Конституционное право функции отрасли

Рубрики Вопрос юристу

Понятие, сущность и функции конституционного права

Главная > Реферат >Государство и право

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя. Правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации 3

Объекты гражданских правоотношений. Сделки. Доверенность. Представительство. Сроки в гражданском праве 8

Договоры аренды, подряда и перевозки 15

Рабочее время и время отдыха 19

Список использованной литературы 23

1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя. Правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности 1 . При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами. С конституционного права начинается формирование (не обя­зательно исторически, но логически последовательно) всей системы националь­ного права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна от­расль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им. Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системы. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Гражданство — это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.

Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Основы Конституционного строя — это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя».

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма, т.е. государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Фе­дерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был не фе­дерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международ­ного права.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

— Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации;

— республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;

— федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

— во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство в Российской Федерации, закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя — свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу­ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления, является Федеральный Закон «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, указанным Законом, другими федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом»». В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности ос­тальных законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации». Это означает, что все принимаемые нормативные акты не должны противоречить не только Конституции Российской Феде­рации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и Кон­ституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность всех органов го­сударственной власти в области местного самоуправления.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавлива­ет, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако несомненно, что органы мест­ного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения.

В Конституционный суд РФ поступила жалоба гражданки Е. В. Маршаковой, осуществляющей предпринимательскую деятельность, по поводу нарушения ее прав и Законом Республики Мордовия от 27 ноября 1995 г. «О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия». В соответствии с этим законом все хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Республики Мордовия свою деятельность в сфере торговли, подлежат аттестации, за проведение которой обязаны уплатить аттестационный сбор, зачисляемый в местный бюджет. Кроме этого, гражданка Е. В. Маршакова оспаривает конституционность постановлений Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 1995 г. № 285 «Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления» и от 12 мая 1996 г. № 238 «Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия», определяющих размер аттестационного сбора и порядок проведения аттестации.

Какие права гражданки Е. В. Маршаковой нарушены? Каким статьям Конституции РФ противоречат нормативные акты Республики Мордовия? Какое решение должен вынести суд?

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституцией РФ, в которой сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с Налоговым Кодексом. Статьей 372 НК РФ установлено, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Нормативные акты Республики Мордовия не противоречат п.1 с. 132 Конституции РФ.

Установленные нормативные акты не нарушают права гражданки Е. В. Маршаковой.

Характеристика конституционного права как науки

Конституционное право (КП) не представляет собой отдельную отрасль. Если говорить о (КП) рамках одного государства, то его можно охарактеризовать как отдельную национальную отрасль.

(КП) представляет собой определенную упорядоченную совокупность норм права, которые отражены и содержатся в законах, в конституции и в других правовых актах. Все пункты закона способны регулировать только отдельные категории правовых отношений.

Предмет и система

(КП) иногда в ряде других странах называют еще и государственным правом. К таким странам можно отнести ФРГ. Если рассматривать эти права поверхностно, то они являются отражением друг друга. Но по объему они иногда могут просто не совпадать.

Откуда возникло (КП). Из названия понятно, что термин взял свои корни от Конституции. Но в комплексе с Конституцией источниками считаются правовые обычаи, правовые акты, международные договоры.

На какие сферы человеческой жизни может оказывать влияние (КП)?

Оно может влиять на политику, экономику, идеологию, социальные отношения. Но в рамках государства обычно главный упор делают на права, которыми наделена личность.

Такое правило действует в рамках демократических государств. Если говорить о тоталитарном государстве, то здесь происходит все наоборот. Главная роль отводится государству. Но сейчас постановка вопроса о роли (КП) звучит по-другому. Все государства, которые имеют демократию, подходят к решению вопроса комплексно.

В 200 развитых странах вместе с другими отраслями имеет место к существованию (КП). Все главные сферы жизни общества поддаются регулированию конституционного права. В национальной правовой системе данный вид права занимает главную позицию.

При сравнении системы конституционного права с самой Конституцией можно сказать, что оно намного шире Конституции. Например, избирательное право является одним из составляющих конституционного права. А в рамках Конституции это право не существует. В статье вы можете почитать о том, чем определяется правовой статус человека и гражданина.

На видео-конституционное право как наука:

Существует несколько основных институтов, которые входят в состав системы конституционного права:

  • основные положения конституционного строя;
  • статус и права человека в конституции РФ;
  • федеративная составляющая государства;
  • система органов, входящих в систему госуправления;
  • система органов, входящая в систему местного самоуправления.

Под структурой понимают конституционно-правовые нормы, которые имеют место быть в определенной последовательности. Эта последовательность определяется содержанием и характером отношений, которые они регулируют. В структуру входит несколько правовых институтов:

  1. Государственное и общественное устройство.
  2. Институт, который подразумевает положение человека в обществе.
  3. Институт политического устройства и его многообразие.
  4. Институт, позволяющий существовать парламенту.
  5. Институт, касающийся президентства.
  6. Институт гражданства.

Правовой институт – он является определенной частью всех норм, которые в силах регулировать некоторые общественные отношения.

Конституционный институт обладает рядом признаков:

  1. Конституционные нормы выделены в обособленную группу, которая является достаточно устойчивой.
  2. Нормы между собой взаимосвязаны единством предмета регулирования.

В конституционном праве существует 3 разновидности институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • простые или одноэлементные.

Головные институты имеют высокую степень обобщения, охватывает большую часть норм. Какие институты можно отнести к данной категории? Это институт свобод и обязанностей, институт гражданства, институт избирательной системы и другие.

Сложные институты могут быть частью головных и входить в их состав. К этой категории можно отнести институт прав и свобод, связанных с личностью человека, институт федеральных органов.

К простым или одноэлементным институтам относят только конституционные и правовые нормы. Причем эти нормы являются очень устойчивыми, они взаимосвязаны друг с другом и не подлежат разделению на последующие институты. В эту категорию относят институт Президента.

Функции науки

Если говорить о науке конституционного права, то она имеет главное значение в познавательном и практическом значении.

Существует несколько функций конституционного права:

  1. Теоретико-познавательная. Под этой функцией понимают разработку категорий и понятий конституционного права. Функция предполагает познание различных закономерностей развития конституционных отношений и установлений.
  2. Методологическая. Вся суть и глубина отношений, которая складывается в обществе, регулируется отраслями права. Именно данная функция отслеживает и позволяет в обобщенной форме выразить всю суть складывающихся отношений.
  3. Духовно-идеологическая. Конституционное право выполняет данную функцию на основе того, что все самые важные индивидуальные и общественные ценности закреплены в данном праве.
  4. Воспитательную функцию может нести конституционное право. Такая функция наделена широким и глубоким духовным потенциалом и нравственным. Воспитательная функция способна оказывать воздействие на массы и сознание определенной личности. В результате происходит формирование конституционной культуры и мировоззрения.
  5. Практико-организационная функция в наше время является значимой. В сфере конституционных отношений определяется практика развития на основании научных выводов и совершенствования законодательства государства. В итоге судебная и исполнительная власть поддается совершенствованию и эффективности работы.
  6. Прогностическая. При реализации конституционного права важно делать прогнозы на будущее. Нужно следить за тем, как повлияет на общество право, будут последствия негативными или позитивными. В результате можно предотвратить волюнтаризм.

В качестве предмета выступают гражданские отношения, которые возникают внутри общества. Среди этих отношений выделяют 4 главных и основных направления.

  1. Идеологическое многообразие поддается регулированию и обеспечению. Суверенитет жителей государства тоже поддается регулированию. Юридические нормы сохраняют основы конституционного строя. Также происходит разделение власти, и регулируется верховенство Конституции.
  2. Взаимоотношения между людьми и государством регулируются при помощи законов. Предмет права способен определять статус лиц, которые имеют или не имеют гражданство РФ. Гарантируется обеспечение прав и свобод человека.
  3. Юридические нормы способны касаться таких сфер государства, как верховенство законов федерации, федеративное устройство РФ.
  4. Предмет права способен регулировать то, как функционируют органы судебной власти, органы местного самоуправления, государственной федеральной власти.

Предмет конституционного права говорит о том, что должен устанавливаться определенный государственный режим.

Из данной статьи можно узнать, каким образом конституция РФ гарантирует право на социальное обеспечение.

Что собой представляют конституционные акты как источники конституционного права РФ, можно понять прочитав данную статью.

Что собой представляют источники отрасли конституционного права, можно понять прочитав данную статью: http://ruleconsult.ru/konstitucionnoe/zakonodatelnoe/sistema-konstitucionnogo-prava-kak-otrasli.html

Для конституционного права характерно наличие 2 методов:

В первую категорию методов включают запреты и обязывание. Под запретом понимают то, что какому-либо органу запрещается проводить определенные действия. Примером может служить невмешательство в вынесения приговора в судебной системе. А под обязыванием понимают то, что орган власти обязан выполнять определенные действия. Например, лицо просто обязано уважать свободы и права других лиц. Вторым названием императивного метода является метод властных предписаний. В эту категорию включают штрафы, наложенные на лицо или орган, запреты и обязанности.

Диспозитивный метод подразумевает соблюдение равенства сторон. В диспозитивный метод включается метод дозволения. Это означает, что лица или органы могут проводить определенные операции и совершать ряд действий.

Например, одно из лиц, состоящих в органах власти, может подать в отставку, предварительно подав заявление президенту. Отдельное же лицо может выбрать для себя тот пример поведения, которому он захочет следовать. Права и свободы человека имеют место в законах РФ. А вот пользоваться этими правами или нет, человек решает сам.

Среди этих методов преобладает императивный и властный характер. Это означает, что действуют методы запрета и обязывания. А это говорит о том, что равенство сторон в этом случае соблюдаться не может. Власть напрямую может осуществлять свои права. Когда происходит регулирование правового статуса человека, тогда уже применяют метод дозволения. Именно поэтому они используются реже.

Под источниками нужно понимать формы, которые способны выразить правовые нормы. Что можно отнести к источникам конституционного права:

  • нормативные и правовые акты;
  • судебные прецеденты;
  • правовые обычаи;
  • договоры, заключенные внутри государства и между государствами.

В группу нормативно-правовых актов включают законы, нормативные акты исполнительной власти и конституционного контроля, регламенты, установленные в парламенте, акты органов местного самоуправления. В статье вы можете найти реальные примеры судебных прецедентов.

Самые важные законы способны принимать высшие органы власти, а другие законы способны принять и законодательное собрание. Если говорить о том, какую важность представляют законы, то следует выделить обычные, органические и конституционные.

Возможно вам так же будет интересно узнать, про понятие и предмет науки конституционного права РФ.

Из данной статьи можно понять с чём связано конституционное уставное право субъектов РФ.

Самыми важными являются конституционные, они наделены высшей юридической властью. Причем в разных странах данный вид законов играет разную роль. Органические законы способны определять, какой статус принимает определенные органы государства. Эти законы способны определять процедуру народного государства.

Обычные законы регулируют те стороны отношений, которые являются менее значимыми в пределах государства.

Виды и функции права.

Виды права.

Виды права – то же, что и отрасли права – это элементы, составляющие комплекс всех правовых норм, каждый из которых регулирует какую-то конкретную группу отношений в обществе. Виды права, в свою очередь, делятся на институты права. Например, конституция как норма права и конституционный суд являются институтами конституционного права.

В системе права все отрасли делятся на материальное право (непосредственное воздействие на общественные отношения и прямое их регулирование) и процессуальное право (порядок и процедура осуществления прав и обязанностей объектов права). То есть, материальное право, грубо говоря, — конкретное и практическое, а процессуальное – общее и теоретическое.

Виды материального права:

  1. Конституционное право – регулирование отношений личности и государства, организация государства и его конституционные характеристики.
  2. Административное право – регулирование отношений государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.
  3. Гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.
  4. Предпринимательское право – правовые нормы организации и ведения предпринимательской деятельности.
  5. Трудовое право – отношения в сфере наемного труда и рынка труда.
  6. Финансовое право – отношения в сфере налогообложения, государственных денежных средств и ценных бумаг.
  7. Уголовное право – общественные отношения, связанные с правонарушениями преступного характера, и наказание (уголовная ответственность).
  8. Экологическое право – взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  9. Семейное право – регулирует семейные отношения и, связанные с ними, имущественные отношения.
  10. Право социального обеспечения – распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Виды процессуального права:

  1. Гражданское процессуальное право.
  2. Уголовно-процессуальное право.
  3. Арбитражный процесс (характерно только для России).

Таковы основные отрасли права. Кроме них эксперты выделяют еще несколько, более конкретных, так называемых, комплексных отраслей:

  • коммерческое право;
  • банковское право;
  • транспортное право;
  • аграрное право;
  • жилищное право;
  • авторское право;
  • наследственное право;
  • земельное право;
  • таможенное право;
  • муниципальное право;
  • налоговое право;
  • уголовно-исполнительное право.

Есть еще одна отрасль права, стоящая особняком – международное право. Это совсем другая правовая система, так как все предыдущие виды относятся к внутренней политике, а эта – к внешней.

Международное право – это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием иностранных субъектов и объектов права, учитывающая иностранные нормативно-правовые акты и правовые особенности. Виды международного права:

  • международное публичное право;
  • международное частное право;
  • наднациональное право (собственно межгосударственные отношения).

Функции права.

Под функциями права правоведы понимают направления воздействия права на общественные отношения. Все отрасли права выполняют два типа функций, каждый из которых делится на несколько видов функций права:

  1. Общесоциальные функции права:
    • экономическая функция (гражданско-правовые договоры и перемещение материальных благ);
    • политическая функция (деятельность субъектов политической системы);
    • коммуникативная функция (связь между объектами управления);
    • экологическая функция (экологическое право).
  1. Специально-юридические функции права:
    • регулятивная (правила поведения в обществе, обеспечение общественного порядка);
    • охранительная (охрана значимых общественных отношений);
    • оценочная (определение правомерности или неправомерности поступков и действий);
    • воспитательная (воздействие на поведение людей и привитие социальных норм).

Все перечисленные функции права обеспечивают нормативность общественной жизни и отражают сложнейший процесс правового регулирования и правового воздействия.

Конституционное право как наука

Конституционное право как наука

Наука конституционного права в современном ее понимании сложилась в XIX и XX столетиях.

Во второй половине XIX — начале XX в. господствующее направление в науке конституционного права получила «юридическая школа». Ее представители, прежде всего Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права. Трудами именно этих ученых была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционные доктрины демократического правового государства, разделения властей, парламентаризма и т. д.

Предмет науки конституционного права

Как известно, наука имеет четыре главные функции: познавательную, прогностическую (предсказание тенденций), прагматическую (совершенствование практики), воспитательную. Эти же задачи выполняет и наука конституционного права. Она изучает действующее конституционное право, его историю, теорию, раскрывает закономерности российского конституционного права, выявляет тенденции развития, анализирует содержание его институтов, методы конституционно-правового регулирования, создает правовые концепции, понятия и категории, предлагает формулировки правовых норм для совершенствования действующего законодательства, изучает эффективность действующего законодательства и правоприменительной практики.

Предметом науки конституционного права является прежде всего сфера конституционно-правовых норм и отношений. Она изучает также фактические данные (экономические, социальные, политические, духовные), которые оказывают определяющее влияние на развитие конституционного права.

Источники науки конституционного права

Источниками знаний в данной отрасли науки служат нормы конституционного права (в них зачастую даются определения тех или иных понятий), решения судов, особенно конституционных (уставных), в которых имеются научные обоснования принимаемых решений, анализируется правоприменительная практика других органов государства, фактические и статистические данные (известно изречение: факты — это воздух ученого), официальные документы парламента, главы государства, правительства и др. Источниками науки являются труды отечественных и зарубежных конституционалистов, а также работы занимающихся этой или близкой проблематикой политологов, социологов, историков. Авторы используют различные методологические подходы, в дискуссиях нередко высказываются диаметрально противоположные оценки, но наука развивается прежде всего именно в борьбе мнений.

Методы науки конституционного права

Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права. Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

Общенаучные методы — это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы; специальные методы — статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук; частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

Функции науки конституционного права

Наука конституционного права имеет важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно это значение раскрывается в функциях науки конституционного права.

Основными функциями науки конституционного права являются: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

Теоретико-познавательная функция науки конституционного права выражается в разработке понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

Методологическая функция науки конституционного права обусловлена тем, что конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.

Наука конституционного права осуществляет духовно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

Конституционное право осуществляет воспитательную функцию, которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

В современных условиях весьма значимой является практике—организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, над- зорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.

Конституционное право как учебная дисциплина

Правоведение всегда и во всем мире считалось одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является одной из ведущих отраслей в системе права Российской Федерации. Местом конституционного права в ряду других отраслей права (соответственно юридических наук) обусловлено его значение в подготовке юристов.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний, а учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки юристов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Если при ее изучении образуются пробелы, они не смогут быть восполнены в последующем при помощи какой-либо другой юридической дисциплины. Более того, без знания конституционного права изучение этих других юридических дисциплин становится проблематичным. Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов. Отмеченным и объясняется тот факт, что конституционное право изучается первым среди других юридических дисциплин.

В современных условиях конституционное право приобрело иное звучание, чем, скажем, 20 лет назад. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

Конституционное право способствует повышению общей правовой и государствоведческой культуры юристов, помогает оценивать любые явления с позиций политика, устанавливать приоритеты при решении тех или иных правовых вопросов, наделяет знаниями, без которых невозможно исполнение любых юридических обязанностей, государственных, управленческих функций.

Система конституционного права как учебной дисциплины практически идентична системе науки и выражается в соответствующей учебной программе, содержание которой распределяется по главам и разделам.

Все разделы курса конституционного права Российской Федерации по-своему важны, каждый имеет свое особое назначение. Так, учение о Конституции дает понятие о законодательных ценностях, о главном законе государства, его свойствах, механизме реализации конституционных норм. Нельзя представить юридическую деятельность без знания правовых основ гражданского общества, прав, свобод и обязанностей граждан, вопросов территориальной организации государства и т. д. Иначе говоря, данная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

Структура учебной дисциплины определяется се программой и состоит из общей и особенной частей. В общей части раскрываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.

Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установлений (положений, предписаний) Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной правоприменительной практики.

В достижении указанной цели решаются следующие задачи:

  • получение знаний относительно конституционно-нормативных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судебных на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;
  • овладение практическими навыками применения установлений конституционного права;
  • формирование у студентов конституционно-правового мировоззрения, конституционно-правовой культуры.

Развитие современной науки конституционного права в России

Наука конституционного права в России прошла не очень длительный, но весьма сложный путь развития. В условиях царизма, как известно, конституции не было (царский Манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г. содержали лишь некоторые положения конституционного характера). Однако, несмотря на это, российские ученые проводили исследования и создавали учебники (последние обычно под названиями «Общее государственное право», «Русское государственное право»), где излагались начала конституционализма главным образом на основе западных моделей и работ западных авторов, а также характеризовалось государственное и административное право Российской империи.

После революции 1905 г., когда в России появились отдельные элементы конституционализма (законосовещательный парламент, разрешены партии и др.), российскими учеными наряду с трудами по русскому государственному праву стали издаваться работы под названиями «Конституционное право», «Конституционное государство». Были опубликованы работы, посвященные анализу правового положения партий и основных прав граждан.

После Октябрьской революции 1917 г. и принятия первой советской Конституции 1918 г. до 1980-1990-х гг. XX в. развитие отечественной науки государственного (конституционного) права происходило в рамках советской социалистической науки, в се основу были положены принципы марксизма-ленинизма (от имен немецких коммунистов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого руководителя коммунистической партии и основателя советского государства в России В. И. Ленина).

Несмотря на то что советский период был временем тоталитаризма и порабощения человека партийно-государственной машиной, нельзя не отметить, что советская наука (и ее часть — российская) внесла свою долю в развитие интернациональной науки конституционного права. Многие положения, базирующиеся на идеях социальной справедливости, регулирующей роли государства, прогнозирования и планирования экономического развития, положения о социально-экономических правах граждан, праве наций (этносов) на самоопределение, о возможности национализации частной собственности, защите прав трудящихся и некоторые другие включаются ныне в новейшие «социальные» конституции Европы, Азии, Америки, Африки (правда, в переосмысленном с гуманистических позиций значении); это делается не без влияния российской мысли и конституционных формулировок, содержавшихся в советских и зарубежных социалистических конституциях.

В условиях социалистического тоталитарного государства СССР (и его части — РСФСР) многие из этих положений хотя и провозглашались, но не действовали. Их содержание было извращено, доминировали тоталитарные нормы и методы (диктатура пролетариата, примат государства по отношению к личности, руководящая роль единственной партии и др.). Гибель миллионов людей в ходе так называемого добровольного кооперирования крестьян, высылка из родных мест целых народов («репрессированные этносы»), массовые нарушения прав граждан, ГУЛАГ, «выборы без выборов» (с единственным кандидатом, рекомендованным коммунистической партией) — такова была «конституционная» практика, противоречившая общечеловеческим ценностям.

«Перестройка», начатая по инициативе Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии (КПСС) М. С. Горбачева в конце 1980-х гг., сохраняя сначала прежние принципиальные ориентиры («обновление социализма»), внесла некоторые коррективы в конституционное (государственное) право: из Конституции СССР 1977 г. были исключены положения о руководящей роли КПСС, возникли другие партии, была допущена, хотя и в ограниченных масштабах, частная хозяйственная инициатива и частная собственность, ликвидировано неравноправие форм собственности, введена конкуренция кандидатов на выборах представительных органов и др. Правда, в силу их кратковременности эти перемены недостаточно сказались на работах по конституционному праву того времени, они гораздо чаще находили отражение в публицистических выступлениях.

После распада в 1991 г. тоталитарного социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик (последствия этого события имели катастрофический характер, причинили много бед бывшим советским, в том числе российским, гражданам и в корне изменили международную обстановку, в частности, дестабилизировав ее) — Россия, являвшаяся до этого союзной республикой в составе СССР, стала самостоятельным, суверенным государством. Сначала на основе поправок к советской Конституции РСФСР 1978 г. (они, по существу, принципиально изменили ее), а затем в результате принятия Конституции РФ 1993 г., которая ввела в конституционное право современные общечеловеческие ценности (власть народа, политический и идеологический плюрализм, демократическое, социальное, правовое государство, многообразие и равноправие форм собственности, права человека, разделение властей, местное самоуправление и др.), в российском конституционном праве утвердились новые принципы. Несмотря на то что отдельные из таких формулировок несовершенны, а другие современные общечеловеческие ценности (социально ориентированная рыночная экономика, социальная функция частной собственности, социальное партнерство, социальная справедливость и т. д.) по разным причинам (отсутствие необходимых условий, недостаток знаний международного опыта, спешка при подготовке текста и др.) в Конституции 1993 г. не названы, теперь развитие российского конституционного нрава происходит в общем потоке мировой цивилизации и культуры.

Новым проблемам российского конституционного права посвящено много работ, причем оригинальные исследования опубликованы и в субъектах РФ.

Существенный вклад в развитие российского конституционного права вносят ученые других специальностей, выступая, в частности, с публицистическими материалами, отстаивающими гуманистические принципы. Некоторые из них — юристы по образованию.

Участвуют в развитии науки российского конституционного права и зарубежные ученые. Своей критикой тоталитаризма западные конституционалисты и советологи подготовили отказ от правовых норм, противоречащих гуманистическому сознанию народов, западные компаративисты предоставили необходимый правовой материал, выявили преимущества и недостатки различных систем конституционного регулирования. Их положения были использованы и в теоретических разработках ученых-конституционалистов современной России, и в практической деятельности, хотя не все выводы зарубежных конституционалистов и рекомендации западных экспертов были удачны.