Коап ст 613

Рубрики Наша практика

Статья 613. КОАП РК
Вещественные доказательства

1. Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении являются предметы, явившиеся орудием либо предметом правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

2. В необходимых случаях вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу, о чем производится запись в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять о них решение по окончании рассмотрения дела.

Сноска. Статья с изменениями, внесенными Законом РК от 27 июля 2007 г. N 314 (вводится в действие с 1 января 2008 г.).

Как уклониться от наказания за вождение в пьяном виде — советы эксперта

Закон превыше всего — и при этом он может быть аморален и нелогичен. В новых правилах движения законодатели создали «дырку», которая позволяет знающим людям уходить от ответственности за вождение в пьяном виде. Мы считаем, что это нечестно — пусть о лазейке в законе знает вся страна! Быть может, тогда депутаты захотят ее закрыть…

Воспользоваться лазейкой просто — в случае задержания полицией необходимо отказаться от медосвидетельствования — это сэкономит время и, самое главное, сократит срок лишения прав, ведь за управление автомобилем в пьяном виде полагается лишение прав на три года, тогда как за отказ от освидетельствования – два года.

– Из ч. 1 ст. 608 КоАП РК следует, что «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, влечет лишение права управления транспортным средством на три года, – говорит адвокат Владимир Турамшев. – А в п. 4. ст. 613 КоАП указано, что невыполнение данного законного требования сотрудника органов внутренних дел влечет лишение права управления транспортными средствами на два года. То есть водителю, севшему за руль пьяным или с похмелья, легче отказаться от медицинского освидетельствования – вроде как трезв, да еще и годик наказания скостят. Кстати, в старом КоАП наказание по п. 1 ст. 467 (опьянение) и п. 4 ст. 471 (отказ от освидетельствования) было равным – лишение на три года.

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 613. Невыполнение требований сотрудника органов внутренних дел (полиции), транспортного контроля на пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан, военной полиции, уклонение от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения

1. Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции), военной полиции (исключительно лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан) об остановке транспортного средства –

влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.

2. Невыполнение законного требования сотрудника органов транспортного контроля на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан об остановке транспортного средства –

влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

3. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет лишение права на управление транспортными средствами на срок шесть месяцев.

3-1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, не имеющим права управления либо лишенным права управления транспортными средствами, –

влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

4. Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции), военной полиции (исключительно лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года.

5. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, –

влечет административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством на срок шесть лет.

6. Действие, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, –

влечет административный арест на тридцать суток и лишение права управления транспортными средствами сроком на десять лет.

7. Действия, предусмотренные частями четвертой, пятой и шестой настоящей статьи, совершенные лицом, лишенным права управления транспортным средством, –

влекут административный арест на двадцать суток.

8. Действия, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи, –

влекут административный арест на тридцать суток.

9. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное лицами, не имеющими права управления транспортными средствами, –

влечет административный арест на двадцать суток.

10. Действие, предусмотренное частью девятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного частью девятой настоящей статьи, –

влечет административный арест на тридцать суток.

11. Действия, предусмотренные частями седьмой, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, –

влекут штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.

12. Оставление водителем кабины (салона) транспортного средства в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел (полиции), военной полиции (исключительно лицом, управляющим военным транспортным средством) без его разрешения, а также невыполнение требований о выходе из кабины (салона) транспортного средства –

влекут штраф на водителя в размере пяти месячных расчетных показателей.

13. Действия, предусмотренные частью двенадцатой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на водителя в размере десяти месячных расчетных показателей.

Примечание. Требование сотрудников органов внутренних дел (полиции), транспортного контроля, военной полиции в форменной одежде об остановке транспортного средства выражается путем подачи сигнала жестом руки или жезлом с одновременным сигналом свистка либо с помощью громкоговорящего устройства. Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно с тем, чтобы их исполнение не создало аварийную обстановку.

Сноска. Статья 613 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015); от 03.07.2017 № 83-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Помещение автомобиля на «штрафстоянку»

За какие правонарушения автомобиль может быть помещен на специальную стоянку? Кто вправе производить такие действия? Взимается ли за это плата? И как получить автомобиль обратно?

Что такое «штрафстоянка»?

Термина «штрафстоянка» в законодательстве не имеется. Этим термином автовладельцы называют специальные площадки или стоянки, предназначенные для временного хранения транспортного средства.

В соответствии с частью 4 статьи 797 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью. Таким образом, законодательство использует термин «специальная площадка или стоянка».

Порядок помещения автомобиля на «штрафстоянку»

Согласно пункту 8) части 1 статьи 785 Кодекса об административных правонарушениях задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства или маломерного судна производится уполномоченным должностным лицом в пределах его полномочий и только в целях:

  • пресечения административного правонарушения;
  • установления личности подозреваемого в его совершении;
  • составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления;
  • предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф.

В соответствии с пунктом 10 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 9 апреля 2012 года № 1 «О применении мер обеспечения производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях» о задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, маломерного судна составляется акт, который приобщается к протоколу об административном правонарушении и по заявлению вручается лицу, в отношении которого приняты указанные меры обеспечения.

За совершение каких правонарушений возможно помещение автомобиля на «штрафстоянку»?

Перечень административных правонарушений, совершение которых позволяет должностному лицу задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, маломерных судов путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), указан в части 1 статьи 797 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

К правонарушениям, за совершение которых транспортное средство может быть помещено на штрафстоянку, до устранения причин задержания относятся:

  • Нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах (статья 367 КоАП).
  • Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и древесных соков, второстепенных лесных материалов (статья 368 КоАП).
  • Повреждение сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда (статья 370 КоАП).
  • Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда (статья 372 КоАП).
  • Повреждение или уничтожение объектов селекционно-генетического назначения (статья 381 КоАП).
  • Нарушение требований пользования животным миром и правил охоты (статья 382 КоАП).
  • Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и других водных животных (статья 383 КоАП).
  • Осуществление нефтяных операций на море, создающих препятствие и наносящих вред морскому судоходству, рыбной ловле (статья 392 КоАП);
  • Нарушение правил проведения морских научных исследований на континентальном шельфе Республики Казахстан(статья 393 КоАП);
  • Нарушение правил захоронения отходов и других материалов, а также правил консервации и демонтажа на континентальном шельфе Республики Казахстан (статья 394 КоАП);
  • Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан (статья 365 КоАП);
  • Незаконная передача минеральных и биологических ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан (статья 396 КоАП);
  • Незаконное проникновение на охраняемые объекты (статья 506 КоАП);
  • Нарушение пограничного режима в пограничной зоне и порядка пребывания в отдельных местностях (статья 510 КоАП);
  • Нарушение ограничений, установленных на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (статья 511 КоАП);
  • Нарушение режимов территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан (статья 512 КоАП);
  • Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (статья 513 КоАП);
  • Нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан (статья 514 КоАП);
  • Незаконный провоз через Государственную границу Республики Казахстан (статья 515 КоАП);
  • Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране
    Государственной границы Республики Казахстан (статья 516 КоАП);
  • Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (статья 517 КоАП);
  • Нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов (статья 571 КоАП);
  • Нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров, багажа или грузов (статья 572 КоАП).
  • Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов и другие грубые нарушения правил дорожного движения (статья 593 КоАП);
  • Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (статья 597 КоАП);
  • Управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления (статья 612 КоАП);
  • Невыполнение требований сотрудника органов внутренних дел (полиции), транспортного контроля на пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан, военной полиции, уклонение от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (статья 613 КоАП);
  • Ответственность участников производства по делу об административном правонарушении (статья 654 КоАП) в части правонарушений, предусмотренных:
    • Нарушение правил эксплуатации транспортных средств (статья 590 КоАП);
    • Пользование водителем при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией (статья 591 КоАП);
    • Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения (статья 592 КоАП);
    • Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов и другие грубые нарушения правил дорожного движения (статья 593 КоАП);
    • Нарушение правил проезда перекрестков или пересечение проезжей части дороги (статья 594 КоАП);
    • Нарушение правил маневрирования (статья 595 КоАП);
    • Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (статья 596 КоАП);
    • Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (статья 597 КоАП);
    • Непредоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (статья 598 КоАП);
    • Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (статья 599 КоАП);
    • Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения (статья 600 КоАП);
    • Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (статья 601 КоАП);
    • Нарушение водителями транспортных средств правил проведения учебной езды, пользования внешними световыми приборами и (или) звуковыми сигналами, применения аварийной
      сигнализации (статья 602 КоАП);
    • Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых и (или) звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных и специальных служб (статья 603 КоАП);
    • Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки (статья 606 КоАП);
    • Нарушение правил проезда железнодорожных переездов (статья 607 КоАП);
    • Осуществление регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа без соответствующего свидетельства,
      подтверждающего право обслуживания маршрутов указанных перевозок (статья 609 КоАП);
    • Нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение
      транспортных средств или иного имущества (статья 610 КоАП);
    • Невыполнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (статья 611 КоАП);
    • Управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления (статья 612 КоАП);
    • Невыполнение требований сотрудника органов внутренних дел (полиции), транспортного контроля на пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан, военной полиции, уклонение от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (статья 613 КоАП).

К правонарушениям, за совершение которых транспортные средства, принадлежащие иностранцам или иностранным юридическим лицам, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), до исполнения постановления о наложении административного взыскания (часть 2 статьи 797 КоАП), относятся:

  • Нарушение Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении (статья 573 КоАП);
  • Осуществление автомобильных перевозок на территории Республики Казахстан автотранспортными средствами, зарегистрированными в иностранном государстве (статья 575 КоАП);
  • Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов и другие грубые нарушения правил дорожного движения (статья 593 КоАП).

Доставление (эвакуация) транспортного средства для их временного хранения на специальных площадках, стоянках или площадках, прилегающих к стационарному посту транспортного контроля, также может быть применено в случаях нарушения водителями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представляется возможным.

Может ли быть помещен на стоянку автомобиль, управляемый с нарушением требований безопасности?

Согласно части 3 статьи 797 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях эксплуатация транспортного средства с неисправностями, с которыми их эксплуатация запрещена, или переоборудованных без соответствующего разрешения, или не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших государственного или обязательного технического осмотра, а равно без государственных регистрационных номерных знаков либо со скрытыми, поддельными или не соответствующими государственному стандарту номерными знаками запрещается.

Согласно пункту 2 статьи 51 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами до устранения причин, послуживших основанием такого запрещения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 797 Кодекса об административных правонарушениях уполномоченное должностное лицо вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств путем изъятия государственных регистрационных номерных знаков до устранения причин запрета на эксплуатацию транспортного средства.

Следовательно, в случае эксплуатации автомобиля с нарушением установленных требований, сотрудник дорожной полиции вправе запретить эксплуатацию транспортного средства одним способом — составить соответствующий акт, приобщить его к протоколу об административном правонарушении, снять государственные регистрационные номерные знаки. Государственные регистрационные знаки подлежат снятию и хранению в подразделении дорожной полиции до устранения причины запрещения эксплуатации.

Согласно пункту 3 раздела 2 Правил дорожного движения Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196, при возникновении в пути прочих неисправностей и условий, с которыми Основными положениями запрещена эксплуатация транспортных средств и которые водитель в состоянии обнаружить, он должен устранить их, а если это невозможно, то может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Таким образом, в случае выявления сотрудником дорожной полиции неисправностей, при наличии которых эксплуатация автомобиля запрещена, можно попробовать устранить эти неисправности самостоятельно.

В том случае, если устранить неисправности самостоятельно невозможно, владелец имеет право самостоятельно вызвать эвакуатор и транспортировать автомобиль не на спецстоянку, а сразу к месту ремонта. Сотрудник дорожной полиции по закону не имеет права чинить при этом препятствия.

В случае помещения автомобиля на «штрафстоянку» необходимо обратиться в Управление административной полиции с требованием о возврате автомобиля, поскольку устранение неисправностей на станции технического обслуживания и есть устранение причины задержания транспортного средства.

Кто вправе доставлять авто на «штрафстоянку»?

Перечень должностных лиц, правомочных помещать автомобиль на «штрафстоянку», указан в части 2 статьи 797 Кодекса об административных правонарушениях. Данным правом обладают должностные лица:

  • органов внутренних дел;
  • Пограничной службы Комитета национальной безопасности при охране и защите Государственной границы Республики Казахстан;
  • военной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
  • органов транспортного контроля в пределах их полномочий;
  • органов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбоохраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий).

Возврат автомобиля со «штрафстоянки»

Возврат автомобиля, изъятого за управление в состоянии опьянения

Согласно пункту 10 Нормативного Постановления «О применении мер обеспечения производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях» меры обеспечения в виде задержания и (или) запрещения эксплуатации транспортных средств, маломерных судов сохраняют свое действие до устранения причин задержания и (или) запрещения эксплуатации. Таким образом, автомобиль подлежит возврату автовладельцу в случае устранения допущенных водителем правонарушений.

К примеру, водитель, управляющий автомобилем, находится в состоянии алкогольного опьянения, что является нарушением статьи 608 Кодекса об административных правонарушениях. В целях предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей автомобиль подлежит помещению на специальную стоянку. Получить автомобиль со стоянки данный правонарушитель сможет в любое время, находясь в трезвом состоянии (при условии, что будет на этот момент располагать водительским удостоверением), либо в случае, если в присутствии владельца автомобилем будет управлять иное лицо, имеющее водительское удостоверение и находящееся в состоянии, позволяющем управлять автомобилем.

Должен ли быть уплачен штраф к моменту получения автомобиля со стоянки?

Сотрудник административной полиции не вправе требовать немедленной уплаты штрафа за правонарушение в качестве обязательного условия выдачи транспортного средства, поскольку статья 797 Кодекса об административных правонарушениях четко определяет с какого именно момента автомобиль подлежит возврату со «штрафстоянки» владельцу.

Согласно части 1 статьи 797 указанного Кодекса уполномоченное должностное лицо вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки до устранения причин задержания. Таким образом, автовладелец вправе забрать свое авто незамедлительно после устранения причины задержания. Например, предоставив документы на управление транспортным средством, либо идентифицировав себя как владельца автомобиля, доставленного в случаях нарушения правил остановки или стоянки, а также оставленным водителями на дороге без присмотра.

Кроме того, статьей 893 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено добровольное исполнение постановления о наложении штрафа. В соответствии с пунктом 1 статьи 893 данного Кодекса штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. По истечении указанного срока штраф взыскивается в принудительном порядке.

Требование сотрудников административной полиции об уплате штрафа до момента возвращения автомобиля правомерно лишь в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 573, 575, 593 (части вторая, третья, четвертая и пятая) КоАП. Согласно пункту 2) части 1 статьи 797 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в указанных случаях уполномоченное должностное лицо, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, принадлежащих иностранцам или иностранным юридическим лицам, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), до исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Плата за хранение автомобиля на «штрафстоянке»

В соответствии с пунктом 8) части 1 статьи 785 Кодекса об административных правонарушениях задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а не мерой административного взыскания.

Наряду с помещением на «штрафстоянку» автомобиля применяются и другие меры обеспечения, предусмотренные частью 1 статьи 785 указанного кодекса, например, доставление, административное задержание, привод, личный досмотр и досмотр транспортного средства и вещей, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование его на состояние опьянения. Ни за одно из вышеперечисленных действий оплата не взимается.

Согласно части 4 статьи 797 Кодекса об административных правонарушениях хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 192 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Поскольку стоянка является коммунальной собственностью, то есть находится в ведении акимата, плата за её использование не взимается. Данная стоянка обслуживается за счет бюджетных средств. Поэтому требование оплаты за нахождение автомобиля на ней незаконно.

В том случае, если Вам не разрешают забрать автомобиль со «штрафстоянки» до тех пор, пока Вы не произведете оплату за дни нахождения Вашего авто на «штрафстоянке», Вы вправе написать жалобу в Прокуратуру и Управление административной полиции, указав при этом фамилию, имя, отчество, звание должностного лица, требовавшего с Вас внесение оплаты за содержание автомобиля на специальных площадках или стоянках.

Требование об оплате суммы за нахождение автомобиля на «штрафстоянке» будет правомерным лишь в том случае, когда владелец при постановке автомобиля на стоянку заключил договор хранения с коммунальным предприятием, обслуживающим данную стоянку. Принудительно подписывать такой договор владелец автомобиля не обязан.

Обжалование незаконного помещения автомобиля на штрафстоянку и отказа в его выдаче

Согласно части 1 статьи 744 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, снимать копии с имеющихся в деле документов.

В соответствии с частью 1 статьи 828 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях лицо, в отношении которого применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, может в течение двух месяцев со дня применения указанных мер подать жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Таким образом, у автовладельца возникает два варианта возможного обжалования действий сотрудников дорожной полиции:

  • обращение с устной либо письменной жалобой в Управление административной полиции Департамента Внутренних Дел области в течение двух месяцев;
  • обращение в Специализированный административный суд с заявлением в течение двух месяцев со дня, когда автовладельцу стало известно о нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Согласно части 2 статьи 829 Кодекса об административных правонарушениях жалоба подлежит рассмотрению в 10-дневный срок.

Штрафы за нарушение ПДД в 2017 году выросли

Штрафы за нарушение ПДД в 2017 году выросли из-за изменения в сторону увеличения МРП — минимального расчетного показателя. С 1 января МРП равен 2269 тенге, соответственно «подросли» и суммы штрафов.

Портал pravila.kz составил таблицу нарушений правил дорожного движения с обновленными суммами штрафов за них.

Скорость
Превышение скорости на 10-20 км/ч. Ст. 592 ч.1 — 22690 тенге.
Превышение скорости на 20-40 км/ч. Ст. 592 ч.2 — 34035 тенге.
Превышение скорости свыше 40 км/ч. Ст. 592 ч.3 — 68070 тенге.

Проезд перекрестков, переходов, переездов
Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Ст. 599 ч.1. — 22690 тенге.
Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который привел к созданию препятствия (затора) для движения транспортных средств в поперечном направлении. Ст. 594 ч.1 — 22690 тенге.
Не уступил дорогу пешеходу или иному участнику дорожного движения за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении. Ст. 600 ч.1 — 22690 тенге.
Не уступил дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков. Ст. 594 ч.2 — 31815 тенге.
Не уступил дорогу ТС оперативных и специальных служб с одновременно включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Ст. 598 ч.1 — 15883 тенге.
Не уступил дорогу ТС оперативных и специальных служб с нанесенными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом. Ст. 598 ч.2 — 22690 тенге.
Пересечение ж/д путей вне железнодорожного переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде. Ст. 607 ч.1 — 22690 тенге.

Маневрирование
Не подал сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановки. Ст. 595 ч.1 — 10605 тенге.
Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены. Ст. 595 ч.2 — 22690 тенге.
Не уступил вне перекрестка дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом движения. Ст. 595 ч.3 — 31815 тенге.

Расположение на дороге
Движение по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение ПДД. Ст. 596 ч.1 — 31815 тенге.
Выезд на встречную полосу движения, если это запрещено. Ст. 596 ч.3 — лишение прав на 1 год.
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу движения, пересечение организованной транспортной или пешеходной колонны либо занятие места в ней. Ст. 596 ч.2 — 42420 тенге.

Остановка, стоянка
Нарушение правил остановки или стоянки ТС, кроме случаев, за которые установлена ответственность другими статьями Кодекса. Ст. 597 ч.1 — 10605 тенге.
Нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, детской или спортивной площадке. Ст. 597 ч.2 — 22690 тенге.
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС. Ст. 597 ч.3 — 31815 тенге.
Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов Ст. 597 ч.4 — 113 450 тенге.

Невыполнение требований сотрудников органов внутренних дел
Невыполнение требования сотрудника ОВД об остановке транспортного средства. Ст. 613 ч.1 — лишение прав на 1 год.
Невыполнение требования ОВД о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения. Ст. 613 ч.4 — лишение прав на 2 года.

Аварийная ситуация и ДТП
Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения. Ст. 606 ч.1 — 22690 тенге.
Нарушение водителями ТС установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб. Ст. 610 ч.1 — 22690 тенге или лишение прав на 9 месяцев.
То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью. Ст. 610 ч.2 — 31815 тенге + лишение прав на 1 год.
Те же действия, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортными средствами. Ст. 610 ч.3 — 42420 тенге.

Опьянение
Управление ТС в состоянии опьянения либо передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Ст. 608 ч.1 — лишение прав на 3 года.
Те же действия, повлекшие создание аварийной обстановки. Ст. 608 ч.2 — лишение прав на 4 года.
Те же действия, повлекшие ДТП. Ст. 608 ч.3 — лишение прав на 5 лет.
Те же действия, совершенные лицами, не имеющими права управления транспортными средствами. Ст. 608 ч.6 — административный арест на 20 суток.
Те же действия, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с ч.2 ст. 50 настоящего Кодекса не применяется (беременные, пенсионеры и т.д.) ст. 608 ч.8 — 453 800 тенге.

Общие обязанности
Управление ТС водителем, не имеющим при себе водительское удостоверение или временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения на право управления ст. 612 ч.1 — 10605 тенге.
Управление ТС водителем, не имеющим при себе страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. ст. 612 ч.1 — 10 605 тенге.
Уклонение от заключения договора обязательного страхования. ст. 230 ч.2 — 42420 тенге.
Управление ТС лицом, не имеющим права управления им (кроме учебной езды), а равно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления соответствующей категорией транспорта. ст. 612 ч.2 — 31815 тенге.
Управление ТС водителем, лишенным права управления транспортным средством. ст. 612 ч.3 — 22690 тенге.

Правила эксплуатации
Управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр. ст. 590 ч.9 — 10605 тенге.
Эксплуатация физическими лицами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы. ст. 334 ч.1 — 4538 тенге.
Управление зарегистрированным ТС с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта государственными регистрационными номерными знаками. Ст. 590 ч.1 — 10605 тенге.
Управление ТС без государственных регистрационных номерных знаков или после запрещения его эксплуатации, или незарегистрированным в установленном порядке. ст. 590 ч.2 — 22690 тенге.
Установка на ТС заведомо подложных или поддельных государственных регистрационных номерных знаков. ст. 590 ч.3 — 31815 тенге.
Управление ТС с заведомо подложными или поддельными государственными регистрационными номерными знаками. ст. 590 ч.4 — 42420 тенге или лишение прав на 1 год.
Управление транспортными средствами, не отвечающими установленным правилам обеспечения безопасности дорожного движения, за исключением случаев, указанных в части шестой настоящей статьи — 10605 тенге.
Управление ТС, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства. ст. 590 ч.6 — 31815 тенге.
Управление ТС, переоборудованным без соответствующего разрешения. ст. 590 ч.7 — 31815 тенге.
Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета и световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям допуска транспортных средств к эксплуатации. ст. 603 ч.1 — 31815 тенге.
Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и (или) звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации). ст. 603 ч.2 — 53025 тенге.
Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных и специальных служб. ст. 603 ч.3 — 53025 тенге.

Прочие нарушения
Несоблюдение правил остановок маршрутных ТС, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, пользования ремнями безопасности при движении на ТС, оборудованных ими, мотошлемами при управлении мотоциклами и перевозке на них пассажиров, буксировки транспортных средств, пользования осветительными приборами в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. ст. 593 ч.1 — 10605 тенге.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги за исключением случаев, предусмотренных другими статьями Кодекса. ст. 601 ч.1 — 10605 тенге.
Нарушение водителями ТС правил проведения учебной езды, пользования внешними световыми приборами и (или) звуковыми сигналами, применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. ст. 602 ч.1 — 10605 тенге.
Пользование водителем при управлении ТС телефоном либо радиостанцией. ст. 591 ч.1 — 10605 тенге.

Нарушения пешеходами и прочими участниками движения
Невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения. ст. 615 ч.1 — 10605 тенге.
Те же нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью потерпевшего, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния либо причинившее материальный ущерб. ст. 615 ч.2 — 22690 тенге.
Действие, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. ст. 615 ч.3 — 31815 тенге.