Контроль и надзор за осужденными лицами

Рубрики Вопрос юристу

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 1 декабря 1994 года №264/94-ВР

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

(В редакции Законов Украины от 15.02.95 г. №64/95-ВР, 21.06.2001 г. №2537-III, 10.07.2003 г. №1105-IV, 20.01.2005 г. №2377-IV, 14.10.2014 г. №1697-VII, 23.12.2015 г. №901-VIII)

Настоящий Закон определяет условия и порядок установления и осуществления административного надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц и их обязанности.

Раздел 1 Общие положения


Статья 1. Понятие административного надзора

Административный надзор — это система временных принудительных профилактических мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляемых органами Национальной полиции.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается с целью предупреждения совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и осуществления воспитательного воздействия на них.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:

б) осужденных к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало об их упорном нежелании встать на путь исправления и остаются опасными для общества;

в) осужденных к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбывания наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, несмотря на предупреждения органов Национальной полиции, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают иные правонарушения;

г) осужденных к лишению свободы за одно из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел 2 Порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

40. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, — профилактическая мера, применяемая к тем освобожденным, поведение которых дает основание для опасения рецидива преступлений с их стороны.

?1 Цель административного надзора — предупреждение 1 JJ совершения новых преступлений со стороны освобожденного, а не унижение человеческого достоин- ства или компрометация поднадзорного по месту его работы или жительства.

Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется органами внутренних дел.

Административный надзор устанавливается постановлением начальника исправительного учреждения, в котором указываются основания установления надзора и его срок, а также срок прибытия освобожденного к месту жительства. При освобождении осужденного указанное постановление объявляется под расписку. Ему разъясняются правила надзора, а также его обязанность прибыть в назначенный срок к избранному месту жительства и явиться в орган внутренних дел, соблюдать определенные ограничения.

Освобожденные лица обязаны:

fg» являться в орган внутренних дел по вызову; J3*- давать объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил административного надзора; уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и жительства, о поездках.

Срок административного надзора составляет от шести месяцев до одного года, при необходимости он может быть продлен на шесть месяцев, но не свыше сроков, установленных для погашения и снятия судимости.

Административный надзор прекращается по истечении срока, на который он был установлен, если не вынесено постановление о его продлении либо он не снят досрочно.

По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом, влечет за собой предупреждение, наложение административного штрафа либо административного ареста.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.

В случае неисполнения условно осужденным законных требований администрации исправительного учреждения, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-ис- полнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей считаются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Статья 60 УИК РФ. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Комментарии к ст. 60 УИК РФ

1. Надзор за отбывающими ограничение свободы — это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в исправительном центре и за его пределами путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц.

Надзор осуществляется в форме наблюдения и контроля. Наблюдение заключается в проведении мероприятий, состоящих в изучении поведения осужденного без активного вмешательства в его действия. Под контролем понимается процесс оказания определенного воздействия на личность осужденного с целью организации его деятельности в рамках установленных правил.

Осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы является обязанностью всех работников исправительного центра, хотя ч. 1 ст. 54 УИК РФ и ч. 1 комментируемой статьи он возложен на администрацию центра (см. комментарий к ст. 54 УИК РФ). В пределах своей компетенции администрация организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, исполнение трудовых обязанностей (ст. ст. 189, 192 ТК РФ), а также обеспечивает надзор за их поведением в рабочее время совместно с представителями администрации исправительного центра.

Помощь администрации исправительного центра в осуществлении надзора за осужденными оказывают сотрудники органов внутренних дел (участковые уполномоченные, работники патрульно-постовой службы, муниципальной милиции, криминальной милиции, паспортно-визовой службы и др.), на территории обслуживания которых расположен исправительный центр.

В надзоре за поведением осужденных могут принимать участие трудовые коллективы, представители общественных организаций и формирований.

Определяя содержание наказания в виде ограничения свободы, ч. 1 ст. 53 УК РФ одним из его необходимых элементов определяет надзор. Комментируемая статья уточняет, что надзор за осужденными должен осуществляться по месту жительства, по месту работы, а также во внерабочее время. Иными словами, вся жизнь осужденного к ограничению свободы должна быть под надзором — и в дневное, и в ночное, и в рабочее, и в нерабочее время, в праздничные и выходные дни, во время краткосрочного выезда и во время отпуска и т.д. Такой постоянный и всеобщий контроль осуществляется в местах проживания осужденных, по месту работы, на маршруте движения от исправительного центра до работы и обратно, на предприятиях и объектах коммунально-бытового назначения, в местах проведения краткосрочного выезда и отпуска и т.д.

Не должны оставаться без контроля и осужденные, которым разрешено проживать с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Закрепленные в п. п. «а», «б», «в», «г», «е» ч. 3 ст. 50 УИК РФ обязанности призваны облегчить осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы. Это и обязанность работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, и обязанность постоянно находиться в пределах исправительного центра и др. (см. комментарий к ст. 50 УИК РФ).

Не противоречащие законодательству обязанности могут закрепляться и в нормативных актах, регламентирующих порядок отбывания ограничения свободы (Правила внутреннего распорядка исправительных центров, Инструкция о надзоре за осужденными, отбывающими наказание в исправительных центрах, и др.).

2. В качестве меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы в ч. 2 комментируемой статьи закрепляется возможность водворения осужденного к ограничению свободы в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания на срок не более чем 24 часа.

Эта мера применяется при нарушении осужденным общественного порядка (например, при совершении мелкого хулиганства — ст. 20.1 КоАП РФ, при распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах — ст. 20.20 КоАП РФ и проч.). Она является мерой пресечения и не препятствует применению впоследствии соответствующих мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Контроль и надзор за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы

Нуркатов Анвар Ербулатович,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбург[email protected]

Контроль и надзор за осужденными,

отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы

Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.

Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% [1]. Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;

3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;

4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному [2, С. 24]. Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета[3].Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады [4].Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.