его принципы

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

1.Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

2. Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

3. Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

4. Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными.

5. Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.