Моральный вред за бездействие должностных лиц

Рубрики Вопрос юристу

Моральный вред за бездействие должностных лиц

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину, а равно и другим лицам, пребывающих на ее территории, защиту законных прав и интересов.

Это положение закреплено в статье 53 основного закона, юрисдикция которой распространяется на все сферы правовых взаимоотношений. В частности, данное положение Конституции РФ предусматривает ответственность государственных органов не только за неправомерные решения, но и за бездействия последних.

Ответственность по указанным основаниям несут и конкретные должностные лица, и коллегиальные органы местного самоуправления в том случае если в результате их решений произошло нарушение прав и свобод человека.

Потерпевшему предоставлено право обращения в надзорные органы и в том числе в судебные инстанции для защиты. Гражданин может обратиться в юридическую компанию и поручить ей ведение дел и представительство в суде.

Лица, пострадавшие от незаконных действий представителей государственных органов имеют право на получение денежной компенсации за причиненный им материальный вред и моральные страдания. В судебном процессе устанавливается степенно вины каждого из ответчиков и устанавливается сумма ущерба, подлежащая компенсации виновными. Добиться компенсации морального вреда довольно сложно вместе с тем вполне возможно, если проявить настойчивость.

Состав преступления

Представители органов власти несут ответственность за принимаемые ими решения в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени причиненного вреда потерпевшей стороне бездействие должностного лица могут быть квалифицированы как административное, так и уголовное правонарушение.

Состав преступления по делам такого рода включает в себя обязательные и факультативные признаки:

  1. Неисполнение субъектом своих обязанностей, что послужило причиной нанесения ущерба интересам, жизни и здоровью потершей стороны.
  2. Подозреваемый на момент совершения указанного деяние был вменяем и способен здраво оценивать возможные его последствия.
  3. Наличие прямой причинной связи между бездействием должностного лица и нарушением прав и свобод гражданина.
  4. Преступление имеет выраженный мотив и преследует вполне определенные цели, направленные на получение выгоды. При этом подозреваемый мог иметь умысел на совершение правонарушения и предвидеть возможность наступления негативных последствий. В другом случае его бездействие может быть обусловлено неосторожностью по причине недостаточного опыта или квалификации.

Применительно к понятию бездействие представителей органов коллегиального управления или государственной власти состав преступления усматривается в сознательном неисполнении своих обязанностей.

В отдельных случаях подобные деяния могут происходить по незнанию, недостаточной квалификации или отсутствию опыта. В случае судебного разбирательства вопрос о признаках состава преступления изучается с особой тщательностью. Подозреваемый может быть осужден только в том случае, если его бездействие содержит все перечисленные выше элементы.

Моральный вред за бездействие должностных лиц

В соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на текущий момент времени в рамках части первой 133 статься соответствующего Кодекса гражданин или иное лицо законно находящееся на территории страны имеет право на реабилитацию. В случае если негативные последствия наступили в результате бездействия отдельных представителей органов государственной власти или местного самоуправления либо их причиной стали коллегиальные решения.

Это могут быть:

  1. Возмещение материального вреда, в том числе и прибыли неполученной от всех видов деятельности, разрешенных законодательством.
  2. Гражданин восстанавливается по всех имущественных, трудовых, пенсионных и иных правах. Производится возврат наград и восстановления в воинских и специальных, в том числе и почетных званиях.
  3. Пострадавшему лицу выплачивается компенсация за причиненные моральные страдания.

Ущерб, причиненный в результате уголовного преследования вследствие бездействия должностных лиц органов охраны правопорядка, компенсируется в полном объеме вне зависимости от степени их виновности. Возмещение всех видов вреда осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Согласно части четвертого того 133 статьи упомянутого кодекса возмещение вреда не производится в следующих случаях:

  1. Уголовное преследование прекращено по причине окончания сроков давности.
  2. На момент совершения правонарушения, подозреваемый, не достиг установленного законодательством возраста.
  3. Изменения действующего законодательства и отмены уголовного наказания по данной статье.

Компенсация причиненного морального вреда производится по решению суда, принятому по гражданскому иску потерпевшей стороны.

Последствия правонарушения

Преступное бездействие отдельного должностного лица может иметь разнообразные формы и выражаться в отказе от исполнения своих обязанностей или непринятии законного решения в пределах собственных властных полномочий.

В результате этого возможно наступление таких последствий:

  1. Предъявление недоказанных обвинений в совершении уголовного или административного правонарушения.
  2. Незаконное задержание и содержание под стражей или вынесения решения об ограничении свободного перемещения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.
  3. Безосновательное наложение административного взыскания связанного с заключением или привлечением к исправительным работам.
  4. Вынесение приговора, предусматривающего поражение в правах либо наложения ареста на имущество, либо его конфискацию.

Принимайте на работу иностранных граждан по правилам. Инструкция в статье.

Бездействие представителя органа власти или должностного лица местного самоуправления и степень его вины определяется вышестоящей инстанцией, прокуратурой либо решением суда. Иск о выплате компенсации за причиненные моральные страдания в денежном выражении подается в установленном порядке и рассматривается в гражданском судебном процессе. Заявление может быть подано лично потерпевшим либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Как доказать?

Судебные процессы, связанные с оспариванием решений чиновников или коллегиальных органов отличаются высокой сложностью и требуют хорошего знания законодательства. Особенно большие сложности обычно возникают в части предоставления доказательств бездействия должностных лиц, которые могут выражаться не единичными эпизодами. Зачастую к вредным последствиям приводят систематическое невыполнение представителями органов власти своих обязанностей в течение длительного времени.

Такого рода дела рассматриваются в гражданском процессе и доказательства по делу предоставляются сторонами, а их оценка производится судьей. Последний руководствуется действующим законодательством и, в частности, 22, 23 и 25 статье Гражданско-процессуального кодекса.

Доказательствами по делам такого рода могут служить:

  1. Документы и переписка, а также оспариваемые решения должностного лица, которые привели к нарушению прав истца.
  2. Показания свидетелей и очевидцев событий, подтверждающих неисполнение представителем власти возложенных на него обязанностей.
  3. Видео- и аудиозаписи прошедшие экспертизу на подлинность.

В гражданском процессе судом выясняется компетентность должностного лица и наличие властных полномочий достаточных для принятия решения по существу дела. Оценивается также соблюдение порядка принятия решений по вопросу и наличие причиной связи между неисполнением обязанностей чиновников и нарушением имущественных, а также иных прав истца. Основанием для принятия решения в его пользу могут служить любые из названных выше нарушений требований.

Сумма взыскания

Возмещение морального вреда согласно требованиям 1101 статьи Гражданского Кодекса осуществляется исключительно в форме денежных выплат. Определение суммы взыскания является исключительной компетенцией суда, который рассматривает иск к должностному лицу.

При определении размера компенсации принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Характер страданий потерпевшей стороны как физических, так и морально-нравственных.
  2. В ходе процесса рассматриваются фактические обстоятельства дела.
  3. При оценке степени ущерба учитываются индивидуальные особенности личности потерпевшего.

Ответчик до обращения истцом в суд может предложить ему иные способы компенсации причиненного ущерба. Данное обстоятельство свидетельствует о доброй воле ответчика и учитывается судом при принятии взвешенного решения. В отдельных случаях невыполнение чиновником предусматривает административную ответственность последних. При определении суммы компенсации в таком случае может приниматься за основу размер штрафа.

При вынесении решений по делам такого рода учитывается степень вины представителя государственной власти, а суд руководствуется принципами справедливости и разумности. В гражданских процессах о компенсации морального вреда связанных с незаконным уголовным преследованием выплаты осуществляются из федерального бюджета, а представительство интересов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов. Соответственно процессы выплата компенсаций по неправомерным действиям органов местного самоуправления производится за их счет.

Как добиться возмещения?

Компенсация морального вреда, причиненного в результате бездействия представителя государственной или местной власти, осуществляется исключительно по решению суда. Пострадавшая сторона подает гражданский иск, оформленный в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Заявление в обязательном порядке должно содержать такие сведения:

  1. Полные данные об истце и ответчике по делу с указанием адреса и наименования должности.
  2. Подробное изложение обстоятельств дела и доказательства вины указанного представителя власти.
  3. Доказательства по предъявленным обвинениям с приложением документов и других материалов.

В случае если по делу имеются свидетели, то в заявлении указываются их данные. Последние обязаны давать правдивые показания в суде обо всех известных им фактах и обстоятельствах по делу. Добиться возмещения морального вреда по делам связанным с бездействием чиновников достаточно сложно без привлечения профессиональных юристов. Они могут, как принимать участие в процессе, так и консультировать истца.

Нормы закона

Процессы о возмещении морального вреда проходят в рамках Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса. Право на защиту законных интересов граждан РФ и иностранных подданных предоставляется Основным законом нашей страны, а точнее, 53 статьей Конституции. Законодательством четко оговорены порядок рассмотрения дел, оценки доказательств и определение размера морального ущерба, что подлежит компенсации.

В процессе принятия решения суд руководствуется требованиями 46 статьи Конституции и положениями 25 главы соответствующего процессуального кодекса.

Истцами по делам о бездействии должностных лиц могут выступать как отдельные граждане, так и юридические лица, и общественные организации.

Компенсация на погребение выплачивается родственникам при предоставлении документов. Читайте, что нужно.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, происходит по решению суда. Больше информации здесь.

Компетентность судов по рассмотрению дело о возмещении причиненного морального среда определяется специальным постановлением Пленума Верховного суда.

Указанная инстанция осуществляет судопроизводство по делам о бездействии должностных лиц органов государственной власти.

Оспаривание бездействия военнослужащих осуществляется в гарнизонных судах, подобные дела в отношении высших должностных лиц государства рассматривается Верховным судом РФ. В субъектах федерации такие процессы подведомственны их высшим судебным инстанциям. Мировые суды не имеют права рассмотрения дел данной категории, в том числе и связанных с бездействием службы судебных приставов.

Судебная практика РФ

В последнее время наметилась тенденция к росту активности граждан и организаций в сфере защиты своих законных интересов.

Статистика наглядно показывает увеличение количества исков о возмещении морального вреда в 2018 году приблизительно на 10 %.

При этом количество положительных решений об удовлетворении предъявленных требований полностью или частично составляет порядка 28 %.

Все чаще суды становятся на сторону потерпевших и устанавливают достаточно высокие размеры компенсаций морального вреда причиненной бездействием должностных лиц. Наибольшее количество дел связано с незаконным уголовным преследованием со стороны правоохранительных органов.

Какой размер компенсации за бездействия чиновника?

В июне 2016 года на официальном сайте администрации сельского поселения я написал обращение по поводу земельного вопроса.

Однако, после получения указанного обращения, требования федерального законодательства об обязательности рассмотрения обращений гражданина должностными лицами администрации сельского поселения Верхнехавского не исполнены. Ответ на моё обращение не было направлено.

После этого я обратился в прокуратуру о нарушении ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В отношении администрации были приняты административные меры согласно по ст. 5.59 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 16, Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

И какой мне иск нужно подавать и в какой суд?

Ответы юристов (10)

Если Вам причинен моральный вред, то необходимо подавать иск о компенсации морального вреда.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 27-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвинец Елены Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 16 Федерального закона „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“

Оспариваемое законоположение, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не устанавливает порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 ГК Российской Федерации). Статья 16 Федерального закона „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“, вопреки утверждениям заявительницы, не устанавливает каких-либо ограничений для реализации ее права на компенсацию морального вреда и поэтому не может рассматриваться как нарушающая права граждан.

То есть, сам по себе факт бездействия органов местного самоуправления, который выразился в направлении ответа на обращение не может являться безусловным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

В судебном заседании необходимо доказать, что бездействием причинены физические или нравственные страдания.

Что касается размера, то каких то специальных методик его определения не существует. Истец сам оценивает моральный вред исходя из физических и нравственных страданий.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Лев! Иск о компенсации морального вреда, причиненного незаконным бездействием органа местного самоуправления подается в районный суд по месту нахождения администрации сельского поселения.

ГК РФ Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Что касается суммы компенсации морального вреда, то Вы можете указать ее на свое усмотрение.

ГК РФ Статья 1099. Общие положения

1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст151 ГК РФ При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Судебная практика при этом устанавливает конкретный размер возмещения в разумных пределах

Лев, добрый вечер!

Какой размер компенсации морального вреда я примерно могу получить?
Лев

размер компенсации морального вреда вследствие бездействия государственного органа или должностного лица законодательно никак не определен. Заявляйте любую сумму и оказываете характер причиненного морального вреда и в зависимости от убедительности доказательств суд определит размер подлежащего взысканию морального вреда.

При этом, согласно ст. 61 ГПК

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.3.
При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные
вступившим в законную силу решением
арбитражного суда, не должны
доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в
деле, которое было разрешено арбитражным судом.

По статье 5.59 КоАП было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности? Оно обжаловалось в суде? Если да и было оставлено в силе судом то факт незаконного бездействия отдельно в суде доказывать не надо.

И какой мне иск нужно подавать и в какой суд?
Лев

Иск о взыскании морального вреда, в зависимости от суммы иска в районный или мировой суд по месту нахождения ответчика

Добрый вечер, Лев. Вы написали, что обращались по земельному вопросу. Тот факт, что Вам не ответили своевременно как-то отразился на решение этого земельного вопроса? Если Вы, обращаясь в суд, представите доказательства наступления неблагоприятных последствий из-за неисполнения органами м/с обязанностей по работе с обращениями, это усилит Вашу позицию в суде. Кроме того, если наступившие неблагоприятные последствия имели такой характер, который позволяет их оценить в денежном выражении, то это также пойдет на пользу Вам при определении размеров компенсации морального вреда. Следует отметить, что в нашей стране моральные страдания оцениваются очень невысоко, но все-таки, если Вы подтвердите, что страдали не только потому что нарушен срок предоставления ответа, но и потому что этот ответ был важен для Вас, что его не предоставление на что-то в Вашей жизни влияло, то в суде это пойдет на пользу.

Странно, но коллеги забывают указать, что в деле о взыскании средств Администрация района не будет являться надлежащим ответчиком, а лишь соответчиком, или даже третьим лицом.

Поскольку в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ средства за ущерб взыскиваются из казны соответствующего субъекта, сам орган или должностное лицо не заплатит ни копейки.Надлежащим ответчиком будет Министерство финансов Российской Федерации, а в данном случае — УФК по г. Санкт-Петербургу. Если хотя бы бегло ознакомиться с применением судами ст. 1069 ГК РФ, не найдётся ни одного судебного постановления, где ответчиком не являлся бы минфин.

Но забывается так же и другая деталь.

Поскольку признание бездействия должностного лица незаконным это один вид производства, а взыскание денег — другой, то клиенту предстоит дважды судиться: первый раз — непосредственно с администрацией, по правилам КАС РФ, и только во второй уже предъявлять иск к казначейству, в порядке искового производства, по правилам ГПК РФ.

В отношении размера суммы возмещения морального вреда — не думаю, что Вы сможете убедить судью, что бездействием должностного лица администрации выразившемся в ненаправлении Вам ответа Вам причинён уж сильный моральный вред, а по этому сумма выигрыша будет копеечной — 5-10 тыс. рублей. Это дело будет подсудно мировому судье.

Судья может снизить и эту сумму (хоть до 500 рублей), а может и вообще отказать в иске, если сочтёт изложенные обстоятельства недостаточными для причинения морального вреда.

Сергей, с чего вдруг когда в вопросе сказано

обращений гражданина должностными лицами администрации сельского поселения Верхнехавского
Лев
, а по этому сумма выигрыша будет копеечной — 5-10 тыс. рублей. Э
Коливанов Сергей

А вот с этим соглашусь, больше навряд ли присудят

Да, согласно упомянутому вами закону вы имеете право на получение компенсации морального вреда.

Однако при этом при обращении в суд вам необходимо доказать:

1) что бездействие местной администрации каким-то образом нарушила ваши личные неимущественные права, вы должны указать, какое именно ваше неимущественное право или материальное благо было нарушено.

В таким правам и благам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.,

2) что в результате бездействия администрации вы понесли физические или нравственные страдания.

То есть само по себе отсутствие ответа от администрации на ваше обращение не означает автоматического присуждение в вашу пользу какой-либо суммы компенсации морального вреда.

Из этого следует, что моральный вред подлежит доказыванию.

Если у вас из-за этого бездействия испортилось здоровье, например, у вас развилась бессонница, вы стали нервным, раздражительным, в таком случае вам нужно будет получить заключение от лечащего врача о наличии у вас подобного расстройства здоровья. Или, например, из-за бездействия вы потеряли работу или не смогли устротиься на работу.

Только при наличии подобных обстоятельств суд может стать на вашу сторону и присудить компенсацию морального вреда.

Но, на мой взгляд, поскольку предметом вашего обращения в администрацию был земельный вопрос, то есть вопрос, связанный с приобретением, владением или пользованием имуществом (имущественные права), то шансы отсудить компенсацию морального вреда невелики.

Поэтому при отсутствии доказательств того, что данное бездействие нарушило ваши личные неимущественные права или нематериальные блага, и при отсутствии доказательств того, что этим бездействием администрации вам нанесены физические или нравственные страдания, обращаться в суд смысла не имеет. Только потеряете деньги и время.

В качестве примера привожу вам выдержку из судебного решения по аналогичной ситуации:

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лицо имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении его обращения.
Однако, как обоснованно указано судом, наличие такого законоположенияне свидетельствует о безусловном праве лиц, чьи обращения были рассмотрены с нарушением закона, на компенсацию морального вреда. Указанная норма не устанавливает порядок реализации гражданами права на возмещение морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) должностного лица при рассмотрении заявлений, поскольку порядок и правила компенсации вреда определяются гражданским законодательством.
Из положений статей 150 и 151 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда подлежит взысканию в случае причинения лицу физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, к числу которых относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
Истцом не представлено доказательств того, что в результате действий ответчика, связанных с несвоевременным рассмотрением обращения и направления соответствующего ответа, было допущено нарушение его личных неимущественных прав, причинившее ему нравственные страдания.

С уважением, Роман.

Сергей, с чего вдруг когда в вопросе сказано
… обращений гражданина должностными лицами администрации сельского поселения Верхнехавского…
Лев

И вправду… Значит, УФК по Воронежской области, но клиент указал что он из Санкт-Петербурга, и это ввело в заблуждения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Право на возмещение вреда от незаконных действий (бездействия) органов власти

Статья 52 Конституции Российской Федерации провозглашает:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53 Конституции РФ провозглашает:

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано само государство.

Принимая на себя обязательства обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство как участник Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав в случае их нарушения.

Обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им адекватных возможностей отстаивать свои интересы в суде вытекает также из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, согласно которым достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Применительно к личности потерпевшего это конституционное предписание предполагает обязанность государства не только предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего, в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством.

Потерпевший как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (пункт 47 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ) имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, для защиты которых он наделяется соответствующими правами: в частности, он вправе заявлять о совершенном в отношении него преступлении, представлять доказательства, поддерживать обвинение, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, в том числе на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, обжаловать приговор, определение и постановление суда.

Подробное регулирование правового положения потерпевшего регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Статья 42 кодекса содержит подробный перечень прав потерпевшего и предусматривает, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Такой подход к регламентации прав потерпевшего отсылает к положениям Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. При наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска.

Нарушения прав граждан должностными лицами, не являющиеся преступлениями, но представляющие собой злоупотребления властью, также могут быть предметом обращения гражданина в суд.

Если в отношении гражданина, пострадавшего от преступного посягательства вынесены оправдательный приговор или определение суда, постановление следователя, прокурора, судьи о прекращении дела по предусмотренным законом основаниям, то он как потерпевший имеет право на возмещение имущественного и устранение последствий морального вреда, причиненного ему незаконным осуждением, содержанием под стражей, отстранением от должности. Размер и порядок возмещения имущественного вреда устанавливаются законом.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или, когда в силу иных причин нарушение прав приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддерживать в суде или в арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Статья 53 Конституции РФ направлена на защиту любого лица, пострадавшего от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц. Вместе с этим данная норма имеет превентивное значение и признана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

Возмещение причиненного ущерба является универсальным гражданско-правовым способом защиты нарушенных прав. В этой связи в гражданском законодательстве, и в первую очередь в Гражданском кодексе Российской Федерации, нашли развитие нормы об ответственности за вред, причиненный органами государственной власти.

Необходимо подчеркнуть, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут. За их действия отвечает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда, содержание которого раскрывается в ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения.

Определяя порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов судебной власти и их должностных лиц, законодатель обязан учитывать также конституционные положения, относящиеся к осуществлению правосудия.

Гражданским кодексом Российской Федерации в качестве общего основания ответственности за причинение вреда предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064), т.е., по общему правилу, бремя доказывания отсутствия вины возлагается на причинителя вреда. Оспариваемое положение является исключением из этого правила, — в предусмотренном им случае не действует презумпция виновности причинителя вреда, вина которого устанавливается в уголовном судопроизводстве.

Такое специальное условие ответственности за вред, причиненный при осуществлении правосудия, связано с особенностями функционирования судебной власти и конкретизированными процессуальным законодательством (состязательность процесса, значительная свобода судейского усмотрения и др.), а также с особым порядком ревизии актов судебной власти.

Следует признать, что применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.

Особенность установленного режима ответственности в этих случаях заключается в том, что источником возмещения вреда служат соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 Гражданским кодексом Российской Федерации от имени казны выступают финансовые органы, а в случаях, установленных законом, могут выступать другие органы, юридические лица или граждане. При этом независимо от того, к кому предъявлено требование — к самому органу или государству, источником возмещения всегда является казна.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Моральный вред за бездействие должностных лиц

СогласноКонституции Российской Федерации (статья 53)каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного

Частью1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещениеимущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановлениев трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину врезультате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимоот вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Согласно ч. 4ст. 133 УПК РФправило о реабилитации не распространяется на случаи, когда примененные вотношении лица меры процессуального принуждения или обвинительный приговоротменены или изменены ввиду истечения сроков давности, недостижения возраста, скоторого наступает уголовная ответственность, или принятия закона, устраняющегопреступность или наказуемость деяния.

Искио компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляютсяв порядке гражданского судопроизводства.

Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненныйгражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения куголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечениязаключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложенияадминистративного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещаетсяза счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, засчет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования вполном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленномзаконом.

Размер компенсации морального вреда определяется всоответствии с требованиями ст. 1101 ГК РФ.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненныйвред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее именивыступает Министерство финансов Российской Федерации.