Как отказаться от полученного инн

Рубрики Наша практика

Инструкция для отказа от ИНН

Инструкция к заявлениям ПО ИНН.

Это действия на ближайшие дни.

Заявлений три типа :

1.) для тех, кто отказался от ИНН по суду и имеет в паспорте гербовую печать;

2.) для тех, кто отказался по приказу №6032 и имеет в паспорте штамп;

3.) для тех, кто хотел бы отказаться, или кто вообще не получал справки о ИНН.

1. Выберите нужный Вам бланк. Ознакомьтесь с содержанием двух других, чтобы в случае необходимости проконсультировать других людей.

2. Сделайте как минимум 2 копии.

3. Одну резервную, чистую оставьте для других. Постарайтесь дать их как можно большему числу людей в разные районы, срочно и настойчиво обзвоните знакомых по селам, можно просто надиктовать текст по телефону, и там напишут от руки. Только ознакомьте людей с этой инструкцией и договоритесь, как они перешлют ответ, полученный из налоговой.

4. Два своих экземпляра заполните. Не забудьте подписаться и поставить дату.

5. Пойдите в свою районную налоговую инспекцию с двумя заполненными экземплярами. Сдайте один в канцелярию, на другом должны поставить штамп с датой и входящим номером. Если артачатся, просите их выполнять действующий Закон «Про звернення громадян», в котором оговорено Ваше право подавать любые заявления, лишь бы они были подписаны и было указано ФИО, адрес. Вы ведь не желаете портить предпраздничное настроение сотруднику канцелярии и письменно жаловаться на него начальству.

6. Если Вы живете далеко от своей районной, то отправьте заказным с уведомлением и описью вложения. Чек об оплате, опись с календарным штампом подколите к своей копии, туда же прикрепите и уведомление и оригинал ответа, когда придут. Храните с ценными документами.

7. В Вашем заявлении есть просьба ответить срочно, в течение 10 дней, это тоже Ваше право по упомянутому Закону. Сразу узнайте, по какому номеру перезвонить, если ответа не последует в срок 10 дней. Очень вежливо напоминайте, смиренно торопите, это Ваше законное право. Записывайте, с кем говорили, не потеряйте бумажку.

8. Свою копию заявления положите в папку к важным документам. Туда же приложите и оригинал ответа. Дальнейшие действия, только после получения ответа из районной налоговой, — писать такое же заявление в ДПАУ — налоговую администрацию Украины — об этом см. в газете МИР (за 13.12.10г.). Размножьте для других соответствующую страницу (активная ссылка)

9. Обязательно откопируйте ответ на Ваше заявление и передайте на стояние для анализа юристами .

1.) для тех, кто отказался от ИНН по суду и имеет в паспорте гербовую печать; Скачать: 01.doc [23,5 Kb] (cкачиваний: 445)

2.) для тех, кто отказался по приказу №6032 и имеет в паспорте штамп; Скачать: 02.doc [23,5 Kb] (cкачиваний: 547)

3.) для тех, кто хотел бы отказаться, или кто вообще не получал справки о ИНН. Скачать: 03.doc [25,5 Kb] (cкачиваний: 1605)

02.12.2010 года в Украине был принят Налоговый Кодекс (далее по тексту — Кодекс), 04.12.2010 года этот Кодекс был опубликован. С 01.01.2011 года прекращает действовать Закон Украины «О Едином Государственном реестре физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей» (Дале по тексту-Закон). Согласно ст.63.3. Кодекса «63.6. регистрации налогоплательщиков в органах государственной налоговой службой осуществляется по налоговым номерам. Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом налоговой службы. Учет лиц, которые, в силу своих религиозных убеждений, отказываются принять регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы, ведётся по фамилии, имени, отчеству, серия и номеру действующего паспорта. В паспорта указанных лиц органом государственной налоговой службы делается отметка о наличии у них права осуществлять какие угодно платежи по серии и номеру паспорта. Процедура внесения отметки определяется центральным органом государственной налоговой службы.», а ст..70.1. Кодекса указывает нам, что учет таких граждан производиться в отдельном реестре Государственного реестра, следовательно-в элеткронной форме.

В тоже время, в соответствии с Переходными положениями Кодекса, Кабинет министров до 31 декабря 2011 года вместе с заинтересованными религиозными конфессиональными организациями должен разработать программу и внести в Верховный Совет Украины предложения относительно альтернативного учета физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от идентификационного номера (регистрационных номера учетной карты налогоплательщика). Каким образом действовать нам до того, как будет предложена альтернатива, будут ли предлагать к рассмотрению наши пожелания относительно письменного учета в этой программе — не ясно.

Из существующей ситуации можно сделать два противоположных вывода:

1. либо до 31.12.2011 года учет физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от идентификационного номера (регистрационных номера учетной карты налогоплательщика) будет производиться в ранее установленном порядке, не смотря на отмену Закона, а соответствующий отдельный реестр будет создан только после 31.12.2011 года.

2. либо, начиная с 01.01.2010 года учет физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от идентификационного номера (регистрационных номера учетной карты налогоплательщика), будет происходить в обычном порядке, предлагаемом Кодексом. А граждане, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от идентификационного номера (регистрационных номера учетной карты налогоплательщика), должны соответствующим образом увдемить органы государственной налоговой службы, но как они при этом будут учитываться-не ясно. Таким образом будут нарушены основополагающие нормы Конституции Украины и Международных правовых актов относительно прав человека, подписанных Украиной.

Для того, что бы понимать, как нам действовать далее, необходимо грамотно собрать информацию, которая в дальнейшем станет доказательствами для последующей подачи административных исков. Чем больше будет подано исков от отдельных граждан (не списками, или от организаций, а индивидуальных ), тем лучше.

Для этого уже сейчас каждый может обратиться в свою районную налоговую инспекцию с просьбой дать разъяснения как гражданам Украины, ранее отказавшимся от ИНН, действовать, работать, осуществлять финансовые, хозяйственные операции, каким образом будет осуществляться учет налогоплательщиков-отказников от ИНН в ближайший период (см. образец заявления) (Образец №1). В предусмотренный законом об обращениях граждан срок (от 10 до 30 дней) налоговая инспекция должна предоставить соответствующие разъяснения.

Получив официальный ответ, следует сразу же обратиться с подобным запросом в ДПАУ (Образец №2). Таким образом, будет собран материал для иска в административный суд по поводу нарушения базовых конституционных прав граждан. Образцы исков будут выложены на православных сайтах, наша газета даст соответствующие ссылки. Помощи в составлении необходимых документов можно просить и в безплатных юридических клиниках, которые действуют при большинстве юридических факультетах ВУЗов.

Кроме того, при фактическом нарушении прав граждан, например, непринятии платежей, в т.ч. коммунальных, отказе в оформлении купли-продажи; при получении письма из налоговой инспекции о необходимости принятия карточки плательщика налогов, с обязательным написанием заявления; в случае, если на работе настаивают на получении пластиковой банковской карточки, расчетной карточки в банке и т.п. следует, не принимая никаких документов и не подписываясь нигде, обратиться к православному юристу с целью подачи иска в суд или хотя бы (без судебного дела) обращения к Уполномоченному по правам человека при Верховной Раде Украины. Обращение к юристу необходимо с целью грамотно оформить факт такого нарушения ваших прав.

Тщательно сохраняйте все копии писем и ответы на них, а также чеки, уведомления о получении и описи вложений.

Нам следует помнить, что государство сможет защитить своих граждан только тогда, когда официально регистрируются факты нарушения прав.

Нужно помочь государству обеспечить соблюдение прав своих граждан.

Эту страницу газеты постарайтесь отксерить для себя на будущее и размножить для других.

Образец №1

Голові ______________ районної податкової інспекції

прож. за адресою:______________________________

дом. тел. _______________

Я, громадянин України, _____, прож. за адресою ______, за своїми релігійними переконаннями раніше відмовився від присвоєного мені ІНН згідно рішення ____ суду від _____ (див. Додаток) ИЛИ : згідно процедури Наказу №602/1226, про що в моєму паспорті проставлено відповідну відмітку «___»____. ____ року

Прошу Вас надати детальні роз’яснення, за наступними питаннями:

— яким чином проводитиметься облік мене, як законослухняного платника податків, з дати вступу в дію Податкового кодексу України?

— які дії я повинен вжити у зв’язку з вступом у дію Податкового кодексу України для збереження вже наявного в мене права не обліковуватися в електронному реєстрі за ІНН (за номером реєстраційної картки, за податковим номером чи за ін.. номером, цифровим, буквеним чи змішаним кодом)?

Зважаючи на важливість питання та невизначеність ситуації для мене, прошу Вас відповісти протягом 10 днів.

Образец №2

Голові Державної Податкової Адміністрації України

м.Київ, пл. Львівська 8

прож. за адресою:______________________________

дом. тел. _______________

Я, громадянин України, _____, прож. за адресою ______, за своїми релігійними переконаннями раніше відмовився від присвоєного мені ІНН згідно рішення ____ суду від _____ (див. Додаток) ИЛИ : згідно процедури Наказу №602/1226, про що в моєму паспорті проставлено відповідну відмітку«___»____. ____ року.

На моє звернення до ____ районної податкової інспекції (копію додаю) я не отримав достатньої інформації.

Прошу Вас надати конкретні детальні роз’яснення за наступними питаннями:

— яким чином проводитиметься облік мене, як законослухняного платника податків, з дати вступу в дію Податкового кодексу України?

— які дії я повинен вжити, у зв’язку з вступом у дію Податкового кодексу України, для збереження вже наявного в мене права не обліковуватися в електронному реєстрі за ІНН (за номером реєстраційної картки, за податковим номером чи за ін.. номером, цифровим, буквеним чи змішаним кодом)?

Зважаючи на важливість питання та невизначеність ситуації для мене, прошу Вас відповісти протягом 10 днів.

Отказываться от ИНН – обязательно! (еще раз о «трех эшелонах»)

«Возьмете крест, спасетесь, пойдете в жизнь вечную;
если испугаетесь, что погибните без хлеба,
тогда возьмете хлеб, не спасетесь.
Господь не оставит своих избранных чад.
На смерть, так на смерть, на страдания,
так на страдания, только ничего не брать сатанинского,
а Господь не оставит»

1. Некоторые православные хотят отказаться от ИНН, но при этом боятся, что факт отказа от ИНН может стать основанием для занесения этой информации в Единый государственный демографический реестр (ЕГДР) с присвоением человеку УНЗР. Т.е. люди боятся вместо ИНН получить другую страшную беду: тот самый идентификационный номер — УНЗР, который газета «МИР» еще в 2013 году назвала печатью антихриста («МИР», 2013, №1, с.8-9) , а по некоторой информации УНЗР уже сегодня лазером наносят на лоб при фотографировании на биометрический паспорт («МИР», 2017, № 12, с.6).
В Законе № 5492 «Про Єдиний державний демографічний реєстр…» (далее – Закон № 5492) четко прописаны две цели ведения Единого государственного демографического реестра (далее – ЕГДР), а именно (ст.4):
— для идентификации личности с целью оформления, выдачи и т.д. 15-ти биометрических документов Реестра;
— для учета информации о регистрации места проживания или места пребывания.

«Єдиний державний демографічний реєстр ведеться з метою ідентифікації особи для оформлення, видачі, обміну, пересилання, вилучення, повернення державі, визнання недійсними та знищення передбачених цим Законом документів.
Єдиний державний демографічний реєстр у межах, визначених законодавством про свободу пересування та вільний вибір місця проживання, використовується також для обліку інформації про реєстрацію місця проживання чи місця перебування» (ст.4).

Т.е. информация о присвоении человеку ИНН или об его отказе от ИНН должна заноситься в ЕГДР только для представителей двух вышеперечисленных категорий лиц. Во вторую категорию входят все граждане Украины, у которых в паспорте указано место проживания/ пребывания. По информации от сотрудника Государственной миграционной службы, в ЕГДР пока заносят только данные по тем людям, которые получают биометрический паспорт.

Кроме того, в п.1. ст.10 Закона № 5492 четко прописано, что информация в ЕГДР вносится по обращению заявителя:
«Внесення інформації до Реєстру здійснюється уповноваженими суб’єктами за зверненням заявника на підставі інформації державних органів реєстрації актів цивільного стану, органів реєстрації фізичних осіб, а також інформації органів виконавчої влади, інших державних органів…».

Таким образом, если человек не оформлял биометрический паспорт (внутренний или зарубежный), другие биометрические документы ЕГДР, то информация об ИНН и об отказе от ИНН не должна заноситься в ЕГДР. Соответственно, при отказе от ИНН не должен присваиваться и УНЗР.

2. Также люди спрашивают, а имеет ли смысл вообще отказываться от ИНН, если, как мы знаем, учет отказавшихся от ИНН ведется Государственной фискальной службой Украины (далее – ГФСУ) по серии и номеру паспорта, которые на деле представляют собой лишь разновидность ИНН.
Православный священник отец. В. говорит, что всё равно необходимо отказываться. Причина того, что отказываться надо, на наш взгляд, в следующем: Налоговый Кодекс предлагает альтернативу ИНН в виде учета по фамилии, имени, отчеству и серии, и номеру действующего паспорта. Серия и номер паспорта – величина не постоянная, т.к. при потере меняются его серия и номер. А то, что налоговики всё это исказили: свели эту альтернативу к разновидности ИНН в виде серии и номера паспорта, при этом в паспорт ставят штамп с написью: «Має право здійснювати будь-які платежі за серією та номером паспорта» (без упоминания фамилии, имени и отчества), то за это они будут держать ответ пред Господом на Страшном Суде, а наше дело отказываться от ИНН, EIC-кода, тем более, не принимать УНЗР. Люди, которые отказались от ИНН, знают, какие бывают искушения при отказе.

Православные старцы предупреждают о трех эшелонах. Схиархимандрит Христофор говорил, что люди с первым эшелоном спасутся не физически, а душой. А люди во втором эшелоне спасутся только наполовину. А третий эшелон вообще не дойдёт. Православный священник отец. В. сказал, что предупреждения о трех эшелонах надо понимать как в духовном, так и в физическом смысле. Со слов Батюшки,
— к первому эшелону в Украине относятся те, кто отказался от ИНН до 2011 года, т.е. до вступления в действие Налогового Кодекса;
— ко второму – те, кто отказался от ИНН по ФИО и серии, и номеру действующего паспорта;
— к третьему эшелону – те, кто решил не отказываться от ИНН, при этом решил в будущем отказаться от печати антихриста.
/ на сайте Почаевской Лавры приведены пять научных экспертиз о том, что ИНН записывается в стандарте EAN и содержит ключевую последовательность 666 – прим./.

В настоящее время при отказе от ИНН в налоговой инспекции предлагается заполнить Повідомлення по форме 1П и предоставить свой паспорт для проставления соответствующего штампа. Перед Богом – это тоже отказ от сатанинского цифрового имени, однако, с духовной точки зрения, такие люди попадают во второй эшелон, из которого спасутся лишь половина.
Православный священник отец В. сказал, что при отказе от ИНН надо дополнительно к Повідомленню по форме 1П подать еще в произвольной форме Заявление о запрете передавать информацию об отказе от ИНН в ЕГДР (в двух экземплярах) и зарегистрировать его в канцелярии налоговой инспекции. Второй экземпляр со штампиком канцелярии забрать себе.

Предлагаем, как вариант, такую форму Заявления на имя начальника налоговой инспекции, в которую человек пришел отказываться от ИНН:
«Я, /П.І.Б./, категорично забороняю передавати будь-які дані про мене та про мою відмову від ІПН до Єдиного державного демографічного реєстру з присвонням мені УНЗР — унікального номеру запису в Реєстрі».

При этом отец В. считает, что нельзя отдавать свой паспорт для проставления в нем штампа со словами «Має право здійснювати будь-які платежі за серією та номером паспорта». Если человек отказался от штампа в паспорте, то он идет на путь исповедничества (первый эшелон).
Также необходимо покаяться на исповеди, что принял ИНН — сатанинское числовое имя, — отказаться от него пред Богом. Также исповедать, что дерзал приступать к Причастию с сатанинским числовым именем, и тогда Господь простит.

Другим вариантом отказа может быть Заявление в произвольной форме об отказе от ИНН (без заполнения Повідомлення по форме 1П и без предоставления паспорта в налоговую инспекцию) вместе с приведенным выше Заявлением об отказе от передачи в ЕГДР информации о себе и об отказе от ИНН. В таком случае человек также попадает в первый эшелон.

В сложном положении оказались люди, отказавшиеся от ИНН до 2011 года. У них проблемы с получением зарплаты, стипендии, их лишают субсидий, требуют второй раз отказаться от ИНН в соответствии с требованиями Налогового Кодекса, чтобы они согласились на учет по фамилии, имени, отчеству и серии, и номеру паспорта, чтобы получили соответствующий штамп в паспорте. Одна женщина резонно ответила в налоговой инспекции, что она уже один раз отказалась от ИНН в 2004 году, поэтому у нее нет никаких оснований отказываться от него второй раз. И она права.

Причина этой коллизии – в неконституционности Налогового Кодекса в части учета налогоплательщиков.
До 2011 года Закон Украины № 1003-XIV от 16.07.1999 г. года гарантировал право людей жить по старым формам учета без ИНН:
«Для осіб, які через свої релігійні або інші переконання відмовляються від прийняття ідентифікаційного номера та офіційно повідомляють про це відповідні державні органи, зберігаються раніше встановлені форми обліку платників податків та інших обов’язкових платежів. У паспортах зазначених осіб робиться відмітка про наявність у них права здійснювати будь-які платежі без ідентифікаційного номера».
Согласно статьи 22 Конституции Украины «При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод».
А Налоговый Кодекс в нарушение ст. 22 Конституции вместо права человека жить без ИНН ввел для людей, отказавшихся от ИНН, отдельный учет по фамилии, имени, отчеству и серии, и номеру действующего паспорта, который, по сути, свелся к учету по серии и номеру паспорта как разновидности ИНН.
Этот вопрос нарушения Налоговым Кодексом права человека жить без ИНН, гарантированного Законом № 1003-XIV, очевидно, должен решаться в суде.

Одна женщина рассказала, что при попытке найти в базах данных ГФСУ человека, отказавшегося от ИНН до 2011 года, компьютер выдал ошибку №99: «Податковий номер фізичної особи не дійсний, або серія і номер паспорта відсутній в окремому реєстрі ДРФО». То есть такие люди – полностью чисты перед Богом.
Православный священник отец. В. говорит, что соглашаться таким людям на учет по серии и номеру паспорта нельзя, потому что этим они согрешают, делают шаг назад, из первого эшелона переходят во второй. Лучше этого штампика не допускать, а держаться за то, что имеют. Соглашаться с поражением в правах (невозможность оформлять субсидию и т.д.), это – выбор Креста вместо Хлеба. Одной такой женщине, которую заставляли согласиться на учет по серии и номеру паспорта, батюшка посоветовал: «Сколько Бог дает терпения, терпеть, а потом уже увольняться».

В отношении того, могут ли человеку, получившему биометрический паспорт, нанести УНЗР лазером на лоб в любом месте планеты, где есть специальное оборудование, батюшка сказал, что не могут: «Оно должно быть по месту жительства, по прописке. То будет законный дьявол, законная печать. Это получается, человек не знает – как обман. Та печать не будет действительна, которую поставили за рубежом».

Приводим краткие ответы православного священника отца В. по другим вопросам.
Батюшка подтвердил, что задержка на три года по безвизовому режиму с ЕС для Украины была сделана, чтобы завезти в страну специальную аппаратуру, которая позволяет нанести УНЗР лазером на лоб при фотографировании на биометрический паспорт.

Родителям, которые отказываются брать для своих детей биометрический паспорт, батюшка советует «лучше судиться и добиться», и конечно, ни в коем случае не соглашаться на биометрический паспорт с УНЗР – печатью антихриста («МИР», 2013, №1, с.8-9).

Женщине, которая подала электронную деларацию, батюшка советует написать заявление об ее аннулировании, и до 1 мая подать декларацию в бумажном виде, как советует Татиана Шигорина. Батюшка так и сказал: «Бог благословит».

На вопрос, что будет с Украиной, если до конца этого года пять миллионов украинцев примут УНЗР при оформлении биометрических паспортов, батюшка ответил: «А быстрей погибель будет, на всю страну».

Также отец В. подтвердил, что тем, кто отказался от ИНН, надо обязательно исповедать, что причащался с ИНН (сатанинским числовым именем), что если этого не сделать, то такому человеку на Страшном Суде будет хуже, чем Содому и Гоморре /это же относится и к УНЗР – прим./.

Об этом говорится и в откровении от Господа и Пресвятой Богородицы, полученном р.Б.Александрой.

Налогоплательщик не вправе отказаться от ИНН

В последнее время в практике ряда ИФНС стали известны случаи отказа граждан от ИНН по религиозным соображениям. В связи с этим ФНС дала разъяснения по вопросу присвоения ИНН.

Физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 84 НК каждому налогоплательщику, вне зависимости от того, подавал он заявление на постановку на учет или нет, присваивается ИНН.

Внесение заявления физического лица об отказе от применения ИНН с соответствующей причиной (по религиозным убеждениям) в ЕГРН предусмотрено только в отношении физических лиц, не являющихся налогоплательщиками.

Внесение же в ЕГРН заявлений об отказе от применения ИНН физических лиц, являющихся налогоплательщиками, а также осуществление документооборота в отношении указанных налогоплательщиков без использования ИНН является неправомерным.

Такие разъяснения предоставлены специалистами УФНС России по Республике Адыгея на сайте ведомства.

Как отказаться от полученного инн

Документ : Как правильно отказаться физическому лицу от идентификационного номера из ГРФЛ, и стоит ли это делать

Как правильно отказаться физическому лицу
от идентификационного номера из ГРФЛ,
и стоит ли это делать

ВОПРОС: Как правильно отказаться физическому лицу от идентификационного номера из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и какие права при этом он теряет?

Государственный реестр физических лиц —
плательщиков налогов и других обязательных платежей

Верховной Радой Украины еще в 1994 г. был принят Закон Украины “О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей” № 320/94-ВР от 22.12.1994 г. (далее — Закон № 320) и Постановление Верховной Рады Украины “О введении в действие Закона Украины “О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей” № 321, п. 1 которого Закон № 320 вводился в действие 1 января 1996 г.

Согласно ст. 1 Закона № 320 Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей (далее — Государственный реестр) — это автоматизированный банк данных, созданный для обеспечения единого государственного учета физических лиц, обязанных платить налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Украины.

Создание Государственного реестра обеспечивает полный учет физических лиц, которые платят налоги и другие обязательные платежи (ст. 2 Закона).

Согласно Закону № 320 Государственный реестр создается ГНА Украины. В информационный фонд Государственного реестра включаются индивидуальные идентификационные номера, которые предоставляются физическим лицам — плательщикам налогов и других обязательных платежей, регистрационные данные физических лиц и информация об уплате физическими лицами налогов и других обязательных платежей.

С целью создания условий для наполнения информационного фонда Государственного реестра было принято Постановление Кабинета Министров Украины “О мероприятиях по внедрению идентификационных номеров физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей” от 06.11.97 г. № 1232.

Согласно ст. 5 Закона № 320 в Государственный реестр вносится информация о лицах, которые постоянно проживают в Украине, и о лицах, которые не имеют постоянного места проживания в Украине, однако имеют объекты налогообложения или обязанны платить налоги в Украине, то есть регистрации в Государственном реестре подлежат все физические лица независимо от их возраста и гражданства в случае наличия у них обязанности относительно уплаты налогов и объектов налогообложения.

Регистрация физических лиц — налогоплательщиков проводится органами государственной налоговой службы по месту постоянного проживания плательщиков, а для лиц, которые не имеют постоянного места проживания в Украине, — по месту получения доходов или по местонахождению другого объекта налогообложения. Основанием для такой регистрации является учетная карточка физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей по форме № 1ДР, которая должна быть подписана налогоплательщиком и подана в орган государственной налоговой службы согласно Инструкции о порядке и условиях передачи государственным налоговым инспекциям информации для регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей, утвержденной Приказом ГНИ Украины от 31.07.95 г. № 66, зарегистрированным в Минюсте Украины 07.08.95 г. № 289/825. Учетная карточка по ф. № 1ДР заполняется физическим лицом согласно данным его паспорта или паспортного документа, который содержит необходимые для регистрации в Государственном реестре реквизиты (фамилия, имя, отчество, дату и место рождения, местожительство).

Во время регистрации в Государственном реестре физическое лицо получает документ, который подтверждает присвоение идентификационного номера. Отметим, что до 1 февраля 2002 г. таким документом была справка о присвоении идентификационного номера, а с 1 февраля 2002 г. им является Карточка физического лица — налогоплательщика. Справки о присвоении идентификационного номера, выданные до вступления в силу Приказа ГНА Украины “Об утверждении Положения о карточке физического лица — налогоплательщика” от 27.01.98 г. № 43, зарегистрированного в Минюсте Украины 19.02.98 г. № 124/2564, считаются имеющими силу Карточки физического лица — налогоплательщика.

Разработанное во исполнение Закона № 320 Положение о карточке физического лица — налогоплательщика, утвержденное Приказом ГНА Украины от 27.01.98 г. № 43 (далее — Положение № 43), регламентирует вопрос выдачи лицу Карточки физического лица — налогоплательщика. На сегодня выдаются лишь карточки на бумажном носители.

Пунктом 2.4 Положения № 43 предусмотрено, что выдача Карточки иностранным гражданам осуществляется после выполнения требований Правил въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.95 г. № 1074.

Отказ физических лиц от идентификационных номеров

Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей” от 16.07.99 г. № 1003-XIV лицам, которые из-за своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы, предоставлено разрешение не использовать идентификационные номера. Для них сохраняются ранее установленные формы учета налогоплательщиков. В паспортах отмеченных лиц делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера.

Согласно Порядку внесения отметки в паспорт гражданина Украины относительно идентификационного номера физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей, который утвержден совместным Приказом Государственной налоговой администрации Украины и Министерства внутренних дел Украины от 19.10.2004 № 602/1226 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20 октября 2004 года № 1345/9944 (далее — Порядок об отметке), физическое лицо имеет право обратиться в орган государственной налоговой службы по своему месту регистрации и уведомить в форме соответствующего заявления об отказе от идентификационного номера (об отказе от принятия идентификационного номера в случае отсутствия у него идентификационного номера — по ф. № В1 или об отказе от идентификационного номера в случае наличия у него идентификационного номера — по ф. № В2), а также в зависимости от своего статуса предоставить соответствующий комплект документов, а именно: свидетельство о рождении, паспорт гражданина Украины, свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака), свидетельство об изменении имени, копию документа о присвоении идентификационного номера.

В случае отсутствия разногласий между данными заявления и предъявленными документами орган государственной налоговой службы формирует личное дело и в срок до 30 календарных дней с дня принятия заявления предоставляет соответствующую справку по ф. № В3 или отказывает в предоставлении такой справки с указанием причин отказа. Срок действия справки — 30 календарных дней.

С указанной справкой лицо обращается в орган внутренних дел по месту регистрации относительно внесения отметки в паспорт.

Должностное лицо органа внутренних дел на основании соответствующей справки при условии соблюдения требований, определенных Порядком об отметке, и отсутствия несоответствий вносит в паспорт гражданина следующую отметку: “Имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера” (приложение 4 к Порядку об отметке).

Обратите внимание, что эти лица имеют право осуществлять любые платежи и не более. То есть, есть обязанности, но нет прав, несмотря на то, что это называется “имеет право осуществлять платежи”. А что следует из этого ограниченного права, будет рассмотрено далее.

Решение вопроса относительно внесения указанной отметки в паспорт лица осуществляется в соответствии с установленным Порядком по месту проживания лица.

Отметим, что право осуществлять платежи без идентификационного номера, как это определено Законом № 320, возникает у лица только после получения соответствующей отметки в его паспорте. Ни одно письмо органа государственной налоговой службы, которым лицо информируется об отсутствии у него идентификационного номера, не имеет такой юридической силы, как паспорт с внесенной в него отметкой о праве лица осуществлять платежи без идентификационного номера.

После получения в органе внутренних дел отметки о праве осуществлять платежи без идентификационного номера и передачи в орган государственной налоговой службы отрывного корешка к справке по ф. № В3, что является свидетельством наличия в паспорте такой отметки, учет налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы осуществляется по номеру и серии паспорта, идентификационный номер из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей (далее — Государственный реестр) изымается.

Внесение отметки в паспорта иностранцев не предусмотрено законодательно.

С целью обеспечения равенства прав лиц, которые получили отметки в свои паспорта во исполнение решений суда до вступления в силу Порядка об отметке, и желают отменить свои идентификационные номера, что не было предусмотрено соответствующими судебными решениями, и лиц, в паспорта которых внесены отметки органами внутренних дел, Государственная налоговая администрация Украины рекомендует первой категории граждан, которые имеют отметки в паспортах и желают отменить свои идентификационные номера, подать в орган государственной налоговой службы заявление по ф. № В2, заполнив все реквизиты персональных данных в приложении к нему. После этого будут осуществлены все необходимые меры для обеспечения дальнейшего учета такого лица как налогоплательщика по серии и номеру его паспорта.

Упрощенная процедура подачи заявлений по ф. № В1 и по ф. № В2 в Порядке об отметке не предусмотрена. Наличие персональных данных, которые гражданин предъявляет вместе с заявлением по ф. № В1 или по ф. № В2, предоставляет возможность более четко определить лицо, поскольку большое количество физических лиц имеют одинаковые сочетания фамилии, имени и отчества. Расширенный перечень информации позволит установить, какое именно лицо получало определенные доходы и уплачивало с них налоги.

Недостатки отказа от получения идентификационного номера

Обратите внимание на наличие предложения “Не являюсь учредителем юридических лиц” в форме заявления, которое прилагается к персональным данным физического лица. Причем, эта фраза появилась после принятия совместного Приказа ГНАУ и МВД “Об утверждении Изменений в Порядок внесения отметки в паспорта граждан Украины относительно идентификационного номера физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей” № 386/663 от 06.07.2006 года. До этого времени фраза была еще более дискриминационной: “Предпринимательской деятельностью не занимаюсь, не являюсь учредителем юридических лиц”.

Таким образом, право физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность без получения идентификационного кода отстоять удалось.

Напомним, что согласно части второй ст. 50 Гражданского кодекса Украины № 435-IV от 16.01.2003 года (далее — ГК) физическое лицо осуществляет право на предпринимательскую деятельность при условии его государственной регистрации в порядке, установленном законом. А отношения, которые возникают в сфере государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц — предпринимателей регулируются Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) и принадлежат к компетенции Госпредпринимательства Украины. Кроме этого в статью 9 Закона № 755 Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” от 16.03.2006 г. № 3575-IV были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь в бланке свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя указываются идентификационный номер физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые в связи со своими религиозными или другими убеждениями отказываются от принятия идентификационного номера, официально уведомили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте).

Вот с учредительством дело обстоит хуже.

Частью второй ст. 17 Закона № 755 предусмотрено, что в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей содержатся в том числе такие сведения относительно юридического лица: перечень учредителей (участников) юридического лица, в том числе идентификационный номер физического лица — налогоплательщика, если учредитель — физическое лицо.

Если исходить их буквального прочтения законодательства, то действительно предусмотрено использование идентификационного номера физическими лицами как учредителями юридических лиц.

Но ведь статьями 67 и 68 Конституции Украины установлено, что каждый обязан неуклонно придерживаться Конституции Украины и законов Украины, платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Согласно статье 24 Конституции все граждане равны перед законом, и не может быть привилегий или ограничений по любым признакам пола, происхождения, имущественного состояния, возраста, расы и тому подобное.

И тогда, если уже говорить о равенстве прав и обязанностей, то необходимо было внести изменения в существующее законодательство и тем самым уравнять права лиц, которые имеют идентификационный код, и лиц, которые от него отказались, тем более что они не отказались при этом платить налоги и сборы.

Госпредпринимательство в Письме “О предоставлении разъяснения по вопросам внесения в ЕГР без идентификационных номеров физических лиц, которые являются учредителями” от 24.01.2006 г. № 403 указывал:

“. В соответствии со статьей 17 Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” (далее — Закон о регистрации) в Едином государственном реестре содержатся, в частности, сведения о перечне учредителей (участников) юридического лица, в том числе имя, местожительство, идентификационный номер физического лица — налогоплательщика, если учредитель — физическое лицо.

В соответствии с требованиями Закона о регистрации разработаны отдельные формы регистрационных карточек, которые подаются государственному регистратору для проведения соответствующих регистрационных действий, которые, в частности, включают и сведения об идентификационном номере физического лица, которое является учредителем или руководителем юридического лица.

Вместе с тем Закон Украины “О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей”, которым определяется полный учет физических лиц, которые выплачивают налоги и другие обязательные платежи, с одновременной их идентификацией, был введен в действие с 1 января 1996 года. Следовательно, физические лица — учредители предприятий, которые были зарегистрированы до вступления в силу указанного Закона, не имели идентификационных номеров.

Учитывая отмеченное выше, Госпредпринимательство считает, что включение сведений в ЕГР о предприятиях, которые были зарегистрированы до 1996 года и в учредительные документы которых изменения относительно состава учредителей не вносились в это время, может быть осуществлено без указания идентификационных номеров этих учредителей. На данное время программа АРМ государственного регистратора доработана с целью реализации отмеченной процедуры. При этом поле регистрационной карточки “идентификационный номер” заполняется “0” или “-”.

В то же время для новообразованных юридических лиц такую процедуру государственный регистратор осуществить не может, поскольку программным обеспечением АРМ государственного регистратора она не предусмотрена.

Поэтому включение в ЕГР сведений об учредителях, которым решением суда разрешено по религиозным убеждениям не иметь идентификационного номера, может осуществляться только на основании решения суда о побуждении государственного регистратора на совершение соответствующего регистрационного действия.

В этом случае государственный регистратор должен направить в Госпредпринимательство решение суда, на основании которого в ручном режиме администратором ЕГР будет внесена запись в ЕГР о серии и номере паспорта лица, которое по религиозным убеждениям не имеет идентификационного номера и является учредителем или руководителем”.

Еще интереснее. При наличии старой регистрации можно быть учредителем без идентификационного номера, а теперь — только через суд.

Итак, сделаем выводы на сегодняшний день.

Лица, которые отказались от идентификационного кода:

1) не могут быть учредителями юридических лиц;

2) не могут воспользоваться правом на налоговый кредит в соответствии с Законом Украины “О налоге с доходов физических лиц” № 889 от 22.05.2003 года (далее — Закон № 889). Законом № 889 установлено ограничение: налоговый кредит может быть начислен исключительно резиденту, который имеет индивидуальный идентификационный номер (пункт 5.4 статьи 5). Причем на это неоднократно указывала ГНАУ в своих письмах (например, Письмо № 4082/7/17-0217 от 28.02.2007 г. “Относительно организации работы по декларированию доходов, полученных физическими лицами в 2006 году”.

И несколько слов об иностранных гражданах на украинской территории.

Как отмечает ГНАУ в Письме от 15.03.2007 г. № 2453/6/29-1016, физическое лицо — иностранец, которое желает стать учредителем предприятия в Украине, должно иметь идентификационный номер из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей, а подтверждение о ее идентификационном номере (коде) как налогоплательщика в стране резидентства не требуется.

По мнению Госпредпринимательства, которое изложено в Письме от 16.03.2007 г. № 1910, Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” предусмотрена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей сведений о физических лицах — нерезидентах, которые в связи со своими религиозными или другими убеждениями отказались от принятия идентификационного номера.

Детские идентификационные номера

В связи с такими обстоятельствами, давайте рассмотрим вопросы отказа детей в получении ими идентификационных номеров, и вообще стоит ли это делать.

В соответствии со статьей 5 Закона № 320 в Государственный реестр вносится информация о лицах, которые постоянно проживают в Украине, имеют объекты налогообложения, предусмотренные действующим законодательством, и обязаны уплачивать налоги и другие обязательные платежи. Регистрация физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей проводится органами государственной налоговой службы по месту постоянного проживания плательщиков. Основанием для такой регистрации является учетная карточка физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей по форме № 1ДР, которая должна быть подписана налогоплательщиком и подана в орган государственной налоговой службы согласно Инструкции о порядке и условиях передачи государственным налоговым инспекциям информации для регистрации физических лиц в государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 31.07.95 № 66.

Лица в возрасте до 16 лет по большей части не получают доходов и не подпадают под определение налогоплательщиков. Соответственно в Государственный реестр включаются сведения только о тех малолетних или несовершеннолетних лицах, которые имеют объекты налогообложения и обязаны уплачивать налоги.

Несовершеннолетним считается ребенок в возрасте от 14 до 18 лет (пункт 2 статьи 6 Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III (далее — Семейный кодекс) и п. 1 статьи 32 ГК).

Регистрация в Государственном реестре малолетнего или несовершеннолетнего лица может быть осуществлена на основании учетной карточки по форме № 1ДР, поданной и подписанной таким лицом или его родителями (усыновителями, опекунами).

Следовательно, если ребенок не имеет обязанностей по уплате налогов, не получает доходов, которые подлежат налогообложению, и не подпадает под определение налогоплательщика, оснований для включения сведений о нем в Государственный реестр и присвоения ему идентификационного номера не имеется. При этом принудительно или без предоставления надлежащим образом оформленной и подписанной учетной карточки по форме № 1ДР не могут быть включены сведения о ребенке в Государственный реестр и осуществлено присвоение ему индивидуального идентификационного номера налогоплательщика.

Если же доходы у ребенка имеются, то платить налоги он обязан. Что касается освобождения от обязанности предоставления декларации несовершеннолетних детей независимо от видов и сумм полученных ими доходов, предусмотренного пунктом 18.4 статьи 18 Закона № 889, то это освобождение касается только тех несовершеннолетних детей, которые находятся на полном иждивении других лиц и/или государства по состоянию на конец отчетного налогового года. Следовательно, несовершеннолетние, которые не находятся на полном иждивении других лиц, от обязанности представления годовых налоговых деклараций не освобождены. В то же время, малолетние дети, которыми согласно пункту 2 статьи 6 Семейного кодекса являются дети до достижения 14 лет, Законом № 889 не лишены обязанности предоставления годовых налоговых деклараций.

Учитывая нормы законодательства, в частности, Конституции, Семейного кодекса, относительно того, что родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия и управлять причитающимся малолетнему ребенку имуществом в его интересах, без специальных на то полномочий, а также на основании пункта 1 статьи 242 Гражданского кодекса Украины, в соответствии с которым родители являются законными представителями своих малолетних и несовершеннолетних детей, подать годовую декларацию за несовершеннолетнего и малолетнего ребенка и обеспечить уплату налога с доходов физических лиц в соответствии с Законом № 889 должны родители.

Если же ребенок из-за своих религиозных или других убеждений отказывается от принятия идентификационного номера, то после достижения им 16-летнего возраста и получения паспорта гражданина Украины, вопрос о внесении в его паспорт отметки о наличии права осуществлять любые платежи без идентификационного номера может быть решен в соответствии с Порядком об отметке.

Присвоение идентификационных номеров несовершеннолетним лицам осуществляется в соответствии с пп. 2.3 Положения о карточке физического лица — налогоплательщика: “Карточки несовершеннолетним гражданам, независимо от их возраста, выдаются одному из родителей при наличии свидетельства о рождении ребенка и личного паспорта гражданина Украины одного из родителей или его паспортного документа с определенным местом проживания и отметкой о регистрации ребенка”.

Олег Данилов, консультант

“Бухгалтерия. Налоги. Бизнес.” № 27, 13 июля – 19 июля 2007