Кто имеет право на досмотр человека

Рубрики Вопрос юристу

Что делать, если на работе вас обыскивает охрана

В жернова борьбы с нарушителями иной раз попадают те, кто и не думал преступать закон.

Вневедомственная охрана на выходе с предприятия дотошно проверяет сумки и портфели работников, не брезгуя пошарить и в карманах. На возмущение недовольных вяло кивает куда-то вверх, показывая вывешенную на стенке «бумагу» в рамочке: дескать, руководство распорядилось, к нему и претензии (а кто посмеет конфликтовать с начальством!) Ретивые борцы с воровством из лучших, казалось бы, побуждений пытаются подловить нечистых на руку, подвергая обыску всех без разбору.

Оправданны ли «превентивные» меры? С точки зрения дирекции — безусловно. А с позиции закона? Могут ли руководители устраивать тотальные или выборочные проверки, а подчиненные — безропотно брать под козырек и потрошить личные вещи? С одной стороны, ловчил, ворюг, воришек как бы предупреждают: поймаем — ответишь. То есть, налицо в некотором смысле профилактика преступлений, особенно если соответствующий пункт заложен в трудовом договоре, контракте. С другой стороны — такая борьба с нарушителями и профилактика, по мнению некоторых юристов, — не что иное, как самоуправство, беспредел. Эксперты утверждают: тех, кто сам попирает закон, необходимо ставить на место — хотя бы в назидание другим. Судебная тяжба растянется на месяцы, а то и годы, но тем отраднее станет победа над зарвавшимся чинушей, слепым исполнителем чьих-то указов. Правда, о победителях не очень-то слышно. Есть ли они в Украине?

Желающим поделиться собственным опытом разрешения какой-то интересной правовой ситуации, подсказать совет другим, задать вопрос нашим экспертам следует присылать свои письма по электронной почте в адрес «Юрликбеза» — [email protected]

КИРПИЧ В КАРМАНЕ ТАЙКОМ НЕ УНЕСЕШЬ. Есть режимные предприятия с особыми, требующими повышенного контроля за работниками условиями труда. К ним относятся, например, стратегически важные объекты оборонного комплекса, предприятия Гознака, где печатаются деньги, бланки строгой отчетности, заводы ювелирпрома, выпускающие изделия из золота, других драгметаллов. Там отлажена очень жесткая система гласного и негласного контроля на разных этапах производства вплоть до постоянного использования камер видеонаблюдения, обязательного переодевания людей, а после работы — обязательного душа, дабы исключить факты краж и хищений.

— Поступая на такое предприятие, человек отдает отчет, что ему предстоит работать в условиях усиленного контроля, — говорит «Сегодня» эксперт Харьковской правозащитной группы Аркадий Бущенко. — Точно так же, нанимаясь в какую-то бизнес-структуру, частную фирму, кандидат соглашается с тем, что будет работать под неусыпным наблюдением, и это должно стать предметом регулирования трудового договора. «Добро» на некое вмешательство в свою жизнь скреплено его подписью в договоре или контракте. Вопрос в том, насколько это оправданно, и если да, в какой степени. Предположим, предприятие выпускает кирпичи, а рабочих после смены обыскивают — ну здравое ли это решение, если при всем желании кирпич в кармане не утаишь и незаметно не унесешь?!

Однако если меры по ужесточению контроля предприняты после подписания договора (а на момент заключения это требование в нем не было заложено), и администрация заблаговременно не предупредила работника, согласно КЗоТ это может быть квалифицировано как существенное изменение условий труда и, следовательно, стать предметом трудового спора.

5 СОВЕТОВ, КАК ОДОЛЕТЬ «РАДЕТЕЛЕЙ» ПОРЯДКА

1. Если в трудовой договор с работодателем не заложено положение о личном досмотре, и оно не скреплено вашей подписью, требование охраны предъявить содержимое сумок, карманов и прочее является незаконным. Вы можете ему не подчиниться. При отказе ссылайтесь на нарушение прав, гарантированных Основным Законом.

2. Действия администрации и охраны предприятия могут быть обжалованы через суд. Для этого в обращении необходимо четко указать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах пытался подвергнуть вас досмотру, применялись ли меры физического воздействия, унижающие вашу честь и достоинство. Запаситесь изданными администрацией инструкциями по поводу досмотра, а также письменными показаниями минимум двух свидетелей — эти материалы укрепят доказательную базу в ходе судебного разбирательства.

3. Не следует идти на поводу у руководства, предлагающего задним числом подписать дополнения к трудовому договору в виде добровольного согласия на досмотр — шансы заявителя выиграть дело в этом случае сводятся на нет.

4. Требуйте компенсации как морального, так и материального ущерба, причиненного действиями руководства. Приложите медицинские справки, заверенные выписки из истории болезни, квитанции о покупке лекарств, подтверждающие, что унизившие ваше честь и достоинство проверки и нелады со здоровьем находятся в причинно-следственной связи.

5. Не бойтесь огласки, угроз увольнения, наказания, других репрессий, а также провокаций со стороны администрации. Закон на вашей стороне. Нужны только настойчивость, терпение, грамотная юридическая поддержка.

«УЗАКОНЕННЫЙ» ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР — ЭТО ПРОИЗВОЛ

Из письма в редакцию: «На нашем металлургическом заводе практикуется досмотр сумок на проходных. За отказ от этой унизительной процедуры следует составление безграмотных с юридической точки зрения протоколов о задержании, которые затем направляются по месту работы в цех с просьбой принять меры дисциплинарного воздействия. Я неоднократно пытался выяснить, на основании чего охрана ведет себя таким образом. Мне показали инструкцию, где написано, что она имеет право производить личный осмотр вещей. А обязан ли я предоставлять свои вещи к досмотру? В моих функциональных обязанностях такого пункта нет. Прошу подсказать, как грамотно действовать в этой ситуации. Обращался в районную, городскую, облпрокуратуру — отвечают, что охрана действовала в рамках положений инструкции. Хочу обратиться в суд — на нарушение какой статьи какого закона сослаться? При одном из досмотров у меня были изъяты личные вещи — фотопринадлежности. После жалобы в прокуратуру мне предложили их забрать (зачем было изымать?). Можно ли предъявить иск о возмещении материального и морального ущерба? Помогите, пожалуйста! С глубоким уважением Олег Кумачев».

Ответ «Юрликбеза»: «Действия администрации предприятия, где трудится Олег Станиславович, являются грубым нарушением прав работников, Конституции, Законов Украины и подзаконных актов.

Так, согласно статьи 28 Конституции каждый имеет право на уважение к своему достоинству и не может быть подвергнут унижающему его обращению либо наказанию. Досмотр сумок на проходных завода однозначно унижают достоинство работников предприятия. Ст. 55 Конституции, ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины гарантируют защиту прав и свобод гражданина, а также судебную защиту. Каждый, таким образом, имеет право на обжалование в суде решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.

Действия должностных лиц завода, грубо нарушающие права рабочих, могут быть обжалованы и признаны судом незаконными. Таковыми должны быть признаны и нормативные акты администрации (приказы, инструкции) о праве охраны предприятия досматривать работников на проходных. Администрация завода должна обеспечить такой порядок, чтобы не подвергать работников унизительным и незаконным обыскам и досмотрам.

Обыск может быть произведен только работниками органа дознания (милиции) или следователем и только в случае возбуждения уголовного дела при наличии достаточных оснований считать, что у лица находятся орудия преступления, вещи и предметы, добытые преступным путем, а также иные предметы и документы, имеющие значение для установления истины по делу (ст. 177 УПК Украины). Такой обыск лица производится по мотивированному постановлению следователя с санкции прокурора или его заместителя.

Обыск лица и выемка у него предметов и документов могут быть произведены указанными выше должностными лицами без постановления только в случаях, когда гражданин физически задержан уполномоченными на то людьми (работниками милиции, следователем), и есть основания полагать, что задержанный имеет при себе оружие либо иные предметы, представляющие опасность для окружающих, или же пытается освободиться от доказательств, изобличающих его или иных лиц в совершении преступления, а также при задержании подозреваемого (ст. 184 УПК Украины). Но эти случаи могут иметь место также лишь после возбуждения уголовного дела.

Без возбуждения уголовного дела сотрудники органов МВД, в соответствии с п. 6 ст. 11 Закона Украины «О милиции», имеют право проводить осмотр лиц, совершивших преступления или правонарушения, и предметов, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью. Работники охраны завода такими правами не наделены. Поэтому все действия по досмотру личных вещей работников завода являются незаконными.

Прискорбно, что работники прокуратуры, куда г-н Кумачев обращался с жалобой на незаконные действия администрации и охраны завода, не оградили заявителя от произвола и не приняли никаких мер по опротестованию незаконных инструкций, принятых администрацией предприятия. Предложение забрать незаконно изъятые фотопринадлежности является еще одним подтверждением незаконности действий охраны.

Рекомендую г-ну Кумачеву обратиться в суд по месту нахождения завода с иском о признании действий его должностных лиц по досмотру вещей незаконными и взыскать с них в пользу заявителя материальный и моральный ущерб. Виктор Чевгуз, адвокат, кандидат юридических наук».

Личный осмотр и осмотр вещей

Личный досмотр граждан полицией считается принудительным обследованием гражданина, а также его вещей и одежды, дабы обнаружить и изъять документы либо иные предметы, представляющие собой непосредственные объекты правонарушения. Получается, личный досмотр проводится для того, чтобы:

  • предотвратить правонарушение административного типа;
  • определить личность нарушителя;
  • оформить протокол о соответствующем нарушении, если не представляется возможности составления на месте выявления правонарушения административного характера.

Известно и то, что не только полиция имеет право осуществлять данный процесс. Также подобные действия могут совершать: таможенная служба Украины, Минюст, наркоконтроль и так далее. В принципе, личный досмотр на предприятии, например, не подразумевает предварительного издания определенных актов либо получения санкций.

Очень важно знать конкретные нюансы, если вам предстоит процедура досмотра. Стоит помнить о следующем:

  • осуществлять досмотр вас может исключительно лицо такого же пола;
  • необходимо, чтобы во время досмотра присутствовало два понятых (такого же пола, как и вы). Под понятыми можно подразумевать совершеннолетних лиц, не заинтересованных в конечном результате дела. Получается, в их роли не могут выступать полицейские.
  • после личного досмотра сотрудники тех или иных органов в буквальном смысле обязаны составит специальный протокол или сделать конкретную запись в документе о задержании.

Что представляет собой досмотр вещей

Необходимо понимать, что досмотр личных вещей подразумевает осмотр клади, багажа, орудий охоты, рыболовства и так далее.Более того, в соответствующем протоколе подробно указывается количество предметов, а также их идентификационные особенности. Самое главное – не забывать о том, что в случае досмотра вещей, денег и иных ценностей вы можете внести в протокол абсолютно все, что у вас с собой есть. Нужно максимально четко описать вещи, дабы впоследствии они могли пройти идентификацию.

Досмотр вещей (например, багажа, транспортных средств, ювелирных украшений, одежды и так далее) обычно проводится в присутствии человека, которому эта собственность принадлежит. Если же мы говорим, не терпящем отлагательства, то вещи подвергаются досмотру с участим нескольких понятых.

Подробнее проконсультироваться с юристами о вышеописанном процессе можно на юридическом портале «Протокол».

Блог адвоката Безух Максима Игоревича

Работники полиции имеют право осмотреть Ваш автомобиль. Такое право предусмотрено Законом “О национальной полиции” и Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Существует несколько видов такого осмотра:

1) осмотр транспортного средства в соответствии со ст. 264 КУоАП;
2) поверхностная проверка, которая заключается в визуальном осмотре соответствии со ст. 34 ЗУ «О Национальной полиции».

Сразу следует сказать, что автомобиль является Вашей частной собственностью, неприкосновенность которой гарантируется ст. 30 Конституции Украины. Никто без Вашего разрешения или решения суда, не может залезать в салон, открывать самостоятельно багажник, рыться в Ваших вещах и смотреть номер кузова.

Перед проведением осмотра / поверхностной проверки, полицейский обязательно должен сообщить Вам о причинах применения такой меры (ч. 2 ст. 31 ЗУ «О Национальной полиции»), а также что именно будет осуществляться – поверхностная проверка или личный досмотр – с обязательной ссылкой на нормативно-правовой акт, регулирующий порядок его осуществления.

Следует так же сразу выяснить в рамках чего и какого производства осуществляются такие действия: уголовного производства или в рамках административного правонарушения.

Поверхностная проверка

Поверхностная проверка является превентивной мерой, которая заключается в визуальном осмотре лица, вещей, транспортного средства. Протокол о такой проверке не составляется , действие фиксируется на нагрудную камеру (видеорегистратор) работника полиции, которую он включает перед началом разговора с водителем.

Согласно ч. 4 ст. 34 ЗУ «О Национальной полиции» полицейский может осуществлять поверхностную проверку транспортного средства:

1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве есть вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;
3) если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и / или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Как видим в этом перечне нет такого основания для поверхностной проверки, как подозрение в совершении административного правонарушения или совершение административного правонарушения.

Поверхностная проверка осуществляется путем визуального осмотра автомобиля или его салона и багажника. Полицейский имеет право требовать открыть крышку багажника и / или двери салона. При этом содержание личных вещей или транспортного средства лицо показывает самостоятельно .

Осмотр транспортного средства

Отличие этого вида осмотра состоит в том, что он применяется только к лицам, которые подозреваются или совершили административное правонарушение. Об осуществлении такого осмотра обязательно составляется протокол , копию которого Вы должны получить.

В протоколе указываются основания и причины проведения осмотра , его результаты и другое или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Помните, что все активные действия осуществляются Вами (например, Вы самостоятельно открываете багажник, двери салона, демонстрируете закрытые места салона и т.д.), выполняя требования полицейского, а он в свою очередь лишь наблюдает за Вашими действиями и вещами, ни к чему не прикасаясь руками.

Обыск транспортного средства

Обыск – это уже следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, сооружений, участков местности и других объектов, находящихся в ведении определенных лиц, с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение по делу, или нахождения разыскиваемых лиц, проводимый при наличии вероятных данных о том, что они скрываются в определенном месте или у определенного лица.

Обыск проводится только в рамках уголовного производства.

Не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

Поэтому обыск производится на основании постановления следственного судьи.

Перед началом выполнения постановления следственного судьи лицу, которое владеет транспортным средством должна быть предъявлена ​​копия решения суда о проведении обыска и предоставлена ​​ее копия.

Так же следует знать, что если под видом осмотра фактически был произведен обыск, то такие действия можно признать незаконными и все доказательства добытые таким путем не будут иметь доказательной силы.

Знай свои права: если полиция просит проехать в отделение, открыть багажник или пришла с обыском

«Вести» продолжают спецпроект, в котором каждую неделю вместе с юристами будут рассказывать о том, на что каждый из нас имеет право в той или иной ситуации, а также разбирать конкретные случаи и давать советы. Сегодня говорим о соблюдении наших прав при общении с правоохранителями.

Можно ли отказаться показать содержимое багажника, если остановили автомобиль

При осмотре авто сотрудник может максимум заглянуть в салон. А требование открыть багажник — это уже досмотр. И тогда водитель имеет полное право потребовать указать причину и составить протокол о подозрении в совершении преступления. Если водитель не совершал никаких противозаконных действий — оснований для составления протокола нет, а проводить досмотр без него не имеют права.

Если все-таки основания для остановки авто и досмотра есть (о них — ниже), нужно обязательно потребовать присутствия понятых: к сожалению, нельзя исключать ситуацию, что вам попробуют что-то подкинуть в багажник. И помните, что досмотр в любом случае проводится с согласия водителя. Если инспектор сам открывает багажник, проникает в салон и копается в бардачке — это уже даже не досмотр, а обыск. А он — исключительно уголовно-процессуальное действие и не входит в компетенцию патрульных служб.

Если инспектор пытается проникнуть в автомобиль, немедленно фиксируйте эти действия на видео и звоните 102.

Основанием для остановки автомобиля кроме нарушения водителем ПДД могут быть очевидные признаки технической неисправности транспортного средства; причастность водителя или пассажиров к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения; если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения или же если транспортное средство находится в розыске. Все остальные причины остановки автомобиля — незаконны.

На что имеете право, если вас уже задержали

Задержанный имеет право на свидание с защитником тет-а-тет до первого допроса. В случае если у задержанного нет средств на адвоката, государство обязано немедленно предоставить ему бесплатного защитника.

Сам допрос может длиться без перерыва не более двух часов, в целом — не более восьми часов и только в присутствии адвоката. Каждые два часа человеку должны давать 15 минут перерыва: выпить воды, покурить. Также вы имеете право производить фото-, аудио- и видеофиксацию допроса, а если у вас изымут телефон, запись может производить адвокат.

Если вы находитесь в изоляторе временного содержания более трех часов, вас должны обеспечить горячим питанием. Если в камере не работает санузел, у вас есть право выйти в туалет по желанию — не реже одного раза за четыре часа. По вашему требованию сотрудники полиции должны обеспечить вам врача. Если наблюдаются малейшие проблемы со здоровьем, расскажите медикам о них — это шанс переехать в больницу. Не подписывайте никаких документов, прежде не изучив их. Заверяя протокол, поставьте прочерки в пустые поля. И обязательно укажите о своем несогласии с причиной задержания и о других имеющихся возражениях в протоколе задержания.

Что делать, если вас задерживает полиция

В соответствии со статьей 29 Конституции Украины, вы имеете право на свободу и личную неприкосновенность. Задержать человека без решения суда сотрудники полиции имеют право лишь в том случае, если его застали непосредственно в момент совершения преступления или же сразу после этого. Срок задержания без решения суда по продолжительности не может превышать 72 часов, о факте задержания составляется протокол, в котором в обязательном порядке указываются основания для задержания, место, дата и точное время. Сотрудник полиции обязан при этом разъяснить основания для задержания, его право иметь защитника, право на медицинскую помощь, право давать показания или же отказаться от дачи показаний по поводу подозрения против него, а также уведомить родственников о его задержании и месте нахождения (по просьбе задержанного и в течение двух часов).

При этом в течение 60 часов с момента задержания вас должны либо отпустить, либо доставить в суд для рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения.

Во время задержания может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов, о чем составляется отдельный протокол либо делается отметка в основном. При этом вы имеете право не подписывать указанные документы без адвоката, о чем письменно указываете в протоколе.

При задержании несовершеннолетнего работники полиции обязаны сообщить об этом его родителям или лицам, заменяющим их. При этом в протоколе об административном задержании отмечается время и дата сообщения родителям, кого конкретно проинформировали и каким образом.

Ехать ли в отделение, если полицейский настаивает

Если сотрудник полиции требует, чтобы вы проехали в отделение, уверенно и вежливо попросите его сообщить причину задержания и суть совершенного правонарушения (в чем вас подозревают) и в корректной форме попросите предъявить служебное удостоверение. Если он настаивает, проехаться с ним придется. Пререкания с полицейскими могут быть расценены как сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. А это — повод для привлечения к административной ответственности (арест на 15 суток). Но в заявлении позже или в протоколе о задержании вы можете отметить, что считаете свое задержание незаконным. Если есть возможность, позвоните знакомым и друзьям, родителям или адвокату.

Сообщите, что вас задержал такой-то сотрудник полиции на служебном автомобиле с такими-то номерами и везет в такое-то отделение.

Из удостоверения сотрудника органов желательно переписать его ФИО, звание и должность для возможного обжалования действий в прокуратуре или в суде. Не забудьте записать номер нагрудного знака работника, он также может вам понадобиться для его идентификации — его нельзя скрывать или каким-либо образом препятствовать прочтению информации на нем и фиксированию его с помощью технических средств (например, камеры смартфона) — об этом говорится в ч. 3 ст. 20 ЗУ «О Национальной полиции».

Что делать, если к вам в дом пришли с обыском

Обыск может проводиться только по решению суда. Правоохранители обязаны предъявить вам это решение. В нем должно быть прописано, кому конкретно дано право проводить обыск (ФИО и звание), в какой период (например, с 5 по 7 июля 2017 года) и из-за чего он происходит. Перед проведением обыска вам должны сообщить, что именно будут искать в жилище и предложить выдать эти вещи добровольно.

Обыск разрешено проводить с 6 утра до 10 часов вечера и только в присутствии двух понятых и человека, который в этом жилье проживает. Если правоохранители пришли обыскивать жилье со своими понятыми — не соглашайтесь и требуйте, чтобы в качестве понятых выступали, например, ваши соседи.

Протестуйте, если сотрудники полиции одновременно обыскивают разные комнаты, ведь вы имеете право следить за всеми их действиями. Категорически не берите в руки предмет, который вам не принадлежит и который якобы нашли у вас в доме/квартире, когда вы этого не видели. Правоохранители не имеют права, попав в квартиру, хаотично сгребать вещи в мешки, иначе можно считать, что доказательства добыты незаконным путем — в суде их не должны принять. Требуйте занесения всех нарушений в протокол обыска и просите понятых засвидетельствовать это подписями. Все происходящее желательно фиксировать на фото и видео.

Можно ли отказаться предоставлять сотруднику органов свои документы

Если вас остановил полицейский и просит предъявить документы, помните: ни один законодательный акт не обязывает вас давать свои документы в руки инспектору — их можно показывать, держа в руках (а если остановили водителя на дороге — то через стекло, давая возможность прочитать и при необходимости переписать данные).

Вы также можете попросить полицейского предъявить его документ, однако пытаться брать в руки служебное удостоверение инспектора тоже не стоит. Это может быть расценено как преступление против авторитета органа государственной власти или его представителя.

Полицейский остановил на улице: на что имею право

Останавливать на улице полицейские имеют право лишь в том случае, когда есть основания полагать, что человек находится в розыске, совершил или намерен совершить правонарушение, или если он находится на охраняемой территории либо в зоне чрезвычайного происшествия. Права полицейского при этом ограничиваются возможностью опросить человека, а не допросить его, осуществить внешний визуальный осмотр одежды, провести по ней рукой или металлоискателем. При этом осмотр может быть проведен лишь сотрудником правоохранительных органов того же пола. Предоставлять информацию или нет — право человека. Вы имеете право хранить молчание и не свидетельствовать против себя.

Если у вас возникли вопросы, вы всегда можете задать их по почте: [email protected]

  • Наши эксперты:
  • адвокаты Наталья Тричинец и Юрий Белоус

Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР, ДОСМОТР ВЕЩЕЙ И ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ.

Статья 260. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В случаях, прямо предусмотренных законами Украины, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются: административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.
Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется настоящим Кодексом и иными законами Украины.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 261. Административное задержание.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
О месте нахождения лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а по его просьбе также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 262. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины.
Административное задержание производится:
1) органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства, нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего либо оскорблении их, публичных призывах к невыполнению требований работника милиции, при проявлении неуважения к суду, совершении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, нарушении правил о валютных операциях, правил обращения наркотических средств и психотропных веществ, незаконной продаже товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, торговле с рук в неустановленных местах, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеется основание полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и иных нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, при нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законами Украины;
2) органами пограничной службы — в случаях незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения пограничного режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершения злостного неповиновения законному распоряжению либо требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины либо члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушения правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контрольного пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушения правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины;
3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество;
4) должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины — при совершении военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушения правил хранения, ношения либо перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов, мелкого хищения государственного либо коллективного имущества, в случае употребления спиртных напитков в общественных местах, появления в общественных местах в пьяном виде, а также при нарушении правил дорожного движения водителями или другими лицами, управляющими военными транспортными средствами;
5) органами Службы безопасности Украины — при нарушении законодательства о государственной тайне либо осуществлении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, приобретении либо хранении специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации.
(Вред, от 29.05.85 г., 03.04.86 г., 12.06.87 г., 03.08.88 г., 27.04.89 г., 07.03.90 г., 20.04.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 15.02.95 г., 24.03.99 г., 02.07.99 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 20.11.2003 г., 11.05.2004 г., 18.05.2004 г.)

Статья 263. Сроки административного задержания.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью, законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях — для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, нарушившие правила оборота наркотических средств и психотропных веществ, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях — для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания либо на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, совершившие мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего, либо оскорбление их, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. До рассмотрения судьей дела могут быть задержаны также лица, незаконно пересекшие либо совершившие попытку незаконно пересечь государственную границу Украины, совершившие злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего либо работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушившие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, или проявившие неуважение к суду, или торговавшие с рук в неустановленных местах. Иностранцы и лица без гражданства, нарушившие правила пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей либо должностным лицом органа Государственной пограничной службы Украины.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
(В ред. от 03.08.88 г., 07.03.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 15.02.95 г., 02.07.99 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 20.11.2003 г., 18.05.2004 г.)

Статья 264. Личный досмотр и досмотр вещей.
Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы, а в,случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, органов пограничной службы, природоохранных органов, государственными инспекторами по вопросам интеллектуальной собственности, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, а в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов. При совершении нарушений законодательства об охране и использовании животного мира уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, а также работники милиции, военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины могут производить в установленном порядке досмотр транспортных средств.
Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции, транспортных средств и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. В безотлагательных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца).
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол, либо об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр, досмотр вещей в таможенных учреждениях производятся в порядке, установленном Таможенным кодексом Украины.
(Вред, от 03.04.86 г., 04.05.93 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 10.07.2003 г., 11.05.2004 г.)

Статья 265. Изъятие вещей и документов.
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, указанных в статьях 2341, 2342, 2444, 262 и 264 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей — реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР, почетному званию Украинской ССР, Почетной Грамоте и Грамоте Президиума Верховного Совета Украинской ССР, почетному званию Украины, знаку отличия Президента Украины после рассмотрения дела подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Администрацию Президента Украины. Изъятые самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела подлежат уничтожению работниками милиции.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
При совершении правонарушений, предусмотренных статьями 174, 190-1954 настоящего Кодекса, работник милиции, а при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 191, 195 настоящего Кодекса, также должностное лицо пограничной службы имеют право изъять огнестрельное, пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра со скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду и холодное оружие, боевые припасы, электрошоковые устройства и специальные средства. Работник милиции, должностное лицо пограничной службы имеют право провести личный досмотр и досмотр вещей нарушителя в порядке, установленном статьей 264 настоящего Кодекса. К лицу, совершившему правонарушение во время исполнения служебных обязанностей, изъятие оружия, личный досмотр и досмотр вещей применяются только в неотложных случаях.
При совершении правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 2061 настоящего Кодекса, работник милиции изымает транспортное средство до разрешения вопроса судом по существу. При изъятии транспортного средства делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Изъятие транспортного средства производится в соответствии с порядком, определенным Министерством внутренних дел.
(Вред, от 03.04.86 г., 12.06.87 г., 19.05.89 г., 29.07.91 г., 15.11.91 г., 23.12.93 г., 25.04.96 г., 12.07.96 г., 20.04.2000 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 20.11.2003 г.)

Статья 266. Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и освидетельствование на состояние опьянения.
Управляющие транспортными средствами, речными и маломерными судами водители, судоводители и иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления этими транспортными средствами или судами и освидетельствованию на состояние опьянения. Направление указанных лиц для освидетельствования на состояние опьянения и проведение освидетельствования их производится в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Украины, Министерством здравоохранения Украины и Министерством юстиции Украины.
(Вред, от 05.04.2001 г.)

Статья 267. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документов.
Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), применившему эти меры, прокурору или в суд.
(Вред. от 05.04.2001 г.)