Методы научного исследования муниципального права

Рубрики Процессы

Образовательный портал — все для студента юриста.

II.Муниципальное право как наука

1. Понятие муниципального права как науки.

Муниципальное право как науки — это система научного знания, совокупность знаний, представлений, теорий и идей в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Муниципальное право как наука — это юридическая наука, изучающая муниципальное право как отрасль, в частности, совокупность общеобязательных норм права в сфере местного самоуправления.

2. Метод муниципального права как науки.

Метод муниципального права как науки — это совокупность приемов, способов и правил изучения муниципального права как отрасли.

Метод муниципального права составляют следующие элементы:

— Общенаучные методы, такие как диалектико-материалистический, системный, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие методы.

— Специальные методы, в частности, метод сравнительного правоведения, структурный, историко-юридический метод и другие.

3. Объект и предмет муниципального права.

Объектом муниципального права выступает государственно-правовая действительность Российской Федерации

Предметом муниципального права выступают общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Методология исследования муниципального образования: организационные аспекты

(Сергеев Д. Б.) («Конституционное и муниципальное право», 2011, N 3) Текст документа

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ,

——————————— Sergeev D. B. Methodology of research of municipalentity: organization alaspects. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Муниципальное образование как политико-юридическая организация местного сообщества», проект N 11-03-00348а.

Сергеев Дмитрий Борисович, доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются организационные аспекты методологии исследования муниципального образования, важность комплексного, межотраслевого подхода к его изучению и проблемы, возникающие при написании диссертаций на стыке нескольких отраслей права, предлагается создать новый порядок защиты таких диссертаций.

Ключевые слова: методология, исследование, местное самоуправление, муниципальное образование, диссертация.

This article takes up the organizational aspects of the research of methodology of municipal entity, the importance of an integrated, interdisciplinary approach to its study and issues that arise when writing a dissertation on the intersection of several branches of law, proposed to establish the new order of such dissertations.

Key words: methodology, research, local self-government, municipal entity, dissertation.

Методология конституционно-правовых и муниципально-правовых исследований — это малоизученная сфера научного знания. Например, в электронных базах данных Российской государственной библиотеки и Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» отсутствуют записи о диссертациях, посвященных методологическим вопросам, общим для конституционного или муниципального права, за исключением диссертации А. А. Акмаловой . Немного диссертаций по теории государства и права, в которых рассматриваются методологические проблемы, актуальные для всего правоведения . ——————————— Акмалова А. А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации: Теоретико-методологический аспект: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. 402 с. См., например: Сырых В. М. Метод правовой науки (Структура методов теоретического познания государства и права): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1981. 416 с.; Тарасов Н. Н. Методологические проблемы современного правоведения: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 342 с.; Шапиро Е. А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. 220 с.

Методология и методика научных исследований, в частности юридических, являются системой настолько разноплановых сторон деятельности, связанной со способами (методами) научного познания, что для понимания и осознания их соотношения между собой эти аспекты можно упорядочить в рамках «пирамиды научной методологии». Базой любого научного познания является философская основа научного познания. В современной юридической науке в качестве такого базиса выступает диалектический материализм, представляющий собой также основание пирамиды научной методологии. Поднимаясь выше по этой пирамиде, мы увидим общенаучные средства познания и логические конструкции, применяемые во всех науках. В частности, вряд ли существует юридическое научное исследование, в котором не применялся бы анализ. Еще выше, ближе к середине пирамиды научной методологии, находятся способы познания, преобладающие в определенной отрасли науки в целом, например в юриспруденции часто применяется догматический или нормативный метод познания, когда уясняется смысл правовой нормы. В верхней части середины пирамиды научной методологии мы увидим методы познания, имеющие наибольшее распространение в отдельной отрасли юридической науки, в частности сложно найти современное изыскание в сфере конституционного права, выходящее за рамки конституционализма как политико-правовой теории, обосновывающей необходимость установления конституционного строя и одновременно являющейся методологическим подходом к изучению конституционно-правовых явлений. На острие пирамиды научной методологии — теоретико-методологические, доктринально-методологические и организационно-методологические аспекты научного познания. Однако, несмотря на это, немного юридических исследований, посвященных изучению теоретико-методологических или доктринально-методологических аспектов конституционно-правовых явлений . ——————————— См., например: Ким Ю. В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития: теоретико-методологические основы: Дис. … д-ра юрид. наук. Барнаул, 2009. 572 с.

Термин «теоретико-методологический» нельзя признать применимым ко всем вопросам, связанным с выбором способов и методов исследования, с помощью которых происходит отбор научных гипотез и доктрин, поскольку под теорией, как правило, понимают систему основных идей в той или иной отрасли знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности . Выбор научной гипотезы — это также выбор методов познания, но это не совсем соответствует общепризнанному представлению о теории. Кроме теоретико-методологических вопросов, в частности выбора подхода к статусу субъектов федерации как обладающих суверенитетом или не обладающих им, ученый может столкнуться с менее крупными аспектами методологии своего исследования. Для отделения этих аспектов от крупных теоретических вопросов удобнее применять название «доктринальные аспекты методологии». ——————————— Краткий энциклопедический словарь. Т. 2 / Сост. А. П. Горкин. М., 2000. С. 454.

Определение предмета исследования иногда является для исследователя существенной проблемой, так как один и тот же объект иногда регулируется различными отраслями права. Поэтому выбор отрасли права и соответственно отрасли юридической науки или того, будет ли исследование межотраслевым или нет, является не только организационным, но и методологическим вопросом, что позволяет говорить о существовании организационных аспектов методологии научного исследования. Организационные аспекты методологии особенно актуальны для муниципального права в связи с тем, что его комплексный характер оказывает влияние и на муниципально-правовую науку, особенно это проявляется при исследовании такого института, как муниципальное образование. Нет необходимости доказывать, что в первую очередь муниципальное образование должно изучаться в рамках науки муниципального права, при этом оно попадает и в поле зрения междисциплинарных исследований, например юридического лица публичного права, когда муниципальные образования рассматриваются как юридические лица публичного права , или при анализе правосубъектности муниципального образования и его органов в различных отраслях права . Муниципальное образование изучается также в рамках диссертаций и по гражданскому праву , и по административному праву , и по финансовому праву . Анализ этих работ показывает, что не существует непреодолимых преград между отраслями права при исследовании этого института. Например, в научных трудах в сфере гражданского права ставился вопрос о том, что есть муниципальное образование. Оно рассматривалось как бестелесный субъект, юридическое лицо в самом общем смысле, как субъект права, не являющийся лицом физическим и не являющийся юридическим лицом — организацией в цивилистическом смысле этого слова ; классически — местное сообщество, современно — конгломерат трех необходимых элементов: территории, населения и органов местного самоуправления ; некое сообщество (объединение) граждан, проживающих на известной территории и осуществляющих местное самоуправление, а не поселение . Также в некоторых гражданско-правовых исследованиях показана необходимость введения термина «органы муниципального образования». В административно-правовом исследовании О. А. Ястребова говорится о гарантированной самостоятельности в пределах установленной компетенции такого публичного юридического лица, как муниципальное образование . ——————————— Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Юрист, 2007. С. 167 — 169. Тимофеев Н. С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 10. С. 44 — 52. Андреева Е. М. Правовой режим муниципальной недвижимости в Российской Федерации (на примере Калининградской области): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 185 с.; Боярова О. Ю. Муниципальное образование: особенности правосубъектности в гражданских правоотношениях: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 226 с.; Колмакова Н. Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 188 с.; Кондрашов Ю. В. Статус органов местного самоуправления при участии в гражданских правоотношениях: Дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. 175 с. Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010. 49 с. Благовещенская М. А. Правовое регулирование финансовых отношений в муниципальных образованиях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 151 с.; Вершило Т. А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 163 с.; Чесноков А. А. Муниципальные образования как субъекты бюджетного права: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 188 с. Автор настоящей статьи полагает, что гражданское право, финансовое право и земельное право в настоящем исследовании можно рассматривать как самостоятельные образования. Кондрашов Ю. В. Указ. соч. С. 8, 12. Там же. С. 14. Андреева Е. М. Указ. соч. С. 11. Ястребов О. А. Указ. соч. С. 17.

Таким образом, можно сделать вывод, что и при изучении административно-правовых или гражданско-правовых аспектов института муниципального образования иногда возникает необходимость «вторжения» в муниципально-правовые вопросы либо, наоборот, в муниципально-правовом исследовании муниципального образования в некоторых случаях нужно обратиться к научным трудам, созданным в других отраслях права, и исследование муниципального образования приобретает комплексный характер. На практике комплексные научные исследования встречаются не очень часто, поскольку многие научные труды пишутся в рамках диссертационных исследований, а диссертант ограничен рамками научной специальности, по которой пишется диссертация. Нормативными правовыми актами допускается написание и защита диссертации по смежным научным специальностям (абз. 3 п. 49 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации , п. 2.10 Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций ), однако диссертации по нескольким научным специальностям встречаются редко из-за дополнительных организационных проблем, появляющихся у диссертанта, если его труд выйдет за рамки одной научной специальности. ——————————— Утверждено Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (в ред. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 696) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. 24 августа. N 20; Российская газета. 2004. 16 марта. Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 2 «Об утверждении Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций» (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 18) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 16 апреля. N 16; Российская газета. 2008. 1 марта.

Для облегчения создания комплексного научного труда в рамках написания диссертационного исследования необходимо отличать диссертации, защищаемые по нескольким специальностям, темы которых носят межотраслевой характер, и порядок защиты этих диссертаций менять не следует, от диссертаций, написанных на грани научных специальностей, но с преобладанием одной из них. Последнее, а также соответствие предъявляемым требованиям к диссертациям в части положений, выходящих за рамки основной научной специальности, должны устанавливаться в заключениях, утвержденных кафедрами, относящимися к соответствующим научным специальностям. Такие диссертации должны защищаться по преобладающей научной специальности, но с экспертными заключениями по всем соответствующим научным специальностям. При таком порядке диссертанты смогут без опасений выходить за рамки своих научных специальностей и каждая научная специальность не будет «вариться в собственном соку», игнорируя исследования в смежных отраслях научного знания.

Методы научного исследования муниципального права

Каждая обществоведческая наука имеет свой методологический инструментарий, с помощью которого она изучает соответствующие социальные процессы, делает выводы и дает предложения для практики. Методология принадлежит д в области наиболее актуальных и сложных проблем юридической науки ее решение имеет выход на различные стороны учебного процесса в юридических учебных заведениях, правовых исследованиях ученых, правотворчества и правореализации. От уровня эффективности решения указанной проблемы напрямую зависит продуктивность учебной, научной и практически-прикладной труда юристов. Методологическая культура юристов от дзеркалюеться на всех сторонах его деятельности. Предвидя широкие знания и умения, она детерминирует различные параметры профессиональной надежности юриста. Методологическая культура специалиста юридического профиля — это и его мировоззренческая зрелость, и социологическая грамотность, и идейная уверенность, и правовая информированность, и его профессиональное мастерстворність.

При всей первоочередности методологии и отдельных методов в системе юридической науки их природа исследована все еще недостаточно. Особенно болезненно это наблюдается в отраслевых юридических науках. Однако, если бы базовые юридические науки, в частности конституционное, административное и гражданское право, в определенной мере уже разработали свой методологический инструментарий, то другие, особенно вновь (среди которых и муниципальные е право), страдают фактически полного отсутствия останньогго.

Успешное решение украинского муниципальным правом (как и любой наукой) задач, стоящих перед ним, зависит непосредственно от состояния методологии. Под методологией науки понимается учение о м методы познания, теоретическое обоснование используемых в науке методов и способов познания, теория методов, совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исслед ения явлений; система определенных теорий, гносеологических и онтологических принципов законов и категорий, которые опосредствуют общие свойства и связи бытия и познанияання.

Научный метод — это совокупность правил, приемов, принципов, средств, способов исследования соответствующих явлений и процессов, путей познавательной деятельности, определение их границ и установление основных взаемоз связей со смежными явлениями. Это комплекс средств, позволяющий из множества вариантов найти оптимальный путь к научной истине. Методология научного исследования муниципально-правовых процессов является необходимым необходимость предпосылкой подхода к проблеме. Методология в конечном итоге направлена ??на практику. Методологическая подготовка студентов-юристов имеет своей задачей вооружение их необходимыми знаниями, которые при несут практическую отдачдачу.

Наука муниципального права использует присущие всем отечественном государствоведения научные методы исследований: общенаучные (диалектический, синергетический, системного анализа, социологический) и сп пециально (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, методы перехода от общего к особенному, от абстрактного к конкретному и т.д..

Общие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Так, методологическую основу исследования муниципально-правовой действительности составляет загальнонау научным метод диалектики. Диалектический метод позволяет рассмотреть динамику таких социальных процессов: связь муниципального права с другими отраслями права, а также муниципальной практикой; становления и развитие институтов местного самоуправления в Украине и в зарубежных странах и т.п.. Диалектика рассматривает все самоуправляющиеся явления в развитии, в органической связи с развитием политических, экономических, с оциальних, культурных и других процессов, происходящих в обществе. Именно такой подход позволяет выявлять и решать муниципально-правовые проблемы, возникающие в обществе, раскрыть диалектической на единство и детерминированность общих процессов формирования правового, демократического и социального государства в Украине с институционализацией местного самоуправленияання.

Диалектическая методология исследования муниципально-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. Поэтому в науке муниципального права важное значение имеет метод системного анализа который позволяет рассматривать муниципально-правовые явления в совокупности социальных связей, выявления целого и его частей, изучение отдельных институтов местного самоуправления в целостной системе организа ции публичной власти. Специфика метода системного анализа в муниципальном праве заключается в том, что логическим центром исследования становятся закономерности развития местного самоуправления как целостного орга коммунизма. Системный метод опирается на категории»элемент»,»структура»,»система»Так, анализ системы местного самоуправления доказывает, что она, безусловно, является целостной системой как с позиции ее возникновения я, так и, особенно, ее функционирования. На местном уровне процесс создания систем управления имеет свое проявление в формировании внутренних структур муниципального организма, предназначенных для решения задач местного значения, стоящие перед ним в конкретных условиях и оптимальной реализации функций и полномочий структурных элементов системы локальной демократии. Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязи муниципально-правовых институтов по обеспечению целостности системы. Так, компетенция каждого органа или должностного лица местного самоуправления зависит от их функционального назначения и места в системе местного самоуправлениядування.

Синергетический метод в юридической науке стал использоваться лишь в последнее время. Термин»синергетика»(от гр synergo) означает совместно действующий эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизаций ее, саморегулирования. Синергетика помогает изучению систем, саморегулирующиеся (в том числе случайных), и процессов, например рыночных отношений, гражданского общества, этнонациональных отношений местного самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограничено или вообще неосязаемое. Так, территориальная община, будь то крупного мегаполиса или небольшого провинциального города, села или поселка, есть, собственно говоря, самоорганизованной системой, жизнь которой так или иначе»самоналагоджуеться»без вмешательства государства применительно к местным условиям. Самоорганизация имеет проявление опосредованно, через поведение индивидов, групп, общностей, идет речь о современном местном самоуправлении, античное или средневековойвічне.

Осознание самоорганизации как основополагающего принципа возникновения и существования местного самоуправления пришло не сразу. Толчком для развития идей самоорганизации раз и стал мощный сегодня н направление научно-методологического направления: науки о системах самоорганизующихся и саморегулирующиеся, — синергетики, которая зародилась в биологии, химии и других науках, весьма далеких от науки местно го самоуправления. Особое развитие методологические основы синергетики получили в работах. И. Пригожина и его коллег, где рассматриваются механизмы и принципы самоструктурування природных систем, которым по с ути и есть местное самоуправление. Ведь не вызывает сомнения, что система местного самоуправления, безусловно, целостной природной системой как с позиции ее возникновения, так и, особенно, с позиции ее функциональных рования. На местном уровне процесс создания систем самоуправления в идеальном виде имеет свое проявление, как отмечалось, в формировании внутренних структур всего муниципального организма, предназначенных для решения вопросов местного значения, стоящие перед ним в конкретных условиях (т.е. организационный, структурный аспект), так и в развитии других социальных, психологических и моральных ценностей, нор м и институтов внутри территориальной общины. Это те данные, которые государство при всем желании не может создать — она ??лишь признает, создает условия для их развития. Законодательство, признавая и допуская и местное самоуправление как новый элемент политической жизни, должно ограничиться найнеоб-хиднишимы определениями, устанавливая лишь общие, широкие принципы, позволяя законом только учредительные вопросупитання.

Поэтому, если подойти к характеристике местного самоуправления с методологических позиций, которые разработаны в синергетике, она раскрывает исследователю новые стороны и аспекты: у знакомых привычных реалиях. Действ ности выявляются признаки и свойства новой системной целостности в процессах самоорганизации. Синергетика имеет дело, как правило, с процессами и феноменами, где целое (например, местное самоуправление я к естественное право человека, вид публичной власти и социального управления, институт системы конституционного строя, историческое, общественно-политическое, социально-экономическое, культурное, духовное явление и специфи ческий образ мышления) обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей, но части (местные жители, территориальные общины, органы и должностные лица местного самоуправления) отражают качества целого. Это открывает новые пути изучения феномена муниципальной демократии, а дальше — пути оптимизации процессов конституирования и жизнедеятельности системы местного самоуправления в Украине, благоустройство, стойки ости такой системы. Предметом внимания при этом выступают не фрагменты реальности (органы власти, люди, территории, собственность, нормативные акты и т.д.), а, скорее, сферы взаимодействия, взаимовлияния и взаемопро возникновение этих институтов, феноменов и явлений, процессы функционирования местного как целостной системыеми.

Новые подходы к местному самоуправлению с позиций синергетики, развитие методологической базы на новой основе, отказ от традиционной догматики частных дисциплин позволяют сделать исследовательские шаг ки, которые невозможны в рамках традиционных подходе.

Изучение муниципально-правовых явлений было бы неполным, статическим без выяснения функциональных качеств институтов местного самоуправления. Поэтому важное место в системе методов муниципальной науки занимает является метод функционального анализа. Так, например, функциональный анализ деятельности территориальной общины (ее динамическая направленность) способствовать проникновению в политико-правовую природу этого субъекта мес цевого самоуправления, раскрывать объем, характер и содержание его деятельности. Только с помощью понятия функций предоставляется конкретная определенность этого феномена конституционного права. Без функционального анализа невозможно изучение любого элемента системы локальной самоорганизации. Только определив функции территориальных общин, можно представить, какую роль играют они в системе местного самоуправ ния, в государственном механизме, в обществе вообще и каково их социальное назначениеення1.

В методологии науки муниципального права важное место занимает исторический метод исследования местного самоуправления. Все муниципально-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общих ом фоне развития общества, присущих ему деформаций и противоречий. Принцип историзма предполагает соблюдение двух важных условий: во-первых, рассмотрение муниципально-правовых явлений с точки зрения их возник ния и раскрытия закономерностей и тенденций развития, во-вторых, изучение конкретных муниципально-правовых институтов с позиций современности. Историзм путь связи прошлого и настоящего, теории и практики ки, так как новое в теории муниципального права в конечном итоге вырастает из обобщения опыта, из практических потребностей общественного развития. Исторический подход предусматривает развитие теории на основе фа тов. Муниципально-правовые институты могут быть вполне осознаны лишь в связи с анализом их эволюции в теоретической плоскости и законодательной практике. Исторический анализ законодательства о местном же управления, выявляя основные направления и тенденции муниципального развития, позволяет воспринять все то лучшее, что выработала практика местного строительства в Украине и других странах, дать ему оценку с позиций сегодняшнего и создать более эффективное законодательстваавство.

В науке муниципального права широко используется также метод сравнительно-правового анализа. Большое значение для развития данной сферы научного знания имеет изучение и использование практики местного самоуправления в наиболее развитых демократических государствах. Необходимость компаративного анализа зарубежного опыта не вызывает сомнений. Именно таким путем можно вести поиск новых идей и механизмов, в иявляты глобальные тенденции развития права и политики. Большинство конституционных и муниципальных проблем государств современного мира имеют тождественный характер, и поэтому всегда полезно знать, насколько те или иные страны прогрессируют в решении таких проблем, какие механизмы были ими при этом задействованыяні1.

Сравнительно-правовой характер науки муниципального права имеет проявление в том»что при изучении муниципально-правовой материи Украина анализируются аналогичные явления и процессы в других странах мира. Сюда вхо одить анализ основных теорий и концепций местного самоуправления, реализованных на территории сравниваемых стран, изучение общих закономерностей и тенденций развития локальной демократии в разных дер жавах с учетом их национальных и исторических особенностей; сравнительный анализ муниципально-правового законодательства, изучение специфики муниципально-правовых отношений, а также исследованию основных х муниципально-правовых институтов в этих странах тощо.

В науке муниципального права широко применяется метод логического анализа, поскольку это обусловлено природой юриспруденции. С помощью логического анализа решаются вопросы соотношения местного само оврядування с социальным и государственным управлением; классификации институтов муниципального права; исследуются формы муниципального устройства тощо.

Наука муниципального права широко использует социологические методы: опрос, интервьюирование, анкетирование, социального экспериментирования, организационно и нормативно-правового проектирования, имитационного но-игрового моделирования ситуаций в области муниципального права и т.д.. Так, моделирование как метод исследования социальных процессов имеет важное значение для углубления наших знаний, их дополнительной проверки для сознательного управления общественными процессами. Каждая научная модель предполагает выявление наиболее общих закономерностей развития, главных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практи. ЧНУ доцильнисть1. Важным условием теоретического моделирования муниципальных явлений и процессов является четкое учета объективных закономерностей развития общества (в частности, высокий уровень индивидуальной и м. АСУ правовой культуры, способность населения к самоответственности, наличие прочной финансово-экономической базы и т.д.що).

Определенное значение в науке муниципального права имеет метод статистического анализа, который помогает выявлять эффективность действия муниципально-правовых норм, определять их влияние на общественные процессы. Количественный фак кторое — важный показатель реальности демократических институтов, урегулированных муниципально-правовыми нормами. Поэтому наука муниципального права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер местного и государственной жизни, регулируемых одноименной отраслью права, и на их основе делает соответствующие выводы. Так, статистический метод используется, в частности, когда исследуются структура депутатского к орпусу местного самоуправления, количественные показатели о формах связей депутатов с избирателями, динамика активности избирателей на основе избирательной статистики тощощо.

. Метод кибернетики (науки о законах управления сложными динамическими системами в природе и обществе) раскрывает широкие возможности для науки муниципального права. Особенность кибернетики заключается в том, что она ис иджуе количественные связи и соотношения в процессах управления. Именно через количественные характеристики можно подойти к анализу качественных изменений в муниципально-правовых процессах. Предметом правовой кибернетик и могут быть качественные и структурные изменения, а также формально логические связи и отношения, существующие в системе местного самоуправления, в локальной правотворчества и правоприменительной практике. Кибе рнетични модели могут быть использованы, в частности, для разработки оптимальных систем построения органов местного самоуправления. Количественное воспроизведения функций тех или иных органов в модели способствовать форм уванню лучшего варианта их структуры и компетенции; количественное воспроизведение определенных процессов работы советов, например, свидетельствовало бы о проникновении математики в анализ муниципальной деятельности. Последний. Разрешать ить полнее выяснить закономерности структуры и функций соответствующих органов, устройства административно-территориальных единиц, определить степень их самоуправления и ефективности1. Уже одно это дает широкое поле деятельности для использования методов кибернетики при анализе муниципального право права.

Кроме перечисленных наука муниципального права использует еще и другие методы исследования. В совокупности все методы научного познания дают нам оптимальную представление о те или иные стороны муниципально-правов вой действительности. Использование различных методологических средств позволяет с разных сторон подойти к исследованию муниципально-правовой реальности, проследить влияние конституционных норм, международно-правов их и локальных актов в социальную практику, получить настоящую представление о различных сторонах жизнедеятельности территориальных громаад.

Применяя различные методы для познания окружающей муниципальной действительности, необходимо помнить, что каждый метод имеет некоторый потенциал, который позволяет нам осознавать ту или иную сторону этой действительности, от днако, одновременно он имеет и определенные ограничения, заложенные в самом существовании каждого из методов. Поэтому невозможно открыть единый универсальный метод познания всего богатства действительности на всех уровнях познаний ния, как невозможно изобрести, например, один универсальный вид транспорта, удобный для всех случаев жизни. Обращение к того или иного метода в ходе исследования зависит прежде всего от самого объекта, а т акож от целей исследования, от специфики предмета той области науки, в рамках которой используется в данный момент определенный методомод.

Таким образом, изложенный подход предусматривает не построение жесткой схемы, а рассмотрение на основе системного анализа модели, которая постоянно развивается и позволяет обобщать и структурировать сложный объект т исследования. Можно предположить в связи с этим перспективность применения синергетического подхода в правознавстви1. Однако, безусловно, для того чтобы наиболее полную представление о предмете, исследователь в процесс и творчества должен синтезировать эти методы, что приведет к целостного системного результата. Это позволяет осознать особое значение муниципального права в системе права Украины, структуру и связи йог в составляющих, их функциональную характеристикику.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

8)Какие методы познания использует научная дисциплина муниципального права.

Метод муниципального права как науки — это совокупность приемов, способов и правил изучения муниципального права как отрасли.

Метод муниципального права составляют следующие элементы:

— Общенаучные методы, такие как диалектико-материалистический, системный, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие методы.

— Специальные методы, в частности, метод сравнительного правоведения, структурный, историко-юридический метод и другие.

9) Как соотносятся источники науки и источники отрасли муниципального права?

Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение имеют работы по проблемам местного управления советского периода. Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права. Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

10)Какие этапы эволюции научной дисциплины муниципального права в России можно выделить?

В становлении муниципального права России как науки можно выделить следующие этапы: 1. формирование идей и их реализация в Законах о местном самоуправлении СССР 1990 г. и РСФСР 1991 г. Это этап характеризуется попыткой эволюционных преобразований Советов в органы местного самоуправления; 2. разработка конституционной модели местного самоуправления, получившей реализацию в Конституции РФ 1993 г. и Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для этого этапа характерна острая политическая борьба, а не научная дискуссия о концепции реформы, увлечение западными муниципальными ценностями и забвение российских традиций местного самоуправления; 3. современный этап реформирования местного самоуправления связан с повышением эффективности управления государством в целом по всем уровням реализации публичной власти. При этом особое внимание уделяется местному самоуправлению как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Принятие нового Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о критической оценке результатов предыдущего этапа и необходимости существенной корректировки курса.

Предмет и методы муниципального права рф.

Предмет муниципального права — это однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. В рамках предмета выделяют 4 группы правовых отношений: 1) в процессе формирования ОМС; 2) с разделением полномочий между представительными и исполнительными ОМС; 3) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов; 4) с осуществлением ОМС полномочий: (в сфере нормотворчества; в финансово-кредитной сфере (формирование, исполнение местного бюджета); управлении муниципальной собственностью и т.д.)

Метод муниципального права — критерий разграничения правового регулирования, есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения. М/П , как комплексная отрасль, использует методы, присущие другим отраслям права. При публично-частном характере, используется сочетание публично-правового (внешнего императивного: предписаний, правил поведения,) и частноправового (внутреннего диспозитивного например реализация полномочий как органов так и юридических лиц в управлении собственности, финансов муниципалитетов) метода правового регулирования.

Для муниципального права характерно сочетание публично-правового и частноправового при 3 основных способа правового воздействия 1) дозволение — предоставление участнику правового отношения права выбора поведения 2) запрещение — возложение на участника воздерживаться от определенного поведения 3)обязывание — возложение обязанности вести себя определенным образом.

Система муниципального права РФ. Под системой муниципального права понимается объеди­нение однородных нормативных правовых норм, действующих в рассматриваемой сфере, в муниципально-правовые институ­ты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муници­пальных отношений.

Система муниципального права включает следующие струк­турные части (институты):

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, органи­зационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

4. Наука муниципального права рф: понятие, предмет, источники, система, методология.

наука муниципального права — это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Предметом науки муниципального права являются вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по их решению, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Предметом науки муниципального права России являются:

муниципальное право как комплексная отрасль права;

комплекс общественных отношений в сфере местного самоуправления (муниципально-правовых отношений);

организация непосредственного осуществления местного самоуправления населением и деятельности органов местного самоуправления;

государственная политика по обеспечению реализации гражданами (населением) права на местное самоуправление;

исторический аспект российского опыта местного самоуправления (и местного управления);

международный (зарубежный) опыт организации местного самоуправления.

Система науки муниципального права своей целью предполагает такую очередность изучения проблем, которая основана на логически определенной последовательности обобщения и усвоения всего многообразия отдельных сторон местного самоуправления как единого целого. Если отрасль состоит из актов и норм, строго направленных на регулирование общественных отношений, а соответствующие концепции и подходы надо искать в содержании этих актов и норм, то наука муниципального права специально занимается анализом различных теорий, кроме того, дает характеристику актам и нормам, много внимания уделяет эффективности муниципальных конструкций и их правового оформления, реальной практике местного самоуправления и т.д.

Следовательно, система науки муниципального права должна обеспечивать реализацию основных функций, свойственных в целом правовой науке: 1) познавательной; 2) практической; 3) прогностической.

Система науки муниципального права. Муниципально-правовое знание определенным образом выстраивается. Системность местного самоуправления как главного предмета анализа задает системность и муниципально-правового знания. В системе муниципального права как науки выделяются ряд блоков. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют, например, введение в муниципальное право; местное самоуправление в системе народовластия; основы местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Источники муниципального права как научного направления представляют собой носители информации, которые могут быть разделены на группы.

Во-первых, это нормативно-правовые акты, являющиеся источниками муниципального права как отрасли права.

Во-вторых, это практика муниципальной деятельности, включающая в себя как правоприменение, так и сопутствующие явления. Практика является носителем важнейшей информации, обращение к ней предполагает охват всего диапазона проблем муниципального строительства, определение его особо значимых сторон.

В-третьих, наука муниципального права, как всякая наука, не может изучать свой предмет в отрыве от исторического развития. Глобальные преобразования, имевшие место в жизни нашего Отечества: сначала введение начал местного самоуправления, последующее отрицание опыта местного самоуправления в период предыдущих социально-экономических формаций, затем обращение вновь к институтам местного самоуправления, — ставят перед российской наукой муниципального права особо важную задачу поиска научной связи между различными историческими периодами. Для современных исследователей теоретической базы и правоприменительной практики в равной степени полезны и востребованы опыты организации земского местного самоуправления (на всех его этапах), реформ Временного правительства, организации власти на местах в советский период. Современная модель местного самоуправления во многом предопределена как реформенными преобразованиями Советов начала последнего десятилетия ХХ в., так и отдельными предшествующими этапами их развития, особенно в 1920-е гг. В то же время развитие местного самоуправления обусловливается особенностями политической и правовой культуры россиян, в основе которой лежат общинный идеал, преобладание коллективных форм собственности, сильная государственная идея.

В-четвертых, наука муниципального права обстоятельно изучает богатство научной мысли, теорий, концепций, относящихся как в целом к сущности, состоянию и развитию местного самоуправления, так и к конкретным муниципально-правовым институтам. Не следует забывать о том, что само появление местного самоуправления как способа организации публичного управления в значительной мере обязано в исторической ретроспективе именно научной мысли. Модели местного самоуправления, прежде чем стать содержанием нормативных актов, зачастую проходят научную апробацию и обычно лишь в этом случае дают последующий эффект. А поспешно включенные в законы новации далеко не всегда оправдывают себя в перспективе. Сказанное относится и к российской действительности. Участие крупных исследователей в формировании современной научной концепции местного самоуправления призвано способствовать его эффективному развитию. Соответственно многие глубокие исследования становятся своеобразным национальным богатством и источниками науки муниципального права России.

В муниципально-правовой науке используется широкий спектр методов научного познания: исторический, статистический, социальный, сравнительный, системный и др.

5. Эволюция науки муниципального права РФ. Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления. При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне исследуются учеными на протяжении весьма значительного периода. Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России. В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права. Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В 1928 г. Была издана книга Л.А. Велихова “Основы городского хозяйства”, в которой автор предпринял попытку “сжато изложить муниципальную науку в целом”. Однако в 30—40-е годы XX века в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х годов в работе С.Н. Братуся вновь появляется термин “самоуправление”, который, однако, связывался с деятельностью местных Советов. В 1963 г. Была издана работа В.А. Пертцика “Проблемы местного самоуправления в СССР”, который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина “Муниципальное право России”. Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности “Юриспруденция”.