Коап ответственность родителей

Рубрики Вопрос юристу

Ответственность родителей по обеспечению безопасности детей

В статье 63 Семейного Кодекса РФ закреплены следующие обязанности родителей: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Если эти условия не выполняются, то родители могут быть привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Субъектом данного правонарушения являются родители.

Основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ являются действия (бездействие) лиц, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенные умышленно или по неосторожности.

Действия родителей, которые могут привести к ДТП :

· приобретение мототранспортных средств подросткам, не достигшим возраста 16 лет и разрешение своим детям управлять данными транспортными средствами.

· случаи, когда родители отпускают гулять детей дошкольного возраста одних без контроля взрослых,

· отправляют детей дошкольного возраста в магазин, который находится в другом районе, микрорайоне, т.е дети находятся на проезжей части без контроля взрослых.

Бездействие родителей, которое может стать фактором, сопутствующим ДТП:

· знают, что ребенок в нарушение ПДД управляет вело-мототехникой, не достигнув возраста управления данными транспортными средствами, не предпринимают никаких действий к недопущению совершения ДТП с несовершеннолетним ребенком.

· при переходе дороги или около проезжей части мама не взяла ребенка – дошкольника (младшего школьника) за руку, тем самым подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности и создала предпосылки для совершения ДТП.

Перевозка детей до 12 летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля-только с использованием детских удерживающих устройств.

Нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД влечет штраф в размере 3 000 рублей (ст. 12.23 ч.3 КоАП РФ).

Наказание вместо помощи

Возможно применение санкций к неполным семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации

Материальный достаток еще не означает, что для воспитания ребенка созданы необходимые условия. Однако государство обращает внимание преимущественно на финансовое положение семьи.

Законодательство не дает ответа на вопрос, что такое «уклонение от выполнения родительских обязанностей». Как следствие, меры влияния применяются к семьям, оказавшимся в тяжелом положении в силу жизненных обстоятельств. А вот материально обеспеченные родители, которые не воспитывают своих детей, избегают ответственности.

Достаточно мониторинга?

В марте 2009 г. Верховная Рада утвердила общегосударственную программу «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка». В ч.4 разд.ІІ программы говорится о необходимости создания условий для утверждения в обществе семейных ценностей, материального обеспечения семей с детьми, обеспечения их морального здоровья, воспитания ответственного отцовства и предотвращения социального сиротства. Помимо предусмотренной уголовной и административной ответственности родителей за ненадлежащее воспитание, уклонение и злостное уклонение от выполнения своих обязанностей, программой предлагается повысить уровень культуры семейных отношений и ответственности родителей за выполнение своих обязанностей путем активизации их участия в семинарах и тренингах, способствующих формированию семейных ценностей.

В этом году Кабмин утвердил план мероприятий по выполнению данной программы. Так, одна из задач — профилактика правонарушений со стороны детей, уменьшение количества преступ­лений, совершенных ими, приведение условий содержания несовершеннолетних в специальных учреждениях в соответствие с международными стандартами. В частности, предлагается распространить практику использования методики «зеленая комната» для проведения допроса детей, пострадавших в результате уголовного правонарушения или ставших свидетелями преступления.

Также в Правительстве решили уделить внимание совершенствованию мониторинга состояния детской преступности и уголовных деяний, совершенных против детей. Для этого должно быть обеспечено предоставление центральным и местным органам исполнительной власти статистических данных о таких преступлениях.

То есть фактически борьба с преступностью среди несовершеннолетних сводится к профилактике, мониторингу и обеспечению социального патронажа. Такое отношение парламента и Кабмина к проблеме детской преступности не выдерживает никакой критики. Недостаточность этих мер ярко демонстрирует существующее положение дел.

Семейные особенности

Следует обратить внимание на позицию Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, согласно которой необходимо выделить совокупность обстоя­тельств и факторов, способствующих повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.

На основании нынешнего обобщения ВСС практики рассмотрения судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних можно сделать вывод, что большую роль играет семья, в которой воспитывается будущий правонарушитель, а также активная профилактическая работа. Негативно влияют на подростков алкоголизм и наркомания среди ровесников, а также отсутствие общественного контроля. Ухудшают ситуацию напряженные отношения между родителями.

Поэтому именно семью, а точнее стимулирование надлежащего воспитания в семье, следует выделить как один из важнейших факторов предотвращения преступности среди несовершеннолетних. Кроме того, ответственность родителей за развитие ребенка предусмотрена ст.59 закона «Об образовании», где в ч.3 определены их обязанности относительно воспитания в нем уважения к законам, правам, основным свободам человека.

Сам процесс воспитания законодательством детально не регламентирован, однако определены вышеупомянутые обязанности. Как их выполнять и какие использовать формы и методы воспитания — должны решать сами родители.

Однако за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка сегодня родители могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности:

• семейно-правовой (ст.164 Семейного кодекса «Основания лишения родительских прав»);

• гражданско-правовой (стст.1178—1183 Гражданского кодекса);

• административной (ст.184 Кодекса об административных правонарушениях «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей относительно воспитания детей»);

• уголовной (ст.166 Уголовного кодекса «Злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком или за лицом, над которым установлена опека или попечительство»).

Жизненные ограничения

В ч.2 п.16 постановления Пленума Верховного Суда от 30.03.2007 №3 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении и о лишении и восстановление родительских прав» указано, что означает «необеспечение физического и духовного развития ребенка, его обучения, подготовки к самостоятельной жизни». Им считается:

• необеспечение необходимого питания, медицинского ухода, лечения ребенка, что негативно влияет на его физическое развитие как составляющую воспитания;

• необщение с ребенком в объеме, необходимом для его нормального самоосознания;

• непредоставление ребенку доступа к культурным и другим духовным ценностям;

• несодействие усвоению им об­ще­признанных норм морали;

• непроявление интереса к его внут­реннему миру;

• несоздание условий для получения им образования.

Указанные факторы — каждый отдельно, и в совокупности — можно расценивать как уклонение от воспитания ребенка лишь при условии виновного поведения родителей, сознательного пренебрежения ими своими обязанностями.

Уклонение от выполнения своих обя­занностей является основанием для лишения родительских прав. Однако, как показывает практика, уклонением в основном признают почему-то деяния одиноких матери или отца, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Так, решением Сокальского районного суда Львовской области от 6.03.2007 Г. была лишена родительских прав относительно ее сына. Суд исходил из того, что ее сын не посещал школу и не имел надлежащих условий для нормального развития, а ответчица не исполняла свои обязанности матери по воспитанию сына и своим негативным поведением создала невозможные условия для совместного проживания, травмирующие его психику и плохо влияющая на его здоровье.

Распространенной является также практика признания неуплаты алиментов уклонением от выполнения родительских обязанностей.

Вместе с тем преступление, преду­смотренное ст.166 УК, следует отличать от правонарушения, предусмотренного ст.184 КоАП. Правонарушением является «невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей относительно воспитания детей».

При этом ответственность предусмот­рена именно за уклонение родителей или лиц, их заменяющих, от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей относительно обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних. Это влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17—51 грн.). Также предусмотрена следующая дифференциация:

• те же действия, совершенные повторно на протяжении года после наложения административного взыскания, — влекут за собой наложение штрафа от 2 до 4 не облагаемых налогом минимумов (34—68 грн.);

• совершение несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП, — влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов (51—85 грн.);

• совершение деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которое предусмотрена УК, если несовершеннолетние не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов (170—340 грн.).

Конечно, невыполнение родительских обязанностей может выражаться в уклонении от них. Однако уклонение от вы­полнения родительских обязанностей и их невыполнение не тождественные понятия.

Указаны признаки уклонения от вы­полнения родительских обязанностей. Впрочем, четкого определения самого понятия «уклонение» нет.

Однако сознательное пренебрежение отца своими обязанностями свидетельствует о преднамеренной форме вины. Невыполнение же родительских обя­занностей может быть следствием как невозможности такого выполнения, так и самоуверенности и небрежного отношения к ним.

Для правильного применения норм стоит дать определение понятиям «невыполнение родительских обязанностей» и «уклонение от выполнения родительских обязанностей». Кроме того, следовало бы предусмотреть случаи невыполнения родительских обязанностей по причинам, не зависящим от воли отца или матери. Например, когда ребенок находится за рубежом и отец имеет возможность выполнять свои обязанности лишь относительно уплаты алиментов.

Однако в действительности проблема в другом. Как сказано выше, КоАП преду­сматривает ответственность именно за уклонение от выполнения родительских обязанностей. По информации Государственной службы статистики, в 2012 г. рассмотрено 37753 дела по этой статье, привлечены к ответственности 33775 лиц.

Как показывает практика, в отдель­ных случаях уклонением считается невы­полнение родительских обязанностей по причинам, не зависящим от воли отца или матери. Как правило, всех, как говорится, стригут по одну гребенку, и это касается в том числе неполных семей и тех, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

В то же время такое законодательное определение дает возможность избегать ответственности родителям, дети которых совершили преступления, хотя на первый взгляд, в семье все в порядке. Ведь в случае достаточного материального обеспечения, создания условий для получения подростками образования и наличия жилья, но отсутствия воспитания формально нет уклонения от выполнения родительских обязанностей.

СЕРГЕЙ ОСТРИК, «Правовая лига», г.Червоноград

Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ.

Ответственность за воспитание и развитие детей является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они не находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Какая ответственность родителей предусмотрена федеральным законодательством?

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Уголовно-правовая ответственность

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты алиментов: «Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцати¬летнего возраста» наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены также к гражданско-правовой ответственности.

Возможность взыскать в пользу ребёнка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена семейным законодательством, но вытекает из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родите¬ли (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Административно-правовая ответственность

Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.

Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.

Отсутствие родительской заботы, нормального микро¬климата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-03 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот следующей информационной продукции, содержа¬щей оправданные её жанром и (или) сюжетом:

— эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

— изображение или описание, не побуждающие к со¬вершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

— не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (часть 5 статьи 11, статья 9).

Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. М 52-03 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»

Статья 5-2. Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до со¬рока тысяч рублей.

Статья 5-3. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Свердловской области требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Закон Свердловской области от 16.07.2009 г. М 73-03 «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей»

Статьёй 4 установлено, что порядок определения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей определяется Правительством Свердловской области.

Статьёй 5 урегулирован порядок уведомления родите¬лей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в случае обнаружения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Органы внутренних дел в случае обнаружения детей в таких местах уведомляют об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Перечень мест, нахождение в которых может при¬чинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравствен¬ному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или осуществляющих мероприятия с участием детей

1. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

— которые предназначены для реализации товаров толь¬ко сексуального характера;

— которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

— которые имеют доступ к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 16 лет, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее — лица, осуществляющие мероприятия с участием детей):

— в местах общего пользования жилых домов;

— в транспортных средствах общего пользования, маршруты следования которых проходят по территории Свердловской области;

— на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет.

Кто, кроме родителей, может быть привлечён к административной ответственности?

Закон приравнивает к родителям иных лиц. Это — усыновители, опекуны и попечители, как из числа физических лиц, так и должностные лица органов опеки и попечительства, учреждений государственного воспитания и образования, выполняющих функции государственного опекуна.

Приёмные родители также обязаны надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности: содержать, воспитывать, обучать, защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей.

На родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним ребёнком в течение трёх лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребёнка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кто может составлять и рассматривать протоколы об административной ответственности родителей?

Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних. Объем этих прав законодательно закреплен в ст.ст. 63-65, 137, 148, 148-1, 153 Семейного кодекса Российской Федерации.

Ответственность по данной статье КоАП РФ несут только родители или иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а также руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ, составляется за совершение следующих деяний:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.

2. Лишение детей в общении с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам несовершеннолетних. В данном случае защищается право ребенка на общение не с любыми, а только близкими родственниками, т.е. родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами. В целях защиты прав ребенка установлено правило, что такое общение не должно противоречить его интересам.

3. Намеренное сокрытие местонахождения детей помимо их воли. Скрывается местонахождение ребенка с тем, чтобы ограничить его право на общение. В этом случае подлежит учету мнение ребенка по правилам ст. 57 Семейного кодекса РФ.

4. Неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

5. Неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

6. Иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. В силу диспозиции ст. 5.35 КоАП РФ такое воспрепятствование может совершить только один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего.

Часть 2 ст. 5.35 КоАП РФ содержит своеобразный перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

Полномочия по составлению протокола об административном правонарушении по указанной статье принадлежат:

— должностным лицам полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

— членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);

— судебным приставам исполнителям (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

— прокурору (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Судебные приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении административных правонарушений, предусмотренных только ч.ч. 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ, при наличии исполнительного производства.

Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ рассматриваются территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 23.2 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ вправе также рассматривать районные суды в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних) предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ (лишение ребёнка права на общение с родителями или близкими родственниками, намеренное сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов) — предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2-х до 3-х тысяч рублей.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ (вышеуказанных деяний повторно) предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 4-х до 5-ти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей, — не позднее трех месяцев.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних, как коллегиальным органом, может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Административная ответственность родителей

Законодательством, и прежде всего Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Привлечь к ответственности за всё сразу

Частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Все жизненные ситуации подходят под это определение. Ребенок прогуливает школу – родители не обеспечивают процесс его обучения, хулиганит – родители не обеспечивают его воспитание, ребенок нуждается в госпитализации и серьезном лечении, а родители являются сторонниками народной медицины – действия родителей наносят вред ребенку и нарушают его права на оказание медицинской помощи, и так далее до бесконечности.
Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия – лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.

То есть законом предусмотрены случаи, когда в результате семейных конфликтов один из родителей, а то и бабушка или дедушка, забирает ребенка, никому больше не дает общаться с ребенком, не говорит, где находится ребенок, а судебные решения попросту игнорирует.

Такие случаи — не редкость, и именно в целях повышения ответственности за подобные правонарушения были введены в 2011 году в действие части 2 и 3 статьи 5.35, которая ранее состояла только из одной части.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрена ответственность за повторное совершение нарушений, предусмотренных второй частью той же статьи.
Также статьей 20.22 КоАП РФпредусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

Почему речь только о тех, кто не достиг возраста 16 лет? Потому что с 16 лет несовершеннолетний уже сам несет административную ответственность за эти правонарушения.
Региональная специфика

Федеральное законодательство позволяет регионам формировать своё, областное или краевое законодательство об административной ответственности. Такое законодательство есть в Москве, Санкт-Петербурге и многих других регионах страны. Среди прочих правонарушений в региональном законодательстве могут быть предусмотрены и правонарушения, предусматривающие ответственность родителей и законных представителей. Так, в Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Схожая норма содержится в законодательстве Ленинградской области и других регионов страны.
Кто может быть привлечен к ответственности?

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
Не могут быть привлечены к ответственности лица, лишенные родительских прав (речь идет именно о том ребенке, в отношении которого осуществлено лишение прав), опекуны и попечители, чьи полномочия были прекращены к тому моменту, когда случилось событие, ставшее причиной привлечения к ответственности.

Иначе говоря, нельзя привлечь к ответственности лицо, которое хоть и являлось на протяжении какого-то времени законным представителем несовершеннолетнего, но перестало быть таковым ко времени наступления события, послужившего основанием к привлечению к ответственности. Например, если подросток угнал машину, а возраста привлечения к уголовной ответственности он еще не достиг, то должны привлечь к административной ответственности родителей, но поскольку те к моменту угона уже были лишены родительских прав, то к ответственности будут привлекать опекуна.
Как накажут?

За совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 5.35 и статьей20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер штрафа невелик – от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35) и от 300 до 500 рублей (ч.20.22). Часть 2 ст. 5.35 предусматривает наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей.

Логика проста: штраф будет выплачиваться из бюджета той же семьи, в которой живет несовершеннолетний, а значит, в итоге негативно отразится и на содержании ребенка. С другой стороны, нарушение прав и интересов ребенка недопустимо, равно как недопустимо неисполнение судебных решений. Поэтому частью 2 статьи 5.35 предусмотрен уже более значительный размер штрафа.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрено увеличение размера штрафа до 5 тысяч рублей, также предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Срок давности

Существует общее правило, предусмотренное статьей 4.5. КоАП РФ, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей – позднее трех месяцев.
Кто принимает решение?

Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.35 может также быть рассмотрено судьей. Комиссии по делам несовершеннолетних (так называемые КДН) были созданы еще в советские годы, и не потеряли своей актуальности в настоящее время.
По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. На рассмотрение КДН или судьи поступает уже готовый материал, в основе которого лежит протокол о совершении административного правонарушения, а его еще надо составить.
Кто может составлять протокол?

Если в части органа, уполномоченного рассматривать дела нашей категории, закон не предусматривает разнообразия, то в части лиц, уполномоченных составлять протоколы о совершении вышеуказанных правонарушений, закон (а речь идет о Кодексе РФ об административных правонарушениях) наделяет соответствующими полномочиями сотрудников полиции, членов комиссий по делам несовершеннолетних, и судебных приставов.

Приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных только частями 2 и 3 статьи 5.35 КоАП. Федеральной службой судебных приставов изданы Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 КоАП (от 29.09.2011 г. № 04-15). Рекомендации содержат разъяснения как по существу самих правонарушений, предусмотренных указанными нормами права, так и относительно действий судебных приставов по выявлению и фиксации фактов совершения этих правонарушений. На практике буквально все протоколы поступают на рассмотрение в КДН из органов внутренних дел.
Причины и последствия привлечения к ответственности
Вспомните, когда вы сами прогуливали школу, разве родителей за это штрафовали? Или когда участковый разгонял вашу веселую компанию, сидящую во дворе с магнитофоном и вином – разве это заканчивалось протоколом? Ну вызовут родителей в школу, ну придет домой участковый с беседой о моральном облике советской молодежи…

На практике до привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей доходит лишь в исключительных случаях, когда все другие «меры профилактики» не помогают. Как правило, семья уже включена в списки «неблагополучных», состоит на учете в социальных службах, однако родители свое отношение к выполнению своих обязанностей не меняют.

Также не стоит забывать и о «палочной» системе оценки деятельности органов полиции. Количество оформленных протоколов – один из показателей эффективности работы, особенно в рамках проведения каких-нибудь рейдов, общегородских профилактических мероприятий по профилактике детской безнадзорности и прочих подобных кампаний. После двух-трех фактов привлечения к административной ответственности решается вопрос о лишении родительских прав.