Материнский капитал статьи расхода

Рубрики Вопрос юристу

Что можно приобрести на материнский капитал с максимальной выгодой

Материнский капитал – эффективная форма поддержки государством молодых семей, в которых появился второй или третий желанный малыш.

Возможность получить солидную социальную выплату у жителей России появилась с начала 2007 года.

Что можно приобрести на материнский капитал – этим вопросом задаются все новоиспеченные обладатели сертификата гос. образца.

Тем не менее, список вариантов, как расходовать средства, достаточно мал.

Навигация по статье

Материнский капитал: особенности выплаты

Несмотря на формулировку этой социальной выплаты, стать обладателем сертификата может и мужчина-одиночка, усыновивший второго ребенка.

Форма соц. поддержки государством была введена с целью помощи гражданам, ждущим пополнения.

Большинство молодых семей не имеют соответствующего материального положения, чтобы родить даже первого ребёнка.

Основная причина, по которой супружеские пары не спешат с продолжением рода, это отсутствие жилплощади.

Далее идут низкие зарплаты, недостаточно количество мер соц. поддержки, оказываемые местной властью, очереди в детсады.

Материнский капитал, он же семейный капитал, позволяет частично решить эти проблемы.

Правом воспользоваться деньгами смогут только те семьи, где второй ребёнок появился не ранее 1 января 2007 года. Именно тогда была введена эта мера поддержки.

Изначально это была не такая большая сумма — всего 250 тысяч рублей. В этом году сумма достигла 453 026 рублей. В 2016-ом индексация будет последней, и сумма останется на этом же уровне до 2018-го года.

Для того, чтобы получить сертификат на мат. капитал, достаточно предоставить в местные органы Пенсионного фонда документы: заявление, свидетельства о рождении всех детей, паспорт заявителя. В течение месяца там будет рассмотрена заявка, о решении заявителя проинформируют в течение пяти дней.

Существует несколько основных правил, касающиеся того, что можно приобрести на материнский капитал в 2016-ом году:

  • Мат. капитал представляет собой безналичное перечисление
  • Использовать средства можно после того, как ребёнку исполнится 3 года
  • Право распоряжения средствами имеют только родители, а не сам ребёнок
  • Сертификат будет актуален еще в течение 25 лет после получения

Необходимость передачи мат. капитала в виде безналичного расчёта обусловлена тем, что граждане не должны тратить государственные деньги необдуманно и уж тем более рожать детей ради денежной выгоды. Поэтому законодательство строго контролирует процесс расхода средств.

Варианты использования материнского капитала

Существует несколько законодательно разрешённых статей, по которым можно тратить средства из соц. помощи:

  • Покупка жилья. Стоит отметить, что это должно быть жильё, в котором можно жить круглогодично и которое имеет юридический адрес. То есть приобрести, к примеру, гараж на эти средства не получится. Так же не получится сделать в квартире евроремонт. А вот внести средства по ипотечному кредиту имеет право любой родитель, у которого два ребёнка. Причём для оплаты по процентам необязательно ждать три года после получения сертификата.
  • Оплата образования. Средствами из семейного капитала можно оплатить будущее образование второго и первого ребёнка. Это касается взноса за обучение в вузе, проживание в общежитие, занятия в платных секциях.
  • Перевод на пенсионный счет. Средства из мат. капитала по заявлению можно перевести в счет пенсионных накоплений родителей. После наступления пенсионного возраста средства можно будет получить единоразово.
  • В некоторых регионах вводятся дополнительные статьи расходов мат. капитала. Так, государственными деньгами можно обеспечить лечение для детей с ограниченными возможностями и меры их социализации и реабилитации.

Адаптация ребенка-инвалида

Если задаться вопросом, что можно приобрести на материнский капитал за третьего ребенка, то ответ будет таким же.

Стоит так же помнить о том, что государственная выплата за рождение ребёнка выдаётся каждой семье один раз в жизни.

То есть если за второго ребенка семья получила выплату, за третьего поддержки не будет.

Зато многие регионы выделяют средства для многодетных семей из собственных бюджетов.

И впервые в текущем году семьи — обладатели сертификата на материнский капитал получили возможность единоразово взять из суммы 25 тысяч рублей, чтобы потратить на любые нужды. Это право так же предоставляется один раз.

Куда можно потратить мат. капитал в 2016 году — представлено на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Варианты использования материнского капитала в 2018 году

Средства материнского капитала согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» можно потратить на следующие цели:

  • Улучшение жилищных условий:
    • приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
    • строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее — строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
  • Получение образования ребенком (детьми):
    • оплата платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
    • оплата иных связанных с получением образования расходов:
      • оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом образовательной организацией обучающимся на период обучения;
      • оплата образовательных услуг в детском саду или школе;
      • оплата за присмотр ребенка в яслях.
  • Формирование накопительной пенсии для женщин;
  • Социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов;
  • Получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ от 28 декабря 2017 года “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей”.

Следует отметить тот факт, что средства маткапитала не выдаются на руки. Материнский капитал не обязательно расходовать только по одному направлению полностью, можно тратить деньги по частям, на различные нужды. Самый распространённый вариант использования материнского капитала на сегодня — это улучшение жилищных условий.

Распоряжение материнским капиталом человеком, которому выдан сертификат, осуществляется на цели и в размере, указанные им в заявлении о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

При кризисных проявлениях в экономике в целях обеспечения устойчивого её развития и социальной стабильности руководством страны принимается решение о дополнительной мере социальной поддержки семей с детьми:

Такое решение принималось в 2009 и 2015 годах. Последняя выплата осуществлялась по Федеральному закону «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году», подписанному Президентом России Путиным В.В. за N 181-ФЗ 23 июня 2016 года и предоставляющим право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 25 000 рублей в случае, если такое право возникло по 30 сентября 2016 года включительно при условии достижения ребенком (детьми) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Заявление о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала должно было быть подано в территориальный орган ПФ РФ непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) не позднее 30 ноября 2016 года.

Последние федеральные новости по материнскому капиталу

Заявления на выдачу сертификата материнского капитала будут рассматриваться в два раза быстрее, чем раньше, — за 15 дней. Закон об этом публикует «Российская газета».

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, сокращающий с одного месяца до 15 дней срок принятия решения о выдаче сертификата на материнский капитал. Документ опубликован в среду на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки были внесены в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Напомним, что решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата выносит территориальный орган Пенсионного фонда на основании заявления, в котором указано, например, лишали ли граждан родительских прав, совершали ли они преступления и так далее.

Популярные ответы на вопросы по маткапиталу

27 ноября 2010 года Постановлением Правительства РФ N 937 в «Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» внесено изменение в пункт 17 Правил, в соответствии с которым, в случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами маткапитала перечисление денежных средств осуществляется территориальным органом ПФ Р.

Да. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не предусматривает ограничений, связанных с принадлежностью закладного обеспечения по кредиту, который планируется погасить средствами материнского капитала.

Да. Если Вы предпочли такой способ расходования материнского капитала, то в будущем вы можете отменить свое решение. В этом случае необходимо предоставить заявление об отказе в ПФ, главное успеть до назначения пенсии.

Материнский капитал: разрешенные статьи расходов

Материнский капитал является настоящим спасением для многих молодых родителей, которые пытаются хоть как-то решить финансовые проблемы. Но здесь нужно знать, на что можно тратить полученные от государства деньги, а какие покупки оказываются под запретом. В данной статье перечислим наиболее популярные статьи расходов.

Покупка недвижимости

Деньги, полученные на содержание малыша, часто тратятся на покупку жилья. По статистике, на данный шаг идет четыре из пяти пар. Но подобная сделка с использованием материнского капитала не всегда проходит гладко. Появляется целый ряд трудностей, которые заставляют отказаться от затеи.
Итак, на что же можно потратить государственную помощь в рамках улучшения условий жилья? Во-первых, на покупку нового жилья или дома. Во-вторых, на погашение основной задолженности или выплаты долга по ипотеке. В-третьих, оплату первоначального взноса при оформлении кредита на недвижимость. В-четвертых, оплату реконструкции или строительства какого-либо индивидуального объекта (строительство могут осуществлять подрядные организации). В-пятых, выплату средств за участие в долевом строительстве. В-шестых, выплату вступительного взноса в одном из жилищных кооперативов. В-седьмых, компенсацию трат за построенный (реконструируемый) владельцем сертификата объект.

Образование ребенка

Еще одна популярная статья расходов, куда закон не запрещает направлять материнский капитал – образование. Если у семьи несколько детей, то можно обучить за деньги новорожденного малыша своего старшего ребенка. Всегда можно разделить средства таким образом, чтобы денег хватило на образование нескольких детей.

Таким образом, материнский капитал в разрезе образования может применяться для реализации целого ряда задач: оплаты образовательных услуг, предоставляемых муниципальными, государственными и негосударственными учреждениями, а также оплату проживания студента в общежитии (при условии, что оно предоставляется учебным заведением).

Детский сад

С конца 2011 года у родителей появилась возможность за счет материнского капитала производить выплаты за детский сад и другие учреждения дошкольного образования. Единственное ограничение – возраст ребенка, которому на момент использования средств должно исполниться три года. Деньги на счет организации переводятся уже через 60 дней после написания заявления родителями. При этом пенсионный фонд осуществляет своевременное перечисление средств согласно графику, прописанному в договоре.

Откладываем на пенсию

Мать имеет полное право направить государственную помощь на формирование собственной пенсии (ее накопительной части). Для этого необходимо сделать самую мелочь — подать заявление в отдел Пенсионного фонда (по своему месту проживания). Важно отметить, что от такого решения всегда можно отказаться. В реализации этой задачи также нет ничего сложного – необходимо составить заявление об отказе и направить его в ту же структуру.

Покупка автомобиля

До 2011 года у родителей была возможность тратить материнский капитал на покупку авто или погашение автокредита. Сегодня это делать запрещено, но подписи за возобновление этой статьи расходов собраны – решение за Президентом.

Размер материнского капитала в 2018 году

Обсудим свежие новости об изменении в материнский капитал в 2018 году на 2 ребенка и всех последующих детей в семье. Как известно, размер маткапитала каждый год индексируется исходя из уровня инфляции. Однако в 2017 году размер материнского капитала не пересматривали. Его размер остался тем же, что и в 2015 и в 2016 годах. Каким будет материнский капитал в 2018?

Что такое маткапитал

В целях государственной поддержки семей с детьми действующим законодательством установлена целевая выплата, связанная с рождением второго или последующего ребенка. Это, так называемый, материнский капитал. Получение материнского капитала возможно только в виде оплаты расходов по перечню, установленному законом.

Какие изменения и свежие новости про материнский капитал в 2018 году? Расширен ли перечень разрешенных расходов в сравнении с предыдущим годом?

Сразу скажем, что в данном направлении с Нового года будут серьезные изменения. Начиная с 2018 года, материнский капитал можно расходовать на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, ст. 2, 4 Федерального закона от 28.07.2010 № 241-ФЗ):

  • улучшение жилищных условий (в том числе, погашение ипотечных кредитов и займов);
  • образование детей;
  • увеличение накопительной части пенсии;
  • покупка товаров и услуг для социальной адаптации ребенка-инвалида;
  • получение ежемесячных выплат наличными (выплаты полагаются нуждающимся семьям);
  • содержание ребенка в яслях или детском саду.

Увеличат ли выплату

Невооруженным глазом видно, что цены растут как на дрожжах. Будет ли увеличен материнский капитал в 2018 году или сумма выплаты останется прежней?

Право на материнский капитал имеют только родители (усыновители) детей, являющиеся гражданами Российской Федерации. Причем их ребенок также должен быть гражданином России (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).

К сожалению, новости не утешительны, порадовать читателей тем, что выплату увеличат, мы не можем. Материнский капитал в 2018 году проиндексирован не будет. Его размер сохранится на прежнем уровне и составит 453 026 руб.

Напомним, что в той же сумме выплачивали материнский капитал в 2015 и в 2016 годах (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ, п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ).

Поэтому информация о том, что материнский капитал в 2018 году за 3 ребенка – 1.5 млн руб. – это ничем не подтвержденные слухи.

Ежегодно Пенсионный фонд уведомляет лиц, получивших сертификат на выдачу материнского капитала, о его размере или о размере оставшейся у них части. Уведомление составляется в письменном виде и направляется заинтересованным лицам не позднее 1 сентября текущего года (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).

Таким образом, свежие новости об изменении материнского капитала в 2018 году на 3 ребенка не соответствуют действительности. Таких денег у Пенсионного фонда просто нет.

В общем случае, применить средства материнского капитал можно не ранее, чем ребенку исполниться 3 года. Для этого нужно подать соответствующий комплект документов в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по местожительству физического лица или по месту его фактического проживания.

Получается, материнский капитал в 2018 году на 3 ребенка выплачивается в том же размере, что и в предыдущих годах. Его сумма по прежнему составляет 453 026 руб.

Ежемесячное детское пособие

В общем случае, о получении средств маткапитала на руки не может быть и речи. Любое расходование средств, включая погашение ипотеки, будет производиться в безналичном порядке. Однако в 2018 году родители второго ребенка смогут получать выплаты живыми деньгами в счет средств мат капитала.

Чтобы получить возможность воспользоваться средствами материнского капитала в 2018 году, должны выполняться следующие условия:

  • получатель выплаты должен быть гражданином РФ, постоянно проживающим на территории страны;
  • ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года и является гражданином РФ;
  • размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе для трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой;
  • получен государственный сертификат на материнский капитал (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ ).

Что касается размера выплаты, то он определяется исходя из прожиточного минимума ребенка, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ за 2-й квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.

Средний размер выплаты по стране – 10 523 руб. Однако в зависимости от региона размер пособия будет отличаться.

Например, в Московской области размер пособия составит 11 522 руб. (размер прожиточного минимума на 2 квартал 2017 года, установленный постановлением от 27.09.2017 № 806/34).

Размеры выплаты в 2018 году в Москве составит 14 252 руб. (постановление от 12.09.2017 № 663-ПП).

В свою очередь, пособие в 2018 году в Санкт-Петербурге составит 10 367,9 руб. (размер прожиточного минимума на 2 квартал 2017 года; постановление от 17.08.2017 № 693).

Отметим, что выплаты наличными из материнского капитала в 2018 году в прямом смысле слова не предусмотрены. Ежемесячная выплата будет перечислена на счет в банке. В связи с этим об открытии карточного счета или сберкнижки в кредитной организации стоит подумать заранее.

Добавим, слухи о том, что материнский капитал в 2018 году отменят беспочвенны. Программа маткапитала продлена до конца 2021 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Материнский капитал статьи расхода

Материнский капитал: стратегии семей

Екатерина Бороздина, Елена Здравомыслова, Анна Темкина
(Опубликовано на сайте Полит.ру 27 июня 2013 года, адрес: http://polit.ru/article/2013/06/27/family_capital/ )

В России поддержка семей с детьми декларируется как приоритетное направление современной социальной политики. Эта идеология реализуется посредством ряда мер социальной поддержки. На примере эмпирического исследования – использования материнского капитала – мы покажем, как идеология и практики реализации социальной помощи семьям приходят в противоречие друг с другом.

Итак, россияне хотят и пытаются получить от государства обещанную поддержку, в том числе Материнский (семейный) капитал. Однако заявленная политика помощи семьям, в действительности, слабо подкреплена конкретными мерами ее реализации. Кроме того, она мало доступна тем, кто в ней больше всего нуждается – а именно, малоимущим группам населения.

Начиная с середины 2000-х, был введен ряд мер, направленных на поддержку семей (прежде всего, матерей), которые выполняют «государственный заказ» и принимают решение родить двоих и более детей. Отличительная черта проводимой политики состоит в том, что она ориентирована, в первую очередь, на экономическое стимулирование семей (женщин) к рождению большего числа детей.

При этом власти оставляют без внимания проблемы граждан, связанные с необходимостью совмещать родительские обязанности и оплачиваемую занятость. Наблюдается хроническая нехватка детских образовательных учреждений, сохраняется практика постоянных поборов в детских садах и школах, качество детского здравоохранения остается низким и т.п.

Наиболее ярким проявлением такой политики стала программа материнского капитала (МК). Суть этой меры, введенной в 2006 г., заключается в том, что женщина, родившая второго (или последующего) ребенка в период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 имеет право на получение «материнского капитала». Данный капитал определяется как денежная сумма, подлежащая регламентированному расходованию и индексированию.

Размер МК в 2006 г. равнялся 250 тысячам рублей, а к 2013 году был индексирован до 408960 рублей. По достижении ребенком трех лет мать может использовать средства МК в соответствии лишь с тремя законодательно определенными статьями трат: на улучшение жилищных условий семьи, на образование детей или на накопительную часть материнской пенсии. Таким образом, законодатель изначально закрепляет крайне узкий коридор использования полученной помощи, опираясь на свои представления о нуждах семей с детьми.

В 2008-2009 годах в контексте мирового финансового кризиса программа МК была дополнена рядом временных мер. Во-первых, на определенный период, было разрешено использовать средства капитала сразу после рождения второго (или последующего) ребенка на покрытие ипотеки. Во-вторых, матери получили право на получение за счет МК единовременной выплаты в размере 12 000 рублей.

Сразу же после ее введения программа МК оказалась в центре общественных дискуссий. Как эксперты, так и СМИ подчеркивали, что данная мера государственной поддержки может стимулировать рождаемость только в низкодоходных слоях населения. Согласно этой распространенной точке зрения, только для бедных семей размер материнского капитала может показаться достаточно большим, по сравнению с издержками на воспитание ребенка, чтобы побудить их к рождению большего числа детей. Экономисты предупреждали, что увеличение числа рождений в данной группе семей, в итоге, приведет к ряду социальных проблем – возрастет число малоимущих и неблагополучных семей, еще больше детей окажется в трудной жизненной ситуации.

В 2011-2012 гг. Программа «Гендерные исследования» (ЕУСПб) при поддержке Фонда им. Г.Белля провела социологическое исследование, направленное на то, чтобы определить, как на практике происходит реализация программы MK и какие группы семей, в действительности, могут наиболее эффективно использовать данную меру государственной поддержки. Исследование проводилось в Санкт-Петербурге, Волгограде, Ленинградской и Московской областях.

В ходе него было собрано 38 глубинных полуструктурированных интервью с женщинами и семейными парами, обладающими правом на получение МК или уже его использовавшими. В исследовании участвовали информанты с разным числом детей в семье (от 2 до 7 детей), с различным уровнем образования (от среднего до высшего) и дохода. Подобный отбор информантов позволил проанализировать, как меры семейно-демографической политики используются семьями, находящимися в различных жизненных ситуациях.

Результаты нашего исследования показывают, что, вопреки прогнозам экспертов, программа МК оказывается востребованной, в первую очередь, средним классом. Именно этот социальный слой обладает ресурсами и навыками, необходимыми для преодоления барьеров, возникающих при реализации права на материнский капитал.

Между тем, родители, относящиеся к менее образованным и менее доходным группам, испытывают значительные затруднения при попытке потратить средства МК. Этот важный результат был подтвержден нами на втором этапе исследования (осень 2012 г.), когда мы специально опрашивали граждан, принадлежащих к низкоресурсным группам – тех, кто проживает в области; людей, не имеющих высшего образования и занятых в сфере малооплачиваемого труда; мигрантов, недавно получивших российское гражданство; многодетных матерей и матерей-одиночек и пр.

Заметим, что мы не добирались до самых неблагополучных слоев населения, а также до жителей деревень и отдаленных от города населенных пунктов. Наши информанты – в основном, жители небольших городских поселений. Многие из них имеют среднее профессиональное образование и постоянную работу, хотя свой уровень жизни они, преимущественно, оценивают как невысокий.

Итак, посмотрим, какие же типичные препятствия обнаруживаются при использовании МК в соответствии с предписанными статьями трат. Нужно отметить, что обсуждая свой опыт в отношении программы МК, наши информанты упоминали и другие формы семейных пособий. Эти данные мы включили в свой анализ.

Слишком мала сумма

Барьер 1. Сумма МК недостаточна для решения тех задач, на которые она рассчитана. Для использования средств материнского капитала на предписанные статьи расходов требуются дополнительные материальные ресурсы, отсутствующие у семей с низкими доходами.

Программа МК является одним из самых крупных по сумме бэби-бонусов на постсоветском пространстве. Заявленные в ней цели также весьма амбициозны – помочь гражданам улучшить жилищных условия, обеспечить образование детей, увеличить пенсию. Ориентируясь на эти жестко определенные законодателем цели, адресаты программы быстро заметили несопоставимость размера МК с реальной стоимостью квартиры или обучения в вузе.

Семьи отмечают, что в случае покупки жилья МК хватает на приобретение либо 5 кв. метров жилплощади в крупном городе, либо на приобретение дома в сильно удаленном районе области. Также средства капитала не являются достаточными для того, чтобы полностью покрыть стоимость высшего образования.

Родители, стремящиеся вложить МК в приобретение «хорошего» жилья в «хорошем районе» или на то, чтобы дать детям достойное образование, должны иметь дополнительные источники финансирования. Они должны добавить к МК свои ранее накопленные сбережения, занять деньги у родственников или знакомых, использовать банковские кредиты и т.п. Для людей, проживающих на съемной квартире и тратящих на ее аренду значительную часть зарплаты, не имеющих достаточного постоянного дохода для оформления ипотеки, использование МК на улучшение жилищных условий не представляется возможным. Также малоимущие семьи не имеют накоплений, которые можно было бы добавить к сумме МК для того, чтобы оплатить обучение ребенка в вузе.

Одна из участвовавших в нашем исследовании матерей, чья дочь в 2011 г. поступила в медицинский вуз, рассказывает: «Учеба стоит около 100 тысяч за год. Соответственно, это тоже получается, что ты обеспечиваешь ребенку три с половиной года обучения на эти деньги [средства МК]. И мы не рискнули … влезть в платное обучение» (Санкт-Петербург, 41 год). Не имея возможности взять кредит для оплаты всего срока обучения в университете, эта семья решила не вкладывать МК в оплату первых лет обучения своей дочери в вузе.

В результате, значительная сумма в 408 тыс. рублей не воспринимается многими семьями как «реальные деньги». Не имея дополнительных финансовых ресурсов), граждане не могу инвестировать МК в приобретение жилья или в обучение детей в вузе. Сертификат на материнский капитал превращается для них в «одно название», в «бумажку о капитале».

В то же время низкодоходные семьи, не видящие перед собой реальных возможностей потратить средства МК, не воспринимают данную программу как стимул к тому, чтобы родить еще одного ребенка.

Средний класс с большей вероятностью способен преодолеть описанные препятствия при использовании средств МК. Доходы таких семей выше, они имеют накопления, что позволяет взять банковский кредит; их персонализированные социальные сети включают более обеспеченных людей, которые могут оказать им материальную поддержку. Соединив разные финансовые ресурсы в дополнение к материнскому капиталу, семьи среднего класса могут потратить средства сертификата, например, на улучшение жилищных условий.

В результате, именно более обеспеченные семьи, которые на практике способны использовать средства МК, оказываются социальной группой, на чьи репродуктивные планы проводимая демографическая политика могла бы как-то воздействовать. Никто из опрошенных нами родителей не подтвердил, что они решили родить второго (или последующего) ребенка ради получения материнского капитала. Однако несколько семей из среднего класса, оформивших на момент введения программы ипотеку, отметили, что желание расплатиться с кредитом за счет средств МК в какой-то степени повлияло на их решение завести ребенка раньше, чем они планировали до этого.

Нет механизмов реализации

Барьер 2. Механизмы реализации программы МК не разработаны. Для использования материнского капитала нужны работающие механизмы вложения предоставляемых ею средств, однако, они отсутствуют.

Семьи, участвовавшие в нашем исследовании и пытавшиеся воспользоваться программой материнского капитала, говорят о значительных практических трудностях, сопряженных с осуществлением данного права.

Эти трудности связаны, во-первых, с тем, что разработчики программы не установили четких бюрократических механизмов ее реализации. Так, например, многие семьи, желавшие вложить МК в образование детей, не смогли это сделать, поскольку, чиновники на местах не знали, кто (родители или ДОУ) и какие именно документы должен в данном случае предоставить.

Во-вторых, механизмы реализации программы материнского капитала, прописанные в нормативных актах, в значительной части случаев не учитывают нюансы реальной ситуации на рынке недвижимости или в сфере образования. В частности, необходимость ждать выплаты материнского капитала вплоть до полугода (в случае вложения средств в улучшение жилищных условий) описывалась многими нашими информантами как фактор, поставивший под угрозу проведение сделки по покупке недвижимости.

Реалии жизни сельских жителей и жителей небольших городов, а также малообеспеченных слоев населения, учитывались разработчиками программы в еще меньшей степени, чем потребности городских семей среднего класса. Так, многие родители, проживающие за пределами областного центра, говорили нам о своем стремлении построить за счет МК собственный дом для постоянного проживания. При этом они сетовали на то, что программа не предполагает возможности вложить средства капитала в покупку земельного участка.

Некоторые низкодоходные семьи, получившие земельный участок в Ленинградской области за счет другой социальной программы, отмечали, что всё равно не могут воспользоваться материнским капиталом для постройки дома. Программа МК предполагает, что в начале строительства подрядчикам перечисляется только половина суммы капитала, а остаток – после того, как жилье будет возведено. Таким образом, семьи, у которых нет собственных накоплений или возможности взять кредит, не могут на практике использовать материнский капитал для улучшения жилищных условий, даже если речь идет о строительстве дешевого (относительно стоимости городской квартиры) дома в сельской местности.

Эту типичную историю описывает одна из женщин: «Капитал этот еще можно использовать на строительство дома на уже имеющейся земле. Но, к сожалению, землю купить [на средства МК] нельзя. При этом при строительстве какие-то разные схемы: при использовании подрядчиков выплачивается сначала половина этого капитала, через 6 месяцев — вторая половина. ну, какой-то бред. То есть, в принципе, хочешь строиться — надо геморроиться» (Ленинградская обл., 28 лет).

В результате, граждане с трудом могут воспользоваться материнским капиталом на практике (зачастую, им приходится отказаться от его использования на неопределённый срок). Политику государства они описывают как сугубо декларативную, «хитро устроенную», не ориентированную на потребности и возможности граждан.

Рассказывает одна из женщин: «То есть мы не можем им [материнским капиталом] воспользоваться, чтобы нам было удобно! У нас нет, допустим, первоначального взноса, да, например, там 500 тысяч или 300 тысяч. У нас нет таких денег, да! И мы не можем воспользоваться материнским капиталом, чтобы его дать как первоначальный взнос. То есть все хитро задумано, все равно. Вроде бы они и сделали, но в то же время попробуй-ка ты воспользуйся! (Ленинградская обл., 30 лет).

Семьи среднего класса так же, как и в первом случае, могут преодолевать «временные зазоры» между тратами и возвратом денег, используя имеющиеся накопления. Более обеспеченные и образованные родители осуществляют своего рода со-участие в выработке механизмов реализации социальных программ: через личные связи, воздействуя разными способами на чиновников или выстраивая сложные схемы приобретения жилья (складывая ресурсы из разных программ).

Не хватает информации

Барьер 3. Программы поддержки семей не имеют информационного сопровождения. Для использования материнского капитала и других программ поддержки семьям нужна информация о них в доступном виде, а она недостаточна или отсутствует.

Эффективное использование программ государственной поддержки возможно только в случае, если их адресаты обладают достаточной информацией о данных мерах: о том, как конкретно они должны действовать, и как именно можно «войти» в программу. Семьи, участвовавшие в нашем исследовании, отмечают значительные информационные барьеры, препятствующие получению данной формы государственной поддержки, которая воспринимает ими как одно из социальных пособий.

Чиновники, ответственные за распространение информации о мерах государственной помощи, описываются гражданами как недружелюбные, скрывающие от адресатов часть необходимых сведений. Достаточно легко получить сертификат МК («бумажку») – об это сказали почти все наши информанты. Однако для того, чтобы подать документы на участие в той или иной, адресованной семьям, государственной программе, или чтобы фактически использовать средства МК, гражданам приходится тратить значительные усилия на сбор нужных данных – на выяснение деталей через знакомых, поиск сведений в сети Интернет или попытки добиться достоверного ответа, обращаясь в различные инстанции.

Матери рассказывают о своих хождениях по бюрократическим инстанциям, описывают, как они ходят по офисам чиновников с двумя малолетними детьми, которых не с кем оставить. Их посылают из одного кабинета в другой, требуют дополнительных документов, причем в разных кабинетах (в разных инстанциях) требуются разные справки. Родители, проживающие в сельской местности, для получения информации о программах социальной поддержки зачастую вынуждены обращаться в социальные службы районного или областного центра, куда нужно добираться на разных видах транспорта, не всегда работающего регулярно.

В результате, калькулируя возможные выгоды от социальных пособий (часто оцениваемых как незначительные) и издержки, затрачиваемые на получение информации о них, многие семьи решают не тратить свои время и силы на поиск сведений о мерах государственной помощи. Вот что говорит по этому поводу одна из наших информанток, проживающая в Ленинградской области:

«Ну, вот за 50 рублей в месяц я, конечно, не пойду узнавать ничего. Во-первых, это надо ездить, это не у нас будет, скорее всего. Да, ничего мы не узнавали. Знаем так же от друзей и знакомых, что вряд ли что еще есть. Ничего не узнавали» (40 лет).

Иными словами, в ряде случаев «цена» получения информации воспринимается гражданами как более высокая, по сравнению с ее результатом. Конечно, МК рассматривается не просто одно из мелких пособий, сложности получения которого превышают возможную выгоду. По своей сумме МК потенциально является значительным хоть и разовым вкладом в материальное благополучие семьи. Тем обиднее, оскорбительнее для граждан информационные препоны, лежащие на пути к использованию данной формы социальной поддержки.

Другой составляющей проблемы информированности граждан о мерах государственной помощи семьям является весьма нечеткая форма подачи информации. Многие семьи отмечают, что попытавшись воспользоваться той или иной мерой государственной поддержки, они столкнулись с «незамеченными» ранее условиями вложения МК, с попытками чиновников по-своему прочитать текст законодательной нормы. Чиновники одного уровня дают одно толкование, а чиновники другого уровня – иное.

В глазах граждан, проживающих в поселках городского типа или в сельской местности, местные чиновники нередко предстают как лица, сознательно чинящие препятствия для получения государственной помощи. Ни о какой дружественной к семье и матери политике, которая постоянно заявляется на федеральном уровне, не идет и речи. Вот что говорит в связи с этим одна из опрошенных женщин о программе материнского капитала.

«Ну, что его [материнский капитал] очень тяжело использовать, на мой взгляд. Потому что у нас, даже если ты пойдешь, там скажут: «А вот тут еще этот закон, тут подзакон есть, вот так вот его нельзя использовать. Надо как-то вот через вот это, еще что-то, кучу бумажек там всяких принесите». Потом скажут: «А вы еще не подходите под это или еще что-то» (Ленинградская обл., 27 лет).

Средний класс и в этом смысле оказывается в более выгодном положении. Его представители часто профессионально умеют работать с информацией и относительно легко преодолевают информационные барьеры. Они неплохо осведомлены о том, в каких программах поддержки семей они могут участвовать, и что конкретно нужно для этого сделать. В их социальных сетях информация также распространяется относительно быстро и широко. Впрочем, и родители, относящиеся к среднему классу, жалуются на то, что информация о социальной помощи трудно доступна.

Как преодолеваются барьеры?

Теперь рассмотрим, что же делают семьи для того, чтобы преодолеть данные барьеры и эффективно использовать программы государственной поддержки. Обратим внимание на ресурсы и стратегии низкодоходных групп.

Как мы уже отмечали выше, материнский капитал, как и некоторые другие формы поддержки семей с детьми «работает» только при наличии у его получателей дополнительных финансовых ресурсов, с которыми его можно аккумулировать. Для низкодоходных групп это очень существенное препятствие. Однако они, по мере возможности, стараются, например, устроиться на работу, дающую стабильный доход, что позволяет обратиться за кредитом в банк (заметим, однако, что другие исследования показывают: женщин с детьми неохотно берут на работу, и зарплаты они получает ниже, чем мужчины или бездетные женщины).

Кроме того, чтобы экономить на съеме жилья и постепенно накапливать деньги на первый взнос, молодые семьи проживают совместно с родителями и с другими родственниками, хотя идеалом, как и в среднем классе, признается отдельное проживание с отдельными комнатами для детей. Семья становится, таким образом, многопоколенной и расширенной по факту, однако закон о МК не предполагает статьи трат, связанные с такой структурой домохозяйства и воспитания детей.

В условиях, когда институциональные механизмы реализации программ поддержки семей слабо разработаны, а также ощущается явный недостаток информации, значимым ресурсом для использования мер государственной помощи является персонализированные отношения с чиновниками. Мы обратили внимание на то, что в небольших поселениях граждане часто знают представителей социальных служб в лицо, по именам, имеют представление об их должностных позициях и репутациях.

Достаточно часто семьи имеют неформальный доступ к чиновникам, с которыми они знакомы сами или через посредников, «Свой» чиновник, как минимум, служит источником сведений об имеющихся видах государственной поддержки и правилах их получения. В ситуации же неясных и плохо работающих правил, возможность семьи участвовать в той или иной программе напрямую определяется сведениями и решениями, принимаемыми конкретным лицом, ответственным за реализацию данной меры поддержки.

При отсутствии неформального доступа к чиновникам важным является обладание особыми наступательно-агрессивными навыками взаимодействия с местной бюрократией. Умение отстаивать свою позицию в различных инстанциях, добиваться оформления нужных документов, проводить в жизнь принятые постановления – это ресурс, который помогает гражданам «выбить» полагающееся им по закону.

Жители небольших поселений демонстрируют такую активную индивидуализированную стратегию в борьбе за свои социальные права. Они обращаются в вышестоящие инстанции, опираясь на профессиональную поддержку юристов, или подают в суд. Приведем пример из беседы с женщиной, стремящейся получить участок в Ленинградской области в рамках социальной программы:

«Сам глава администрации в силах повлиять на решение наших таких чиновников, которые отказывают нам. То есть если он как-то повлияет на решение, то есть выдаст нам эту справку, поставит на очередь, нарежет участок или что-нибудь еще в этом роде, мы, конечно, не будем никуда обращаться, естественно. А если нет, то да, мы будем обращаться в суд». (Ленинградская обл., 30 лет).

В условиях нехватки информации о программах, когда правила участия изложены сложным юридическим языком, родители, умеющие работать с данным типом сведений, получают ряд преимуществ. Они не только лучше разбираются в льготах и пособиях, положенных им согласно закону, но и способны манипулировать мерами государственной поддержки для собственной выгоды. Приведем, в качестве примера, рассказ нашей информантки-экономиста о том, как она организовывала свой выход на работу после отпуска по уходу за ребенком:

«Я вышла в год (когда ребенку исполнился 1 год) на работу. При этом есть такое, скажем так, ходишь на работу – ты не получаешь уже пособие, ты зарплату получаешь. Но если я выхожу на работу не на полную ставку, тогда за мной сохраняется пособие. Я вышла в год на работу на 0,9 ставки, соответственно, я получала и зарплату, и пособие» (Ленинградская обл. 40 лет).

Таким образом, программы помощи семьям с детьми (и в частности, материнский капитал), имеют разные социальные эффекты в разных социальных стратах. Наше исследование показывает, что жестко определенные статьи расходования материнского капитала не учитывают разнообразные материальные потребности семей, находящихся в различных жизненных ситуациях.

В том формате, в котором программа действует в настоящее время, она может быть относительно эффективно использована, прежде всего, представителями образованного среднего класса. Именно этот социальный слой обладает достаточными материальными ресурсами, навыками работы с информацией и социальными сетями, необходимыми для того, чтобы установленные нормы государственной помощи семье могли реализоваться на практике.

Представители низкоресурсных групп, хотя они, возможно, и в большей степени заинтересованы в поддержке со стороны государства, испытывают трудности с преодолением тех барьеров, которые отделяют их от эффективного использования социальной помощи. Материнского капитала может хватить (или, по крайней мере, он ощутим в этом случае) на строительство небольшого дома в области.

Многие наши информанты выражали желание именно так потратить причитающуюся им сумму. Однако малоимущим родителям двоих или более детей, трудно преодолеть все бюрократические барьеры для оформления этой возможности, затем осуществить вложение относительно большой суммы денег, самостоятельно покрыть расходы на подготовку участка, подводку газа, электричества, а потом дождаться (или не дождаться) возмещения расходов.

Им это сложнее сделать это, чем обеспеченным людям превратить трехкомнатную квартиру в городе в четырехкомнатную улучшенной планировки, взяв ипотеку в банке или объединив собственные деньги с МК (впрочем, и это тоже далеко не просто см. публикацию Е. Бороздина, Е. Здравомыслова, А. Темкина «Материнский капитал: социальная политика и стратегии семей»).

В итоге, если посмотреть на программы социальной помощи семьям, особенно программу материнского капитала, из перспективы негородского жителя с низкими доходами (наиболее нуждающегося в поддержке государства), оказывается, что реальные потребности и возможности данной социальной группы учтены в государственных программах в гораздо меньшей степени, чем потребности более благополучных слоев населения.

Было бы лучше, если бы родители с детьми получили больше возможностей для расходования причитающихся им денег (например, на оплату лечения ребенка), а условия вложения МК были бы прозрачными, ясными и понятными для всех участников программы: как для получателей, так и для самих чиновников, обеспечивающих реализацию социальной поддержки. Только в этом случае можно надеяться на рост доверия граждан к российской социальной политике и реализующим ее структурам.

Материал подготовлен при поддержке Фонда Генриха Белля