Коап рф для торговли

Рубрики Вопрос юристу

Статья 6.19 КоАП РФ. Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей (действующая редакция)

Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, выразившееся в предоставлении помещений, транспортных средств или иных материальных средств, в создании бытовых условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в оказании услуг, содействующих торговле детьми и (или) эксплуатации детей, либо в финансировании торговли детьми и (или) эксплуатации детей, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, юридическое лицо несет ответственность в случае, если это правонарушение совершено от имени или в интересах юридического лица лицом, выполняющим управленческие функции в данной организации.

2. В настоящей статье под лицом, выполняющим управленческие функции в организации, понимается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в данной организации.

Статья 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ глава 14 настоящего Кодекса дополнена статьей 14.53, вступающей в силу с 15 ноября 2013 г.

Статья 14.53 . Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

См. комментарии к статье 14.53 КоАП РФ

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ в часть 2 статьи 14.53 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Коап рф для торговли

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.53 КоАП РФ. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.53 КоАП РФ. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ответственность за правонарушения в торговле

Главой 14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Именно в этой главе сосредоточено основное количество нарушений в области торговли, однако, необходимо отметить, что и в других главах КоАП РФ есть нормы имеющие отношение к торговле.

Поэтому целесообразно рассмотреть виды правонарушений и ответственность законодательно установленную за их совершение в порядке в котором они расположены в КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ:

«Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правонарушение выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Правонарушением, предусмотренным данной статьей будет считаться, например, эксплуатация магазина без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения.

В силу пункта 3 статьи 12 Закона №52-ФЗ ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Одновременно будет возникать ответственность по статьям 14.4.и 14.15. КоАП РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 мая 2006 года №Ф08-2266/2006-935А по делу №А32-6058/2006-59). Или отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на указанный вид деятельности и личной медицинской книжки у продавца (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 января 2006 года №Ф08-6468/2005-2563А по делу А32-31738/2005).

Совершение указанного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

· на граждан — в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

· на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

· на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (статья 23.13 КоАП РФ).

Статья 6.3 КоАП РФ не распространяется на случаи нарушения санитарных правил и нормативов, определяющих требования к качеству и безопасности продаваемых товаров и правилам их продажи.

В статье 6.14. КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов;

— на юридических лиц — от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Согласно статье 2 Федерального закона №184-ФЗ:

«Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг».

В статье 6.14. КоАП РФ имеется в виду промышленное производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, не подлежит государственному регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом.

Требования к обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подробно рассматривались в главе 3 данной книги.

Несоблюдение указанных требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется в качестве административного правонарушения предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.

Закон №52-ФЗ возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека продукции производственно-технического назначения (статья 11 Закона №52-ФЗ).

Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам (статья 13 Закона №52-ФЗ).

Факт правонарушения свидетельствует о том, что предприниматель не принял все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, поэтому он является виновным в совершении административного правонарушения и правомерно привлечен к ответственности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 марта 2005 года №А43-29180/2004-26-626).

В статье 14.1. КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Согласно части 2. статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

— на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

— на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно части 3 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

— на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

— на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

— на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статья 14.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Более подробно об объектах, оборот которых запрещен или ограничен, говорилось в главе 1 данной книги. Приведем примеры деяний которые могут образовать состав данного правонарушения. Например:

— факт продажи табачных изделий в магазине на расстоянии менее чем 100 метров от границ территории государственного образовательного учреждения начального профессионального образования, что является нарушением положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 года №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Постановление ФАС Уральского округа от 1 июня 2006 года №Ф09-4641/06-С1 по делу №А71-386/06);

— продажу продукции без лицензии на соответствующий вид деятельности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 июня 2005 года №А31-4366/4);

— продажа товаров при отсутствии сопроводительных документов доказывающих легальность оборота (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 9 марта 2006 года по делу №А56-22688/2005).

Кроме того, состав указанного правонарушения может составлять незаконная продажа товаров определенному кругу лиц. Например, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года №11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовленных на его основе» продажа пива несовершеннолетнему образует состав правонарушения предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ. И другие.

Для возникновения события правонарушения, необходимо чтобы продажа товара была осуществлена, то есть товар был передан продавцом покупателю.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Ответственность покупателя не предусмотрена КоАП РФ.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа:

· на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;

· на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;

· на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Статьей 14.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Требования к качеству товаров и требования о соблюдении санитарных правил рассматривались относительно каждой рассматриваемой в книге группы товаров.

Согласно части 1 указанной нормы, подразумевается продажа товаров не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Статьей предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, который налагается:

· на граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 2 статьи 14.4. КоАП РФ продажа товаров, с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа:

· на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой;

· на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой;

· на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов Госторгинспекции (статья 23.49 КоАП); дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 14.4. КоАП РФ, — должностными лицами органов Госсанэпиднадзора (статья 23.13 КоАП).

В случае, если должностное лицо Госсанэпиднадзора придет к выводу, что необходимо конфискация товаров в соответствии с частью 2 статьи 14.4.КоАП РФ, оно обязано передать дело в суд. В этом случае дело рассматривается: мировыми судьями; если производство по делу велось в форме административного расследования — судьями районных судов.

Статья 14.5. КоАП РФ посвящена продаже товаров, выполнение работ либо оказанию услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Объективную сторону правонарушения составляет продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица и юридические лица.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа:

· на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами данного правонарушения несут административную ответственность как должностные лица. А под гражданами, упомянутыми в качестве субъектов в данной статье, подразумеваются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Статья 14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за обман потребителей. В соответствии с нормами указанной статьи обманом считается обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

Совершение предусмотренного статьей правонарушения влечет возникновение ответственности в виде наложения административного штрафа:

· на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Аналогично предыдущей статье, индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами данного правонарушения несут административную ответственность как должностные лица. А под гражданами, упомянутыми в качестве субъектов в данной статье, подразумеваются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных прав потребителей. Нормами статьи предусмотрены три состава правонарушения.

Частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Субъектами правонарушения, в соответствии с КоАП РФ, могут являться юридические лица.

Совершение предусмотренного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

· на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Частью второй указанной статьи предусматривается административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Субъектами ответственности могут быть должностные и юридические лица. Совершение этого правонарушения влечет возникновение административной ответственности в виде наложения административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Частью третей статьи 14.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом. Субъектами ответственности могут являться юридические лица и должностные лица. Совершение этого правонарушения влечет возникновение административной ответственности в виде наложения административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В статье 14.15. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55. Нормами указанных правил и перечней защищаются права потребителей, которые приобретают товары для личного, семейного и домашнего использования. Особенности продажи отдельных видов товаров со всеми установленными законодательством правилами и требованиями подробно рассматривались автором в разделе 3 данной книги. Нередко несоблюдение правил продажи сопровождается одновременным нарушением норм Гражданского кодекса и норм Закона «О защите прав потребителей». В этом случае продавец будет нести и административную ответственность, и ответственность в соответствии с ГК РФ. Субъектами административной ответственности по этой статье будут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

Совершение правонарушения предусмотренного статьей 14.15. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

· на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц — от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц — от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 июля 2006 года по делу №А38-545-1/145-2006;. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 июля 2006 года по делу №А38-1285-19/172-2006; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 июня 2006 года по делу №А31-1286/2006-13; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 марта 2006 года по делу №А11-18695/2005-К2-18/782).

Статьей 14.16. КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В соответствии с данной статьей:

Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов — влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

· на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции:

— без надлежаще оформленных товаротранспортных документов;

— без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции;

— без справки к грузовой таможенной декларации;

— без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию);

— без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию;

— поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции;

· на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции — влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;

· на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Например: нарушение Правил продажи алкогольной продукции, а именно отсутствие на момент проведения проверки в торговой точке документов на реализуемую алкогольную продукцию, подтверждающих легальность ее производства и оборота, в также Правил продажи алкогольной продукции, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2006 года по делу №А79-183/2006).

Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе,- влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой;

· на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой.

В Письме МНС РФ от 30 апреля 2004 года №14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» обобщены и прокомментированы наиболее часто встречающиеся на практике вопросы, связанные с применением норм КоАП РФ.

Налоговые органы не наделены полномочиями по выявлению административных правонарушений предусмотренных статьей 14.16 КоАП РФ. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2005 года №Ф04-9092/2005 (17934-А27-19)).

Из части 1 статьи 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП, вправе рассматривать руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, его заместитель.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона №171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе установлено, что, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Пределы компетенции налоговых органов по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлены пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 раздела 2 Положения о Федеральной налоговой службе, согласно которым Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.

Следовательно, налоговые органы не наделены полномочиями по выявлению административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Рекомендуем обратить внимание на приведенный выше пример, так как нередко на практике налоговые органы нарушают данные нормы закона и штрафуют за нарушение статьи 14.16 КоАП РФ.

В статье 14.17. КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконные производство, поставку или закупку этилового спирта.

А именно, частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ предусматривается административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, субъектом данного вида ответственности могут быть только юридические лица.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

«При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ». (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 июня 2003 года №А28-9231/02-476/21«П»).

Часть 2 статьи 15.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки:

Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта:

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

— на должностных лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

— на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения».

Административное правонарушение, связанное с продажей немаркированных товаров и продукции квалифицируется независимо от заключения или исполнения договора купли-продажи.

В соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

«вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное» (статья 458 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 23.1 КоАП РФ), дела об административных правонарушениях, связанных с продажей немаркированной продукции и товаров в зависимости от процессуальных особенностей производства, рассматриваются судьями районных судов или мировыми судьями, а не налоговыми органами.

Налоговые органы вправе рассматривать лишь нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (статьи 15.1 и 15.2 КоАП РФ).

Таким образом, чтобы оштрафовать должностное лицо за какое-либо нарушение, налоговые органы должны обратиться в суд.

Обратите внимание, требование оплаты штрафа до вынесения решения суда является неправомерным.

Кроме судей и налоговых органов, в соответствии с пунктом 1 статьи 23.3 и пунктом 2 статьи 28.3 КоАП РФ, вправе составлять протоколы и налагать взыскания органы внутренних дел. В сферу действий органов милиции по финансовым правонарушениям попадают статьи 15.1, 15.2, 15.12 — 15.24 КоАП РФ.

Субъектом ответственности по уголовному делу может выступать только физическое лицо — индивидуальный предприниматель, или должностное лицо организации. Организация (юридическое лицо) не может быть привлечена к уголовной ответственности согласно статье 19 Уголовного кодекса Российской федерации (далее УК РФ).

Говоря об уголовной ответственности за нарушение правил торговли, необходимо отметить следующие составы:

Статья 171 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.

Под понятием «незаконное предпринимательство», следует понимать:

— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации;

— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

— осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

— осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В части 2 статьи 171 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за те же деяния:

а) совершенные организованной группой;

б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Необходимо обратить внимание на некоторые моменты:

Объективную сторону преступления составляют следующие действия:

· осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;

· осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

· осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.

Действия должны быть связаны с последствиями причинной связью. В качестве последствия данных действий диспозиция части 1 статьи 171 УК РФ называет:

а) причинение деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству;

б) извлечение дохода в крупном размере.

Составом преступления предусмотрено, что оно совершается умышленно, то есть виновный осознает незаконный характер своей деятельности.

В отличие от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1. КоАП РФ, преступление налицо только при наступлении последствий, указанных в законе, — причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечении дохода в крупном размере.

При определении понятия «доход в крупном размере» следует руководствоваться примечанием к статье 169 УК РФ. В этом же примечании содержится и понятие крупного ущерба, который должен составлять не менее 250 тысяч рублей.

Субъектом преступления является физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в организации, достигшее 16-летнего возраста.

Еще раз обратите внимание, организация не может быть субъектом уголовной ответственности.

Часть 1 статьи 171.1 УК РФ предусматривает ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере.

Данные преступления наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Часть 2 статьи 171.1 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере.

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.

Для наличия состава преступления требуется совершение хотя бы одного действия: производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

Все действия перечисленные в части 1 статьи 171.1 УК РФ, влекут уголовную ответственность лишь тогда, когда они совершаются в крупных размерах.

Крупным размером в соответствии с примечанием к статье 169 УК РФ, признается сумма превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста: индивидуальный предприниматель, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (часть 2 статьи 25 УК РФ).

Виновный сознает, что совершает в крупном или особо крупном размере запрещенные уголовным законом действия с немаркированными товарами и продукцией, подлежащими обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, и желает их совершения. При производстве, приобретении, хранении и перевозке указанных немаркированных товаров и продукции обязательным признаком является цель их сбыта.

Особо крупным размером в целях части второй статьи 171.1 УК РФ, в соответствии с этим примечанием признается сумма один миллион рублей.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 статьи 35 УК РФ).

Статья 191 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.

В соответствии с данной статьей ответственность возникает при совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а также ответственность возникает за незаконные хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.-

Данное преступление наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Объект преступления: порядок оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга. Не будет являться предметом данного преступления незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга, если они представляют собой составную часть ювелирных и бытовых изделий, и незаконный оборот лома таких изделий. Это вытекает из диспозиции части 1 статьи 191 УК РФ.

Объективная сторона представлена несколькими действиями:

1. совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации;

2. незаконная перевозка;

3. незаконная пересылка указанных предметов.

Субъектом преступления может быть физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), должностные лица организаций, незаконно осуществляющие оборот названных предметов или нарушающие законодательно установленные правила оборота.

Субъективную сторону представляет прямой умысел. Это означает, что лицо осознает что совершает противозаконные действия и желает этого.

Частью 2 статьи 191 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния предусмотренные частью 1 этой статьи совершенные:

· в крупном размере;

· организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.

Статья 238 УК РФ предусматривает ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или указание услуг, не отвечающим требованиям безопасности.

Объект преступления: здоровье населения и отношения в сфере торговли, работ и оказания услуг.

Предмет преступления: товары, работы, услуги не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя, также предметом могут быть официальные документы, неправомерно удостоверяющие соответствие указанных товаров (работ, услуг) требованиям безопасности. Товаром в данном случае признается любой предмет подлежащий купле-продаже. Официальные документы, удостоверяющие соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, это сертификат соответствия, оформленный согласно требований законодательства, маркировка продукции, должным образом оформленные лицензии.

Объективную сторону преступления образуют следующие действия:

· производство, хранение, перевозка в целях сбыта товаров или продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья;

· сбыт таких товаров или продукции;

· выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности;

· неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

Субъектами преступления могут быть лица, достигшие возраста уголовной ответственности, которое является руководителем организации или лицом ответственным за качество продаваемой или выпускаемой продукции, в том числе индивидуальный предприниматель или лицо непосредственно реализующее товар, выполняющее работы и оказывающее услуги.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Преступление предусмотренное частью 1 статьи 238 УК РФ наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Частью второй предусмотрена повышенная ответственность за это же преступление, совершенное:

· группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

· в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

· повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

Преступление, предусмотренное частью 2 статьи 238 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Правила торговли. Правовое регулирование. Практика. Документы ».