Мат помощь к зарплате

Рубрики Вопрос юристу

Мат помощь к зарплате

Материальная помощь является выплатой непроизводственного характера и не зависит от результатов деятельности организации. Материальная помощь может быть оказана как собственным работающим и бывшим сотрудникам, так и любым сторонним лицам на различных основаниях. Основаниемями для выплаты материальной помощи может стать: уход в очередной отпуск, праздники, оздоровление, возмещение ущерба, причиненного какой-либо чрезвычайной ситуацией, смерть члена семьи сотрудника и др.

Материальная помощь может выплачиваться как по инициативе организации, так и по заявлению работника, в первом случае материальная помощь выплачивается всем или большинству работников (например, при уходе в очередной отпуск) и относится к единовременным поощрительным выплатам, во втором случае она предоставляется при особых обстоятельствах отдельным работникам или другим лицам по их заявлению (например, на покупку медикаментов, погребение, другие бытовые нужды) и является выплатой социального характера.

В силу многообразия возможных оснований для выплаты материальной помощи у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с их учетом и налогообложением. Рассмотрим отражение выплаты материальной помощи работникам в бухгалтерском и налоговом учете для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Размер помощи устанавливается руководителем предприятия. Он определяется в абсолютном выражении или в сумме, кратной должностному окладу в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей организации. Порядок оказания материальной помощи может регламентировать коллективный или трудовой договор .

Источником выплаты материальной помощи являются доходы от текущей деятельности организации. Решение о ее выплате оформляется приказом руководителя организации. В зависимости от того, прописана ли возможность предоставления материальной помощи в трудовом договоре с сотрудником или нет:

— выплата материальной помощи будет признаваться расходом на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ (если она предусмотрена условиями договора, например, материальная помощь к отпуску);

— выплата помощи будет признаваться внереализационным расходом и учитываться на счете 91-2 «Прочие расходы» (если она не указана в трудовом договоре).

В соответствии с п. п. 4, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты по оказанию материальной помощи бывшим сотрудникам являются внереализационными расходами организации и должны отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». В силу того, что данные затраты не учитываются при налогообложении прибыли, в связи с возникновением постоянной разницы в бухгалтерском учете организации должно быть отражено постоянное налоговое обязательство, которое учитывается по дебету счета 99 Отчет о прибылях и убытках в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 ПБУ 18/02).

Поскольку материальная помощь не является вознаграждением за труд и не относится к выплатам стимулирующего и компенсационного характера, к ней не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.

На практике может сложиться ситуация, когда сотруднику выплачивается материальная помощь по какому-либо основанию, но при этом с доходов сотрудника необходимо удержать алименты. Виды выплат, с которых удерживаются алименты , определены перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 (в ред. от 06.02.2004 N 51). В частности, алименты удерживаются с сумм помощи, за исключением оказываемой в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников. Также алименты не удерживаются с материальной помощи в связи с рождением ребенка, регистрацией брака (пп. «л» п. 2 Перечня).

При документальном оформлении выплаты материальной помощи сотрудникам возникают затруднения в связи с отсутствием унифицированной формы. На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут быть приняты к бухгалтерскому учету при условии наличия всех необходимых реквизитов. Поэтому бухгалтерия вправе начислить материальную помощь, если поступит соответствующее распоряжение, содержащее следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи.

Что касается налогообложения операций по оказанию материальной помощи, особое внимание следует обратить на такие налоги, как налог на прибыль , НДФЛ, ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Единый социальный налог

Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Напоминаем, что понятие «оплата труда» определено в ст. 129 ТК РФ: это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

Выплата материальной помощи сотрудникам не относится к расходам на оплату труда по следующим основаниям:

1) она непосредственно не связана с выполнением сотрудниками их трудовых обязанностей;

2) данная выплата не связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. При этом п. п. 21 и 23 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи сотрудникам, а также расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Единый социальный налог на материальную помощь, выплачиваемую сотруднику организации, не начисляется и в силу прямого указания в п. 23 ст. 270 НК РФ, так как суммы материальной помощи нельзя учесть при налогообложении прибыли. А если выплата произведена за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то и объекта обложения по ЕСН не возникает (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Кроме того, в ст. 238 НК РФ определены основания, по которым материальная помощь, независимо от источника выплаты, не подлежит обложению ЕСН. Это суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией:

— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

— членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Страховые взносы в ПФР

С суммы выплаченной сотрудникам материальной помощи не будут начисляться взносы в ПФР, так как в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по ЕСН. Так как материальная помощь является одной из выплат социального характера и не может рассматриваться как часть заработной платы, освобождение ее от налогообложения соответствует принципам пенсионного страхования: трудовая пенсия должна формироваться прежде всего за счет выплат, размер которых определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

При начислении и уплате страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо руководствоваться:

1) Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (ред. от 11.04.2005 N 207) «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Правила);

3) Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее — Перечень).

Согласно п. 3 указанных Правил страховые взносы начисляются по всем основаниям на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях — на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Следовательно, материальная помощь, оказанная лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией, полностью исключается из налогооблагаемой базы.

По материальной помощи, выдаваемой сотрудникам организации, от налогообложения освобождаются выплаты, поименованные в Перечне:

— материальная помощь, оказываемая сотрудникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 7);

— материальная помощь, выдаваемая сотрудникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8).

Таким образом, можно было бы сделать вывод, что по всем остальным основаниям на выплачиваемые сотрудникам суммы материальной помощи необходимо начислять взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако в данной ситуации сотрудники ФСС РФ настаивают на том, что такие взносы на материальную помощь должны быть начислены, так как Перечень выплат, на которые они не начисляются, является закрытым. Подобного мнения придерживаются и некоторые суды, в частности ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.11.2003 N Ф03-А16/03-2/2806.

Однако существует и противоположная точка зрения, которая базируется на следующих основаниях:

1) базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход);

2) материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам, к таким доходам не относится, так как данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения (ст. 139 ТК РФ). При этом эти выплаты предоставляются без учета результатов труда конкретных работников;

3) расходы на выплаты в виде сумм материальной помощи не учитываются при определении налоговой базы, т.е. производятся не за счет фонда оплаты труда, а за счет чистой прибыли.

Ряд судебных решений подтверждает правильность и данной позиции. Например, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.07.2004 N Ф09-2908/04-АК указал, что материальная помощь не является частью заработной платы и выдается без учета результатов труда конкретных сотрудников. Такой же вывод следует из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2002 N А74-2592/02-К2-Ф02-3736/02-С1.

Следовательно, в сложившейся ситуации организации придется самостоятельно принять решение, начислять или нет страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на материальную помощь. Во втором случае высока вероятность, что придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на доходы физических лиц

В ст. 217 НК РФ содержится закрытый перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, в частности:

1) единовременная материальная помощь в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью на основании решения властей;

2) единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи или членам семьи умершего сотрудника;

3) единовременная материальная помощь пострадавшим от террористических актов на территории России независимо от источника выплаты;

4) суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. в год (например, к отпуску, в связи со сложным материальным положением, бывшим работникам, которые ушли на пенсию, и т.д.).

Обратите внимание! С 1 января 2006 г. увеличился размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи с 2000 руб. до 4000 руб. (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2005 N 71-ФЗ).

Суммы материальной помощи в пределах 4000 руб. в год, выданные как работающим, так и бывшим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в налоговую базу по НДФЛ не включаются

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Матпомощь и доплата до минзарплаты: неожиданный поворот от Гоструда

Гоструда ответила на вопрос: входит ли материальная помощь в минимальную заработную плату?

При исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам. Принимая это во внимание, если материальная помощь не относится к указанным выплатам, то она должна учитываться в размер минимальной зарплаты.

Такая позиция абсолютнно противоположна той, которая высказывалась уже раньше, в частности, Управлением Гоструда в Кировоградской области, согласно которой материальная помощь не является зарплатой за отработанное время, поэтому не учитывается в минимальную зарплату. Ведь минимальная зарплата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда.

Минсоцполитики в письме от 13.02.2017 г. № 294/0/101-17/282 отметило, что суммы материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и денежной помощи при предоставлении ежегодного отпуска, которые выплачиваются в размере средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с положениями Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100, не учитываются в заработную плату для обеспечения ее минимального уровня, поскольку выплачиваются работнику не за выполненную работу и не являются элементами заработной платы.

Выплата материальной помощи в условиях действия нового закона о госслужбе

14.11.2016 36437 5 1

Из этой статьи вы узнаете: об особенностях выплаты материальной помощи (на оздоровление и для решения социальных вопросов) государственным служащим в условиях действия Закона № 889.

Ситуация 1
Материальная помощь на оздоровление
Госслужащему, принятому на службу согласно действующему на то время штатному расписанию, в апреле текущего года начислена материальная помощь при предоставлении ему ежегодного отпуска (с 03.05.16 г.) в размере его должностного оклада. Фактически он ее получил в мае текущего года. Подлежит ли корректировке эта выплата в условиях действия нового законодательства?

Обычно в случае введения новых норм законодательства вопросы оплаты труда работников не остаются в стороне. Так происходит и в настоящий момент, когда вступил в силу Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889).

В приведенной ситуации, действительно, заработную плату и материальную помощь госслужащим следовало начислять по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на апрель 2016 года.

Так, зарплата этим должностным лицам рассчитывалась в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Право на выплату в пределах утвержденных объемов фонда оплаты труда помощи на оздоровление во время предоставления ежегодного отпуска согласно пп. 3 п. 2 Постановления № 268 предоставлено руководителю госоргана. Определено, что максимальный размер такой помощи, как и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов – среднемесячный заработок работника.

Поэтому если в приведенной ситуации согласно положению об оплате труда госслужащих соответствующего госоргана предусматривалось выплачивать помощь к отпуску в размере должностного оклада работника, то так и следовало действовать до 01.05.16 г., пока не вступил в силу Закон № 889.

Однако Законом № 889 существенно изменены условия оплаты труда госслужащих по сравнению с предусмотренными Законом от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе»: с 01.05.16 г. оплата труда госслужащих должна регулироваться нормами ст. 50, 51, 52 Закона № 889 и соответствующих решений Кабмина.

С 01.05.16 г., согласно ст. 57 Закона № 889, в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (продолжительность которого, как и раньше, составляет 30 календарных дней) выплачивается денежная помощь в размере среднемесячной заработной платы.

Таким образом, согласно действующему на сегодня законодательству право на выплату денежной помощи на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы имеют государственные служащие, которым ежегодные отпуска предоставляются после 01.05.16 г.

При расчете среднего заработка тем госслужащим, которым ежегодный отпуск предоставляется после 01.05.16 г., как и раньше, применяются нормы Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100). В приведенной ситуации необходимо руководствоваться п. 2 разд. ІІ Порядка № 100, где предусмотрена особенность определения периода, за который исчисляется средняя зарплата для работников органов государственной власти.

Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников этих органов в соответствии с актами законодательства (что и произошло в нашей ситуации с госслужащими) период до изменения структуры зарплаты изымается из расчетного периода. То есть в расчет среднего заработка не включаются выплаты, осуществленные госслужащему в соответствии с условиями оплаты труда, введенными ранее, до вступления в силу новых условий оплаты труда для госслужащих согласно Закону № 889.

В расчет среднего заработка для оплаты дней основного ежегодного отпуска госслужащего, который предоставлялся ему в мае 2016 года, следовало включать те выплаты, которые ему причитаются по новым условиям оплаты труда. В частности, следует применять условия оплаты труда, предусмотренные постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (далее – Постановление № 292).

Расчет заработка, который состоит из должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет, осуществляется исходя из выплат за май текущего года как за полный месяц. Поскольку в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289, которое применяется с 01.05.16 г., госслужащему могла быть установлена надбавка за интенсивность труда или надбавка за выполнение особо важной работы (или же сразу обе надбавки), то и они будут включаться в такой расчет. Так нужно действовать, даже если приказ руководителя госоргана об установлении госслужащему этих надбавок начиная с этой даты издан недавно – в сентябре текущего года.

То есть указываем: если госслужащему материальную помощь к его ежегодному основному отпуску, предоставленному с 03.05.16 г., начислили по нормам ранее действующих нормативно-правовых актов по оплате труда, то сумма такой выплаты однозначно подлежит перерасчету. Обращаем внимание: составляющие заработка госслужащего учитываются в тех размерах, которые были установлены ему и выплачены именно за май 2016 года.

Конкретизируем это на примере.

Пример
Руководителю отдела в составе департамента райгосадминистрации согласно Постановлению № 292 установлен должностной оклад в размере 3 101 грн. и надбавка за ранг – 400 грн. Надбавка за выслугу лет составляет 20 % должностного оклада (т. е. 620,20 грн.) (стаж госслужбы – 13 лет). Приказом руководителя аппарата райгосадминистрации от 19.09.16 г. работнику установлена надбавка за интенсивность труда в размере 25 % должностного оклада (т. е. 775,25 грн.). Предусмотрено, что эта надбавка должна выплачиваться начиная с 01.05.16 г.

В соответствии с п. 2 Порядка № 100 исчисление средней заработной платы для оплаты 30 дней дни ежегодного отпуска должно осуществляться исходя из выплат, предусмотренных по должности работника согласно новым условиям оплаты труда в мае текущего года.

Расчетная зарплата работника составляет 4 896,45 грн. (3 101,00 грн. + 400,00 грн. + 620,20 грн. + 775,25 грн.).

Далее согласно п. 7 Порядка № 100 определяется средняя зарплата, исходя из которой начисляется оплата за дни ежегодного отпуска:

4 896,45 грн. : 28 к. д. (31 к. д. – 3 празд. д.) =
= 174,87 грн.

Это будет среднедневной заработной платой.

Сумма заработка за 30 дней основного ежегодного отпуска составляет:

174,87 грн. х 30 к. д. = 5 246,10 грн.

Денежная помощь в размере среднемесячного заработка, который предоставляется госслужащему при предоставлении упомянутого отпуска, рассчитывается следующим образом:

  • определяется среднедневная заработная плата:

4 896,45 грн. : 19 р. д. (май) = 257,71 грн.;

  • размер денежной помощи, которая подлежит выплате:

257,71 грн. х 19 р. д. = 4 896,49 грн.

Поэтому если начисленная и выплаченная по старым нормам помощь к отпуску, которая предоставляется госслужащему в мае 2016 года, меньше этой суммы, разницу необходимо доплатить.

Ситуация 2
Материальная помощь для решения социальных вопросов
Выплата социально-бытовой помощи госслужащему, в том числе для приобретения оздоровительной путевки своему ребенку, предусмотрена положением об оплате труда госоргана. Как следует действовать, если работник обратился с заявлением о предоставлении ему помощи именно для приобретения путевки своему ребенку в оздоровительный лагерь, а из-за недостаточности средств для ее выплаты решение принято только в ноябре текущего года?

Обратим внимание на особенности предоставления материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов. Согласно ст. 54 Закона № 889 порядок ее предоставления и размеры определяются Кабмином. Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социальных вопросов утвержден постановлением КМУ от 08.08.16 г. № 500. В нем предусмотрено, что госслужащий должен в письменном виде обратиться с личным заявлением, и тогда помощь может быть выплачена в размере среднемесячной зарплаты, причем раз в год. Решение о выплате помощи принимается руководителем госслужбы в соответствующем госоргане и непосредственно зависит от наличия в смете средств фонда оплаты труда именно на эту цель.

Например, если госслужащий обратился с заявлением о выплате этой помощи в августе текущего года, а источник выплаты появился только в ноябре, то и приказ руководителя госслужбы издается не ранее ноября текущего года. В таком случае расчет среднемесячного заработка для выплаты помощи осуществляется исходя из выплат за 2 месяца, предшествующих событию (в нашей ситуации – исходя из выплат за сентябрь – октябрь текущего года), а не из расчета за июнь – июль текущего года.

Поскольку упомянутая выплата не относится к таким, которые являются обязательными для выплаты, и непосредственно зависит от имеющихся бюджетных средств, то она может вообще не выплачиваться.

Согласовано со
Светланой Коновал,
главным специалистом отдела
государственного регулирования
заработной платы в бюджетной сфере
Министерства социальной политики Украины

Как начисляется материальная помощь на оздоровление

Вот и настала горячая пора отпусков, с таким вожделением ожидаемая каждым работником.

Вот и настала горячая пора отпусков, с таким вожделением ожидаемая каждым работником. Столь долгожданному отдыху материальная помощь на оздоровление от работодателя будет только способствовать. Как правильно документально оформить предоставление материальной помощи на оздоровление? Каков порядок ее выплаты и налогообложения?

Работодатели предоставляют материальную помощь на оздоровление чаще всего вместе с основной непрерывной частью ежегодного основного отпуска, которая составляет не менее 14 календарных дней.

Читайте также:

Право на ежегодный основной отпуск имеют все работники, который предоставляется пропорционально отработанному времени с сохранением работнику на его период места работы и заработной платы.

Право на ежегодный основной отпуск полной продолжительности в первый год работы возникает у работника по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы на предприятии. Исключения в части предоставления отпусков полной продолжительности до истечения указанного строка для отдельных категорий работников предусмотрены в ч. 7 ст. 10 Закона № 504.

Ежегодный основной отпуск предоставляется работнику на основании его заявления или в соответствии с графиком отпусков и оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска (ф. П-3). Заявление о предоставлении материальной помощи на оздоровление работник может написать, как одновременно с заявлением на предоставление отпуска, так и отдельно.

Документальное оформление выплаты материальной помощи на оздоровление, ее начисление, налогообложение и удержание ЕСВ зависят от некоторых критериев и условий выплаты, речь о которых пойдет далее.

Есть два варианта представления материальной помощи на оздоровление — добровольное и обязательное.

1. Обязательное предоставление.

Предоставление материальной помощи оформляется приказом руководителя, если выплата материальной помощи на оздоровление предусмотрена в коллективном договоре или законодательством. Например, помощь на оздоровление в размере оклада к ежегодному отпуску предоставляется госслужащим в соответствии со ст. 35 Закона № 3723.

2. Добровольное предоставление.

Если выплата материальной помощи на оздоровление не предусмотрена в обязательном порядке, ее предоставление оформляется на основании заявления работника. В случае наличия финансовых ресурсов и положительного решения о предоставлении такой помощи издается соответствующий приказ руководителя.

Начисление материальной помощи на оздоровление

Размер материальной помощи на оздоровление зависит, прежде всего, от финансовых возможностей работодателя. При этом в коллективном договоре на размер таких ежегодных выплат могут влиять следующие критерии:

стаж работы на данном предприятии;

категория работника (руководство предприятия, руководитель подразделения, основной производственный персонал, вспомогательный персонал и т. д.).

А могут — и не влиять, если материальная помощь на оздоровление устанавливается для всех работников в одинаковом размере.

Если материальная помощь предоставляется в размере средней зарплаты, то Минтруда в письме от 21.08.2009 г. № 506/13/84-09 для ее исчисления с целью начисления материальной помощи для оздоровления рекомендует руководствоваться нормами Порядка № 100.

В случае если средняя месячная зарплата определена законодательством как расчетная величина для начисления выплат и помощи (в т. ч. материальной помощи), она исчисляется путем умножения среднедневной зарплаты на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде. При этом среднедневная зарплата определяется делением зарплаты за фактически отработанные в течение 2-х месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается путем деления суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца в соответствии с графиком работы предприятия, установленным с соблюдением требований законодательства, на количество этих месяцев, т. е. на два.

Налогообложение сумм материальной помощи на оздоровление зависит от того, включаются ли такие выплаты в фонд оплаты труда.

Согласно пп. 2.3.3 Инструкции № 5 в фонд оплаты труда включается, в частности, материальная помощь систематического характера, предоставляемая всем или большинству работников.

В целях обложения НДФЛ следует руководствоваться положениями пп. 170.7.3 НКУ, в которых указано, что не включается в налогооблагаемый доход сумма материальной помощи, в т. ч. и на оздоровление, предоставляемая резидентами — юридическими или физическими лицами в течение отчетного налогового года в размере, не превышающем совокупно сумму 1320 грн. в 2011 году.

Однако если сумма материальной помощи на оздоровление не превышает вышеуказанный размер и освобождается от обложения НДФЛ, то она не включается в состав расходов предприятия на оплату труда (п. 142.1 НКУ).

Сумма материальной помощи, превышающая 1320 грн. и не превышающая 9410 грн., подлежит налогообложению по ставке НДФЛ в размере 15%. Если материальная помощь на оздоровление выплачивается в сумме большей, чем 9410 грн., то превышение подлежит обложению НДФЛ по ставке 17%.

Алгоритм применения этих ставок при налогообложении доходов приведен ГНАУ в письме от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, № 2918/7/17-0717.

В Налоговом расчете (ф. № 1ДФ) сумма материальной помощи на оздоровление отражается с признаком дохода «169» при этом:

в графах 3 и 3а проставляется вся сумма материальной помощи на оздоровление;

в графах же 4 и 4а проставляется НДФЛ, удержанный только с ее налогооблагаемой части (т. е. с суммы превышения).

Объекты для начисления и удержания ЕСВ определены в ст. 7 Закона № 2464 и в их состав входит материальная помощь, которая:

предоставляется работнику предприятия;

включается в фонд оплаты труда;

подлежит обложению НДФЛ.

Материальная помощь, которая не соответствует перечисленным критериям, не является объектом для начисления и удержания ЕСВ. Это обусловлено п. 14 Перечня № 1170, согласно которого материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровления детей, захоронения, включена в данный Перечень.

Такой вид материальной помощи на основании п. 3.31 Инструкции № 5 к прочим выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда.

Налогообложение профсоюзной матпомощи

Отдельно хотелось бы отметить материальную помощь на оздоровление, которая выплачивается профсоюзами своим членам.

Такая помощь выдается по заявлению в пределах и на цели, установленные общим собранием членов профсоюза. В случае если размер материальной помощи на оздоровление в течение года, не превышает 1320 грн., она не является объектом обложения НДФЛ на основании пп. 165.1.47 НКУ. Об этом также отмечают ГНАУ и Федерация профсоюзов Украины от 16.02.2011 г. № 4284/7/17-0717; от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330.

В бухгалтерском учете начисление материальной помощи на оздоровление, отражается по КТ следующих субсчетов:

661 — если включается в фонд оплаты труда;

663 — если в фонд оплаты труда не включается.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Материальная помощь работникам бюджетных учереждений: от теории к практике

Статті за темою

Начисление материальной помощи работникам дело не новое, но требующее пристального внимания бухгалтеров. Бюджетная сфера диктует свои правила, поэтому всегда возникает много вопросов: какая материальная помощь предусмотрена, кому положена, что является основанием для ее начисления, какими налогами облагается? Попробуем разобраться с правилами ее предоставления.

Содержание статьи:

Материальная помощь – это регулируемая законами социальная выплата денежных средств сотрудникам в связи с определенными обстоятельствами. И в зависимости от этих обстоятельств она бывает нескольких видов.

Виды материальной помощи

Материальная помощь может быть как систематической выплатой, так и разовой. Так устанавливает Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее – Инструкция № 5).

Систематическая материальная помощь (п. 2.3.3 Инструкции № 5) положена всем сотрудникам определенных категорий на:

  • оздоровление;
  • в связи с экологической обстановкой региона.

Она относится к поощрительным и компенсационным выплатам, причисленным к Фонду оплаты труда (ФОТ).

Также читайте:

Разовая материальная помощь (п. 3.31 Инструкции № 5) выдается по просьбе некоторых сотрудников исходя из их семейных обстоятельств, необходимости в лечении, на оздоровление ребенка, похороны родственника. Она не является выплатой, составляющей ФОТ.

Рассмотрим порядок выплаты матпомощи отдельно по каждому виду.

Прожитковий мінімум 2019 року

Материальная помощь систематического характера

Регулируется в учреждении коллективным договором, предусматривающим возможность и условия такой помощи. Выплачивается в границах установленного ФОТ, а средства на ее финансирование должны быть запланированы и обязательно заложены в смете.

Наиболее распространенный вид систематической помощи – на оздоровление. Она является обязательной, положена сотруднику один раз в год к ежегодному отпуску. Поэтому в заявлении на отпуск он указывает просьбу о выплате матпомощи на оздоровление. На основании заявления руководитель учреждения издается приказ о начислении материальной помощи, который содержит нормы коллективного договора, подтверждающие ее привязку к отпуску.

Статья к теме:

При оформлении части отпуска материальная помощь на оздоровление положена один раз к любой части отпуска по усмотрению работника и выплачивается полностью. Помните, что одна непрерывная часть отпуска может быть не менее 14 дней (ст. 12 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 № 504/96-ВР).

Кому выплачивается материальная помощь

Существует законодательно установленная категория работников, которые могут рассчитывать на обязательную выплату оздоровительной помощи. К ним относят:

  • госслужащих,
  • педагогов и научно-педагогических сотрудников,
  • библиотекарей,
  • медработников и т. п.

Порядок предоставления и определение ее размера для этих категорий предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты:

Категория работников

Нормативно-правовые акты

Размер материальной помощи

в размере среднемесячной зарплаты

Педагогические и научно-педагогические работники (перечень должностей утвержден Постановлением КМУ от 14.06.2000 № 963 (далее – Постановление № 963))

не более одного должностного оклада

Работники бюджетных учебных учреждений и учреждений образования, не причисленные к педагогическим и научно-педагогическим, но указанные в перечне Постановления № 963

не более одного должностного оклада

Медицинские и фармацевтические работники, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников охраны здоровья от 29.03.2002 № 117

в размере одного должностного оклада

Внимание! Может выплачиваться при работе в условиях неполного рабочего времени пропорционально отработанному времени (письмо МОЗ от 02.03.2017 № 10.1-13/Д-1/697-17/6006)

Работники культуры, в т. ч. домов культуры, работники музеев, библиотек

п. 4 Постановления КМУ от 22.01.2005 № 82,

не более одного должностного оклада

Расчет материальной помощи на оздоровление

Расчитываем материальную помощь на оздоровление исходя из должностного оклада и среднемесячной заработной платы конкретной категории работников.

Когда сотрудник относится к категории госслужащих, при расчете оздоровительных используется среднемесячная зарплата. Расчет проводим исходя из начислений за последние два месяца перед основным отпуском, с которым связана оздоровительная матпомощь (абз. 3 п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.1995 № 100; далее – Порядок № 100).

Стоит посмотреть:

Но есть случаи, когда сотрудник не работал последние два месяца и не имел заработка, тогда расчет ведут на основе начислений за предыдущие два месяца (абз. 4 п. 2 Порядка № 100). Если они тоже не отработаны, то материалка рассчитывается из размера оклада по должности (п. 4 Порядка № 100).

Когда работник принят недавно и расчетный период менее двух месяцев, то средний заработок исчисляется из фактически начисленных выплат (абз.3 п. 2 Порядка № 100).

Выплаты, которые будут включаться в расчет среднего заработка для начисления оздоровительных, содержит пункт 3 Порядка № 100. Кроме основной зарплаты, надбавок и доплат, сюда входит и совмещение должностей, доплата до минимальной зарплаты, ежемесячные премии – в месяце их начисления, премии за квартал и более – включаются пропорционально отработанному времени. Их берем для расчета в полном размере без вычета налогов.

Не включаем в расчет выплаты разового характера и начисленные из средней зарплаты (п. 4 Порядка № 100).

Если сотрудник не использовал отпуск в прошлом году и не получил оздоровительные, то их можно выплатить в текущем году, исходя из экономии ФОТ, но не ущемляя других сотрудников этого года. Учтите, что есть случаи, когда начисление материальной помощи за прошлый год незаконно .

Пример рассчета матпомощи исходя из должносного оклада

Работница 9 тарифного разряда взяла ежегодный отпуск с 12 апреля на 14 календарных дней. На дату начала отпуска ее должностной оклад составляет 3048 грн, надбавка 10% — 304, 80 грн, премия — 609,60 грн.

Нужно рассчитать размер материальной помощи на оздоровление.

Поскольку материальная помощь на оздоровление работникам бюджетных учреждений выплачивается в размере должностного оклада, то на время отпуска она составит 3048 грн.

Следовательно, заработная плата работницы за апрель составит:

3048 грн + 304,80 грн + 609,60 грн + 3048 грн = 7010,40 грн

Пример рассчета матпомощи исходя из среднемесячной зарплаты

Госслужащий с окладом 3350 грн берет основной отпуск с 16 октября, к которому положена матпомощь на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Ему начислены:

  • в сентябре – больничные – 3890;
  • августе – оклад – 2800, больничные – 1230, надбавка – 760;
  • июле – оклад – 3350, надбавка – 1175.

Сентябрь он болел и не отработал ни одного дня, в августе – 6 дней болел с 26.08 по 31.08, июль отработал полностью. Количество рабочих дней августа – 22 дня, отработано 18 дней, июля – 21 рабочий день, отработано тоже 21.

Расчетный период будет август – июль, поскольку весь сентябрь работник болел. Рассчитаем сумму оздоровительных:

1) найдем среднедневную зарплату:

(2800 + 760 + 3350 + 1175) / (18 + 21) = 207,31 грн

2) определим среднемесячное число рабочих дней:

3) посчитаем оздоровительные:

207,31 × 21,5 = 4457,17 грн

Налогообложение материальной помощи на оздоровление

Систематическая материальная помощь, к которой причислены оздоровительные, относится к ФОТ. Это дает нам право приравнять ее к зарплате и облагать зарплатными налогами.

НДФЛ и военный сбор рассмотрим вместе, поскольку они имеют одну и ту же базу налогообложения. Вспомним п. 164.2 Налогового кодекса Украины (НК) он обязывает нас относить к налогооблагаемой базе весь доход в виде заработной платы, к которым причислены и оздоровительные.

НДФЛ материальная помощь облагается по ставке 18%, военный сбор – 1,5%(п. 167.1 и п. 16 разд. XX НК). Предварительно определяется база налогообложения – начисленная зарплата, уменьшенная на НСЛ и ЕСВ.

А теперь про отчет 1 ДФ – матпомощь включается в общий доход работника и по НДФЛ указывается в разделе 1 с признаком дохода «101» отдельно по каждому сотруднику. Военный сбор отмечается в том же отчете, только в разделе 2 с указанием общей суммы дохода и удержанного налога по всем сотрудникам вместе.

Зарплатные начисления и причисленные к ним выплаты, в том числе и матпомощь на оздоровление, будут обязательно базой для начисления ЕСВ по ставке 22% (ст. 7 и 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI; далее – Закон № 2464).

Отчет ЕСВ содержит общую сумму зарплаты всех сотрудников по видам выплат, включающим материалку. Ее указивают одной строкой в таблице 1. Отдельно по каждому сотруднику тоже вписывают общую сумму заработка в месяце его начисления в таблице 6.

Материальная помощь разового характера

Разовая матпомощь выплачивается только тем сотрудникам, у кого возникают определенные семейные обстоятельства. Для ее выплаты от работающего требуется заявление о начислении материальной помощи, к которому при необходимости прикладываются подтверждающие документы. Если руководитель решает оплатить, то издает приказ по учреждению о ее предоставлении.

Расчет разовой матпомощи

Размер этой материалки не имеет строгой привязки к должностному окладу или среднемесячной зарплате. Его определяет сам руководитель, опираясь на пределы экономии бюджетных средств, поскольку эта матпомощь не принадлежит к ФОТ, не есть составляющей заработной платы, не требует сравнения с минималкой (письмо Минсоцполитики от 14.02.2017 № 344/0/101-17/281).

Стоит почитать:

Налогообложение материальной помощи разового характера

Материальная помощь разового характера облагается подоходными налогами только в части, не превышающей предельную сумму дохода для применения налоговой соцльготы (пп. 169.4.1 НК). Он устанавливается каждый год один раз на 1 января. При случае превышения такого предела разовая матпомощь будет подлежать налогообложению в полном объеме (пп. 164.2.20 НК) по стандартным ставкам НДФЛ и военного сбора – 18% и 1,5% соответственно.

Отметим, что форма 1ДФ заполняется по-разному в зависимости от размера матпомощи – превысит ли она допустимый предел или нет. При сумме матвыплаты ниже допустимой границы проставляем ее в отчете с признаком дохода «169», а при ее превышении – с признаком дохода «126». Данные по военному сбору вносим, как обычно, в разделе 2 общей суммой по учреждению, только при случае превышения допустимого предела размера материалки.