Конституционное право регулирует отношения между

Рубрики Вопрос юристу

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

«Конституционное право» – термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России – ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства – с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

  • Конституция РФ и ее свойства;
  • основы конституционного строя России;
  • основы конституционно-правоюго статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

  • парламентское право РФ;
  • избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;
  • институт главы государства;
  • институт Правительства РФ;
  • конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;
  • территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права – это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт.

  • В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация. есть демократическое. правовое государство. »), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. ») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.
  • Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию. » (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием. или выносится на всенародное голосование. » (ч. 3 ст. 135) и др.
  • Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).
  • Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Можно выделить и некоторые особенности конституционно-правовых отношений (обусловленные главным образом спецификой предмета, метода конституционно-правового регулирования и конституционно-правовых норм).

  • Конституционные правоотношения есть базовые общественные отношения в тех сферах, которые подпадают под объект конституционно-правового регулирования (специфика объекта правоотношений), соответственно, содержание конституционных правоотношений составляют лишь основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений в сфере правового регулирования статуса личности, организации государства и функционирования публичной власти.
  • К специфике субъектного состава относится то, что субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население определенной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих выборах, в правомерных акциях неповиновения существующему неправовому, антиконституционному режиму.
  • Наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации).
  • Особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

Конституционное право регулирует отношения между

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:

как отрасль права;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

форма государственного устройства;

субъекты государственной власти;

способы реализации государственной власти;

Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

принципы правового статуса личности;

основные права, свободы и обязанности;

гарантии прав и свобод;

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право — есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

регулируют особую сферу общественных отношений;

носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

учредительный характер предписаний;

регулируют поведение широкого круга субъектов;

своеобразие их вида;

особенности их структуры.

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права — различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право в Российской Федерации

Конституционное право — важнейшая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

  • собственный предмет правового регулирования;
  • собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: нормы и институты.

Конституционно-правовой институт — совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права — совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права — самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

  • сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;
  • фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;
  • практика реализации норм данной отрасли;
  • история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Предмет регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т.е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

  • конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);
  • правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

  • связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
  • конституционного строя РФ;
  • регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

  • физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
  • государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
  • общественные объединения.

Методы науки конституционного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида, как уже было отмечено, особое место занимает Конституция России. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ предусматривает принятие таких законов: федеральные конституционные законы от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 04.03.1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, также относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются также регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Понятие конституционного права как отрасли права

Право больше, чем форма общественных отношений. Оно есть слепок (точный или не совсем) общества. Поэтому логика становления и развития права повторяет логику становления и развития общества. В этом смысле выделение в национальном праве конституционного права стоит уподобить складыванию в обществе публичной власти. Конституционное право как совокупность конституционных и обычных норм, исходящих от государства или санкционируемых им, по отношению к иным отраслям права является их своеобразным публично-властным организатором.

По мере развития права (специализация отраслей, усложнение объектов регулирования, накопление межотраслевых различий) в нем выделяются средства, решающие общеправовые задачи, обеспечивающие единое, внутренне согласованное действие всех отраслей права. Предмет регулирования названных средств не только поведение людей, но и связи правовых норм, иных элементов права (предметом права становится само право). Вот из чего берет начало конституционное право, превращаясь по ходу развития в единственную отрасль права, непосредственно соприкасающуюся со всеми иными отраслями права, вместе взятыми. Такое положение конституционного права дает возможность охарактеризовать его в качестве общей части национального права.

Конституционное право как общая часть российского права соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права — постановка целей для национального права, закрепление исходных для всех отраслей права ценностей. Такие исходные цели, ценности в нашей стране изначально закрепляет Конституция РФ.

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита разных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности — эти положения составляют базу гражданского, предпринимательского права (ст. 8, 9, 34-36). Исходными для трудового, социального права являются, например, нормы о Российской Федерации как социальном государстве, об отнесении к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов трудового законодательства, о координации вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение (ст. 7, 72). Основу уголовного, уголовно-процессуального права составляют, например, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21), правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49). В конечном счете в российском праве нет ни одной отрасли, которая бы не основывалась на конституционных положениях.

Важным средством обеспечения единства российского права являются вводимые конституционным правом общеправовые категории. Они должны в разных отраслях права либо означать одно и то же, либо отраслевая конкретизация названных категорий не должна искажать их конституционный смысл. В числе общеправовых категорий «суверенитет», «собственность», «природные ресурсы», «благоприятная окружающая среда», «свобода массовой информации», «индивидуальные и коллективные обращения», «арест», «правосудие».

Объединительный потенциал конституционного права раскрывается и в масштабах всего общества, ибо оно обеспечивает целостность и стабильность общества на основе собственных принципов. В совокупности ведущих принципов конституционного права (прежде всего тех, что содержатся в гл. 1 Конституции РФ) закреплены социально- экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина.

Многие конституционные нормы определяют содержание отдельных отраслей права. Это означает их одновременную принадлежность и конституционному нраву, и названным отраслям. Однако если отдельные отрасли права вбирают в себя лишь некоторый набор конституционных норм, то в рамках конституционного права осуществляется системное взаимодействие всей совокупности конституционных предписаний. Конституционно-правовая оценка действительности заключается в сравнении актов (норм) отраслевого законодательства и различного рода ситуаций не просто с отдельными конституционными положениями, а со всем их комплексом. Если для анализа (разрешения) какого-либо затруднения непосредственно привлекаются отдельные конституционные нормы, то уяснение их содержания невозможно без их сопоставления с иными конституционными положениями, а также с тем, что можно назвать конституционно-правовой средой. Именно данное обстоятельство отражает термин «конституционное право», а вовсе не обособляет нашу отрасль от других отраслей, не демонстрирует относимость конституционных актов исключительно к ее источникам. Нельзя, например, ставить вопрос так, что конституция — это источник исключительно конституционного права. Тем более термин «конституционное право» не намекает на неконституционный характер иных отраслей права.

Все отрасли права призваны раскрыть содержание норм конституционного права. Чем точнее и подробнее названное раскрытие, тем действеннее конституционное право. Однако содержание конституционных предписаний не сводимо к совокупности их отраслевых конкретизации какими бы полными и точными они ни были. С учетом отмеченного следует по-новому взглянуть на институт конституционных прав, свобод человека и гражданина. Любое основное право всегда содержательно шире совокупности своих конкретных, нормативно закрепленных проявлений. Оно всегда оставляет возможность собственного распространения на неурегулированные отраслевым законодательством отношения. Так, право на труд (ст. 37 Конституции РФ) не может сводиться к праву на трудовую деятельность по смыслу трудового, гражданского или административного законодательства, в частности оно не может жестко связываться с возрастом возникновения этого права в названных отраслях. Конституционное право на труд принадлежит индивиду с момента распространения на него действия российской Конституции и может им осуществляться со времени появления у него способности к трудовой деятельности в самом широком смысле этого слова.

Нормы конституционного законодательства выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. Конституция РФ устанавливает, что ее нормы действуют прямо, непосредственно (ст. 15, 18).

Возможность замещения конституционными нормами отраслевых норм не всегда может быть полной и распространяться на все аспекты регулирующего воздействия. Так, конституционные нормы не способны служить нормативной основой применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности. Дело в том, что в соответствии с принципом законности каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы. Сказанное означает не уход конституционного права из сферы отраслевого охранительного регулирования, а лишь ограничение содержания его регулирующего действия. За конституционным правом остаются направление развития соответствующих разделов законодательства, охранительно-правовой политики, выражение их духа и принципиальных устоев, проверка конституционности конкретных охранительных норм и институтов, присутствие в правоприменительной практике в качестве оценочного аргумента ее участников. Так, ряд решений Конституционного Суда РФ посвящены анализу конституционности уголовно-процессуального законодательства.

Конституционные нормы задают объективную структуру права, предопределяют выделение в нем профилирующих отраслей (гражданское, гражданское процессуальное право; административное, административно-процессуальное право; уголовное, уголовно-процессуальное право). В то же время конституционные нормы, требуя полного раскрытия своего содержания, влекут объединение норм разных профилирующих отраслей в комплексные отрасли (экологическое, семейное, таможенное, налоговое, предпринимательское, торговое право).

Нормы конституционного права учреждают принципиальные стандарты снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий, служат основой для уточнения предметных полей отдельных отраслей права. В решении названных вопросов значительна роль конституционных (уставных) судов. Конституционный Суд РФ, например, обратившись к проблеме соотношения налогового и гражданского права, в результате толкования конституционных норм пришел к выводу о том, что споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного (налогового), а не гражданского права. В то же время взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке является выходом за рамки налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.

Таким образом, совокупный предмет всех отраслей российского права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих особых средств. Существующие воззрения на предмет конституционного (государственного) права при всем их различии сходятся в том, что предмет названной отрасли рассматривается как часть предмета национального права. Ведущая же роль конституционного (государственного) права в национальном праве не означает поглощения им предметных полей иных отраслей. Так, А. И. Лепешкин в предмет государственно-правового регулирования включал «. общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти». Причем он ограничивал и эти «политические формы» отношениями, связанными с деятельностью представительных органов государственной власти как политической основы государства. Государственно-правовые отношения, но А. И. Лепешкину, возникают в процессе не вообще всяких взаимоотношений органов государства с гражданами, а лишь в связи с участием последних в осуществлении определенных функций государственной власти (участие в выборах, в работе органов власти и т. п.).

Довольно широко очерчивал предмет анализируемой отрасли В. Ф. Коток. Он включал в него регулируемые правом отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества, выражающие суверенитет народа, а в многонациональных государствах — также и суверенность наций. Однако здесь предмет государственного (конституционного) права составляют лишь те социально-экономические, политические отношения, которые определяют не любые, а только основные черты выделенных сфер жизни. Следовательно, предмет государственного (конституционного) права рассматривается как часть предмета национального права.

Теоретические концепции, основанные на понимании предмета конституционного права как части предмета национального права, были восприняты законодателем. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями) определил, что Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу, когда установит, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором Российской Федерации, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных (ст. 68).

Конституционный Суд РФ воспользовался данной нормой, например, при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Суд посчитал, что определение проверяемым Законом конкретных видов налогов субъектов Федерации не является конституционным вопросом, и прекратил производство по делу в этой части. А вот вопрос об открытости или закрытости перечня названных налогов, с точки зрения Суда, является конституционным.

Формулировки: «не получил разрешения в Конституции», «не относится по характеру и значению к числу конституционных» — расплывчаты, способны породить субъективизм в судебных оценках. К тому же своеобразие конституционного права (за исключением его отдельных институтов) заключается в проникновении во все поры национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов, а не в жестком обособлении от других отраслей на основании своих особых источников, режимов, субъектов, процедур. В этом заключается главная отличительная особенность конституционно-правового регулирования общественных отношений. Поэтому любой разрешаемый на нормативно- правовом уровне, да и в сфере правоприменения вопрос может быть соотнесен с конституционной средой, проверен на предмет его конституционности.

Конечно, Конституционный Суд не всегда может решить вопрос о соответствии той или иной нормы Конституции ввиду отсутствия прямых конституционных предписаний на сей счет (скажем, применительно к нормам обеспечения работников спецодеждой). Однако Суд способен в данном случае поставить и решить вопрос о том, противоречит или нет отраслевая норма конституционным предписаниям, используя при оценке конституционности тех или иных положений наряду с формулами «соответствует», «не соответствует» нормам Конституции формулы «противоречит», «не противоречит» нормам Конституции.

Предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеотношений в правовое русло. Именно верховная власть определяет устройство общества и государства, учреждая их основные институты. При этом устройство самой верховной власти вправе определять только она сама, т. е. она в отличие от иных видов публичной власти (исполнительной государственной власти, муниципальной власти, власти в общественных и религиозных объединениях) выводима из самой себя.

Верховная власть, исходящая от народа, материализуется не в каких-то отдельных государственных учреждениях, хотя бы и высших, а в государстве в целом как способе народной самоорганизации, а также в таких его территориальных составляющих, как субъекты Федерации, автономии. Кроме того, государство вбирает в себя также граждан и способы участия последних в государственной жизни; она не сводится к государственному аппарату и своим политико-территориальным формам. Верховную власть народа воплощают:

  • государственно-территориальное (административно-территориальное) устройство; гражданство;
  • суверенные права многонационального народа государства, права составляющих его общностей: этнических, религиозных, языковых;
  • компетенция государства и его территориальных частей (субъектов Федерации, автономий, административно-территориальных единиц), формализующая суверенные права народа и переводящая их в плоскость государственной деятельности;
  • способы непосредственного государственного волеизъявления граждан (выборы, референдумы);
  • государственные органы, получающие власть непосредственно от народа в рамках конституционного процесса, а не от иных государственных органов, их компетенция и деятельность.

Перечисленные институты государства каждый сообразно своей природе обеспечивают осуществление верховной власти, ее необходимое и достаточное бытие. Остальные государственные институты формируются в условиях функционирования верховной власти, образуются первичными государственными учреждениями и служат переменными средствами их активности. Таковы неполитические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Указанная деятельность не относится к собственному предмету конституционного права и детально регулируется нормами других отраслей публичного права, прежде всего административного права. Если, скажем, принятие закона о государственном бюджете входит в сферу верховного управления, то исполнение бюджета относится к области подчиненного управления.

Закрепление в Конституции конкретного государственного института еще не является достаточным основанием для отнесения его к сфере верховного управления; важен также его конституционный статус в целом, то положение, в которое ставит его Конституция (устав) по отношению к иным государственным институтам. Отнесение к области верховного управления, например, Правительства РФ должно ограничиваться рядом позиций: а) обязательное функционирование Правительства как государственного органа независимо от усмотрения кого-либо; б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; в) политические формы ответственности Правительства; г) право Правительства на уход в отставку; д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе. То же следует сказать и об органах исполнительной власти субъектов Федерации.

Соотношение конституционного и государственного права

Правовое упорядочение верховной государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли государственного права, что вполне логично. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами, сковавшей государственную волю юридическими императивами должного. Возвышение Конституции над государственной волей призвано учредить государство в качестве средства жизнедеятельности общества, а не цели.

Во-вторых, общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в ее поле деятельности.

Формы осуществления верховной власти дополняются формами борьбы за нее. Тог, кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов. Поэтому ряд субъектов явно или подпольно ведут борьбу за контроль над парламентом, правительством, ведущими партиями. Борьба за верховную власть идет по нескольким направлениям. Это:

деятельность по овладению рычагами государственной власти: получение депутатских мандатов; проведение своих людей в исполнительные органы; оказание внешнего давления на государственные учреждения. Названное направление особенно важно для сил, не имеющих нужного представительства в структурах власти; оказание давления на политических конкурентов; непосредственное воздействие на сознание масс, предполагающее широкое использование средств массовой информации; продуцирование идей, способных стать средствами концептуального управления.

Действенное участие на всех выделенных направлениях невозможно без обладания важными финансово-экономическими рычагами. Совокупная деятельность множества социальных субъектов, объединяемая верховной государственной властью и процессом формирования «дерева» целей общества, становится основой для выделения политической системы (политической организации) общества.

Рамками политической системы, а не государства, включающей государство в качестве своего ядра, очерчивается, следовательно, действительное поле формирования и функционирования верховной государственной власти. Отсюда, во-первых, правовое оформление политической системы — задача именно конституционно-правового регулирования; во-вторых, государственное право, определяющее устройство государства и не упорядочивающее статуса негосударственных субъектов политической системы (партий, групп давления), оказывается частью конституционного права.

Конечно, отдельные стороны деятельности субъектов политической системы, как и учреждений верховной власти, регулируются нормами административного, финансового, гражданского и другого подобного законодательства, ведь их активность сочетает в себе решение множества разнообразных вопросов. Однако принципиальный статус субъектов политической системы: их организационно-правовые формы, права, обязанности в сфере общественно-политической жизни, способы образования, преобразования, упразднения относятся к предмету конституционного права.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.